Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 августа 2016 >>

В РПЦ отметили 25-летие перенесения в Дивеево мощей преподобного Серафима Саровского
В ознаменование этой даты в Саровской пустыни заложен камень в основание Успенского собора, разрушенного безбожниками в 20-е годы

Батюшка Серафим СаровскийВсем православным гражданам нашей страны старшего и среднего поколения особенно памятны события 1990 — 1991 года, произошедшие в Петербурге, когда здесь, в запасниках музея «Религии и атеизма» (ныне Казанский кафедральный собор — РЛ) были обретены святые мощи величайшего русского святого Серафима Саровского. Можно сказать, что с обретения его мощей началось великое возрождение Православной веры в России. Впервые, после более чем семидесяти лет коммунистического ига, тогда состоялся общероссийский крестный ход с мощами преподобного. Молитвенное шествие, в котором приняли участие тысячи верующих, прошло через Москву и Владимир. А 1 августа 1991 года святыню доставили в Дивеево.

В этом году Русская Православная Церковь отмечает 25-летие перенесения в Дивеево мощей преподобного Серафима. По случаю торжеств Патриарх Кирилл возглавил праздничное Богослужение в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.

«Народ наш не потерял веры, но, несмотря на огромные соблазны, искушения, пропаганду греха, распутство, он устремляется ко Христу воскресшему. И мы верим, что это обращение русского народа к Богу имеет огромное значение не только для России, но и для всего мира», — сказал Патриарх после Богослужения. По его словам, такое обращение произошло, в том числе, благодаря молитвам преподобного Серафима Саровского.

Кроме того Сятейший заложил камень в основание Успенского собора Саровской пустыни, где был погребен святой Серафим Саровский. Этот собор был разрушен в годы советской власти. До революции гробница преподобного находилась именно в этом храме. «С особым чувством я сегодня заложил камень в основание этого храма. Это центр Саровской обители — того самого монастыря, где спасался преподобный Серафим. Этот Успенский храм был великой святыней нашего народа, местом паломничества людей. Со всей Руси сюда пешком шли люди для того, чтобы войти под своды этого храма помолиться и поклониться памяти великого божьего угодника», — цитирует Предстоятеля РПЦ Патриархия.Ru.

По данным организаторов торжеств, на Богослужении присутствовали более семи тысяч человек. Для паломников открыли палаточный лагерь. В нем разместились три тысячи человек. Проводить праздничные мероприятия помогали 300 волонтеров.

Напомним, что Свято-Успенская Саровская пустынь основана в конце XVII — начале XVIII века. Ее насельником в начале 19 века стал святой Серафим Саровский. В 1903 году в ней состоялись торжества по случаю канонизации преподобного Серафима, на которых присутствовал император Николай II. После установления Советской власти обитель была разрушена, а мощи святого изъяты. Сейчас они находятся в монастыре в Дивеево. В 2006 году Саровская обитель была возрождена. По словам ее наместника, игумена Никона, ожидается, что Успенский собор будет восстановлен в течение двух лет.

Русская линия


Архиепископ Тельмисский Иов осудил религиозный национализм
Выступая в Киеве в присутствие Петра Порошенко и митрополита Онуфрия, представитель Константинополя напомнил о важности невмешательстве власти в дела Церкви

Как уже сообщала РЛ, в минувший четверг, на Владимирской горке, во время празднования дня Крещения Руси, Президент Пётр Порошенко сделал «программное» заявление от имени действующей власти по ситуации в украинском Православии — курс на автокефалию и упование на то, что её предоставит Константинопольский патриарх Варфоломей. «Константинопольская церковь для нас была, есть и будет церковью-матерью, к которой мы, ее чада, обращались и будем обращаться относительно помощи, в том числе и в преодолении разделения, которое сегодня болит у православных украинцев», — заявил Порошенко.

Президент Украины обратился непосредственно к патриарху Варфоломею, говоря о желании создать единую поместную Украинскую православную церковь в государстве. «Он единственный (Патриарх Варфоломей — РЛ), кто может помочь православным Украины объединиться и урегулировать канонический статус Украинской Церкви в структуре мирового Православия», — заявил он, напомнив, что «Верховная рада обратилась к Варфоломею относительно предоставления автокефалии Православной церкви на Украине». «Уверен, что, благодаря участию его Святейшества, сложатся уникальные отношения, которые помогут преодолеть церковные разногласия в стране», — сказал тогда украинский президент.

Архиепископ Тельмисский ИовОтметим, что эти слова Порошенко стали нарушением Конституции страны (на Украине Церковь отделена от государства), и прямым вмешательством во внутрицерковные дела. Интересно, что чуть позже украинского президента, здесь же на Владимирской горке, выступил представитель Константинопольского патриархата архиепископ Тельмисский Иов. В своих словах он фактически дал ответ Порошенко, напомнив о церковных канонах, явно ему не известных.

Владыка Иов подчеркнул, что Святая и Великая Церковь Христова не перестает молиться и действовать для восстановления мира в Украине. «Против разделения и расколов, разрывающих несшитый хитон (см. Ин. 19:23) Тела Христова то есть Церкви, — подчеркнул архиерей, — она не перестает заступаться и работать для возрождения единства церковного тела». Обращая внимание присутствующих на важность искреннего сотрудничества Церкви и государства ради единого человеческого достоинства, владыка Иов напомнил всем присутствующим, что Церковь в то же время осуждает этнофилетизм, то есть религиозный национализм. «Фундаментальной обязанностью государства является защита основ религиозной свободы во всех ее измерениях. Любой человек должен свободно практиковать свои религиозные обязанности без всякого вмешательства со стороны общественной власти, а также свободно и публично учить религии и обеспечивать условия деятельности религиозных общин», — цитирует представителя Константинополя сайт Украинской Церкви.

Русская линия


Беженец напал с ножом на священнослужителя в Бельгии
Добровольно пустивший в дом мигранта престарелый прелат, жестоко за это поплатился

Кюре Жо ВандерлеОчередной криминальный инцидент с участием беженца произошел в ночь на 1 августа в Бельгии. В городе Ланакен на границе с Голландией один из соискателей убежища напал с ножом на священника, который принял нуждающегося в своем доме. В принципе, на месте священнослужителя здесь мог оказаться любой другой житель городка, но после жестокого убийства священнослужителя в Нормандии, нехорошие аналогии невольно напрашиваются сами собой.

Как передает Благовест.info, в дом 65-летнего католического кюре Жо Вандерле постучал мужчина-беженец, который попросил о помощи и возможности принять душ. Беженец сказал, что намерен просить убежище в Нидерландах. Священник не отказал ему и открыл двери своего дома. Когда же мигрант вышел из ванной, то потребовал от служителя церкви денег. Получив отказ, беженец нанес кюре несколько ножевых ранений, после чего скрылся. Истекающий кровью священник успел вызвать скорую помощь. Прибывшие медики доставили пострадавшего в больницу, где он был прооперирован. Сейчас его жизнь вне опасности.

Бельгийская прокуратура завела расследование по факту нападения, однако местные власти подчеркнули, что случившееся никак не связано с терроризмом: напавший на священника мигрант был якобы обыкновенным преступником.

Отметим, что отношение к беженцам в Европе после последних терактов во Франции и Германии стало ухудшаться. В частности, премьер Венгрии Виктор Орбан, продолжается настаивать на том, что его страна не намерена принимать ни одного мигранта. «Нет никакой необходимости в единой европейской миграционной политике, — заявил он несколько дней назад. — Кому нужны мигранты, пусть их принимают, но не заставляйте это делать нас, мы не нуждаемся в них. Для нас миграция — это не решение, а проблема, не лекарство, а яд. Мы не хотим его глотать».

При этом беженцы продолжают массово прибывать в Европу по Средиземному морю. По сообщениям итальянских СМИ, более 600 человек прибывают ежедневно из Северной Африки. С начала года этим маршрутом в ЕС попали 251,5 тысячи человек, и большинству из них грозит отказ в предоставлении убежища. Тем не менее, в Австрии с начала года уже приняли 22 тысячи 135 человек.

А вот в прибалтийских странах дело обстоит иначе. Там количество размещенных беженцев за этот же период составляет всего несколько десятков человек. К примеру, в Эстонии были размещены 27 беженцев, прибывших из Греции. И в ближайшее время ожидается прибытие еще 22 человек. Аналогичная ситуация складывается в Литве, где по квоте находятся 49 беженцев. Неудивительно, что в Прибалтике никаких инцидентов с участием мигрантов пока не зафиксировано.

Русская линия


Патриарх Игнатий Иосиф II: Сирийские христиане являются жертвами ненависти со стороны исламистов
Глава Сирийской католической церкви считает, что Европа не должна оправдывать радикальных последователей Ислама

Политика двойных стандартов в отношении так называемой «умеренной оппозиции» в Сирии, которую ведет в этой стране Европа и США, привели к тому, что эти «мягкие» исламисты утратили чувство реальности, и делают что хотят. В частности недавно эти «повстанцы» отрезали голову 11-летнему ребенку только за то, что он на словах высказался в поддержку Б.Асада.

Игнатий Иосиф IIIГлава Сирийской католической церкви патриарх Игнатий Иосиф III обвинил Европу в том, что она продолжает искать оправдание приверженцам ислама, которые прибегают к террористической деятельности. «Мы, восточные христиане, годами говорим, что мы не против мусульман, которые являются нашими братьями и сестрами, и должны любить их. Но в то же самое время мы должны быть честны и должны дать им понять, что они живут в XXI веке и, следовательно, имамы не могут продолжать преподавать молодым строки из Корана, подстрекающие к ненависти, насилию и мести. Путь они прекратят воспитывать террористов», — цитирует сирийского патриарха РИА Новости.

«Европа, к сожалению, продолжает искать оправдания для мусульман. Для них они — бедные и невежественные люди, которые нуждаются в развитии демократии. Вы говорите, что мы должны принимать их культуру. Это неправда, и мы должны говорить им правду в милосердии», — добавил он. Игнатий Иосиф III позволил себе даже не согласиться со словами Папы Римского Франциска, который в ходе недавнего визита в Польшу заявил, что «в мире идет война, но это не война религий», а также призвал не отождествлять терроризм с исламом. «Со всем уважением к Святому отцу, некорректно говорить то, что он сказал. Мы являемся жертвами ненависти со стороны одной из религий», — заключил патриарх Иосиф, подразумевая террористические действия исламистов в Сирии.

Отметим, что сирийская католическая церковь относится к так называемым восточным церквам, которые находится в юрисдикции папы Римского, но сохраняют автономию во внутренних делах. Она придерживается западно-сирийского обряда, восходящего к древней антиохийской литургии. Сирийские христиане стали одними из первых жертв кровопролитного конфликта, продолжающегося в САР.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем героя Отечественной войны 1812 г. Я.П. Кульнева, а также русского публициста и консервативного мыслителя М.Н. Каткова

Яков Петрович Кульнев

Сегодня очередная годовщина гибели русского героя генерал-майора Я.П.Кульнева, павшего смертью храбрых 20 июля 1812 года.

Яков Петрович Кульнев родился 22 июля 1763 г. в г. Люцине Витебской губернии в семье небогатого дворянина. Окончив Сухопутный Шляхетный кадетский корпус с большой серебряной медалью в 1785 г. Кульнев был произведён в поручики. В составе Санкт-Петербургского драгунского полка, он принял участие в Русско-турецкой войне 1787 — 1791 гг. Уже в первых боях, особенно при осаде крепости Бендеры, молодой офицер отличился отчаянной храбростью и хладнокровием. Затем в составе Переяславского конно-егерского полка Кульнев проявил себя в боях против Польши, обратив на себя благосклонное внимание А.В.Суворова.

В 1807 г. в составе Гродненского гусарского полка подполковник Кульнев принял участие в войне с Францией и вновь отличаясь мужеством и героизмом. Во время одной из атак его полк в пылу боя прорвался так глубоко, что был окружен французами. Однако Кульнев со своими гусарами бесстрашно бросились на врага, сумев пробиться сквозь ряды численно превосходящего неприятеля, за что был возведён в полковники и получил орден св. Анны 2-й степени. «Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся!», — любил повторять бравый гусар.

Три раза в течение Русско-шведской войны 1808 г. Кульнев прошёл в непрерывных боях Финляндию. За взятие г. Якобштадта он получил в награду золотую саблю, в бою при Иппери его отряд смял противника, захватив в плен начальника шведского авангарда генерала Левенгельма. Император Александр I наградил храброго гусара орденом св. Георгия 3-й степени и пожаловал ему 5 тысяч рублей, а Денис Давыдов, прославленный партизан и верный друг Кульнева, посвятил ему такие строки:

Поведай подвиги усатого героя,

О муза! Расскажи, как Кульнев воевал,

Как он среди снегов в рубашке ночевал

И в финском колпаке явился среди боя.

Пускай услышит свет

Причуды Кульнева и гром его побед.

Вновь отличился полковник Кульнев летом 1808 года в боях под Перхо и Купртики, за что был представлен к чину генерал-майора.

После завершения войны со Швецией генерал-майор Кульнев был направлен на юг, где уже четвертый год шла Русско-турецкая война 1806−1812 гг., где за сражение при Ватине ему жалуется сабля с алмазами и надписью «За храбрость».

Начавшуюся Отечественную войну 1812 года Кульнев прикрывал отступление корпуса графа П.X.Витгенштейна, постоянными стычками с неприятелем задержав продвижение вражеских войск. Умело действуя против наседавших французов, Кульнев нанёс им ряд ощутимых поражений. 18−19 июля у Клястиц и Якубово он разгромил авангард французского корпуса маршала Удино, захватив девятьсот пленных и большой обоз противника. 20 июля Кульнев вновь атаковал французов и опрокинул их. Увлекшись преследованием, отважный генерал не заметил подхода главных сил французского корпуса, обрушивших на его отряд сильный артиллерийский огонь. Прорываясь назад, Кульнев замыкал отступление своего отряда, и в этот момент неприятельское ядро сразило отважного генерала. Картечью ему оторвало обе ноги выше колен. Последние слова умирающего героя были обращены к собратьям по оружию: «Друзья, не уступайте врагу ни шага родной земли. Победа вас ожидает!»

Своими нравственными качествами и ратными подвигами генерал-майор Я.П.Кульнев снискал славу народного героя. Эту славу ещё более упрочила его смерть — первого русского генерала, павшего в Отечественной войне 1812 г. На памятнике, поставленном на месте кончины Кульнева в 1830 г., были помещены стихи В.А.Жуковского:

Где Кульнев наш, рушитель сил,

Свирепый пламень брани?

Он пал, главу на щит склонив

И стиснул меч во длани.

Где жизнь судьба ему дала,

Там брань его сразила;

Где колыбель его была,

Там днесь его могила!..

Михаил Никифорович Катков Сегодня также мы вспоминаем видного русского публициста и издателя, консервативного мыслителя, идеолога национально-патриотического движения Михаила Никифоровича Каткова, скончавшегося 20 июля 1887 г.

Он родился в Москве 1 февраля 1818 г. в семье мелкого чиновника. Детство и юность прошли в бедности, учился в Преображенском сиротском училище, 1-й Московской гимназии и в частном пансионе. Окончил с отличием в 1838 г. словесное отделение философского факультета Московского университета, в студенческие годы был участником кружка Н.В.Станкевича, увлекался гегельянством. В 1840 г. отправился в Европу с целью завершить образование, в течение полутора лет слушал лекции в Берлинском университете и, по собственному признанию, испытал влияние «философии откровения» Шеллинга, с которым был знаком лично.

Первоначально Катков критически относился к славянофилам, но после возвращения в Россию происходит его сближение со славянофильским лагерем, и в первую очередь с А.С.Хомяковым. В 1845 г. Катков защитил магистерскую диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка». В 1845−49 гг. читал лекции по философии в Московском университете. В 1850 г. вышло распоряжение, по которому философию могли преподавать только профессора богословия, Катков стал редактором университетской газеты «Московские ведомости». С 1856 г. стал редактором журнала «Русский вестник», благодаря умелому подбору сотрудников и хорошей постановке беллетристического отдела журнал стал пользоваться большим успехом. В 1859 г. Катков посетил Великобританию и стал англоманом, увидев в Англии наилучший в Европе образец сочетания консервативных и прогрессистских элементов, считая английское право классическим институтом, который необходимо изучать наряду с правом римским и применять в российской общественной жизни. В своей публицистике отстаивал принцип «постепенности» любых преобразований.

Перелом в мировоззрении Каткова наступил во время польского восстания 1863 г. В 1863 г. Катков вместе с профессором П.М.Леонтьевым возглавил ставшую общероссийской газету «Московские ведомости». В это же время началось восстание в Польше. Катков жестко выступал против политики уступок полякам, выражая настроение общества, требовал твердых мер по подавлению мятежа, поддерживал жесткие действия по усмирению восстания, которые проводил граф М.Н.Муравьев-Виленский. При этом он требовал «не подавления польской народности, а призвания ее к новой, общей с Россией политической жизни».

Страстные статьи Каткова, соответствующие патриотическим чувствам общества, сделали его ведущим публицистом России. После польского восстания консервативно-охранительные элементы в позиции Каткова усиливаются. Чем ощутимее была революционная атмосфера, тем все более «правым» становился Катков. Он много писал об экономических проблемах, пропагандируя усиленное промышленное развитие, полагая, что таким образом Россия сможет укрепить военную мощь, утвердиться на мировом рынке и сохранить целостность империи. Большую роль Катков отводил образованию, полагая, что правильная воспитательная система сможет противодействовать развивающемуся «нигилизму».

В 1868 г. совместно с П.М.Леонтьевым организовал в Москве русское национальное учебное заведение — Лицей Цесаревича Николая, ставший настоящей «кузницей патриотических деятелей» (питомцами Лицея были Патриарх Алексий (Симанский), лидер правой фракции 3-й Государственной Думы граф В.Ф.Доррер, член Государственного Совета, председатель Совета Русского Собрания князь А.Н.Лобанов-Ростовский, Томский вице-губернатор, один из лидеров правого движения С.А.Володимеров и др.), после кончины Леонтьева Лицей возглавляя будущий вождь Черной Сотни В.А.Грингмут. Катков был последовательным сторонником гимназической реформы.

В 1870−80-е гг. Катков — последовательный противник и критик не только радикализма, но и породившего его либерализма. Он восстает против русской интеллигенции вообще и чиновничьей в особенности. «Как только заговорит и начнет действовать наша интеллигенция, мы падаем», — восклицал он, самым решительным образом осуждая и суд, и печать. После убийства Императора Александра II Катков стал одним из главных идеологов курса контрреформ Императора Александра III. «Не парламентаризму ли должны мы завидовать, этой пошлой доктрине, везде потерявшей кредит доверия, которая может быть годна только как средство постепенного ослабления власти и перемещения ее из рук в другие», — писал Катков, обосновывая мысль, что Самодержавие является единственно возможной властью в России.

Каткова ненавидели не только революционеры и либералы, но и многие сановники, которых он задевал в своих публикациях. Так, он писал, что «истинный корень мятежа не в Париже, Варшаве или Вильне, а в Петербурге», в деятельности тех лиц, «которые не протестуют против сильных влияний, способствующих злу». В отношении катковских изданий не раз применялись репрессивные меры. В 1866 г., получив три предостережения, газета «Московские ведомости» была приостановлена на два месяца. Только вмешательство Императора Александра II позволило возобновить издание. В 1870 г. и в 1886 г. последовали новые предостережения. Умер Катков в селе Знаменское Подольского уезда Московской губернии. Его смерть была воспринята как государственное событие, и в церквах всей России служили панихиды по усопшему.

Русская линия


В Валаамском монастыре прошел II Международный фестиваль православного пения «Просветитель»
В мероприятии приняли участие коллективы из 7 стран и 11 творческих объединений

Лого фестиваля *Просветитель*Историческая роль монастырей, как важных центров культуры, постепенно возрождается в нашей стране. После того, как в СССР были закрыты практически все монастыри, вести какую бы то ни было «культурную деятельность» оставшимся 3−4 обителям категорически запрещалось. В наше время эта функция монастырей вновь оказалась востребованной: многие обители стали инициаторами проведения различных фестивалей, праздников, издательских проектов, выставок и мастер-классов.

Продолжая эти благие начинания, 27−28 июля 2016 года в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре прошел II Международный фестиваль православного пения «Просветитель». Второй год подряд здесь собираются духовные хоры из разных уголков мира, чтобы представить гостям фестиваля культуру своих народов.

Как известно, идею проведения фестиваля православного пения на Валааме выдвинул президент России. Об этом напомнил журналистам наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. «Впервые об этом заговорил наш Президент Владимир Владимирович Путин еще лет десять назад. Он сказал тогда: „Хорошо бы на Валааме сделать что-то такое, чтобы люди могли учиться церковному пению“». По словам наместника, реализация этой идеи затруднена в связи с изолированностью архипелага в зимнее время. «Фестивали стали уже нашей доброй традицией — это развитие той самой идеи», — цитирует владыку Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

«Пение в Православной Церкви имеет ключевое значение. Представим ситуацию, когда посланцы святого князя Владимира прибыли бы в православный храм и не услышали бы ничего на Богослужении! — продолжил наместник монастыря. — С того времени и до современных дней наша душа отзывается на то, как воспевается Господь, и те драгоценности певческого искусства, которые были созданы за годы существования нашей Церкви, бережно хранятся и передаются поколениями. Мы видим одной из самых важных задач Церкви — единение во Христе, которое может преодолеть любые политические разногласия».

Епископ Панкратий с сожалением отметил, что не все желающие смогли приехать на фестиваль:"Из Сирии, к сожалению, разоренной войной, не смог никто приехать. Церковь сейчас там находится в таком состоянии, что, конечно, не может, к сожалению, никого прислать из своих исполнителей. Также в этом году нет и исполнителей с Украины. Хотя мы приглашали, но получили отказ. Не от Церкви, а от государственных органов", — заключил владыка.

В фестивале приняли участие коллективы из 7 стран и 11 творческих объединений. Одним из самых интересных и самобытных его исполнителей стал ассирийский схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби), который пел и совершал богослужения на арамейском языке — языке Христа и апостолов. Выступления хоровых коллективов сопровождались чтением стихотворений М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, И.А. Бродского в исполнении народной артистки РФ Евгении Симоновой и актера театра на Таганке Вениамина Смехова. Художественный руководитель музыкального форума — дирижер Государственного академического Большого театра России Филипп Чижевский.

Перед началом мероприятия его участники молились за Литургией, многие молитвы читались на семи языках. «Особенно звучали на Литургии молитвы о мире и преодолении брани на Украине, которые совершаются после сугубой ектении. Из единой чаши причащались 11 коллективов из семи стран мира, в общей сложности около 300 участников фестиваля», — отметил игумен Валаамской обители.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 2 августа 2016 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика