В Москве будет отслужена панихида по генералу Владимиру Каппелю
Традиция поминовения Георгиевского кавалера в день памяти князя Владимира возникла в 20-е годы прошлого века
28 июля 2019 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, по благословению наместника Донского монастыря викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Бронницкого Фомы в 12.00 на могиле генерала Владимира Каппеля состоится торжественная панихида, принять участие могут все желающие.
Традиция поминовения генерала Каппеля в день памяти князя Владимира возникла в далекие 20-е годы прошлого века, когда рассеянные по всему свету каппелевцы во Владимиров день собирались в китайском городе Харбине у стен Свято-Иверского (Офицерского) храма, где упокоился Каппель. Эта благочестивая традиция была возрождена в России в 2007 году, когда в Донском монастыре состоялась торжественная церемония перезахоронения останков генерала Каппеля.
С тех пор в разных уголках России в этот день все почитатели белого генерала поминают его бессмертную душу и молятся о его упокоении в Царстве Небесном. Особо чтят генерала участники экспедиции по обнаружению его останков в Китае и перенесению их в Москву.
«Традиция поминать генерала Каппеля во Владимиров день во многом связывает нынешнюю Россию с той Российской империей, которую до конца своих дней защищал Георгиевский кавалер Владимир Каппель. Отрадно, что владыка Фома откликнулся на нашу просьбу и благословил совершить особое поминовение воина Владимира в день памяти его именитого святого», — отметил Александр Алекаев.
Генерал-лейтенант В.О.Каппель родился в 1883 г. в офицерской семье. Каппель был участником Первой мировой (Великой) и Гражданской войн (к 1917 г. был в звании подполковника), и по праву считается одним из наиболее знаковых офицеров Белого движения на Востоке России. Он зарекомендовал себя как храбрый офицер, до конца сохранивший долг присяге. Владимир Каппель лично водил в атаки подчиненные ему части, всегда заботился о вверенных ему солдатах. Показательно, что во время Сибирского Ледяного похода зимой 1920 г., после смерти В.О.Каппеля, находившегося тогда уже в должности главнокомандующего белыми армиями Восточного фронта, простые русские солдаты не бросили его тело, а совершили с ним тяжелейший переход через озеро Байкал, чтобы достойно предать в Чите земле тело своего любимого командира. В 1922 г. во время исхода белых за пределы России прах генерала был вывезен соратниками для перезахоронения в Китай, в котором нашли свой последний приют тысячи русских воинов.
Останки В.О.Каппеля долгое время покоились в земле Харбина, у северной стены Свято-Иверской церкви, до сих пор известной как «Офицерская». В 1920—1930 годы в ограде Иверской церкви в Харбине на могиле В.О.Каппеля ежегодно совершалась панихида, на которую собирались многочисленные соратники генерала по Белой борьбе. В 1940-е годы, с началом Второй мировой войны, по вполне понятным причинам традиция была нарушена. Позже, по указанию гражданских властей из Москвы был разрушен и сам памятник на могиле Владимира Оскаровича — мраморный крест с терновым венком. Этот памятник сейчас полностью воссоздан в Донском монастыре на могиле генерала.
Русская линия
В Крыму установят памятник святому апостолу Андрею Первозванному
Инициатором установки монумента выступило Российское военно-историческое общество
Памятник святому апостолу Андрею Первозванному будет установлен на одной из смотровых площадок у Крымского моста на востоке Крыма, сообщает РИА Новости со ссылкой на министерство культуры республики.
Инициатором установки монумента выступило Российское военно-историческое общество.
«Крымчане поддержат такую красивую историю, чтобы первым всех гостей с Крымского встречал святой апостол Андрей Первозванный. Он, по свидетельствам историков, культурологов, церковным традициям, очень много времени провёл в Тавриде, и путь его начинался именно с Керчи», — сказала глава ведомства Арина Новосельская.
«Место установки подобрано. Это самое смотровое место со стороны моста. Площадка примерно около 1,3 гектара. Мы понимаем, где памятник будет установлен», — сказала она.
Новосельская уверена, что монумент станет местом туристического и духовного притяжения. Проект памятника пока не разработан. Для реализации проекта будет создан оргкомитет. Ориентировочно сроки завершения работ по строительству памятника — 2022−2023 годы.
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: «Авторитет Константинопольского Патриарха в православном мире существенно подорван»
Действия, совершённые Патриархом Варфоломеем на Украине, стали причиной того, что он оказался в изоляции, заявил председатель ОВЦС МП
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в интервью РИА Новости заявил о полном провале планов Патриарха Константинопольского Варфоломея относительно Украины.
По словам владыки, Патриарху Варфоломею «обещали, что как только он выдаст Украине томос об автокефалии, в новосозданную структуру вольются и архиереи канонической Украинской Православной Церкви. А этого не произошло, да и не могло произойти. Не может каноническая Церковь объединиться с расколом, даже если он легализован бумагой из Константинополя».
«Патриарху Варфоломею обещали, что Порошенко останется у власти и доведёт дело насильственного вовлечения в новосозданную автокефалию епископата, духовенства и верующих УПЦ. Но Порошенко у власти не остался, а новый президент Украины не вмешивается в церковные дела, и это делает ему честь. Каждый должен заниматься своим делом: политики политикой, а церковные деятели церковными делами», — отметил иерарх.
«Патриарху Варфоломею обещали создание ставропигий под его непосредственным началом, но и это обещание выполнено лишь частично. Тот храм, который Порошенко выделил под Константинопольский „экзархат“, стоит в лесах, паствы там нет, и так называемый „экзарх“ скучает и бездействует», — продолжил владыка Иларион.
По словам председатель ОВЦС, попытка Порошенко и Патриарха Варфоломея объединить неканонические церковные структуры на Украине тоже не увенчалась успехом. «Не удалось объединить не только всех православных верующих Украины, но даже раскольников между собой. Так называемый „объединительный собор“, прошедший в Киеве в декабре, обеспечил слияние двух групп раскольников в одну, и это было представлено как выдающееся достижение. Лидеры раскола были „восстановлены“ в священном сане, хотя большинство из них, за исключением лжепатриарха Филарета Денисенко, такового никогда не имели. Что мы видим несколько месяцев спустя? Что раскол раскололся внутри себя. А главный идеолог раскола, который на протяжении более четверти века был его основным двигателем, объявил о выходе из ПЦУ и воссоздании „Киевского патриархата“», — отметил владыка.
Говоря о том, как сегодня в православном мире оценивают действия Константинопольского Патриарха на Украины, митрополит Иларион заявил:
«Действия, совершённые Патриархом Варфоломеем, стали причиной того, что он оказался в изоляции. Ни одна Поместная Церковь не признала «ПЦУ», некоторые выступили решительно против. Недовольство действиями Патриарха Варфоломея имеется и в его окружении, и шире среди иерархов Константинопольского Патриархата, и на Афоне, и в Поместных Православных Церквах.
Некоторые Предстоятели Церквей обратились к Патриарху Варфоломею с предложением созвать синаксис для обсуждения создавшейся ситуации, но он наотрез отказался. Потому что понимает, что поддержку не получит. Авторитет Константинопольского Патриарха в православном мире существенно подорван. А раскол на Украине так и остается не уврачеванным".
Русская линия
Бывший Патриарх Ириней просит отпустить его из Израиля в Грецию
Элладская Православная Церковь уже изъявила желание принять больного иерарха у себя в Геронтологическом центре
Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним сообщил представителям СМИ, что бывший Патриарх Иерусалимский Ириней, который после своего низложения многие годы жил в Иерусалиме и не выходил на публику, обратился к Элладской Православной Церкви с просьбой принять его в своём Центре геронтологии и социальной поддержки, сообщает агентство «Ромфея».
Бывший Патриарх Иерусалимский Ириней испытывает серьёзные проблемы со здоровьем, не так давно он во второй раз был госпитализирован в больницу после перенесённого им отёка легких и приступа сердечной аритмии.
В настоящее время он находится в монастыре Святого Герасима Иорданского. Это мужской монастырь Иерусалимской Православной Церкви, находящийся на территории Западного берега реки Иордан на юго-востоке от Иерихона, в посёлке Дейр-Хаджла, в шести километрах от Мертвого моря.
Поскольку состояние здоровья бывшего Патриарха Иринея не улучшается, он обратился за помощью к греческому консульству. Бывший Патриарх хочет получить свой паспорт, который хранится в Иерусалимском Патриархате, для поездки в Грецию. Кроме того, он просит Архиепископа Иеронима помочь ему и принять в Центр геронтологии, который недавно был открыт, чтобы полностью восстановиться.
В связи с этим Предстоятель Элладской Православной Церкви уже проинформировал Геронтологический центр о том, что с 1 сентября они должны быть готовы принять бывшего Патриарха и обеспечить ему должное жильё и уход.
Русская линия
Патриарх Иерусалимский Феофил ищет управу на Израиль в США
Глава Иерусалимского Патриархата провёл ряд встреч с американскими политикам и рассказал им о нарушении еврейскими властями статус-кво на Святой Земле
Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III в ходе своего визита в США провёл ряд встреч с американскими политиками, религиозными деятелями и лидерами гражданского общества с целью повышения осведомленности американского общества об угрозах, с которыми сталкивается христианское присутствие на Святой Земле, и особенно в Иерусалиме, сообщает греческое агентство «Ромфея».
Причиной беспокойства иерусалимских христиан являются действия еврейских властей, которые посягают на изменение статус-кво на Святой Земле и стремятся передать ряд церковных строений Иерусалимского Патриархата представителям иудаизма. В результате этого для христиан может оказаться закрыт доступ к Яффским воротам.
В связи с этим Патриарх Феофил III возглавил делегацию от Святой Земли, отправившуюся в США и представляющую единую позицию по данному вопросу православных, католиков и протестантов.
Предстоятель Иерусалимской Церкви и сопровождающая его делегация приняли участие в Конференции министров иностранных дел по содействию свободе вероисповедания, которая состоялась в Вашингтоне, округ Колумбия, с участием десятков министров иностранных дел со всего мира. Он встретился с министрами и различными политическими деятелями, проинформировал их о положении христиан в Иерусалиме и состоянии христианских и мусульманских святых мест, которые страдают от нарушений со стороны еврейских властей и радикальных иудеев.
Патриарх также проинформировал министров о последних событиях, касающихся собственности Яффских ворот, попросив их призвать еврейское правительство отказаться от своей политики изменения статус-кво на Святой Земле.
Патриарх Иерусалимский встретился с официальными лицами в Белом доме, Государственном департаменте, Международном бюро религиозной свободы, USAID и большим числом членов Сената и Палаты представителей, где он касался всё той же темы. При этом Патриарх Феофил предупредил, что захват поселенцами владений Яффских ворот будет иметь катастрофические последствия для христиан всего мира, а не только для христиан Святой Земли.
Русская линия
Синод Иерусалимской Церкви снял прещения с Патриарха Иринея
Бывший Предстоятель Иерусалимского Патриархата восстановлен в епископском звании
25 июля 2019 года Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви, заседание которого проходило под председательством Патриарха Феофила, снял все канонические прещения с бывшего Иерусалимского Патриарха Иринея, которого низложили в 2005 году, сообщает СПЖ со ссылкой на греческое информационное агентство Ромфея.
В частности, по информации агентства, владыка Ириней восстановлен в епископском достоинстве и будет отныне именоваться «бывшим Патриархом».
В официальном заявлении Синода Иерусалимской Православной Церкви сказано, что решение о восстановлении Иринея в епископском достоинстве принято, помимо прочего, в связи с ухудшением состояния его здоровья. В частности, он попал в больницу с отёком легких и сердечной аритмией.
После выписки из больницы иерарх находится монастыре преп. Герасима Иорданского, где ему не смогли обеспечить должный уход.
В свою очередь 25 июля, предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Иероним пригласил бывшего Патриарха Иринея в новооткрытый Геронтологическом центр Афинской архиепископии.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем первого Царя Династии Романовых Михаила Федоровича и генерала от кавалерии А.А.Киреева
С этими июльскими днями связано многое в жизни Царя Михаила. Он родился 12 июля 1596 г., венчался на царство 11 июля 1613 г., а скончался в ночь с 12-го на 13-е. Он был сыном Федора Никитича Романова (в иночестве Филарета, третьего Патриарха Московского) и Ксении Ивановны Шестовой (в иночестве Марфы), доводился двоюродным племянником последнему Царю Династии Рюриковичей Федору Иоанновичу. 21 февраля 1613 г. на Великом Земском Соборе, завершившем смуту на Руси, был «обран», как тогда выражались, Государем. В это время 16-летний отрок жил со своей матерью в селе Домнино, костромской вотчине Романовых, где едва не был убит поляками (спас Царя крестьянин Иван Сусанин), затем в Ипатьевском монастыре, близ Костромы. Юному царю досталась разоренная смутой страна. Государственная казна была пуста, в городах и весях разбойничали поляки и казацкие шайки, в Астрахани был Заруцкий с Мариною Мнишек, Смоленск был в руках поляков, Новгород — в руках шведов.
Однако постепенно дела пошли на лад. Стали истребляться разбойничьи шайки, Заруцкий вместе с сыном Марины Мнишек казнен, Марина посажена в тюрьму. В 1617 г. Россия заключила Столбовский мир со Швецией, по которому к ней вернулись захваченные шведами Новгород, Старая Русса, Ладога, Порхов и другие города, но Швеция сохранила за собой все побережье Финского залива, лишив Россию выхода к Балтийскому морю. Кроме того, шведам пришлось заплатить 20 тыс. рублей. В 1618 г. Россия заключила Деулинское перемирие с Польшей на 14 лет и 6 месяцев. В руках поляков остались Смоленск, Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и другие Северские земли, но в 1619 г. вернулся из польского плена отец Михаила Федоровича митрополит Филарет, ставший вскоре Патриархом. С этих пор и вплоть до своей смерти в 1633 г. Патриарх Филарет правил страной совместно с Царем. Известный русский историк С.Ф.Платонов писал: «И вот началась энергичная и умелой рукой направленная работа над водворением порядка в стране. Все стороны государственной жизни обратили на себя внимание правительства. С участием Филарета начались заботы о финансах, об улучшении администрации и суда и об устройстве сословий. Когда в 1633 г. Филарет сошел в могилу, государство Московское было уже совсем иным в отношении благоустройства — не все, конечно, но очень много для него сделал Филарет». Возобновилось интенсивное строительство засечных черт против крымских татар, происходила дальнейшая колонизация Сибири. В 1618 г. основан Енисейск, в 1628 г. — Красноярск, в 1631 г. — Братский острог, в 1631 г. — Якутск, в 1636 г. — Тамбов и несколько других городов. В 1630−32 гг. правительство начало формирование регулярной армии, в том числе первых рейтарских (конных) полков.
Народ любил Михаила Федоровича, сказание XVII в. говорит о нем: «Был царь молод, когда сел на царство. но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил, во всем был подобен прежнему благоверному царю и дяде своему Федору Ивановичу». Царь был женат дважды на княжне Марии Владимировне Долгорукой и на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, имел детей Ирину, Пелагею, Алексея (будущий Государь Алексей Михайлович), Анну, Марфу, Ивана, Софью, Татьяну, Евдокию, Василия (все от второго брака). Умер в Москве в ночь с 12 на 13 июля 1645 г. и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Александр Алексеевич Киреев родился 23 октября 1833 г. и с детства рос в атмосфере славянофильских идей. Родовое имение Киреевых в Тульской губернии часто посещали соседи А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, семья Аксаковых, поэтому Киреев называл себя «славянофилом по происхождению». Образование получил в Пажеском корпусе, по окончании которого определился в элитный л.-гв. Конный полк. Однако началом Крымской войны перевелся в армейскую часть, чтобы отправиться на театр военных действий. Вернувшись с войны, на которой он проявил большую храбрость и получил ряд наград, молодой офицер стал в 1856−59 гг. вольнослушателем Петербургского университета. В 1862 г. Киреев как один из самых образованных и исполнительных офицеров стал адъютантом великого князя Константина Николаевича, Наместника в Царстве Польском. Киреев принимал участие в подавлении польского мятежа 1863 г., дослужился до чина генерала.
Киреев получил известность как активный публицист славянофильского направления. Он сотрудничал в «Русском обозрении», «Богословском вестнике», «Церковных ведомостях» и других изданиях. Ревностный христианин, «воцерковленный солдат», как называл себя Киреев, он стал в 1872 г. одним из основателей, а впоследствии руководителем Петербургского отделения «Общества любителей духовного просвещения». Как истинно русского человека Киреева волновала судьба балканских славян, он стал одним из создателей Петербургского Славянского комитета. В период восстания герцеговинских сербов против турок в 1875 г. он организовал специальную Герцеговинскую комиссию, которая оказывала всестороннюю, в т. ч. и военную, помощь балканским славянам. Тысячи русских добровольцев отправились с помощью Славянских комитетов в Сербию.
Киреева волновала проблема религиозного раскола славян на православных и католиков. Он отрицательно относился ко всем проектам «слияния церквей», предлагаемым В.С.Соловьевым, с которым Киреев вел многолетнюю полемику. Он искал единомышленников среди инославных, стремясь найти то общее, что объединяло христиан. Киреев много печатался в «Международном богословском обозрении», издававшемся профессором Бернского университета Мишо. В 1870-х гг. Киреев много занимался установлением связей со «старокатоликами» (католики, не признавшие принятый на Ватиканском соборе 1870 г. догмат о непогрешимости Папы). Киреев увидел в старокатоличестве исторический шанс воссоединения большинства христиан. Он развернул обширную переписку со старокатоликами, высказывая надежду, что старокатоличество выбьет из западных славян все «латинствование» и духовно объединит славян. К сожалению, эта надежда не оправдалась.
На рубеже XIX—XX вв. Киреев был одним из виднейших политических теоретиков славянофильства. Он предложил собственную концепцию Самодержавия, выделяя три вида монархии: 1) бюрократическую (абсолютная монархия с опорой на чиновничество, сущность которой выражена в формуле «Государство — это я!»); 2) славяно-русскую (много умов, но одна воля); 3) парламентскую (много умов и много воль). Киреева очень волновало распространение неверия и западных теорий среди молодежи. Этому посвящена его брошюра «Россия в начале XX века» (1903), представляющая собой письма к Государю Николаю II. Киреев писал о том, что у России в новом веке два пути: или опрокинуться в конституцию и правовой беспорядок, или «вернуться домой» к истокам национальной жизни. Скончался генерал-славянофил в 1910 г. в Павловске, где провел последние годы жизни.
Русская линия
V Международный фестиваль православного пения «Просветитель» открывается на Валааме
V Свято-Владимирский фестиваль православного пения «Просветитель», приуроченный ко дню памяти равноапостольного князя Владимира, пройдет 27−28 июля на певческом поле Cпасо-Преображенского Валаамского монастыря, передает Интерфакс-Религия.
«Ставший традиционным религиозным, музыкальным и культурным мероприятием Валаамской обители, фестиваль православного пения объединит коллективы и сольных исполнителей из различных городов России, а также Болгарии, Армении и Сербии. Приглашенные музыкальные коллективы представят специальные программы, чтобы продемонстрировать все многообразие православной культуры «, — говорится в сообщении организаторов мероприятия.
Среди участников юбилейного фестиваля — хор Валаамского монастыря, национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле», молодежный камерный хор Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, хор братии Соловецкого монастыря, а также Дивна Любоевич и хор «Мелоди» из Сербии, хор «Аратэ» (Армения) и хор «Bulgarian Voices Angelite» (Болгария).
В дни проведения мероприятий для гостей фестиваля будут организованы дополнительные рейсы судов из Приозерска и Сортавалы. Желающие смогут также посетить фестиваль в рамках круизных туров из Петербурга.
Фестиваль проводится по благословению патриарха Кирилла с 2015 года и служит сохранению исторического и культурного наследия России, возрождению традиций православного пения.
Русская линия
В Москве пройдет III Международная научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение»
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась подготовка к III Международной научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение».
Конференция пройдет при поддержке федеральных органов исполнительной и законодательной власти, Межрелигиозного совета России, экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, Федерального учебно-методического объединения по теологии. Основным организатором конференции выступает Ассоциация образовательных организаций «Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА)», сообщает Патриархия.ru.
Международный этап конференции состоится в Москве 5 ноября 2019 года на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Международному этапу предшествует этап региональных и межрегиональных мероприятий, которые пройдут с 1 по 31 октября в соответствии с планом Научно-образовательной теологической ассоциации на базе и при поддержке ведущих высших учебных заведений — членов НОТА.
Основные направления работы конференции 2019 года:
Теология и религия. Теология и религиозные традиции: религиозно-конфессиональный характер теологии. Единство и специфика религиозных традиций в подходах к теологии. Теология в светском научно-образовательном пространстве: ценностно-мировоззренческая и воспитательная роль теологии в подготовке современных кадров с высшим образованием.
Теология и культура. Роль теологии в сохранении и развитии традиционных ценностей духовной и материальной культуры народов России. Теология и историческая память. Теология и гуманитарная культура: язык, литература, искусство, архитектура. Теология и религиозный фактор в межкультурном, межнациональном (межэтническом) и международном диалоге.
Теология и просвещение. Теология и изучение религиозных культур в системе школьного и дошкольного образования. Теология и проектирование современных систем духовно-нравственного просвещения, гражданско-патриотического воспитания. Теология и забота о нравственном и физическом здоровье граждан.
Председатель оргкомитета — митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, президент НОТА.
Секретариат конференции принимает обращения по поводу участия вузов и индивидуальных заявок на участие по электронной почте conference2019@doctorantura.ru.
Русская линия
В Москве прошла научно-практическая конференция «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Ольги»
23 июля 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялась научно-практическая конференция «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Ольги». Организаторами мероприятия выступили «Союз православных женщин» и Общество в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги, сообщает Патриархия.ru.
В конференции, приуроченной к празднованию 1050-летия со дня преставления великой княгини Ольги, принял участие руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин. Священник передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также поблагодарил Н.Б. Жукову, председателя правления «Союза православных женщин», и всех «ольгинцев» за усилия по организации форума.
«Поздравляю всех с возможностью почтить церковную и историческую память святой равноапостольной великой княгини Ольги и призываю постараться сделать все возможное, чтобы наш труд послужил во славу Церкви, во славу Отечества и в назидание будущим поколениям», — обратился к присутствующим протоиерей Димитрий Рощин.
После приветственных слов были заслушаны научные доклады на тему государственной, церковной и культурной деятельности святой.
В завершение мероприятия состоялось театрализованное представление, посвященное памяти княгини Ольги.
Русская линия
На месте палаточного лагеря в «Холдоми» отслужили панихиду по детям, погибшим в результате пожара
25 июля на месте трагического происшествия в «Холдоми» в Солнечном районе была совершена панихида по детям, погибшим в результате пожара в палаточном городке, сообщает сайт Амурской епархии.
Заупокойное богослужение возглавил иерей Ярослав Савицкий, настоятель Свято-Покровского храма поселка Солнечный, Благочинный Солнечного округа в сослужении иерея Андрея Гутовича, секретаря Амурской епархии.
Русская линия
Константинопольский Патриархат проведет Международную конференцию «Богословское наследие о. Георгия Флоровского»
Константинопольский Патриархат организует Международную конференцию «Богословское наследие о. Георгия Флоровского». Конференция состоится в Стамбуле 1 — 3 сентября 2019 года, в связи с 40-летием со дня смерти выдающегося русского православного мыслителя.
Константинопольский Патриарх Варфоломей объявил, что откроет международную конференцию, в которой примут участие иерархи, духовенство, ученые-богословы «из университетов со всего мира», передает Седмица.Ru со ссылкой на греческое информагентство «Ромфея».
Стоит отметить, что отец Георгий Флоровский был богословом и философом, идеи которого оказали огромное влияние на развитие православного богословия в двадцатом веке и продолжают оставаться актуальными и сегодня. Он призывал к решительному возвращению к святоотеческим истокам и источникам и духу отцов древней Церкви, а также считал необходимым ответ Церкви на важнейшие исторические вызовы нашего времени. В основе богословия Георгия Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза» и возвращения к святоотеческой традиции древней Церкви («Вперед — к Отцам»). Крупнейшие труды протоиерея Георгия Флоровского: «Восточные отцы IV века», «Византийские отцы V—VIII вв.» и «Пути русского богословия».
Очевидно, что Фанар проводит конференцию, посвященную наследию отца Георгия Флоровского, не случайно: в контексте нынешнего юрисдикционного конфликта между Константинопольским и Московским Патриархатами фигура Флоровского должна подчеркнуть и обосновать претензии Фанара на универсализм и представить его в качестве носителя столь же передовых идеалов, какими некогда вдохновлялся отец Георгий Флоровский.
Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский родился 28 августа (9 сентября) 1893 года в Елисаветграде (Российская империя; ныне г. Кропивницкий, Украина) в семье православного священника. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета (ныне — Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова). В 1920 году был утвержден в звании приват-доцента, но тогда же эмигрировал, вначале в Болгарию, а затем — в Прагу. В 1922 году в Праге женился на Ксении Ивановне Симоновой. Преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета и в Высшем коммерческом институте, где читал курс истории русской литературы. В 1923 году защитил магистерскую диссертацию «Историческая философия Герцена». В Праге состоял в «Братстве святой Софии», основанном протоиереем Сергием Булгаковым, с которым он впоследствии радикально разошелся во взглядах. Там же он, наряду с Н. С. Трубецким, П. Н. Савицким, П. П. Сувчинским и др., стал одним из основателей евразийского движения, однако его связь с этим направлением продлилась недолго. В 1923 году принимал участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове (Чехословакия). В 1926 году переехал в Париж, приняв приглашение на кафедру патрологии в только что открывшемся там Свято-Сергиевском богословском институте. Приобрел широкую известность как патролог, не имея при этом специального богословского образования, — был в этой области блестящим самоучкой. Состоял в обществе «Икона». Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (в 1926—1939 и 1947—1948 гг.). В 1931 году был рукоположен в сан диакона, а в 1932 году — в сан священника митрополитом Евлогием (Георгиевским), экзархом Западной Европы Константинопольского Патриархата. Начало Второй мировой войны застал летом 1939 года в Белграде. Проведя в Югославии годы войны, в 1944 году оказался в Праге у брата. В 1945 году вернулся в Париж. Поскольку кафедра патрологии в Свято-Сергиевском богословском институте к тому времени была занята архимандритом Киприаном (Керном), преподавал нравственное богословие. В 1948 году по приглашению митрополита Феофила (Пашковского) переехал в Нью-Йорк, где стал профессором догматического богословия, патрологии и пастырского богословия, а затем деканом Свято-Владимирской духовной семинарии. В 1954 году избран президентом Национального совета церквей в США. С 1956 по 1964 год — профессор церковной истории в Гарвардском университете. В 1964 году вышел на пенсию и переехал в Принстон, где работал приглашенным профессором на кафедре славистики и богословия Принстонского университета. Скончался 11 августа 1979 года в Принстоне. Отпевание совершено в церкви св. князя Владимира в Трентоне.
Русская линия