Ольга Васильева: Задача ОПК — укрепить нравственные основы личности
Глава Минобрнауки уверена, что преподавание основ религий в школах будет расширяться и улучшаться по качеству
Несмотря на то, что прошло уже несколько лет с момента введения в российских школах ОПК, этот предмет так и не стал в наших учебных заведениях обычным явлением. Руководство школ на местах под разными предлогами часто препятствует его преподаванию. В 2015 году в ходе заседания Общественного совета при Минобрнауки было отмечено, что проверять российские школы на предмет предоставления выбора для обучающихся между всеми модулями курса ОРКСЭ будет Рособрнадзор. Тогда на заседании Общественного совета были приведены данные, что в 50% школ России не предоставляется выбор всех шести модулей данного курса для изучения, часто выбор ограничивается двумя-тремя, а в некоторых и одним. К сожалению, еще до сих пор есть регионы, где наряду с ОПК фактически запрещается изучение и других конфессиональных модулей под предлогом того, что их изучение может разобщить детей, привести к конфликтам на национальной и конфессиональной почве, что является надуманным, ложным и совершенно необоснованным предлогом.
Есть надежда, что с приходом нового министра образования Ольги Васильевой ситуация в этой сфере наладится. Васильева, много лет занимавшаяся историей Церкви, как никто другой понимает важность этого предмета, и недавно заявила, что качество преподавания основ религиозных культур в российских школах будет улучшаться, а количество часов, отведенных на предмет, наверняка, будет увеличиваться. Об этом она сказала в интервью газете «Комсомольская правда».
«У людей, особенно у маленьких людей, должно быть много урочного и внеурочного времени, связанного с нравственными понятиями. С ними нужно доходчивым и доступным языком говорить о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо, о том, чем ты можешь помочь другим», — пояснила глава Минобразования.
При этом она обратила внимание, что уроки ОПК носят культурологическую направленность, которую необходимо развивать. «Вам любой теолог-религиовед скажет, что этот предмет не направлен на религиозное образование», — подчеркнула Васильева.
В связи с этим глава Минздрава опровергла утверждение, что данные уроки якобы разделяют российских школьников на православных и мусульман, а также на примере Татарстана и кавказских регионов указала, что здесь не возникает никаких проблем.
«В Татарстане большая часть выбирает мировую религию и основы светской этики. Религиозное обучение проходит в медресе. Так же делают и многие кавказские республики. Предмет построен так, что любой модуль начинается с того, что Россия — наша общая родина, многоконфессиональная и многонациональная, про нравственные ценности, любовь и уважение к Отечеству. А затем — про ислам в истории России, про основы этой религии. Это правильная подача материала. В условиях наступления салафизма нам важно показать роль традиционного ислама, это и есть противодействие радикальным исламистским течениям» — отметила Ольга Васильева.
Русская линия
В Москве открылся VI Общецерковный съезд по социальному служению
Его главными темами стали профилактика абортов, помощь женщинам в кризисной ситуации, поддержка семьи, материнства и детства
VI Общецерковный съезд по социальному служению, главной темой которого является крайне болезненная для нашего общества тема абортов, начал вчера свою работу в Москве. Эта тема оказалась в фокусе внимания съезда неслучайно. Ситуация с узаконенным детоубийством в нашей стране такова, что угрожает уже самому существованию России.
Кроме того, на съезде обсуждаются вопросы помощи женщинам в кризисной ситуации, профилактики абортов, поддержки семьи, материнства и детства, организации помощи пожилым людям, сообщает сайт Марфо-Мариинской обители.
В первом пленарном заседании съезда приняли участие глава Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, Уполномоченный при Президенте по правам ребенка Анна Кузнецова и глава благотворительного фонда помощи пожилым людям «Старость в радость» Елизавета Олескина.
Приложить все усилия для популяризации в российском обществе семейного образа жизни, поддержать семьи и возродить духовные и нравственные традиции в семейных отношениях и воспитании детей призвала в своем выступлении Анна Кузнецова.
«Сегодня необходимо создать все усилия для утверждения в российском обществе семейного образа жизни, поддержания социальной устойчивости каждой семьи, возрождение и сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и воспитании детей, потому что по-настоящему ребенок может быть счастлив только в большой и крепкой семье», — говорится в обращении Кузнецовой к участникам VI Общецерковного сьезда по социальному служению в Москве.
Кузнецова отметила, что Русская Церковь сегодня вносит неоценимый вклад в оказание помощи детям сиротам и семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. «Самое важное — что жертвенное служение Церкви людям, попавшим в беду, становится примером для всего общества. Ее волонтеры — это современные подвижники, которые своим трудом и верой дают надежду самым незащищенным слоям населениям, и иногда это последняя надежда», — считает она.
Кузнецова также добавила, что такой волонтерской работой охвачено большинство детских учреждений страны, и это не случайность — в Церкви был принят ряд соборных решений, направленных на стимулирование общецерковной работы помощи детям-сиротам и поддержку церковных приютов.
Необходимость совершенствование церковной системы помощи нуждающимся отметил в своем обращении к участникам съезда Патриарх Кирилл. «Возникают новые проекты, воплощаются востребованные обществом инициативы, должное внимание уделяется профессиональной подготовке и координации деятельности православных социальных работников, чему в значительной степени способствуют усилия Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению», — подчеркнул Предстоятель РПЦ.
Глава синодального отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, в свою очередь, сказал: «От нас с вами ждут любви, мы должны быть радостными, должны быть спокойными, должны нести успокоение тем, кто нуждается в помощи. Мы призваны Богом не для того, чтобы создавать видимость какой-то деятельности, не для того, чтобы формально выполнять инструкции и распоряжения начальства, и не для того, чтобы устроить рай на Земле. Мы должны явить любовь, несмотря на то, что многое мешает — и отсутствие денег, и нежелание чиновников иногда помогать в развитии социального служения, и непонимание собратьев», — цитирует иерарха РИА Новости.
Он добавил, что Церковь в своем служении никогда не сравнится в возможностях с государством, но она может и должна проявлять любовь к каждому, кого опекает. «Мы призваны плакать с плачущими, не всем мы можем помочь, но сострадать мы можем всем и молиться тоже можем о всех», — заключил епископ Пантелеимон.
Русская линия
Русская Православная Церковь продолжает выступать посредником в урегулировании «македонского раскола»
Епископ Тихон (Шевкунов) прибыл в Македонию, где встретился с президентом Георги Ивановым
Священноначалие Русской Православной Церкви продолжает поддерживать регулярные контакты с властями Республики Македония с целью способствовать урегулированию проблемы Македонской православной церкви, которая самовольно отделилась от Сербской Православной Церкви и до настоящего дня находится вне семьи Вселенского Православия.
Ранее благодаря участию Московской Патриархии сербскому духовенству удалось добиться от македонских властей освобождения из тюрьмы главы Охридской архиепископии владыки Иоанна (Вранишковского), который является единственным каноническим епископом на территории Македонии.
Македонские власти начали преследовать владыку Иоанна после того, как он раскаялся в расколе и вернулся в Сербскую Православную Церковь, став её официальным представителем в Македонии. Практически сразу после этого он ложно был обвинён в «финансовых махинациях» и заключён в тюрьму, где пробыл не один год.
Предполагалось, что вслед за освобождением владыки Иоанна между Сербской и Македонской церквями возобновятся переговоры об урегулировании «македонского раскола». Однако, пока об этом ничего не сообщалось.
Не исключено, что нынешний визит в Македонию викария Патриарха Московского и всея Руси епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), который 3 октября прибыл в Скопье, где встретился с президентом Георги Ивановым, призван способствовать началу этих переговоров.
Официально епископ Тихон находится в Македонии с двухдневным визитом для участия в презентации издания македонского перевода его книги «Несвятые святые». Однако, вряд ли это единственная причина, по которой владыка приехать в эту небольшую страну.
Очевидно, что для посещения Македонии духовенство Русской Православной Церкви запрашивало разрешения у священноначалия Сербской Православной Церкви, а значит, этот визит был согласован с Сербской Патриархией.
Как сообщает Православие.Ru со ссылкой на македонский информационный портал «Макфакс», на встрече с Георги Ивановым владыка Тихон обсудил состояние отношений между непризнанной православным миром Македонской православной церковью и Русской Православной Церковью.
В связи с этим македонский президент подчеркнул необходимость дальнейшей интенсификации и развития отношений между Македонской и Русской Церквами и отношений в целом между русским и македонским народами.
В свою очередь, епископ Тихон передал Георги Иванову приветствие от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и отметил вклад Охрида и Македонии в дело расширения Православия.
Русская линия
Райнер Зееле: Европа не сможет обойтись без российского газа
Глава австрийской OMV заявил, что в свете грядущего снижения собственной добычи и повешения спроса в ЕС на газ, европейцам необходим «Северный поток-2»
Руководители ведущих европейских энергетических компаний сходятся во мнении, что для Европы сегодня не существует никакой реальной альтернативы российскому газу, и поэтому европейцы должны развивать сотрудничество с «Газпромом», а не ставить палки в колёса на пути реализации совместных газовых проектов.
Об этом в ходе заседания Австрийско-росийского общества дружбы в Санкт-Петербурге заявил глава австрийской нефтегазовой компании OMV Райнер Зееле, отметив, что ЕС необходимо поддержать российский проект «Северный поток-2», сообщает РИА Новости.
«Россия как энергетический партнёр была, есть и остаётся для меня достойным доверия партнёром. Ни по одному из наших договоров она ни разу меня не разочаровала, протягивая нам, европейцам, символическую руку. „Северный поток“ — прямая связь между Россией и Европой. Я говорю: мы должны эту руку схватить», — сказал Зееле.
По его словам, Австрия занимает ключевую позицию в качестве распределителя поставок газа по Европе. При этом 50% — это собственное сырье, а 25% газа поступает именно из России. «Если мы бы заглянули в будущее через хрустальный шар, то мы бы увидели, что у Европы есть слабое место — эти 50% в будущем не сохранятся», — отметил он, добавив, что при очевидном росте потребления газа в Европе неизбежно встанет вопрос, откуда его нужно брать.
Зееле напомнил, что в связи с кризисом на Украине встал вопрос о безопасности поставок газа. «И почему он возник, неужели потому что мой поставщик „Газпром“ больше не желает его нам поставлять? Нет. Имеет место спор по поводу цен и оплаты», — сказал он. При этом он добавил, что какие бы сложности с поставками газа ни случались, выход всегда находится, в Европе «ни одна фабрика не встала, ни на один градус в домах холоднее не стало».
«Поймите меня правильно, дегазификация Европы — это верная стратегия, но нам это удастся, лишь когда откроются надежные равноценные источники. А пока мы говорим о партнере, которого мы 50 лет знаем и который как поставщик до сих пор не давал поводов для критики», — сказал Зееле.
Он посоветовал восстановить утерянное доверие, восстановить диалог, «не закрывая дверь, как это сделали c G8, а разговаривая, даже если сказанное нам не очень нравятся».
Вслед за этим свою заинтересованность строительством «Северного потока-2» выразили представители Uniper, Engie, Shell и Wintershall.
Русская линия
Россия намерена активизировать строительство транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
Данная тема стала одной из основных на встрече глав России и Казахстана, а также в рамках открывшегося в Астане бизнес-форума
Президент России Владимир Путин в ходе вчерашней встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым заявил о намерении активизировать работу по созданию российского участка транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай», что позволит значительно увеличить объем грузоперевозок между двумя странами, сообщает РИА Новости.
О больших перспективах этого проекта заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Мы почти завершили строительство казахстанского участка автодороги „Западная Европа — Западный Китай“, это настоящий автобан. Активизация работ со стороны России позволит существенно увеличить перевозку грузов по всему коридору. Китай завершил свою часть работы до Тихого океана», — сообщил Назарбаев.
Также властями Казахстана реализован ряд других крупных инфраструктурных проектов, «оптимизирована конфигурация международных коридоров». «Все это должно помочь переориентировать международный транзит с морских маршрутов на сухопутные», — добавил Назарбаев.
По его словам, у России и Казахстана есть большой потенциал в сфере транзитных перевозок. «Из более чем 22 миллионов контейнеров, перемещаемых между Азией и Европой, на долю наших стран приходится 100 тысяч, или менее 0,1%», — отметил Назарбаев.
Глава Казахстана подчеркнул, что в этой сфере страны являются стратегическими партнерами, а не конкурентами. Назарбаев напомнил, что на саммите G20 был подписан план сопряжения инфраструктурной программы Казахстана с инициативой Китая «Экономический пояс Шелкового пути». «Было бы правильным, чтобы мы с Россией шли в одном фарватере, реализуя эти проекты на взаимовыгодных условиях», — заявил он, заверив, что первые шаги уже сделаны.
Глава Казахстана отметил, что в 2014 году создана объединенная российско-казахстанская транспортно-логистическая компания.
«В результате объем контейнерных перевозок по сообщению Китай — Европа — Китай ежегодно растет более чем в два раза. Скорость контейнерных поездов увеличена до тысячи километров в сутки, что на 200 километров в сутки больше, чем раньше. На всем протяжении коридора выстраивается инфраструктура и логистика», — сказал Назарабаев, отметив, что, по словам китайским партнеров, обратно вагоны идут пустыми, поэтому «нам нужно совместно поработать, чтобы загрузить их, товары у нас есть».
Все эти проблемы и обсуждали в ходе своей встречи президенты России и Казахстана, наметив пути их решения.
Русская линия
Архиепископ Иероним: «Церковь всегда была, есть и будет матерью греческого народа»
Предстоятель Элладской Церкви подверг критике правительство Греции, взявшее курс на отделение Церкви от государства
С момента прихода к власти нынешнего премьера Греции Алексиса Ципраса сразу обозначился разлад между властными и церковными структурами, которые традиционно эффективно взаимодействовали в этой стране. Символично, что Ципрас стал первым премьером в истории Греции, отказавшимся принимать присягу на Библии. И, к сожалению, это размежевание с течением времени только усиливается.
Эта тема стала главной на открывшемся в Афинах заседании Священного Синода Элладской Церкви. Её Предстоятель Блаженнейший Архиепископ Иероним выступил против планов правительства в одностороннем порядке отделить Церковь от государства. По мнению владыки, такое решение не может быть принято одной политической партией: «государство может пойти на такой шаг, только если заручиться поддержкой народа». Вопрос изменения Конституции страны должен решаться на самом серьезном уровне: «Любое внесение изменений в Конституцию — прерогатива парламента, поэтому Церковь будет вести диалог не с правительством, а с парламентской комиссией, куда войдут представители всех партий, за которых проголосовал народ».
«Церковь не может по собственной инициативе просить отделения от своего народа, как этого теперь добиваются. Церковь всегда была, есть и будет матерью греческого народа. Государство, если этого пожелает и будет иметь поддержку людей, имеет возможность само инициировать разделение», — цитирует иерарха сайт Аgionoros.Ru.
Завершая свое выступление, Архиепископ Иероним сравнил положение Церкви в ее взаимоотношениях с государством с «вавилонским пленением». Он напомнил, что без согласия правительства она не может даже распоряжаться собственным имуществом. В то же время Архиепископ подчеркнул, что Церковь по собственной инициативе «не будет отделяться от своих чад».
На заседании Синода также обсудили последние инициативы греческого правительства в области образования. В частности, митрополит Сисания и Сиатисты Антоний сравнил поведение нового министра образования Греции с поступками печально известного римского императора: «Нерон поджег Рим и, чтобы избежать народного гнева, возложил вину за это на христиан. Так и господин Филис, несущий первоочередную ответственность за нравственную деградацию общества, обвиняет во всем Православную Церковь». Владыка также поддержал архиепископа Иеронима, отказавшегося встречаться с Филисом: «Необходимо дать понять главе правительства, что министр утратил доверие Церкви».
Митрополит Антоний обвинил власть в нежелании выстроить равноправные отношения с Церковью в рамках установленных Конституцией Греции: «Что для вас значит сотрудничество? „Я говорю, а ты только слушаешь?“». Недовольство владыки вызвала предвзятость министра образования: «Иудеев, мусульман и католиков он попросил разработать программу преподавания религиоведения и самим назначить учителей для своих детей, православных он такого права лишил». По словам митрополита Антония, истинная цель министра состоит в том, чтобы посредством специально разработанных учебных программ посеять сомнения в вере в православных детях.
Митрополит Пирейский Серафим выразил мнение, что постепенно реализуется целенаправленная программа по «изменению религиозной идентичности» греков. По словам митрополита, греки не должны «принимать псевдомультикультурализм, истинная цель которого сделать всех одинаковыми и отнять свободу». Владыка подчеркнул, что имеют место попытки прервать передачу национальных идеалов, формирующих греческую идентичность из поколения в поколение и превратить людей в «безликую массу».
Русская линия
Польша оказалась неготовой к полному запрету абортов
Часть польских женщин протестует против нового закона, желая жить «свободно и независимо»
Как уже сообщала РЛ, на минувшей неделе в Польше был принят законопроект, предполагающий полный запрет абортов и уголовную ответственность за их производство. Ещё 23 сентября такой закон был поддержан депутатами Сейма, и отправлен на доработку в комиссию по правам человека. Этот законопроект предполагает также установить за незаконное производство аборта наказание для женщин и для врачей в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Устанавливается правовой статус зачатого ребенка, и прерывание беременности квалифицируется как «дородовое убийство».
Несмотря на то, что подобные строгие законы существуют в целом ряде европейских стран (Ирландии, Андорре, Лихтенштейне, Сан-Марино и Северной Ирландии), поляки ещё явно не готовы к таким нововведениям. Польский сравнительно мягкий ныне действующий антиабортный закон был принят лишь в 1993 году. В эпоху господства в Польше советской власти жизнь младенцев особенно никого не интересовала, поэтому для женщин среднего и старшего поколения полный запрет абортов, видимо, явился шоком. Получается, что Польша хоть и католическая страна, но она до сих пор не изжила из себя советские наклонности.
Свидетельством этого стала акция, которая прошла вчера по всей стране. Десятки тысяч поляков оделись в черное, и вышли на улицы из-за законов об абортах. Люди обращаются к президенту Польши и требуют защитить права женщин. Согласно данным правоохранительных органов, в Варшаве в шествии против запрета абортов приняли участие от 17 до 20 тыс. человек. Все они были одеты преимущественно в черное в соответствии с идеей этой акции. В какой-то момент толпа с зонтиками полностью заполнила Замковую площадь в исторической части столицы и прилегающие к ней улицы.
Аналогичные массовые демонстрации прошли и во многих других польских городах, также собрав несколько тысяч участников. В ходе демонстрации было зачитано обращение к президенту страны Анджею Дуде: «Страна, которая считает половину своего общества простыми предметами, о жизни которых может решать Сейм, полиция, суды, врачи, — это страна, в которой и для которой не стоит жить. А мы хотим здесь жить, но жить свободно, независимо, ответственно».
Во время демонстраций за нарушение общественного порядка были задержаны несколько человек.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русского писателя и этнографа В.И.Даля
Сегодня день памяти знаменитого русского писателя и этнографа, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, скончавшегося 22 сентября 1872 г.
Он родился 10 ноября 1801 г. в Луганске в семье врача. Будучи по рождению по отцу датчанином, по матери французом, Даль стал самым русским из русских. Он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по-русски». В 1819 г. закончил Морской кадетский корпус в Петербурге, служил на Черноморском флоте и в Кронштадте. В 1826 г. вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В марте 1829 г. досрочно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора наук и отправился на русско-турецкую войну, где прославился как виртуозный хирург. Участвовал в подавлении польского мятежа в 1831−32 гг., получил известность не только как врач, но и как инженер, под его началом был сооружен мост через Вислу спасший от истребления большой русский отряд. В 1832 г. Даля переводят в Петербург на должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя.
Еще с молодости Даль собирал лингвистические и фольклорные материалы. И в 1832 г. он издал обработанные им «Русские сказки. Пяток первый», в 1833−39 гг. выходят в 4 книгах «Были и небылицы». В 30-е гг. он начинает публиковать очерки в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский. В 1833 г. из-за конфликта с начальством Даль оставляет занятия медициной и становится чиновником особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края Перовском. Там произошла его встреча с Пушкиным, который приехал собирать материал к «Истории пугачевского бунта». Они подружились, впоследствии Даль дежурил у постели смертельно раненного поэта. Знаменательно, что после кончины Даля было написано иконописное изображение, на котором Пушкин и Даль были представлены в виде св. бессребреников Косьмы и Дамиана. В Оренбурге он увлекся флорой и фауной края и в 1838 г. был избран членом-корреспондентом Петербургской АН по отделению естественных наук за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. В 1841 г. Даль переводится в Петербург, служит управляющим канцелярией при министре иностранных дел, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В последней должности он прославился двумя важными исследованиями, по результатам которых составил две записки в 1844 г. «Исследование о скопческой ереси» и «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их».
Помимо служебной деятельности Даль продолжает заниматься наукой и литературой, в 1847−49 гг. издает учебники по зоологии и ботанике. По четвергам он собирает у себя известных деятелей науки и культуры, у него бывали: хирург Пирогов, мореплаватели Врангель и Литке, натуралист Бэр, актер Щепкин, поэт Шевченко, писатель Одоевский и др. На одном из четвергов было фактически учреждено Русское географическое общество, что позволило организовать сбор географических, геологических, топографических сведений и фольклора, организовать экспедиции по всему миру. В 1848 г. он переводится в Нижний Новгород управляющим Удельной конторой. Наконец, в 1859 г. Даль выходит в отставку и поселяется в Москве, где возобновляет давние дружеские связи со славянофилами. Здесь он завершает главное дело своей жизни. В 1861−62 гг. выходит плод многолетнего труда Даля — сборник «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок, прибауток. А с 1863 по 1866 гг. Даль издает четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым трудился еще с 1819 г. Словарь, содержавший около 200 тыс. слов, получил широкое признание. В 1869 г. Академия Наук присудила автору Ломоносовскую премию и избрала его своим почетным членом. От Русского Географического общества он получил золотую медаль, премию от Дерптского университета, был избран почетным членом Общества любителей российской словесности.
В последние годы жизни Даль занимался переложением для детей сюжетов из Священного Писания и продолжал трудиться над своим главным детищем — словарем, готовя его второе издание (оно вышло уже после смерти Даля, в 1880−82 гг.).
Русская линия