Пост телесный для пользы душевной
Сегодня начинается Рождественский (Филиппов) пост
Установление Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском Императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «поелику сомневались некоторые в том, что нигде не означено количество дней поста Богородичнаго и Рождественскаго, то сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня ноября».
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
В отличие от Великого поста, Рождественский пост — нестрогий. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, гласят, что в течение всего поста следует отказаться от пищи животного происхождения, а также от употребления рыбы по средам и пятницам.
Тем не менее, православный пост — это не только телесное воздержание, но и духовная борьба человека со своими страстями. Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла».
И было бы неплохо, если бы деятели нашей общественно-политической жизни тоже помнили эти слова, а власти понимали, что главным инструментом умиротворения разгорающихся политических страстей могут и должны быть не политические или административные ресурсы, а пост и воздержание.
Русская линия
Марин Ле Пен: Франция должна вернуть себе свою национальную независимость
Глава «Национального фронта» заявила, что готова организовать референдум о выходе Франции из ЕС, если её изберут президентом страны
В сознании европейцев всё больше ослабевает притягательность идеи единой Европы, на смену которой приходит понимание о необходимости возрождения независимой национальной политики. Если бедные европейские страны в лице Сербии, Албании, Черногории, Молдавии и Украины мечтают войти в ЕС, то население богатых стран блока — таких, как Великобритания, Франция и примкнувшие к ним Греция и Кипр, открыто поговаривает о необходимости выхода из Евросоюза.
Это в свою очередь, подвигает местных политиков учитывать настроения в стране и принимать определенные политические решение. Так, в частности, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил о возможности проведения референдума по выходу из ЕС. О выходе из ЕС не раз говорили как на Кипре, так и в Греции. О том же на днях заявила и глава французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, популярность которой во Франции в последние годы растёт стремительными темами.
«Если я буду выбрана президентом Республики, я возьму на себя обязательство перед французами через шесть месяцев организовать референдум о выходе из Европейского Союза», — сказала Ле Пен, сообщает РИА Новости со ссылкой на газете Le Figaro. Президентские выборы во Франции пройдёт в 2017 году и в случае своей победы она намерена договориться с европейскими органами о возвращении Франции территориального, законодательного, экономического суверенитета, а также суверенитета в валютной сфере.
«Либо ЕС возвращает французскому народу эти четыре элемента, либо он отказывается, и тогда я буду просить французов голосовать за выход из ЕС на референдуме», — отметила глава «Национального фронта». При этом Ле Пен подчеркнула, что уйдет с поста президента, если французы проголосуют против выхода из состава Евросоюза.
«Если французы проголосуют против выхода из ЕС, я уйду, так как никогда не дам им обещания, которое не могу сдержать. Я хочу им чётко сказать, что ничего не может измениться, если мы не восстановим свободу быть хозяевами своей судьбы. Но, как генерал де Голль, я их предупреждаю. Есть ещё люди этого калибра во Франции. Я хочу прийти во власть для того, чтобы изменить положение дел», — сказала Ле Пен.
Русская линия
Митрополит Ставропольский Кирилл: «Только правда и любовь помогут сплотиться нашему народу»
Форум Всемирного русского народного собора прошел в Ставрополе под девизом «Глобальные вызовы — русский ответ»
В дискуссиях на форуме приняли участие митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, полномочный представитель Президента России в СКФО Сергей Меликов, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, руководитель Секретариата ВРНС Олег Костин и другие.
Открывая пленарное заседание, митрополит Кирилл подчеркнул то, что III Ставропольский форум ВРНС проходит в необычных условиях — Россия оказалась в эпицентре глобальных проблем, и взгляды всего мира прикованы к тому, что происходит в нашей стране и вокруг нее. «Мы открыто сказали о своей позиции и обнаружили, что в мире много людей, которые тоже верят, что не в силе Бог, а в правде, и поэтому вместе с нами готовы искать ответы на кризисные явления в глобальных масштабах», — отметил митрополит Кирилл.
«В Соборном слове прошедшего две недели назад Всемирного русского народного собора было подчеркнуто, что причиной угроз и рисков, возникающих сегодня в культурной, гуманитарной и политической сферах, следует искать не только в активности зарубежных центров и фондов, но и в ослаблении русского самосознания, русской идентичности», — цитирует владыку портал Патриархия.Ru.
«Правда и любовь — вот благодаря чему жил и возрождался русский народ всем смертям назло. И сегодня только правда и любовь помогут сплотиться нашему многонациональному народу; только правда и любовь сохранят для наших детей возможность создавать счастливые семьи; только правда и любовь станут твердым основанием нашего общего дома, экономики нашего государства», — подчеркнул митрополит Кирилл.
Полномочный представитель Президента России в СКФО Сергей Меликов заявил, что Ставропольский форум ВРНС сегодня является востребованной площадкой, где представители различных народов и культур всего могут широко обсуждать проблемы России и Северного Кавказа как неотъемлемой части российского государства. Представитель Президента подчеркнул, что за прошедшие годы наше общество укрепилось. Особенно важным является то, что основой для укрепления стали традиционные ценности, катализатором возрождения которых является Церковь. «Самое главное — есть общий для большинства россиян образ будущего: единая, сильная Россия, подготовка условий для безопасного будущего наших детей», — заявил Сергей Меликов.
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров обратил внимание на то, что текущий год уже продемонстрировал русские ответы на глобальные вызовы — победой российской сборной завершилась Олимпиада в Сочи, Крым воссоединился с Россией, а общество отвечает на внешнеполитическое давление консолидацией. «Наш ответ всем вызовам: могущественна и непобедима Русь Святая. Могущественен и непобедим русский народ», — заключил Владимиров.
После пленарного заседания работа участников форума продолжилась в трех секциях: «Русский мир: диалоги и конфликты», «Семья: вечная ценность в меняющемся мире» и «Русский прорыв к созиданию». Работа секций продолжилась 27 ноября.
Русская линия
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке будет восстановлена
В декабре в Москве пройдет публичная презентация проекта возрождения этого храма с участием экспертов, историков и архитекторов
А пока процесс возрождения святынь в России идёт своим чередом. Может быть не так быстро, как хотелось бы, но уровень сложности задач, стоящих перед современным строителями, архитекторами, иконописцами очень высок. Сложность задач многократно возрастает, когда вопрос начинает идти о возрождении подлинных шедевров русской церковной архитектуры допетровской эпохи.
27 ноября дан официальный старт общественной инициативе по воссозданию утраченного памятника культурного наследия — Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Инициативу уже поддержал ряд общественных деятелей, политиков и ученых.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, одна из самых знаменитых приходских церквей старой Москвы, прозванная современниками «Восьмым Чудом света». Церковь была построена в 1696—1699 годах. Разрушена в 1936 году, под предлогом расширения проезжей части на улице Покровке, чего в последствии не произошло.
Начиная с 90-х годов несколько раз возникала дискуссия о необходимости воссоздания утраченного памятника. Однако до реализации проекта дело не доходило. Очередные обсуждения появились после обустройства пешеходной зоны на Покровке, главной достопримечательностью которой в свое время была церковь. 14 октября 2014 года, на праздновании Дня Басманного района, Председатель Комиссии по строительству, реконструкции и благоустройству, депутат Евгений Будник предложил объединить всех, кто поддерживает инициативу по воссозданию Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке на одной площадке и совместными усилиями реализовать амбициозный проект. Уже заработал сайт инициативы http://www.hramnapokrovke.info/.
17 декабря 2014 года состоится публичная презентация инициативы с приглашением представителей общественности, исполнительных и законодательных органов власти, а также экспертов, историков, архитекторов.
Русская линия
Утвержден Собор святых Санкт-Петербургской митрополии
Список подвижников благочестия дополнен именами новомучеников и исповедников российских
Празднование Собора — переходящее, оно совершается в Неделю 3-ю по Пятидесятнице и впервые состоялось весной 2000 года. Тогда в списке просиявших в земле Санкт-Петербургской было 45 имен, напоминает сайт Петербургской митрополии.
Как рассказал председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин, в состав Санкт-Петербургского Собора в соответствии с постановлением Священного Синода от 26 июля 2010 года должны включаться подвижники, чье служение Богу полностью или частично проходило в исторических границах Санкт-Петербургской митрополии.
К ним относятся как широко известные святые — Александр Невский, Александр Свирский, Арсений Коневский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Игнатий (Брянчанинов), Вениамин Петроградский, Иоанн Кочуров, Петр Скипетров, Серафим Вырицкий, так и новопрославленные на рубеже ХХ и в ХХI столетии мученики, священномученики и исповедники — Философ Орнатский с сыновьями Петром и Николаем, Владимир Лозина-Лозинский, Александр Волков, Александр Саульский, Викторин Добронравов, Василий Канделябров, Лев (Егоров), Карп Эльб, Николай Симо.
В Собор входит святая седмерица Романовых: семья последнего русского императора Николая II, принявшая мученическую кончину в Екатеринбурге, начинала путь на Голгофу в Санкт-Петербурге и Царском Селе.
Русская линия
Ольга Голодец: «Программу материнского капитала нужно продлить ещё, как минимум, на пять лет»
О необходимости продления программы заявляют и представители Общественной палаты
Заместительница главы Правительства РФ Ольга Голодец предлагает продлить программу материнского капитала как минимум на пять лет, сообщает ИТАР-ТАСС. «Мы должны видеть перспективу, считаю, что программу материнского капитала нужно продлить ещё как минимум на пять лет», — сказала она.
По её словам, «Минфин пытается возобновить тему нуждаемости». Вице-премьер подчеркнула, что материнский капитал не связан с материальным положением семьи, он даётся в связи с рождением второго ребёнка.
«У нас растёт рождаемость, но это большие усилия со стороны гражданского общества», — сказала вице-премьер. Она также отметила, что продление программы материнского капитала возможно в следующем бюджетном цикле. «Я надеюсь, что исход будет благоприятным», — сказала Голодец.
Тем временем, в Общественной палате России предлагают продлить сроки предоставления материнского капитала до 2025 года. Такое предложение в частности содержится в проекте доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества за 2014 год, сообщает РИА Новости.
Представители общественности также предлагают расширить возможности использования маткапитала для лечения членов семьи.
Помимо этого в Общественной палате считают необходимым популяризировать семейные ценности, традиционную семью, брак и многодетность. Для этих целей, по мнению общественников, нужно активнее задействовать мощные информационные ресурсы, в том числе главные общенациональные телевизионные каналы в прайм-тайм.
Программа материнского капитала действует в России с 2007 года. Право на его получение имеют матери, родившие второго или последующих детей. Средства материнского капитала могут расходоваться на улучшение жилищных условий, обучение детей или пенсионное обеспечение матери. В целом число российских семей, получивших в Пенсионном фонде государственный сертификат на материнский капитал, на сегодня превышает 5,6 миллиона.
Русская линия
Креста на них нет или «не мечите бисер перед свиньями»?
Мадридский «Реал» решил отказаться от христианской символики на своём гербе в арабских странах
Руководство мадридского «Реала» отказалось от изображения христианского креста на клубной эмблеме, дабы не оскорблять религиозные чувства мусульман. Креста присутствовал на эмблеме «Реала» с начала двадцатого века, когда король Испании Альфонсо XIII даровал клубу своё высочайшее покровительство.
Поводом отказа от традиционной эмблемы стало подписание трехлетнего контракта с Национальным банком Абу-Даби. Теперь в Арабских эмиратах на логотипе королевского клуба креста не будет. Решение об изъятии одного из главных символов христианства было одобрено президентом клуба Флорентино Пересом.
«Мы знаем, что в ОАЭ каждый матч переживается с особыми эмоциями, — заявил Перес. — С каждым разом наши связи с ОАЭ укрепляются. И мы хотим, чтобы „Реал“ продолжал завоёвывать сердца этих болельщиков». Как отмечают в штаб-квартире испанского клуба, в Европе эмблема сохранит традиционный вид, и в клубе не намерены отказываться от самого креста.
В среде европейских болельщиков по данному поводу растёт недовольство — по мнению приверженцев команды, «Реал» просто продаёт свою христианскую символику за деньги, отказываясь от своей истории ради арабских спонсоров. К тому же, добавляют фанаты, сложно себе представить, чтобы какой-нибудь футбольный клуб из исламской страны пошёл на такие уступки.
Однако, есть среди болельщиков и те, кто, наоборот, считают такие меры правильными. Они указывает на невозможность использовать традиционную эмблему клуба в арабских странах, поскольку это может привести к осквернению христианского креста. Такие мадридцы призывают просто «не метать бисер» перед арабами, поскольку они всё равно этого не поймут.
Русская линия
В Москве завершился кинофестиваль «Радонеж»
Его победителем стала документальная картина об итогах Первой мировой
Лучшим фильмом XIX фестиваля христианских кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» признана документальная работа режиссера Виктора Лисаковича «Мы не подписывали договора в Версале», посвященная итогам Первой мировой войны. Об этом объявили сегодня на церемонии закрытия форума в Доме кино, передает ИТАР-ТАСС.
«Фильм рассказывает о завершении Первой мировой войны и событиях, связанных с заключением Версальского мира. Двадцать лет спустя противоречия, заложенные договором в Версале, привели ко Второй мировой войне», — отметил организатор кинофорума, председатель общества «Радонеж» Евгений Никифоров.
В номинации «Лучшая режиссерская работа» победил фильм «Крестьянская история. Земля и воля» Валерия Тимощенко. Режиссер проследил судьбу своего прадеда, Герасима Примы, и его большого семейства от начала XX века до наших дней, когда умирающая деревня на Кубани, несмотря на все испытания, надеется возродиться.
Жюри фестиваля, возглавляемое писателем Владимиром Крупиным и режиссером Владимиром Хотиненко, также отметило фильм «Монастырь» Александра Столярова за лучший сценарий и «Воины Христовы» Руслана Макиева за лучшую операторскую работу.
Особая награда досталась авторской программе патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря», которая уже в течение 20 лет выходит на Первом канале.
Специальные призы получили также «Последний император. Русский урок» из Цикла «Романовы» Елены Чавчавадзе и «Дары волхвов» Аркадия Мамонтова о принесении в Россию христианских святынь — за «талантливое освещение церковной тематики на центральном телевидении».
«Конкурсная программа фестиваля в этом году чрезвычайно насыщена. Из более чем сотни присланных работ было отобрано на конкурс более 70, — рассказал ТАСС Никифоров. — Форум принимает работы не только строго церковной тематики, нас интересуют размышления художника-христианина о жизни и смерти, о добром и вечном, о войне и мире, о красоте и зле, о нашей истории и любви к Отечеству, о современных проблемах человечества».
Лауреаты фестиваля получили серебряные медали с изображением преподобного Сергия Радонежского, а также драгоценные иконы. Все работы конкурсной программы размещены в свободном доступе на сайте фестиваля, где их сможет посмотреть каждый желающий.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем преподобного Паисия Величковского и митрополита Иваново-Вознесенского Павла (Гальковского)
Преподобный Паисий (в миру Петр) родился 21 декабря 1722 года в городе Полтаве в семье Иоанна Величковского. Брат, отец, дед и прадед Петра были священниками. С раннего детства преподобный остался без отца и брата и воспитывался матерью Ириной. Грамоте отрок обучался по псалтири, а в 13 лет был отдан на учение в Киевскую духовную академию. Здесь под руководством иеросхимонаха Пахомия Петр воспитывал в себе монашеский склад характера.
17-ти лет вступил он в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.
Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Отец Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было велено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.
Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.
На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.
В 1790 г. прп. Паисий принимает сан архимандрита от епископа Екатеринославского. Преставился преподобный 15 ноября 1794 г. и был погребен в соборном храме Вознесения в Немяцком монастыре, где он подвизался в последние годы своей жизни.
Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.
Сегодня день памяти видного участника монархического движения, председателя Витебского отдела Союза Русского Народа митрополита Иваново-Вознесенского Павла (Гальковского), расстрелянного в 1937 г.
Он родился 9 января 1864 г., происходил из духовного сословия и в миру звался Павлом Михайловичем. Окончил духовную семинарию, в 1888 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Петровского монастыря, затем был настоятелем Покровского кафедрального собора в Витебске до 1918 г. Здесь принял активное участие в патриотическом движении, занимал пост председателя Витебского отдела СРН. Осенью 1909 г. был приглашен в Москву на монархический съезд, который организовал протоиерей Иоанн Восторгов, но приехать не смог и прислал приветственную телеграмму. В ноябре 1915 г. был среди участников Петроградского совещания.
После революции, подобно многим другим русским православным патриотам прошел исповеднический путь, закончившийся мученической кончиной. Был арестован впервые еще в 1918 г. и заключен в тюрьму г. Витебска, затем переведен в Москву в Бутырскую тюрьму. По освобождении из тюрьмы служил в 1919−21 гг. духовником на Афонском подворье. В июле 1921 г. хиротонисан во епископа Бузулукского, викария Самарской епархии. 15 сентября 1923 г. арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» и заключен в Таганскую тюрьму, в 1924−27 гг. находился в ссылке в Средней Азии, затем в Казани. В 1927−29 гг. епископ Егорьевский, викарий Рязанской епархии, временно управлял Воронежской, затем Владимирской епархиями. С 31 октября 1929 г. епископ Иваново-Вознесенский, в 1930 г. возведен в сан архиепископа, в 1935 г. — митрополита. В 1933 г. подвергался очередным репрессиям со стороны советской власти. В январе 1936 г. арестован в последний раз, в следующем году расстрелян.
Русская линия