Патриарх Кирилл поддержал полный запрет абортов в России. Правительство одобрило запрет бэби-боксов в России. Завершилось пребывание мощей Силуана Афонского в России
Обзор внутриполитических событий в нашей стране за минувшую неделю
Минувшая неделя вновь поставила в фокус внимания болезненную для нашей страны тему абортов. 27 сентября 2016 года, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, после богослужения в храме Архангела Михаила в деревне Белоусово Троицкого административного округа Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками Общероссийского общественного движения «За жизнь» и движения «Православные добровольцы», собирающими подписи под Обращением граждан за запрет абортов.
Предстоятель Русской Православной Церкви поставил свою подпись под документом.
В тексте Обращения, который был согласован с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства, говорится:
«Мы, граждане Российской Федерации, выступаем за прекращение существующей в нашей стране практики легального убийства детей до рождения и требуем внесения в законодательство изменений, направленных на:
— Признание за зачатым ребенком статуса человеческого существа, жизнь, здоровье и благополучие которого должны быть защищены законом.
— Запрет хирургических и медикаментозных прерываний беременности.
— Запрет противозачаточных средств с абортивным действием.
— Запрет вспомогательных репродуктивных технологий, неотъемлемой составляющей которых является унижение человеческого достоинства и убийство детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития.
— Оказание из федерального бюджета материальной помощи беременным женщинам и семьям с детьми на уровне не менее прожиточного минимума".
Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил участников акции за труды и благословил их.
Подписанное Предстоятелем Русской Православной Церкви обращение будет направлено Президенту РФ Владимиру Путину после набора миллиона подписей. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил глава Общероссийского общественного движения «За жизнь» Сергей Чесноков.
«Активисты движения „За жизнь“ собрали более 300 тысяч подписей. Около 200 тысяч подписей обрабатываются в регионах. Цель — изменение общественного мнения, а когда будет собран миллион подписей обращение будет отправлено в Администрацию Президента», — написал Чесноков на своей странице в Facebook.
«Сейчас подписались сотни тысяч людей, после подписи Патриарха подпишутся миллионы», — уверен он.
В свою очередь, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что принципиальная позиция Русской Православной Церкви заключается в требовании выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС), и факт подписания Патриархом общественной инициативы по законодательному запрету абортов не означает чего-то нового.
«Что касается официальной позиции Церкви в вопросе взаимодействия с органами государственной власти, то здесь наша позиция не меняется: мы считаем, что первым шагом к искоренению такого явления, как аборты, должно стать выведение абортов из системы обязательного медицинского страхования. Это наша принципиальная позиция», — сказал Легойда. В Церкви убеждены, что «люди, несогласные с абортами, каких очень много, не должны из своих денег оплачивать эту процедуру».
«Кроме того, факт нахождения аборта в системе ОМС означает, что аборт позиционируется и воспринимается как общественная норма, — сказал Легойда. — Поэтому на данном этапе нам кажется важным именно выведение абортов из системы ОМС». В Церкви надеются, что «это будет первый шаг на пути к тому, что мы когда-нибудь будем жить в обществе, где, возможно, абортов не будет вовсе».
+ + +
На минувшей неделе завершилась дискуссия о целесообразности существования бэби-боксов в России. Несмотря на то, что открытие таких «окон жизни» очень напоминало существовавшую ещё не так давно практику подкидышей, которых бедные родители анонимно подбрасывали на порог храма, их наличие признано в нашей стране нецелесообразным.
Связано это с тем, что в нашей стране уже существует сложившаяся практика отказа матерей от детей. Ни для кого не секрет, что любая российская роженица может без всяких для себя проблем и уголовного преследования отказаться от своего ребёнка прямо в роддоме. Для этого ей надо заполнить лишь заявление и тогда ребёнок будет передан в дом малютки, откуда его передадут другим родителям.
Таким образом, никакой острой необходимости в существовании бэби-боксов в России нет. Речь в данном случае идёт лишь о тех родительницах, которые по каким-то причинам не захотели афишировать свою беременность, не стали становиться на учёт в женскую консультацию и соответственно рожали дома, без посещения роддома.
Такие роженицы, действительно, могли бы анонимно оставить ребёнка в бэби-боксе, не убивая его и не неся за это никакого уголовного преследования. Однако, такие случаи довольно редки и не носят в нашей стране массового характера. Вот почему российские власти сочли, что широкое распространение данных «окон» — это, скорее, пропаганда отказа родителей от собственных детей, чем реальная мера по сохранению жизней младенцев.
В связи с этим 1 июня в Госдуму был внесён законопроект, запрещавший «осуществление деятельности, направленной на организацию анонимного оставления детей, в том числе, на создание и содержание специализированных мест для анонимного оставления ребенка».
«Целесообразность принятия законопроекта обусловлена необходимостью выполнения Российской Федерацией положений Конвенции о правах ребенка, поскольку существование в ряде субъектов РФ специально создаваемых мест для оставления детей после рождения нарушает статьи 6 — 9 и 19 данного международного договора», — говорится в официальном отзыве правительства на данный закон, который цитирует РИА Новости.
При этом чиновники сообщили, что поддерживают законопроект при условии его доработки с учетом имеющихся замечаний. По словам автора документа, сенатора Елены Мизулиной, это будет сделано ко второму чтению. Мизулина напомнила, что законопроектом предусматривается административная ответственность юридических лиц за создание бэби-боксов (штраф в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей либо приостанавливать деятельность юридического лица на срок до девяноста суток).
Необходимость запрета бэби-боксов, по словам Елены Мизулиной, продиктована сразу несколькими факторами: «Во-первых, государство не должно поощрять отказы от новорожденных. Отмечу, что практика тех стран, которые в разные время прибегали к использованию бэби-боксов, показывает, что после появления возможности для анонимного оставления детей число отказов от детей резко возрастало. Во-вторых, само существование подобной возможности значительно повышает риски торговли детьми и иных сделок с ними, так как контроль за бэби-боксами невозможен. В противном случае утрачивается главный принцип — анонимности, без которого бэби-боксы лишены смысла. Невозможно точно установить число детей, оставленных в бэби-боксах и установить, какова их дальнейшая судьба. В-третьих, навсегда нарушается право ребенка на идентичность, то есть право ребенка знать, кто его биологические родители, каково его происхождение».
Мизулина отметила, что считает справедливым мнение, высказываемое многими специалистами, в разное время занимавшимися этой проблемой, — «для решения проблемы подкидышей нужно вместо создания комфортных условий для отказа от ребенка сместить акцент на усиление поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
+ + +
На минувшей неделе завершилось пребывание мощей Силуана Афонского в России. 24 сентября святыня в сопровождении представителей Фонда святителя Василия Великого и священнослужителей покинула Данилов монастырь в Москве — последний пункт принесения — и отправилась в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, в котором она постоянно хранится и пределы которого ранее никогда не покидала. Как известно, вместе с мощами с Афона впервые была принесена еще одна великая православная реликвия — чудотворная икона Господа Иисуса Христа, перед которой преподобный Силуан был удостоен явления Спасителя.
Святыня прибыла в столицу из Петербурга 19 сентября, и за это время мощам преподобного здесь поклонилось около 65 тысяч человек. Подсчет велся по раздаваемым иконкам. Дважды в эти дни поклонился святыне и Патриарх Кирилл. Всего же в России и Белоруссии мощам преподобного Силуана Афонского поклонились порядка 315 тысяч человек.
С отъездом делегации афонских монахов из Москвы завершатся основные торжества в честь 1000-летия русского присутствия на Святой горе Афон. Патриарх Кирилл, закрывая 21 сентября юбилейные торжества, назвал историческим событием первое принесение в пределы Русской Церкви мощей Преподобного и его чудотворной иконы.
Напомним, что с 20 августа мощам смогли поклониться также в Минске, Брянске, Орле, Ельце, селе Шовское, Тамбове, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. Москва стала последней точкой в маршруте афонских монахов.
Русская линия
УПЦ пожаловалась ОБСЕ на гонения со стороны украинских властей. Папа Римский Франциск прибыл в Грузию. Представитель Константинополя предложил объединить православных в Эстонии
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
Главной новостью этой недели на постсоветском пространстве стала поездка делегации Украинской Православной Церкви на конференции ОБСЕ в Варшаве, в ходе которой активно обсуждалась проблема нарушений прав и свобод верующих на Украине после победы в Киеве так называемой «революции достоинства».
Делегация УПЦ в составе заместителя главы ОВЦС протоиерея Николая Данилевича и главы Юридического отдела Киевской митрополии протоиерея Александра Бахова выступила с целым рядом докладов на общем пленарном заседании конференции и рассказала об истинном положении дел в религиозной жизни Украины.
В выступлениях было сообщено о наличии огромного количества нарушений прав верующих Украинской Православной Церкви в течение 2015−2016 годов, в частности, о силовых захватах храмов, которые часто сопровождаются совершением таких правонарушений, как повреждение имущества, нападение на верующих и представителей СМИ, официальных представителей ОБСЕ.
Докладчики выразили обеспокоенность фактом отсутствия эффективного расследования дела избиения батальоном МВД «Тернополь» верующих УПЦ в селе Катериновка. Вот уже в течение года следствие не может привлечь к ответственности ни одного человека, виновного в применении чрезмерной силы в отношении участников мирной акции УПЦ.
Учитывая, что во многих случаях работники полиции не задерживают виновных в насилии и не проводят эффективных расследований, общины УПЦ уже направили более 20 жалоб в Совет по правам человека ООН, специальному докладчику ООН по свободе совести и религии, в Европейский суд по правам человека, а также другие международные организации.
Помимо этого, было сообщено о попытках принятия в Украине законопроектов 4128 и 4511, которые не соответствуют международным стандартам и имеют дискриминационный характер по отношению не только к УПЦ, но и к другим конфессиям.
Важным событием постсоветского пространства стал на этой неделе визит главы Ватикана папы Римского Франциска в православную Грузию, где его приняли грузинские власти и Святейший Католикос-Патриарх Грузинский Илия II.
Двухдневный визит папы вызывал протест части грузинских верующих, в связи с чем в Грузинской Патриархии накануне выступили со словами увещевания несогласных.
«Как известно, в какой-то момент истории Римско-католическая церковь и Православные Церкви стали Церквами, которые уже не имеют общего молитвенно-евхаристического общения, существовавшего до XI века и бывшего с Грузинской Церковью до XII века. После этого между нами начались внутренне-исповедальные различия, и у нас есть свой Патриарх, а у католиков — свой, иные убеждения. ..Однако эти отличия не должны стать поводом к какому-то, например, радикальному отношению между верующими», — заявили в пресс-службе Грузинской Патриархии.
Вместе с тем здесь отметили, что у католиков и православных сегодня есть проблемы, на которые христиане имеют единый взгляд — это помощь бедным, нравственные вопросы семейной жизни, проблема противодействия легализации однополых браков, эвтаназии и так далее.
Собственно говоря, только в этом и кроется причина нынешнего визита папы Римского в Грузию. Никаких иных вопросов в ходе этой поездки обсуждаться не будет, заверили в Грузинской Патриархии.
Тем не менее, православные грузины встретили папу Римского акцией протеста.
Ещё одной заметной новостью постсоветского пространства стало заявление главы непризнанной со стороны Русской Православной Церкви Эстонской апостольской православной церкви митрополита Стефания, который выступил с весьма своеобразными и нескромными предложениями по объединению православных верующих в Эстонии.
В настоящее время в стране существует сразу две Православных Церкви: одна — Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, восходящая к русским просветителям эстонских земель, а вторая — отколовшаяся от неё в 90-е годы Эстонская апостольская православная церковь, признанная вопреки протестам Москвы Константинопольским Патриархатом.
Так вот, чтобы объединить две эти Церкви владыка Стефаний предложил создать новую объединённую церковную структуру. При этом в качестве Предстоятеля этой Церкви он предложил себя лично.
Именно так митрополит Стефаний понял документы Всеправославного Собора на Крите, в которых говорится о недопустимости существования в одном государстве двух Православных Церквей.
Правда, почему он посчитал именно себя достойным возглавить всех верующих Эстонии, остаётся большой загадкой. Ведь никаких решений по данному поводу Собор не принимал, да и ситуацию в Эстонии не обсуждал вовсе.
Конечно, дело уврачевания церковных нестроений в Эстонии — это очень важный вопрос, и было бы неплохо, если бы данный конфликт был исчерпан, однако нынешнее нескромное предложение владыки Стефания вряд ли сможет привести к каким-то положительным результатам.
Русская линия
Польские депутаты поддержали законопроект о полном запрете абортов. Конгресс США разрешил американцам подавать иски против Саудовской Аравии. Положение Церкви в Греции существенно ухудшилось
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
Пока в России каждый год совершается более миллиона абортов, и это узаконенное детоубийство даже не могут вывести из системы ОМС, в Польше принят законопроект, предполагающий полный запрет абортов и уголовную ответственность за их производство. 23 сентября такой закон был поддержан депутатами Сейма, и отправлен на доработку в комиссию по правам человека.
В настоящее время производство аборта в Польше разрешено лишь в тех случаях, когда беременность наступила в результате изнасилования или инцеста, при угрозе жизни или здоровью матери, или в случае, когда ребенок имеет серьезные патологии.
«Я являюсь матерью ребенка с синдромом Дауна и хочу заверить, что это не страдание и никакой не крест, как об этом говорят. Это любовь», — заявила депутат от партии «Право и справедливость» Анна Мильчановская, объясняя необходимость запрета на убиение больных детей.
Этот законопроект предполагает также установить за незаконное производство аборта наказание для женщин и для врачей в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Устанавливается правовой статус «зачатого ребенка», и прерывание беременности квалифицируется как «дородовое убийство».
Новый пакет законов предполагает поддержку в оказании пренатальной медицинской помощи, опекунские пособия для родителей детей с ограниченными возможности, даже в случае их трудоустройства, развитие педиатрического ухода на дому, медицинскую страховку для беременных, финансовую и психологическую поддержку, пособия, быстрый процесс усыновления детей в случае изнасилования или рождения детей с ограниченными возможностями, развитие детских домов и реформу в работе домов одиноких матерей.
Парламентское обсуждение законопроектов сопровождалось массовыми акциями, как сторонников, так и противников легализации абортов. В апреле 2016 года этот законопроект был передан на обсуждение в парламент, а премьер-министр Польши Беата Шидло и глава правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявили, что поддерживают призыв польской католической церкви к полному запрету абортов. Также партия планировала отменить государственное финансирование ЭКО и ввести рецептурный отпуск абортивных противозачаточных средств.
По словам Ярослава Качинского, он не собирался заставлять депутатов своей партии голосовать за запрет абортов, однако надеялся на поддержку парламентского большинства. Сам он как верующий католик считает своей обязанностью выполнять требования епископата о запрете абортов. Вторая по численности фракция сейма, принадлежащая к партии «Гражданская платформа», также поддерживает полный запрет абортов. Так что сомнений в том, что этот закон будет принят после соответствующей доработки у нас нет.
+ + +
Изрядно подпортившиеся отношения США и Саудовской Аравии (из-за конкуренции в нефтяном бизнесе и упавших цен на нефть), рискуют стать ещё более прохладными в связи с решением американских властей разрешить своим гражданам подавать иски против саудитов, которые по некоторым данным поддерживали и финансировали Аль-Каиду (запрещена в России) и способствовали атаке террористов на США 11 сентября, сообщает газета «Взгляд».
Первоначально казалось, что угроза США заставить союзную себе Саудовскую Аравию отвечать за теракты 15-летней давности — это не более чем политический ход американской Администрации и попытка приструнить распоясавшуюся было нефтяную державу, рискнувшую в пику Вашингтону пойти на контакты с Россией и Китаем. В связи с этим многие эксперты считали, что в нужный момент американцы остановятся и дадут задний ход. Однако, всё оказалось куда сложнее.
Президент США Барак Обама, действительно, наложил вето на соответствующее решение Сената. Но американские конгрессмены впервые за многие годы преодолели этот запрет главы Белого дома, и 348 голосами против 77 разрешили американцам подавать иски к Саудовской Аравии.
В среду верхняя палата Конгресса — Сенат — также проголосовала за преодоление вето Обамы (99 — за, и только один высказался против). Теперь закон вступает в силу, несмотря на несогласие с ним президента.
Это первый подобный случай за время работы нынешнего главы Белого дома. Обама уже назвал голосование «опасным прецедентом». Глава государства пояснил, что после принятия закона военнослужащие США, которые несут службу за рубежом, могут стать «объектами аналогичных исков» со стороны других стран.
«Проблема в том, что, если мы уничтожим понятие судебного иммунитета государств, то в отношении наших военнослужащих по всему миру тоже могут быть предприняты ответные действия», — пояснил Обама, которого цитировал СNN. «Я не хочу, чтобы произошла такая ситуация, когда мы окажемся уязвимыми для преследования за всю ту работу, которую делаем по всему миру», — заверил Обама. Он подчеркнул, что решение Конгресса — «ошибка. Я не ожидал этого», — признался Обама.
Опасения американского президента разделяют Пентагон и ЦРУ.
Тем не менее, сенаторы решили, что для США важнее дать жертвам терактов возможность взыскать неустойку со «спонсоров терроризма», чем сохранить понятие «судебного иммунитета государств» и хорошие отношения с Эр-Риядом.
+ + +
С приходом к власти в Греции правительства атеиста Ципраса Элладская Православная Церковь начала испытывать серьёзные сложности, связанные с попытками нынешних греческих властей уменьшить церковное влияние на общество и по возможности выдавить священнослужителей из школы, а потом и добиться полного отделения Церкви от государства, сообщает Agionoros.Ru.
В связи с этим греческие чиновники выступают с постоянными нападками на священноначалие Эллдаской Церкви. Так, в интервью греческим СМИ министр образования и религии Никос Филис сообщил, что в ближайшее время намерен провести комплексную реформу школьного образования, очистив от «националистических предрассудков» религиоведение и историю.
На этом фоне он обвинил Православную Церковь в том, что она «содействовала моральному обесцениванию общества» и не поддержала народ в годы нацистской оккупации. В довершение к этому министр сообщил, что в греческих школах планируется также ввести обязательное «сексуальное просвещение», для чего разрабатывается соответствующий «учебный материал».
Данные заявления вызвали настоящий скандал в греческом обществе. Филису ответил национальный герой Греции, лидер греческого антифашистского сопротивления Манолис Глезос, который подчеркнул, «что именно Православная Церковь первая восстала против оккупантов». По словам Глезоса, высказывания министра кощунственны и смешны.
В свою очередь, митрополит Патрский Хризостом в открытом письме премьер-министру Греции назвал политику правительства «попыткой изменить духовную идентичность Греции» и подчеркнул, что подобные меры будут иметь «катастрофические последствия для будущего страны».
Однако, менять свои взгляды нынешние греческие власти не намерены. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствует вызов на допрос другого митрополита Элладской Церкви — владыки Мантинийского Александра. Архипастырю вменили в обязанность дать показания до вторника 27 сентября в связи с его принципиальной оценкой принятого в Греции закона о свободном сожительстве извращенцев.
Говоря о содомитах, владыка в частности сказал: «Это люди аномалии, которая осуждена обществом и самой жизнью. Мне их жалко. Я молюсь, чтобы Господь их простил, а они покаялись, изменились и стали честными членами нашего общества. Церковь руководствуется законом Божиим и естественным порядком, каждый обладающий каким-то недостатком не может его публично демонстрировать без всякого стыда». По мнению владыки, лица нетрадиционной ориентации «больны» и нуждаются в исцелении.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Илариона Оптинского и вспоминаем протоиерея Михаила Митроцкого
Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарёв) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты и Евфимии Пономарёвых. Всё детство и юность его прошли в родительском доме в Новохопёрском уезде Воронежской губернии. Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом ещё и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле. Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он ещё с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.
В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством в город Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Церкви и отечески назидал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели.
В Саратове под покровительством епископа Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить всё и последовать Христу. Ещё не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, — старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.
В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобного Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нёс как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пёк хлебы, занимался на пасеке уходом за пчёлами.
В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нёс его до последнего дня жизни.
С 8 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжёлой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к Матери-Церкви.
Верность и любовь к Милосердному Спасителю Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но всё это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.
В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но несмотря на это он посещал все богослужения. 4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец слёг окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. Наконец 18 сентября/1 октября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.
Сегодня день памяти активного участника монархического движения, депутата IV Государственной Думы протоиерея Михаила Владимировича Митроцкого, принявшего мученическую кончину в 1937 г. Он родился 11 августа 1883 г., окончил Холмскую духовную семинарию и в 1908 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил законоучителем гимназии, Киевским епархиальным миссионером. Был членом Союза Русского Народа, в 1910 г. избран членом Совета Киевского губернского отдела СРН. В 1912 г. избран депутатом 4-й Государственной Думы от Киевской губернии, стал членом фракции русских националистов, в Думе выступал в защиту прав Русской Православной Церкви и национальных интересов русского народа. Придерживался взглядов, согласно которым единение православного духовенства и патриотически настроенных мирян, т. е. черносотенцев является не преступлением духовенства, а добросовестным исполнением им гражданского долга. Митроцкий был борцом за народную трезвость, редактировал ежемесячный журнал «Отрезвление», издававшийся в Петербурге в 1914 г. В годы Первой мировой войны священник лазарета Госдумы, работавшего на фронте. После раскола фракции русских националистов в августе 1915 г. остался в право-консервативной её части под председательством П.Н.Балашева. Митроцкий был автором представленной Императору Николаю II записки от «православных русских кругов г. Киева» (январь 1917 г.), охарактеризованной Государем как «достойной внимания». В Записке обращалось внимание на преступную антигосударственную деятельность большинства Думы, т. е. Прогрессивного блока, земских и городских союзов, еврейства и «интернациональной прессы», разрушающих престиж власти и Церкви и толкающих страну к революции. «Во имя блага отечества, во имя победы над врагом» Митроцкий просил Государя «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место» или «по причине её абсолютного нежелания работать в условиях существующего государственного строя» вовсе распустить Думу.
После революции служил в сане протоиерея в Петрограде, преподавал в Петроградском Богословском институте (ПБИ), одновременно руководил миссионерским кружком, после закрытия ПБИ преподавал на Высших богословских курсах. В 1927 г. арестован, узник Соловецкого лагеря (1927−1930). В лагере работал конторщиком (подшивал бумаги). По воспоминаниям писателя О.В. Волкова, отбывавшего заключение в том же лагере, о. Митроцкий являлся на Соловках человеком почти легендарным. «Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта его расположенность — видеть её доброе начало — передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее». Удивлял заключенных своим смирением, по-детски непосредственной верой. «Думаю, настало время, — говорил о. Михаил, — когда Русской Православной Церкви нужны исповедники. Через них она очистится и прославится. В этом Промысл Божий. Ниспосланное испытание укрепит веру. Слабые и малодушные отпадут. Зато те, кто останется, будут её опорой, какой были мученики первых веков». 31 декабря 1929 г. перевезён из Соловецкого лагеря в Ленинград для дополнительного дознания о его «контрреволюционной деятельности» (привлечен к т.н. «делу Академии Наук»). 10 мая 1931 г. приговорён к расстрелу, заменённому 10 годами заключения, снова отправлен на Соловки. Далее сведения об о. Михаиле теряются. Известно лишь, что в 1937 г. он проживал у брата священника А.В. Митроцкого в с. Домкино Фировского района Калининской области. В августе 1937 г. был в очередной раз арестован, областная тройка УНКВД 29 сентября 1937 г. приговорила о. Михаила к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Вскоре был расстрелян и его брат.
Русская линия