Слово отца Даниила Сысоева (+2009) в день новомучеников и исповедников Российских
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Поздравляю всех с воскресным днём, с памятью всех новомучеников и исповедников Российских, которые, согласно постановлению Поместного Собора 1918 года, совершается в ближайшее к 25 января воскресенье. В этот день был убит первомученик Российский Владимир, митрополит Киевский. Он убит был большевиками, которые по наущению националистов хотели устранить препятствие к национализации Украины.
Начиная со священномученика Владимира и многих других святых мучеников 1918 года, Русская Церковь озарилась бесчисленны и множеством святых, которые пролили свою кровь, прошли через тяжелейшие пытки и муки на протяжении всего ХХ века, вплоть до падения большевистского режима в 1991 году. Ещё в 80-х годах многие христиане за имя Господне находились в тюрьмах и лагерях, но сохраняли веру в Христа Спасителя.
В этот день мы празднуем наш православный день победы над большевизмом, над коммунистической идеологией, которая нагло восстала против Бога и была ниспровергнута — не убийствами и злобой, а любовью мучеников, которые возлюбили Христа даже до смерти. Они возлюбили Его больше собственной жизни, они возлюбили Христа до самого конца и за это были прославлены Богом Всемогущим. Чем христиане до эпохи гонений отличались от новомучеников? Христиане очень резко изменялись во время гонений — этого пожирающего пламени, искушения, которое пришло на них. Многие люди менялись. Мне самому пришлось общаться с людьми, прошедшими лагеря за имя Иисуса Христа. Те люди, которые до прихода испытаний казались праведными, упали. Они гордились, они высокомерничали, они считали себя праведными, рассчитывали на Свою праведность и — оказались неспособными справиться с сатанинским валом ненависти, который на них обрушился. Мы даже не представляем себе, какой кошмар принёс коммунизм в Россию. Коммунизм стоил нам пяти Отечественных войн, никак не меньше. Потому что за четыре первых года революции погибло 28 млн человек. А сколько было убито позже, мы тоже представить себе не можем. С людьми происходили совершенно чудовищные вещи — человек на глазах превращался в дьявола. Срывало всё хорошее, что было в человеке, вылезала страшная ненависть и злоба человека, преступившего через Творца.
В этой ситуации оказалось, что человеческими силами с этим валом злобы и ненависти справиться невозможно. Люди убедились в этом уже в 1917—1918 годах: злоба и ненависть, которая сжигает и истребляет абсолютно всё, преодолима лишь нечеловеческой силой. Силой Бога. Поэтому уже в 1918 году возникают общины вокруг Святого Причастия. Не просто общины, наподобие клуба по интересам, как сейчас пытаются создавать общины, которые собираются вокруг какого-то батюшки, что, конечно, хорошо, но не достаточно. Или вокруг какой-то идеи. Идейные общины и в начале революции тоже возникали. И они все вылились в обновленческий раскол. Истинные общины возникали вокруг Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Вокруг Него, вокруг Его силы, вокруг Его Святой Чаши, Его Святого Евангелия вырастает настоящая община, и благодаря этому новомученики и устояли.
Сразу же после революции люди начали очень часто причащаться, не реже раза в неделю. Это был резкий скачок: если до революции причащались раз в год, а многие и раз в год не причащались, то после революции начали причащаться раз в неделю и даже чаще. И причащались они для того, чтобы укрепиться и получить силу и взаимную поддержку. Все люди, входившие в эти общины, например, общину святого праведного Алексия Мечева — московского чудотворца и другие общины, например, отца Павла Троицкого, собирались во имя Христа. Они пели акафисты, изучали Слово Божие, читали Евангелие, но это не было подменой церковного собрания. В церквах это было уже невозможно, потому что власти за это преследовали. Это было то, что восполняло недостаток поддержки, которая осуществлялась раньше обычным путём. Люди поддерживали друг друга, собирали помощь сосланным в лагеря и тем людям, которых изувечили коммунисты и которые умирали от голода. И люди, сами умирающие, поддерживали тех людей, которые страдали больше их.
Эта любовь вырастала не из чего иного, как из Чаши Господа Иисуса Христа. Потому что раньше, до революции, ничего похожего не было. Только отдельные светильники светили на земле Русской, и казалось, что ещё чуть-чуть и постепенно всё угаснет. Но произошла резкая перемена — люди разделились перед лицом этого воинствующего зла. Люди поняли, что Бог их посетил, и те люди, которые остались верны Богу, стали гораздо лучше, чем были раньше. Я читал в дневниках Николая Японского, который умер за пять лет до революции, что в Японии как-то говорили: «Вот бы нам сейчас небольшое гонение, чтобы христиане в себя пришли». В этих словах есть здравый смысл. Человек, которого гонят, понимает, что он здесь не навсегда. Ему нельзя здесь обустраиваться. Представьте себе, можно ли было обустраиваться в Советской России в 1918 году, когда могут ночью прийти и расстрелять. Таким образам, человек вспоминает, что он здесь странник и пришелец. То, о чём мы теоретически знаем, но забываем.
Человек понимает, что ему есть с кем идти, — это его братья-христиане, которых он любит, которые любят его и которые готовы поддержать его. Позднее многие эти общины были разгромлены, сократились до нескольких человек, а некоторые вообще были полностью уничтожены, были расстреляны вместе со своими семьями. Но они не исчезли, их сила не пропала. Наоборот, эти общины положили начало нашему современному общению.
Во времена гонений христиан отличало чувство того, что все христиане братья, где бы они ни находились. Такой «партийности», которая наблюдается сейчас, — эта церковь хорошая, эта похуже, к этому батюшке надо ходить, к этому батюшке не надо ходить — такого не было. Те христиане знали, что они единая Церковь Иисуса Христа, Сына Божия, они знали, что у них Родины на земле нет, а есть Родина на Небе. Они знали, что здесь, на земле, мы должны сражаться и победить во враждебном мире, быть верными Христу до смерти, получая силы от Святой Чаши. Это было ощущение, которое сохранялось в этих христианах до самого падения коммунизма. Поэтому многие люди, которые вышли из старых христиан, которые сохранили веру со времен гонений, несут этот дух, и, может быть, благодаря им Церковь сейчас не раскололась.
Какой был натиск в 90-х годах, сколько было националистических движений, да и посмотрите, сколько их сейчас! Об Украине я уже не говорю. Тем не менее Церковь сохранилась. Расколы происходили только на окраинах, которые меньше всего были затронуты гонениями. Эта закваска любви, заложенная во время революции новомучениками Российскими, и сейчас даёт нам силы жить хорошо, и служить Богу, и видеть удивительное возрождение Церкви Божией в нашей стране. Удивительно возрождение России, которое уже произошло, что бы сейчас ни говорили. Потому что-то время, в которое мы живём сейчас, — удивительное время. Мы должны каждый день вставать и благодарить Бога, что нас не расстреливают и не обыскивают, и, слава Богу, у нас есть что покушать и во что одеться. Сейчас, если мы не учтём опыта новомучеников, если мы не начнем в наше благополучное время культивировать это чувство локтя, поддержки во Христе Иисусе, если мы не будем интересоваться друг другом, если мы будем в храм приходить, как прихожане (в смысле зашел, постоял, помолился, меня никто не трогает, я никого не трогаю, и мне никто не интересен), то мы вряд ли устоим во время испытании, которые наверняка придут.
Потому что Господь обычно надолго не оставляет Церковь без гонений, чтобы Церковь Его слишком к земле не привязывалась, чтобы не приклеивалась к этому миру, который неизбежно сгорит. Мы должны учиться этой взаимной поддержке и этой «непартийности». В Церкви нет места партии. Апостол Павел сказал: «Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов“; „я Аполлосов“; „я Кифин“; „а я Христов“. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1, 12). Таким образом, мы должны помнить, что никаких разделений в Церкви Божией быть не должно, а все разделения — от врага рода человеческого. Нам братья — все православные христиане, живущие посреди всех морей; где бы они ни находились — в Москве, на Украине, в Африке, в Америке, — везде наши братья. Это братство, это чувство, которое превосходит патриотизм, национализм, превосходит всё, потому что в нём источник жизни. Оно должна быть в нас, если его не будет, мы с вами упадём: или упадём от сытости, как многие падали до революции, или упадём от испуга, как многие падали во время революции. От чего да избавит нас Господь Бог молитвами святых новомучеников и исповедников Российских.
Спаси вас Господь!
Священник Даниил Сысоев (+2009)
Собор новомучеников и исповедников Российских