Элладская Православная Церковь выступила против отделения Церкви от Греческого государства
Архиерейский Собор принял решение продолжить церковно-государственный диалог по этой теме посредством специального Комитета
Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви, заседания которого начались 19 марта 2019 года в Афинах, подтвердил прежнюю негативную позицию Церкви относительно инициативы властей о выводе священнослужителей из состава госслужащих и заявил о том, что в Греции должна быть сохранена прежняя система выплаты зарплат священникам и архиереям за счёт государственного бюджета, сообщает «Ромфея.Новости».
Таким образом греческое священноначалие поддержало решение Синода от 16 ноября 2018 года, в котором отвергались соответствующие предложение греческих властей.
Иерархия также поздравила специальный Комитет по церковно-государственному диалогу с первым днём заседания и выступила с одобрением его деятельности, а также заявила о необходимости поиска компромисса в взаимоотношениях Церкви и государства.
В частности, Архиерейский Собор считает, что диалог должен быть продолжен по следующим вопросам: число и список постоянных должностей духовенства и церковных служащих, компенсация за экспроприированное церковное имущество до 1939 года, управление церковным имуществом.
Иерархия выразила свое полное несогласие с попыткой пересмотра Конституции и выразила надежду на то, что следующий парламент не станет вносить изменения в статьи Конституции, касающиеся религиозной, культурной и социальной особенностей греческого народа и защиты семьи, которая является краеугольным камнем общества.
В заключение священноначалие Элладской Православной Церкви направило послания лидерам всех парламентских партий, чтобы проинформировать их о позиции Церкви до первого голосования парламента 12 февраля по предложенным поправкам к статьям 3, статье 13(5), статье 21(1), статье 33(2) и статье 59(1−2) Конституции.
Русская линия
Архиепископ Афинский Иероним: С Русской Православной Церковью у нас полное взаимопонимание
Предстоятель Элладской Православной Церкви в праздник Торжества Православия посетил званый обед в российском посольстве в Афинах
Не так давно греческие СМИ сообщили о том, что Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви отказался рассматривать украинский вопрос и таким образом отложил тему признания или непризнания «ПЦУ» в долгий ящик, что вызвало явное раздражение на Фанаре.
Сегодня же стало известно, что накануне открытия Собора Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним посетил российское посольство, где заявил о полном взаимопонимании с Русской Православной Церковью, сообщает украинское издание «Вести».
Посольство России в Афинах устроило традиционный званый обед по поводу праздника Торжества Православия. Это мероприятие посетили заместитель министра иностранных дел Греции Маркос Боларис, Архиепископ Афинский Иероним и члены Синода Элладской Православной Церкви.
Греческие СМИ сообщают о том, что участвуя в торжествах, Архиепископ Иероним отметил братские отношения между Грецией и Россией, а также между Русской и Элладской Православными Церквями.
«Эта трапеза устраивается каждый год по случаю великого дня Православия, но в этом году она приобретает особое значение из-за противоречий Вселенского Патриархата и Московского Патриархата», — заявил в посольстве России.
Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним поблагодарил за тёплый приём и отметил, что «народы Греции и России являются братскими народами, а Церкви Греции и России связаны любовью и взаимопониманием, которые основаны на прочной основе общей веры».
Перед этим заместитель главы греческого МИДа Маркос Боларис присутствовал на Литургии в честь Торжества Православия, которую совершил Патриарх Варфоломей. После общения с Патриархом, он вместе с представителями Элладской Православной Церкви отправился в российское посольство, где Архиепископ и заверил посла в том, что между Русской и Элладской Православной Церквами царит полное взаимопонимание.
Русская линия
Карен Шахназаров: «У храма должен быть один хозяин, и в данном случае это Церковь»
Гендиректор «Мосфильма» поддержал просьбу Русской Православной Церкви вернуть верующим Андроников монастырь в Москве
Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров считает, что Спасо-Андроников монастырь должен принадлежать Церкви. «Истинный хозяин всё-таки Церковь. Я не понимаю сути этого конфликта, не понимаю обвинения в клерикальности. Храм для чего построен? Чтобы люди молились. У храма должен быть один хозяин, и в данном случае это Церковь», — сказал К. Шахназаров журналистам в среду, отвечая на вопрос «Интерфакса».
При этом гендиректору «Мосфильма» понятна полемика, которая время от времени разгорается в обществе в связи с передачей исторических храмов верующим. «Некоторые храмы, безусловно, представляют художественную ценность, и тут государство должно содействовать и помогать, чтобы они сохранялись», — отметил он.
К.Шахназаров указал на пример Италии, где все храмы принадлежат Церкви, но «это не мешает им быть местом, куда люди приходят посмотреть произведения искусства, причём такие произведения, которые представляют колоссальную ценность, и ничего с ними не происходит». «В Риме или во Флоренции куда не зайдешь — тут Джотто, тут Мазаччо, Микеланджело, всё работает», — заключил режиссер.
В конце января патриарх Кирилл обратился к главе Росимущества Вадиму Яковенко с просьбой передать Церкви Спасо-Андроников монастырь, на территории которого ныне располагается Музей Андрея Рублева. В Минкультуры в связи с этим указали на «определенное напряжение» в музейном сообществе в связи с формулировками действующего закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».
Русская линия
ФСБ продолжает хранить тайны ВЧК, ОГПУ и НКВД
По требованию представителей общественности ФСБ сняла гриф секретности с дела адмирала Колчака, однако доступ к нему по-прежнему закрыт
ФСБ России рассекретила уголовное дело адмирала Александра Колчака. Но исследователи не смогут ознакомиться с ним, так как представители этой спецслужбы крайне неохотно рассказывают о злодеяниях своих предшественников из ЧК и НКВД. Формальным поводом для отказа в доступе к делу стало то, что адмирал, расстрелянный без суда, не был реабилитирован, сообщает газета «Коммерсант».
Правозащитная группа «Команда 29» намерена через суд получить доступ к материалам дела. Обнародование документов поднимет в обществе дискуссию о том, на каких основаниях большевики расстреляли адмирала, отметил добившийся решения от ФСБ житель Санкт-Петербурга Дмитрий Остряков.
В сентябре 2018 года он направил в спецслужбу запрос о рассекречивании, указав, что часть информации из дела уже излагалась ранее в Смоленском районном суде Санкт-Петербурга по делу о демонтаже мемориальной доски адмирала и опубликована на сайте суда.
В ноябре Центральный архив ФСБ России сообщил ему, что материалы дела переданы для экспертной оценки. А в этом году заместитель начальника Центрального архива ФСБ России Николай Иванов уведомил Дмитрия Острякова: «Сообщаем, что указанное дело рассекречено в установленном порядке». Вместе с тем в архиве подчеркнули, что доступ к делам лиц, подвергшихся политическим репрессиям, но не реабилитированных, ограничен. Точнее, как показывает российская практика, полностью закрыт.
Проблема с доступом к уголовным делам лиц, которым было отказано в реабилитации, есть давно, и пока у неё нет решения, сообщил газете «Коммерсант» зампред совета научно-просветительского центра «Мемориал» Никита Петров, один из ведущих специалистов по истории органов ВЧК-ОГПУ-НКВД. «В законах вообще нет запрета на ознакомление с делами в зависимости от того, были ли люди реабилитированы или нет», — обратил внимание эксперт. Суды же принимают решения об отказе на основании п. 5 приказа Минкульта России, МВД России и ФСБ России от 25 июля 2006 года № 375/584/352. И хотя п. 5 гласит, что документ не регулирует вопросы доступа к материалам дел в отношении нереабилитированных лиц, тут же добавляется, что гражданам на обращения по доступу к материалам дел по лицам, которым отказали в реабилитации, «выдаются справки о результатах пересмотра».
В итоге «Мемориалу» ещё ни разу не удалось добиться получения дел на нереабилитированных. Эксперты говорят, что ФСБ не может ответить, при каких условиях дела на нереабилитированных могут быть открыты: «Получается, что они закрыты навечно? Но „навечно“ не бывает. Закон „Об архивном деле“ говорит о 75-летнем сроке с момента создания документов, в которых есть личная тайна. А закон „О государственной тайне“ предусматривает срок в 30 лет, который продлевается в исключительных случаях», — отметил Никита Петров.
По оценкам эксперта, количество нереабилитированных жертв политических репрессий составляет сотни тысяч человек: «Дело Колчака — это вопиющий пример. Сколько ждать, чтобы с ним ознакомиться? 100 лет? 300 лет?»
Русская линия
Минздрав РФ продолжит борьбу с алкоголизмом в России
В ведомстве подготовили проект об увеличении возраста продажи алкоголя до 21 года
Минздрав России подготовил законопроект о запрете на продажу алкогольной продукции гражданам младше 21 года. Копия документа размещена на портале проектов нормативных правовых актов. Речь идёт о запрете продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5%, сообщает газета «Ведомости».
Если законопроект будет принят в ближайшее время, то соответствующий закон вступит в силу в январе 2020 года. Сейчас алкоголь могут купить только лица старше 18 лет после предъявления паспорта.
В декабре 2018 года ведомство объявило о начале подготовки законопроекта об увеличении возраста продажи крепкого алкоголя. Глава Минздрава Вероника Скворцова говорила, что употребление алкоголя в молодом возрасте в будущем может стать причиной возникновения алкоголизма.
«Физически человек созревает к 18 годам и может заниматься спортом, cлужить в армии и т. д. А вот психологически он созревает в среднем к 21 году», — пояснял главный нарколог ведомства Евгений Брюн. Он также предлагал разрешить продажу табака и табачной продукции с 21 года.
Таким образом, власти настроены продолжать борьбу с табачной и алкогольной зависимостью в России.
Русская линия
Никакого милосердия не будет
Апелляционная палата Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов ужесточила приговор Радовану Караджичу до пожизненного заключения
На Западе по-прежнему не любят сербов, а бомбардировки Сербии со стороны НАТО хоть и ушли в прошлое, но отголоски той войны в центре Европы до сих пор дают о себе знать. Так получилось, что накануне очередной годовщины начала этих бомбардировок президент Сербии Александр Вучич призвал сербов простить НАТО, но в это самое время Апелляционная палата Гаагского трибунала готовила новый приговор Радовану Караджичу, посчитав его прежний приговор «слишком мягким» (ранее ему дали 40 лет тюрьмы).
Одному из героев Сербии Радовану Караджичу сейчас уже 73 года, и выйти на свободу он вряд ли рассчитывал. Так, что не столь принципиально 40 лет ему дали или пожизненное заключение. Однако, Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов демонстративно ужесточил приговор бывшему лидеру боснийских сербов, дав понять всем сербам, что никакого милосердия на Западе к ним не будет. Соответствующее решение апелляционной палаты огласил в среду председательствующий по этому делу судья Ван Йонсен, сообщает ТАСС.
Сербские власти, провозгласившие своей целью вступление в Евросоюз, до сих пор отказываются вводить санкции против России и ведут себя слишком независимо от западного мейнстрима, а потому этот сигнал направлен, скорее, не престарелому узнику Караджичу, а президенту Сербии Александру Вучичу.
Особое значение ужесточение приговора бывшему сербскому руководителю приобретает на фоне резко обострившихся отношений между Сербией и Косово, власти которого ведут откровенно провокационную политику против сербов.
В ООН и Совете Европе уже порадовались ужесточению наказания Караджичу, заявив о том, что замена 73-летнему старику срока с 40 лет до пожизненного заключения — это верх справедливости. О гуманности в данном случае никто в Европе и США вспоминать не станет. Речь идёт о сербах, а потому никакого милосердия победители к побеждённым проявлять не будут.
Русская линия
Воислав Шешель: Новый приговор Караджичу — ещё одна постыдная страница в истории Европы
Главы Сербской радикальной партии и председатель Президиума БиГ считают, что суд над сербами в Гааге с самого начала был предвзятым и несправедливым
Ужесточение приговора бывшему лидеру боснийских сербов 73-летнему Радовану Караджичу Международным остаточным механизмом для уголовных трибуналов (МОМУТ) с 40 лет тюрьмы до пожизненного заключения является скандальным и непрофессиональным, заявил глава Сербской радикальной партии Воислав Шешель, комментируя принятое решение, сообщает ТАСС.
«Приговор является скандальным и выдержан в самых худших традициях трибунала и сохраняет континуитет. Приговор основан на ложных высказываниях, навязанных фактах. Очевидно, что приговор вынесли некомпетентные люди, это также люди без каких бы то ни было моральных основ», — заявил сербский политик.
Шешель напомнил, что приговор является окончательным, однако Караджич имеет право на дорасследование в случае появления новых доказательств. «Однако это достаточно сложная процедура, которая никому ещё не удавалась», — заявил он.
«Сербов продолжают признавать преступниками с целью в будущем отнимать у них территории и покушаться на их независимость», — резюмировал Шешель, который более 11 лет провёл в камере Гаагского трибунала, был трижды обвинён, затем оправдан, а потом снова обвинён Международным трибуналом по бывшей Югославии.
В свою очередь, председатель Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик отметил, что трибунал окончательно утратил всякое доверие.
«Гаагскому трибуналу уже давно нет доверия, он в значительной мере занимался избирательным подходом, хотя целью трибунала было индивидуально наказать виновных с целью примирения. Однако примирение стало ещё дальше, если не стало невозможным, приговор Караджичу — достаточно наглый и циничный. Больнее всего, что Радовану Караджичу никто не доказал, что он отдал приказ об убийствах или присутствовал при убийствах, он не делал ничего, что не делали в то время Алия Изетбегович, Франьо Туджман и другие. Международное правосудие насиловало картину с одним преступником и с одной жертвой, и в эту картину всё вставлялось, а для Сербии была предусмотрена роль виновной стороны, моё личное доверие к трибуналу также пропало», — заявил Додик
Он напомнил, что «ни за одно убийство сербов не было вынесено обвинительных приговоров». «Всей Республике Сербской и всем сербам попытались наклеить ярлык», — сказал политик, отметив, что приговор Караджичу затруднит переговоры сторон в будущем.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день Курско-Коренной иконы Божией Матери, мы вспоминаем архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина и археолога Н.В.Покровского
Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.
8 сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. После этого охотник не решился оставить икону в лесу и построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, и в ней поставил новоявленный образ Богоматери.
Вскоре икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но святыня пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на прежнее место явления. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа. С 1806 г., по Высочайшему повелению, было определено, что чудотворная икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-ой седмицы по Пасхе до 12 сентября. В эти дни икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни — 27 верст.
Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. С чудотворной иконой связаны также некоторые ужасные события предреволюционных лет в России, как, например, взрыв в Курском соборе с целью уничтожения иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела. Икона покинула Россию вместе с отступавшими частями Белой армии, и в настоящее время она является особо почитаемой святыней Русской Зарубежной Церкви и находится в Нью-Йорке.
Сегодня также день памяти председателя Почаевского отдела Союза Русского Народа архиепископа Виталия (Максименко), скончавшегося в эмиграции в 1960 г.
Он родился 8 августа 1873 г. в семье диакона под Таганрогом и в миру звался Василием Ивановичем. Образование получил в Екатеринославской семинарии, затем в Киевской и Казанской духовной академии. В Академии принял постриг и был рукоположен во иеромонаха, его духовным наставником и покровителем был знаменитый русский архиерей Антоний (Храповицкий). С 1903 г. в Почаевской Лавре, где организовал выпуск многих патриотических печатных изданий. В годы смуты о. Виталий стал организатором самого многочисленного и одного из самых активных отделов Союза Русского Народа — Почаевского. Пользовался огромной популярностью среди местных крестьян. Организовал банк «Почаевско-Волынский народный кредит», чтобы освободить русское население от финансовой зависимости от евреев и поляков. Принимал активное участие в ряде монархических съездов и совещаний. В 1919 г. был арестован петлюровцами вместе с владыками Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским). В эмиграции жил в Чехословакии и США. Скончался в Нью-Йорке, похоронен в Джорданвилльском монастыре.
Сегодня мы вспоминаем известного русского художника, выдающегося мастера пейзажа Ивана Ивановича Шишкина, скончавшегося 8 марта 1898 г.
Он родился 13 января 1832 г. в г. Елабуга в семье небогатого купца, бывшего большим ревнителем старины, автора книги «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856−60).
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище», — записал Шишкин в своем дневнике. «Природа всегда нова. и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы..»
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1865 г. художник удостоился звания академика живописи. Среди наиболее известных полотен мастера можно выделить картины «Сосновый бор», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу» и другие.
«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный», — так писал о живописце известный русский критик В.В.Стасов.
Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского поэта, человека консервативно-монархических взглядов Аполлона Николаевича Майкова, скончавшегося 8 марта 1898 г.
Он родился 23 мая 1821 г. в семье академика живописи Н.А.Майкова. Образование получил на юридическом факультете Петербургского университета, служил помощником библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 г. и до конца жизни — чиновник в комитете иностранной цензуры.
После увлечений т.н. «свободомыслием» (в молодости Майков был близок Белинскому и кружку петрашевцев), поэт, начиная с 1850-х гг. все более смыкается с консервативно-патриотическим лагерем. С этого времени Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике, особенно к эпохе Древней Руси и славянскому фольклору, что помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866−70). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность. С сочувствием рисовал образы св. блгв. Князя Александра Невского, Государей Иоанна IV Грозного и Петра I Великого («Кто он?», «В Городце в 1263», «У гроба Грозного Царя»). А начиная с 1870-х гг. в творчестве поэта усиливаются религиозные настроения.
К числу лучших творений Майкова относится его пейзажная лирика, рисующая чарующие картины русской природы («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.). Многие его стихотворения вдохновляли русских композиторов на написание романсов.
Его сын художник Аполлон Аполлонович был одним из организаторов Союза Русского Народа и товарищем председателя Главного Совета СРН.
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского ученого директора Археологического института, члена-учредителя Русского Собрания профессора Николая Васильевича Покровского, скончавшегося в 1917 г.
Он родился в 1848 г. в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Петербургской духовной академии, с которой была связана вся его дальнейшая судьба. Получил известность своими трудами по церковной археологии и церковному искусству. Был в числе 40 учредителей РС, на первом заседании избран членом Совета, но отказался из-за научных занятий.
В этот же день, 8 марта 1917 года, по распоряжению Временного правительства командующий Петроградским военным округом генерал Л.Г.Корнилов арестовал Царскую Семью.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл посетил выставку «Святая Гора и сокровенная Россия» в Храме Христа Спасителя
20 марта 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил выставку «Святая Гора и сокровенная Россия», организованную в Патриаршем музее церковного искусства кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. В экспозиции представлены полотна современных мастеров, посвященные духовной связи Руси со Святой Горой Афон, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел картины. Пояснения давали авторы работ художники Н.Ю. Анохин, Д.А. Белюкин, И.А. Каверзнев, В.Н. Страхов и Н.Н. Третьяков.
Участники выставки объединены в группу «Русский мир», главным принципом которой является следование русской реалистической традиции в живописи и христианское мироощущение, которым пронизаны все полотна.
В книге отзывов посетителей выставки Предстоятель Русской Церкви сделал запись: «Благодарю организаторов выставки и художников, творчество которых освещено традицией и светом Православия. Патриарх Кирилл 20.03.2019».
На память о встрече художники преподнесли Его Святейшеству свои картины.
Выставка продолжит свою работу до 4 апреля. Время работы выставки — ежедневно с 10.00 до 17.00. Вход свободный.
Русская линия
Русской Православной Церкви переданы десять дореволюционных икон, хранившихся в фондах «Мосфильма»
20 марта 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с генеральным директором и председателем правления киноконцерна «Мосфильм» Кареном Георгиевичем Шахназаровым. Об этом сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Во встрече также приняли участие заместитель генерального директора киноконцерна «Мосфильм» В.П. Рясов, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.
К.Г. Шахназаров передал Предстоятелю Русской Православной Церкви десять икон XIX — начала XX века, хранившихся в фондах «Мосфильма». Генеральный директор киноконцерна выразил уверенность, что иконы обретут достойное место в православных храмах и будут с радостью встречены прихожанами.
Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил руководство «Мосфильма» и отметил, что после реставрации эти иконы могут быть переданы в новые строящиеся храмы, «потому что в новых храмах присутствие старинной иконы — это очень важный факт преемства».
Руководитель «Мосфильма» рассказал Его Святейшеству о версиях происхождения переданных икон. Кинорежиссер также выразил признательность Предстоятелю за Первосвятительские труды. «Большая Вам благодарность за то, что Вы делаете для восстановления Православия, веры в нашей стране», — добавил К.Г. Шахназаров.
В фондах «Мосфильма» находится около 600 тысяч единиц хранения. Среди старинных предметов быта есть отдельное хранилище для икон, коллекция которых собиралась в течение 95 лет — с момента создания киностудии.
Русской Православной Церкви переданы иконы «Преподобные Феодосий и Антоний» (XIX век); «Богоматерь на престоле» (XIX век); «Святой равноапостольный князь Владимир» (XIX век); «Усекновенная глава Иоанна Предтечи» (конец ХIХ — начало XX вв.); «Святой мученик Христофор» (XIX век); «Ветхий завет» («Ангел Ветхого завета») (вторая половина XIX века); «Архангел Михаил» (вторая половина XIX века); «Богоматерь „Знамение“» (конец XIX века); «Богоматерь на троне» (начало XX века) и икона неизвестного святого в окладе (конец ХIХ — начало XX вв.).
Русская линия
В Москве обсудили взаимодействие Церкви и медицинского сообщества при оказании помощи зависимым
18 марта 2019 года в Новодевичьем женском монастыре в Москве прошла конференция «Медицина и Православие. Сотрудничество и взаимодействие при профилактике и оказании помощи страдающим алкогольной и наркотической зависимостью», сообщает Диакония.Ru.
В конференции приняли участие руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин, а также священники, руководители и сотрудники Московского областного наркологического диспансера.
«Специфика помощи зависимым людям — особая. Из-за особенностей поведения зависимого человека те, кто ему помогают, перестают этого хотеть: обижаются, раздражаются, злятся на зависимого, возвращающегося к алкоголю или наркотикам. Не все понимают, что такое поведение — это проявление болезни, — рассказал Валерий Доронкин. — Задача людей, которые занимаются обучением специалистов и священников, — объяснить, что ни в коем случае нельзя опускать руки. Нужно помогать особым образом».
В. Доронкин также отметил, что священники и медицинские работники, желающие помочь человеку преодолеть зависимость, должны делать это правильным образом: помочь попасть в реабилитационный центр, адресовать в общество трезвости и т. д. «Иногда священники, видя, что зависимый человек вновь обратился к вредной привычке, разочаровываются: твоя включенность в жизнь человека как бы обесценена. Лучше эмоционально не так „вкладываться“ в зависимого, а все свое участие вложить в правильный набор действий: в первую очередь направить к специалисту. Поэтому задача конференции — усилить взаимодействие наркологических служб и церковной реабилитации», — добавил представитель Синодального отдела по благотворительности.
Главный врач Московского областного наркологического диспансера Георгий Губанов выступил с докладом «О биологической природе зависимости. Рискованное употребление алкоголя и алкоголизм — основные признаки и стадии». Докладчик также остановился на том, как зависимого человека, пришедшего в храм, мотивировать к лечению, о чем с ним разговаривать и в какой форме задавать вопросы.
О совместной работе Церкви и психиатрического стационара в сфере реабилитации зависимых рассказала заведующая отделением социальной помощи психиатрической больницы № 8 Татьяна Грашина. Председатель епархиального отдела по борьбе с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью священник Валерий Сосковец рассказал о направлениях деятельности отдела Московской областной епархии — о ежегодных летних лагерях православных трезвенников, совмещающих отдых и обучение, образовательных семинарах и других мероприятиях. С докладом «Православный взгляд на трезвость» выступил преподаватель Коломенской духовной семинарии протоиерей Илия Шугаев.
В настоящее время в Русской Православной Церкви более 500 православных организаций, помогающих алкозависимым и их родственникам, в том числе более 60 реабилитационных центров и более 300 обществ, братств и групп трезвости.
Русская линия
В Санкт-Петербурге представлена энциклопедия «Во имя святого князя»
19 марта 2019 года в петербургском Доме журналиста состоялась презентация альбома-энциклопедии «Во имя святого князя». Альбом представил автор-составитель, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, информирует пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии.
Трехтомное иллюстрированное издание посвящено храмам, часовням, приделам и другим молитвенным местам во имя святого благоверного князя Александра Невского в России и во всем мире. В альбоме содержится около 1800 фотографий с кратким описанием более 1600 объектов, названных в честь святого князя. Среди русских святых Александр Невский занимает особое место как небесный покровитель страны, воин и князь, принявший перед кончиной монашеский постриг, давший пример жертвенного служения своему народу.
Первый том энциклопедии содержит информацию по митрополиям и епархиям Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Второй том продолжает описание храмов и часовен в подчинении митрополий и епархий Московского Патриархата, а также зарубежных учреждений Московского Патриархата, ставропигиальных учреждений, Белорусского экзархата, самоуправляемых Церквей Московского Патриархата и Поместных Церквей. Третий том посвящен недействующим и разрушенным храмам в честь святого благоверного князя Александра Невского в России и за рубежом.
Как отметил владыка наместник, альбом-энциклопедия «Во имя святого князя» иллюстрирует зримо выраженную в храмах любовь к святому и глубокое почитание благоверного князя Александра Невского, что подтверждает истинность всенародного выбора святого князя «Именем России» в 2008 году в рамках просветительского проекта телеканала «Россия». Большое значение имело то, что имя святого Александра Невского поддержал Святейший Патриарх Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский. Епископ Назарий признался, что поначалу думал, что князя ценят как выдающегося полководца, государственного деятеля. Но огромное количество храмов и молитвенных мест в его честь говорит о его почитании как святого. При изучении этих храмов и возникла идею создания энциклопедии.
Наместник Лавры лично во время отпусков посетил около 200 храмов, в альбоме опубликовано большое количество фотографий его авторства. Владыка Назарий обратился со словами благодарности к издателям. Первый том подготовлен издательством Александра Зимина, там был разработан дизайн всего издания. Второй том вышел в издательстве «Арт Деко» под руководством Натальи Феофановой. Отдельную благодарность владыка Назарий выразил фотографам, которые, в большинстве своем безвозмездно, предоставили свои работы.
Архипастырь напомнил, что Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Центром всероссийских торжеств станет Александро-Невская лавра. Владыка упомянул печальный факт: в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре нет ни одного храма или престола, посвященного святому. «В нынешней Благовещенской церкви на втором этаже ранее находился храм святого Александра Невского, но в 1933 году он был закрыт. Сейчас и Благовещенская церковь находится в ведении Музея городской скульптуры. Лавра молится о возвращении храма в состав обители и обретении исторического престола в честь святого князя», — сообщил архиерей.
Наместник Александро-Невской лавры рассказал о принципах систематизации храмов в каталоге. Владыка также отметил, что при подготовке издания в него приходилось вносить изменения в связи с появлением новых храмов: «В третьем томе, посвященном утраченным храмам в честь Александра Невского, мы добавили приложение с действующими новыми храмами в честь святого, которые появились уже после публикации первых двух томов. Это свидетельствует о том, что повсеместное почитание святого Александра Невского укореняется в Русской Православной Церкви».
Отвечая на вопросы гостей о храмах в честь святого князя за рубежом, Его Преосвященство рассказал о храме в Бизерте (Тунис). В 1930-е годы моряки своими силами построили церковь в память о Русской эскадре, благодаря которой в дни крымской катастрофы спаслись десятки тысяч русских беженцев. С 2006 года над храмом в честь святого князя в Тунисе шефствует Александро-Невская лавра. При участии монастыря в храме был произведен ремонт, пошиты облачения для священнослужителей.
По мнению владыки наместника, не имеющий аналогов альбом-энциклопедия может быть полезен не только профессиональным исследователям, историкам, паломникам и путешественникам, но и всем, кто увлекается историей и чтит имя святого благоверного князя. Данный труд найдет свое продолжение в готовящейся фотовыставке, которая пройдет в рамках празднования 800-летия со дня рождения святого Александра Невского.
Русская линия
В городе на Неве отметят 70-летие преставления преподобного Серафима Вырицкого
70 лет со дня преставления преподобного Серафима Вырицкого исполняется 3 апреля. Память о святом, который оставил глубокий след в отечественной духовной истории, будет отмечаться в Санкт-Петербургской митрополии в течение года праздничными богослужениями, просветительскими и культурными мероприятиями, информирует ИА «Вода живая».
31 марта в духовно-просветительском центре при Гатчинском Покровском соборе откроется выставка «От земли к Небу», посвященная жизни преподобного. Она продлится до 14 апреля, затем будет развернута в Святодуховском центре Александро-Невской лавры. На церемонии открытия будут представлены макет памятника святому и вторая серия посвященного ему документального фильма.
В день преставления преподобного, 3 апреля, Божественную литургию в Казанском храме Вырицы, возле которого он упокоен, возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Начало в 10:00.
Праздничные богослужения в этот день также пройдут в храме преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе и в домовом храме в честь святого в Александро-Невской лавре. Начало в 8:00.
Полуденный выстрел пушки Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости в этот день будет посвящен памятной дате.
В 14:00 состоится возложение цветов к мемориальной доске преподобному Серафиму на доме 20 в Апраксином переулке.
В 15:00 в музее истории и купечества Санкт Петербурга и России в Большом Гостином Дворе откроется выставка из московского Музея предпринимателей и меценатов.
14 апреля в Александро-Невской лавре пройдет Божественная литургия, приуроченная ко дню рождения преподобного Серафима, отмечаемому 12 апреля. Начало в 10:00.
В 14:00 в Святодуховском центре откроется выставка «От земли к Небу».
В мае на одной из культурных площадок города будет представлена книга «Чудесные исцеления по молитвам преподобного Серафима Вырицкого». Ее автор — составитель жития святого, писатель-агиограф Валерий Филимонов.
9 июня в храме преподобного Серафима Вырицкого при Большом Гостином Дворе будет совершена Божественная литургия в честь пятилетия его освящения. Начало в 10:00. С 11:00 до 20:00 на площади у храма будет развернута творческая мастерская ремесел, пройдут интерактивные просветительские мероприятия.
С 10 по 12 июля состоится IV международный хоровой фестиваль-конкурс духовной музыки «Петровские дни» в честь 70-летия преставления преподобного.
В сентябре-октябре пройдет деловая игра, посвященная социальному предпринимательству, среди старшеклассников.
В день прославления преподобного Серафима Вырицкого, 1 октября, в Казанском храме Вырицы будет совершена Божественная литургия. Начало в 10:00.
В течение года пройдут экскурсии для школьников по местам, связанным с жизнью и служением преподобного Серафима в Санкт-Петербурге и Вырице.
Русская линия
В Могилеве стартовал просветительский проект «Царская семья. Восхождение»
С 10 марта 2019 года в Могилевском областном художественном музее имени П.В. Масленикова начал работать выставочный проект «Царская семья. Восхождение», рассказывающий о жизни, служении и духовном пути семьи Императора Николая II, сообщает официальный сайт БПЦ.
Благородство и благочестие; высокая любовь и счастливая семейная жизнь, прошедшие через страшные испытания; достижения, ошибки и проблемы царствования последнего российского императора; Великая война, революция, предательство, Голгофа и святость. Обо всём этом можно узнать на выставке, где будут представлены фотографии, копии картин, документов, выписок из дневников, свидетельства очевидцев и различные экспонаты из архивов, музеев и частных коллекций, находящихся в Беларуси и России (материалы из Ливадийского дворца на выставке не присутствуют).
Представленные материалы позволяют переосмыслить некоторые исторические события. Один из блоков выставки посвящен пребыванию царской семьи в Могилеве.
Организатором проекта является Могилевская епархия, представляющая выставку «Венценосная семья. Путь Любви», при участии: Российского исторического общества, фонда «История Отечества», ГАРФ, РГАКФД, Могилевских областных краеведческого музея имени Е.Р. Романова, художественного музея имени П.В. Масленикова, музея истории Могилева.
Экспозиция будет работать до 14 апреля 2019 года. Телефон для справок: +375 222 22-07-49.
Русская линия