Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 ноября 2016 >>

Православным с протестантами говорить больше не о чем
Предстоятель Русской Православной Церкви заявил, что главной консервативной силой на Западе сегодня остаётся только Католическая церковь

Святеший Патриарх КириллВ Европе пока ещё немало здоровых консервативных сил, с которыми Русская Православная Церковь может координировать свои действия в вопросе отстаивания традиционных христианских ценностей, однако среди протестантов таковых с каждым годом становится всё меньше.

Именно поэтому Русская Православная Церкви продолжает вести диалог в основном с Католической церковью, заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XX Всемирного Русского Народного Собора, слова которого передаёт РИА Новости.

Предстоятель Русской Церкви акцентировал внимание участников Собора, что в настоящее время православные вынуждены практически полностью отказаться от переговоров с западными протестантами, поскольку они перестали придерживаться даже основополагающих нравственных евангельских ценностей.

Вместе с тем, Патриарх Кирилл обратил внимание, что католики сегодня испытывают серьёзное давление со стороны сильных мира сего, пытающихся поднять своего рода нравственную революцию в Ватикане.

«Приостанавливается наш диалог. За исключением наших отношений с Католической церковью, потому что она пока ещё. несмотря на огромное давление со стороны внешнего мира, сохраняет верность евангельским христианским ценностями. Наши внешние межцерковные и межхристианские цели сегодня практически не включают в себя реального диалога с западным протестантизмом», — сказал Патриарх.

В связи с этим Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал, что между Россией и Западом появились новые разделительные линии — ранее это касалось только богословских споров между христианами восточной и западной традиции, сейчас же речь идёт о том, что Европа постепенно отказывается от самой сути христианского учения, в то время как православные народы продолжают их сохранять.

Таким образом, Русская Православная Церковь не может принять новой европейской идентичности, однако старается сохранять максимально добрые отношения с теми силами, которые отстаивают ценности, свойственные некогда «старой доброй христианской Европе».

Русская линия


Печальные последствия массового разврата и беспорядочных половых связей
Федеральный центр СПИДа заявил об эпидемии ВИЧ по всей России — власти Екатеринбурга уже признали, что город действительно захлёстывает эпидемия

Как ВИЧ передаётсяБеспорядочные половые связи и массовый блуд российского населения, ставший едва ли не нормой российского общества в постсоветские времена, привёл к вполне естественному результату — в нашей стране началась эпидемия заболеваемости СПИДом. И, похоже, только этот факт может заставить российских граждан переосмыслить своё легкомысленное отношение к таким страшным грехам, как блуд и прелюбодеяние.

Власти Екатеринбурга уже признали факт того, что город фактически захлёстывает эпидемия ВИЧ и официально объявили об этом через прессу. Как сообщил первый заместитель начальника управления здравоохранения областного центра, ВИЧ-инфицирован почти каждый 50-ый житель города.

Власти других российских городов пока молчат, однако, как заявляют в Федеральном центре СПИДа, распространение синдрома приобретённого иммунодефицита (СПИД) набирает обороты не только в Екатеринбурге, но по всей России.

«Эпидемия идёт по всей стране, и хватило мужества только одному администратору это признать. Есть неравномерность — больше поражено население городов. И там, где городское население выше сельского, там как раз и процент поражённых выше — это Поволжье, Урал, Сибирь. Это признаки общей эпидемии, которая у нас идёт и которую не желает признать Минздрав», — заявил в интервью Life.Ru заместитель директора Центрального института эпидемиологии Вадим Покровский.

В доказательство сказанного зампред Центра привёл цифры. «Сейчас у нас 1% населения инфицированы ВИЧ, а в возрастной группе 30−40 лет — 2,5%. В день мы регистрируем в целом 270 новых случаев ВИЧ-инфекции по стране, и ежедневно умирает 50−60 чел от СПИДа. Что ещё нужно для того, чтобы говорить об эпидемии?» — задался вопросом Покровский.

Он подчеркнул, что среди основных проблем в этой сфере — нехватка лекарств. «Сейчас нужно лечить чуть больше 800 тысяч ВИЧ-инфицированных. 220 тысяч умерли и по расчётным данным, ещё тысяч 500 тысяч у нас пока не диагностированы», — отметил Покровский.

Впрочем, вряд ли какие-то лекарства смогут остановить эпидемию этой смертельной болезни в России, ведь, как известно, главным источником распространения СПИДа являются беспорядочные половые связи. Предупредить же любое заболевание гораздо легче, чем его лечить. Тем более, когда речь идёт о СПИДе.

Всё это говорит о том, что российским властям пора задуматься над тем, чтобы главной ценностью наших граждан вновь стало целомудрие.

Русская линия


В Москве начал работу Всемирный Русский Народный Собор
Основная тема форума 2016 года — это взаимоотношения России и Запада

Заседание ВРНС в Москве1 ноября 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялись церемония открытия и пленарное заседание XX Всемирного Русского Народного Собора на тему «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы». Как известно, ВРНС — международная общественная организация, которая была создана в 1993 году и стала всероссийской трибуной общественной мысли. В 2005 году ВРНС был предоставлен консультативный статус при ООН. В целом ряде российских регионов открыты отделения Собора.

В президиуме Собора присутствовали: Патриарх Кирилл (председатель ВРНС), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, заместитель главы ВРНС епископ Воскресенский Савва; первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.В. Кириенко; председатель Союза писателей России, заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев и другие официальные лица.

Центральным событием первого дня работы форума стало выступление Патриарха Кирилла. Святейший владыка, в частности, сказал: «Как показала история, подход догоняющего развития едва ли можно назвать отвечающим национальным интересам. Кроме того, принцип догонять априори предполагает отсталость: если мы догоняем, то мы всегда отстаем. Поэтому в самом этом подходе, который представляет западную модель как идеальную и как пример для развития, есть нечто опасное для развития России», — цитирует Предстоятеля портал Патриархия.Ru.

Как подчеркнул он, слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов без учета национальной специфики «всегда почти приводило к масштабным потрясениям и даже трагедиям». «Обе модели, описывающие отношения России с США и странами Европы, — как догоняющая, так и конфронтационная — уже не соответствуют реальной духовно-культурной ситуации в мире. Нам очень важно это понять и от этого положения отталкиваться в определении будущего отношений с Западом», — полагает Святейший владыка. Он убежден, что нужно говорить не о догоняющем векторе российского развития, а признать факт параллельного пути развития наших обществ: «Параллельное в данном случае не означает изолированное, взаимного исключения — параллельное настаивает на самобытности и праве существования двух этих возможных путей развития».

«Мы должны утверждать равное достоинство всех культур и цивилизаций, исключая всякие попытки диктата и одностороннего навязывания политических норм и культурных стандартов, стремиться к взаимопониманию и равноправному взаимообогощающему сотрудничеству. В основе отношений между отдельными личностями и человеческими сообществами должно лежать сотрудничество и взаимодействие, но только не в ущерб своим интересам и без проведения новых разделительных линий, без наклеивания ярлыков «мир цивилизованный», «мир варварский», «ось добра» и «ось зла», — заключил Патриарх Кирилл.

Русская линия


Исторические парки «Россия — Моя история» появятся в ряде городов нашей страны
Взгляд верующего человека на русскую историю оказался весьма востребованным в России

Плакат выставки «Православная Русь. Моя история»Российские власти, имеющие в своём распоряжении тысячи учёных историков и музейных работников, сегодня вынуждены признать, что именно серия выставок «Россия — Моя история», организованная Патриаршим советом по культуре Русской Православной Церкви во главе с епископом Тихоном (Шевкуновым), превзошла всё то, что делалось в стране в этой сфере ранее, и поэтому данный проект заслуживает самого пристального внимания и поддержки.

О православных тенденциях в кадровой политике Кремля «Русская линия» уже писала. Однако, в свете грядущего открытия новой выставки Патриаршего совета, нельзя не заметить, что именно осмысленный православный взгляд на мир и русскую историю вызывает сегодня наибольший интерес у россиян и оказывается весьма востребованным в России.

Общественно-церковная выставка «Моя история» ежегодно проходит в московском «Манеже» с 4 по 22 ноября с 2005 года, каждый раз представляя страницы очередной исторической эпохи. Выставки этого цикла — «Романовы» (2013 год), «Рюриковичи» (2014 год) и «От великих потрясений к Великой Победе» (2015 год) открывались в московском центральном выставочном зале «Манеж» в День народного единства и пользовались огромной популярностью — за несколько недель их посещали от 250 тыс. до 300 тыс. человек, а вобщей сложности свыше 2 млн. человек.

На основе этих выставок в конце 2015 года был открыт парк «Россия — моя история» в 57-м павильоне ВДНХ в Москве. В этом году выставка в «Манеже» охватит период с 1945 по 2016 годы и логически завершит цикл исторических экспозиций, после чего также станет частью экспозиции на ВДНХ.

Посвященная этому событию пресс-конференция прошла вчера в агентстве ТАСС в Москве. Выступивший здесь глава Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов) заявил, что мультимедийные исторические парки «Россия — моя история», созданные по примеру того, что открыты на ВДНХ на основе одноименных церковно-общественных экспозиций, появятся во многих городах страны.

«Что касается наших экспозиций, они будут доступны практически всем жителям нашей страны. Дело в том, что поступило огромное количество заявок о том, чтобы эту экспозицию возить по стране, а эта история довольно недешевая и у нас нет такой возможности. Поэтому принято решение, что вся эта экспозиция, посвященная периоду с древних времен до наших дней, конечно, в несколько сокращенном виде, будет представлена во многих городах», — сказал епископ Тихон.

В ближайшее время такие парки будут открыты в десяти городах, и первый из них начнет работу в Уфе. «В Уфе уже готово помещение, открывается выставка довольно большая, примерно на 10 тыс. кв. метров. И уже есть план, как ее будут посещать школьники, студенты, просто люди, интересующиеся историей», — отметил владыка. Глава Патриаршего совета по культуре добавил, что большую заинтересованность в проекте проявляют власти региона, ученые, учителя. «Это будет увлекательный мультимедийный учебник по истории», — заключил он.

Русская линия


Архиепископ Сумский Евлогий призвал власти Сумщины прекратить издеваться над православными
Местные чиновники отпустили на свободу преступника, год назад напавшего на Спасо-Преображенский кафедральный собор и избившего до полусмерти его охранника

Архиепископ Сумский и Ахтырский ЕвлогийВ годовщину совершения жестокого преступления в отношении сотрудника кафедрального собора Сумм архиепископ Сумский Евлогий направил письмо к местным властям с требованием прекратить издеваться над семьёй пострадавшего и осудить преступника, в результате действий которого Анатолий Борисенко до сих пор находится в коме. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу Сумской епархии.

Архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий обратился с письмом на имя председателя Сумской областной государственной администрации О. Клочко, председателя Сумского областного совета П. Салатенка и главы Сумского городского головы А. Лысенко, в котором выразил обеспокоенность проявлениями антицерковной агрессии, которые происходят с молчаливого согласия власти в регионе.

Главным поводом данного обращения стала бездеятельность власти и умышленное покрытие преступника, который год назад совершил покушение на жизнь сумчанина Анатолия Борисенко.

«Прошел год с того дня, когда 22 октября, в ночь накануне празднования в честь чудотворной Корсунской Шпиловской Иконы Божией Матери, было совершено нападение на сотрудника Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Суммы, ответственного за его охрану, Борисенко Анатолия Павловича, которому были нанесены тяжкие телесные повреждения, вследствие чего он находится в стабильно тяжелом коматозном состоянии. Военнослужащий Национальной Гвардии Украины Павел Мисящев, который совершил это преступление, находится на свободе», — отмечается в письме.

По словам Сумского архипастыря, все судебные заседания, на которых происходит рассмотрение уголовного дела, только усиливают страдания семьи Анатолия Борисенко, поскольку больше похожи на «фарс и изысканное издевательство»

По сообщению сотрудников Государственной службы охраны УМВД Украины в Сумской области, которые задерживали нападающего, он имел при себе штык-нож и находился в состоянии алкогольного опьянения. Задержанный военнослужащий Национальной гвардии сначала отрицал свою причастность к избиению сторожа, однако впоследствии во всем признался. В отношении подозреваемого было открыто два уголовных производства за нанесение умышленных тяжких телесных повреждений и незаконное обращение с оружием. Однако впоследствии преступника отпустили на волю.

«Все указанные факты беспокоят православных верующих города Сумы, которые надеются, что руководители государственной и местной власти позаботятся об их правах и свободах, как того требуют их должностные обязанности и обычная человеческая мораль», — подчеркнул Выскопреосвященнейший владыка.

В своем обращении к представителям местной власти архиепископ Евлогий указал не только на их бездействие, но и обвинил в сознательном потворстве ущемлению прав граждан по религиозному признаку.

«За год, прошедший со времени этого преступления, ни один из вас не высказался публично с оценкой того, что произошло. Зато неоднократно православные сумчане слышали в свой адрес оскорбления и угрозы от людей, с которыми вы имеете публичные теплые дружеские отношения», — попытался пристыдить чиновников владыка.

«Для православных сумчан такие факты являются свидетельством того, что вы лично разделяете такую позицию лиц, которые, пренебрегая моральными нормами и действующим законодательством Украины, оказывают давление на людей и разжигают вражду по религиозному признаку», — заключил архипастырь.

Копии данного письма были также направлены в Совет ООН по правам человека, Комиссару Совета Европы по правам человека, в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Русская линия


Владимир Легойда: Нужно видеть разницу между неканоническим и кощунственным изображением святыни
Глава Синодального отдела отказался поддержать призыв православных активистов Тюмени запретить рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда»

Владимир ЛегойдаКомментируя обращение жителей Тюмени губернатору В. Якушеву с просьбой отменить показ рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда напомнил, что упоминаемая рок-опера многих привела в Церковь, сообщает официальный сайт Синодального отдела.

«Церковь не подавляет творчество, благословляя художников, вдохновляющихся евангельскими сюжетами в своих произведениях», — заявил представитель Церкви.

«Результат подобных творческих поисков не делает и не может сделать художников евангелистами или святыми отцами Церкви, трудами которых создавались церковная традиция и учение. При этом художественные произведения, основанные на библейских сюжетах, являют нам отблески христианской культуры. Безусловно, эти произведения по своей природе не могут обладать догматическим или каноническим авторитетом, они могут давать повод для споров и дискуссий, быть более или менее удачными, в конце концов, их можно принимать или нет, но нельзя запретить художнику черпать вдохновение в Священном Писании», — добавил он.

«Между кощунственным и неканоническим изображением святыни — пропасть, которая незаметна только культурно близорукому человеку», — заключил В. Легойда.

Русская линия


Митрополит Черногорский Амфилохий: «Церковь Божия против такого НАТО»
Архиерей Сербской Православной Церкви считает, что вступив в альянс, Черногория отречется от своей славной истории

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович)Как известно, НАТО пригласило Черногорию стать 29-м членом альянса в декабре 2015 года. А в мае этого года премьер-министр страны Мило Джуканович подписал протокол о вступлении в альянс. С этого момента Черногория получила право присутствия на всех заседаниях Североатлантического совета до момента официального вступления в альянс после ратификации этого документа всеми сторонами. После ратификации Черногория автоматически станет 29-м членом НАТО. Однако ратификация зависит от национальных процедур, и сейчас трудно сказать, сколько времени займет этот процесс, вызвавший, к тому же, крайне неоднозначную реакцию в этой стране.

В частности, с резкой критикой уже почти оформившегося членства этой страны в НАТО выступил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Обратившись со словом к своей пастве на празднике освящения храма священномученика Афиногена и 140-летия Вучедольской битвы архиерей, в частности, сказал: «Церковь Божия против такого НАТО. Сербская Православная Церковь в первую очередь против сатанинского насилия над человеческим существом, против всего, что порабощает и унижает человеческое достоинство, и телесное, и духовное», — цитирует владыку Православие.Ru.

«Что есть НАТО как не продолжение национал-фашизма, который кровью залил Европу и мир», — заявил митрополит, добавив, что Бог пришел на землю, чтобы освободить нас от тирании, которая обоготворяет расу, класс или государство. «Если Черногория — та, что отреклась от Косово и Метохии и плюнула на кровь мучеников, которые освобождали Черногорию, Косово и Метохию, то это не моя Черногория, не моих предков и не моих потомков», — заключил митрополит Амфилохий.

Русская линия


Турция отворачивается от Европы
Возвращение Эрдоганом смертной казни окончательно поставит крест на возможности вступления его страны в ЕС

Тайип ЭрдоганНеудачная попытка госпереворота в Турции стала неким водоразделом, поделившим период современной истории страны на «до» и «после». Весьма резкая реакция президента страны Реджепа Эрдогана на это событие, и предпринятые им впоследствии шаги, стали свидетельством того, что Анкара сейчас как никогда далека от главных европейских ценностей: свободы прессы, ценности человеческой жизни и пр. В стране, где собираются вновь вернуть смертную казнь, вести дальнейшие разговоры о вступлении в ЕС уже более не актуально.

Вопрос смертной казни в отношениях с ЕС имеет принципиальный характер. Если потребовался бы символ, чтобы продемонстрировать, до какой степени турецкий президент готов отдалить свою страну от Европы после попытки государственного переворота 15 июля, то угроза восстановления смертной казни служит лучшим тому примером.

«Упорство Эрдогана в вопросе смертной казни при том, что ему прекрасно известно, насколько она неприемлема для ЕС, который её запрещает, иллюстрирует его желание избавиться от европейских ценностей: смертная казнь была отменена в 2004 году именно для того, чтобы облегчить согласование турецкого законодательства с законодательством Евросоюза», — пишет по этому поводу французская газета «Le Monde», выдержки из которой приводит портал InoPressa.Ru.

Другой фронт, которым турецкий президент все больше увеличивает дистанцию между ним и европейцами, — это гражданские свободы. Как известно, утром 31 октября был арестован главный редактор оппозиционной газеты Cumhuriyet Мурат Сабунджу, а также нескольких его сотрудников. По мнению французского издания, это является новой серьезной атакой против свободы прессы, подвергающейся особому преследованию с июля сего года. За последние дни на основании нового указа Эрдогана дополнительно были закрыты ещё 15 СМИ, преимущественно на юго-востоке страны, где сконцентрированно проживает курдское меньшинство.

Одновременно с этим продолжается чистка, направленная против лиц, предположительно симпатизирующих гюленистскому движению и обвиняемых в подготовке путча 15 июля. 30 октября были опубликованы два указа, оповещающих об увольнении более 10 тысяч госслужащих, которые дополнили список 85 тысяч человек, потерявших место службы после 15 июля.

Таким образом, изначально довольно странная идея вступления Турции в ЕС, терпит полное фиаско. Причём если ранее данная идея была неосуществима в основном из-за нежелания европейцев пускать турок в Евросоюз, то теперь и сами турки не питают никаких иллюзий на сей счёт и постепенно разворачиваются в сторону от Европы.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и митрополита Иоанна (Снычева)

Императрица Александра ФедоровнаСегодня мы вспоминаем Императрицу Александру Федоровну — супругу Императора Николая I, мать Государя Александра II Освободителя — скончавшуюся 20 октября 1860 года.

Она родилась 1 июля 1798 г. в Берлине и была дочерью короля Прусского Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы-Августы-Вильгельмины. В 1814 г. Великий князь Николай Павлович (будущий Император Николай I), отправляясь по долгу службы в Берлин, где стояла разгромившая Наполеона Русская армия, увидел и полюбил принцессу Шарлотту; в том же чувстве призналась и она в письме к своему брату Вильгельму. В 1817 г. принцесса выехала в Санкт-Петербург, а 1 июля 1817 г. состоялось бракосочетание Александры Федоровны (как нарекли принцессу по присоединении к Православию) и Великого князя Николая. Александра Федоровна считалась одной из самых красивых женщин своего времени, ей была посвящена строка В.А.Жуковского (обучавшего будущую Императрицу русскому языку) «Гений чистой красоты», повторенная затем А.С.Пушкиным.

По восшествии на Престол Императора Николая I, 22 августа 1826 г. Александра Федоровна была коронована в Москве, а 12 мая 1829 г. и в Варшаве. С 1828 г. в ее ведение поступили все учреждения Императрицы Марии Федоровны; она лично вникала в их устройство, увеличила число и реорганизовала их. Более 2/3 личных сумм Царица тратила на дела благотворения и милосердия; помощь выражалась не одними деньгами, но и участием ко всякому, доходившему до ее сведения, горю. Царица покровительствовала Императорскому женскому патриотическому обществу и Елизаветинскому институту. Пользуясь неизменным влиянием на Государя, Александра Федоровна часто смягчала проявления строгости, характеризующие эпоху николаевского царствования. Частые поездки Императрицы заграницу, вызывавшиеся болезненностью, тоже сопровождались щедрыми затратами на благотворения. Похоронена Императрица в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, ее именем назван Александринский театр.

Император Александр IIIСегодня русские монархисты также чтят память Императора Александра III Миротворца, скончавшегося в 1894 году.

Он родился 26 февраля 1845 г., был вторым сыном Императора Александра II. После кончины старшего брата Николая стал Цесаревичем, на престол вступил 2 марта 1881 г. после гибели отца, коронован 15 мая 1883 г. Государь получил прекрасное гуманитарное и военное образование, был образцовым семьянином, глубоко чтил отца и мать, имел шестерых детей, был глубоко православным христианином, горячо любил Россию и русские обычаи, строго ограничивал инославные веры и космополитические силы разложения. За время своего недолгого царствования Император покровительствовал всему русскому. Он был создателем и первым председателем Русского исторического общества, при его деятельном участии и отчасти на его собственные средства создан Русский музей, после кончины Александра III и вплоть до 1917 г. носивший его имя.

Во внутренней политике Государь принял ряд льгот трудящемуся русскому народу: он понизил выкупные платежи по реформе 1861 г., создал Крестьянский поземельный банк, ввел институт земских начальников, призванных опекать крестьянское население страны. Одновременно с этим был проведен целый комплекс мер (т.н. «контрреформы»), призванный исправить недостатки либеральных реформ 1860−1870-х гг. и сообразовать их с российскими реалиями.

Во внешней политике Император Александр III стремился оградить страну от всяческих авантюр. Свое прозвание «Миротворец» он получил по истинно народному мнению. Ему удалось, без войны отразив попытки агрессивного вмешательства Великобритании, практически бескровно присоединить к России обширные пространства в Средней Азии. При нем Россия воссоздала мощный Черноморский флот, заметно была усилена и сухопутная армия. Как говорил Александр III, «у России только два союзника — армия и флот».

В это царствование Россия достигла вершины своего могущества. Александр III проводил твердую консервативную политику, русскими монархистами он почитался как образец правителя. Обладая от природы богатырским здоровьем, Александр III неожиданно скончался, не дожив до 50 лет.

Митрополит Иоанн (Снычев)Сегодня также день памяти всероссийского проповедника, христианского мыслителя и писателя, доктора церковной истории, духовного лидера русского патриотического движения конца ХХ века митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), скончавшегося в 1995 году.

Он родился 9 октября 1927 г. в Херсонской области, в крестьянской семье и в миру звался Иваном Матвеевичем. В конце 1944 г. был призван в армию, но в апреле 1945 г. признан негодным к несению воинской службы. В 1946 г. рукоположен во диакона, а в 1948 г. — во иерея. Образование получил в Саратовской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии, которую закончил в 1955 г. со степенью кандидата богословия. Осенью 1956 г. принял постриг и был назначен преподавателем Минской духовной семинарии. Через год по ходатайству архиепископа Мануила (Лемешевского) был переведен в Чебоксары, где помогал владыке работать над трудами по истории церкви. Затем служил преподавателем Саратовской семинарии и священником в Самаре, продолжая заниматься научной работой. В 1961 г. возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 г. — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 г. хиротонисан во епископа Сызранского, а в феврале 1966 г. защитил диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 г. он был утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским, в 1976 г. возведен в сан архиепископа. В 1988 г. владыке было присвоено звание доктора церковной истории.

С августа 1990 г. владыка Иоанн в сане митрополита возглавил Санкт-Петербургскую кафедру. Здесь трудами владыки были восстановлены и отремонтированы многие храмы, возвращенные епархии, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах. По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начала выходить газета «Православный Санкт-Петербург», было создано православное издательство «Царское дело». Митрополит Иоанн принимал участие в работе комиссии по подготовке канонизации Св. Царственных Мучеников. Он был не только опытным архиереем, но и дивным старцем, окормлявшим сотни духовных чад, стяжавшим от Господа множество Его чудесных дарований: милосердия, нестяжательности, прозорливости, а главное — ревностной, богоугодной молитвы.

Но в северной столице Господь возложил на него еще одно служение всероссийскую проповедь Православия. Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда державы, духовное одичание народа — таковы лишь некоторые темы многочисленных выступлений владыки на страницах российской печати. В чем смысл русской истории? Что необходимо для возрождения самосознания Русского Народа, величия и мощи Святой Руси? Как осуществляется в нашей стране тайна беззакония? Ответы на эти и многие другие вопросы давал митрополит Иоанн в своих литературных трудах «Самодержавие духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере». Благодаря активной деятельности на ниве публицистики и проповедничества владыка стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения. «Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам: «русская идея» — это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте; «русская демократия» — это соборность; «русская идеология» — это Православие; «русский порядок» — это державность; «русское государство» — это Россия во всем многообразии исторических форм ее существования; государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России — Святая Русь; патриотизм — религиозный долг каждого благочестивого христианина; Русская Православная Церковь — соборная совесть народа.

Митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его могила стала для православных местом паломничества.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 2 ноября 2016 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика