Сегодня Великая Пятница
Во всех храмах в этот день из алтаря выносится Плащаница, изображающая снятое с Креста Тело Христа Спасителя
Братия и сестры! Вспомним ещё раз тот путь, который прошёл Господь наш Иисус Христос перед Своей смертью, спасительной для рода человеческого.
Вот Христос стоит перед Каиафой. Кто такой Каиафа? Он — первосвященник, глава Ветхозаветной Церкви. А кто Христос Спаситель? Он Бог. Перед первосвященником стоит Бог! И первосвященник вместо того, чтобы поклониться Ему, пытается судить Его.
Ветхозаветная Церковь имела свои добрые качества: она исповедовала веру в Единого Бога, отвергала поклонение идолам, она оставила нам священные книги Ветхого Завета, и самую драгоценную из них — Псалтирь. Внимательно изучая эти книги, мы узнаём пророчества о Христе, о том, что Он должен родиться в Вифлееме, проповедовать Своё учение, пострадать и воскреснуть из мертвых.
И, казалось бы, первосвященник должен был Его узнать. Он даже обращается к Христу Спасителю: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» До сих пор Христос молчал, но на этот вопрос он дал ответ: «Ты сказал». Может быть, некоторых смутит особая форма этого ответа. Как будто Христос не совсем точно сказал «Я — Сын Божий», но «ты сказал». Однако именно такой была форма утверждения в то время, поэтому её приводит святой евангелист Матфей. А Евангелист Марк, чтобы отвергнуть от нас всякое сомнение, написал в своём Евангелии, что на вопрос первосвященника «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Христос ответил «Аз есмь, и вы узрите Сына Человеческаго, сидящаго одесную Силы и грядущаго на облацех небесных».
После этого ответа что надлежало бы сделать первосвященнику? Наверное, уверовать, или хотя бы остановить судилище. Сколько он знал удивительных чудес Христовых: исцеление прокаженных, бесноватых, расслабленных (даже слепорожденный стал видеть), насыщение многотысячной толпы пятью хлебами. Совсем недавно он узнал о воскрешении четверодневного, уже смердящего, Лазаря. Но первосвященник думает о другом. Зависть, ненависть восстают в сердце Каиафы и заслоняют от него Божественность Христа, помрачают его рассудок. И поэтому вместо того, чтобы уверовать, он так возмутился, что разорвал на себе одежду и признал Господа повинным смерти.
Последний земной суд над Христом принадлежит Пилату. Ему, как представителю римского императора, прокуратору Иудеи, важно узнать, не объявляет ли Христос Себя царём, не восстаёт ли против римского императора, которому он, Пилат, служит. «Ты ли Царь Иудейский?» — спрашивает Его Пилат. Христос, не отвергая того, что Он Царь, разъясняет: «Царство Мое не от мира сего». Пилат официально, перед всем народом, признаёт Иисуса Христа невиновным, потому что не нашёл в Нём никакой угрозы Римскому государству. И в то же время, боясь клеветы иудеев и возмущения толпы, осуждает Его на крестную смерть.
Воины бьют Его по ланитам, надевают терновый венец, ударяют по голове тростью, подвергают бичеванию. И, наконец, ведут на распятие. Вне города, на холме Голгофе, распинают Его среди двух разбойников. Разбойник, распятый вместе с Ним, обращается к Нему: «Помяни мя Господи, когда придеши во Царствии Твоем». Велика вера разбойника: Распятый на Кресте обещает ему рай и разбойник верит, и первым входит со Христом в Его Царство.
У подножия Креста Христос Спаситель видит Матерь Свою Пресвятую Богородицу. Он указывает Ей на ученика — Иоанна Богослова: «Се сын Твой», а ему говорит: «Се Матерь твоя». По разуму Святой Церкви, в этот момент Иоанн Богослов представлял собой всех учеников христовых, поэтому Пресвятая Богородица стала Матерью не только Иоанну Богослову, но и всем верующим во Христа. Последними словами Спасителя в этой жизни были: «Свершилось! Отче, в руки Твои предаю дух Мой».
После смерти на Кресте Христос Спаситель сошёл душою во ад, чтобы и там возвестить победу над смертью, начало вечной жизни и открытие рая. Святая Церковь выражает это в богослужебных песнопениях: «Егда снизшел Еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил Еси блистанием Божества!»
Христос — наш Путь, и Истина, и Жизнь! Где бы мы ни были, на земле или в жизни иной, мы всегда будем Христовы. «Жизнодавче, слава Тебе!».
Аминь.
Сегодня мы с вами с благоговением приложимся к Плащанице, изображающей снятое с Креста Тело Спасителя. Не следует целовать Его лик, но только ноги и Евангелие, лежащее у Него на груди.
Архимандрит Борис (Долженко)
СМИ: Экспертиза опровергла принадлежность «екатеринбургских останков» Государю Николаю II
Средства массовой информации обратили внимание на выводы экспертов, которые были опубликованы в конце 2017 года
Стоматологи, которые проводили экспертизу зубочелюстной системы черепов, обнаруженных в «царском» захоронении на Урале, выяснили, что эти останки не принадлежат семье Государя Николая Романовых, сообщают российские СМИ.
Экспертиза, проведённая в рамках возобновленного по просьбе Русской Православной Церкви расследования о «екатеринбургских останках», показала, что останки по многим «зубным признакам» не похожи на останки Царя Николая II, его жену и детей.
Исследования проводили врач-стоматолог высшей категории, вице-президент Стоматологической ассоциации Санкт-Петербурга Эмиль Агаджанян, историки Леонид Болотин и Алексей Оболенский, сообщает газета «Взгляд».
Исходными материалами были данные судебно-стоматологической экспертизы, проводившейся в первой половине 1990-х. Тогда были зафиксированы точные параметры зубочелюстной системы всех черепов, поднятых из захоронения на старой Коптяковской дороге.
«Можно сделать вывод о том, что утверждение о принадлежности черепа № 4 Императору Николаю Александровичу весьма спорно и не имеет под собой объективных оснований», — говорится в заключении.
Также не подтверждено, что ещё четыре черепа принадлежат Императрице Александре Федоровне, Великой княжне Ольге Николаевне, Великой княжне Анастасии Николаевне и Великой княжне Татьяне Николаевне.
Дантисты пришли к выводу, что у черепов слишком «запущенное состояние» зубов для Императорской семьи, которая довольно часто обращалась к дантистам, в том числе после событий зимы 1917 года.
Стоит обратить внимание, что полный текст экспертизы был опубликован в конце 2017 года, однако российские СМИ только сейчас обратили на него своё внимание. Позднее было опубликовано дополнение к этой экспертизе.
Русская линия
При захвате Успенского храма в селе Птичья раскольники жестоко избили одну из прихожанок
У женщины, которая находилась в храме, когда к нему подъехали боевики, диагностировали серьезную травму головы
Отдел коммуникации полиции Ровенской области сообщил о том, что во время захвата Успенского храма в селе Птичья «телесные повреждения получила 51-летняя местная жительница», передает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
«Медики у неё диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и ушиб виска», — говорится в сообщении.
2 апреля 2018 года, через несколько часов после того, как появилась информация об официальном снятии ареста со Свято-Успенского храма, к храму подъехали несколько микроавтобусов с людьми в камуфляже и осуществили силовой захват церкви.
О том, при каких ужасных обстоятельствах происходило избиение верующие, для СМИ рассказал протоиерей Виктор Земляной.
«Было очень темно. Из машин вышли люди в камуфляже, балаклавах. Каких-либо знаков различия или шевронов люди на них не увидели. Взломали дверь, сразу стали кричать: „Будем стрелять, выходите!“ И чем-то сильно ударили одну из двух наших женщин, которые дежурили в храме. Сейчас она лежит в травматологии Дубенской райбольницы, пришлось вызывать карету скорой».
На данный момент религиозная община Свято-Успенского храма УПЦ молится под открытым небом и дежурит у храма круглосуточно. Полицейские тоже дежурят возле церкви 24 часа в сутки.
Межконфессиональное противостояние в селе Птичья продолжается с ноября 2014 года. Успенский храм несколько раз подвергался попыткам захвата со стороны представителей «Киевского патриархата» и боевиков «Правого сектора» (организация запрещена в России) и, в конце концов, был закрыт до судебного решения вопроса.
Община УПЦ несколько раз доказывала в суде право собственности на храм, а сама церковь и приходской дом находились под арестом. 2 апреля 2018 года, по ходатайству Успенского прихода Дубенский районный суд временно отменил наложенный арест на храм села Птичья.
Как стало известно, 3 апреля власти снова наложили арест на Свято-Успенский храм УПЦ. Верующим предъявили решение Ровенского суда на этот счёт. Искать тех, кто виновен в избиении прихожанки, полиция отказывается.
Русская линия
В Германии спорят, как реагировать на действия Великобритании против России
Немецкие депутаты высказывают прямо противоположные точки зрения по поводу так называемого «дела Скрипаля»
У Германии нет интереса в ухудшении отношений с Россией, и поэтому в стране продолжаются споры о том, следует ли идти по пути эскалации отношений с Москвой, который предложил официальный Лондон в связи с «делом Скрипаля», сообщает «Немецкая волна».
Министр иностранных дел Германии Хайко Мас уверен в правильности решения Германии о высылке из страны четырёх российских дипломатов, но продолжать конфликтовать с Москвой далее не хотел бы. Об этом он заявил в четверг, 5 апреля, выступая на пресс-конференции во время своей поездки в Иорданию. Он назвал это решение «соразмерным и необходимым».
В свою очередь, уполномоченный правительства Германии по сотрудничеству с Россией Гернот Эрлер подчеркнул, что Германия и Европа должны всерьёз воспринять риски дальнейшей эскалации противостояния с Москвой. «Нам нужна пауза», — заявил он, отметив, что не видит альтернативы дипломатии.
По его мнению, следует воздержаться от активных действий до получения результатов анализа отравляющего вещества от экспертов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), которые, впрочем, вряд ли что-то прояснят в этом тёмном деле, ведь английские эксперты уже признали, что определить место производства по анализу они не смогли.
Эксперт по внешней политике из парламентской фракции ХДС/ХСС Родерих Кизеветтер считает ошибкой действия Лондона, сразу же объявившего о высылке из страны российских дипломатов. По его мнению, британская сторона должна была дать Москве время для объяснения ситуации, что предусмотрено международным соглашением по запрету химического оружия.
Такой же точки зрения придерживается и зампредседателя ХДС, премьер-министр Северного Рейна — Вестфалии Армин Лашет.
Ещё более жёсткую позицию по этому поводу занимает немецкая оппозиция в лице лидеров «Альтернативы для Германии», которые жёстко критикует Меркель за то, что она пошла на поводу у Терезы Мэй.
Тем временем, представитель Свободной демократической партии (СвДП) Александр Ламбсдорфф считает, что Лондон имел право на активные действия, даже просто подозревая Россию. Он высказал также понимание того, что британская сторона не может предать гласности все имеющиеся у неё доказательства. По мнению политика, многие из них добыты разведкой и не могут быть представлены общественности.
Таким образом, становится ясно, что «дело Скрипаля» раскололо не только Евросоюз, но и саму Германию. Впрочем, для Меркель эта тема более предпочтительна, чем проблема миграции. В последнее время немцы забыли про исламскую угрозу и переключились на обсуждение отношений с Россией. Как следствие, рейтинг правящей коалиции вновь стал расти.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память святых мучеников Стефана и Петра Казанских и вспоминаем композитора М.С.Березовского
Святые мученики Стефан и Петр пострадали от казанских татар за обращение в Христианство из мусульман. Святой Стефан Казанский был родом из татар. Более 20 лет он страдал расслаблением ног. По взятии Казани Государем Иоанном Грозным (1552) он уверовал во Христа и получил исцеление. После удаления русских из Казани татары за твердость в христианской вере изрубили мученика Стефана на части, тело его разметали, а дом разграбили.
Святой мученик Петр также пострадал после ухода Русских войск. На все ласки и уговоры вернуться в ислам святой Петр отвечал: «Отец мне и мать — в Троице славимый Бог: Отец и Сын и Святой Дух. Если вы уверуете во Отца и Сына и Святого Духа, то и вы мне сродники; во святом Крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете».
Видя, что он остается непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти среди жестоких мук не переставал исповедовать Имя Христа, взывая: «Христианин есмь».
Сегодня мы вспоминаем замечательного русского композитора Максима Созонтовича Березовского, скончавшегося 22 марта 1777 г. Он родился 16 октября 1745 г. в г. Глухове Черниговской губернии. Окончив Киевскую духовную академию, Березовский, по приезде в Петербург, был определен, благодаря своему прекрасному голосу, в придворную певческую капеллу. Как даровитый юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом (Березовский отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее внимание. В 1764 г. на 20 году своей жизни, Березовский был послан в Италию, для продолжения образования в знаменитой Болонской академии. Вскоре дарование Березовского и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии — он удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий. Многие музыкальные академии в Италии избрали русского музыканта и композитора своим почетным членом, а сама Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика.
К этому же периоду времени относится опера Березовского «Демофон», имевшая огромный успех у знатоков и знаменитых музыкантов того времени. Живя в Италии и тоскуя по родине, Березовский посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения: «Литургию», концерт «Отрыгну сердце мое», «Слава в вышних Богу»; «Милость и суд воспою тебе Господи». «Причастный» и другие.
По приезде в Петербург, Березовский был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим высокопоставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один — князь Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора, и тут же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую Потемкин предполагал основать в Кременчуге. Однако, князь Потемкин вскоре забыл не только о Березовском, но и о самой академии. Это обстоятельство имело роковое значение для композитора. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, он впал в мрачную тоску. Березовский — талантливейший композитор России XVIII века — умер в расцвете лет, в полном одиночестве и в предельной нищете.
Русская линия