Отсутствие цивилизованного диалога, связанного с выходом фильма «Матильда», создаёт потенциал для развития конфликтов
В Екатеринбургской епархии прокомментировали нападение психически-неуравновешенного человека на киноконцертный зал «Космос»
Священноначалие Екатеринбургской епархии выступило с официальным осуждением нападения на киноконцертный зал «Космос», заявив, что расценивает это деяние «как беспрецедентный общественно опасный акт, заслуживающий безусловного осуждения и наказания виновных, какими бы мотивами они ни руководствовались».
4 сентября состоящий на психологическом учёте мужчина врезался на управляемой им машине в кинотеатр и затем совершил поджог авто. В результате произошёл пожар, который удалось оперативно потушить. Злоумышленник был задержан и заявил, что таким образом протестовал против показа фильма «Матильда».
В Екатеринбургской епархии тем временем выразили надежду, что «правоохранительные органы установят все обстоятельства произошедшего и примут меры по недопущению в будущем подобных происшествий».
Здесь подчеркнули, что поддерживают протест против оскорбления памяти членов святой Царской семьи, однако всегда призывают делать это только в рамках закона.
«Психический недуг человека, совершившего преступление 4 сентября, не даёт кому бы то ни было права на необоснованное установление связи между позицией православной общественности против фильма „Матильда“ и подобного преступного деяния, поставившего под угрозу общественную безопасность, жизнь и здоровье людей», — уверены в епархии.
В тоже время екатеринбургское священноначалие указывает, что причиной подобных инцидентов и конфликтов является отсутствие «цивилизованного диалога, связанного с выходом фильма «Матильда».
«Выражаем опасения, что в год 100-летия трагической гибели Царской семьи демонстрация художественных произведений, разделяющих граждан России, не может быть средством построения мира и взаимного уважения. Убеждены, что в наших руках сохраняется целый спектр цивилизованных инструментов, применение которых может послужить достижению и сохранению столь драгоценного общественного согласия», — заявили в Церкви.
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: «Мы прошли очень большой путь»
В России вручён первый в современной истории признаваемый государством диплом кандидата теологии
Практически сразу после октябрьского переворота 1917 года пришедшие к власти большевики стали наводить свои порядки в сфере образования, упразднив практически все семинарии и духовные академии в стране, а вместе с ними и всю богословскую науку. Теология, почти полторы тысячи лет почитавшаяся в европейской традиции «наукой наук», была объявлена лженаукой и исключена из всех государственных образовательных и научных реестров. Немногочисленные церковные учёные и богословы, которых в СССР можно было пересчитать по пальцам, могли тайком работать только в двух-трёх учебных заведениях. И такое положение дел, как это ни парадоксально, существовало до самого последнего времени.
Как известно, 1 июня 2017 года в Объединенном диссертационном совете, созданном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, состоялась первая защита диссертации по специальности 26.00.01 ― «Теология». По итогам защиты работы на тему «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского», диссовет принял решение присудить протоиерею Павлу Хондзинскому учёную степень кандидата теологии.
3 сентября председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на Черниговском Патриаршем подворье в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. После сугубой ектении владыка совершил молитву о мире на Украине.
По завершении Литургии митрополит Иларион прочитал молитву на начало учебного года и окропил учащихся святой водой. Затем состоялось вручение первого в истории Российской Федерации признанного государством диплома кандидата теологии.
Вручая диплом, митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул: «Мы прошли очень большой путь прежде, чем это стало возможным, потому что долгие годы светские учёные говорили о том, что теология — это никакая не наука, потому что вообще тот, кто в Бога верит, не может считаться учёным. Так и сейчас говорят некоторые биологи, которые пытались сорвать первую защиту кандидатской диссертации по теологии. Но Господь не внял их воплям, Он услышал наши молитвы. И государство в лице Министерства образования и науки проявило спокойствие, выдержку и мудрость. Я сегодня рад вручить этот первый в истории нашего государства диплом протоиерею Павлу Хондзинскому, которого он удостоен за диссертацию, посвященную святителю Филарету Московскому», — цитирует владыку сайт ОВЦС.
Поблагодарив за вручение диплома, отец Павел сказал: «Очень хочется надеяться, что это событие подводит черту под бурной историей моей защиты и начинает новую — историю полноправного и полнокровного развития богословской науки в общем пространстве гуманитарных наук».
Русская линия
«Трезвый Петербург» поддержал идею запрета рекламы безалкогольного пива
Общественные трезвеннические движения призывают депутатов Госдумы не дать алкогольному лобби себя обмануть
Вслед за священноначалием Русской Православной Церкви и, в частности, за выступлением председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона, призвавшего в одном из интервью на телевидении запретить в России рекламу безалкогольного пива, это предложение поддержал председатель общественного движения «Трезвый Петербург» Евгений Бохан.
В настоящее время в Госдуме уже готовится соответствующий законопроект. Один из его авторов, член фракции ЛДПР Сергей Фургал сообщил, что инициатива вызвана серьёзным ростом рекламы безалкогольного пива в последнее время.
«Запрет рекламы любого пива — это единственно верное решение, которое могут принять законодатели, действительно мудрый шаг, — заявили в свою очередь в „Трезвом Петербурге“. — По статистике лишь 1% пива потребляют в безалкогольном виде, остальное потребление приходится на алкогольное. Таким образом, пивные транснациональные корпорации с помощью рекламы безалкогольного пива продвигают рекламу алкогольного, ведь все алкогольные марки имеют свой безалкогольный прототип».
По словам Евгения Бохана, сегодня все понимают, что в условиях запрета рекламы алкогольного пива в России, алкогольные магнаты и срощенное с ними алкогольное лобби нашли лукавую лазейку для популяризации своего бизнеса, построенного на здоровье российских граждан.
«Сейчас главное, чтобы эту здравую инициативу законодателей не задушило алкогольное лобби, законопроект поступил в Государственную Думу и прошёл все необходимые чтения», — заявил председатель «Трезвого Петербурга».
Русская линия
Украинские власти провели совещание по созданию «Единой поместной церкви»
Спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий настаивает на принятии антицерковных законопроектов и хочет пригласить в парламент Патриарха Варфоломея
Cогласно украинской Конституции, Церковь отделена от государства, но в высших эшелонах украинской власти всё время происходят некие брожения, которые совсем не способствуют воцарению межконфессионального мира на Украине. Уже давно в головах украинских чиновников зреет безумная идея силового объединения УПЦ и раскольничьего «Киевского патриархата». При этом речь, очевидно, идёт просто о разгроме канонической Церкви на Украине в пользу раскольников.
К числу активных сторонников грубого вмешательства в церковные дела относится бывший «майданный комиссар», а ныне спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий. На минувшей неделе он провёл в Киеве совещание по созданию, ни много ни мало, «Единой поместной церкви», забыв, впрочем, пригласить на него не только представителей УПЦ, но даже деятелей так им любимого «Киевского патриархата.
«Цель нашего совещания заключается в том, чтобы мы могли между собой обсудить, каким образом Верховная Рада Украины может помочь образованию Единой Поместной Украинской Православной Церкви», — передаёт слова Парубия «Украинская правда». «Мы уже сделали важный шаг, проголосовав за обращение к Всесвятейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею. Это было очень важное решение. После этого я с ним виделся, Патриарх очень высоко оценил решение Верховной Рады. Мы с ним обсудили очень много шагов, которые мы могли бы предпринять, чтобы идея о создании Единой Поместной Православной Церкви в Украине смогла осуществиться», — заявил политик.
Состав участников этого совещания говорит сам за себя. Это Иван Крулько и Ярослав Маркевич — нардепы, инициаторы скандального законопроекта № 5309, направленного против УПЦ; Николай Княжицкий — глава парламентского комитета по вопросам культуры и духовности, одобрившего антицерковные законопроекты; Александр Ткаченко — гендиректор телеканала «1+1», известного своими сюжетами против УПЦ, а также глава департамента по делам религий Минкульта Андрей Юраш и религиовед Александр Саган, тоже известные своей агрессивной позицией по отношению к Украинской Православной Церкви.
Участники встречи договорились вместе работать над продвижением законопроектов, известных на Украине и за рубежом как антицерковные. Кроме того, в их планах пригласить в Верховную Раду Константинопольского Патриарха Варфоломея.
В самом Константинопольском Патриархате канонической Церковью на Украине признают только УПЦ. Об этом не раз заявлял как сам Константинопольский Патриарх, так и его полномочные представители. Об этом же говорят и все без исключения иерархи и предстоятели Поместных Православных Церквей. Однако, в таких канонических тонкостях в Верховной Раде разбираться, видимо, не желают.
Русская линия
Христиане Иерусалима обвинили Израиль в посягательстве на церковное имущество
Иерусалимский Патриархат выразил протест по поводу отказа суда Израиля аннулировать передачу церковной недвижимости еврейским организациям
Представители Иерусалимской Православной Церкви и ряда других крупнейших христианских конфессий в Иерусалиме в совместном заявлении обвинили Израиль в посягательстве на церковную собственность после того, как местный суд отказался аннулировать передачу крупных объектов городской недвижимости в аренду одной из еврейских организаций, сообщает РИА Новости.
Тринадцать иерархов, среди которых представители Иерусалимского Патриархата, Армянский и Латинский Патриархи, предупредили об угрозе подрыва многовекового «статус-кво» и «ослабления христианского присутствия» на Святой Земле и обратились за поддержкой к остальным «церковным лидерам, верующим по всему миру, а также главам правительств и всем людям доброй воли».
«Мы в очередной раз объединились в осуждении недавних новых покушений на статус-кво. В вопросах, подобных этому, главы Церквей решительны и солидарны в неприятии любых действий, будь то со стороны властей или групп, которые подрывают эти законы, соглашения и уложения, которые столетиями упорядочивали нашу жизнь», — говорится в обращении, которое распространил Иерусалимский Патриархат.
Поводом для совместного заявления стало недавнее решение израильского суда, который отклонил апелляцию иерусалимских архиереев и оставил в силе договор о передаче принадлежащих Иерусалимскому Патриархату гостиниц в историческом центре Иерусалима в долгосрочную аренду одной из еврейских организаций правого толка. Соответствующую сделку заключил предыдущий Иерусалимский Патриарх Ириней, который был за это низложен ещё в 2005 году.
Обеспокоенность иерархов также вызвала идея израильских депутатов национализировать участки в Иерусалиме, которые Церкви в середине XX века сдали в многолетнюю аренду и затем уступили новым владельцам в преддверии окончания срока действия договоров.
Авторы инициативы говорят о необходимости защитить права жителей домов, которые были там возведены за время найма земель полугосударственными структурами, типа Еврейского национального фонда. Однако, таким образом они посягают на бывшее церковное имущество, в результате чего у Церкви могут возникнуть большие сложности в отношениях с новыми владельцами.
Русская линия
Вопреки политике санкций
США будут закупать ракетные двигатели у России до 2025 года
Несмотря на очередной виток ухудшения отношений между Россией и США, приведший к закрытию в силовой манере, буквально за два дня, трёх российских дипломатических объектов в Америке, и действующий санкционный режим, запрещающий любое военное сотрудничество, Вашингтон не собирается прекращать взаимодействие с Москвой в выгодных для себя областях, в том числе и в военно-космической сфере.
Как выяснилось, Пентагон из-за технических и финансовых проблем будет вынужден закупать российские ракетные двигатели РД-180, по крайней мере, до середины следующего десятилетия, то есть дольше, чем первоначально предполагалось, сообщает РИА Новости со ссылкой на Уол Стрит Джорнал.
«Несмотря на требования конгресса по быстрому и поэтапному отказу от двигателей РД-180 по соображениям национальной безопасности, в реальности всё оказалось значительно дольше и сложнее. Власти заявили, что United Launch Alliance — основной поставщик ракетных технологий для Пентагона, скорее всего, продолжит использовать ускорители Атлас V разработки 90-х годов с двигателями российского производства ориентировочно до 2024 или 2025 года, или даже до 2028 года», — отмечает издание.
Американских экспертов также беспокоит вопрос, придётся ли военным США заказывать больше российских двигателей на фоне напряженности между двумя странами. Ответ на него имеет важные последствия для сроков реализации космических программ Пентагона и роста коммерческой составляющей американской космической отрасли.
«Российские двигатели РД-180 доставили на орбиту большинство навигационных и военных спутников США. И это при том, что цены на запуск ракет Falcon 9, произведённых компанией SpaceX, начинаются с 83 миллионов долларов для военных, что на 40% ниже традиционных цен на ракеты от United Launch», — отмечает издание.
Хотя компания Boeing-Lockheed ожидает, что к 2019 году будет полностью протестирован новый двигатель, а новая американская ракета Vulcan будет сертифицирована для запусков Пентагона к 2022 или 2023 годам, представитель United Launch заявила, что некоторые миссии Атлас V планируется продолжить как минимум до середины 2020-х годов, пока Vulcan не налетает положительную летную статистику и не продемонстрирует свою надежность. А это намного позже, чем рассчитывали американские законодатели.
Русская линия
Возрождение Новой Ладоги продолжается
Впервые за 82 года в храме Спаса Нерукотворного Образа на Ладоге была совершена Божественная литургия
Число разрушенных большевицкой властью храмов в России настолько велико, что, несмотря на огромную работу, которая ведётся в этом направлении в нашей стране, потребуется ещё не один десяток лет для того, чтобы их восстановить. Страшными оказались результаты превращения церквей в клубы, склады и кинотеатры: наша деревня вымирает, некогда цветущие малые города влачат довольно жалкое существование, а их жители предпочитают делать аборты и пить водку, вместо того, чтобы растить детей и молиться Богу. Однако, возрождение храмов даёт надежду на возрождение и нашего потерявшего всякий смыл жизни народа.
29 августа в храме Спаса Нерукотворного Образа Новой Ладоги впервые за 82 года вновь была совершена Божественная литургия. Её возглавил настоятель храма иерей Артемий Наумов в сослужении благочинного Новоладожского округа протоиерея Алексия Волкова и других священнослужителей, сообщает «Вода живая».
По окончании богослужения был отслужен водосвятный молебен и совершён Крестный ход, после чего отец Артемий поздравил прихожан с престольным праздником. «Этот храм пережил нелёгкие страницы истории, которая не обошла стороной практически ни одну святыню, — отметил он. — Знаменательно, что в год столетия начала гонений на Церковь, спустя десятилетия забвения, здесь совершается Божественная литургия. Храм наполняется молитвой, преображается и будет возрождаться в былой славе и красоте».
Священник особо поблагодарил благочинного за помощь и заботу: «Вы переживаете не только за вверенный вам храм, но и за те, которые стоят на пути к нему. Ваш взор падает на их разрушенные стены, а сердце при этом возносится до небес в молитве об их восстановлении. Благодаря вам и вашим соработникам здесь услышана воля Божия».
Отметим, что проект «Возрождение Новой Ладоги» направлен на воссоздание многовековых святынь, выстроенных вдоль Никольского проспекта и реки Волхов. Это церкви святых Климента Римского и Петра Александрийского, а также Спаса Нерукотворного Образа. Кроме того, планируется восстановление зданий воскресной школы, епархиального управления и исторического облика Никольского проспекта. Есть идея создать музей купечества. Все это станет ансамблем духовно-культурного наследия и послужит продолжению возрождения второй кафедры Санкт-Петербургской епархии.
Новая Ладога — единственный город в Ленобласти, где полностью сохранилась историческая застройка. В прошлые века здесь был любимый маршрут горожан, который называли «духовным путем»: от светлой Спасской церкви до статной Климентовской и выше — к величественным соборам Рождества Пресвятой Богородицы и Никольскому. Изначально храмы были деревянными. Новую Ладогу император Петр I основал рядом с Николо-Медведским монастырем в связи с закладкой у его стен на полуострове Медведец корабельной верфи. На месте монастыря стоят пока единственная действующая в городе церковь Рождества Пресвятой Богородицы и реконструированный Никольский храм.
Храм святых Климента Римского и Петра Александрийского был построен в 1156 году. В XIX веке к нему была пристроена колокольня со шпилем. В советское время был закрыт, использовался под кинотеатр. Церковь Спаса Нерукотворного Образа была построена в 1161 году. Спустя шесть веков на месте сгоревшей деревянной церкви построили каменную, ее также закрыли в советское время.
Русская линия
«Генерал Ренненкампф»
Вышла в свет десятая книга военно-исторической серии «Белые воины»
Вниманию читателей книга впервые будет представлена на Московской международной книжной выставке-ярмарке на ВДНХ, проходящей с 6 по 10 сентября 2017 г. Вышла в свет очередная, десятая книга серии «Белые воины» — «Генерал Ренненкампф», — рассказывающая об одном из самых известных военачальников русской армии начала XX века — П. К. Ренненкампфе. Участие в Китайском походе, Русско-японской войне, громкая победа у Гумбиннена в начале Первой мировой войны сделали его популярным в обществе. Однако уже осенью 1914 года его отрешили от командования, а в следующем году было начато следствие, выявившее ряд нелицеприятных фактов.
Виновен ли в поражениях своей армии генерал Ренненкампф? Имеют ли реальную основу выдвинутые против него обвинения? Многие архивные документы публикуются впервые. Книга иллюстрирована редкими фотографиями из архивов и частных коллекций. Многочисленные статьи, документы и воспоминания на страницах этого издания дополнены материалами современных исследователей, посвященными различным сторонам деятельности генерала Ренненкампфа.
Заказы и отзывы на книгу можно направлять адресу:
103 031, Москва, ул. Петровка, д. 26, стр. 2, пом. 96, Некоммерческое партнерство «Издательское, исследовательское и просветительское содружество ««Посев»», О. А. Кузнецовой; тел. (495) 625−92−48, e-mail: posevru@online.ru
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем первых жертв красного террора
Сегодня Святая Церковь вспоминает председателя Читинского отдела Русского Народного Союза имени Михаила Архангела священномученика епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова) и председателя Русского Монархического Союза священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, которые приняли мученическую кончину в первый день после объявления большевиками красного террора. Вместе с ними были расстреляны выдающиеся деятели Царской России председатель Государственного Совета Иван Григорьевич Щегловитов, министр внутренних дел Николай Алексеевич Маклаков, министр внутренних дел Алексей Николаевич Хвостов и сенатор Степан Петрович Белецкий.
30 августа 1918 г. эсеры организовали два покушения на своих политических конкурентов — большевистских лидеров. В Петрограде Л. Канегиссер убил председателя местной ЧК Моисея Урицкого, а в Москве Ф. Каплан тяжело ранила Ленина. Через два дня «Красная газета» писала: «За кровь Ленина и Урицкого пусть прольются потоки крови — больше крови, столько, сколько возможно». 5 сентября Совет народных комиссаров издал свой печально знаменитый декрет о «красном» терроре. Большевики начали зверствовать: начались расстрелы «по классовому признаку», вводилась система заложников. Причем, расстреливать начали тех, кто не принимал никакого участия в гражданской войне — русских патриотов-монархистов.
Первыми жертвами «красного» террора стали видные деятели Царской России, которые были расстреляны на Братском кладбище. До нас дошел рассказ о мученической кончине русских монархистов. «По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных „смертников“, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоиерей Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. „Я готов“, заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам». Очевидец рассказывал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».
Протоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1864 г. в семье священника поселка Кирпильского Кубанской области. В 1883 г. закончил Ставропольскую духовную семинарию, 6 лет служил псаломщиком. В 1889 г. рукоположен во иерея, служил в родном поселке, затем в Ставрополе, Елисаветполе и других местах Кубанской области, исполняя обязанности законоучителя различных гимназий. В 1897 г. переведен в Тифлис, в 1900 г. назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата, в 1901 г. возведен в сан протоиерея. Получил известность как миссионер, во время командировки в Персию добился воссоединения с Православной Церковью трех епископов-несториан. Уже во время служения в Грузии о. Иоанн заявил о себе как об активном общественном деятеле. При его участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, ставивший задачу приобщить окраины Российской Империи к общерусскому делу. В 1905 г. переведен в Москву, с января 1906 г. проповедник-миссионер Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера, с 1907 г. Синодальный миссионер, батюшка исколесил практически всю страну.
Протоиерей Иоанн Восторгов оказался в Москве в самый разгар революционных беспорядков и сразу активно включился в противореволюционное черносотенное движение: вступил в основанную В.А.Грингмутом Русскую Монархическую партию, стал членом московского отдела Союза Русского Народа (СРН). В 1906−07 гг. он был деятельным участником 2-го, 3-го и 4-го Всероссийских монархических съездов, на которых выступал с речами. О. Иоанн был уверен, что «нет в мире более народного духовенства, как в России», а потому «все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского». Когда в конце сентября 1907 г. скоропостижно скончался вождь московских монархистов В.А.Грингмут, ни у кого не было сомнений относительно его преемника. Русскую Монархическую Партию, переименованную вскоре в Русский Монархический Союз, возглавил протоиерей Иоанн Восторгов. Сменил он Грингмута и на посту председателя Русского Монархического Собрания — интеллектуального штаба монархистов Москвы. Он выступил инициатором учреждения Братства Воскресения Христова для удовлетворения религиозных нужд русского населения на окраинах, которое было открыто 8 января 1909 г. В течение первого года существования силами Братства было создано 25 проповеднических и 3 миссионерских кружка. А в 1912 г. о. Иоанн организовал уже пастырско-миссионерские курсы в Хабаровске и Тобольске, в 1913 г. — в Иркутске и Ташкенте. Курсы готовили к пастырской деятельности учителей, псаломщиков и вообще всех достойных и способных людей.
Однако с 1908 г. русское патриотическое движение начали сотрясать расколы, сопровождавшиеся подчас ожесточенной внутренней борьбой. На острие этой борьбы оказался о. Иоанн Восторгов. Из-за разногласий и внутренней борьбы в июне 1908 г. о. Иоанн и его ближайший помощник архимандрит (будущий епископ и сщмч.) Макарий (Гневушев) вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН. В этот период он сблизился с В.М.Пуришкевичем и стал членом Главной Палаты созданного им Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. В 1909 г. по его инициативе в Москве прошел монархический съезд, однако его бойкотировали некоторые лидеры монархического движения. Признанием полезности деятельности о. Иоанна стали Высочайшие приемы депутаций московских монархистов во главе с протоиереем Восторговым в 1909 и 1910 гг., когда Государь пожаловал о. Иоанну орден Св. Владимира 3-й ст. и подарил монархическим союзам Москвы Свой портрет. В сентябре 1909 г. он был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме, где проходили многие монархические форумы. В 1910 г. протоиерей Восторгов проявил себя и на ином поприще — он встал у истоков женского богословского образования в Москве. Вскоре батюшка был назначен настоятелем собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). В 1913 г. Св. Синод принял решение, запрещающее лицам духовного звания руководить деятельностью политических партий и движений, из-за чего о. Иоанн вынужден был оставить пост председателя РМС. Это спровоцировало борьбу за освободившееся место, которая сопровождалась новыми потоками клеветы в адрес протоиерея Восторгова. Вместе с тем освобождение от общественных обязанностей позволило о. Иоанну активнее заняться издательской деятельностью, в том числе издать свои сочинения.
С тяжелым сердцем принял лидер московских монархистов известие о февральском перевороте в Петрограде. Над о. Иоанном сгустились тучи, среди духовенства нашлись люди, которые требовали от властей репрессий в отношении известного монархиста, но власти на это не решились. Протоиерей Иоанн Восторгов был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором выступал с речью, был назначен на должность секретаря Миссионерского Совета при Св. Синоде, которую исполнял в 1917−18 гг. В самый разгар соборных деяний власть захватили большевики, о. Иоанн сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви. В газете «Церковность» в феврале 1918 г. он писал: «Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его; наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово». С захватом власти откровенными богоненавистниками вновь зазвучал во всю мощь голос блестящего проповедника. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. Особое значение его службам и проповедям придавал тот факт, что в соборе Василия Блаженного почивали мощи св. мученика младенца Гавриила, от жидов умученного. 30 мая 1918 г. о. Иоанн был арестован в своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н.Н.Ремизов. Им было предъявлено обвинение в том, что они дали согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками у законного собственника — Московской епархии. Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви.
Мужественный проповедник, один из вождей Черной Сотни, митрофорный протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов стал одной из первых жертв «красного террора». На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. он прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.
В этот первый день «красного» террора в Петрограде был расстрелян член Главной Палаты Русского Народного Союза имени Михаила Архангела духовник Царской Семьи протоиерей Александр Васильев. Он родился в крестьянской семье в Смоленской губернии, рано остался круглым сиротой. Был воспитанником выдающегося русского педагога Сергея Александровича Рачинского, который помог ему получить образование в Вифанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Долгое время был настоятелем церкви при Крестовоздвиженской общине Красного Креста, законоучительствовал, чем приобрел большую известность в Петрограде, с 1910 г. преподавал Закон Божий царским детям. С 1913 г. протоиерей, первый настоятель Феодоровского Государева собора в Царском Селе, с 1914 г. настоятель собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце, духовник Царской Семьи. Будучи монархистом по своим убеждениям, участвовал в патриотическом движении, в 1910 г. был членом Главной Палаты РНСМА, в 1915 г. принимал участие в открытии Совещания монархистов в Петрограде. Активный участник трезвеннического движения. Служил напутственный молебен при отправлении Царственных Мучеников в сибирскую ссылку. 29 августа 1918 г. арестован в Петрограде и вскоре расстрелян.
Николай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 г. в Москве в семье врача-окулиста, впоследствии профессора офтальмологии. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1893 г. Поступив по окончании университета на государственную службу, служил по финансовому ведомству в г. Юрьеве Владимирской губернии, Москве и Тамбове. Проявляя энергию и распорядительность, Маклаков дослужился до должности управляющего Полтавской Казенной палатой. В 1909 г. председатель Совета Министров П.А.Столыпин представил энергичного чиновника Государю Николаю II, и в 1909 г. он был назначен Черниговский губернатором, где проявил недюжинные административные способности. В 1911 г. Государь посетил Чернигов, чтобы помолиться у мощей прославленного в Его царствование Святителя Феодосия Угличского. Порядок в губернии порадовал Императора. А в 1912 г. на выборах в 4-ю Государственную Думу в губернии провалились либералы, считавшие Чернигов чуть ли не своей вотчиной. 16 декабря 1912 г. Государь назначил Маклакова управляющим делами Министерства внутренних дел несмотря на упорное сопротивление председателя Совета Министров В.Н.Коковцова, который не без оснований опасался, что новый министр станет препятствовать проведению правительством либеральной политики. Однако Государь настоял на своем и был очень доволен работой министра. Анна Вырубова вспоминала: «Маклаковым Государь был очарован и говорил: „Наконец Я нашел человека, который понимает Меня и с которым Я могу работать“».
На посту министра он неоднократно выступал за роспуск Государственной Думы (в этом духе направил в 1913 г. несколько писем Царю). После начала Первой мировой войны внес 18 ноября 1914 г. в Совет Министров «Записку», в которой настаивал на ограничении Земского и Городского союзов исключительно делом «помощи больным и раненым» и запрещении им заниматься политикой, что, к сожалению, не было исполнено. Однако из-за сопротивления либеральных сановников многое ему не удалось сделать. Глава правительства Коковцов мешал проведению жестких мер в отношении печати, препятствовал его политике вытравливания еврейского элемента из акционерных предприятий. Маклакову не удалось сменить либеральных губернаторов и добиться повсеместно проведения правого курса. С самого начала против него ополчились думские октябристско-кадетские круги. Либералы использовали любой повод, чтобы устранить ненавистного им министра. Союзником думских либералов стало так называемое «столичное общество», которое с первых дней вступления в должность министра начало травить провинциального чиновника. Но Государь длительное время отвергал самую мысль об отставке Маклакова. Однако вскоре либералам удалось привлечь на свою сторону Главнокомандующего армией Великого Князя Николая Николаевича. Не желая обострять внутриполитическую ситуацию во время войны, стремясь к единению общества, Государь решил пойти навстречу пожеланиям либералов, и в июне 1915 г. Маклаков вынужден был выйти в отставку. По свидетельству А.А. Вырубовой, вопреки обыкновению «Государь лично ему об этом сообщил на докладе. Маклаков расплакался. Он был один из тех, которые горячо любили Государя, не только как Царя, но и как человека, и был ему беззаветно предан».
Маклаков остался членом Государственного Совета, принимал непосредственное личное участие в монархическом движении (официальный статус государственного служащего не позволял ему делать это раньше). Он был участником Совещания монархистов в Петрограде в ноябре 1915 г., на котором был избран в состав руководящего органа черносотенного движения — Совет монархических съездов. В конце 1916 — начале 1917 г. Маклаков принимал активное участие в кружке сенатора А.А.Римского-Корсакова, объединявшем правых государственных деятелей, которые интенсивно искали способы предотвращения грядущей катастрофы.
Ситуация в стране обострялась. Враги Самодержавия объединились в Прогрессивный блок, запахло антимонархическим заговором. Предчувствуя опасность, Государь в конце 1916 г. начал вызывать Маклакова и советоваться с ним по поводу ситуации в стране. По поручению Царя он подготовил проект Манифеста о роспуске Государственной Думы, готовил проект изменения Основных Законов. Многие видели в нем лучшего кандидата на роль диктатора, который сможет в случае начала революции восстановить порядок. 26 ноября 1916 г. Маклаков выступил в Государственном Совете с большой речью, в которой обличил либералов в подготовке антигосударственного переворота. В декабре 1916 г. Маклаков написал письмо Государю, в котором призывал принять жесткие меры против распоясавшихся внутренних врагов России. Многие видные монархисты небезосновательно видели в нем «сильную фигуру», которая может подавить массовые беспорядки и восстановить порядок. Революция грянула неожиданно. 25 февраля 1917 г., когда только начались беспорядки в Петрограде, Маклаков вместе с А.Ф.Треповым и А.А.Ширинским-Шихматовым, явившись на заседание Совета Министров, пытались убедить министров ввести осадное положение в городе. Их усилия оказались тщетными. Облеченные доверием Царя министры проявили преступную беспечность. Уже 28 февраля Маклаков был арестован и при пешем сопровождении в Петропавловскую крепость чуть было не был растерзан революционной чернью. В тюрьме он находился уже до самой кончины.
Николай Алексеевич Маклаков был одним из тех немногих царских министров, которые имели мужество на допросах в Следственной комиссии Временного правительства не отречься от своих идеалов. Он с достоинством возражал следователям Временного правительства, которые направо и налево спекулировали «интересами страждущего народа». Летом 1918 г. Маклаков был отправлен в Москву, где в первый день после объявления «красного террора», был убит на Братском кладбище вместе другими видными государственными и общественными деятелями России. Свидетель преступления передавал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».
Иван Григорьевич Щегловитов родился 13 февраля 1861 г. в дворянской семье в Черниговской губернии. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое окончил в 1881 г. с золотой медалью. Он служил по судебному ведомству, последовательно занимая разные должности в Министерстве юстиции и Сенате, в 1903 г. стал обер-прокурором Сената. Он активно сотрудничал в газетах и журналах, помещая в них статьи на правовые темы. С 1903 г. в качестве профессора он стал читать лекции по уголовному судоустройству и судопроизводству в родном Императорском Училище правоведения. В 1905 г. был прокурором на процессе по делу Каляева, убийцы великого князя Сергея Александровича. В ответ террористы объявили, что Щегловитов приговорен к смерти, но он не обращал никакого внимания на угрозы, продолжал вести прежний образ жизни. В апреле 1906 г. Щегловитов был назначен министром юстиции в правительстве И.Л.Горемыкина, на этой должности он оставался более девяти лет несмотря на смену председателей правительства.
Будучи монархистом по своим убеждениям, Щегловитов покровительствовал деятельности черносотенцев. До своего назначения на пост министра юстиции он сам был членом старейшей монархической организации Русского Собрания. За свои убеждения, твердость и последовательность в их исповедании он подвергался ожесточенным нападкам либералов. Особенно раздражала врагов Самодержавия его кадровая политика: на руководящие должности он старался подбирать людей монархически настроенных. Неприязнь переросла в ненависть, когда Щегловитов не позволил развалить следствие по делу о ритуальном убийстве Андрея Ющинского (знаменитое дело Бейлиса). Именно благодаря его твердой позиции расследование было доведено до суда. Это — одна из главных его заслуг в должности министра юстиции. Неприязненно к Щегловитову относилась не только либеральная интеллигенция, но и бюрократия. Объяснение этому факту простое — Щегловитов представлял собой редкий тогда уже тип искренно верующего православного русского сановника, а значит, был чужим по духу для чиновничьей среды. Как дело совершенно уникальное современники сообщали, что министр «блюдет посты и перед едой и после громко читает молитвы».
6 июля 1915 г. Государь вынужден был отправить Щегловитова в отставку вследствие сильного давления со стороны либеральных кругов, которые сумели привлечь на свою сторону главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Государь, стремясь к единению общества во время войны, решил пойти навстречу желаниям либералов и генералитета (ранее отставку получили еще три правых министра министр внутренних дел Н.А.Маклаков, военный министр В.А.Сухомлинов и обер-прокурор Св. Синода В.К.Саблер). Выйдя в отставку, Щегловитов в 1915−16 гг. начал активно участвовать в деятельности монархических организаций, пытаясь активизировать их работу. Он участвовал в работе Совещания монархистов в ноябре 1915 г. в Петрограде, на котором единогласно был избран председателем. Обращаясь с приветственной речью к участникам Совещания, Щегловитов дал очень меткое определение тогдашней интеллигенции, состоящей из «мыслителей без мысли, ученых без науки, политиков инородческого, не национального пошиба». На Совещании он был избран председателем Совета монархических съездов, руководящего органа Черной Сотни. Но в ноябре 1916 г. он сложил с себя полномочия председателя Совета, ввиду того, что Государем ему было намечено иное поприще. В конце 1916 г. Николай II начал осуществлять, видимо, давно продуманный план государственных преобразований, призванный восстановить Неограниченное Самодержавие. Ключевым пунктом этого плана являлось изменение Основных Законов Российской Империи. Оно было невозможно без полной лояльности Государственного Совета. Для начала нужно было поставить во главе Госсовета деятельного человека твердых монархических взглядов, преданного Государю. Выбор Императора пал на Щегловитова. 1 января 1917 г. он был награжден орденом Св. Александра Невского и назначен председателем Государственного Совета. Однако успел провести всего только два заседания.
Щегловитов был арестован уже на второй день после февральского переворота, как один из самых опасных противников заводил масонского заговора, и с того дня до самой гибели томился в тюрьме. При Временном правительстве он сидел в Петропавловской крепости, при большевиках был переведен в «Кресты». Известны факты мужественного поведения Щегловитова в тюрьме. Будучи прекрасным знатоком права, он помогал добрым советом простым русским людям, оказавшимся по несчастливому стечению обстоятельств в чекистских застенках. Летом 1918 г. председатель Государственного Совета Российской Империи под конвоем был отправлен в Москву вместе с другими царскими министрами-монархистами и помещен в Бутырскую тюрьму. В первый день после объявления «красного террора» он был расстрелян на Братском кладбище вместе с другими русскими монархистами. Во время злодейского убийства, по словам очевидца, «Иван Григорьевич Щегловитов с трудом передвигался, но ни в чем не проявил никакого страха».
Сегодня также день памяти еще одного царского министра внутренних дел Александра Григорьевича Булыгина, который был расстрелян как заложник в 1919 г.
В этот же день 23 августа 1915 г. Государь Николай II принял Верховное командование Российской Императорской Армией, сместив Великого князя Николая Николаевича. В результате вскоре было остановлено наступление немцев.
Русская линия
Телеканал «Спас» покажет фильм митрополита Илариона «Эпоха мученичества»
5 сентября 2017 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Эпоха мученичества» из документального цикла «Церковь в истории». Автор и ведущий — митрополит Иларион (Алфеев). Режиссёр — Мария Гусева. Начало в 22:15, сообщает пресс-служба Фонда Григория Богослова.
Фильм создан студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Картина, съёмки которой проходили в Иерусалиме и Риме, рассказывает о первых трех веках истории христианской Церкви и гонениях на её последователей. Эпоха мученичества закончилась в Римской империи в 313 году. За её пределами, например, в Персии, гонения на христиан продолжались и в IV, и в V веках. Почитание мучеников, возникшее в первые века христианства, сохраняется до наших дней.
Митрополит Иларион проведет зрителей по римским катакомбам, где погребены многие мученики, на примере настенных изображений расскажет о становлении христианского изобразительного искусства. Живопись катакомб являет мир раннехристианской Церкви во всем его многообразии. «Это Церковь, живущая напряженным ожиданием грядущего Царства Божия; Церковь, в которой стерты границы между миром живых и миром усопших, между настоящим, прошлым и будущим», — отмечает автор фильма.
Лента знакомит с памятниками раннехристианской литературы — апокрифами и сочинениями мужей апостольских, а также указывает на такие свидетельства той эпохи, как мученические акты — протоколы допросов предаваемых на смерть христиан.
Важное место в картине отводится святому Игнатию Богоносцу, епископу Антиохийскому, направлявшему верующим послания на пути из Сирии в Рим, куда его вели на страдания. «Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым», — звучат в фильме слова священномученика Игнатия.
Эпоха гонений породила целое собрание апологетической литературы. Помимо защиты от внешних врагов, христианские писатели вынуждены были реагировать на ереси, возникавшие внутри Церкви. Большое внимание борьбе с гностическими ересями уделил мыслитель II века священномученик Ириней Лионский. Также в ленте отмечается, что период с I по III век был временем становления христианского богословия.
Фильм доступен для онлайн-просмотра.
Русская линия