Неделя 26-я по Пятидесятнице
Притча о безумном богаче
Евангельское чтение о безумном богаче ставит перед нами вопрос самой жизни. На вопрос: для чего мы живём? — многие отвечают: «жизнь для жизни нам дана»; отсюда и вытекает их: «душа, ешь, пей и веселись, ибо жизнь коротка». Так рассуждающие обычно удовлетворяются умением устраиваться в жизни, тонут в благополучии, «жирком заплывают», и, добавляя к сему участие в общественной жизни, получая похвалы и рукоплескания, широко, самодовольно улыбаются, считая свою жизнь счастливой.
Счастливы ли эти люди? На этот вопрос отвечает нам один из героев Чехова: всю жизнь живя, как и все люди, будничными интересами, он играл роль в обществе, был занят «важными делами», прибегая в них к неправде, притворялся, погружённый в мелкие интриги и общественные заботы, и вдруг, неожиданно просыпается ночью в холодном поту с тяжёлым сердцебиением. Что случилось? Случилось ужасное: он осознал, что жизнь прошла и жизни не было, осталась тягость на душе, ибо не было в жизни подлинного смысла.
Некоторые полагали, да и ныне полагают, осмыслить свою жизнь участием в политических партиях, ведущих борьбу за лучшее будущее, как вели её всех толков социалисты и демократы в России. Чем же была эта «идеализация будущего» в прошлом России, чем является она ныне, будучи свойственной и нынешним партиям? «Идеализация будущего, — справедливо говорит проф. Франк — является духовной болезнью, последним корнем той нравственной болезни, которую мы называем революционностью и которая загубила Россию».
Что же делать, как проводить жизнь, чтобы она была осмысленной? Существует ли общее дело для всех людей, дело, чрез участие в котором, приобретает смысл жизнь каждого человека? Это общее дело для всех людей существует. «Мужи, братья, что нам делать?» — спрашивают ап. Петра иудеи после его вдохновенной проповеди. Примите Христа, — «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. и получите дар Святого Духа», — был ответ ап. Петра. В этом ответе Апостола указано необходимое общее дело для всех: примите Христа и живите по велениям Духа Святого. И преп. Серафим говорит: «Стяжи Духа Святого». И Сам Христос на вопрос: «что делать?» — ответил: «вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал», и далее указывает Христос на две вечные заповеди: на любовь к Богу, всем сердцем, всею крепостью и всем разумением, и на любовь к ближнему, указывает как на общее для всех дело, осмысливающее жизнь.
Не субъективных личных наслаждений, бессмысленность и мираж которых так легко и ярко изобличается в жизни каждого из нас, а осмысленной полноты жизни должен искать каждый из нас. Жизнь с её краткостью и призрачными удовольствиями, с её тяготами и нуждами, не есть самоцель. Жизнь осмыслена лишь тогда, когда она движима стремлением к Абсолютному Благу, к тому благу, которое является благом и для ближнего и для меня. Пример такого блага мы имеем в любви. Когда мы любим подлинной любовью, скажите, чего мы ищем в ней и что нас в ней удовлетворяет?
Если мы хотим вкусить лишь личных от неё радостей, если хотим использовать любимое нами существо и наше к нему отношение, как средство для личных выгод и наслаждений, — это будет не любовью подлинной, а оскорблением ближнего и развратом, и такое отношение будет неминуемо покарано душевной пустотой, душевным холодом, который нередко завершается озлобленностью.
Если же мы хотим отдать жизнь свою на служение ближнему, любимому существу, готовы на самопожертвование, даже на гибель ради любимого существа, — мы получаем в итоге радость, душевную полноту и покой удовлетворённости.
Любовь, которой осмысливается жизнь, не есть расчёт, не есть эгоистическая жажда наслаждения, любовь — не рабство. Любовь — это преодоление эгоизма, преодоление личной корыстной цели, и это преодоление осмысливает нашу жизнь, даёт нам ту полноту, в которой всецело сливается моё «я» с «я» существа любимого. Если же любящий и любимое существо, в поисках развлечений — что так часто приходится наблюдать — ввергают себя в бессмысленный круговорот жизни, они, в итоге, будут подавлены тяжёлым чувством пустоты и разочарования, бессмыслицы и бессилия.
Как же и чем осмыслить жизнь, чтобы не впасть в мрак душевный, чтобы не лишиться света, духовной бодрости и мира душевного?
На этот вопрос мы уже получили ответ из уст ап. Петра и Самого Спасителя.
Путь истинный, путь осмысленный, разумный путь жизни в Том, Кто Сам есть Истина и Жизнь. «Аз есть Путь и Истина и Жизнь» — говорит Христос. Во Христе обретаем мы подлинное благо.
Скажите, к чему привёл неутомимый труд миллионов — труд в стремлении к «жизни ради жизни» без Христа и вне Бога? Неутомимым трудом, без Христа и вне Бога, создаётся бессмыслица, создаётся ад на земле, создана пустыня, в которой от жажды духовной погибают люди. С высоких трибун раздаются призывы к правде и справедливости. К правде и справедливости зовут те, которые отвергли Абсолютный Источник Правды, отсюда и результат плачевный: подавляющее большинство людей не знает — для чего они живут, где добро и где правда.
Жизнь во Христе, дорогие братья и сёстры, и есть для всех людей, — всех времён и народов, — общее дело, дело, — не теория, а дело, дело практическое, жизненное, и в основе этого дела — духовное делание над собой каждого из нас, накопление каждым человеком в себе сил добра, любви и правды, и завершается это дело для каждого словами ап. Павла: «теперь живу не я, а живёт во мне Христос».
К этому и зовёт нас нынешнее Евангельское чтение, призывающее нас «в Бога богатеть».
«Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие», — говорит Господь, — «избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё», — жил в свете и радости.
Аминь.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)