Возможность проведения Всеправославного Cобора в 2016 году пока вызывает сомнения
Митрополит Волоколамский Иларион считает, что без урегулирования целого ряда проблем в православном мире, его созыв в будущем году маловероятен
Ситуация с Всеправославным Cобором, который готовится уже более полувека, стала одной из главных тем минувшего заседания Св. Синода РПЦ, который прошел на минувшей неделе в Москве. В частности, членами Синода был засвидетельствован фактический срыв афинского заседания Специальной межправославной комиссии, призванной согласовать проект Регламента будущего Собора.
Не исключено, что виной тому конфликтная ситуация, которая сложилась между Русской и Константинопольской Православными Церквами. Об этом свидетельствует тот факт, что в ходе переписки между Предстоятелями Константинопольской и Русской Православных Церквей пока не удается достичь согласия по важным вопросам подготовки Собора. Но даже эти вопросы, похоже, всего лишь вершина айсберга. О других проблемах по итогам последнего в этом году заседания Св. Синода рассказал глава ОВЦС, митрополит Волоколамский Иларион.
«Вызывает сомнение сама возможность проведения Всеправославного собора в то время, когда некоторые Православные церкви находятся в состоянии неурегулированного конфликта, а предстоятель Православной церкви Чешских земель и Словакии так и не признан в своем статусе со стороны ряда Православных церквей, не говоря уже о крайне нестабильной общеполитической обстановке в мире», — сказал владыка.
В то же время иерарх подчеркнул, что Русская Церковь всегда участвовала и продолжает принимать самое активное участие в предсоборном процессе, несмотря на очевидные трудности в подготовке Всеправославного собора. «Что же касается конкретных сроков его проведения, полагаю, что говорить о них преждевременно», — цитирует иерарха РИА Новости.
Напомним, что в 2014 году предстоятели Православных церквей приняли решение о созыве Всеправославного собора в 2016 году в Стамбуле, сделав при этом оговорку: «если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства». «Предполагалось, что за оставшиеся два года удастся отредактировать, а в некоторых случаях — и вовсе переписать значительную часть проектов документов Собора, многие из которых успели устареть, поскольку были составлены около 30 лет назад», — пояснил митрополит Иларион.
По его словам, работа по пересмотру документов продвигалась крайне медленно, в результате из восьми тем, которые предполагалось вынести на Собор, к настоящему времени удалось полностью согласовать только три, работа над остальными так и не была завершена. «Пока что среди поместных Церквей нет единого понимания того, по каким правилам Всеправославный собор должен осуществлять свою работу, каким должен быть его регламент», — заключил митрополит Иларион.
Русская линия
В 2015 году продолжился спад населения в центральных регионах России
Естественный прирост населения в нашей стране (за 10 месяцев 21 тысяча человек) стал возможным только благодаря демографическому буму на Кавказе
Несмотря на громкие заявления наших властей о том, что они смогли справиться с демографической проблемой, русское население в России продолжает вымирать. Только за 10 месяцев сего года число жителей Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов, где проживают в основном русские люди, уменьшилось более чем на 70 тысяч человек.
В то же время в традиционно нерусских исламских регионах страны наблюдается настоящий бум рождаемости (только в Северо-Кавказском округе России за 10 месяцев прирост составил около 70 тысяч человек), который и перекрывает потери русских регионов, создавая общую иллюзию о том, Россия начала выбираться из демографической ямы.
На самом деле это далеко не так. Тем не менее, наши чиновники продолжают «радовать» российскую общественность и вышестоящее начальство своими заверениями о том, что в России третий год подряд наблюдается естественный прирост населения. При этом они предпочитают не уточнять, какие регионы демонстрируют прирост, а какие стремительно вымирают.
Так, министр труда и социального развития Максим Топилин на днях заявил, что «за 10 месяцев 2015 года естественный прирост населения в России составил 21,1 тысячи человек». «В октябре 2015 года естественный прирост составил 14,3 тысячи человек, что больше прироста населения в октябре 2014 года на 4,4 тысячи человек», — приводит его слова официальный сайт Минтруда.
«За январь-октябрь 2015 года родилось 1,622 млн детей», — сообщил Максим Топилин. Рост числа родившихся отмечен в 23 регионах. «В Московской и Калужской областях, городах Санкт-Петербург и Севастополь рост рождаемости составил более 4%», — отметил глава министерства. В октябре 2015 года родилась 171 тысяча детей.
За январь-октябрь 2015 года в России умерло 1,601 млн человек. Снижение числа умерших зарегистрировано в 41 регионе. «Наиболее высокие темпы снижения числа умерших, более 3%, отмечены в Чукотском автономном округе, Московской области, Республике Тыва, Камчатском крае», — рапортовал Максим Топилин. В октябре 2015 года умерло 156,8 тысячи человек. «Это на 9,6 тысячи человек или на 5,8% меньше, чем в сентябре 2014 года», — обнадежено сообщил министр.
Однако, если заглянуть в официальный отчёт Федеральной службы государственной статистики за январь-октябрь 2015 года, то становится понятным, что демографическое положение в центральных районах нашей страны остаётся просто катастрофическим.
Вот лишь краткие данные этого отчёта («-» — убыль, «+» — прирост):
Центральный федеральный округ за октябрь -3455, в целом за январь-октябрь -57 751
Северо-Западный федеральный округ: + 40, в целом -10 318
Южный федеральный округ: +883, в целом -6572
Северо-Кавказский федеральный округ: +9016, в целом +69 959
Приволжский федеральный округ: +847, в целом -17 171
Уральский федеральный округ: +2789, в целом +23 301
Сибирский федеральный округ: +2949, в целом +17 504
Дальневосточный федеральный округ: +1034, в целом +6681
Крымский федеральный округ: +147, в целом -4544
Русская линия
Московские чиновники продолжают отстаивать имя цареубийцы Войкова
Власти российской столицы отказались переименовывать станцию метро в честь режиссёра Рязанова
Заместитель мэра Москвы Леонид Печатников направил официальный отказ на запрос депутатов Госдумы о возможности переименования станции метро «Войковская» в станцию имени режиссера Эльдара Рязанова, сообщает РИА Новости.
«По вопросу увековечения памяти Эльдара Рязанова в топонимике города Москвы сообщаем, что в соответствии с законом города Москвы „О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метро города Москвы“ присвоение имен граждан России производится только новым улицам и по истечении 10 лет со дня их смерти, за исключением случаев, когда такое присвоение рекомендовано президентом РФ и мэром Москвы», — говорится ответе Печатникова.
Ни президент России, ни мэр Москвы Сергей Собянин не изъявили желания сменить название станции метро, названной в честь цареубийцы Войкова, и поэтому данное название продолжит «украшать» карту российской столицы. Более того, в честь душегуба Войкова будет назван новый железнодорожный узел — с такой инициативой ранее выступили московские чиновники.
При этом в мэрии Москвы ссылаются на результаты опроса на портале «Активный гражданин», согласно которым более половины (53,1%) москвичей высказались за сохранение имени цареубийцы на карте столицы. «В настоящее время проведение повторного референдума представляется нецелесообразным», — заявил Печатников.
«Дополнительно сообщаем, что префектурой Северного административного округа города Москвы с жителями района Войковский 31.01.2014 года организовано обсуждение по вопросу переименования объектов, образованных по фамилии Войков. Большинство жителей проголосовали против указанного переименования», — добавляет чиновник.
Так что ни о каком переименовании станции метро «Войковская» речи не идёт. Московские власти давно взяли на щит имя этого душегуба, и теперь делают всё, чтобы сохранить память о Петре Лазоревиче в топонимах российской столицы.
Русская линия
Власти Ровенской области встали на сторону раскольников
Не желая обеспечивать законные права верующих УПЦ на храм в селе Птичья, местные чиновники потребовали отменить все судебные решения в пользу канонической Церкви
РЛ продолжает следить за ситуацией вокруг храма УПЦ в селе Птичья Ровенской области, где обстановка, к сожалению, продолжает нагнетаться. Как уже неоднократно подчеркивалось, украинские власти пока никак не реагировали на происходящее, видимо считая этот конфликт «внутренним делом Церкви». Но теперь, после массового крестного хода в Ровно, который прошел по благословению митрополита Вафоломея, молчать уже было нельзя. И тогда Ровенская обладминистрация не смогла решить ничего лучше, чем подать кассационную жалобу с требованием отменить все судебные решения по данному храму, которые были вынесены ранее в пользу прихода УПЦ. Очевидно, что такие действия украинских чиновников только провоцируют дальнейшие столкновения двух конфликтующих сторон. Вместо того, чтобы объяснить раскольникам что они проиграли судебный процесс, и с этим нужно смириться и перестать создавать проблемы верующим УПЦ, они своими решениями продолжают нагнетать обстановку.
«Возникает вопрос: какова цель такой кассационной жалобы? Ответ очевиден: создание повода для того, чтобы вновь потребовать закрыть храм до окончания судебного разбирательства», — считает советник по правовым вопросам Киевской митрополии Олег Денисов.
Как сообщает сайт УПЦ, 25 декабря представители «киевского патриархата» устроили митинг возле Ровенской ОГА, с очередными ультиматумами к власти, требуя от них пойти на нарушение украинского законодательства. Более того, раскольники требовали от депутатов Ровенской отменить «приватизацию храма» общиной Украинской Православной Церкви.
Как прокомментировал эти требования О. Денисов, во-первых митингующие подзабыли, что иск с такой же инициативой община «киевского патриархата» уже проиграла в суде — решения были приняты в пользу Украинской Православной Церкви, подтвердив законность прав собственника. Выводы из таких требований могут иметь крайне негативные последствия для восприятия Украины в цивилизованном европейском сообществе: «Пересмотр таких решений является грубым нарушением норм международного права, ведь Украина взяла на себя обязательство вернуть Церкви ранее конфискованное имущество, и подача подобного иска со стороны государственного органа показала бы, что власть фактически возвращается к конфискации церковного имущества в угоду определенным политическим или иным симпатиям», — заключил Денисов.
Русская линия
Брюссель требует жертв
Белград, стремящийся к вступлению в ЕС, может отказаться от преподавания основ православных знаний в школах
Европейский Союз, идеология которого в последнее время заключается во всеобщей толерантности и отказе от христианских ценностей в пользу защиты прав половых извращенцев и прочих меньшинств, побуждает Сербию не только согласовывать свою внешнюю политику с Брюсселем, но и активно готовить сербское общество к принятию тех ценностей, которые продвигают современные европейские чиновники.
Серьёзным препятствием на этом пути является православная вера, и поэтому её значение должно быть ослаблено. Вот почему министр образования Сербии Срджан Вербич вдруг заговорил о необходимости отменить в сербских школах преподавание основ религиозных знаний (так называемой веронауки) в восьми классах начальной и средней школы. Причём своё предложение он озвучил несмотря на то, что данный предмет преподаётся в школах уже 15 лет и не вызывает каких-либо проблем.
Ситуация оказалась настолько серьёзной, что в неё вынужден был вмешаться Священный Синод Сербской Православной Церкви, который подверг резкой критике заявление Вербича, сообщает Православие.Ru.
«Очевидно, — говорится в официальном сообщении Синода, — господин Вербич не принимает во внимание, что основное значение слова министр — тот, кто служит народу, потому что пренебрегает фактом, что 95% граждан Сербии в ходе свободной демократической процедуры назвали себя верующими. Религиозное образование, как важная часть общего образовательно-воспитательного процесса, возвращена именно тем, у кого насильственно была отнята, и это граждане Сербии. Возвращение религиозного образования означает и возвращение прав человека и гражданских свобод, признание обязанности государства уважать международные нормы и конвенции, которые оно ратифицировало, расставание с идеологическим наследием коммунизма в образовании..».
По мнению Священного Синода, Вербич не учитывает и позицию большинства своих коллег-министров. Синод раскритиковал и предложение министра упразднить преподавание так называемого гражданского воспитания, являющегося по отношению к веронауке альтернативным предметом.
Русская линия
По храмам Одесской епархии прокатилась волна ограблений
В связи с этими возмутительными случаями митрополит Одесский Агафангел выступил с обращением к своей пастве
В связи с этими возмутительными случаями митрополит Одесский и Измаильский Агафангел обратился к своей пастве с посланием: «За последний месяц по нашему городу и области произошло около двадцати совершенных ограблений или неудавшихся попыток ограблений церквей, в результате чего из храмов были похищены те благие приношения и пожертвования, которые по крупицам собираются общинами для поддержания благолепия Церкви, для помощи пострадавшим и переселенцам из Донбасса, для поддержки тех наших сограждан, о которых некому в этом мире позаботиться», — говорится в обращении митрополита Агафангела, опубликованном на сайте Одесской епархии. Он уточнил, что грабители взламывают двери храмов, перепиливают решетки и похищают пожертвования.
«Пользуясь тем, что территория церкви всегда была местом предельной искренности и доверия, святотатцы самым коварным образом попрали эти вековечные устои, алчно нарушив неприкосновенную святость жертвы Господней. При этом доходило до того, что будучи обнаружены и задержаны, эти безбожники кощунственно глумились, высказывая слова, которые слух христианина перенести не может. Не только священники и церковнослужители были оскорблены этими преступниками, но и сама святыня храма Божьего была попираема этими безумцами, потерявшими страх Божий и человеческое обличье. В связи с этим, братия и сестры, призываю вас усилить молитвы „о благостоянии святых Божиих церквей“ и о вразумлении тех, кто еще в состоянии внять этому слову предостережения. Со своей стороны, будьте бдительны, заботьтесь о тех храмах, в которых слышите слово Божие, очищаетесь от грехов и просвещаетесь благодатью! Создавший Церковь Господь не попустит клевретам и приспешникам адовым одолеть её», — заключил владыка.
Русская линия
США остаются страной христиан
Несмотря на рост числа атеистов, подавляющее большинство американцев продолжают исповедовать себя последователями Христа
Внешнеполитическая риторика и продвижение Вашингтоном прав половых извращенцев во всём мире создают ложное впечатление о том, что подавляющее большинство жителей США давно отказались от христианских ценностей и заменили их теплохладной толерантностью. Это совершенно не так.
При всей сомнительности отдельных посылов Белого дома, сами американцы остаются весьма консервативными людьми. В США, к примеру, совершенно нет сирот, усыновление здесь возведено в ранг высшей добродетели, и люди готовы брать детей даже из других стран.
Что касается прав содомитов, то при всей поддержке гомосексуализма на внешнеполитической арене в ряде штатов США до сих пор действуют законодательные запреты на гомосексуальные связи. Сильно в Америке и антиабортное движение. Так, что христианские ценности близки американцам, о чем свидетельствует и данные последнего опроса, проведенного социологической службой Гэллапа.
Подобные опросы среди населения социологи проводили ежегодно во всех 50 штатах на протяжении последних 8 лет, сообщает ИТАР-ТАСС. В 2008 году 80,1% респондентов заявляли, что они исповедуют христианство, 5,3% называли другую веру, а к атеистам себя тогда причисляли 14,6% участников исследования.
В 2010 году число христиан осталось практически тем же — 79,1%. Причем, приверженцев других религий стало меньше — 4,4%, а вот неверующих заметно прибавилось — 16,4%.
Согласно последним результатам опросов, проведенных в этом году с участием 174 тыс. человек, в США три четверти граждан (75,2%) по-прежнему причисляет себя к христианам. Количество атеистов увеличилось до 19,6%, а число последователей других религий осталось примерно на прежнем уровне — 5,1%.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина
Сегодня мы вспоминаем замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина, убитого в 1925 году. Он родился 3 октября (21 сентября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в зажиточной крестьянской семье. Его отец, Александр Никитич, вышел из крестьянского сословия, перебрался в Москву и стал приказчиком купца. Мать, Татьяна Федоровна Титова, также уходила в город на заработки. Воспитывал мальчика дед Федор Андреевич Титов.
В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское училище, которое он закончил в 1909-м с похвальным листом, а затем отправили в закрытую церковно-учительскую школу в большом торговом селе Спас-Клепики. Именно в школе появились первые поэтические опыты Есенина. После окончания школы в 1912 г. Есенин приехал в Москву. Работал в книжном магазине, затем поступил в типографию товарищества И. Сытина — это давало будущему поэту возможность читать различную литературу.
В Москве Есенин посещал Суриковский литературно-музыкальный кружок, опекавший талантливых выходцев из народа, на собраниях которого читал свои стихи. С 1913 г. учился на историко-философском отделение Московского городского народного университета им. А. Шанявского.
В этом же году Есенин сошёлся с Анной Изрядновой, которая в конце 1914 г. родила сына Юрия. Первая публикация стихов Есенина появилась в начале 1914 г. в журнале «Мирок». Весной 1915 г. Есенин оставляет жену и сына и перебирается в Петроград, где, как он считал, было больше возможностей добиться признания. В Петрограде молодой поэт стремительно ворвался в литературную элиту: познакомился с А. Блоком, З. Гиппиус и Д. Мережковским, отправился в Царское Село к Ахматовой и Гумилеву, с рекомендательным письмом Блока поехал к С. Городецкому, познакомился с С. Клычковым, сам написал письмо, а затем осенью и познакомился с Н. Клюевым, который оказал большое влияние на раннее творчество Есенина.
Есенин вошел в ориентированное на народность литературное объединение «Краса», у истоков которого стояли А. Ремизов и Н. Клюев. Вместе с Клюевым, одетые в рубахи и поддевки, обутые в смазные сапоги, они выступали на литературных вечерах и в салонах.
В январе 1916 г. Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. Вскоре после этого вышла первая книга стихов Есенина «Радуница» (в последствие переиздававшаяся в 1918 и в 1921 г.). А уже весной он был приглашен к Императрице читать стихи.
Есенин принимал участие в издаваемых Ивановым-Разумником альманахах «Скифы» (1917−1918), ориентированных на идею преображения России, которая имеет свой особый путь. Весной 1917 г. в редакции газеты «Дело народа» Есенин познакомился с молоденькой секретаршей Зинаидой Райх и 30 июля они обвенчались.
Октябрьскую революцию Есенин принял. Как он сам писал в своей автобиографии: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Меньше чем через год, в апреле 1918 г., Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, ставшую литературным центром России. В мае выходит в свет второй поэтический сборник Есенина «Голубень» со стихами 1915−1916 гг., в декабре поэт становится членом московского профессионального Союза писателей. В Москве же он знакомится с А. Мариенгофом и В. Шершеневичем. Результатом этого явилось создание «Ордена имажинистов», в который вошли также Рюрик Ивнев, Г. Якулов и Б. Эрдман. Есенин активно участвует в издаваемых «Орденом» коллективных сборниках, в организации имажинистского издательства и литературного кафе «Стойло Пегаса». В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачев».
Осенью 1921 г. в мастерской Г. Якулова Есенин познакомился с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая в мае следующего года стала его женой. После свадьбы Есенин с Дункан уехали в Европу, а осенью прибыли в Америку. Возвратился поэт в Россию только в августе 1923 г. В газете «Известия» были опубликованы очерки Есенина об Америке «Железный Миргород». В августе 1924 г. творческие разногласия и личностные мотивы (ссора с Мариенгофом) побудили Есенина порвать с имажинизмом. Осенью поэт вновь отправляется в путешествие — в Закавказье. Впечатления от этой поездки отражены в сборнике стихов «Персидские мотивы» (1925).
Последний год жизни Есенина, разочаровавшегося в советской власти, прошел в болезнях, метаниях, пьянстве. 23 декабря 1925 г. он «сбежал» из Москвы в Ленинград, где остановился в N5 гостиницы «Англетер». Но северная столица не принесла успокоения.
Утром 28-го Есенина нашли повешенным на трубе парового отопления. Сейчас большинство исследователей склоняется к тому, что «самоубийство» поэта было инсценировано, а за его гибелью стоят некоторые известные деятели большевистского правительства и ВЧК.
В этот же день, 15 декабря 1905 года, в охваченную беспорядками Москву прибыл Семеновский полк под командованием полковника Г. А.Мина. Вооруженный бунт, поднятый революционерами 9 декабря, был ликвидирован, последние очаги сопротивления были подавлены к 18 декабря. Семеновцы потеряли несколько человек убитыми и ранеными. Командир семеновцев был убит террористкой 13 августа 1906 г. Были жертвы и среди московской полиции и казаков. Символично, что среди отдавших жизнь за Царя в эти дни тяжелой борьбы был донской казак по имени Козьма Сухорук, на могиле которого стараниями московских монархистов был установлен памятный крест.
Доблестным войскам, защищавшим Москву в декабре 1905 года
О верный штык свой замысел лукавый
Разбил бесцельно дерзкий супостат
Он тщетно ждал, чтобы на путь кровавый
С крамолой рядом русский стал солдат.
Идя по следу смуты зарубежной,
России сердцем чуждый, он забыл,
Что русский меч не удалью мятежной,
А честным боем славу заслужил.
Напрасно раздувал он пламя розни,
Напрасно сеял распри и вражду,
Разметаны его лихие козни,
Бог отвратил грозящую беду.
Пришел конец попытке беспримерной,
Смолк гул встревоженной молвы,
За нас охраной вы поднялись верной,
Бьем вам челом, защитники Москвы!
Крамольников напыщенные речи,
Всех обещаний лживость и обман
Рассеялись при первой вашей встрече,
Как тьмой ночной навеянный туман.
Какая злоба вылилась в их взглядах,
Когда вы стали, их призыв презря,
Не в их ряды на мрачных баррикадах,
А против них за правду и Царя!
Лидия Кологривова
Русская линия
«Если бы не было Библии, не было бы того изобразительного искусства, которое мы знаем»
В Петропавловской крепости в Петербурге открылась выставка «Священные тексты глазами современных художников»
Совсем другое отношение к этой вечной теме продемонстрировали современные петербургские художники на выставке «Священные тексты глазами современных художников», которая открылась 24 декабря в недавно отремонтированном зале Государева бастиона Петропавловской крепости. Выставка объединила более ста оригиналов иллюстраций современных российских художников к библейским текстам. Они были созданы для серии «Священные тексты», посвященной религиям народов мира, которая выходит в издательстве «Вита Нова». Уже выпущено в свет шесть изданий, над рядом проектов продолжается работа. На выставке представлены иллюстрации как к уже вышедшим в свет, так и к готовящимся томам.
Первая книга Ветхого Завета «Бытие» проиллюстрирована прославленным петербургским художником Борисом Забирохиным. В иллюстрациях известного петербургского графика Александра Лыткина нашли отражение сюжеты библейской истории, вошедшие в «Исход». Работы московского графика Игоря Олейникова иллюстрируют «Книгу Иисуса Навина», «Книгу Судей Израилевых» и «Книгу Руфи». Екатерина Посецельская проиллюстрировала «Книгу пророка Даниила». Три книги Ветхого завета — «Книгу Притчей Соломоновых», «Книгу Екклесиаста, или Проповедника», «Книгу Песни Песней Соломона» — проиллюстрировал известный московский художник Юлий Перевезенцев. Иллюстрации петербургского художника Аполлинарии Мишиной к «Евангелию от Марка» напоминают посетителям выставки об уникальном малотиражном проекте художника — каллиграфической книге «От Марка Святое Благовествование», созданной в технике офорта, с параллельным текстом, написанном от руки на церковнославянском и русском языках. Иллюстрации к «Евангелию от Иоанна» выполнены московской художницей Светланой Филипповой в редкой «порошковой» технике: изображение выкладывается на стеклянном экране с помощью порошка (песок, молотый кофе и т. п.), подсвечивается снизу и фотографируется, в результате чего оригиналом иллюстрации становится своеобразная фотография. На выставке демонстрируются иллюстрации Игоря Олейникова к изданию «Книга Иисуса Навина. Книга Судей Израилевых. Книга Руфи», Петра Перевезенцева к «Книге Иова», Сергея Русакова к книге «Псалтырь», Андрея Мишина к «Книге премудрости Соломона» и «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова».
Открывая выставку, директор департамента по связям с общественностью издательства «Вита Нова» Наталья Дельгядо сказала: «Если бы не было Священного Писания, не было бы того изобразительного искусства, которое мы знаем. Пойдите в Эрмитаж и посмотрите, какой процент произведений искусства посвящен библейским сюжетам. А сейчас мы представляем вам неожиданный взгляд современных художников».
Присутствовавший на презентации клирик санкт-петербургского подворья Валаамского монастыря иерей Александр Точилов поделился своими впечатлениями. Он особо отметил работу Аполлинарии Мишиной «Евангелие от Марка». «Художница каллиграфически написала весь текст, и сделала это авторски. Получилась живая линия, в которой каждая буква звучит по-своему и своим пением хвалит Господа». Отец Александр заметил, что при иллюстрировании Священного Писания важна личная вера художника: «Священное Писание открывается нам, только если мы верим в Бога. Воцерковленность автора — наиважнейшее дело: он должен понимать, что хочет выразить», — цитирует священнослужителя сайт Петербургской митрополии.
Отметим, что помимо оригиналов иллюстраций на выставке представлены книги, в которых они воспроизведены, а также уникальное новое издание «Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)» с иллюстрациями из рукописной старообрядческой книги, найденной в глухой заонежской деревне в 1940 году и в настоящее время находящейся в Древлехранилище Пушкинского Дома. Рисунки в этом удивительном памятнике крестьянской старообрядческой культуры XIX века, названном «Карельским Апокалипсисом», принадлежат неизвестному художнику: его работы наивны, «неправильны», но экспрессивны и выразительны, неожиданны по композиции и цветовому решению.
Русская линия