Священный Кинот Святой Горы Афон призвал внести поправки в документы Всеправославного Собора
Афонские монахи заявили о невозможности использовать в соборных текстах слова «Церковь» по отношению к инославным, находящимся вне церковной ограды
По результатам собрания представителей всех афонских монастырей и обсуждения в Священном Киноте Святой Горы Афон текстов Всеправославного Собора, афонские монахи составили многостраничное послание, в котором выразили свои предложения по внесению поправок в согласованные соборные документы, сообщает AgionОros.Ru.
Текст письма был согласован на многочисленных совещаниях и подписан представителями всех афонских монастырей. Послание адресовано Константинопольскому Патриарху Варфоломею, а также в соответствии с решением Священного Кинота копии письма направлены всем Поместным Церквям.
В послании подчеркивается, что термин «Церковь» допустимо использовать только по отношению к Православной Церкви: «Святой и Великий Собор. да избежит термина «Церковь» по отношению к инославным, используя для этой цели определение «христианские доктрины и исповедования».
По мнению Священного Кинота, «значение единства Церкви нуждается в разъяснении. В единстве Церкви находятся только члены Православной Церкви, Тела Христова. Только к ним могут быть отнесены слова «да бýдутъ еди́но, я́коже [и] мы́», — говорится обращении.
В связи с этим предлагается заменить выражение в параграфе 5 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «поиск утраченного единства христиан» на «возвращение к истине удалившихся от нее [от Церкви] христиан».
Святогорцы высказали своё несогласие с тем, как проводятся диалоги между Православной Церковью и инославными, и призвали Православную Церковь выйти из Всемирного совета церквей. «Священный Кинот не раз и в разных обстоятельствах официально высказывался против богословских соглашений с инославными, протестовал против совместных молитв и литургических действ (целований и т. д.)», — отмечается в документе.
Помимо этого, афонские монахи настаивают на необходимости упоминания в документах Всправославного Собора о Соборах Фотия Великого (879 г.) и Григория Паламы (1341 и 1351 гг.), так как они ясно показали «догматические и экклезиологические разногласия с инославными (Филиокве, тварная благодать, папский примат)».
Святогорцы также предлагают включить в текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» развернутое упоминание о православной антропологии и космологии (с опорой на учение святителя Григория Паламы).
В заключительной части послания афонских монахов указывается на необходимость «исправления текстов предсоборных документов», чтобы они выражали мнение всей Полноты Церкви и не стали поводом для раскола и разделения.
Русская линия
Делегация Антиохийской Церкви примет участие во Всеправославном Соборе
Антиохийская Патриархия приняла решение на время Собора отложить свой спор с Иерусалимской Православной Церковью относительно церковной юрисдикции Катара
С 25 по 27 мая 2016 года под председательством Патриарха Антиохийского Иоанна Х прошло заседание Священного Синода Антиохийской Православной Церкви, на котором было принято решение об участии делегации этой Церкви во Всеправославном Соборе, который соберётся в июне на острове Крит, сообщает Седмица.Ru.
Таким образом, Анхиохийская Церковь, разорвавшая евхаристическое общение с Иерусалимским Патриархатом из-за спора вокруг принадлежности Катара, на время Собора, очевидно, решила отменить это решение и восстановить общение двух Церквей.
В официальном коммюнике антиохийского Синода сообщается, что в связи с проведением Святого и Великого Собора Православной Церкви Антиохийская Православная Церковь намерена на время отложить свой спор с Иерусалимской Православной Церковью относительно церковной юрисдикции Катара, где Иерусалимский Патриархат открыл свою архиепископскую кафедру. К данному вопросу решено вернуться после окончания Собора.
Помимо этого, Синод Антиохийской Церкви также обсудил ряд дополнений и исправлений, которые он предложит внести в документы, подготовленные для принятия на Всеправославном Соборе.
Русская линия
Блаженнейший митрополит Онуфрий: Задача Всеправославного Собора — найти место для Церкви в современном мире, не поступаясь своими канонами
Предстоятель канонической УПЦ не видит никаких опасностей в созыве Критского Собора и постарался успокоить свою паству
В интервью полтавским СМИ Блаженнейший Митрополит Онуфрий ответил на обеспокоенные вопросы журналистов о том, для чего и с какой целью собирается Всеправославный Собор и не стоит ли ждать от него чего-то плохого, сообщает официальный сайт УПЦ.
Владыка сообщил, что делегация Украинской Православной Церкви примет участие в этом Соборе, и постарался успокоить ту часть своей паствы, которая выражает беспокойство по данному поводу.
Отвечая на вопрос о целях ожидаемого Собора, Его Блаженство сказал, что на современном этапе Православная Церковь существует в сложных условиях трансформации мира. «Сегодня идёт перестройка мира — развивается новый мир, в котором политические границы становятся всё менее значимыми и, в конце концов, исчезнут. И Церковь имеет задачу найти себе место в этом новом формате мира», — отметил Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви.
«Этот Собор имеет целью найти место для Церкви среди мира — такое место, при котором мы не поступались бы своими правилами, принципами, догматами, но в котором жили бы и совершали подвиг спасения, который Церковь совершает в течение 2000 лет», — подчеркнул Блаженнейший митрополит Онуфрий.
Русская линия
1 и 2 июня в Луганске пройдут «дни без абортов»
В День защиты детей луганские власти вспомнили о ежедневно убиваемых в утробе матери младенцах
Международный день защиты детей, отмечаемый в последние годы в России с изрядной помпой, может стать поводом для того, чтобы задуматься о ежедневно убиваемых в утробе матери детях. Конечно, важно вспоминать в этот день онкобольных детей, инвалидов, сирот, проводить в их поддержку различные мероприятия и концерты, но не менее важно вспомнить и о том, что каждый час в нашей стране гибнут сотни нерожденных младенцев. По крайней мере, об этом решили на «государственном уровне» задуматься в Луганской Народной Республике, где не будут проводить плановые прерывания беременности 1 и 2 июня в рамках акции «Дни без абортов», приуроченной к Международному дню защиты детей.
«Единое мнение у всех, что 1 и 2 июня у нас в республике пройдут без абортов, то есть никаких плановых абортов, никаких прерываний беременности в эти дни у нас в республике не будет происходить, только по медицинским показаниям: это кровотечения, нарушения витальных функций каких-то», — цитирует замглавврача Луганской республиканской клинической больницы Олега Валиева портал Русская Весна. По его словам, такому решению предшествовало заседание совета по родовспоможению с участием специалистов в области акушерства и гинекологии, представителей перинатальных центров и женских консультаций.
Отметим, что на заре создания ЛНР и ДНР, в конституции этих республик планировали прописать запрет на аборты. Однако позднее эти пункты основного закона были исключены. Попытка идти третьим «царским» путем здесь пока не очень удается. Слишком, видимо, сильны на Донбассе влияния как не избавившейся от «совка» России, так и старающейся примкнуть к либеральному западу Украины.
Русская линия
Священник Федор Конюхов совершит кругосветный полет на воздушном шаре
С собой священнослужитель берет крест с мощами 60 святых, а также с частицей Тернового венца Спасителя и Древа Креста Господня
Сегодня стартует новый проект священника Федора Конюхова. Он уже вылетел в Австралию — оттуда стартует воздушный шар «Мортон», на котором известный путешественник собирается облететь всю планету. А вчера в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, на которой о. Федор рассказал о деталях своего нового путешествия.
По словам путешественника, «коридор для взлета» ему дают с 15 по 25 июня, стартует он из пустыни в Западной Австралии и рассчитывает примерно за 15 дней облететь вокруг света. Всего надо преодолеть около 35 тысяч километров, полет будет проходить на высоте от 5 до 10 тысяч метров. Температура за бортом составит от -40 до -60 градусов, но в каюте будет +3+5, надеется воздухоплаватель. «Ни кофе, ни чайку не смогу выпить на шаре, буду еду на вентиляторе разогревать», — цитирует священнослужителя Благовест.инфо. Отличие этой кругосветки от всех прежних, которые Федор Конюхов совершал через океаны, в том, что ночью будут только звезды, а днем солнце. «Я такого никогда не видел, так как буду лететь над облаками», — пояснил путешественник.
О.Федор рассказал также, что в перерывах между своими путешествиями он строит часовни. Так, за день до пресс-конференции он с друзьями закладывал фундамент часовни мученика Уара около Переславля-Залесского, а в Тульской области строится часовня в честь священномученика Николая Конюхова — предка знаменитого путешественника. По окончании полета о. Федор вместе с главным спонсором воздушной кругосветки компанией «Мортон» намерен заложить уже не часовню, а церковь.
На престоле этого храма займет свое место крест-мощевик, который вручил на пресс-конференции путешественнику один из спонсоров. По его словам, в этом кресте хранятся более 60 мощей, в т. ч. прп. Марии Египетской, прп. Григория чудотворца Печерского, св. прав. Федора Ушакова, частица Тернового венца, Древа Креста Господня. Оказывается, сам о. Федор участвовал в выборе мощей для этого креста. Крест будет сопровождать его в полете.
Воздухоплаватель получил не только крест, но и икону архистратига Михаила, которая была подарена ему представителями калужского Союза патриотических сил им. архангела Михаила. Икона была написана на Афоне, а недавно ее принесли в Оптину пустынь. Дарители иконы заверили, что за благополучный исход кругосветки будут возноситься молитвы оптинскими монахами.
Русская линия
В Москве открылась выставка «Благословение Святой Афонской Горы»
Экспозиция посвящена 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне
В различных памятниках конца X — начала XX веков представлена многовековая история русско-афонских связей, оказавших огромное влияние на духовную и культурную жизнь России. Первый раздел выставки рассказывает о пребывании на Афоне людей, чьи имена вошли в сокровищницу Русской Церкви: от основоположника русского монашества преподобного Антония Печерского до возродившего в России традиции старчества и исихазма преподобного Паисия (Величковского). Иконописные образы святых основателей русских обителей соседствуют с изображениями великих святогорских подвижников. Уникальные рукописи XIV—XVI вв.еков, привезенные с Афона в русские монастыри, демонстрируют распространение аскетических сочинений на Руси.
Глубокий научный интерес отечественных исследователей к духовно-культурному наследию Афона раскрывается во втором разделе выставки на примере редчайших памятников из коллекции известного археолога и собирателя греческих и славянских рукописей П. И. Севастьянова. Представленные здесь экспонаты — путевые записки с зарисовками, архивные документы, первые фотографии афонских святынь, древнейшие греческие рукописи — результат его путешествий на Афон в 1851—1860 годах. Замечательным фоном для показа раритетов этих разделов выставки служат греческие и русские гравюры XVIII—XIX вв.еков с изображениями монастырей и скитов Святой Горы.
В третьем разделе впервые в большом объеме показаны по-своему уникальные иконописные произведения и паломнические евлогии, созданные на Афоне в Пантелеимоновом монастыре, Андреевском и Ильинском скитах и других келлиях, где в XIX — начале XX века трудились русские мастера-иконописцы. Это списки с чудотворных афонских икон, образы небесных покровителей святогорских обителей, редкие сюжеты, заказанные на Афоне изображения тезоименитых святых. На оборотах икон имеются штампы обителей с датой освящения, памятные надписи-благословения известных афонских старцев. Такие иконы всегда по-особому почитались в российских храмах. Практически не изученная поздняя иконописная традиция дает богатейший материал для исследований. Представленный иконографический ряд дополняют произведения деревянной резьбы, шелкографии, архивные документы, связанные с историей русского паломничества на Афон.
Экспонируемые разнообразные памятники из собраний Музея имени Андрея Рублева, Российской государственной библиотеки, частных коллекций будут интересны как специалистам, так и самой широкой аудитории. Выставка вудет работать до 20 июля 2016 года в Настоятельском корпусе бывшего Спасо-Андроникова монастыря.
Русская линия
Александр Щипков: Соловки и Валаам должны получить особый статус
Только так два этих древних монастыря можно защитить от превращения в многолюдные туристические центры, считают в Церкви
«И за Соловками, и за Валаамом необходимо закрепить особый статус „религиозно-исторического места“. Это единственный путь. Иначе эти святыни не удастся спасти от коммерции и агрессивного туризма», — заявил заместитель главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков интернет-журналу «Ум+», сообщает Интерфакс.
В связи с этим Александр Щипков отметил, что, по свидетельству насельников Валаамской обители, в последнее время вокруг Валаама всё больше царит обстановка «проходного двора»: к окрестным островам то и дело причаливают моторки, «с бортов которых слышится нетрезвая смесь русско-финской речи».
Что касается Соловецкого монастыря, то поручение Президента РФ от 25 июня 2012 года по разработке и реализации комплекса мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага исполняется очень медленно и бессистемно.
«Прошло четыре года. Решение задач разбросано по разным ведомствам, единого координационного центра нет и не предвидится. Работа буксует. А плюс ко всему — евробюрократические рогатки вездесущей ЮНЕСКО, с которой мы обязаны согласовывать каждый шаг. И эти согласования „случайно“ затягиваются на годы. При всей важности правил этой уважаемой организации Россия в решении национальных проблем должна всё же идти по пути приоритета национальной юрисдикции», — считает Александр Щипков.
Русская линия
Поток беженцев в Европу из Африки резко вырос
Установившаяся теплая погода делает нелегальное пересечение Средиземного моря не столь опасным
После недавних инцидентов с лодками мигрантов в Средиземном море, общее число беженцев, подобранных европейскими пограничниками на текущей неделе, превысило 13 тысяч, сообщает РИА Новости. Зимой столько людей набиралось только за три месяца.
Кроме того, морской коридор из Африки в Европу стал главным путем для беженцев после того, как Евросоюз заключил сделку по мигрантам с Турцией. Сейчас, впрочем, это соглашение находится под угрозой. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган 24 мая заявил, что Анкара больше не будет предпринимать никаких шагов по принятию беженцев по договоренности с Евросоюзом до тех пор, пока ЕС не сдвинет с мертвой точки вопрос об отмене виз для граждан Турции. Эрдоган также заявил о том, что его стана до сих пор не получила от европейских коллег деньги, обещанные ЕС по договоренности о решении вопроса миграционного кризиса.
Подобные высказывания были сделаны на фоне распространившихся в прессе сообщений о том, что Евросоюз может не предоставить Турции безвизовый режим в 2016 году, как этого требует договор по беженцам. Еще в апреле премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу давал Евросоюзу срок до июня для отмены безвизового режима. В ЕС ранее высказывали опасения, что турецкие власти исполнят свои угрозы и откроют границы для потока беженцев, который снова устремится в Европу.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Святого благоверного Великого князя Димитрия Донского, Великого князя Владимира Мономаха и митрополита Варфоломея (Городцова)
Сегодня Святая Церковь чтит память победителя Мамая св. блгв. Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, преставившегося ко Господу 19 мая 1389 г.
Он родился 12 октября 1350 г. и был сыном Великого Князя Московского Ивана II Ивановича Красного. В 1359 г. после смерти отца в 9-летнем возрасте вступил на прародительский престол. Воспитателем Дмитрия был Московский митрополит Свт. Алексий, который фактически управлял княжеством в малолетство Великого Князя. Княжение Дмитрия Ивановича выпало на очень бурную и тяжелую эпоху. Он проводил очень активную политику по собиранию русских земель. Еще в 1363 г. правительству Дмитрия удалось добиться от Нижегородского князя Дмитрия Константиновича отказа от ярлыка на великое княжение в пользу Московского князя, это соглашение было закреплено в 1366 г. женитьбой Дмитрия Ивановича на Евдокии Дмитриевне, дочери Нижегородского князя (после кончины св. князя Дмитрия она приняла постриг с именем Ефросинья в основанном ею Вознесенском монастыре в Московском Кремле, где и похоронена; обладала даром исцеления, как и ее святой супруг, прославлена Церковью). После длительной борьбы Дмитрий Иванович смирил Тверского князя Михаила Александровича, активно боровшегося за великое княжение, князь Михаил в 1375 г. вынужден был признать себя младшим братом Московского князя. Долгой была борьба с Рязанским князем Олегом, который дважды выступал союзником татар (Мамая и Тохтамыша), наконец в 1385 г. при посредничестве прп. Сергия Радонежского Дмитрий и Олег заключили мир, скрепленный женитьбой Федора Рязанского на дочери Московского князя Софье. В период великого княжения Дмитрия к Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Был дан отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество. Москве повиновался Новгород Великий. В 1367 г. по приказу Дмитрия в Москве был возведен белокаменный кремль.
Но в историю св. князь Дмитрий вошел своей победой над Мамаем на Куликовом поле. Первое столкновение с ордынцами произошло в 1377 г., оно закончилось поражением московского войска. Однако в следующем, 1378 г. Великий Князь разгромил на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича, что привело в ярость хана Мамая, решившего покарать Москву. На битву с татарами Великого Князя благословил игумен русской земли прп. Сергий Радонежский, предсказавший ему победу. 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска под командованием Дмитрия Ивановича одержали блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском хана Мамая. Великий Князь, одел доспехи и сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. После кровопролитной сечи его нашли едва дышащего, панцирь его был весь разбит, но на теле не было ни одной серьезной раны. За победу на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. После Куликовской битвы Москва перестала платить дань татарам. Однако в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш совершил набег на Русь, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.
Великий Князь Дмитрий установил новый (территориальный) принцип формирования военных сил взамен старого служилого, несколько ограничил «вольность» боярской службы и право отъезда от одного князя к другому, в его княжение начал интенсивно складываться Государев двор. Умирая, он передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без согласования с ханом Золотой Орды. Летописец сообщает, что Дмитрий «умом совершен муж бяше», в его житии говорится, что он имел отвращение к забавам, отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Некоторые летописцы называли Дмитрия Ивановича даже «русским Царем».
Сегодня мы также вспоминаем одного из самых знаменитых Великих князей Киевской Руси Владимира Всеволодовича Мономаха, скончавшегося 19 мая 1125 г.
Он родился в 1052 г. и был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича (и, соответственно, внуком св. блгв. Великого Князя Ярослава Мудрого) и византийской царевны Анны, дочери византийского Императора Константина Мономаха. Прозвание «Мономах» он получил, вероятнее всего, по своему деду со стороны матери. Однако есть и другое объяснение: во время похода на генуэзцев он убил на поединке генуэзского князя, тогда и стал зваться Мономах, что означает «единоборец». С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Получил от отца в управление Чернигов, еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Его отец завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим Князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 гг. и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер, Мономах постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику. В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 г. в Любече и в 1100 г. в Витичеве.
В 1113 г. умер Святополк, и киевское вече избрало Владимира Мономаха своим князем. Между тем, киевляне, недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысяцкого Путяты и устроили погром жидов в Киеве, которым потакал Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Владимир сел на великокняжеском престоле, и мятеж улегся. Мономах вошел в историю как один из выдающихся русских князей. Он прославился бранными подвигами. Ему удалось прекратить княжеские междоусобицы. За 12 лет своего правления (1113−1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, «тишина великая». Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твердой рукой, но строго по православным законам.
Владимир Мономах в русской истории известен не только как «собиратель земель русских», но и как законодатель. Он дополнил древний свод законов «Русская Правда» «Уставом Владимира Всеволодовича». Главной причиной мятежа 1113 г. были бесчинства евреев-ростовщиков. Новый закон ограничивал взимание произвольных процентов, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%). Владимир Мономах положил конец мошенничествам купцов, а также ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами. Идя навстречу народным чаяниям, Великий Князь повелел также выслать из Киева всех евреев: «Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут — вольно их грабить и убивать».
Владимир Всеволодович был глубоко верующим человеком, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Незадолго до кончины Владимир Мономах написал свое знаменитое «Поучение», обращенное к своим детям, в котором просил их жить мирно, в «страхе Божием»: «Дети мои, храните заповеди Божии, ходите по стопам отцов ваших. Страх Божий — основание добродетели. Хвалите Бога и любите человека. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас: спасут вас дела добрые. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце. Бойтесь лжи, пьянства и любострастия, равно пагубного для тела и души. Не засыпайте никогда без земного поклона. Да не застанет вас солнце в постели. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Божья охрана лучше человеческой».
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева — Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели князя Бориса. К этому времени относят и появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (ок. 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.
Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом. Летописец называет его «чудным князем», «милостивым паче меры», «жалостливым». Долгие века Русь хранила память о Владимире Мономахе как об идеале своего князя-правителя — бесконечно доброго, мудрого и могучего. Годы великого княжения Владимира Мономаха (1113 -1125) на «золотом Киевском столе» стали временем наибольшего расцвета Руси. Владимир Мономах был погребен в Киевской Софии рядом с гробом отца. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе;.. весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери».
По преданию, византийский Император Алексей Комнин послал к Мономаху своего представителя митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок Великому Князю царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья), которыми венчал его на царство. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи. Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV в., хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
Сегодня также день памяти почетного председателя Тифлисского патриотического общества, митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова), скончавшегося в 1956 г.
Он родился 5 июля 1866 г. в семье священника в Рязанской губернии и в миру звался Сергеем Дмитриевичем. Образование получил в Рязанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил в 1890 г. кандидатом богословия. С 1892 г. в Тифлисе, где был рукоположен во иерея, служил в разных храмах, в 1903 г. возведен в сан протоиерея. За диссертацию на тему «Книга Иова» был удостоен степени магистра богословия. О. Сергий активно участвовал в жизни Грузинского экзархата: был председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем в школе слепых. Будучи убежденным монархистом и твердым борцом за русское дело на Кавказе, он был избран в 1906 г. почетным членом Тифлисского патриотического общества, крупнейшей монархической организации на Кавказе. От имени Общества он прислал приветственную телеграмму в адрес 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве (октябрь 1906). В январе 1907 г. патриотическая Россия была потрясена известием о покушении на священника Сергия Городцова. Но Господь уберег Своего служителя — несмотря на тяжелые ранения он выжил. Оправившись от ранения, он вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество.
После революционных потрясений в 1918 г. о. Сергий вынужден был уехать из Тифлиса в Баку, где служил в церкви до 1923 г., когда был арестован и приговорен к ссылке в Уфу. Однако в 1924 г. дело было пересмотрено, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до 1926 г. Затем он был направлен в ссылку в Барабинский округ Западно-Сибирского края, где пребывал до начала 1931 г. По окончании ссылки был определен на жительство в г. Богучары Воронежской области, только в 1935 г. он получил приход в Клинском районе Московской области. 29 мая 1942 г. о. Сергий принял монашеский постриг с именем Варфоломей, 31 мая хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, а 1 июня за немалые труды возведен в сан архиепископа. В ноябре 1942 г. назначен архиепископом Ульяновским, а с августа 1943 г. и до самой кончины возглавлял Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Член Архиерейского Собора, который 8 сентября 1943 г. избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. В 1949 г. возведен в сан митрополита.
Автор многих статей на богословскую тематику, акафистов, составил службу Свт. Иоанну Тобольскому. В 1949 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме в секретной характеристике на владыку написал: «Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст». Такая характеристика — настоящий наградной лист для советского архиерея. Скончался владыка в Новосибирске, погребен в Вознесенском кафедральном соборе.
Сегодня мы также вспоминаем товарища председателя Русского Собрания профессора Николаевской академии Генштаба генерал-лейтенанта Акима Михайловича Золотарева, скончавшегося в 1912 г.
В этот день 19 мая 1891 г. Наследник Цесаревич Николай Александрович (будущий Император Николай II) заложил во Владивостоке Великий Сибирский железнодорожный путь (знаменитый Транссиб).
Русская линия