Священный Синод Элладской Православной Церкви обвинил Болгарскую Церковь в нарушении священных канонов
В отличие от своих сербских собратьев греческие иерархи выступили предельно жёстко против решения Болгарского Патриархата восстановить общение с македонскими раскольниками
Священный Синода Сербской Православной Церкви не стал резко протестовать против решения Болгарского Патриархата включить в свой состав отколовшуюся от Сербской Церкви Македонскую церковь и в дипломатической форме прокомментировал это решение, выразив лишь недоумение по этому поводу и надежду, что болгарские архипастыри будут соблюдать каноны и не пойдут на раскол Вселенского Православия.
Такая сдержанная позиция была для многих полной неожиданностью, хотя, как теперь ясно, действия Сербской Церкви были совершенно оправданы. С самого начала сербские архиереи были прекрасно осведомлены о том, что против признания Македонской церкви выступают, в первую очередь, греческие иерархи, которые протестуют против самоназвания государства Македония и его Церкви, считая это имя принадлежащим греческой истории и территории.
Поэтому в Белграде предпочли не вступать в жёсткий конфликт с болгарами, а дождаться реакции греческих Патриархатов, которые сами укажут болгарским собратьям, что их надежды представлять перед Поместными Церквами интересы македонской паствы обречены на полный провал.
И вот Священный Синод Элладской Православной Церкви выступил с жёсткой критикой решения Болгарского Патриархата «стать „Матерью Церковью“ для раскольнической Церкви Скопье», сообщает Agionoros.Ru.
В заявлении по итогам заседания в частности сказано: «Священный Синод выражает беспокойство в связи с фактом вмешательства Болгарской Церкви в юрисдикцию другой Поместной Церкви, то есть Сербской Православной Церкви. Это решение противоречит Священным Канонам и Церковному Преданию. Кроме того, проигнорировано каноническое право и главенствующая роль Вселенского Патриархата. Этот шаг может положить начало неприятным последствиям».
В своём нынешнем виде Македонская церковь существует с 1967 года, когда была учреждена решением III Церковно-народного собора, прошедшего в городе Охрид. Однако ни Сербская Православная Церковь (в которой на правах автономии с 1958 года Македонская православная церковь находилась), ни остальные Поместные Православные Церкви нового статуса Церкви не признали.
В 2005 году Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви отлучил от церковного общения верующих, принадлежащих к Македонской православной церкви.
27 ноября 2017 г. Священный Синод Болгарской Православной Церкви принял определение следующего содержания, опубликованное на официальном сайте Болгарской Патриархии:
«§ 1. Св. Синод Болгарской православной церкви — Болгарская патриархия на своем заседании 27.11.2017 г. — в полном составе рассмотрел письмо вх. № 676/14.11.2017 г. Македонского архиепископа Стефана, Председателя Св. Синода МПЦ.
Болгарская Православная Церковь — Болгарская патриархия никогда не была безразлична к страданиям Македонской православной церкви, в связи с чем после проведенного рассмотрения,
Св. Синод единодушно ПОСТАНОВИЛ:
При условии, что МПЦ признает БПЦ-БП своей Матерью-Церковью, БПЦ-БП, сознавая свой священный долг, обязуется оказать полное содействие, ходатайство и заступничество перед Поместными православными церквями, предприняв все, что необходимо для установления канонического статуса МПЦ.
§ 2. В связи с предыдущим решением,
Св. Синод ПОСТАНОВИЛ:
Учредить Синодальную архиерейскую комиссию для переговоров с МПЦ и другими Поместными православными церквями для установления канонического статуса МПЦ".
Русская линия
За просветительскую деятельность
Сретенский монастырь в Москве получил Национальную премию «Человек года — 2017»
14 декабря 2017 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошла церемония вручения Национальной премии «Человек года — 2017», организованная Русским биографическим институтом, исследующим современное российское общество сквозь призму деятельности его элиты, сообщает Православие.Ru.
Как отметил председатель Экспертного совета премии, писатель Святослав Рыбас, «за эти годы через биографии лауреатов мы можем видеть ход нашей истории». Награждение проходило в свете 100-летия трагедии Октябрьской революции и восстановления Патриаршества.
На церемонии присутствовали послы Китая, Казахстана, Кубы и Болгарии.
«За укрепление международного авторитета Российского государства» лауреатом премии стал Президент Российской Федерации Владимир Путин, «за вклад в развитие высшей и средней школы» премию получила министр образования Ольга Васильева. «За вклад в развитие высшего образования» — ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Также лауреатами стали министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, хирург Бокерия и другие известные лица. В рубрике «Религия» премия была присуждена Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Одним из лауреатов стал Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместник которого — епископ Егерьевский Тихон (Шевкунов), удостоен премии за просветительскую деятельность, сообщает «Российская газета».
10 лет назад прошло первое мировое турне хора Сретенского монастыря под руководством Никона Жилы. Хор побывал в 35 странах на четырех континентах, представив шесть веков истории уникального песнопения Сретенского монастыря. В этом году хор Сретенского монастыря вместе с восстановленным ансамблем им. Александрова провёл музыкальный фестиваль «Преображение».
Благочинный Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев), получая премию, сказал: «Сердечно благодарим за высокую награду, за то внимание к трудам нашей обители, за внимание к трудам Русской Православной Церкви, к трудам настоятеля нашей обители Святейшего Патриарха Кирилла, к трудам наместника нашего монастыря владыки Тихона и к трудам нашей братии. Сретенский монастырь — это тысячи прихожан. Мы с благодарностью принимаем эту награду и желаем всем помощи Божьей. Спасибо».
Русская линия
Кобзон пошёл по стопам Райкина
В условиях дефицита финансов Министерству культуры всё сложнее угождать аппетитам деятелей культуры
При всём негативном отношении православных верующих к министру культуры Владимиру Мединскому, настаивавшем на показе кощунственного фильма «Матильда», следует признать, что с его приходом в министерство культурная политика России во многом приобрела более осмысленный характер и многие проекты православной общественности получили поддержку и понимание в культурном ведомстве.
Оно и не удивительно, ведь до того, как Мединский стал министром, он был одним из инициаторов создания фонда «Возвращение», выступал за вынос трупа Ленина из мавзолея и возвращение российским улицам и площадям их исторических названий. И хотя после вступления в должность он отказался от публичного лоббирования этих идей, в деятельности министерства всегда чувствовалось, что министр внутренне поддерживает такие инициативы.
Не случайно, до печальной истории с «Матильдой» против Мединского активно выступали представители так называемого «журфака». Против министра тогда активно использовалась история с обвинениями его зама в коррупции. Самого Мединского при этом обвиняли в плагиате при написании докторской диссертации, на фоне чего звучали призывы к его отставке.
Отдельной темой в борьбе против Мединского стала история с обвинениями Минкульта в цензуре, которую впервые публично поднял Константин Райкин. О том, что на самом деле за этими обвинениями стояло банальное требование выделения дополнительного государственного финансирования для театра Райкина, стало понятно после разъяснений самого Мединского. Деньги Райкину, похоже, выделили, и он тут же замолчал.
Впрочем, скандалы в связи с урезанием культурного бюджета в России лишь набирают обороты. Ведь ни один деятель культуры не хочет сворачивать свои проекты, а министерству культуры в условиях кризиса всё сложнее угождать их аппетитам.
На днях в ходе расширенного заседания Комитета Государственной думы по культуре вновь вспыхнули страсти: Иосиф Кобзон обвинил Министерство культуры в некомпетентности и вышел из состава коллегии и экспертного совета ведомства.
Как сообщает портал «История России», Иосиф Давыдович был недоволен не положением дел в сфере культуры, какой-то неправильной культурной политикой или принимаемыми решениями, а тем, что не все его просьбы выполняются. Причём одной из первых таких просьб стало строительство в Москве буддийского дацана и реставрация целого ряда объектов в округе депутата в Забайкальском крае.
Помимо этого, Кобзон требовал давать звание народных артистов тем претендентам, которых он представляет, а также настаивал на выделении финансирования и здания в Москве под фонд Кобзона и так далее. В общем, вполне обычная и рядовая история, если бы не резкий демарш певца на публику и начавшаяся истерия в СМИ. Зачем же ещё встречаться с министром, как не с просьбой о поддержке и помощи в финансировании своих проектов?
Однако, и главу Минкульта вполне можно понять. Какой бы Кобзон не был заслуженным в российском шоу-бизнесе, таких как он, просителей у ведомства множество, а бюджет один. Норштейн, Манский, Райкин, Кобзон и многие другие — всем этим людям нужны деньги от государства на себя и на свои проекты, но, какими бы большими эти люди ни были, нельзя каждого озолотить. Не удивительно, что в итоге Мединский ответил Кобзону достаточно жёстко, и тот в знак протеста вышел из состава коллегии и экспертного совета ведомства.
Впрочем, средств в культурный бюджет России от этого явно не прибавится, а это значит, что рано или поздно российским деятелям культуры придётся смириться и признать, что в условиях кризиса жить по прежним нормам нельзя. В конце концов, за присоединение Крыма должны платить не только простые граждане России.
Русская линия
Депутаты Госдумы против возобновления передачи российских сирот в США
Принятый пять лет назад «закон Димы Яковлева» в корне изменил отношение российских органов опеки к усыновлению и заметно оздоровил ситуацию в этой сфере
Для отмены в России так называемого «закона Димы Яковлева», который во многом изменил отношение российских властей и самих россиян к проблеме усыновления детей, на сегодняшний день нет никаких оснований. Об этом в интервью РИА Новости заявили представители «Справедливой России» и ЛДПР в Государственной Думе России.
Так, первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов не видит условий для отмены или пересмотра в России «закона Димы Яковлева», поскольку с принятием этого закона в стране существенно улучшилась ситуация с усыновлением.
«Я считаю, никаких условий для отмены „закона Димы Яковлева“ нет, потому что ситуация стала даже хуже с точки зрения иностранного усыновления, чем была до принятия „закона Димы Яковлева“, с одной стороны. С другой стороны, улучшилась ситуация внутри России с усыновлением», — сказал Емельянов.
По словам парламентария, США не хотят заключать с Россией договор, по которому Москва могла бы следить за судьбой детей до достижения ими совершеннолетия, а в такой ситуации опасно отпускать несовершеннолетних в другие страны с учётом огромного количества преступлений, которые совершаются в отношении детей: работорговля, сексуальное рабство, похищение на органы и так далее.
В свою очередь, вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев обратил внимание на политическую составляющую этого вопроса. По его мнению, вопрос об отмене «закона Димы Яковлева» может обсуждаться только после улучшения взаимоотношений между Россией и США, а до этого ещё очень далеко.
«Наши взаимоотношения с США на сегодняшний день не позволяют нашему руководству делать какие-то шаги навстречу. Если мы увидим улучшение отношений со стороны США, хоть какие-то шаги — например, вернуть дипсобственность, это будет какой-то шаг навстречу — и тогда можно о чём-то подумать», — добавил он.
Он обратил внимание на то, что «закон Димы Яковлева» был принят во многом по надуманному предлогу. Пять лет назад было несколько случаев, когда российские дети пострадали в приёмных семьях в Америке, «но давайте возьмём процент, сколько этих детей пострадало от того количества детей, которые счастливы в американских семьях, уверен, что это будет ничтожный процент», — заявил он.
В связи с этим многим первоначально казалось, что это откровенное лицемерие, тем более, что закон касался только американских усыновителей и не затрагивал в целом зарубежные страны, куда российских сирот передавать (или продавать) по-прежнему разрешалось.
Но в реальности оказалось, что закон принёс много положительных вещей. Как отметил Емельянов, благодаря этому законопроекту в стране возросло внимание к проблеме усыновления и сиротства, совсем иначе заработали органы опеки. За 5 лет сократилась очередь детей, ждущих усыновления, и общее количество несовершеннолетних в детских домах.
Русская линия
Архиепископ Боярский Феодосий: УПЦ является независимой и самостоятельной в управлении
Викарий Киевской митрополии рассказал об изменениях в Уставе Русской Православной Церкви, принятых на Архиерейском Соборе
В уставе Русской Православной Церкви по решению Архиерейского Собора отныне будет чётко прописано то, что касается самоуправляемого статуса Украинской Православной Церкви. Об этом в эфире «Большого интервью» Радио Вести заявил викарий Киевской митрополии, председатель Церковного суда Киевской епархии архиепископ Боярский Феодосий, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
«Ранее в 11 главе устава РПЦ Украинской Православной Церкви был посвящён лишь один абзац и слов „независимая, самостоятельная в управлении“ там не было. Было лишь сказано, что УПЦ является самоуправляемой с правами широкой автономии, — заметил ведущий радиопрограммы Алексей Смирнов. — Теперь же отдельная глава устава, состоящая из 13 пунктов, говорит, что УПЦ предоставлена независимость и самостоятельность в управлении, а также, что её центр управления находится в Киеве».
Как объяснил архиепископ Феодосий, решения, принятые на Архиерейском Соборе в большинстве своём не являются принципиально новыми. «Просто нормативные моменты, разбросанные по разным документам — в Уставе об управлении УПЦ, в Томасе о независимости в управлении Патриарха Алексия, а также в пунктах устава РПЦ, были собраны в одну статью», — подчеркнул владыка.
В частности, это касается и судебной системы Украинской Православной Церкви. «На протяжении 25 лет высшей судебной инстанцией Православной Церкви в Украине был суд УПЦ, который сейчас возглавляет митрополит Каменец-Подольский Феодор. Сейчас этот момент также внесён в Устав РПЦ».
Всякие попытки при этом обвинить УПЦ в том, что она якобы выполняет заказ Москвы, не состоятельны, так как в реальности Украинская Церковь дано имеет полную свободу во всех управленческих вопросах и никак не согласовывает свои решения с московским священноначалием.
Русская линия
США пригрозили членам ООН
Постоянная представительница США в ООН Никки Хейли пообещала «взять на заметку» те страны, что проголосуют против признания Иерусалима столицей Израиля
Завтра, 21 декабря 2017 года, в Нью-Йорке состоится заседание экстренной сессии Генеральной ассамблеи ООН, созванное по требованию Палестинской автономии и посвящённое решению США признать Иерусалим столицей Израиля. 193 странам-членам ООН будет предложено рассмотреть выдвинутую Египтом на рассмотрение Совета безопасности ООН резолюцию, призывающую США пересмотреть свою позицию по Иерусалиму. В Совбезе за резолюцию проголосовали 14 членов из 15, однако США, как постоянный член совета, проголосовав против, наложили вето, сообщает NEWSru.co.il.
В отличие от резолюций Совета Безопасности ООН, резолюции Генеральной ассамблеи имеют только рекомендательный характер, однако американские политики серьёзно нервничают, поскольку едва ли не впервые они оказались совершенно без союзников, причём во всём мире. Надежды на то, что кто-то из ранее поддерживавших США стран согласится с их решением по Иерусалиму, нет никакой, а потому американцы срываются на откровенные угрозы.
Так, постоянная представительница США в ООН Никки Хейли в обращении к представителям других стран-членов ООН пригрозила, что «США запомнят всех», кто проголосует за критикующую Вашингтон резолюцию.
«В ООН нас всегда просили больше делать и больше давать. Поэтому когда мы принимаем решение на основании желаний американского народа по поводу места размещения НАШЕГО посольства, мы не ждём осуждения со стороны тех, кому мы помогали. В четверг будет голосование, критикующее наш выбор, и США возьмут на заметку каждый голос, отданный против них», — написала Хейли.
Таким образом, дипломатия США в еврейском вопросе приобретает силовой характер, однако, это вряд ли заставит кого-то согласиться с решением Дональда Трампа по Иерусалиму. В лучшем для Вашингтона случае угрозами американцы смогут убедить часть своих союзников воздержаться при голосовании. Однако, сам по себе факт того, что Ники Хейли вынуждена была опуститься до такого низкого уровня в своей дипломатической работе, говорит о многом.
Русская линия
В Санкт-Петербурге появится храм святого праведного Евгения Боткина
Закладной камень храма в честь врача Царской семьи заложил при многопрофильной клинике ВМА митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий
В день 219-летия основания Военно-медицинской академии, 18 декабря 2017 года, при многопрофильной клинике ВМА митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил закладной камень храма святого праведного страстотерпца Евгения Боткина, сообщает «Вода живая».
Владыке сослужили помощник начальника Академии по работе с верующими военнослужащими протоиерей Михаил Погиблов, священники Николай Брындин, Георгий Иоффе и Кирилл Погиблов.
На церемонии присутствовали вице-губернатор Николай Бондаренко, начальник главного военно-медицинского управления Минобороны Дмитрий Тришкин, начальник ВМА генерал-майор медицинской службы Андрей Бельских, его заместитель генерал-майор медицинской службы Сергей Бунин, председатель Попечительского совета благотворительного фонда имени святого Евгения Боткина генерал-лейтенант медицинской службы Борис Гайдар, преподаватели и курсанты Военно-медицинской академии.
«Мы знаем, что среди учеников апостола Павла был врач, знаем великомученика и целителя Пантелеимона, бессребреников Косму и Дамиана и многих других святых, имевших профессию врача, — обратился к собравшимся владыка Варсонофий. — Недавно наша Церковь причислила к лику святых врача Евгения Боткина, и вот, одним из памятников выпускнику этой замечательной академии будет храм его имени».
«Мы сейчас молились, чтобы Господь благословил наше доброе дело, чтобы нашлись благотворители, которые помогли бы построить этот храм, куда бы приходили нынешние слушатели академии и её выпускники, — продолжил митрополит. — Нужно показать современным людям пример — как в нынешние времена можно стать святым. Лучше искать святых не на стороне, а рядом с нами, в наших стенах. Выпускник и преподаватель этой академии смог завершить земной путь мученическим подвигом и стать святым».
Правящий архиерей поздравил собравшихся с днем основания академии и закладкой храма, посвященного праведному страстотерпцу врачу Евгению: «Его молитвами пусть Господь укрепляет профессорско-преподавательский состав академии, её слушателей, всех военных медиков. Желаю вам Божией помощи в трудах, которые вы несёте».
В завершение церемонии присутствовавшим были розданы иконки святого врача Евгения.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти русского писателя и историка, одного из основоположников славянофильства К.С.Аксакова
Константин Сергеевич Аксаков родился 29 марта 1817 г. в Оренбургской губернии в семье известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, старший брат другого видного деятеля славянофильства Ивана Сергеевича Аксакова. В 1832−35 гг. учился на словесном отделении Московского университета (готовился к нему в пансионате М.П.Погодина), испытал влияние профессоров М.Т.Каченовского и Н.И.Надеждина (впервые в 1832−35 гг. напечатавшего стихи Аксакова в московском журнале «Телескоп» и газете «Молва»); входил в кружок Н.В.Станкевича. После путешествия по Европе сблизился с Ю.Ф.Самариным, с которым примкнул к кружку А.С.Хомякова и стал в 1840−50-е гг. одним из идеологов славянофильства. В 1847 г. защитил диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Выступал во всех славянофильских изданиях: «Московском литературном и учёном сборнике» (1846−47), «Московском сборнике» (1852), журналах «Москвитянин», «Русская беседа». С 1857 г. негласный редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику. Образ патриархальной, «общинной» Руси и Москвы как её символа отразились в статье Аксакова «Семисотлетие Москвы» (1846), стихотворениях («Возврат», «Петру», «Москва», «Безмолвна Русь» и др.), драме «Освобождение Москвы в 1612 году» (1848, запрещена после первой постановки Малым театром 14 декабря 1850).
Свои взгляды на историю России Аксаков выражал в исторических статьях (наиболее важные из них: «Об основных началах русской истории» (1861), «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» (1852), «Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома» (1851) и др.). Свою историческую концепцию Аксаков противопоставлял западническим взглядам С.М.Соловьева, К.Д.Кавелина и Б.Н.Чичерина.
История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Главная особенность России, в известной мере присущая всем славянским народам, состояла в общинном строе, в гармоничном сосуществовании двух движущих сил истории — народа («земли») и государства («власти»). В Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали («сила власти — Царю, сила мнения — народу») вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить «землю». Русский народ, писал он, есть народ не государственный. Именно этим, по его мнению, объясняется «многовековая тишина внутри России». Равновесие сил было нарушено Петром I, который стал первым монархом, исказившим отношения между государством и народом.
В 1855 г. Аксаков подал Императору Александру II «Записку о внутреннем состоянии России», в которой, в частности, упрекал правительство за подавление нравственной свободы народа и деспотизм, ведущий к нравственной деградации нации. В Записке он ратовал за необходимость созыва Земского Собора, предлагал дать большую свободу печати и ряд других мер вполне либерального характера. Однако практического значения Записка не имела. Тяжелое впечатление на Аксакова произвела смерть отца в 1859 г., он впал в отчаяние и заболел чахоткой. Заграничное лечение не помогло, и он вскоре, 7 декабря 1860 г., он скончался.
Русская линия