Митрополит Волоколамский Иларион: Фильм «Матильда» представляет собой апофеоз пошлости и кощунства
Представляя скандальную картину в 100-летнюю годовщину большевицкой революции и убийства Царской семьи режиссёр Учитель просто плюёт в русскую историю, считает председатель ОВЦС
29 апреля 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион крайне негативно и предельно чётко высказался по поводу запланированной в этом году премьеры скандального фильма режиссёра Алексея Учителя «Матильда», назвав его апофеозом пошлости и кощунства.
Отвечая на вопрос ведущей о том, есть ли у Церкви позиция по поводу выхода этого фильма, владыка Иларион заявил, что священноначалие уже неоднократно высказывало её и обращало внимание учесть, что выход этой картины оскорбит сотни тысяч верующих людей по всей России.
«Приближается 100-летие со дня трагической гибели последнего русского Императора и всей Царской семьи, ужасающего расстрела, который был совершён, по сути дела, без суда и следствия, причём расстреляна была его жена, его несовершеннолетние дети. И с чем страна встречает эту дату? Она встречает её, по сути дела, кощунственным фильмом, который якобы основан на исторических фактах. Но на самом деле все эти исторические факторы в нём передёргиваются. Фильм этот представляет собой, на мой взгляд, апофеоз пошлости», — заявил владыка.
«Я видел эту картину, — заявил архипастырь на уточняющий и ставший уже стандартным вопрос ведущей, как можно критиковать фильм, который ещё не вышел. — Меня пригласил сам режиссёр. Причём я должен сказать, что он ещё года два или три назад ко мне приходил, показывал проект этого фильма. Он даже хотел, чтобы я принимал в нём какое-то участие. Ну, например, чтобы там моя музыка использовалась. Я сразу сказал, что сюжет этот весьма сомнительный, что встречено это всё будет неоднозначно».
«Тем не менее, после того, как фильм уже был, по сути, готов, Алексей Ефимович мне предложил его посмотреть. Я, после некоторых колебаний, решил его посмотреть. По крайней мере, для того, чтобы не быть одним из тех, кого обвиняют в том, что вы не видели, а вы критикуете. Вот я его видел. Я сказал Алексею Ефимовичу после просмотра: „Ничего хорошего о вашем фильме я сказать не могу“. Он расстроился, может быть, даже обиделся. Но, к сожалению, это фильм, в котором, во-первых, исторические факты, как я сказал, передергиваются. Всё это представлено почти в карикатурном свете. Ну, вот просто расскажу вам, с чего начинается фильм: бегает по сцене Мариинского театра эта балерина. У неё срывается лифчик и появляется обнаженная грудь. И вот она с этой грудью бегает. Наследник сидит в царской ложе и сразу возбуждённо привстает с кресла. И вот с этой пошлости начинается фильм, и вот так весь этот фильм продолжается».
Когда ведущая спросила, можно ли при помощи монтажа подправить эту картину и убрать какие-то неоднозначные сцены, митрополит Иларион выразил уверенность, что это просто невозможно, поскольку придётся вырезать практически весь фильм. «Я, конечно, видел картину в состоянии полуфабриката, ещё что-то там было не доделано. Но я не думаю, что там что-то изменилось по существу, и не думаю, что там можно изменить что-то по существу, потому что сам подход к исторической личности такого масштаба, который применён в этом фильме, на мой взгляд, он не допустим. Я даже не хочу говорить о художественных достоинствах или недостатках этого фильма. Николая II — это человек, который Церковью канонизирован, у Церкви особое отношение к этому человеку. В день его кончины, в день убийства Царской семьи, в Екатеринбург съезжаются десятки тысяч людей, и проходят Крестным ходом — они идут от места расстрела до места его предполагаемого захоронения. Пять часов идёт этот Крестный ход из 60−80 тысяч человек. Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет этот фильм? Конечно, можно сказать: „ну, не нравится — не смотрите“. Но речь идёт, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, речь идёт о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский Император, подвергать вот такому публичному унижению, показывая его так, как он показан в этом фильме. Не говорю уже о том, что совершенно карикатурно там представлена последняя Императрица. Она просто как ведьма там показана, а ведь она тоже канонизирована Церковью».
«У Николая Второго была реальная история любви. Это история его любви к той женщине, которая стала Императрицей. Он ее полюбил еще в юности, даже в детстве, можно сказать, когда они впервые встретились. Эту любовь он пронес через всю жизнь. Вот этот роман с Матильдой Ксешинской. Да, это было такое юношеское увлечение. Не очень длинное. Оно закончилось после того, как он был обручен своей жене. Своей жене он никогда не изменял. То есть, действительно, какая-то там любовная история была, но поднимать это сейчас на щит, делать из этого якобы художественное произведение, делать из этого кассовый фильм и этим фильмом встречать 100-летие убиения Царской семьи, я думаю, что в этом всем есть что-то глубоко неправильное и очень глубоко неверное», — заключил председатель ОВЦС.
Русская линия
В Одессе и Москве помянули жертв трагических событий в Доме профсоюзов
Об упокоении душ сожжённых заживо одесситов помолились Святейший Патриарх Кирилл и духовенство Одесской епархии
Нынешние украинские чиновники, получившие свою власть в результате госпереворота в Киеве, делают всё возможное, чтобы замолчать и предать забвению память жертв возникшего на этом фоне гражданского противостояния в Одессе. Широко отмечая годовщину майдана и чествуя память погибших революционеров, в Киеве ничего не хотят слышать о сожжённых заживо одесситах, чьё убийство до сих пор остаётся нерасследованным.
Только духовенство канонической Украинской Православной Церкви ещё до сих пор сохраняет память об этих украинских гражданах и старается утешить их родственников, ежегодно совершая в день убиения этих невинных людей панихиду возле Дома профсоюзов.
Так и в нынешнем году, в третью годовщину трагических событий в Одессе, по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, епископ Южненский Диодор совершил заупокойное богослужение по погибшим одесситами на месте гибели первых жертв майской трагедии на улице Преображенской.
Вместе с архиереем молились благочинный Одесской епархии протоиерей Павел Полищук и помощник настоятеля Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора протоиерей Александр Маличенко. После молитвы священнослужители возложили цветы на место трагедии в память об усопших, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Затем епископ Диодор и духовенство прибыли в район Куликова поля, где 2 мая 2014 года погибли несколько десятков одесситов. Здесь также было совершено заупокойное богослужение и возложены цветы В этот день, 2 мая, по благословению митрополита Агафангела во всех храмах Одесской епархии также совершались заупокойные богослужения по погибшим 2 мая 2014 года.
Помолился о жертвах трагических событий в Одессе сегодня и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во время Божественной литургии в Покровском монастыре Москвы Его Святейшество вознёс особые молитвы о всех людях, погибших в Доме профсоюзов, сообщает Интерфакс.
2 мая 2014 года в Одессе в ходе массовых беспорядков погибли 48 человек и более 200 были ранены. Наибольшее число жертв было в Доме профсоюзов. Следствие установило, что массовые беспорядки в Одессе были организованы и умышленно спланированы. Однако, ни один из организаторов этой бойни так и не был наказан.
Русская линия
Блаженнейший митрополит Онуфрий: Харьковский Собор подтвердил единство УПЦ со Вселенским Православием
В Украинской Православной Церкви начали торжества в честь 25-й годовщины Собора, низложившего раскольника Филарета Денисенко
Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Онуфрий по случаю празднования 25-й годовщины Харьковского Архиерейского Собора, низложившего в 1992 году митрополита Филарета Денисенко за его раскольнические деяния и клятвопреступление, обратился к пастве со словами поздравления и призывом по-прежнему держаться канонического Православия, сообщает официальный сайт УПЦ.
«Собор Епископов, который состоялся в богоспасаемом граде Харькове 27−28 мая 1992 года — выдающееся историческое событие в новейшей истории нашей Церкви. Это священное событие стало поворотным в новых социально-политических условиях украинской государственности. Это был Собор мужественного стояния за Святое Православие и единство Церкви. Его деяния связаны с ответственным и мудрым решением епископата, который в трудное переломное время проявил настоящую пастырскую заботу о будущем Святой Церкви», — говорится в послании Предстоятеля УПЦ.
«В тяжёлых обстоятельствах, молитвенно призывая благодать Всесвятого Духа, члены Собора тайным голосованием избрали Предстоятелем Украинской Православной Церкви сына украинской земли митрополита Владимира (Сабодана). Решение Собора было с радостью воспринято православным народом, который увидел в нём начало новой эры религиозной свободы в Украине», — отметил владыка Онуфрий, добавив, что «с особой благодарностью и уважением вспоминает имя блаженной памяти митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака)».
Главным итогом Харьковского Собора, по словам митрополита Онуфрия, стало то, что «Собор подтвердил единство народа Божия со Вселенским Православием, защитил принципы соборности Церкви и заложил незыблемый фундамент для совершения Церковью своей спасительной миссии на территории Украины».
«Оглядываясь на последние четверть века церковного бытия, видим, что этот сложный исторический период требовал принятия решений, от которых во многом зависела дальнейшая судьба не только Украинской Церкви, но и Украинского государства. Можно сказать, что этот относительно небольшой промежуток времени определил судьбу Православия в Украине на последующие десятилетия», — говорится в документе.
Харьковский Архиерейский Собора состоялся 27 мая 1992 года по благословению священноначалия Русской Православной Церкви под председательством старейшего клирика УПЦ митрополита Харьковского Никодима (Руснака), так как бывший Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Филарет (Денисенко) уклонился в раскол и самовольно без благословения Патриарха Московского объявил об автокефалии УПЦ.
Будучи одним из кандидатов в Предстоятели Русской Православной Церкви после смерти Патриарха Пимена владыка Филарет надеялся занять московскую кафедру. Однако Архиерейский Собор РПЦ избрал Патриархом Московским митрополита Алексия (Редигера), и это сильно обидело митрополита Филарета, который в итоге решил после распада СССР стать Патриархом на Украине.
1 ноября 1991 года он созвал Архиерейский Собор УПЦ, на котором было принято решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви, и обратился к Патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив своё голосование угрозами и давлением со стороны митрополита Филарета. Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенёс рассмотрение вопроса на Поместный собор РПЦ.
Будучи обвинённым в том, что он ведёт аморальный образ жизни и не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине, митрополит Филарет дал архипастырское слово уйти на покой. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской Церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней.
Священный Синод РПЦ дважды призывал митрополита Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но тот все обращения проигнорировал. После безуспешных призывов Священный Синод поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейский Собор Украинской Церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета.
Владыка Филарет был приглашен на Собор, но данное приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора посредством укаинских националистов. В итоге Харьковский Собор в составе 18 архиереев (из 21) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…> запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви». Новым митрополитом был избран Блаженнейший Владимир (Сабодан).
11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире». Но Филарет так и не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, назвав его неканоническим и незаконным. В результате 21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве он был отлучён от Церкви и предан анафеме.
Русская линия
Минимальную зарплату в России обещают повысить до прожиточного минимума
Пока же почти 20 млн человек в нашей стране получают официальную зарплату менее 10,5 тысяч рублей
Россия одна из немногих стран в мире, где наблюдается любопытный феномен: официальная нищета работающего населения. И хотя этот факт легко объясним — в нашей стране очень многие работодатели до сих пор платят зарплаты по серым схемам, и на самом деле зарплата у многих «нищих рабочих» в разы больше, чем это указано в статистике, тем не менее власти решили навести здесь порядок.
В 2016 году число трудоустроенных граждан страны, чьи официальные доходы не превышают прожиточного минимума, который был определен в 10 466 рублей на человека, выросло до 19,8 млн человек. По сравнению с 2015 годом этот показатель увеличился на 300 тысяч человек, или 1,5%. Почти 5 млн из них получают жалование даже ниже размера МРОТ, который в 2016 году составил 7,5 тысяч рублей. При этом доход менее 15 тысяч рублей, т. е. 1,5 прожиточных минимума, россияне, по данным соцопросов, считают бедностью.
Нежелание российских работодателей, да и самих работников, платить налоги со всей зарплаты, а не только с её части, в былые тучные годы мало заботило наши государственные органы. В бюджете денег было с лихвой и поэтому такие вольности не то, что позволялись, но на них смотрели не так внимательно. Теперь же всё изменилось, в стране наблюдается финансовый дефицит, и поэтому власти бросились наводить порядок в сфере зарплат и параллельно искать дополнительные источники денежных поступлений в бюджет.
В связи с этим Минтруд, Минфин и Минэкономразвития до 20 мая планируют подготовить проект федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Это означает, что официальные «белые зарплаты» скоро вырастут у всех и в том числе даже у «самых нищих работников». При этом для кого-то это нововведение закончится увольнением — в том случае, если работодатель сочтёт, что не может платить работнику столь высокую официальную зарплату.
Соответствующее поручение было подготовлено сегодня в канцелярии премьер-министра России Дмитрия Медведева. Однако конкретных сроков в упомянутом поручении не указано.
Русская линия
Япония задумалась о японском аналоге «Северного потока»
«Газпром» ведёт переговоры с японскими властями о возможном расширении поставок российского газа в страну
В свете постепенной нормализации российско-японских отношений и решении лидеров двух государств начать активное развитие взаимных экономических связей, Япония рассматривает вопрос диверсификации поставок нефти и газа с Ближнего Востока за счёт большего импорта топлива из России. Об этом заявил министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко, передаёт РИА Новости.
«Традиционно Япония покупает большую часть нефти и газа в странах Ближнего Востока. И нас беспокоит эта зависимость, так как этот маршрут очень небезопасен, сопряжён с геополитическими рисками. Поэтому для нас очень важно обеспечить северный маршрут поставки энергоносителей, то есть — из России. Это очень важно с точки зрения энергетической безопасности нашей страны», — сказал японский политик в эфире телеканала «Россия 24».
Желание закупать больше, по его словам, касается, в частности, поставок сжиженного газа в Японию из России. «Могу подтвердить, что мы хотели бы существенно увеличить этот объём», — отметил японский министр.
Он также прокомментировал возможность прямых поставок из России в Японию электроэнергии и перспективы строительства газопровода между двумя странами. «Да, такие идеи существуют, и мы с господином (министром энергетики РФ Александром) Новаком изучаем эти направления. Но здесь важно просчитать вопрос экономической целесообразности», — отметил Сэко.
В любом случае, для «Газпрома» и других российских компании сейчас открываются широкие перспективы на японском рынке.
Русская линия
Патриарх Илия II провёл в Тбилиси массовое крещение детей из многодетных семей
Крестниками Предстоятеля Грузинской Православной Церкви является уже более тридцати тысяч человек
Новая благочестивая традиция утвердилась в последние годы в Грузинской Православной Церкви: Патриарх Илия II крестит третьих и последующих детей в семьях, родители которых венчались в Церкви. Цель данной инициативы — улучшение демографического положения в стране, которая переживает не лучшие времена в своей истории.
Первое массовое крещение младенцев в Грузии состоялось 19 января 2008 года в кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси. На сегодняшний день крестниками Патриарха Илии являются более тридцати двух тысяч детей, и число желающих принять Святое Крещение в главном храме страны с каждым годом увеличивается, ведь авторитет Предстоятеля Грузинской Церкви в своей стране чрезвычайно высок.
В минувшее воскресение Тбилиси прошло очередное, 48 по счёту массовое крещение. Его традиционно провёл Патриарх Илия II в Патриаршем соборе Самеба (Святой Троицы), передает портал Спутник-Грузия.ru. На этот раз крестниками Патриарха стало около 500 детей. На память о свершённом Таинстве им подарили нательные крестики, свидетельства о крещении и пасхальное послание Патриарха.
Конечно, крестины ребёнка Патриархом ни в коей мере не означают, что любое чадо, крещённое им, обязательно вырастет строгим православным христианином. Однако, в любом случае такой ребёнок будет иметь в лице Патриарха Илии постоянного и усердного молитвенника. Ведь в Грузии почитают Предстоятеля Грузинской Церкви как настоящего подвижника, и мало кто сомневается, что он будет особо молиться о своих крестниках и после своей смерти.
Русская линия
Эммануэль Макрон бьёт тревогу
Растущая популярность Марин Ле Пен заставляет кандидата в президенты Франции от движения «Вперед» брать на вооружение лозунги своей конкурентки
До недавнего времени социологические опросы уверенно прочили победу во втором туре президентских выборов во Франции Эммануэлю Макрону — он должен победить с 20% отрывом от своей конкурентки Марин Ле Пен. Однако, в последнее время глава «Национального фронта» существенно улучшила свой рейтинг, и это заставило нервничать Макрона. Дело дошло до того, что лидер движения «Вперед» решил подстраховаться и взять на вооружение некоторые лозунги самой Ле Пен.
Как известно, именно глава «Национального фронта» в конце марта обещала в случае своей победы на выборах провести референдум о выходе Франции из еврозоны. Ле Пен тогда заявила: «Европейский союз умрёт, потому что люди уже не хотят его. Франция отдала слишком много полномочий Брюсселю, поэтому своей первоочередной задачей она видит восстановление территориального, экономического, валютного и законодательного суверенитета страны».
И вот теперь, за 6 дней до второго тура выборов, Макрон в своём интервью BBC допустил выход страны из ЕС. При этом он, правда, заверил, что всегда был и остаётся проевропейским политиком. «Во время предвыборной кампании я постоянно защищал европейские идеи и европейскую политику, потому что считаю, что это чрезвычайно важно для французского народа», — сказал он. Но, по мнению кандидата в президенты Франции, половина страны недовольна этой европейской идеей. Поэтому Макрон уверен, что Евросоюз нуждается, как минимум, в реформе. «Если я решу принять меры и продолжить текущее функционирование ЕС, то я предам свой народ. А я не хочу так делать, потому что на следующий день мы получим Frexit или вновь „Национальный фронт“», — цитирует Макрона РИА Новости.
Напомним, что в первом туре президентских выборов во Франции, который прошел 23 апреля, Макрон набрал 24,01 процента. Его основная соперница, кандидатка от «Национального фронта» Марин Ле Пен набрала 21,3 процента голосов. Второй тур пройдет 7 мая.
Русская линия
Меркель не стала ради переговоров отказываться от своего достоинства
Канцлерин Германии вслед за главой Англии отказалась надеть платок во время официального визита в Саудовскую Аравию
Являющаяся открытой сторонницей политики толерантности в Германии глава немецкого правительства Ангела Меркель, тем не менее, не стала идти на поводу у мусульман Саудовской Аравии и вслед за главой Англии Терезой Мэй отказалась покрывать свою голову платком во время своего официального визита в эту страну.
Стоит сказать, что далеко не всем политикам такое решение оказывается по силам. Совсем недавно мы видели главу Совета Федерации Валентину Матвиенко, которая ради встречи с королём Саудовской Аравии облеклась в мусульманские одежды. Причём она объясняла свой странный наряд государственными интересами и дипломатией — мол, мусульманские одежды способствуют большим результатам при переговорах.
Однако, Ангела Меркель не стала ради переговоров отказываться от своего достоинства и встретила короля Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда в своём привычном голубом костюме. В ходе переговоров она отметила прогресс в вопросах военного сотрудничества и хорошие перспективы для экономического партнерства обеих стран. Меркель заявила, что Германия не пойдёт на уступки в своих жёстких установках для экспорта вооружения. Вместо поставок оружия Меркель намерена выполнять заключённое ранее соглашение об обучении саудовских военных в Германии.
Вместе с тем канцлерин укорила саудовского короля в недостаточном соблюдении прав человека в этом стране. Она напомнила, что Эр-Рияд применяет смертную казнь, а также о заключении саудовского блогера Раифа Бадави. Кроме того, Меркель призвала к дипломатическому решению конфликта с Йеменом, где Саудовская Аравия поддерживает войска свергнутого правительства президента Абд-Раббу Мансура Хади против повстанцев-хуситов.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память блаженной Матроны Московской
Блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1885 году в многодетной семье крестьян села Себино Епифанского уезда Тульской губернии. При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок, которым и была Матрона, мог стать прежде всего лишним ртом и поэтому еще до его рождения мать решила отдать дитя в приют. Однако, вскоре она была вразумлена Господом в видении и отказалась от этой мысли. Ребенок родился слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».
При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века. С ранних пор Матрона была отмечена Богом даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях.
В отрочестве Матроне представилась возможность попутешествовать. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.
Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.
На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить, и до конца дней своих была «сидячей». Сидение ее — в разных домах и квартирах, где она находила приют, — продолжалось еще пятьдесят лет. В 1925 году Матрона перебиралась в Москву, в которой прожила до конца жизни. Москву блаженная очень любила, говорила, что «это святой город, сердце России». После революции много раз Матрону хотели арестовать. Были арестованы и посажены в тюрьму (или сосланы) многие из ее ближних.
Как-то в 1939 или 1940-м году Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.
Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения. Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.
2 мая 1952 года она почила. 4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу».
Русская линия