Сегодня Великая Среда
Православные христиане вспоминают приготовление Господа к погребению и предательство Его Иудой
В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает помазание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.
Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, некая женщина принесла алавастровый сосуд мира и возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как сказал Сам Он о ее поступке. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо — ноги.
Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку женщины, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
Иуда осудил поступок этой женщины, сказав, что за эти деньги можно было бы накормить многих нищих. Однако, как повествует о том Святое Евангелие, сказал он так не из жалости к нищим, а по своему сребролюбию. Это подтвердил дальнейший его поступок. Иуда пошел к первосвященникам и спросил у них, сколько ему дадут денег за предательство Христа.
«Та — искала оставления грехов, а этот — взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она — радовалась, тратя миро многоценное; этот — заботился продать Неоценимого. Она — Владыку познавала, а этот — от Владыки удалялся. Она — освобождалась от греха, а этот — делался пленником его», — говорит об этих евангельских событиях Святитель Иоанн Златоуст.
В этот день совершается последняя литургия Преждеосвященных Даров, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого в Церкви прекращаются земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей, до самой вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы). В этот день православные стараются исповедоваться, покаяться в своих грехах, как покаялась в них евангельская блудница, припав к ногам Спасителя, чтобы на следующее утро вместе со всей Церковью причаститься святых Христовых Таин.
Русская линия
Митрополит Иларион: Чудовищным преступлениям сталинского режима не может быть никакого оправдания
По мнению главы ОВЦС, тем, кто считает Иосифа Сталина выдающимся историческим деятелем, следует «отрезвиться».
6 апреля глава ОВЦС, митрополит Волоколамский Иларион принял участие в телепрограмме «Познер», которая выходит на Первом канале российского телевидения. В своем выступлении владыка затронул ряд важных тем, в частности, прокомментировал заявления социологов о росте популярности Иосифа Сталина у жителей России.
По его мнению, тем, кто считает Сталина выдающимся деятелем, следует «отрезвиться». Он предложил, оценивая роль Сталина в истории, учитывать два аспекта. «Мы знаем, что есть историческая заслуга всех тех, кто со стороны нашего государства вел войну, чтобы мы победили, а не проиграли, и этой заслуги нельзя умалять. Но то, что были многомиллионные жертвы, репрессии, то, что был геноцид собственного населения, — это все было. Мы не можем, не должны закрывать на это глаза», — сказал он.
«Я думаю, что для того, чтобы кому-то отрезвиться, надо съездить на Бутовский полигон на окраине Москвы. Там есть музей, фотографии людей, там рассказывают что происходило: каждый день привозили и расстреливали ночью по 200 — 300 — 400 человек», — напомнил владыка Иларион. Он также рассказал о том, как лично знакомился со списками расстрелянных на Бутовском полигоне людей. «Там были 15−16-летние дети. За что их расстреливали? Какой вред мог принести государству 15-летний ребенок, чтобы его надо было расстрелять вот так вот исподтишка, тайно?» — вопросил владыка. «Чудом Божиим сейчас восстановили этот мемориал, и мы знаем тех, кто там погиб. Я думаю, что этим чудовищным преступлениям оправдания никакого нет. И быть не может», — подчеркнул митрополит Иларион.
Иерарх считает, что отношения между Церковью и государством сейчас выстраиваются вполне конструктивно. «Они основаны на двух принципах: невмешательство Церкви и государства во внутренние дела друг друга и соработничество Церкви и государства там, где это кажется полезным обеим сторонам». По словам священнослужителя, «прошедший 26-летний период можно считать беспрецедентным: у Церкви появилась такая свобода, какую она не имела никогда прежде — ни в советское время, ни в дореволюционное». И это, подчеркнул митрополит Иларион, «стало одним из главных вызовов» для РПЦ. «Вдруг открылись все возможности сразу, мы открывали в день по три храма, в год — по тысяче храмов, мы открыли больше 800 новых монастырей, появилось более 50 учебных заведений, — пояснил он. — И это потребовало огромной мобилизации внутренних ресурсов: надо искать новых людей, воспитывать их, обучать и приучать к тому, что Церковь является полноценным участником общественных процессов».
Комментируя закон о противодействии оскорблению чувств верующих, митрополит Иларион сказал: «Никто никому не должен запрещать свободу высказываний: если вам не нравится Церковь, ее учение или поведение отдельных членов, вы можете об этом говорить. Но если происходит акт сознательного кощунства по отношению к священному для той или иной религии символу, или в кощунственном свете выставляется образ дорогого для верующих человека или божественного лица, то может вступить в силу этот закон».
Архипастырь добавил, что в России этот закон необходим: «Мы живем в особой стране, где на протяжении веков мирно сосуществуют разные религии и конфессии. Это достаточно хрупкий мир, его можно взорвать неосторожными действиями или высказываниями, неумной внутренней политикой. Поэтому, чтобы сохранить этот мир, мы все должны приложить особые усилия», — заключил митрополит Иларион.
Русская линия
Архиепископ Горловский Митрофан: Освящая вербу, надо помнить о других Богослужениях Страстной Седмицы
Архипастырь считает, что внешняя сторона церковной жизни не должна заслонять у верующих её сути
«В Вербное Воскресенье перед храмом, как на Пасху, всегда много людей, и освящают вербы. Я помню время, когда никто не знал, что вербы надо освящать. Вечером в храмах было вечернее богослужение, во время которого читается молитва на освящение ветвей. Мы готовимся встречать Христа и вместе с Ним проводить Страстную седмицу, встречать Пасху. Но сейчас все просят вербу освятить. Сначала таких людей было сто, двести, триста, потом два-три круга вокруг церкви собиралось. Потом у нас спрашивают: „Объясните нам, зачем вербу освящать?“ А мы их спрашиваем: объясните нам, почему вы приходите вербу освящать, а на Страстную Седмицу не приходите на службу?», — цитирует владыку сайт Горловской епархии.
«Любой священник понимает: освятить вербу, но не быть на богослужениях в Страстную Седмицу, не прийти причаститься в Великий Четверг — не имеет никакого смысла. Ты можешь КАМАЗ вербы освятить, а толку не будет, если ты не попостишься, не исповедуешься, не причастишься. Мы от освящения вербы не отказываемся. Но давайте кроме освящения вербы придём к Причастию, давайте придём на службу в Великую Пятницу. Великая Пятница — день особый, потому что в этот день Христос за наши грехи распялся. Он страдал. А я ни разу не видел в этот день столько людей в церкви, сколько приходит на Пасху или в Вербное Воскресенье. Очень жаль, что в Великую Пятницу храм полупустой. Получается как в потребительском обществе: мы потреблять умеем, а отдавать — нет. А о чём это говорит? Чем это плохо для нас? Мы не научимся любить, если будем так поступать. Потому что любить научится только тот человек, который умеет в своей жизни что-то отдать. Если ты умеешь только получать и выбираешь всегда самую лёгкую дорогу, любовь оскудевает, и жизнь становится мрачной, и счастья нет», — сказал архиепископ Митрофан.
«Как объяснить людям, что в Церкви есть гораздо больше, чем просто верба или святая вода — есть Живой Христос, Который любит нас, Который даёт нам вечную жизнь, от общения с Которым мы сами и вся наша жизнь может измениться, а ещё нас впереди ждёт вечность? Но, как бы трудно ни было, мы этим занимались, занимаемся и будем заниматься всю свою жизнь. И повторяться будем, и говорить, и объяснять, что Христос важнее вербы, важнее любой святой воды. Что Он важнее всего того, что мы из церкви можем принести в руках», — заключил владыка.
Русская линия
Греция потребовала от Германии репараций
По оценкам греческого правительства в ходе Второй мировой войны нацисты нанесли ущерб стране почти в треть триллиона долларов
Тяжёлая экономическая ситуация в Греции заставляет искать правительство новые источники пополнения казны, одним из которых могут стать репарации за преступления нацистов во время Второй мировой войны. Вчера греческое правительство впервые озвучило колоссальную сумму, которую, по его мнению, должен выплатить Берлин — 278,7 млрд евро (307 млрд долларов). Репарации включают в себя компенсацию ущерба, нанесённого Греции в ходе Второй мировой войны, принудительный заём, который греческие банки были вынуждены выдать Третьему рейху, а также возвращение похищенных археологических ценностей.
Замминистра финансов Греции Димитрис Мардас сообщил, что собраны все доказательства и материалы вины нацистов. Документы переданы политическому руководству страны. Кроме того, правительство Греции готовится активировать решение Верховного суда, принятое 15 лет тому назад, и арестовать немецкие бизнес-активы в стране — в качестве компенсации за злодеяния нацистов.
Берлин со своей стороны заявил, что договор «Два плюс четыре» который подписали в 1990 году министры иностранных дел ФРГ и ГДР, а также главы внешнеполитических ведомств стран-союзников во Второй мировой войне — СССР, США, Великобритании и Франции, — положил официальный конец Второй мировой войне и решил проблему репараций.
Как уже сообщала РЛ, сейчас главной заботой греческого правительства является внешний долг государства. Глава МВД Греции Никос Воутсис объявил кредиторам о том, что у его страны есть деньги лишь до 9 апреля, и что правительство встало перед выбором: заплатить последние 450 млн евро Международному валютному фонду или выплатить зарплаты и пенсии, причем он бы выбрал второй вариант.
Греческие власти не согласны на условия Еврокомиссии и МВФ, выдвинутые этими организациями в обмен на получение нового транша в 7,2 млрд евро. Власти Греции полагают, что жесткие экономические ограничения, на которых настаивают кредиторы, противоречат их предвыборные обещаниям. Стороны продолжают переговоры о предоставлении финансовой помощи Греции.
Русская линия
В Тикрите обнаружили массовое захоронение иракских солдат
Без суда и следствия исламисты жестоко убили 1700 человек
Город был оккупирован боевиками ИГ в июне 2014, после чего в сети появились фотографии и видео с массовыми казнями шиитских солдат. Однако никто не представлял, что зверства исламистов носили массовый характер: в Тикрите обнаружили 12 массовых захоронений, в которых находились 1,7 тысячи тел. По мнению военных, это трупы иракских солдат, взятых в плен, а впоследствии убитых боевиками «Исламского государства» (ИГ), сообщает портал Newsru.com.
Захоронения были найдены рядом с бывшей американской базой. «Это была душераздирающая сцена. Мы плакали, когда раскапывали первую могилу. Только жестокие варвары могли хладнокровно убить 1700 человек», — рассказал представитель иракского Минздрава Халид аль-Атби. По его словам, опознать тела будет возможно с помощью ДНК.
Отметим, что в операции по освобождению Тикрита, начавшейся 2 марта, принимали участие 30 тысяч бойцов, две трети которых составляли поддерживаемые Ираном шиитские ополченцы. Армия Ирака теперь, как ожидается, попытается вернуть контроль над Мосулом, находящимся в 225 км к северу по реке Тигр. Однако эксперты отмечают, что сделать это будет непросто, поскольку джихадисты превратили город в свою главную укрепленную базу.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы празднуем Собор Архангела Гавриила
На следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы, а также 13 июля по юлианскому календарю Церковь прославляет Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. В эти дни вспоминаются все явления Архангела Гавриила: он вдохновлял Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о судьбах еврейского народа; являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Девы Марии; священнику Захарии возвещал о рождении Предтечи Господня; неотступно пребывал с Богородицей во время Ее земной жизни; являлся св. Иосифу Обручнику.
В Гефсиманском саду, где Господь и Спас наш Иисус Христос молился, являлся Архангел Гавриил и укреплял Его перед страданиями. Жены-мироносицы первыми услышали радостную весть о Воскресении Христовом также от Архангела Гавриила.
Как поучает в своих сочинениях архиепископ Херсонский Иннокентий, в ряду Ангелов Гавриилу принадлежит второе, после Архангела Михаила, место. Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия.
«Сей Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения, — пишет владыка. — Поэтому Церковь именует его служителем чуда. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и таин Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райскою в руке ветвию, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеща, а в левой — с зерцалом из ясписа. Изображает с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает с свещою в фонаре, потому что судьбы божии бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, которые неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, если кому, то носящим имя Гавриила, прилична та вера Божия (Мк. 11, 23), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного».
Русская линия