Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий: «Наш народ ещё до конца не понял того подвига, который совершили Новомученики и исповедники прошлого века»
Управляющий делами РПЦ призвал называть улицы российских городов и населенных пунктов в честь мучеников, пострадавших за веру от советской власти
Российское общество до сих пор очень мало знает о том огромном подвиге, который совершили Новомученики и Исповедники Церкви Русской в годину лютых большевицких гонений, и поэтому одной из главных задач Церкви сегодня является то, чтобы донести до населения эту пока скупую информацию об этих людях и рассказать об их стойкости в православной вере и готовности пожертвовать всем ради Христа, заявил в интервью РИА Новости Управляющий делами РПЦ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
В течение последних 25 лет Русская Православная Церковь прилагает большие усилия к исцелению ран, нанесенных богоборческой властью в советское время. К лику святых причислено множество Новомучеников и Исповедников Российских. В 2011 и 2013 годах Архиерейские Соборы также приняли ряд особых мер для популяризации в обществе их подвига, поскольку «наш народ ещё до конца не понял того подвига, который совершили Новомученики и исповедники прошлого века», отметил владыка.
«Только сейчас стали раскрываться архивы, об этом стали говорить, печатать, — пояснил архипастырь. — А раньше народ не знал этого. Поэтому каждая епархия, каждый приход должны рассказывать о Новомучениках. Мы, например, хорошо знаем о тех подвигах, которые совершали мученики II—IV вв.еков. Тех же мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию хорошо же знают? Но мало кто знает о подвигах современников. Сейчас задача любого священника — знать историю своего прихода, был ли среди духовенства и мирян кто-то репрессирован, где, кто? Этой работой надо заниматься сейчас, пока ещё остались хоть какие-то представители того поколения».
И в Русской Православной Церкви такая работа идёт. «Мы сейчас это как раз выявляем: каждая комиссия работает с конкретной епархией. И если всё-таки духовенство у нас более-менее известно, то имена мирян, которые вместе со священниками совершали этот подвиг, почти неизвестны. <…> А ведь многие миряне совершили этот исповеднический подвиг. Потому что признаться перед большевиками, что ты верующий, — это подвиг, и никакой гарантии, что после этого ты вообще вернешься домой», — пояснил владыка.
При этом, считает архипастырь, особое значение имеет популяризация подвига Новомучеников для подрастающего поколения. «Очень важно сегодня не забыть эти имена и подвиги и довести их до сведения. Чтобы дети воспитывались на этих подвигах исповедничества, чтобы понимали, что наши предки были такими же героями, как и те, кто страдал за веру в первые века христианства», — заявил владыка.
По словам митрополита Варсонофия, в честь Новомучеников нужно строить храмы, издавать книги, популяризировать их имена в молодежной среде, снимать фильмы. «Например, в Пермской епархии сейчас снимается фильм об одном таком батюшке. Было бы неплохо находить и свидетельства очевидцев, называть улицы и скверы в честь этих святых. В некоторых регионах это начали делать тоже. Тогда люди будут интересоваться: в честь кого названа та или иная улица и почему», — отметил Управделами РПЦ.
Русская линия
Протоиерей Алексий Лысиков: «Мученическая кончина генерала Ренненкампфа как нельзя лучше показывает подлинность его пути»
Движение «Белые воины» передало Ростовской епархии киот св. апостола Павла в память выдающегося генерала Российской империи
31 октября 2014 года по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в храме Всех святых в Таганроге состоялась торжественная церемония освящения киота святого апостола Павла, созданного по инициативе движения «Белые воины» и посвящённого памяти выдающегося генерала Российской империи, активного борца с революционной смутой 1905 — 1907 гг., победителя Гумбинненского сражения Павла Карловича фон Ренненкампфа.
В последние годы движение «Белые воины» инициировало целый ряд проектов по увековечению памяти выдающихся русских военачальников. Так в Свято-Вознесенском храме Новочеркасска находится киот св. прп. Сергию Радонежскому, посвященный генералу Маркову, в Казанском кафедральном соборе Читы стоит киот св. равноап. князю Владимиру, посвященный генералу Каппелю, в кафедральном соборе Екатеринодара находится киот Архистратига Божия Михаила, посвященный Небесному покровителю генерала Дроздовского, а в Преображенском храме села Заборово Рязанской области установлен иконостас, посвященный генералу Скобелеву.
В церемонии передачи киота апостола Павла храму Всех святых в Таганроге (что на старом кладбище, где некогда был отпет и похоронен генерал Ренненкампф), принял участие руководитель движения «Белые воины», вице-президент Скобелевского комитате Александр Алекаев. Освящение и открытие киота совершили благочинный приходов Таганрогского округа Ростовской епархии, член Епархиальной комиссии по канонизации святых протоиерей Алексий Лысиков, настоятель храма Всех святых протоиерей Георгий Тарановский и многичисленное ростовское духовенство.
«На самом деле это событие замечательно тем, что все эти годы ко мне, как к благочинному, многократно обращались люди, почитающие память Павла Ренненкампфа, с просьбой указать им могилу этого доблестного воина и генерала Первой мировой войны, — поделился своими переживаниями с „Русской линией“ отец Алексий Лысиков. — К сожалению, нам так и не удалось определить место его захоронения, однако по многочисленным сведениям, он захоронен именно на территории старого кладбища, на котором располагается Всесвятский храм Таганрога».
Поэтому, по словам благочинного, инициатива А.Н. Алекаева оказалась для Таганрога как нельзя кстати. «Установка подобного киота в храме — это очень хорошее и своевременное решение, потому что если мы не можем восстановить вещественные памятники или могилу Ренненкампфа, то мы может обелить память этого героя, вспоминая его духовно. Теперь перед этим образом люди, почитающие память доблестного генерала, будут молиться, просить упокоения его душе, тем более известно, что он принял Православие за год до своей смерти. Принял Православие осознанно, осмысленно, не на показ, а именно желая идти за Христом».
Отец Алексий особо отметил, что современное поколение не должно забывать своих героев и всегда поминать тех, кто не пошёл на поводу у революционных стихий, остался верен себе и своей присяге и отдал свою жизнь за Веру, Царя и Отечество. «Сегодня мы восстанавливаем историю, делаем всё необходимое, чтобы увековечить память великих русских людей. Конечно, история России XX века — это сложна история, потому что она стала краеугольным камнем для разделения нашего общества. Но самое важное, чтобы человек, в какой бы исторический период он не жил, в какой бы критической ситуации не находился, принимал решения, которые отвечали бы его христианским принципам. По моему мнению, Ренненкампф поступил именно так».
Говоря об том, отец Алексий напомнил, что генералу Ренненкампфу не раз предлагали вступить в ряды Красной армии, но он отказался. «Павел Карлович сделал это именно по той причине, что давал присягу русскому Государю, и просто не мог нарушить своё слово. Думаю, что если бы в нашей жизни было побольше таких людей, тех, кто при любых обстоятельствах остаётся верен своим принципам, — это сыграло бы самую положительную роль в восстановлении нашего Отечества».
Кроме того, батюшка напомнил, что на Афоне существует такое выражение, что «не так важно, как человек жил, гораздо важнее, как он умер». «Мученическая кончина генерала Ренненкампфа как нельзя лучше показывает подлинность его пути. Потому что он умирал совершенно как герой, как человек-христианин, потому что он претерпел большие мучения, и ещё до кончины простил своих обидчиков, молясь во время своих страданий. Вот это, наверное, и есть мученичество. Конечно, не обязательно прославлять всех мучеников и воинов, но важно всегда помнить об этих людях и молиться за них».
Русская линия
Россия, Украина и Евросоюз подписали газовое соглашение в Брюсселе
Поставки газа на Украину возобновятся после выплаты Киевом части долга и внесения предоплаты, цена на газ до марта 2015 года составит 385 долларов
После полугодовых газовых препирательств Москвы и Киева, Украина так и не смогла добиться хоть сколько-нибудь существенных изменений условий поставок российского газа в страну, и в конечном итоге вынуждена была пойти на подписание соглашения о возобновлении поставок с Россией и ЕС на тех условиях, которые Москва выдвигала фактически в самом начале переговоров. За это время первоначальные и конечные предложения России претерпели лишь незначительные изменения, сообщает РИА Новости.
В частности, речь идёт о сумме газовой задолжности НАК «Нафтогаз» перед «Газпромом». Если вначале Москва настаивала на погашении всего накопившегося украинского долга в 5,3 млрд долларов и только после этого готова была вести речь о возобновлении поставок, то теперь согласилась получить от Киева лишь часть долга в 3,1 млрд долларов и то двумя траншами до конца 2014 года. При этом оставшуюся часть долга Киев должен будет заплатить, если проиграет дело в Стокгольмском арбитраже.
Во всём остальном Россия сохранила свои позиции. Так, Киев настаивал на полном пересмотре газового контракта, заключённого в 2009 году на 10 лет. Цена на газ по этому контракту в среднем для Украины составляет 485 долларов за тысячу кубометров с соответствующей корректировкой по цене на нефть. Однако, добиться отмены этого договора Киеву так и не удалось — контракт продолжает действовать, и по нему правительство России своим постановлением готово предоставить Украине скидку в 100 долларов. Ранее Украина выступала категорически против такого решения, поскольку настаивала на заключении нового контракта с ценой за газ в 268 долларов.
Ещё одним существенным моментом в новом газовом соглашении является то, что в нём подтверждена законность перевода Украины на предоплату. Иными словами, после выплаты части старого долга Киев будет получать столько газа, сколько предварительно оплатит по цене 385 долларов и не более того. В случае неоплаты, поставки могут быть остановлены, и это будет уже целиком на совести украинских властей, которые в случае начала несанкционированного отбора российского газа из транзитной трубы, будут иметь проблемы не столько с Москвой, сколько с Брюсселем.
При этом Россия всё же тоже пошла на уступки и до марта 2015 года отменила действие правила «бери или плати», согласно которому Украина была обязана покупать определённые минимальные объёмы газа в месяц и в случае недобора платить соответствующие штрафы. Тут, правда, стоит отметить, что до сего дня «Газпром» всегда шёл навстречу «Нафтогазу», ни разу не предъявлял Киеву соответствующих исков в связи с нарушением этого правила. Потому в новых кризисных условиях Украинского государства эту уступку «Газпрома» вряд ли можно назвать принципиальной.
Ключевым вопросом, обсуждавшимся на переговорах, стала фактическая неплатёжеспособность Украины. В связи с этим Москва просила ЕС помочь Киеву деньгами для погашения газового долга и возможности оплаты Киевом новых поставок. В ответ Брюссель решил ускорить выдачу ранее планировавшегося кредита для Украины, но наотрез отказался подписывать хоть какие-то письменные гарантии того, что Киев не нарушит своих обязательств и, действительно, направит эти средства на газовые поставки. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер лишь устно заверил своих коллег, что так и будет, пообещав закрепить эти заявления в официальном письме ЕС. В этом вопросе Москва в итоге вынуждена была довериться Брюсселю.
Трёхсторонний протокол России, Украины и ЕС о возобновлении поставок на Украину был подписан в ночь с 30 на 31 октября 2014 года. До конца ноября 2014 года, Россия ожидает от Украины перевода первого долгового транша в 1,451 млрд. долларов, а также предоплаты за месячный объём газа, после чего возобновит газовые поставки. В общей сложности, с учётом оплаты новых поставок до конца 2014 года Украины должна выплатить России 4,6 млрд долларов.
Русская линия
Патриарх Кирилл: «Арабская весна», стала адом для христианского населения Ближнего Востока
В Москве прошла встреча Предстоятеля РПЦ с Патриархом Коптской Церкви Феодором II
«В 2011—2013 годах ваша Церковь оказалась в тяжелейшей ситуации, когда против нее было начато открытое гонение. Разрушали храмы, происходили убийства людей — все это привело к тому, что около 200 тысяч коптов покинули Египет», — цитирует Предстоятеля РПЦ портал Патриархия.Ru.
Отметив положительные изменения в Египте, связанные с позицией нынешнего руководства страны, Патриарх Кирилл сказал: «Мы надеемся, что эти перемены будут прочными, что добрые мысли президента Египта Ас-Сиси в отношении Коптской Церкви будут реализованы, в том числе и его обещания восстановить разрушенные храмы и всячески защищать христианское население страны».
Предстоятель РПЦ высказал глубокую обеспокоенность положением христианского населения в других странах Ближнего Востока и Северной Африки, особенно в Сирии и Ираке. «С самого начала мы выступали против гражданской войны в Сирии и против попыток вмешательства в жизнь этой страны со стороны ряда государств, — подчеркнул Его Святейшество. — Мы знаем, что существовавший в стране религиозный мир был разрушен в результате этой гражданской войны. До сих пор неизвестна судьба двух похищенных в Сирии митрополитов. Мы знаем, что исламскими радикалами были убиты многие священники, нанесен колоссальный ущерб людям и государству. Из огня гражданской войны вышла очень опасная радикальная военная организация ИГИЛ. Мы видим, что сейчас эта грозная сила осуществляет свои агрессивные намерения. Как результат — трагедия христиан в Ираке».
Поделившись своими воспоминаниями о посещении Ирака в 2002 году, Святейший Патриарх Кирилл рассказал: «Я побывал в Мосуле, Багдаде, нас принимали в монастырях. До глубины души я был тронут аскетическим настроем монахов, которые жили в этих обителях. Люди чувствовали себя свободно, могли исповедовать свою веру, были защищены. Но в результате хаоса, который был создан, в том числе при участии внешних сил, страна погрузилась в страшную войну. Десятки тысяч христиан были вынуждены покинуть эти места». То, что было названо «арабской весной», стало адом для христианского населения, констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви.
В свою очередь Святейший Патриарх Феодор, обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви со словами: «Я очень рад встрече с Вами, Ваше Святейшество, эта встреча для меня много значит. Надеюсь, что она укрепит двусторонние отношения между нашими Церквами».
Рассказав об истории и современной жизни Коптской Церкви, Святейший Патриарх Феодор также отметил: «Мы более четырнадцати веков живем в мире и согласии на одной земле вместе с братьями-мусульманами. Мы стараемся передать любовь Господа всем».
Однако совсем недавно Коптская Церковь пережила очень тяжелый период, констатировал Патриарх Феодор: страдали люди, разрушались храмы. Так, впервые в истории Египта было совершено нападение на Патриарший собор в Каире. «Мы благодарим Господа, что недавно в истории Египта настал новый этап», — заключил он.
Русская линия
В Смоленске прошел форум Всемирного русского народного собора
Впервые в истории этой организации действующий губернатор стал её представителем в субъекте РФ
Открывая форум, сопредседатель Смоленского отделения ВРНС Алексей Островский обратил внимание, что впервые в истории Собора действующий губернатор стал представлять его в субъекте РФ. По словам Алексея Островского, это осознанная позиция как его лично, так и администрации региона.
Губернатор Смоленской области подчеркнул важность вовлечения всех социальных групп населения, прежде всего молодежи, в региональные этнокультурные программы развития, сообщил о готовности дать «зеленый свет» всему спектру этнокультурных практик развития русского народа на Смоленской земле и выразил надежду, что флагманом и центром такого развития станет открытый Патриархом Кириллом Культурный центр имени Тенешевых, который будет выполнять также функции культурного центра ВРНС на Смоленщине. Кроме того, Алексей Островский поручил сотрудникам образовательной и информационной сферы уже сейчас начать подготовку к предстоящему в 2015 году 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира.
Епископ Смоленский и Вяземский Исидор позитивно оценил решение губернатора стать сопредседателем Смоленского отделения ВРНС и выразил уверенность в том, что этот шаг послужит на пользу соработничеству Церкви, государства и общества. Епископ Исидиор поблагодарил за труды всех участников форума, подчеркнув, что для жителей Смоленщины особое значение имеет тот факт, что главой Всемирного русского народного собора является Святейший Патриарх Кирилл, много лет возглавлявший Смоленскую епархию и приложивший немало усилий для развития города и области.
«Вне государства и Церкви русский народ существовать не может. В нашей истории не было иных интегрирующих начал, собирающих нас в единый национальный организм. Вне государства и Церкви могут встречаться отдельные личности с ярким национальным самосознанием — но нет народа. Это доказывает и опыт белой эмиграции, и опыт существования постсоветской диаспоры. Русские объединяются либо при поддержке государства, либо вокруг Церкви. Все остальные инициативы по объединению были неудачными, носили краткосрочный или откровенно сектантский характер», — цитирует Костина Патриархия.Ru.
Выступив с заключительным словом, епископ Смоленский и Вяземский Исидор выразил уверенность в том, что те задачи, которые стоят перед российским обществом, возможно решить солидарными усилиями. Всемирный русский народный собор является действенным инструментом для достижения этих целей, и совместная работа его отделений станет важным элементом укрепления народного единства.
Подводя итоги форума, губернатор Смоленской области Алексей Островский предложит посвятить следующую встречу в Смоленске взаимодействию государства и предпринимательского сообщества.
Русская линия
Выставка «Православная Русь. Романовы» станет постоянной
Для уникальной мультимедийной экспозиции выделят один из павильонов ВДНХ
Напомним что эта выставка проходила в прошлом году в центральном выставочном зале «Манеж» и вызвала повышенный интерес. С 4 по 24 ноября 2014 года ее посетили более 300 тыс. человек. Затем уникальная мультимедийная экспозиция была показана в Петербурге и ряде других городов России.
Проект стал своеобразным мультимедийным учебником истории. Подготовительная работа велась более полугода, в ней было задействовано около тысячи человек — историки, дизайнеры, креативная группа, специалисты по компьютерной графике, звуку, свету, видео, кинематографисты, монтажники.
В первые же дни работы выставки в связи с ажиотажем ежедневная работа выставки была продлена до 24 часов. В некоторые дни выставочные залы пустели только к часу ночи. Дважды переносилась дата закрытия экспозиции. Чтобы попасть в «Манеж», люди были готовы стоять в очереди по несколько часов. Ежедневно для студентов и школьников проводилось более 40 экскурсий.
Напомним также, что 4 ноября, в День народного единства и праздник Казанской иконы Божьей Матери, в «Манеже» откроется XIII выставка-форум «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи». Она продлится до 20 ноября. В 18 мультимедийных залах общей площадью 4 тыс. кв. метров представят семивековую историю Древней Руси. Исторические сюжеты будут представлены в экспозиции с помощью нескольких сотен мультимедийных стендов и экспонатов.
Русская линия
Максим Топилин: Демографическая политика России начала приносить положительные результаты, но есть и проблемы
За период с января по сентябрь 2014 года население нашей страны выросло на 27,2 тысячи человек
Представляя на официальном сайте ведомства очередные статистические данные по рождаемости и смертности в стране за сентябрь 2014 года, министр труда и социального развития РФ Максим Топилин заявил, что динамика демографической ситуации в России говорит о том, что соответствующие меры поддержки семьи со стороны российских властей начали приносить свои положительные результаты, однако проблем в этой сфере ещё очень много. В частности, министр серьёзно обеспокоен высокой смертностью российского населения, которая пока выше общемировых показателей.
«В целом результатом реализации активной государственной демографической политики последних лет стало улучшение демографической ситуации. За 7 лет число родившихся выросло на 28% с 1480 тыс. человек в 2006 году до 1896 тыс. человек в 2013 году. Суммарный коэффициент рождаемости увеличился на 31% с 1,3 в 2006 году до 1,71 в 2013 году. По данному показателю Россия занимает средние позиции среди европейских стран и опережает такие страны как Австрия, Германия, Греция, Испания, Италия, Польша, Португалия и других», — заявил Максим Топилин.
Вместе с тем, он добавил, что в России сохраняется высокий уровень смертности. «За последние два года число умерших сократилось менее, чем на 3%, тогда как число рождений выросло на 5,5%. По итогам девяти месяцев этого года смертность не снизилась. При этом резервы роста рождаемости значительно скромнее, чем резервы снижения смертности, если ориентироваться на мировой опыт. Это подтверждают демографы», — отметил министр.
Тем не менее, в последние два года Россия перешла от убыли населения к естественному приросту. Так за период с января по сентябрь 2014 года естественный прирост в нашей стране составил 27,2 тысячи человек, тогда как в январе-сентябре 2013 года этот показатель был равен 2,3 тысячи человек.
В январе-сентябре в России родились 1458,8 тысячи детей, что на 26,5 тысячи детей или 1,8% больше, чем за соответствующий период 2013 года. Рост числа родившихся отмечен в 57 регионах. «В таких регионах, как Ростовская, Тюменская, Сахалинская, Московская области, Краснодарский край, Чукотский автономный округ, г. Севастополь, рост числа родившихся составил 5% и более», — отметил Максим Топилин. Умерло 1431,6 тысячи человек.
Естественный прирост населения за тот период зарегистрирован в 43 регионах по Северо-Кавказскому, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам.
Что касается статистики за последний месяц, то в сентябре 2014 года в нашей стране родились 170,1 тысячи детей, что на 11,3 тысячи детей или 7,1% больше, чем в сентябре 2013 года. При этом смертность составила 158 тысяч человек. Таким образом, естественный прирост в сентябре равен 12,1 тысячи человек.
Русская линия
«Увидеть» слово о преподобном
В Петербурге открылась фотовыставка, посвященная юбилею Сергия Радонежского
На выставке представлены работы как молодых, так и уже состоявшихся фотографов. Фотохудожники представили свое видение наследия преподобного Сергия Радонежского в нашей сегодняшней жизни. Тематически выставка состоит из двух разделов: репортажные фотографии, посвященные празднованию 700-летия преподобного Сергия в Петербурге, и метафизические аллюзии на тему выставки. Отдельным блоком выставлены работы студентов Санкт-Петербургской духовной академии.
Открытие выставки началось с торжественного молебна, который возглавил архиепископ Петергофский Амвросий. Затем владыка обратился к посетителям с приветственной речью: «Мы своей жизнью обесценили слово, и люди перестают ему верить. Сегодня они вдохновляются видимыми символами, образами, которые запечатлевают те или иные моменты жизни людей, Церкви, всего общества. Сегодня есть замечательная возможность не услышать, а увидеть слово о преподобном Сергии здесь, в центре Петербурга, в Гостином дворе».
Речь владыки продолжила председатель совета директоров ОАО «Большой Гостиный Двор» Надежда Тушакова. Она поблагодарила всех присутствующих за внимание к выставке и отметила важность проведения таких просветительских выставок.
Организаторами мероприятия выступили Большой Гостиный Двор, Духовно-просветительский центр преподобного Серафима Вырицкого, ООО «Доброе слово». Выставка проходит при поддержке совета по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской митрополии.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, генерал-лейтенанта Я.П.Бакланова и графа Н.Н.Муравьева-Амурского
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 14 ноября 1440 года (по другим данным — 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению.
За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание».
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.
Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей, так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия — великую книгу «Просветитель».
Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одоле». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники — сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о «нестяжании» — отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из «Устава» святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий «твое-мое» был положен в его основу. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил и святой Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.
Также сегодня день памяти военачальника Донского казачьего войска, генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова, скончавшегося в 1873 году.
Он родился 15 марта 1808 г. в станице Гугнинская (15 верст от Цимлянска) в семье хорунжего. В три года юный казак уже ездил на коне по двору, в пять скакал по улице. Уже в подростковом возрасте он имел славу одного из лучших наездников и стрелков, став к 15 годам урядником Донского казачьего полка. Бакланов принимал участие в Русско-турецкой войне 1828−1829 гг. в составе полка, которым командовал его отец. В боях Бакланов показал себя столь храбрым и дерзким, что за излишнюю пылкость отец не раз собственноручно «дубасил по спине нагайкой», как признавался Яков Петрович впоследствии. За отличия при штурме Браилова и в бою под Кулевчой был награжден орденом Св. Анны 4 степени, а при взятии городов Месемирия и Ахиолло — орденом Св. Анны 3 степени.
В 1831—1841 гг. Бакланов служил в составе казачьих полков на Кубанской линии и на Дону, затем четыре года служил в Польше. Участвовал он и в Кавказской войне, командуя 20-м, а затем 17-м казачьими полками. На Кавказе прошли самые жаркие годы его военной жизни, принесшие ему славу «грозного Боклю», как называли Бакланова горцы. За мужество в бою у аула Бейк-Которо отважный офицер был награжден Золотым оружием, а за захват укрепления на реке Мичик — орденом Св. Георгия 4 степени. За доблестные действия при прорыве сильного заслона горцев у Гойтемировских ворот командир казачьего полка получил полковничий чин (1850 г.).
В трудные минуты боевой обстановки Бакланов с шашкой в руках первый бросался на своем коне вперед. Его шашка «разваливала» врага от темени до седла. Он был непримиримо строг и безжалостен к трусам и говорил обычно оплошавшему казаку, показывая огромный кулак: «Еще раз струсишь, видишь этот мой кулак? Так я тебя этим самым кулаком и размозжу!» Зато за храбрость поощрял всячески и по возможности берег своих подчиненных. За строгий нрав, отвагу, могучее здоровье его называли «Ермаком Тимофеевичем». Для горцев же «Боклю» («лев») был «шайтаном», «дьяволом». Считалось, что его можно убить только серебряной пулей, стреляли в него и такими, но и они не брали казака. Его рябое и заросшее волосами лицо, большой нос, громадная папаха усиливали производимый им устрашающий эффект. Помимо этого, Бакланов наводил ужас на горцев черным шелковым полотнищем с вышитой на нем мертвой головой (черепом) и двумя скрещенными под нею костями. С этим символом, получившим вскоре на Кавказе название «Баклановского значка», Яков Петрович не расставался до конца жизни.
Когда весной 1850 г. истек срок пребывания полка Бакланова на кавказской службе, главнокомандующий Воронцов писал военному министру в Петербург: «Передайте, дорогой князь, Государю, что я умоляю его оставить нам Бакланова». По указанию Императора Николая I военный министр А.И.Чернышев вынужден был удовлетворить просьбу кавказского наместника.
В 1851 г. Бакланов был вызван в крепость Грозную для участия в чеченской экспедиции под руководством князя А.Барятинского. Якову Петровичу было поручено командовать всей конницей отряда, и за свои блестящие действия в экспедиции он получил новую награду — орден святого Владимира 3-й степени.
В 1853—1855 гг. Бакланов был назначен начальником кавалерии левого фланга Кавказской линии, а 1857−1860 гг. стал походным атаманом донских казачьих полков на Кавказе. В 1861 г. Бакланов был назначен окружным генералом 2-го округа Донского казачьего войска, а в 1863 г. направлен в Вильно, где генерал от инфантерии М. Муравьев собирал войска для похода на мятежную Польшу. Вопреки страшной молве, сопровождавшей его имя в Польше, Бакланов действовал хотя и сурово, но без жестокости, отмечая, что был «прислан сюда не мстить, а умиротворять». За польскую кампанию Бакланов получил свою последнюю награду — орден святого Владимира 2-й степени.
Из-за болезни печени Бакланов зимой 1864 г. уехал на Дон отдыхать и лечиться. Позже переехав в Петербург, написал воспоминания «Моя боевая жизнь». В 1873 г. после тяжелой и продолжительной болезни он умер в бедности и был похоронен на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря за счет Донского казачьего войска. Пять лет спустя его могилу украсил памятник, созданный на добровольные пожертвования и изображавший скалу, на которую брошены бурка и папаха, из-под папахи выдвинут черный «Баклановский значок». В 1911 г. прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска, рядом с могилами других героев Дона — М. Платова, В. Орлова-Денисова, И.Ефремова.
Имя Бакланова стоит в ряду тех российских генералов, которые вышли из низших и средних слоев общества, не дослужились до самых высших военных чинов и отличий, но благодаря своей воинской доблести и яркости личности были широко известны и любимы в Русской армии и народе.
Сегодня мы также вспоминаем видного русского государственного деятеля и дипломата графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, скончавшегося 18 октября 1881 года.
Он родился 11 августа 1809 г. в Санкт-Петербурге в старинной дворянской семье. Получив основательное образование дома, в частном пансионе и в Пажеском корпусе, в 1827 г. Муравьев поступил на военную службу. За участие в Русско-турецкой войне 1828−1829 гг., он получил золотую шпагу с надписью «За отвагу»; в 1831 г. был в числе усмирителей польского восстания. В 1833 г. он вышел в отставку по состоянию здоровья, но уже в 1838 г. снова вернулся в армию. Служил на Кавказе, был ранен. В качестве начальника Черноморской береговой линии Муравьев много сделал для укрепления побережья. Произведенный в 1841 г. в генерал-майоры из-за болезни был вынужден покинуть армию навсегда.
В 1846 г. Муравьева назначили тульским военным и гражданским губернатором. Уже тогда он обратился с адресом к Императору Николаю I, предложив отменить крепостную зависимость крестьян. В 1847—1861 гг. Муравьев занимал пост генерал-губернатора Восточной Сибири. В этой должности он проводил активную политику освоения и изучения восточно-сибирских земель, оказал содействие Г. И.Невельскому в его исследованиях устья Амура и открытии России свободного пути к Тихому океану. В 1858—1860 гг., благодаря решительности Муравьева, осуществлявшего хозяйственное освоение и фактическое занятие Уссурийского края военными силами, удалось подготовить почву для подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров, по которым территория, находившаяся в совместном владении России и Китая, вошла в состав Российской Империи. В 1858 г. Муравьев получил за свои заслуги перед Отечеством титул графа и приставку к фамилии «Амурский». В 1861 г. граф вышел в отставку и был назначен членом Государственного Совета.
Русская линия
В Архангельске пройдет Х Иоанновский форум
Ежегодный Иоанновский форум пройдет в Архангельске 6 ноября. Об этом сообщает пресс-служба Архангельской епархии. В этом году он посвящен 185-летию со дня рождения праведного Иоанна Кронштадтского. Предварит чтения молебен святому, который совершит митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.
В конференции будут участвовать ректор Северного государственного медицинского университета Любовь Горбатова, помощник первого проректора Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова Александр Гильдебрант, руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов. Они расскажут о важности служения святого Иоанна Кронштадтского в современности, о замещении интернет-зависимости интересами к техническим наукам, а также о ментальном терроризме международных сект.
Кроме того, известный миссионер протоиерей Андрей Ткачев (Москва) прочтет на форуме доклад «Духовность современного человека в свете Украинской трагедии».
Мероприятие организовано Архангельской и Холмогорской епархией совместно с Северным государственным медицинским университетом. Традиционно в форуме принимают участие духовенство Архангельской епархии, педагоги и социальные работники, а также все те, кому интересны поднимаемые на нем темы.
Место проведения: г. Архангельск, Троицкий проспект, 51.
Начало: 10.00
Русская линия
В Кургане откроется музей «Истории милосердия»
По благословению архиепископа Константина в Кургане при храме в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери откроется музей «Истории милосердия».
Церемония открытия музея состоится 1 ноября 2014 года по адресу г. Курган, ул. Ястржембского, д. 41, — сообщает сайт Курганской и Шадринской епархии
Музей создан благодаря стараниям сестричества милосердия в честь святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы при социальном отделе Курганской и Шадринской епархии.
В экспозиции музея представлена история общества милосердия в России и Курганской области.
Русская линия
В Москве откроется мультимедийная выставка «Православная Русь. Романовы»
Выставка «Православная Русь. Романовы» будет постоянно действовать в одном из павильонов ВДНХ.
В павильоне также будут организованы лекции для учащихся, — передает Интерфакс-Религия
«Открытие павильона планируется 1 сентября 2015 года», — сообщил ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) в четверг на пресс-конференции в Москве.
В прошлом году в центральном выставочном зале «Манеж» выставку посетили посетили более 300 тыс. человек.
Проект стал своеобразным мультимедийным учебником истории. Подготовительная работа велась более полугода, в ней было задействовано около тысячи человек — историки, дизайнеры, креативная группа, специалисты по компьютерной графике, звуку, свету, видео, кинематографисты, монтажники.
Русская линия
В исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове пройдет встреча с победителями конкурса «Православная инициатива» от Москвы и Московской области
6 ноября 2014 года в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове в российской столице состоится презентация для представителей СМИ московских (столичных и областных) проектов, получивших помощь Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», сообщает Патриархия.Ru.
Также участники презентации первыми узнают об итогах очередного этапа грантового конкурса, которые накануне, 5 ноября, подведет Единый экспертный совет конкурса: количество поданных проектных предложений, рейтинг регионов, участвующих в конкурсе, распределение заявок по конкурсным направлениям.
Встречу проведут: сопредседатель Единого экспертного совета, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов); исполнительный директор Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» С.В. Габестро; главный редактор ИА REGNUM М.А. Колеров.
На презентацию приглашены:
иерей Андрей Мнацаганов, руководитель проекта «Социальный дом», отдел по тюремному служению Ростовской епархии, г. Ростов-на-Дону (специальный гость);
Кугай П.А., руководитель проекта «Деревянное убранство храма — своими руками», кооператив КОШ, г. Москва;
Мордашев А.В., руководитель проекта «Интерактивная пополняемая информационная база-карта „Места служения новомучеников и исповедников Церкви Русской“», приход храма свв. Новомучеников в Бутове, г. Москва;
Харитонова Ю.А. и участники проекта «Приобщение детей к православной культуре», АНО «Вестники», г. Москва;
члены Всероссийского общества слепых, проект «Вижу», приход храма пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, г. Москва.
Место проведения: историческая резиденция Московских митрополитов (ул. Большая Черкизовская, 17, за храмом Илии Пророка в Черкизове). Начало 6 ноября в 17.00.
На встречу приглашаются главные редакторы и редакторы программ (отделов). Также главный редактор (редактор программы, отдела) может взять с собой корреспондента.
Аккредитация начинается 30 октября и заканчивается 5 ноября.
По всем возникающим вопросам можно обращаться: тел. 8 (495) 640-77-93, 8 (916) 293-77-09, e-mail: pr@pravkonkurs.ru, Юлия Сушкова, специалист по связям с общественностью фонда «Соработничество».
Русская линия
Более трех тысяч школьников приняли участие в I туре олимпиады Российского православного университета «В начале было Слово..»
3059 школьников из 138 школ Москвы, Подмосковья и нескольких регионов России приняли участие в первом, школьном, туре II олимпиады школьников Российского православного университета «В начале было Слово..». Об этом сообщает Патриархия.Ru.
Школьный тур олимпиады РПУ проходил с 20 по 31 октября в 67 школах Москвы, 64 школах Московской области, а также общеобразовательных учебных заведениях Волгограда, Саратова, Тульской, Владимирской и Белгородской областей. В олимпиаде, посвященной взаимосвязи отдельных гуманитарных дисциплин, преподаваемых в школе, с православной культурой и роли Православия в истории России, также приняли участие две школы из Республики Крым.
Как отмечают в оргкомитете олимпиады «В начале было Слово..», количество участников школьного тура по сравнению с прошлым годом возросло втрое — тогда в ней приняли участие 1040 школьников из 66 общеобразовательных учреждений. В этом году школьники 8−11 классов всего написали более 4000 работ — по русскому языку и литературе, истории и обществознанию.
Финал олимпиады пройдет 6−7 декабря 2014 года в очной форме на базе Православного института св. Иоанна Богослова РПУ. Победители и призеры олимпиады определяются по результатам финального этапа и награждаются дипломами и ценными подарками.
Олимпиада школьников «В начале было Слово..» проходит при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и Фонда просвещения «МЕТА».
Подробная информация об олимпиаде размещается на официальном портале http://олимп.рпу.рф/. Справки по вопросам проведения олимпиады также можно получить по электронной почте: olimp. rpu@mail.ru и по телефону 8 (495) 626-49-75 (методист Олимпиады школьников «В начале было Слово..», начальник орготдела Православного института св. Иоанна Богослова — Михаил Игоревич Романов).
Русская линия
Академия культуры Google запустила совместный проект с Свято-Троицкой Сергиевой лаврой
В начале октября Академия культуры Google запустила совместный проект с Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. С помощью технологии Street View была полностью оцифрована внешняя и внутренняя территория обители. Теперь люди со всего мира могут совершить виртуальное путешествие по Лавре и заглянуть в ее храмы, рассмотреть всемирно известные иконы, написанные Андреем Рублевым, и серебряную раку, где хранятся святые мощи преподобного Сергия Радонежского, а также узнать о том, как строился и развивался монастырь, посетив цифровую выставку. Об этом информирует Lenta.Ru.
«Мы начали в 2011 году. Музеев, участвующих в самом теперь известном проекте Академии культуры, — Арт-проекте Google, тогда было всего 14. Сейчас у нас сотни партнеров из 50 стран. Среди них как всемирно известные музеи (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Метрополитен-музей, Версальский дворец, Берлинская картинная галерея), так и совсем небольшие. Главная миссия Google — сделать любую информацию доступной для всех. Академия культуры — некоммерческий проект. И все наши партнеры — некоммерческие организации: музеи и другие культурные институции, которые тоже прилагают усилия, чтобы сделать культуру более востребованной на мировом уровне», — говорит руководитель проектов Академии культуры Google Луизелла Мацца.
Одним из первых музеев, принявших участие в Арт-проекте Google, был Эрмитаж. Потом присоединился ГМИИ им. А.С. Пушкина. Совсем недавно компания реализовала совместный проект с крупнейшими литературными музеями, включая Государственный литературный музей, а также музеи Пушкина, Маяковского, Булгакова и другие. Восемь музеев теперь доступны интернет-пользователям всего мира, а с помощью интерактивной карты «Литературной Москвы» любой желающий может изучить места, связанные с писателями, самостоятельно.
Русская линия
В Болгарии почтили память Патриарха Максима в день столетия со дня его рождения
Болгарская Православная Церковь молилась об упокоении Патриарха Болгарского Максима в день столетия со дня его рождения, сообщила Седмица.Ru со ссылкой на официальный сайт Болгарской Патриархии.
29 октября 2014 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Патриарха Максима. В память о нем в этот день Патриарх Болгарский Неофит в кафедральном храме Света Неделя отслужил поминальную Литургию.
Помолится о Патриархе Максиме на службу пришли епископ Браницкий Григорий, главный секретарь Болгарского Синода архимандрит Герасим и многочисленные священнослужители болгарской столицы.
«Патриарх Максим был образцом смиренномудрия, кротости, воздержания, милосердия, терпения и любви, верным служителем и благовестником Царствия справедливости, истины и мира» — такими словами многие священнослужители и верующие вспоминали блаженнопочившего Патриарха Максима.
В честь столетия со дня рождения Патриарха Максима на официальном сайте Болгарской Патриархии была опубликована выставка его фотографий в последние годы жизни.
Патриарх Максим (в миру Марин Найденов Минков) родился 29 октября 1914 г. в с. Орешак близ Троянского монастыря. В 1935 г. окончил Софийскую Духовную семинарию, в 1938 г. поступил на Богословский факультет Софийского университета. В декабре 1941 г. был пострижен в монашество, в 1944 г. рукоположен во иеромонаха, в 1947 г. возведен в сан архимандрита. В 1950—1955 гг. был представителем Болгарской Православной Церкви при Русской Православной Церкви. В 1956 г. хиротонисан во епископа Браницкого. В 1960 г. избран Ловечским митрополитом. 4 июля 1971 г. на Церковно-народном Соборе был избран Патриархом Болгарским. Скончался 6 ноября 2012 г. Согласно завещанию, похоронен в Троянском монастыре.
Русская линия