Митрополит Санкт-Петербургский Владимир: Крестный ход по Невскому проспекту войдёт в историю епархии и города
В Александро-Невской лавре состоялось Епархиальное собрание Санкт-Петербургской митрополии
26 ноября в Синем зале епархиального управления состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства и мирян Санкт-Петербургской митрополии. Перед его началом был отслужен благодарственный молебен, который возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, сообщает «Воды живая».
В годовом докладе правящего архиерея был сделан на акцент на юбилеях и преобразованиях в епархии, была выражена благодарность епископу Кронштадтскому Назарию и всем организаторам празднования 300-летия Александро-Невской лавры.
«Из всех юбилейных деяний наиболее выдающимся стал общегородской Крестный ход по Невскому проспекту в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского 12 сентября, собравший по разным оценкам от 70 до 100 тысяч участников. Это событие вызвало большой общественный резонанс и войдёт в историю не только епархии, но и в целом нашего города. Оно показало, сколь много людей ценят свою принадлежность к Церкви и православной культуре, являются приверженцами православных традиций», — заявил владыка Владимир.
Он отметил, что епархиальные крестные ходы «при поддержке городских властей постепенно становятся у нас доброй традицией». «Уже второй год совершается Крестный ход в праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября от Казанского кафедрального собора до Исаакиевского. В этом году он собрал по разным оценкам от 25 до 54 тысяч человек, невзирая на пасмурную погоду».
Касаясь вопроса преобразования Санкт-Петербургской епархии в митрополию, которая отныне состоит из четырех епархий — одной городской и трех областных, архипастырь отметил, что «мы всегда называли нашу большую и важную епархию митрополией, но теперь это название точно соответствует современному устроению Русской Православной Церкви». «Выделение новых епархий из состава нашей митрополии означает и для нас, пастырей и чад городской Санкт-Петербургской епархии, более тесное и эффективное взаимодействие епархиального управления с приходами, монастырями, их клиром и активными мирянами».
«Конечно, многолюдные крестные ходы и церковные праздники, не убывающая потребность в новых служителях не могут не радовать, — продолжил митрополит Владимир. — Но в то же время есть и тревожные знаки того, в какое непростое время мы живём. С одной стороны, свобода и отсутствие прямого гнета со стороны государства, как это было при советской власти, а с другой стороны, готовность „мира сего“, который „во зле лежит“, воспользоваться любым поводом, чтобы опорочить доброе имя Церкви».
В связи с этим владыка коснулся ситуации вокруг отца Глеба Грозовского. Владыка напомнил клирикам Санкт-Петербурга, что нельзя давать повод «ищущим повода» и благословил прекратить всякую публичную деятельность и высказывания клириков и мирян на эту тему в средствах массовой информации, во всяком случае, до решения церковного суда.
«Всем нам следует учиться общаться не только с братьями и сестрами по вере, но и с иноверными, с неверующими и вообще с людьми, мыслящими и верующими иначе, чем мы. Рад сообщить, что в структуре нашей епархии недавно учреждена полноценная пресс-служба, действующая в составе информационно-издательского отдела и в тесной координации с пресс-службой Святейшего Патриарха и Синодальным информационным отделом. Именно пресс-служба митрополии уполномочена озвучивать официальную позицию епархии по тем или иным злободневным вопросам и событиям, происходящим в Церкви и обществе», — отметил владыка.
Также в этом году в структуре Санкт-Петербургского епархиального управления был образован новый отдел по взаимодействию Церкви и общества, в компетенцию которого входят, в том числе, организация и проведение больших церковных мероприятий с участием городских властей и представителей городской общественности. Председателем отдела назначен протоиерей Алексий Исаев, напомнил митрополит Владимир.
Русская линия
Генерал А.А. Леонов: «Сергей Семёнович, ну может быть вы всё же ответите? Ну так же нельзя!»
Легендарный лётчик-космонавт, возглавляющий Скобелевский комитет, заявил, что мэр Москвы не удостаивает его даже отписки на его обращения по поводу памятника Скобелеву
Легендарный лётчик-космонавт, герой России, возглавляющий Скобелевский комитет, генерал Алексей Архипыч Леонов в эфире телеканала «Культура» заявил, что ни министр культуры, ни власти Москвы в лице мэра столицы Сергея Собянина не удостаивают его даже простой отписки на его обращения по поводу судьбы отлитого общими усилиями памятника Скобелева, и продолжают всячески затягивать установку монумента легендарного полководца, которая планировалась в Москве ещё в 2009 году.
26 ноября в эфире телеканала вышла информационно-познавательная программа «Наблюдатель», которая была посвящена памяти генерала М.Д. Скобелева. В обсуждение в студии приняли участие доктора исторических наук Петр Акульшин, Игорь Гребенкин и Александр Репников, а также глава Скобелевского комитета генерал Алексей Леонов. Вёл передачу Алекс Дубас.
«Я кадровый военный с 19 лет, дожил до таких погон, но нигде, никогда — ни по теории военного искусства, ни по истории, которую нам преподавали все эти годы, о Скобелеве ничего не говорилось, — рассказал А.А. Леонов. — И только мое собственное желание найти следы этого человека в истории, заставили меня взять на себя обязанность возглавить Скобелевский комитет в защиту чести и достоинства генерала Скобелева. Я могу уже сказать, что с 95 года начал заниматься документами, нашёл полтора десятка книг его современников и тех, кто писал о нём позднее. Тогда я задавался вопросом: почему он Суворову равный, гениальный полководец, который не проиграл ни одного сражения (а он их провёл семьдесят), с минимальными потерями всегда выходивший победителем, и вдруг ушёл в такое забвение?».
Ответ на этот вопрос оказался простым. По словам генерала Леонова, большевики постарались полностью уничтожить память об этом выдающемся русской офицере: по личному указанию Ленина был уничтожен его памятник, площадь, носившая его имя, была переименована, его называли не иначе, как сатрапом царя. «А ведь это был настоящий национальный герой!», — возмутился лётчик-космонавт, добавив, что «для меня это была и есть личность, о которой надо говорить всем, и особенно в наших военных вузах».
В связи с этим глава Скобелевского комитета сообщил, что недавно в Рязани состоялась конференция, посвящённая Скобелеву, в которой приняли участие учёные и историки из России, Румынии, Болгарии и ряда других стран.
«..Я сидел, слушал их доклады, в которых они рассказывали, что они сделали, и мне было стыдно — только в Болгарии установлено 200 памятников Скобелеву! Они перечисляли названия школ, городов, где его помнят и чтут. А что у нас? Есть памятная доска на Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, где он родился, в Бутово — памятная доска, хотя Бутово не имеет к нему никакого отношения. Там же в Бутово есть улица Скобелевская (понимаете, не улица генерала Скобелева, а Скобелевская), дальше метро — Скобелевское, в Рязани стоит бюст и в с. Заборово, в его имении, бюст. Вот и всё, что мы сделали!».
«Я с 1995 года возглавляю Скобелевский комитет, и что мы не делали, как не писали. Я несколько писем отправил: и письмо Президенту, письмо министру культуры, три письма товарищу Собянину, но на письма трудящихся, вот я такой трудящийся перед вами, ответа нет. Сергей Семёнович, ну может быть вы всё же ответите? Ну так же нельзя! Ведь это международный комитет сейчас уже, у нас есть представители из России, Украины, Белоруссии, Румынии, Болгарии. Пять стран! Разве этого не достаточно, чтобы нас хотя бы выслушали?!» — обратился к московским властям легендарный лётчик-космонавт.
Русская линия
Протоиерей Всеволод Чаплин: Европейский суд давит на Грецию, пытаясь заставить её признать содомские «браки»
Глава Синодального отдела призвал православные страны поддержать Афины и дать отпор маргиналам из Евросоюза, выступающим за расширения прав извращенцев
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал власти православных стран всего мира поддержать Афины, на которые оказывается серьёзное давление со стороны Большой палаты Европейского суда по правам человека, которая пытается заставить православную Грецию на законодательном уровне признать так называемые гражданские браки половых извращенцев, сообщает Интерфакс-Религия.
«В целом ряде стран, прежде всего в самой Греции, разворачивается серьезная дискуссия вокруг оглашенного 7 ноября решения Большой палаты Европейского суда по правам человека, которое утверждает, что греческий закон, предусматривающий возможность вступления в гражданские союзы только гетеросексуальных партнёров, дискриминирует однополые пары», — заявил глава Синодального отдела.
По словам священника, с одной стороны, речь здесь не идёт о том, что Греция теперь обязана регистрировать «однополые браки». Речь идёт о гражданском союзе, который от брака юридически отличается, «но совершенно очевидно, что на Грецию теперь будет оказываться давление, чтобы по крайней мере гражданские союзы для гомосексуалистов были сделаны легальными и для этого изменились бы законы страны».
«Тенденция к жёсткому продавливанию таких мер налицо. Если Греция поменяет свой закон, единственной страной, где существует такое правовое явление, как гражданское партнерство и где оно доступно только для людей разных полов, останется Литва», — считает отец Всеволод.
По мнению главы Синодального отдела, «маргинальный по сути слой людей, представляющий из себя часть западных элит — слой, настроения и устремления которого не разделяются, наверное, девятью десятыми населения Земли, пытается объявить себя мейнстримом и свои установки — нормой, а всё остальное — отклонением от нормы».
«Но это перевернутая логика, искажение реального выбора людей. Нам нужно ясно понимать, что лица, требующие бесконечного расширения прав однополых пар, являются в глобальном масштабе маргинальной группой, даже если у них в руках — мощные механизмы политического влияния, крикливые СМИ, значительная часть радикального искусства и большой объем виртуальных денег», — подчеркнул он.
В связи с этим отец Всеволод призвал все здоровые силы мира активнее и яснее говорить о своих ценностях, «не позволяя агрессивному меньшинству подчинить себе это большинство», а странам, которые придерживаются православных традиций, проявлять больше твердости в переговорах, политических и правовых международных процессах, касающихся их законодательства и волеизъявления их населения.
Русская линия
В Санкт-Петербурге открылась фотовыставка завершающая юбилейный год Александро-Невской лавры
В экспозицию вошло более 100 фоторабот, посвященных архитектуре и истории, а также современной жизни обители
Наместник обители епископ Кронштадтский Назарий, отслужив благодарственный молебен, отметил, что в этот год монастырь обновился — в его стенах не стыдно было принимать множество высоких гостей. «Духовное сердце Санкт-Петербурга здорово, все наши инфаркты залечены, за что я и благодарю Бога», — образно выразился владыка.
«За вклад в духовное процветание России» председатель правления петербургского отделения Союза художников Альберт Чаркин вручил епископу Назарию памятную награду творческого объединения — бронзовую статуэтку ангела-хранителя.
В экспозицию вошло более 100 фоторабот, посвященных архитектуре и истории, а также современной жизни обители, носящей имя святого Александра Невского. Фотовыставка с успехом в течение года была показана в столичном храме Христа Спасителя, в городах Крыма, Минске, Киеве, а также побывала в Словакии и Сербии.
Автором исторических снимков является «отец российского фоторепортажа» Карл Булла. Вместе с сыновьями он создал уникальную фотохронику событий первой половины XX века, в том числе запечатлев исторический образ лавры начала прошлого века до ее разорения в советский период. Современная жизнь монастыря представлена в снимках петербургских и московских мастеров: Михаила Манина, Александра Петросяна, Юрия Костыгова, Станислава Марченко, Натальи Пьетры, Дмитрия Фуфаева, Евгения Федоскова и Анны Гальпериной, а также в работах сербского фотохудожника Миодрага Бранковича.
Еще одну часть экспозиции составили работы лауреатов конкурса изобразительных искусств «Трехсотлетию Александро-Невской лавры посвящается..», проходившего в течение трех лет, а также лучшие произведения монастырских мастерских.
Выставка продлится до 8 декабря. Время работы — с 12:00 до 18:00, кроме понедельника. Вход свободный.
Русская линия
Россияне против русских
Коммунисты в Госдуме предлагают дополнить УК второй антирусской статьёй — вслед за 282 появится ещё одна — за «сепаратизм»
Против какого сепаратизма будет направлена новая статья уголовного кодекса? Твери или Рязани? Конечно, нет, по той простой причине, что такого сепаратизма нет, а если есть — то только в головах коммунистических пропагандистов, ищущих повода заткнуть рот русским националистам. Очевидно, что дело в другом — в русском населении всё более и более растёт негодование против «лиц кавказской национальности» и всё чаще звучат лозунги «Хватит кормить Кавказ!». Власть то ли не может, то ли не хочет защитить русское население от незваных гостей. Как и в случае с пресловутой 282 антирусской статьёй УК, нет никаких сомнений, что по новой статье будут преследовать именно русских, считающих, что настала пора вывести из состава РФ северокавказские республики, из которых местные изгнали практически всех русских. Казалось бы естественным вопрос: ну зачем России нужны народы, которые терпеть не могут русских, ну, разве, что в качестве дойной коровы. С введением новой статьи за такие мысли можно будет и срок огрести, ведь по ней предполагается наказывать за «распространение взглядов, идей, призывов и агитации с целью поставить под сомнение территориальную целостность России» лишением свободы до 20 лет (!).
Таким образом, коммунисты и их сторонники в Москве и на Кавказе, видимо, решили вспомнить советский опыт и создать некий аналог 58-й статьи УК СССР «антисоветская агитация и пропаганда», под которую при желании можно было подверстать всё что угодно. Только теперь смогут сажать русских «националистов» за антикавказские высказывания. Ведь определять, где призыв к сепаратизму, а где экспертное мнение, будет власть, а практика правоприменения 282 статьи показывает, что существует она отнюдь не для нагло ведущих себя в России кавказцев, реально разжигающих межнациональную рознь, а русских, пытающихся хоть как-то защититься от разнообразных непрошеных гостей.
По нашим улицам спокойно разгуливают чеченцы в футболках, на которых написано: «Вам хорошо там, где нас нет!», и ни власти, ни местному населению, ни тем более самим кавказцам, не может придти в голову, что за такие вещи, по 282 статье, следует уголовное наказание. Однако, если в данном случае речь заходит о представителе коренного населения, этот вопрос решается мгновенно и русский парень за прогулку в такой же футболке (с историческим лозунгом «Россия для русских!») тут же оказывается «на крючке».
Наивно думать, что иная практика сложится в отношении статьи за «сепаратизм», которая имеет все шансы стать второй антирусской статьёй в УК РФ. Уж наверное ни Тверь или Рязань стали причиной беспокойства коммунистов, а явное желание русских защититься от притеснений кавказцев. Конечно, россиянин Кадыров и иже с ним не мыслят Северный Кавказ вне России — кого ещё их горячим кавказским парням унижать и насиловать, как ни русских?
Пока, правда, есть надежда, что «партия власти» не поддержит это начинание коммунистов.
Русская линия
Роман Силантьев: В Сирии насчитывает около тысячи боевиков с Северного Кавказа
Известный исламовед считает, что вернувшись на родину эти «ветераны джихада» сильно укрепят террористическое подполье
По его словам, как это делать в рамках закона — «вопрос номер один». Он привел также пример главы Чечни Рамзана Кадырова, который начал увольнять чиновников, чьи дети участвуют в войне в Сирии. По данным исламоведа, в Сирии насчитывает около тысячи боевиков с Северного Кавказа и из Татарстана, еще столько же — из СНГ.
«Ветераны джихада сильно укрепят террористическое подполье. За ними могут в какой-то момент подтянуться из Сирии и другие товарищи — среднеазиаты. Первые ласточки уже полетели. В Татарстане вон люди уже ракеты делают и запускают. Плохо пока получается, но это же были только пробные пуски. А ведь в Сирии у джихадистов есть технологии изготовления зарина. Не дай Бог их передадут нашим исламским кулибиным», — отметил Р.Силантьев.
Русская линия
Патриарх Ириней: Нет большего события, чем рождение новой жизни
Предстоятель Сербской церкви считает, что врачи должны стараться отговорить женщину от совершения аборта
«Этому нет оправдания, когда в интересах какой-то лучшей жизни и стандартов совершается такой грех. Нет большего события, чем рождение новой жизни», — подчеркнул Сербский Патриарх. По словам Предстоятеля, помогая младенцам прийти в этот мир, врачи клиники делают великое и святое дело, а детский плач — это самая лучшая музыка.
«Мы живем в такое время, когда на многие ценности смотрят не так, как они этого заслуживают. Одна из этих ценностей — жизнь. Мы видим, как легко мы расстаемся с жизнями этих маленьких существ», — заметил Сербский Патриарх, подчеркнув, что тяжелое слово аборт означает нечто, против чего восстает человеческая природа. Патриарх Ириней напомнил, что сербские села вымирают, в школах все меньше детей, но народ не должен позволить себе исчезнуть.
Предстоятель Сербской Церкви призвал делать все, чтобы колыбелей в Сербии было больше, чем могил, и чтобы сербский народ жил и преумножался на своей земле.
Русская линия
В Москве прошла церемония вручения Национальной премии «Человек года-2013»
Среди лауреатов престижной награды Президент России Владимир Путин и Патриарх Кирилл
Основная задача, которую ставят перед собой организаторы премии, — исследование российского общества и анализ деятельности наиболее заметных его представителей, содействие эволюции страны и ее прогрессу, привлечение внимания общественности к персонам, вносящим заметный вклад в развитие России.
Лауреатов премии определяет, с учетом опросов общественности в ведущих средствах массовой информации и Интернете. Знаковым событием года Экспертный совет премии признал празднование 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности Великим собором 1613 года.
Премией награждаются граждане России и представители зарубежья за успешную деятельность на благо нашего отечества в таких областях, как религия, политика, экономика, образование, наука, культура, спорт, медицина, малое и инновационное производство, а также за реализацию проектов, ориентированных на социальную сферу.
Лауреатами премии «Человек года-2013» стали:
Владимир Владимирович Путин — за укрепление позиций России на международной арене и исключительный вклад в урегулирование сирийского конфликта;
Святейший Патриарх Кирилл — за выдающийся вклад в укрепление исторических культурных традиций;
Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Московской патриархии, — за выдающуюся просветительскую и издательскую деятельность;
Архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве, секретарь Патриаршего совета по культуре, — за восстановление и развитие Сретенского монастыря и большой вклад в развитие исторических культурных традиций;
Сергей Юрьевич Глазьев, советник Президента Российской Федерации, академик РАН, — за содействие возвращению Украины в единое экономическое пространство с Россией;
Лео Антонович Бокерия, академик РАН и РАМН, генеральный директор Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, — за новые реконструктивные операции при врожденных пороках сердца;
Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт СССР. — за выдающуюся многогранную общественную деятельность, а также многие другие достойные политики, общественные деятели, представители науки и деятели культуры.
Полный, и весьма обширный список награжденных можно посмотреть на сайте Русского Биографического института — www.whoiswho.ru
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем преподобного Паисия Величковского и митрополита Иваново-Вознесенского Павла (Гальковского)
Преподобный Паисий (в миру Петр) родился 21 декабря 1722 года в городе Полтаве в семье Иоанна Величковского. Брат, отец, дед и прадед Петра были священниками. С раннего детства преподобный остался без отца и брата и воспитывался матерью Ириной. Грамоте отрок обучался по псалтири, а в 13 лет был отдан на учение в Киевскую духовную академию. Здесь под руководством иеросхимонаха Пахомия Петр воспитывал в себе монашеский склад характера.
17-ти лет вступил он в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.
Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Отец Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было велено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.
Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.
На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.
В 1790 г. прп. Паисий принимает сан архимандрита от епископа Екатеринославского. Преставился преподобный 15 ноября 1794 г. и был погребен в соборном храме Вознесения в Немяцком монастыре, где он подвизался в последние годы своей жизни.
Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.
Сегодня день памяти видного участника монархического движения, председателя Витебского отдела Союза Русского Народа митрополита Иваново-Вознесенского Павла (Гальковского), расстрелянного в 1937 г.
Он родился 9 января 1864 г., происходил из духовного сословия и в миру звался Павлом Михайловичем. Окончил духовную семинарию, в 1888 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Петровского монастыря, затем был настоятелем Покровского кафедрального собора в Витебске до 1918 г. Здесь принял активное участие в патриотическом движении, занимал пост председателя Витебского отдела СРН. Осенью 1909 г. был приглашен в Москву на монархический съезд, который организовал протоиерей Иоанн Восторгов, но приехать не смог и прислал приветственную телеграмму. В ноябре 1915 г. был среди участников Петроградского совещания.
После революции, подобно многим другим русским православным патриотам прошел исповеднический путь, закончившийся мученической кончиной. Был арестован впервые еще в 1918 г. и заключен в тюрьму г. Витебска, затем переведен в Москву в Бутырскую тюрьму. По освобождении из тюрьмы служил в 1919−21 гг. духовником на Афонском подворье. В июле 1921 г. хиротонисан во епископа Бузулукского, викария Самарской епархии. 15 сентября 1923 г. арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» и заключен в Таганскую тюрьму, в 1924−27 гг. находился в ссылке в Средней Азии, затем в Казани. В 1927−29 гг. епископ Егорьевский, викарий Рязанской епархии, временно управлял Воронежской, затем Владимирской епархиями. С 31 октября 1929 г. епископ Иваново-Вознесенский, в 1930 г. возведен в сан архиепископа, в 1935 г. — митрополита. В 1933 г. подвергался очередным репрессиям со стороны советской власти. В январе 1936 г. арестован в последний раз, в следующем году расстрелян.
Русская линия
В Калининградскую епархию принесена Феодоровская икона Божией Матери
В ночь на 27 ноября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Калининградскую епархию авиарейсом из Москвы доставлен чудотворный Феодоровский образ Божией Матери, хранящийся в Богоявленско-Анастасиином соборе Костромы, передает Патриархия.ru.
Святыню в калининградском аэропорту «Храброво» встречали губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, мэр г. Калининграда А.Г. Ярошук, ключарь кафедрального собора Христа Спасителя протоиерей Вадим Дегтярев, духовенство Калининградской епархии. Икону сопровождала делегация священнослужителей Костромской епархии во главе с временно управляющим Костромской епархией епископом Макарьевским Ферапонтом.
По принесении Феодоровской иконы в кафедральный собор Христа Спасителя г. Калиннграда состоялся молебен, который возглавил епископ Ферапонт. По окончании богослужения владыка Ферапонт рассказал о Феодоровской иконе Божией Матери и поблагодарил всех собравшихся за совместные молитвы, несмотря на поздний час — богослужение завершилось в начале 4-го утра. Многие калининградцы приняли участие в молебне, который состоялся с задержкой на два часа из-за плохих погодных условий в аэропорту вылета.
В кафедральном соборе Христа Спасителя Феодоровская икона Богородицы пробудет до 12.00 28 ноября, после чего она будет перенесена в храм Архистратига Божиего Михаила г. Черняховска. Затем состоится принесение святыни в города Гусев и Советск, информирует сайт Калининградской епархии.
В начале ноября 2013 года Феодоровская икона была принесена из Костромы в Москву на период проведения выставки-форума «Православная Русь. Романовы» в ЦВЗ «Манеж». По окончании выставки 24 ноября чудотворный образ был перенесен в Донской ставропигиальный мужской монастырь столицы, где был доступен для поклонения верующих до 26 ноября.
Феодоровская икона была написана не позже XIII века. Именно этим чудотворным образом Богородицы в 1613 веке юного Михаила Федоровича Романова, первого царя из династии Романовых, благословила на царство его мать. Икона была особо почитаема российскими самодержцами. Начиная с Николая I, все российские императоры и многие члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому? «колыбель Дома Романовых»? и поклониться иконе. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество Феодоровна. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы.
Русская линия
При поддержке Синодального отдела по социальному служению проводится конкурс «Технологии трезвости»
Начался прием заявок на участие в конкурсе «Технологии трезвости — 2013», который проводится добровольческими организациями «Какпомочь.ру» и «Трезвое Оренбуржье» при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Принять участие в конкурсе приглашаются православные общества трезвости со всей России. Победителям конкурса будут предоставлены комплекты выставочных материалов, посвященных борьбе с алкоголизмом и табакокурением, сообщает Патриархия.ru.
«Главная задача конкурса — через проведение выставок привлечь молодежь к здоровому образу жизни и трезвости», — отметил руководитель Координационного центра по утверждению трезвости при Синодальном отделе по социальному служению Валерий Доронкин. По его словам, проведение таких выставок служит хорошей профилактикой развития алкоголизма и курения среди детей и молодежи.
«Мы подготовили пять экспозиций, посвященных борьбе с алкоголизмом, — сообщил координатор конкурса Вячеслав Мошков. — Победители конкурса, предоставившие лучший план организации выставки, получат их в свое распоряжение бесплатно».
Экспозиции выставки состоят из материалов лекционно-выставочного комплекса «Человеческий потенциал России», созданного Синодальным отделом совместно с трезвенническими братствами Русской Православной Церкви и фестивалем социальных технологий «За жизнь». В числе этих материалов два десятка стендов, содержащих примеры того, как алкоголь и никотин влияют на жизнь человека.
Прием заявок на участие в конкурсе продолжится до 25 декабря. Подведение итогов конкурса и объявление победителей состоится 31 декабря.
Подробнее о порядке проведения конкурса и условиях участия.
Русская линия
Телеканал «Культура» представил цикл документальных фильмов о Верхотурье
В год празднования 400-летия восшествия на российский престол династии Романовых телеканал Культура представил российскому зрителю цикл документальных фильмов об истории Духовной столицы Урала под названием «Царская дорога», передает «Православие и мир» со ссылкой на Православная газета Екатеринбурга.
Показ фильмов прошел с 18 по 20 ноября 2013 года. Главные герои проекта, включающего четыре серии («Два послушника», «Чудо», «Крест», «Наш святой вернулся»), — Николай II и семья последнего российского императора, святой праведный Симеон Верхотурский, краеведы, паломники, монахи и священники. И само Верхотурье, как военный, экономический и духовный форпост Российского государства на пути в Сибирь.
Автор документального проекта — Владимир Александров. Режиссер — Олег Витвицкий. По словам продюсера телеканала «Культура» Юлии Дроновой главная идея проекта «Царская дорога» — это духовное возрождение России через православную веру, храмы и монастыри, их историческое значение и современное восстановление.
Русская линия
Начинается реконструкция Студийского монастыря в Турции: он станет мечетью
Турецкие власти намерены реконструировать Студийский монастырь. Теперь здесь будет мечеть, сообщает Православие.Ru со ссылкой на RT.
«Власти города приняли решение реконструировать монастырь и превратить его в мечеть», — сообщает газета Hurriyet со ссылкой на источники в администрации Стамбула. Превращение византийского монастыря в мечеть Ильяс-Бей произойдет уже в 2014 году, отмечает газета.
Против перестройки монастыря выступают представители турецкой общественности. «Я считаю, что наше культурное наследие не стоит превращать в предмет раздора. Если мы будем этим заниматься, то мы нанесем урон обществу», — говорит представитель главного управления памятников Турции Лакы Вингас.
Остановить этот процесс может только специальное решение кабинета министров Турции, однако его пока ждать не приходится. В 2014 году в Турции пройдут выборы, на которых правящая партия умеренных исламистов намерена упрочить свои позиции — в том числе и за счет консервативного электората.
Студийский монастырь, посвященный св. Иоанну Предтече, был основан в Константинополе в середине V в. патрикием Студием. Монастырь играл выдающуюся роль в истории византийской культуры и духовности. Во 2-й половине VII — 1-й половине VIII в. обитель стала оплотом иконопочитателей и центром борьбы против еретиков-иконоборцев.
Студийский монастырь был превращен османами в мечеть в 1486 г. Обитель сильно пострадала от пожара 1782 г., была отремонтирован в 1820 г., но вновь получила серьезные повреждения во время землетрясения 1894 г. В 1908 г. обрушилась кровля собора.
Русская линия
Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)
На заседании 27 ноября Священный Синод Константинопольской Православной Церкви рассмотрел вопрос о причислении к лику святых старца Порфирия (Байрактариса), и принял решение о канонизации этого подвижника, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на агентства «Ромфея» и «Амен». Старец Порфирий вместе со старцем Паисием являются самыми почитаемыми духовными наставниками в Греции. Говоря о духовных дарованиях Порфирия, в том числе о даре провидения, старец Паисий сравнивал себя с черно-белым телевизором, а Порфирия — с цветным.
Старец Порфирий (в миру Евангелос Байрактарис) родился в 1906 году в селении Айос-Иоаннис на острове Эвбея. Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. В 13 лет он отправился на Афон и был принят в Кавсокаливийский скит, где прожил в качестве послушника 6 лет, получив в рясофоре имя Никита. Из-за серьезной болезни он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители свт. Николая Чудотворца в Ано-Вафеа. В возрасте 20 лет был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя. В 1940 г. иеромонах Порфирий был назначен настоятелем церкви св. Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония, где ему и предстояло совершать свое пастырское служение, облегчая духовные и телесные страдания людей на протяжении многих лет. После ухода на пенсию в 1973 г. он основал исихастирий Преображения Господня в Милесе. Незадолго до смерти старец Порфирий вернулся на Святую Гору в Кавсокаливийский скит, где начал свой монашеский путь. Скончался старец Порфирий 2 декабря 1991 г.
Русская линия
Эксперты фиксируют в Европе всплеск преступлений против христиан
В Европе наблюдается рост преступлений, направленных против христианских учреждений.
Этой теме был посвящен прошедший в Германии Международный христианский конгресс, в котором участвовало более 500 представителей духовенства, политиков и экспертов из ФРГ, Австрии, Швейцарии и других стран, передает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на газету «Трибуна».
«Тот, кто защищает права гомосексуалистов, не имеет никаких проблем. Но если кто-то вступается за христиан, то должен бесконечно оправдываться перед общественностью. Но именно христиане являются наиболее гонимой религиозной общиной в мире», — заявил на форуме председатель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге ФРГ Фолькер Каудер.
Как пишет газета, по данным Ватикана, факты осквернения религиозных святынь и нападений на христиан наблюдаются по всей Европе. Такие акты были зарегистрированы в Хорватии, Польше, Словакии. В Германии были осквернены несколько кладбищ и 19 церквей. Среди них — одна православная, три протестантские и десять католических. 16 случаев краж в церквях немецкие полицейские не стали относить к преступлениям на почве ненависти.
Святой Престол получил сведения о попытках поджога в Австрии трех церквей за одну ночь, а всего в этой стране за 2012 год произошло 74 случая нападения на церкви (из них 55 случаев были связаны с кражами). 89 случаев осквернения церквей зафиксировано в Венгрии, один случай — во Франции. В Боснии произошло 24 случая поджога христианских символов и мест культа, был нанесен ущерб 20 могильным плитам на православном кладбище. В Косово зафиксировано 36 подобных случаев, в Италии — 15 (из них восемь краж).
Правоохранительные органы нередко не идентифицируют их как совершенные на религиозной почве, официальные структуры не систематизируют эту статистику и не подвергают ее соответствующему анализу, говорится в статье.
Русская линия
В Москве прошла конференция, посвященная Давиду Арсенишвили, основателю Музея Андрея Рублёва
22 ноября в конференц-зале храма Архангела Михаила состоялась конференция «Грузия в России», посвященная памяти первого директора и основателя Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Давида Ильича Арсенишвили, сообщает Седмица.Ru. На встрече присутствовали представители Русской и Грузинской Православных Церквей, Российской академии художеств, научных гуманитарных институтов и других культурно-просветительских объединений, в том числе Союза грузин в России.
Мероприятие началось с панихиды по Давиду Арсенишвили, на которой священнослужители вознесли молитвы об упокоении души знатока и подвижника. Хор храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах исполнил несколько грузинских церковных песнопений. Как отметил в своем выступлении нынешний директор Музея им. Андрея Рублева Геннадий Попов: «Когда звучали эти песнопения, перед глазами возникли образы гор, лесов и храмов Грузии. Также благодаря Давиду Ильичу образ этой замечательной православной страны оказался тесно связанным с нашим музеем». Попов вспомнил, как в некоторых своих письмах Арсенишвили говорил о Музее им. Андрея Рублева: «Это мой музей».
Заведующая научно-просветительской работой Музея им. Андрея Рублева Ольга Никифорова рассказала об интересной, но полной трудностей жизни Арсенишвили: «Он был самый настоящий энтузиаст и тонкий ценитель русской культуры и творчества великого иконописца Андрея Рублева. На свои скудные личные средства, ценой самоограничения и отказа от всяких личных благ Арсенишвили всю свою жизнь собирал по дальним деревням Сибири и Урала произведения Великого мастера. Человек необыкновенной скромности и беззаветной и бескорыстной преданности своему делу, сам Арсенишвили оставался при этом в тени».
Митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николоз (Пачуашвили) рассказал о значимости работ Андрея Рублёва в русской и грузинской православных культурах «Нам особенно приятно, что создателем музея великого русского иконописца Рублёва стал представитель нашей грузинской интеллигенции», — отметил священнослужитель.
Заместитель исполнительного директора СГР Нонна Матуа подчеркнула значимость личности Арсенишвили в служении русской культуры и православной веры: «Будучи по происхождению грузином, Давид Ильич спасал каждый сантиметр Спасо-Андроникова монастыря, собирая все реликвии христианской культуры на просторах Отчизны, приобретая их на свою мизерную зарплату, он совершал истинный подвиг в христианском смысле слова. Не ожидая никакой земной награды, он своим личным примером способствовал укреплению дружбы и братской любви русского и грузинского народов».
Имя Давида Арсенишвили, которое еще недавно было предано забвению, теперь вновь у всех на устах. У выхода из монастыря в память Давида Арсенившили в 2001 году Обществом грузин в России установлена мемориальная доска. С нее началось восстановление справедливости и истинного признания заслуг Давида Арсенишвили, основателя Музея им. Андрея Рублева.
Русская линия