Александр Баранов: «У нас не 500 тысяч абортов, как говорит Минздрав, а не менее 3−4 миллионов»
Главный педиатр России поддержал выведение абортов из системы ОМС, заявив, что данная «операция» калечат женщин и приводит к бесплодию
Глава Союза педиатров России академик РАМН, профессор Александр Баранов заявил о сильно заниженной официальной статистике абортов в России и призвал бороться с этим массовым явлением, поскольку аборт является средством обогащения частных клиник и приводит к бесплодию огромного количества женщин репродуктивного возраста, сообщает Интерфакс-Религия.
«У нас не пятьсот тысяч абортов в год, как это говорит Министерство здравоохранения. По данным экспертной оценки, у нас абортов не менее трех-четырех миллионов», — заявил А. Баранов в четверг на пресс-конференции в Москве.
По его словам, аборт разрушает здоровье «и женщины, и ребёнка». Он указал на то, что у женщины, которая сделала аборт, повышенный риск того, что она в будущем родит недоношенного ребёнка, а многие женщины вообще не могут иметь детей после этой ужасной операции.
«Я сразу поддержал заявление Патриарха и полностью согласен, что эту услугу в кавычках нужно выводить из системы ОМС», — подчеркнул А. Баранов, отметив, что частные гинекологические клиники «процветают в основном за счёт абортов», и их в Москве уже не менее 700−800.
В свою очередь глава Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон напомнил, что в 2014 году на аборты в России было потрачено, «если считать по минимуму», 2 млрд. рублей из средств налогоплательщиков.
«Это деньги тех людей, которые считают это злом. Я сталкиваюсь по своему служению с людьми, которые сделали аборт. Я не видел ни одной женщины, которая бы жалела, что она не сделала аборт», — отметил иерарх.
Глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда подчеркнул, что «инициатива относительно абортов, с которой выступила Русская Православная Церковь, не вполне адекватно была отражена в ряде СМИ», сообщает Патриархия.Ru. «В них позиция Церкви была представлена так, что она, будто бы, выступает за немедленный и полный запрет абортов. Это не соответствует действительности», — заявил В. Легойда.
«Церковь настаивает только на том, что аборт должен быть выведен из системы обязательного медицинского страхования, так как люди, которые принципиально выступают против абортов, своими налогами вынуждены оплачивать в том числе и совершение операций по искусственному прерыванию беременности», — подчеркнул глава Синодального отдела.
Он отметил, что сам факт присутствия операций по искусственному прерыванию беременности в системе ОМС формирует ложную общественную норму.
«Человеку в большинстве случаев, требующих нравственного выбора, необходим некий пример, ему необходимо понимание общественной нравственной нормы. И существование абортов в системе обязательного медицинского страхования как бы задает такую норму, создает у людей впечатление, что в убийстве нерожденного ребёнка нет ничего предосудительного», — сказал Легойда.
«Вместе с тем Церковь не просто декларирует необходимость какой-то законодательной перемены. Понимая всю сложность ситуации, понимая реалии современной жизни в России, Русская Православная Церковь говорит о необходимости комплексных мер, о необходимости помощи тем девушкам и женщинам, которые оказываются в сложной жизненной ситуации», — заявил председатель Синодального информационного отдела.
Он отметил, что Церковь сама, по мере своих сил, оказывает им эту помощь. Так, по его словам, в настоящее время в России действует более 50 церковных центров защиты материнства и 27 приютов для беременных и женщин с детьми в кризисных ситуациях. Только в 2014 году более 15 тысяч человек получили помощь в церковных учреждениях.
Русская линия
Турки боятся потерять «Турецкий поток»
После того, как судьба проекта оказалась под угрозой, Анкара резко активизировала работу по его реализации
Времена, когда Анкара с позиции силы снисходительно могла разговаривать с Москвой по поводу строительства «Турецкого потока» и с помощью всевозможных бюрократических процедур пытаться затянуть его реализацию, выбивая тем самым из «Газпрома» дополнительные скидки на российский газ, похоже, подошли к концу.
После того, как Македония заявила о необходимости согласования продолжения строительства этой газовой трубы по своей территории с Евросоюзом, положение дел в данной области кардинально изменилось — проект оказался на грани срыва, и турки осознали, что благодаря своей медлительности они, вслед за болгарами, вскоре могут оказаться у разбитого корыта.
И вот уже сама Анкара заговорила о необходимости срочного согласования всех деталей и скорейшем начале строительства «Турецкого потока», хотя ранее об этом заявлял только «Газпром», который даже анонсировал начало строительных работ. В Турции тем временем не спешили подтверждать данный факт, говоря о том, что всё ещё не все документы подписаны, и даже не согласован маршрут прохождения трубы.
Причины такой медлительности турки объясняли техническими сложностями проекта. Однако, как заявил на днях министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, на самом деле речь шла об обычной бюрократии — Анкару не устроили предложения «Газпрома» по маршруту, и поэтому Турция дважды направляла соответствующий запрос России, пытаясь выяснить какие-то технические нюансы маршрута.
«После отмены „Южного потока“ участок газопровода длиной в 190 километров, который должен был проходить через территорию Болгарии, будет проложен через Турцию. Нам было необходимо получить координаты прохождения этого участка. Турция обратилась к России с просьбой предоставить необходимую информацию. Ответ от российской стороны был получен, однако он был неполным по ряду пунктов, поэтому решено было отправить запрос повторно для более детальной проработки его российской стороной», — оправдывался Йылдыз.
По его словам, на сегодняшний день это единственный вопрос, который не даёт перейти к этапу строительства, передает РИА «Новости». «Однако сразу после того, как данный вопрос будет улажен, процесс реализации проекта значительно ускорится», — добавил Йылдыз.
В то же время турецкий министр дал понять, что Анкару беспокоит непоследовательность позиции ЕС по данному проекту. «Я нахожу странной позицию Запада, который, с одной стороны, выступает против реализации данного проекта, а с другой — заявляет о желании получать газ в его рамках. Это непоследовательная, нелогичная позиция», — заявил представитель Турции.
Русская линия
Блаженнейший Митрополит Онуфрий предложил УАПЦ возобновить диалог
Представители канонической Церкви были приглашены представителями УАПЦ на cобор, в ходе которого состоялось избрание нового главы украинских автокефалов
4 июня 2015 по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и по приглашению руководства УАПЦ делегация канонической Украинской Православной Церкви в составе викария Киевской митрополии епископа Бородянского Варсонофия и заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Данилевича присутствовала на cоборе УАПЦ в качестве наблюдателей. Собор проходил в Киеве в помещении «Украинского дома», сообщает пресс-служба УПЦ.
В своем слове владыка Варсонофий, по поручению Предстоятеля Украинской Православной Церкви, в частности, сказал: «Основатель Церкви Господь наш Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве просил Бога Отца, чтобы"были все едино"(Ин. 17:20). В настоящее время именно на нас лежит ответственность за судьбу Церкви Христовой в Украине. Мы все хотим единства, но каждый из нас имеет своё видение способа её достижения.
Как известно, почивший приснопамятный митрополит Мефодий был убежденным сторонником восстановления единства между православными христианами в Украине именно на основе канонического права Православной Церкви. Считаем, что сегодня следует прислушаться к его прижизненному желанию.
Поэтому, по поручению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, передаю вам предложение о восстановлении диалога между нашими Церквами. Мы предлагаем продолжить идти навстречу друг другу, не обращая внимания на попытки нас рассорить, на информационную пропаганду, цель которой состоит в том, чтобы сделать врагами детей одних родителей, и помнить, что мы дети Одного Бога и одной Родины — Украины".
Владыка также выразил уверенность, что единство может прийти только тогда, когда вопросы, которые разделяют православных на Украине, будут обсуждаться в церковном, а не в политическом духе. В связи с этим он с удовлетворением констатировал, что со стороны УАПЦ нет такого агрессивного отношения к канонической Церкви, как это наблюдается со стороны представителей так называемого «Киевского патриархата».
«Считаем, что церковный дух, братское и незлобивое отношение друг к другу могут быть тем евангельским камнем, на котором могла бы возникнуть твердая и незыблемая здание единой Церкви Христовой в Украине», — сказал епископ Варсонофий.
Затем состоялась процедура избрания нового главы УАПЦ, которым стал митрополит Львовский Макарий (Малетич), ранее выступавший в поддержку возобновления диалога об объединении УАПЦ с так называемым «Киевским патриархатом». С этой целью, в частности, в УАПЦ и КП были созданы церковные комиссии, которые должны были обсудить условия объединения двух этих раскольничьих структур.
Ранее сам владыка Макарий заявлял, что не претендует на главенство в будущей общей церковной структуре, и в «Киевском патриархате» это восприняли с большим удовлетворением. В связи с этим сторонники лжепатриарха Денисенко явно торопили события и хотели провести объединение ещё до избрания нового главы УАПЦ. Совместное заседание комиссий КП и УАПЦ по объёдинению должно было состояться в самый канун собора УАПЦ 3 июня, однако представители УАПЦ на него не явились.
Более того, на заседание Собора УАПЦ были приглашены представители канонической Украинской Православной Церкви, что стало неприятной неожиданностью для Денисенко, который направил послание собранию УАПЦ. Параллельно с этим «Киевский патриархат» предложил провести совместное заседание комиссий по объединению 8 июня. Однако, до сих пор неизвестно, состоится ли такое заседание или нет.
Русская линия
Епископ Кронштадтский Назарий: Это было злодейское убийство невинного человека
В Петербурге открыта мемориальная доска священномученику протоиерею Петру Скипетрову
Чин освящения этого мемориала совершил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий, который, в частности, сказал: «Текст на доске гласит: „На этом месте 19 января 1918 года был злодейски убит священномученик протоиерей Петр Скипетров“. Я специально оставил это слово — „злодейски“, — потому что это правда. Это был фактически первый священномученик. В Сибири на тот уже были мученики за веру, в том числе и священнослужители, но там были революционные беспорядки. А это было первое убийство человека, который не принимал участие ни в каком бунте, ни в каком сопротивлении. Не буду пересказывать житие отца Петра — надеюсь, что нынешнее событие подвигнет познакомиться с житием этого мученика за веру тех, кто мало о нем знает. Скажу только, что он был на тот момент настоятелем Скорбященской церкви, которая ждет еще восстановления, — она была построена специально для чудотворного образа Богоматери „Всех Скорбящих Радость“ с грошиками». Отец Петр пришел на прием к митрополиту Вениамину, тоже будущему священномученику, а в это время отряд красногвардейцев пришел владыку арестовывать. Он начал их увещевать, чтобы они не творили беззаконие, но один из красноармейцев выстрелил и ранил его в челюсть, и к вечеру в больших мучениях отец Петр скончался", — сказал епископ.
«В Санкт-Петербурге живут его потомки, и большую роль они сыграли в том, чтобы память об отце Петре не исчезла. Его похоронили на Тихвинском кладбище, недалеко от Тихвинской церкви. Этот мемориал не первый: вскоре после гибели отца Петра доска была установлена, но когда монастырь был разогнан, ее уничтожили. Мы восстанавливаем историческую справедливость», — цитирует владыку сайт Петербургской митрополии.
В заключение епископ Назарий поблагодарил тех, кто способствовал установке памятной доски, — Бориса Сергуненкова, секретаря епархиальной комиссии по канонизации протоиерея Владимира Сорокина и директора музея Александро-Невской лавры Лидию Соколову, заведующую монастырской библиотекой Неониллу Голубятникову — и сказал, что открытием мемориала начинается подготовка к празднованию 100-летия Александро-Невского братства в 2018 году.
Русская линия
Военная обстановка на Донбассе резко обострилась
Бои в целом ряде районов Донецка возобновились накануне грядущего заседания G7
Любые мало-мальски значимые форумы и саммиты, происходящие в последнее время в Европе или в США, как это ни печально отражаются ужасным эхом на Донбассе, где и без того напряжённая обстановка неизменно резко накаляется в самый канун таких форумов.
При этом все подобные обострения неминуемо оканчиваются ужесточением риторики Киева в отношении Донецка и Луганска, и требованием со стороны Украины к ЕС и США ввести дополнительные санкции против России.
Примеров этого более чем достаточно. Так, после обстрела автобуса в Волновахе, президент Украины Порошенко объявил очередную волну мобилизации в ВСУ, а затем поехал в Европу требовать новых антироссийских мер против Москвы.
К срыву первого перемирия привело обострение ситуации вокруг донецкого аэропорта. Из-за боёв в аэропорту Порошенко отдал приказ начать массированный обстрел жилых кварталов Донецка и Луганска украинской артиллерией, и началась полномасштабная война.
Нынешнее противостояние, которое произошло в донецкой Марьинке, также вписывается в эту канву. 8 июня в Германии должно состояться очередное заседание G7, и тема Украины была в его повестке дня, однако стояла далеко не на самом первом месте. Нынешние события могут поменять эту ситуацию.
Сложно сказать, кто на самом деле стоит за обострением ситуации на Донбассе — Донецк и Киев наперебой обвиняют друг друга в нарушении Минских соглашений и развязывании боёв вокруг Марьинки. По данным Киева, всего за несколько дней до G7 ополченцы пошли в атаку на украинскую Марьинку, и украинские военные вынуждены были отвечать.
С донецкой стороны, говорят о другом. В ночь с 3 на 4 июня ВСУ попыталось прорвать линию обороны ДНР и потеснило ополчение. Те, в свою очередь, предприняли контратаку и выдавили украинских военных не только со своей территории, но и заняли Марьинку. Затем, правда, под давлением ВСУ они были вынуждены отойти на свои прежние позиции.
Видимых причин для Донецка идти на столь опрометчивую операцию, как наступление в одном локальном месте, да ещё в самый канун G7, представить себе очень сложно. Не продвинулись в своем наступлении и украинские военные. А это значит, что есть надежда на то, что бои в Марьинке — это стандартная провокация накануне очередного зарубежного саммита, и до полномасштабной войны дело всё же не дойдёт.
Русская линия
В Германии есть разногласия по поводу отношений с Россией
В отличии от Ангелы Меркель глава немецкого МИДа считает, что формат G8 с участием Москвы должен быть сохранен
Не исключено, что для того, чтобы сгладить «резкие углы» нынешней политики Берлина, и понизить градус дискуссии по этому вопросу в своей стране, глава Министерства иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил вчера о необходимости скорейшего возвращения России в состав «большой восьмерки». «Мы не можем быть заинтересованы в том, чтобы G8 оставался в формате G7 постоянно. Наоборот, Россия нужна нам для решения хронических конфликтов в соседних с Европой районах — Сирии, Ираке, Ливии и относительно иранской ядерной программы», — цитирует Штайнмайера Новая Газета.
Вместе с тем глава немецкого внешнеполитического ведомства отметил, что Запад не мог проигнорировать нарушение Россией международного права после присоединения к ней Крыма. «Я надеюсь, наше политическое и экономическое давление, с одной стороны, и попытки диалога с Россией, с другой стороны, выведут Украину из нынешней ситуации, которая угрожает безопасности всей Европы», — подчеркнул министр.
Министр по вопросам экономического сотрудничества ФРГ Герд Мюллер, в свою очередь, заявил, что сроки возвращения России в G8 зависят от президента страны Владимира Путина. «Минские соглашения об урегулировании ситуации на востоке Украины должны быть, наконец, выполнены. Тогда Россия снова будет за столом „cемерки“», — сказал он. Мюллер согласился с Штайнмайером, что Запад нуждается в России, как помощнике в политическом урегулировании гражданской войны в Сирии и других региональных кризисов. Министр надеется, что Россия будет участвовать уже в следующем саммите.
Русская линия
Дефолт Греции пока откладывается
Афинам удалось уговорить МВФ о перенесении всех июньских траншей на самый конец месяца
Пока все ждали наступления «часа Х» — 5 июня — того времени, когда Греция должна была осуществить очередной перевод денег Международному валютному фонду (МВФ), Афинам, видимо, удалось договориться со своими кредиторами из Брюсселя на отсрочку этого платежа. Действительно, мало кто в Европе заинтересован в дефолте этой страны, за которым неминуемо последует выход Греции из ЕС.
Как сообщает РИА Новости, по графику погашения долга Афины должны были 5 июня перечислить МВФ около 300 миллионов евро. Однако этот платеж сегодня произведен не будет. Более того, все предстоящие платежи: 12 июня (примерно 340 миллионов евро), 16 июня (примерно 560 миллионов евро) и 19 июня (примерно 336 миллионов), будут объединены в один, срок которого перенесен на 30 июня.
Находящийся в Брюсселе, скорее всего, для улаживания именно этого вопроса, премьер-министр Греции Алексис Ципрас на вопрос журналистов по поводу очередного платежа МВФ вчера ответил: «Не волнуйтесь. Мы уже заплатили 7,5 миллиарда евро, не так ли?». Одновременно парламентский представитель правящей партии СИРИЗА Никос Филис успокаивал в Афинах греческий народ тем, что ещё раз подтвердил намерение правительства не задерживать выплаты пенсий, зарплат госслужащим и оплату больничных услуг — ведь жесткая экономия в социальной сфере является одним из главных требованием Международного Валютного Фонда.
В свою очередь греческий министр финансов Яннис Варуфакис на вопрос о том, есть ли у страны деньги для выплаты МВФ 1,6 миллиарда евро в июне, ответил, что это неинтересный вопрос. «Существенным является вопрос, как Греции в течение четырех месяцев удавалось расплачиваться с кредиторами и выплатить МВФ более чем 6,5 миллиарда долларов, которые были получены из крови и плоти греческого государства», — сказал Варуфакис, уйдя таким образом от прямого ответа.
Русская линия
Представители Церкви и общественности в целом положительно оценивают открытие «бэби-боксов» в России
Попытка екатеринбургской прокуратуры закрыть единственное в городе «окно жизни» вновь актуализировала общественную дискуссию на эту тему
В Общественной Палате России решили поддержать екатеринбуржцев: «Этот проект спасает детские жизни, и поэтому мы его, безусловно, поддерживаем. У нас нет сомнений в пользе, которую он приносит обществу», — цитирует секретаря ОП А. Бречалова ТАСС. По его мнению, если у кого-то и сохраняется негативное отношение к этой идее, то только потому, что он недостаточно о ней знает. «На площадке Общественной палаты мы будем проводить дискуссии на тему „бэби-боксов“, говорить об их эффективности, чтобы их практика распространялись далее на регионы», — заключил секретарь ОП.
Отметим, что Синод и Архиерейский собор РПЦ официально пока не высказывали свою позицию по этому вопросу. «Насколько я знаю, бывает разное отношение к этой инициативе. Если это помогает спасению детей — это очень важно и нужно, но если это провоцирует на отказ от ребенка, то это плохо. Я думаю, что если есть на это деньги — то это хорошо было бы сделать, потому что бывают случаи, когда от детей просто избавляются, их находят в мусорных баках. Мы (Синодальный отдел по социальному служению — РЛ) даже думали сделать „окно жизни“ вместе с Филатовской больницей — сестры милосердия были готовы принимать детей и ухаживать за ними. Но это не встретило поддержки со стороны департамента здравоохранения», — рассказал вчера на пресс-конференции, а РИА Новости епископ Орехо-Зуевский Пантелеимон.
Глава Союза педиатров России Александр Баранов напомнил, что «окна жизни» — это не западное изобретение, а российское. «250 лет назад в Московском императорском воспитательном доме, который располагался на Солянке, было „окно жизни“. Ежегодно туда приносили около 12 тысяч детей», — сообщил Баранов. По его данным, за годы существования Московского императорского воспитательного дома благодаря «окну жизни» было спасено около 700 тысяч жизней.
Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, основываясь на данных СК, заявил в конце мая, что «окна жизни» играют позитивную роль и становятся дополнительным инструментом защиты детей. Маркин сообщил, что в целом по России в 2014 году зарегистрировано 136 убийств детей в возрасте до одного года. «Возможно, распространенность и шаговая доступность „бэби-боксов“ позволит значительно сократить число таких фактов», — подчеркнул Владимир Маркин. И добавил, что оборудование и содержание «окон жизни» не требует существенных материальных затрат и кадровых ресурсов.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобной Евфросинии Полоцкой
Преподобная Евфросиния Полоцкая, до пострига носившая имя Предслава, была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда Предслава стяжала «плод молитвы». Мудрости ее «чудился» не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.
Отвергнув все предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг.
Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги — «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином, она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — Ефесскую икону Божией Матери, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им дары, и в 1162 г. икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи. Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и наконец прибыла в Полоцк. В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава — Александра, выходя замуж за великого князя Александра Невского, взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, где состоялось венчание княгини.
Незадолго до смерти преподобная Евфросиния отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину в 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.
По земному своему рождению преподобная принадлежит Белой Руси. Но, принадлежа земному своему отечеству, преподобная Евфросиния стола воистину членом Православной соборной церкви Великой России и, наконец, Вселенской Православной Церкви, знамением чего стала ее кончина и погребение во Святом Граде. Преподобная Евфросиния Полоцкая соединяет невидимыми духовными узами Великую Россию, Малую Россию и Белую Россию, не позволяя раздирать единую Церковь Русскую Православную.
Сегодня также день открытия на Знаменской площади столицы Российской Империи — Санкт-Петербурга — памятника Царю-Миротворцу, Императору Александру III.
Русская линия
В Научно-исследовательском отделе рукописей РГБ проходит выставка «Труд молитвенный. К 200-летнему юбилею со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского»
1 июня 2015 года в Румянцевском зале Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки открылась выставка «Труд молитвенный. К 200-летнему юбилею со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского». Об этом информирует Патриархия.Ru.
В церемонии открытия выставки приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, президент РГБ В.В. Федоров, заведующий Научно-исследовательским отделом рукописей РГБ В.Ф. Молчанов.
В приветственном слове митрополит Климент рассказал о духовном пути святителя Феофана и основных вехах его творчества, коснулся вопросов восприятия наследия святителя в современном обществе. Он также отметил вклад руководства и сотрудников Российской государственной библиотеки и, в первую очередь, Научно-исследовательского отдела рукописей в сохранение и изучение книг из библиотеки святителя Феофана, документов, связанных его с жизнью и деятельностью.
В.В. Федоров в свою очередь отметил важность и необходимость тесного сотрудничества Русской Православной Церкви и российской культуры, прежде всего, таких ее учреждений, как федеральные книжные хранилища России. В.Ф. Молчанов рассказал об истории и современном состоянии сотрудничества Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ с Издательским Советом Русской Православной Церкви, подробно остановившись на работе в рамках проекта подготовки полного собрания творений святителя Феофана Затворника.
Затем главный архивист Отдела, эксперт Научно-редакционного совета по подготовке полного собрания творений святителя Феофана Д.А. Чудинов провел обстоятельную экскурсию по выставке.
В экспозиции выставки, в витринах и стендах, расположенных в Румянцевском зале НИОР РГБ, представлены автографы святителя Феофана Затворника, его биографические и творческие документы, повествующие о различных периодах служения и творческой деятельности святителя: о его служении в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847−1853), пребывании на должности ректора Петрозаводской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии (1856−1859), на Тамбовской и Владимирской епископских кафедрах (1859−1866), напряженной писательской работе в затворе — в Успенском Вышенском монастыре Тамбовской (ныне Скопинской) епархии (1866−1894). Ряд материалов, представленных на выставке, посвящен воспоминаниям о святителе Феофане, а также научным работам выпускников дореволюционной Московской духовной академии, занимавшихся богословским анализом его творений. В рамках выставки представлены уникальные экспонаты — книги, принадлежавшие святителю Феофану Затворнику, с дарственными надписями от различных лиц.
Выставка продлится до 6 июня.
Русская линия
Под Курском заложат храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
10 июня в 11.00 в селе Муравлево Курской области митрополит Курский и Рыльский Герман освятит закладной камень в основание строящегося храма в честь святителя Луки Крымского. Произойдет это событие в канун Дня памяти святого, празднуемого 11 июня, сообщает Благовест-Инфо.
В Муравлеве жила известная старица Мисаила (Зорина), знакомая с архимандритом Лукой (Войно-Ясенецким). До сегодняшнего дня родные монахини бережно хранят фотографию святителя с памятной надписью «+Старице Мисаиле на молитвенную память Архиепископ Лука. 12-IV 50» и почтовую карточку, на обратной стороне которой рукой архиепископа написано: «Монахине Мисаиле, Захарию и Анисии мир и благословение и благодарность за добрую память и заботы о моем здоровии, которое понемногу улучшается. Архиепиcкоп Лука. 30-XII 52».
Как познакомились святитель и курская монахиня, не известно. Произошло ли это в тот период, когда будущий архиепископ только начинал свою карьеру земского доктора в Фатежской больнице или они были знакомы только по переписке, остается тайной.
Войно-Ясенецкий прошел очень непростой, но яркий жизненный путь. Официальная власть то пыталась расстрелять непокорного священника, то вручала Сталинскую премию. В 1995 году православная церковь причислила его к лику святых.
В житии Войно-Ясенецкого есть и курский период. Тысячи людей почитали его не только как святителя Луку, но как хирурга «от Бога». В 1905 г. будущий святой приехал в Фатежский уезд работать земским врачом в Любаже. Именно здесь он начал изучение тончайших нервов и впоследствии изобрел новый метод анестезии, принесший ему мировую известность. Он открыл местный наркоз и спас тысячи людей от гибели из-за ошибок анестезиологов. В условиях бедной земской больницы талантливый хирург делал операции на сердце, почках и глазах, которых в России тогда практически не знали.
Русская линия
В литературном кафе «Несвятые святые» начал распространяться журнал Музея современной истории России «Живая история»
С сегодняшнего дня в литературном кафе «Несвятые святые», расположенном по адресу ул. Большая Лубянка д. 17, можно получить свежий номер нового исторического журнала «Живая история». Об этом сообщает Православие.Ru.
Журнал «Живая история» начал выходить с мая этого года под эгидой Музея современной истории России. Главным редактором журнала стал молодой историк, кандидат исторических наук, выпускник исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Аникин Никита.
Первый номер «Живой истории» посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
«Но это номер не о войне, а о людях, вокруг которых была война», — рассказывает Н. Аникин.
«Номер журнала посвящен нашим отцам, дедам и прадедам, вернувшимся с войны и оставшимся на поле боя, труженикам тыла и блокадникам, тем, кто навсегда стал «Бессмертным полком», — добавляет генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова.
По словам И. Великановой, новый журнал, с одной стороны, будет отвечать критериям исторической достоверности, а с другой — говорить с читателем на понятном ему современном языке. Журнал будет рассказывать о событиях истории последних полутора веков, многие из которых до сих пор продолжают волновать, оказывая серьезное влияние на российское общество в самых разных сферах. Прежде всего, это XX век, его трагические и героические события, самые трудные вопросы отечественной истории. Издание рассчитано на самую широкую аудиторию, на массового читателя, в первую очередь — на молодежь. К созданию журнала были привлечены молодые амбициозные ребята.
По словам Великановой, для музея издание журнала — это, во-первых, возможность частично удовлетворить запрос на растущий интерес к истории, во-вторых — способ популяризировать фондовое собрание музея, в котором насчитывается более 1,3 млн. единиц хранения. «Думаю, что именно в возможности опираться на документальные свидетельства и подлинные исторические источники, собранные в фондах Музея современной истории России, будет заключаться уникальность нашего журнала», — говорит И. Великанова.
Презентация первого номера состоялась в музее 27 мая в рамках заседания дискуссионной площадки «Тверская — XXI», где обсуждалась тема популяризации исторических знаний.
Как заявляют издатели, «Живая история» будет бесплатно распространяться в школах, книжных магазинах и кафе. Литературное кафе «Несвятые святые» стало первой точкой на карте города, где, начиная с сегодняшнего дня, можно получить свежий номер журнал. Также «Живую историю» всегда можно найти в Музее современной истории России на Тверской, 21.
Русская линия
В режиме видеоконференции состоялось первое совещание духовников региональных казачьих институтов
3 июня 2015 года по благословению председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла в МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) состоялось первое совещание с духовниками региональных институтов университета. Об этом информирует Патриархия.Ru.
Работу совещания, которое прошло в режиме видеоконференции, возглавил духовник МГУТУ, ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин. В совещании приняли участие проректор МГУТУ по делам казачества И.В. Казарезов, сотрудники вуза и Синодального комитета, духовники и директора региональных институтов МГУТУ им. Разумовского.
Совещание проводилось с целью наладить постоянный обмен мнениями и опытом работы по духовному окормлению студенчества 20 региональных институтов МГУТУ, а также рекомендовать духовенству новые подходы в духовно-просветительской работе. Синодальный комитет стремится укреплять и развивать в молодежной среде нормы поведения, основанные на православных ценностях и казачьих традициях, внутренней установке жить по вере, закону и совести.
С докладом о направлениях деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством выступил иерей Тимофей Чайкин, который в своем выступлении особое внимание уделил мерам по развитию духовно-нравственного воспитания учащихся.
О личном опыте духовного окормления учащихся казачьего кадетского корпуса, казачьей молодежи рассказал войсковой священник ВКО «Всевеликое войско Донское», духовник института МГУТУ в г. Ростове-на-Дону протоиерей Сергий Маштанов. Он, в частности, организовал три конкурса — детского рисунка, сочинений на тему: «Первая мировая война и казаки», а также конкурс документальных фильмов «Моя земля — мой дом родной». Молодые казаки поддержали состязания своим творческим участием. Протоиерей Сергий Маштанов добавил, что в Ростовском институте МГУТУ особое внимание уделяется духовному становлению личности. Воспитание в духе служения правде Божией и Отечеству выражается в том числе в организации в помещении одного из классов Новочеркасского казачьего кадетского корпуса молитвенной комнаты. Все кадеты корпуса исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин.
Иерей Олег Ганженко, председатель отдела культуры Омской епархии и духовник Омского института МГУТУ, в своем выступлении отметил важность создания, в том числе силами МГУТУ им. Разумовского, непрерывной системы казачьего образования — от казачьего детского сада до вуза.
Руководитель комитета по взаимодействию с казачеством Смоленской епархии иеромонах Даниил (Сычев), окормляющий городское отдельское казачье общество «Центральное казачье войско», рассказал об увеличении числа казачьих кадетских школ и классов в Смоленске. Развивается фестивальное движение «Казачья песня», регулярно проходит региональный этап игры «Казачий сполох», открываются смены в казачьих детских лагерях. В честь сохранения памяти о яростном сопротивлении, которое город оказывал в борьбе с татаро-монгольским игом, армией Наполеона, с фашистско-немецкими захватчиками, только в последнее время на местах кровопролитных боев было установлено 250 поклонных крестов. Недавно Смоленский институт МГУТУ посетил полномочный представитель Президента РФ в ЦФО, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов, который принял участие в церемонии открытия духовно-просветительского центра им. св. Кирилла и Мефодия. Этот институт поддерживает тесные связи со многими казачьими обществами, входящими в ВКО «Центральное казачье войско».
Прозвучал ряд других выступлений.
Завершая рабочее совещание, иерей Тимофей Чайкин предложил всем духовно-просветительским центрам, открывающимся в региональных институтах, присваивать имена святых Кирилла и Мефодия; ежегодно в сентябре обязательно проводить молебное пение на начало учебного года; включить новый диалог-клуб для духовников образовательных организаций с казачьим компонентом в программу казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений 2016 года.
И.В. Казарезов поддержал предложения духовника возглавляемого им вуза, отметив необходимость сбора в рабочем порядке проблемных вопросов, возникающих в деятельности духовников региональных институтов. Также он сообщил, что совещания духовенства и директоров региональных вузов в режиме видеоконференцсвязи будут проводиться не реже раза в три месяца.
В завершение иерей Тимофей Чайкин совершил чин освящения сетевого центра казачьей подготовки.
Русская линия
Патриарх Александрийский встретился с президентом Республики Мадагаскар
В ходе своей поездки на Мадагаскар Феодор II, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки, 3 июня 2015 г. встретился с президентом Республики Мадагаскар Эри Мартиаль Радзаунаримампианина Ракутуариманана, сообщила «Седмица.Ru» со ссылкой на официальный сайт Александрийского Патриархата.
Патриарха в ходе визита в Президентский дворец в Антананариву сопровождали митрополит Мадагаскарский Игнатий, посол Республики Египет на Мадагаскаре Шериф Аббас, консул Греции и Кипра на Мадагаскаре Панайотис Талумис, архимандрит Марк (Феодози) и африканский священник Стефан.
Предстоятель Александрийской Православной Церкви наградил президента Мадагаскара Большим крестом и звездой ордена св. Марка — высшей наградой Александрийского Патриархата.
Патриарх Феодор проинформировал главу Мадагаскарского государства о двухтысячелетней истории Александрийской Православной Церкви на Африканском континенте, ее пастырской, миссионерской и гуманитарной работе. Патриарх Александрийский рассказал о строительстве школ, больниц, церквей и других учреждений, предназначенных для нужд африканцев и греков в Африке.
Президент высоко оценил деятельность Александрийской Православной Церкви на Мадагаскаре, где в ее юрисдикции действуют около пятидесяти церквей, 35 школ, 22 медицинских центра, 4 приюта и 2 дома престарелых. Особенно важным глава Мадагаскарского государства считает открытие нового православного университета в городе Манакара.
В заключение встречи Патриарх Феодор пожелал всем жителям Мадагаскара процветания и мира, а президенту и всем властям страны — крепости и сил в их служении.
Русская линия
Состоялося выпуск Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке
30 мая в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке прошла церемония выпуска, во время которой дипломы об окончании духовной школы были выданы 31 выпускнику, включая девятерых, посвященных в духовный сан. 12 выпускников получили дипломы магистров богословия, 13 — магистров искусств, еще 6 — магистров теологии. В числе дипломированных выпускников — 6 женщин, сообщил официальный сайт Православной Церкви в Америке.
«Сегодняшний день для вас знаменует волнующий переход из студентов в выпускники, — отметил декан семинарии, протоиерей доктор Джон Бер, выступая перед собранием выпускников 2015 г. — То, что вы обрели в этих стенах — это не просто результат вашего старания, это еще и „семя“, зароненное в ваши души». «Слово „семинария“ ведь и означает то место, где засевается зерно, — напомнил декан выпускникам, — но для того, чтобы зерно принесло свой плод, землю тяжко вспахивают, переворачивают, рыхлят, просеивают, увлажняют и пропалывают». «Вы проделали этот тяжелый труд», — отметил протоиерей Джон Бер. «Семя, зароненное здесь в ваши души, может принести великие плоды», — заключил декан семинарии.
В выпускной церемонии принял участие президент семинарии Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Тихон. Он поздравил всех выпускников и призвал их «искать Господа в молчании, чтобы обрести способность делиться этим великим даром с жаждущим миром». Он также поздравил супруг и супругов семинаристов, обращаясь к ним как к «исихастам», и уподобил их труд мученическому подвигу, который, по его словам, «вы долго несли и будете нести и далее».
На церемонии также присутствовали архиепископ Питсбургский и Восточно-Пенсильванский Мелхиседек и доктор Мартирос Чевян, декан армянской семинарии Св. Нерсесса.
В выпускной церемонии также принял участие митрополит Оулусский Илия (Финляндская Православная Церковь), выпускник Свято-Владимирской семинарии, получивший диплом магистра богословия в 2003 г. В своем выступлении он вспомнил свои студенческие дни и обратился к нынешним выпускникам со словами напутствия.
Более десяти лет тому назад митрополиту Илии не удалось присутствовать на собственной выпускной церемонии из-за смерти матери, совпавшей с днем выпуска. В этой связи, председатель совета Ассоциации выпускников Грегори Абдалла произнес трогательную, прочувствованную речь и вручил митрополиту Илии традиционную скромную награду выпускника семинарии — рамку для диплома, сделанную из вишневого дерева.
Во время церемонии также была вручена премия св. Макрина за отличное наставничество — она была присвоена от имени студенческого сообщества доктору Георгу Парсениусу, преподавателю Нового Завета, и вручена президентом Совета студентов священником Теодором Свейном. Вручая награду, отец Теодор особо отметил «захватывающий стиль преподавания, в сочетании с его всегдашней устремленностью вглубь и в суть любого предмета», а также «глубочайшую православную веру» награжденного наставника, «согревающую, подобно внутреннему свету, каждую его лекцию».
Русская линия