Русская линия
<< Полная сводка новостей от 1 июня 2017 >>

Анна Кузнецова: «Соблюдение прав детей невозможно без соблюдения и защиты прав семьи»
В ходе доклада Президенту РФ детская правозащитница попросила сделать принцип сохранения семьи главной целью программы, создаваемой в рамках указа «О десятилетии детства»

Владимир Путин и Анна Кузнецова31 мая 2017 года, накануне Международного дня защиты детей, Владимир Путин встретился с уполномоченной при Президенте по правам ребёнка Анной Кузнецовой, которая впервые доложила ему о проделанной за время с её назначения на эту должность работе и выступила с целым рядом инициатив, попросив главу государства поддержать её начинания.

Своё общение с президентом детская правозащитница начала весьма необычно, передав Владимиру Путину рисунок своих детей, которые изобразили его в кругу большой многодетной семьи Анны Кузнецовой. Президент с улыбкой принял этот подарок и попросил Анну Юрьевну поблагодарить своих детей за труды.

Главным же лейтмотивом доклада Анны Кузнецовой стала защита неприкосновенности семьи, как наиважнейший и главнейший приоритет, который должен быть положен в основу выработки любых решений по семейной и детской проблематике.

«Хотелось бы сразу отметить тот принцип, который лёг в основу всех принимаемых решений, всех шагов. Он один и, по крайней мере, для меня, самый главный: соблюдение прав детей невозможно без соблюдения и защиты прав семьи. Потому что семья — та сфера, тот мир, в котором наилучшим образом соблюдаются права ребёнка», — заявила Анна Кузнецова.

В связи с этим она попросила президента России дать возможность родительской общественности принять участие и внести свои предложения при разработке программы, которую согласно указу «О десятилетии детства» в трёхмесячный срок намерено разработать правительство России. А именно аппарат Уполномоченного при Президенте сегодня стал тем центром, который объединил родительскую общественность.

«Мы создали специальные площадки для этого, экспертный совет, создали совет, куда пригласили представителей очень широкой общественности. Рабочие группы, которые составляют этот совещательный орган, занимаются каждая своей темой. Кто-то поиском пропавших детей, кто-то темой здравоохранения, кто-то вопросами постинтернатного сопровождения. Здесь, как я уже сказала, надо заниматься и стараться находить возможность в равной силе заниматься всеми этими проблемами», — отметил правозащитница.

Ещё одной темой доклада стало информационная безопасность детей. «Это очень серьёзная проблема. Меня лично как маму она затронула, потому что у меня дети подросткового возраста, и я понимаю, что никто не защищён отчасти от деструктивной информации, с которой они могут столкнуться. Здесь запретительные меры — это лишь часть результата, которого удалось добиться. Сегодня принят закон, благодарю Вас за его поддержку», — заявила Анна Кузнецова.

В связи с этим она попросила президента поддержать вторую часть предложений в этой сфере — создание так называемого альтернативного контента. «Это создание тех программ, которые помогут ребёнку найти себя, которые увлекут его, но именно в мир позитивных и созидательных ценностей. Это касается широкого спектра, это не только интернет. Это и телевидение, и дополнительное образование, не обязательно брать сферу информационных технологий», — отметила уполномоченная, представив главе государства «дорожную карту» мер по данному поводу.

В завершение Владимир Путин поддержал решение аппарата Уполномоченного и других российских ведомств, позволивших российским гражданам выбирать альтернативные способы диагностики туберкулёза по отношению к привычной для многих прививки Манту. Что же касается «дорожной карты» и участия родительской общественности в выработке программы по «Десятилетию детства», то эти предложения также получили благосклонную реакцию главы государства.

Русская линия


Как быть, если встретил в храме педофила
Протоиерей Димитрий Смирнов советует в этом случае не распространять нелепые слухи, а просто писать заявление в полицию

Протоиерей Дмитрий СмирновВ нашем современном мире, где Церковь и государство давно утратили отношения симфонии властей, далеко не все государственные преступления совпадают с церковными. Времена, когда наши власти через принятие законов признавали преступлением то, что Церковь называла тяжким грехом, минули, и вместе с этим у части верующих и околоцерковных людей в России возникло чувство растерянности: они перестали понимать, как себя вести, если столкнулся с тем или иным грехом в церкви.

К примеру, в сегодняшнем Российском государстве за убийство, запрещённое шестой Заповедью Господней, следует довольно строгое наказание с посадкой преступника в тюрьму, а за прелюбодеяние, которое в церковной традиции считается не меньшим нравственным преступлением, чем убийство, вообще никакого наказания не предполагается.

Необычный вопрос в связи с этим был задан главе Патриаршей комиссии протоиерею Димитрию Смирнову во время его общения в Оренбургском государственном медицинском университете в рамках IX евразийских Богородице-Рождественских образовательных чтений «Оренбужье 1917−2017: уроки столетия». Один из студентов спросил: как быть, если столкнулся с педерастией и педофилией в церкви?

«Дело в том, что если кто-то пристаёт с такими пожеланиями, то это простая вещь — ты пишешь заявление в милицию, его сажают на 5−10 лет, и всё — одним пидаром будет меньше. Это же замечательно, я не понимаю из-за чего весь сыр-бор, зачем из этого делать какую-то трагедию», — ответил отец Дмитрий.

На уточняющий вопрос о том, отрицает ли он, что в Церкви есть эта проблема, глава Патриаршей комиссии заявил, что такие люди могут быть «не только в Церкви, а в правительстве, парламенте, армии, милиции, в эстраде, театре и где угодно. Я этого совершенно не отрицаю».

«Вот недавно в Москве в одной из самых передовых гимназий вскрыли целую банду педофилов, в которой состоял директор, учителя и так далее. Всех их прихлопнули и сейчас будут по одному или по двое сажать. Родители проявили бдительность», — привел пример священник.

Вместе с тем, он обратил внимание, что «есть и ложные обвинения, ну, чтобы расправиться с человеком или хотя бы досадить ему». Так что нужно быть очень внимательным и осторожным в своих обвинениях.

Действительно, казалось бы, что проще. Педофилия, в отличие от прелюбодеяния и блуда, является тяжким нравственным преступлением не только в Церкви, но и преступным деянием, которое преследуется государством. Так почему же этот вопрос заводит некоторых людей в тупик? Ведь если какой-то человек невольно станет свидетелем убийства, у него же не возникнет вопросов, как следует поступить в данном случае и надо ли сообщить об этом в полицию. Точно так можно действовать и в отношении педофилии, о чём и говорит отец Димитрий — никаких нарушений церковных канонов здесь не будет. Тем более, что это никак не мешает свидетелю обратиться и в Церковный суд.

Если же у кого-то есть только предположение о том, что было совершенно подобное преступление, то за ложное обвинение предполагается наказание даже со стороны государства, что уж говорить о Церкви! Римское право, в русле которого святые отцы установили каноны Церкви, постулирует, что доносчик, обвинивший кого-то в преступлении и не сумевший доказать это обвинение, наказывается таким же наказанием, которое он требовал предъявить к обвиняемому. Таким образом, доноситель должен помнить об ответственности за своё свидетельство, которое может обернуться и против него в случае его несостоятельности. Из свидетеля он может превратиться в лжесвидетеля, клеветника, и за это ему придётся нести ответственность перед Богом и людьми.

Впрочем, это не останавливает некоторых околоцерковных деятелей, которые стремятся сделать себе имидж неких борцов с содомским грехом в Церкви, безаппеляционно и бездоказательно через публикации в Интернете обвиняя в тяжких грехах и преступлениях некоторых священнослужителей. При этом подавать соответствующие заявления в полицию такие борцы не хотят, поскольку понимают всю несостоятельность своих предположений. От такого нечестного поведения никакой пользы никому никогда не бывает и от таких людей стоит держаться подальше. Это ясно дал понять в заключительной части своего ответа отец Димитрий Смирнов.

Русская линия


«Нельзя строить жизнь человека и общества без Бога»
Митрополит Волоколамский Иларион выступил в Совете Федерации

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)31 мая 2017 года председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, митрополит Волоколамский Иларион выступил на пленарном заседании Совета Федерации в формате «Время эксперта». Здесь он произнёс речь, в которой затронул широкий спектр вопросов истории и современности, обозначив позицию Церкви, предложив сенаторам конкретные законодательные инициативы.

Своё выступление митрополит Иларион начал с однозначной оценки событий февраля-октября 1917 года как трагедии русского народа. «С приходом к власти большевиков была развязана кровавая братоубийственная война, а поражение Белой армии вызвало массовую эмиграцию. Россия потеряла миллионы людей из всех сословий, которые либо погибли, либо покинули пределы Отечества», — цитирует владыку сайт ОВЦС.

Закономерным проявлением власти безбожных правителей стало уничтожение Церкви. Никогда за две тысячи лет христианства история не знала таких масштабных гонений на Церковь, как в XX веке в Советском Союзе, заявил владыка. «По числу мучеников и исповедников, за веру пострадавших, Русская Церковь многократно превзошла сонм святых первых веков, когда Церковь была гонима языческими правителями Римской империи», — отметил митрополит Иларион. По его мнению, война против Бога обернулась войной власти против собственного народа: ещё до войны миллионы людей были уничтожены «в мясорубке сталинского террора». Главный урок ХХ века, который должен быть усвоен нашим обществом, — «нельзя строить жизнь человека и общества без Бога», подчеркнул выступавший.

Религиозная свобода, которая пришла в нашей стране в 1990-е годы на смену государственному атеизму, сделала актуальным ещё один урок: «без мирного сосуществования и созидательного взаимодействия разных этносов, культур и религий на огромной территории нашей страны невозможно построить сплоченное общество». Именно поэтому Русская Православная Церковь уделяет особое внимание развитию диалога с другими религиозными общинами, продолжил владыка. Один из важных инструментов этого диалога — Межрелигиозный совет России, который состоит из представителей четырех традиционных религий России, сообщил он сенаторам. По его словам, всех членов этого Совета объединяет «близость моральной оценки многих социальных явлений и процессов», и в первую очередь — основных вызовов сегодняшнего дня — «нравственного релятивизма и терроризма под исламскими лозунгами».

Далее докладчик говорил о необходимости эффективной системы профилактики терроризма в России. Важную роль в этом должно сыграть развитие системы религиозного образования. Он рассказал о введении культурологического курса ОРКСЭ, «но лишь в течение одного учебного года и лишь в объёме одного часа в неделю» — это всё, чего удалось достичь Церкви. «Можно ли считать это достаточным?» — адресовал он сенаторам риторический вопрос.

«Необходимо последовательно прививать детям и молодежи знания о традиционных религиях, не ограничиваясь отдельными модулями в начальной школе или религиоведческими факультативами в университете», — так видит митрополит Иларион систему религиозного образования, подчеркивая, что такое видение не противоречит светскому характеру государства. Он отметил также, что Церковь не ставит задачи «всех обратить в православие», «но позаботится о том, чтобы наши граждане знали, чему учат традиционные религии, в чём отличие реального ислама от терроризма под исламскими лозунгами, мы обязаны».

Проблема религиозного образования тесно связана с вопросом развития теологии, которая по своему статусу является «одной из гуманитарных наук», на чём настаивает Церковь. Докладчик призвал свою аудиторию обратить внимание на мировой опыт в области преподавания теологии и подробно его описал на примере США, Великобритании, Германии. Религиозное образование — это не только заслон от квазирелигиозной экстремистской идеологии, но и профилактика нравственной вседозволенности — отказа от абсолютных нравственных ценностей, приводящего к «атеизации населения».

Кроме того, религиозное образование способствует укреплению института семьи, повышению рождаемости, убежден глава ОВЦС. Он заметил, что, начиная с 1988 года, когда началось религиозное возрождение в России, фиксируется снижение количества абортов в России, и рассказал далее о борьбе Церкви за сохранение человеческой жизни с момента зачатия и до естественной смерти. Иерарх призвал законодателей оказывать всестороннюю поддержку беременным женщинам, молодым семьям, развивать церковно-государственные проекты по созданию кризисных центров для беременных и малоимущих женщин с детьми. Он также считает, что необходимо на законодательном уровне понизить первоначальные взносы для получения ипотечного кредита многодетными семьями и «популяризировать многодетность через все доступные информационные ресурсы, особенно имеющие государственное финансирование». В целом, поддержка материнства и детства должна стать приоритетом социальной политики государства, утверждает митрополит, а для этого нужно изменить приоритеты экономики, сделав её социально ориентированной, «построенной на нравственных началах».

«Церковь не вмешивается в дела государства, не предлагает свою собственную программу социальных преобразований. Она остаётся голосом народной совести, печалуется за людей перед исполнительной и законодательной властью» и готова к соработничеству с государством в тех областях, которые направлены на сохранение и процветание народа", заключил митрополит Иларион.

Русская линия


Стокгольмский арбитраж формально встал на сторону Украины
Суд вынес предварительное решение по иску «Нафтогаза» против «Газпрома», позволив Киеву пересмотреть цену в газовом контракте, начиная с 2014 года

Газовые трубыСтокгольмский арбитраж вынес промежуточное решение по длящимся уже три года спорам между «Нафтогазом» и «Газпромом» по газовому контракту от 2009 года на поставку российского газа Украине, сообщает газета «Взгляд».

С 2014 года украинские власти в одностороннем порядке самостоятельно установили для себя цену на российский газ, отказавшись платить его полную стоимость, ссылаясь при этом на то, что цена на газ на европейском своповом рынке оказалась ниже, чем было прописано в контракте.

Поскольку Украина расплачивалась за поставки газа постфактум, то есть после его поставки, «Газпром» недополучил в результате действий «Нафтогаза» значительную сумму, что стало предметом долгих и по сути безрезультатных переговоров. В конечном итоге обе компании подали друг на друга в суд, и теперь можно говорить о том, что Стокгольмский арбитраж формально встал в этой ситуации на сторону Украины.

Предварительное решение суда было направлено обеим сторонам. Оно посвящено в основном решению принципиальных юридических вопросов, и пока не содержит в себе каких-либо цифр. Это документ на 970 страниц, требующий детального изучения. Однако, основные решения его ясны.

Стокгольм признал, что цена российского газа для Украины с 2011 по 2014 год была правильной и формула цены соответствовала рыночной, тем самым отказав в исковом требовании Украины вернуть ей переплаченные за этот период деньги. С 2014 же года (как раз с момента, когда Украина перестала платить по счетам), формула определения цены, по мнению суда, перестала быть справедливой и с того времени требует своего пересмотра, что означает частичную поддержку претензий «Нафтогаза», настаивавшего на пересмотре контракта.

Помимо этого Стокгольмский арбитраж отклонил все претензии «Газпрома» к украинской стороне по контрактному правилу «бери или плати» — этот пункт также был прописан в контракте и предполагал штрафные санкции, если Украина отказывалась выбирать те минимальные объёмы газа, которые были прописаны в договоре. В заключение Стокгольм отменил запрет для «Нафтогаза» на реэкспорт российского газа.

На Украине в связи с этим уже заявили о безоговорочной победе над Россией. Однако, не всё так просто, как хотелось бы Киеву. Дело в том, что в последние годы украинская сторона и без того отказывалась закупать российский газ, предпочитая виртуальный газовый реверс из Европы. Таким образом, контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» действовал только на бумаге. Украинские же власти считали своим достижением отказ от российского топлива.

В связи с этим теперь возникает вопрос: если Украина не планирует покупать российский газ, то зачем ей изменения в газовом контракте, и о какой победе в таком случае можно вести речь? Более того, газовая цена на европейском рынке, к которой суд рекомендует привязать формулу расчёта российского газа для Украины (если та всё же решит возобновить закупки у «Газпрома»), приблизительно сопоставима с той, что Москва предлагала Киеву в последнее время, предоставляя скидку.

При этом от контрактной цены на газ для Украины зависит и транзит российского газа через украинскую территорию в Европу — чем выше цена на газ, тем выше стоимость транзита. Если же формула будет официально пересмотрена, то и транзит естественным образом тоже будет уменьшаться в своей стоимости, что с учётом возросшего объёма поставок российского газа в Европу «Газпрому» сегодня крайне выгодно.

Что же касается пункта «бери или плати» и реэкспорта российского газа, то российский газовый монополист и без того давно смотрел на эти вещи сквозь пальцы и предъявил иск «Нафтогазу» по этому поводу только как ответ на действия Украины, которая потребовала в Стокгольмском арбитраже вернуть ей якобы переплаченные ею с 2011 по 2014 год деньги за российский газ. Этого не произошло. А это значит, что хоть формально Стокгольм и встал на сторону Украины, его решение оказалось ничейным.

Русская линия


Македония вновь мечтает о НАТО и ЕС
После выборов в стране было сформировано прозападное правительство, однако это не решило межнациональных проблем

Карта МакедонииПрезидент союзной России Македонии Георге Иванов, который отказался вводить антироссийские санкции и поддержал строительство «Турецкого потока», испытал серьёзное давление со стороны ЕС и США и вынужден был согласиться на утверждение в качестве главы нового правительства Македонии лидера главной прозападной силы в стране, главы Социал-демократического союза Зорана Заева, сообщает телеканал «Царьград».

Заев уже сформировал парламентскую коалицию, включив в её состав проалбанские партии, а также объявил о том, что главным приоритетом для Македонии отныне вновь является вступление в НАТО и членство в Евросоюзе. Тем более, что близкая Македонии Черногория уже сумела вступить в Североатлантический альянс, хотя начала этот путь значительно позже.

Что за смену своего курса получит Македония? Негласное обещание Европы и США, что Скопье на время оставят в покое и в стране никто не будет развязывать межнациональный конфликт между македонским большинством и агрессивным албанским меньшинством, которое, как и в Косово, чувствует свою полную политическую поддержку со стороны западных лидеров.

Характерно, что в правительстве Заева из 25 министерских постов 7 занимают этнические албанцы, и, несмотря на массовые волнения населения, спикером парламента был-таки избран албанец Талат Джафери, который в 2001 году дезертировал из македонской армии и перешёл на сторону албанских боевиков во время вспыхнувшего тогда межнационального гражданского конфликта.

Используя албанскую карту, западные политики умело вернули Македонию в «дружную семью европейских народов». Есть тут только одно «но», — несмотря на все заверения Европы и США, Македония по-прежнему остаётся на грани гражданской войны.

Русская линия


Число табакозависимых в России по-прежнему очень велико
Каждый пятый курильщик в нашей стране употребляет по пачке сигарет в день

курениеНесмотря на ряд запретительных мер, касающихся продажи сигарет и курения в общественных местах, принятых в последние годы, число курящих в России по-прежнему очень велико. По данным ВЦИОМ, оно составляет около трети всего населения страны — 32%. При этом интенсивность употребления табачных продуктов достаточно высока: 20% курильщиков выкуривает по целой пачке сигарет в день или даже больше.

Это свидетельствует о том, что здоровый образ жизни в нашей стране пока так и не стал общепринятой нормой. Довольно хитрым образом на отечественное телевидение не так давно возвратилась реклама пива — якобы безалкогольного. При этом все прекрасно понимают, что ни о каком здоровом образе жизни в данном случае говорить вообще не приходится. Теперь есть опасение, что могущественное табачное лобби в России также найдёт способ вернуть и рекламу табака на наши экраны.

Социологи, сегодня отмечают серьёзную положительную динамику в вопросе о желании бросить курить: если в 2013 году о стремлении отказаться от курения заявляли 57% курильщиков, то сегодня — уже 79%. Однако, эта тенденция может сойти на нет, если российские власти будут действовать по принципу «шаг вперёд — два шага назад». Ведь в России, в отличие от целого ряда европейских стран, к сожалению, пока не создана «культурная привычка», в рамках которой сам факт курения является чем-то предосудительным.

Отметим, что несмотря на возросшую мотивацию бросить курить, реальная доля курильщиков перестала сокращаться с прошлого года. Более того, отмечается высокий уровень сопротивления населения по отношению к любым изменениям в антитабачной сфере, в том числе в социальных сетях.

Русская линия


Конец буровщине
Вместо оскандалившегося Николая Бурова главой Исаакиевского музея назначена Ирада Вовненко

Ирада ВовненкоВласти Санкт-Петербурга ожидаемо не стали продолжать рабочие отношения с фактически объявившим полный бойкот своему руководству директором Исаакиевского музея Николаем Буровым и приняли решение заменить его на более вменяемого и адекватного в этом плане руководителя, которым оказалась петербургская писательница Ирада Вовненко, до этого занимавшая пост заместительницы директора музея по связям с общественностью.

Её назначение исполняющей обязанности главы музея стало концом настоящей эпохи буровщины в Исаакие, поскольку Николай Буров возглавлял это учреждение с июня 2008 года и в последнее время стал считать себя во многом самостоятельной политической фигурой, в то время как являлся обыкновенным нанятым государственным служащим.

Ирада Вовненко является председательницей благотворительного фонда «Ренессанс», состоит в Союзе писателей России, по профессии культуролог. Ранее она работала главной специалисткой международного отдела ГМЗ «Царское Село» и писала женские романы.

Своё первое интервью в новом качестве она дала изданию Фонтанка.Ru. При этом её заявления разительно отличаются от слов её бывшего руководителя и полностью соответствуют той государственной должности, которую она заняла. Так, Вовненко предельно корректно и с уважением к российскому законодательству высказалась на счёт передачи Исаакиевского собора Церкви, заявив, что все спорные вопросы в данном случае необходимо решать в ходе конструктивного диалога.

«Я против того, чтобы вести борьбу, я за конструктивный диалог с властью и с Русской Православной Церковью. Считаю, что нужно находить общее решение путём переговоров. В конечном итоге должны быть удовлетворены все, в первую очередь жители Санкт-Петербурга и гости города», — сказала Ирада Вовненко.

Новая руководительница музея также заявила, что хочет, чтобы Исаакиевский собор превратился в храм, но сохранил при этом функции музея. «Это моя позиция, и меня никто не переубедит. Но для того, чтобы всё работало, нужно выработать систему, как сохранить обе функции. Важно, чтобы были люди, которые бы обеспечивали просветительскую действительность. Эта часть не должна никуда уходить, нельзя забывать, что Исаакий — это храм, и нельзя забывать, что одновременно он памятник архитектуры. Ведь в России всегда была синергия государства и Церкви», — заявила она.

В свою очередь, в Санкт-Петербургской епархии уже приветствовали это назначение и выразили надежду на конструктивные отношения с новой исполняющей обязанности директора музея, сообщает РИА Новости. «Санкт-Петербургская епархия открыта к конструктивному взаимодействию с новым руководителем музея», — заявила глава сектора коммуникаций митрополии Наталья Родоманова. Она также отметила, что решение вопроса о возвращении Исаакиевского собора Церкви будет продолжено в диалоге с городскими властями.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Святого благоверного Великого князя Димитрия Донского, Великого князя Владимира Мономаха и митрополита Варфоломея (Городцова)

Сегодня Святая Церковь чтит память победителя Мамая св. блгв. Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, преставившегося ко Господу 19 мая 1389 г.

Он родился 12 октября 1350 г. и был сыном Великого Князя Московского Ивана II Ивановича Красного. В 1359 г. после смерти отца в 9-летнем возрасте вступил на прародительский престол. Воспитателем Дмитрия был Московский митрополит Свт. Алексий, который фактически управлял княжеством в малолетство Великого Князя. Княжение Дмитрия Ивановича выпало на очень бурную и тяжелую эпоху. Он проводил очень активную политику по собиранию русских земель. Еще в 1363 г. правительству Дмитрия удалось добиться от Нижегородского князя Дмитрия Константиновича отказа от ярлыка на великое княжение в пользу Московского князя, это соглашение было закреплено в 1366 г. женитьбой Дмитрия Ивановича на Евдокии Дмитриевне, дочери Нижегородского князя (после кончины св. князя Дмитрия она приняла постриг с именем Ефросинья в основанном ею Вознесенском монастыре в Московском Кремле, где и похоронена; обладала даром исцеления, как и ее святой супруг, прославлена Церковью). После длительной борьбы Дмитрий Иванович смирил Тверского князя Михаила Александровича, активно боровшегося за великое княжение, князь Михаил в 1375 г. вынужден был признать себя младшим братом Московского князя. Долгой была борьба с Рязанским князем Олегом, который дважды выступал союзником татар (Мамая и Тохтамыша), наконец в 1385 г. при посредничестве прп. Сергия Радонежского Дмитрий и Олег заключили мир, скрепленный женитьбой Федора Рязанского на дочери Московского князя Софье. В период великого княжения Дмитрия к Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Был дан отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество. Москве повиновался Новгород Великий. В 1367 г. по приказу Дмитрия в Москве был возведен белокаменный кремль.

Но в историю св. князь Дмитрий вошел своей победой над Мамаем на Куликовом поле. Первое столкновение с ордынцами произошло в 1377 г., оно закончилось поражением московского войска. Однако в следующем, 1378 г. Великий Князь разгромил на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича, что привело в ярость хана Мамая, решившего покарать Москву. На битву с татарами Великого Князя благословил игумен русской земли прп. Сергий Радонежский, предсказавший ему победу. 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска под командованием Дмитрия Ивановича одержали блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском хана Мамая. Великий Князь, одел доспехи и сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. После кровопролитной сечи его нашли едва дышащего, панцирь его был весь разбит, но на теле не было ни одной серьезной раны. За победу на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. После Куликовской битвы Москва перестала платить дань татарам. Однако в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш совершил набег на Русь, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.

Великий Князь Дмитрий установил новый (территориальный) принцип формирования военных сил взамен старого служилого, несколько ограничил «вольность» боярской службы и право отъезда от одного князя к другому, в его княжение начал интенсивно складываться Государев двор. Умирая, он передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без согласования с ханом Золотой Орды. Летописец сообщает, что Дмитрий «умом совершен муж бяше», в его житии говорится, что он имел отвращение к забавам, отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Некоторые летописцы называли Дмитрия Ивановича даже «русским Царем».

Великий Князь Владимир Всеволодович МономахСегодня мы также вспоминаем одного из самых знаменитых Великих князей Киевской Руси Владимира Всеволодовича Мономаха, скончавшегося 19 мая 1125 г.

Он родился в 1052 г. и был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича (и, соответственно, внуком св. блгв. Великого Князя Ярослава Мудрого) и византийской царевны Анны, дочери византийского Императора Константина Мономаха. Прозвание «Мономах» он получил, вероятнее всего, по своему деду со стороны матери. Однако есть и другое объяснение: во время похода на генуэзцев он убил на поединке генуэзского князя, тогда и стал зваться Мономах, что означает «единоборец». С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Получил от отца в управление Чернигов, еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Его отец завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим Князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 гг. и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер, Мономах постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику. В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 г. в Любече и в 1100 г. в Витичеве.

В 1113 г. умер Святополк, и киевское вече избрало Владимира Мономаха своим князем. Между тем, киевляне, недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысяцкого Путяты и устроили погром жидов в Киеве, которым потакал Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Владимир сел на великокняжеском престоле, и мятеж улегся. Мономах вошел в историю как один из выдающихся русских князей. Он прославился бранными подвигами. Ему удалось прекратить княжеские междоусобицы. За 12 лет своего правления (1113−1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, «тишина великая». Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твердой рукой, но строго по православным законам.

Владимир Мономах в русской истории известен не только как «собиратель земель русских», но и как законодатель. Он дополнил древний свод законов «Русская Правда» «Уставом Владимира Всеволодовича». Главной причиной мятежа 1113 г. были бесчинства евреев-ростовщиков. Новый закон ограничивал взимание произвольных процентов, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%). Владимир Мономах положил конец мошенничествам купцов, а также ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами. Идя навстречу народным чаяниям, Великий Князь повелел также выслать из Киева всех евреев: «Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут — вольно их грабить и убивать».

Владимир Всеволодович был глубоко верующим человеком, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Незадолго до кончины Владимир Мономах написал свое знаменитое «Поучение», обращенное к своим детям, в котором просил их жить мирно, в «страхе Божием»: «Дети мои, храните заповеди Божии, ходите по стопам отцов ваших. Страх Божий — основание добродетели. Хвалите Бога и любите человека. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас: спасут вас дела добрые. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце. Бойтесь лжи, пьянства и любострастия, равно пагубного для тела и души. Не засыпайте никогда без земного поклона. Да не застанет вас солнце в постели. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Божья охрана лучше человеческой».

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева — Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели князя Бориса. К этому времени относят и появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (ок. 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.

Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом. Летописец называет его «чудным князем», «милостивым паче меры», «жалостливым». Долгие века Русь хранила память о Владимире Мономахе как об идеале своего князя-правителя — бесконечно доброго, мудрого и могучего. Годы великого княжения Владимира Мономаха (1113 -1125) на «золотом Киевском столе» стали временем наибольшего расцвета Руси. Владимир Мономах был погребен в Киевской Софии рядом с гробом отца. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе;.. весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери».

По преданию, византийский Император Алексей Комнин послал к Мономаху своего представителя митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок Великому Князю царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья), которыми венчал его на царство. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи. Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV в., хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Митрополит Варфоломей (Городцов)Сегодня также день памяти почетного председателя Тифлисского патриотического общества, митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова), скончавшегося в 1956 г.

Он родился 5 июля 1866 г. в семье священника в Рязанской губернии и в миру звался Сергеем Дмитриевичем. Образование получил в Рязанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил в 1890 г. кандидатом богословия. С 1892 г. в Тифлисе, где был рукоположен во иерея, служил в разных храмах, в 1903 г. возведен в сан протоиерея. За диссертацию на тему «Книга Иова» был удостоен степени магистра богословия. О. Сергий активно участвовал в жизни Грузинского экзархата: был председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем в школе слепых. Будучи убежденным монархистом и твердым борцом за русское дело на Кавказе, он был избран в 1906 г. почетным членом Тифлисского патриотического общества, крупнейшей монархической организации на Кавказе. От имени Общества он прислал приветственную телеграмму в адрес 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве (октябрь 1906). В январе 1907 г. патриотическая Россия была потрясена известием о покушении на священника Сергия Городцова. Но Господь уберег Своего служителя — несмотря на тяжелые ранения он выжил. Оправившись от ранения, он вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество.

После революционных потрясений в 1918 г. о. Сергий вынужден был уехать из Тифлиса в Баку, где служил в церкви до 1923 г., когда был арестован и приговорен к ссылке в Уфу. Однако в 1924 г. дело было пересмотрено, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до 1926 г. Затем он был направлен в ссылку в Барабинский округ Западно-Сибирского края, где пребывал до начала 1931 г. По окончании ссылки был определен на жительство в г. Богучары Воронежской области, только в 1935 г. он получил приход в Клинском районе Московской области. 29 мая 1942 г. о. Сергий принял монашеский постриг с именем Варфоломей, 31 мая хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, а 1 июня за немалые труды возведен в сан архиепископа. В ноябре 1942 г. назначен архиепископом Ульяновским, а с августа 1943 г. и до самой кончины возглавлял Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Член Архиерейского Собора, который 8 сентября 1943 г. избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. В 1949 г. возведен в сан митрополита.

Автор многих статей на богословскую тематику, акафистов, составил службу Свт. Иоанну Тобольскому. В 1949 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме в секретной характеристике на владыку написал: «Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст». Такая характеристика — настоящий наградной лист для советского архиерея. Скончался владыка в Новосибирске, погребен в Вознесенском кафедральном соборе.

Сегодня мы также вспоминаем товарища председателя Русского Собрания профессора Николаевской академии Генштаба генерал-лейтенанта Акима Михайловича Золотарева, скончавшегося в 1912 г.

В этот день 19 мая 1891 г. Наследник Цесаревич Николай Александрович (будущий Император Николай II) заложил во Владивостоке Великий Сибирский железнодорожный путь (знаменитый Транссиб).

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 1 июня 2017 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика