Пост телесный для пользы душевной
Завтра начинается Рождественский (Филиппов) пост, однако поститься в этом году верующие начали уже с сегодняшнего дня
Установление Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском Императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «поелику сомневались некоторые в том, что нигде не означено количество дней поста Богородичнаго и Рождественскаго, то сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня ноября».
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Однако в этом году начало поста выпало на чертверг, что означает, что поститься верующие начнут со среды, которая всегда является постной в знак воспоминания об иуденом предательстве Христа.
В отличие от Великого поста, Рождественский пост — нестрогий. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, гласят, что в течение всего поста следует отказаться от пищи животного происхождения, а также от употребления рыбы по средам и пятницам.
Тем не менее, православный пост — это не только телесное воздержание, но и духовная борьба человека со своими страстями. Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла».
И было бы неплохо, если бы деятели нашей общественно-политической жизни тоже помнили эти слова, а власти понимали, что главным инструментом умиротворения разгорающихся политических страстей могут и должны быть не политические или административные ресурсы, а пост и воздержание.
Русская линия
«Каждый имеет право на жизнь с момента зачатия»
В Орске прошла акция за запрет искусственного прерывания беременности
Участники пикета призвали федеральные власти защитить жизнь детей в утробе матери и инициировать внесение соответствующих поправок в Конституцию, изложив ч.2 ст. 17 Основного закона в следующей редакции: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с момента зачатия», а ч.1 ст. 20 — таким образом: «Каждый имеет право на жизнь с момента зачатия».
Мероприятие прошло в рамках международной акции «Неделя за жизнь — Михайловские дни».
Русская линия
Галина Ананьина: Восстановление памятника М.Д. Скобелеву — это наша особая боль
Не восстановив память о таких национальных героях России, как генерал Скобелев, говорить о патриотическом воспитании очень сложно
В этом году исполнилось 95 лет со дня принятия так называемого «Ленинского плана «монументальной пропаганды», который фактически начался с «Декрета о сносе памятников царей и их слуг». В результате решения Ленина наша страна потеряла целый ряд замечательных памятников, и сегодня наш долг сделать всё, чтобы они были восстановлены.
Одним из первых монументов, который пострадал от большевиков по декрету о сносе памятников, стал Романовский обелиск в Александровском саду. Ныне он восстановлен во всей свой красе — 4 ноябре 2013 состоялась церемония его открытия и освящения, на которой присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Наряду с Романовской стелой в 1918 году были уничтожены и такие замечательные монументы, как памятник-крест Сергею Александровичу Романову в Кремле, памятник Императору Александру II (работы скульптора Опекуншина), памятник Государю Александру III возле Храма Христа Спасителя, и памятник «белому генералу» М.Д. Скобелеву на Тверской улице.
2012−13 годы были для нашей страны юбилейными, поскольку очень многие памятники устанавливались как раз в эти годы 100 лет назад. И на сегодняшний день из всех перечисленных памятников уже восстановлен памятник-крест Сергею Александровичу Романову, который сейчас стоит в Новоспасском монастыре. В 2006 году открыли памятник Александру II (работы А. Рукавишникова) у Храма Христа Спасителя — там, где в своё время стоял памятник Александру III.
Как мы видим, несколько памятников того периода было восстановлено (хотя и установлены они были совсем в других местах). Но настоящей болью для нас до сих пор остаётся судьба памятника великому полководцу России генералу Скобелеву, монумент которому уже давно отлит, однако до сих пор не установлен.
Мне очень сложно рассуждать на эту тему, потому что эта история из разряда иррациональных. Трудами Скобелевского комитета был проведён конкурс на возведение монумента, было определено место в сквере рядом с памятником героям Плевны, согласованы все документы, наконец, отлит сам монумент, но затем произошла совершенно непонятная ситуация — власти просто самоустранились от решения этого вопроса.
Если это связано с существующим мнением, что, мол, в Москве Скобелев только умер, и никакого отношения к столице не имел, то хочу напомнить, что инициатива установки памятника генералу в Москве принадлежала Московской городской думе, которая в 1907 году приняла решение увековечить его память. Именно тогда в Комиссию «о пользах и нуждах» было подано предложение об установке памятника и, насколько я знаю, в 1910 году был проведён Всероссийский конкурс «Открытый проект».
Было представлено 27 проектов, но выиграл монумент работы никому неизвестного тогда скульптора полковника Самонова. По этому проекту на народные деньги, собранные по всероссийской подписке, был сооружён памятник. Причём на его установку из своих личных средств выделил крупную сумму Государь Николай II, а также чины Генерального штаба. То есть тогда, больше чем 100 лет назад, в сборе средств участвовали все — от Царя и до простых крестьян. Сейчас же всё иначе.
Глава Скобелевского комитета генерал Леонов уже обращался и к Президенту России, и к министру обороны, но воз и ныне там — денег на установку памятника нет. При этом мы является свидетелями того, что наши власти сейчас активно поднимают вопрос о воспитании патриотизма. Совсем недавно Владимир Путин заявил о необходимости расширить употребление российского флага и гимна.
Однако, не восстановив памятники таким национальным героям России, как генерал Скобелев, говорить о патриотическом воспитании очень сложно. Ведь памятник — это не просто монумент, это возвращение из исторического небытия имени этого человека. Так произошло с памятником Патриарху Гермогену, так случилось и с памятником Димитрию Донскому и Евфросинии Московской (их имена москвичи вспомнили вообще после 600 лет забвения).
И поэтому, если сегодня официальные власти не находят финансирования, я думаю, что и Скобелевскому комитету и всем патриотам России стоит ещё раз обратиться к народу, объявить такую же всероссийскую подписку и начать сбор средств на установку памятника этому великому полководцу.
Глава Фонда содействия инициативе общественных организаций по установке памятника Патриарху Гермогену Галина Ананьина, специально для «Русской линии»
Демонстрация нацистских знаков недопустима!
Континентальная Хоккейная Лига наказала рижское «Динамо» крупным штрафом за демонстрацию свастики на льду, пригрозив исключить клуб из своих рядов
Континентальная Хоккейная Лига, объединяющая в себе все европейские хоккейные клубы, крайне жёстко отреагировала на провокационные действия латышей, устроивших на льду во время открытия очередного хоккейного матча демонстрацию свастики из латышских флагов, сообщает газета «Взгляд».
«Использование любых изобразительных форм для демонстрации нацистских знаков и символов, а также схожих с ними изображений со стороны клубов КХЛ и их болельщиков является недопустимым», — говорится в сообщении на сайте лиги.
«В связи с этим за грубое нарушение Технического регламента КХЛ, а также нарушение принципов взаимоуважения, заложенных в основу философии КХЛ как международной спортивной организации, на ХК „Динамо“ г. Рига наложены штрафные санкции в размере 1 миллиона рублей», — сообщили в КХЛ.
Кроме того, по решению лиги ХК «Динамо» (Рига) «предупреждён о возможных последствиях для клуба в случае повторения подобных нарушений в будущем в виде исключения из состава участников КХЛ».
«Одновременно с этим КХЛ сообщает, что в случае возможных провокационных действий в отношении ХК „Динамо“ г. Рига, его представителей, болельщиков, а также страны, которую представляет ХК „Динамо“ г. Рига, лигой будут применяться жёсткие штрафные санкции к виновным», — подчеркнули в КХЛ.
«Создавая уникальную спортивную структуру на европейском пространстве, основанную на принципах честного соперничества и взаимоуважения, лига с сожалением отмечает, что недальновидные действия отдельных сотрудников клуба могут поставить под удар результаты многолетней работы хоккейных клубов и их болельщиков из стран, представленных в КХЛ. Лига призывает клубы и их болельщиков быть более внимательными, ответственными, не ограничиваться только национальными интересами», — говорится в сообщении.
Международный скандал разразился 17 ноября, когда перед хоккейным матчем рижского «Динамо» против «Югры» из Ханты-Мансийска в танцевальном представлении, среди других орнаментов, к удивлению многих, была развернута свастика из латвийских флагов.
Эти действия латышских организаторов вызвали волну возмущения в спортивном сообществе. При этом обращалось особое внимание, что провокационная идея показа свастики в Риге состоялась в преддверии игры с хоккейной командой из России, являющейся победительницей фашизма.
Отметим, что практика наказаний за демонстрацию нацистских символов во время спортивных соревнований распространена в Европе. Так германский футбольный клуб «Боруссия» (Дортмунд) запретил посещать матчи своему болельщику, который 1-го ноября во время матча со «Штутгартом», празднуя гол своей команды, взобрался на ограждение и вскинул правую руку в нацистском приветствии. Фанат был идентифицирован по видеозаписи, сообщает ИТАР-ТАСС.
Помимо этого молодому человеку грозят проблемы с законом. Согласно параграфу 86-а Уголовного кодекса Германии «О запрете символики неконституционных организаций», на территории федеративной республики нельзя демонстрировать, в частности, флаги и гербы Третьего рейха, а также использовать формы приветствия национал-социалистического режима. Нарушение этого закона карается сроком заключения до 3 лет либо денежным штрафом.
В ноябре окружной суд Загреба также оштрафовал защитника сборной Хорватии по футболу Йосипа Шимунича на 25 тысяч кун (4400 долларов) за нарушение общественного порядка и разжигание межнациональной розни.
После домашней победы 19 ноября над командой Исландии (2:0) в ответном стыковом матче за выход в финальную часть чемпионата мира 2014 года на стадионе «Максимир» игрок выкрикнул лозунг, считающийся в Хорватии нацистским: «За Родину». Болельщики откликнулись: «Готовы!»
«Он знал, что данный лозунг является официальным приветствием усташей и является частью расистской идеологии», — сказано в заявлении прокуратуры.
Русская линия
Восточная Украина, отпусти Западную в ЕС!
Главным противником евроинтеграции Украины являются её собственные граждане, а никак не Росси, однако власти предпочитают об этом не говорить
Ситуация на Украине, в столице которой в последние дни проходят массовые акции в поддержку подписания договора о свободной торговле с ЕС, остаётся крайне напряжённой, хотя и находится под контролем полиции. Несмотря на то, что и премьер и Президент Украины уже заявили, что подписание договора невозможно по экономическим причинам, эта тема всё более приобретает политическую подоплёку.
Главным противником евроинтеграции Украины её сторонники называют Президента России Путина, который якобы препятствует подписанию соглашения Украины с Западом. Жёсткое давление Москвы, по мысли практически всех европейских журналистов, стало причиной отказа Киева от подписания соглашения с ЕС. А вот если бы не было такого давления, то Украина, безусловно, подписала бы этот договор, пишут они.
Западным журналистам вторят и европейские политики. Так канцлер Германии Ангела Меркель открыто заявила, что РФ давит на Украину, отметив, что отказ Украины от подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом меняет повестку саммита «Восточного партнерства». Она просто уверена, что Москва оказывает «политическое давление» на восточных соседей Евросоюза и с этим надо что-то делать.
Не удивительно в этом плане и то, что главным лейтмотивом массовых выступлений сторонников евроинтеграции в Украине является требование не к Европе или украинским властям, а именно к России, суть которого можно выразить лозунгом самих же демонстрантов: «Владимир Путин! Если ты любишь Украину, отпусти её в ЕС!».
Однако такие «любовные призывы» на самом деле слабо соотносятся с действительностью. Ни в Европе, ни в Украине как-то не принято вспоминать о том, что около половины украинских граждан ни при каких обстоятельствах не хотят видеть Украину в ЕС и выступают за тесное содружество с Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках Таможенного Союза.
Да и Евросоюз, судя по всему, не слишком сильно заинтересован в добавлении ещё одной головной боли — принять в зону своей ответственности ещё одну не самую стабильную страну Европы.
По последним данным, соотношение сторонников ЕС и ТС в Украине 40 на 40%, а это значит, что страна просто расколота пополам, и принимать какие-то серьёзные решения в этих условиях для властей смерти подобно. Так что заявления Януковича об экономических сложностях — это всего лишь часть правды. Истинной причиной отказа Украины от договора с ЕС лежит во внутриполитической обстановке в стране, которая оказалась расколота вопросом евроинтеграции на две равные части — Западную и Восточную Украину.
И тут впору киевлянам уже обращаться не к Путину, а к своим согражданам с лозунгом: Восточная Украина, отпусти Западную в ЕС!
Русская линия
Евросоюз начинает понимать необходимость контроля над миграцией внутри ЕС
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что англичане устали кормить дармоедов и тунеядцев из Восточной Европы
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с беспрецедентным заявлением, в котором потребовал ограничить свободу передвижения внутри ЕС. Он объяснил своё предложение тем, что население Великобритании глубоко обеспокоенно уровнем миграции из Болгарии и Румынии, сообщает РИА Новости.
В последнее время англичане крайне недовольны тем, что им приходится кормить за свой счёт (благодаря всевозможным пособиям) мигрантов из Восточной Европы, которые толпами еду в Великобританию, но при этом совершенно не хотят работать. В 2015 году в Англии стартуют новые парламентские выборы, и в этом смысле заявления Кэмерона вполне закономерны.
Премьер-министр постарался пространно объяснить своим избирателям, что если Консервативная партия останется у власти после выборов 2015 года, то правительство будет способствовать принятию мер, которые бы позволили ограничить миграцию из стран Евросоюза, прежде всего, из стран Восточной Европы и потенциальных новых стран-членов ЕС.
Не случаен пассаж Кэмерона и в отношении Болгарии и Румынии, ведь эти страны считаются первыми в Европе по числу проживающего в них цыганского населения, а цыгане давно стали настоящей головной болью современных европейцев. По неофициальным данным, в Румынии проживает приблизительно 2 млн. 400 тысяч цыган, а в Болгарии они насчитывают около 800 тысяч. При этом в отличие от остальных мигрантов, цыгане не только наотрез отказываются от работы, но и живут своими замкнутыми общинами, занимаясь в основном воровством и грабежом.
Чтобы защитить англичан от цыган и дармоедов из Восточной Европы Кэмерон предложил ограничить выплату пособий по безработице для вновь прибывших мигрантов. У них не будет права на пособие в течение первых трех месяцев после прибытия в страну. Если после шести месяцев мигрант не найдет работу, то выплата пособия также может прекратиться.
Кроме того, премьер Англии предложил ввести более строгие критерии для определения права на получение других социальных пособий, а также ограничения на получение государственной поддержки в поиске жилья. Власти также будут вправе выслать из страны тех мигрантов, которые не будут искать работу. При этом им запретят повторный въезд в страну на год. Наконец, английские власти намерены увеличить в четыре раза штраф для работодателей, которые выплачивают зарплату ниже уровня минимальной оплаты труда.
Таким образом, в Великобритании, как и в России, вопрос миграционной политики в последнее время становится приоритетным во внутренней политике, и поэтому английские власти предпринимают отчаянные попытки решить эту проблему, несмотря на то, что новые меры могут нанести существенный ущерб самой идее объединённой Европы, где отсутствие границ считалось едва ли не главным достижением.
Русская линия
Исламизация продолжается
Даже при изгнанных «братьях-мусульманах» Конституция Египта рискует остаться шариатской
Члены комиссии — представители «Аль-Азхар» и салафитской партии «Аль-Нур» — со своей стороны, угрожают бойкотом, если в преамбуле Конституции 2014 г. появится ссылка на светский характер государства. Они видят в этой ссылке параллель с «секулярными западными ценностями» и требуют, чтобы Конституция 2014 содержала принятую в 2012 г. ссылку на шариат в суннитском варианте.
После угроз со стороны представителей Коптской, Католической и Англиканской Церквей выйти из состава комиссии 24 ноября был сформирован подкомитет по работе со спорным пунктом. Коптский епископ Павел, член Конституционной комиссии 2014, заявил, что христиане могут в знак протеста покинуть комиссию.
Напомним, что 50 экспертов Конституционной комиссии начали пересмотр Конституции в январе 2012 г. при президенте Мохаммеде Мурси, являвшимся одним из руководителей «братьев-мусульман». Тогда христиане вышли из состава этой комиссии в знак протеста против формулировок, принятых исламистами, ограничивших права религиозных меньшинств и наметивших исламизацию Египта. В июле работа этой структуры была приостановлена в связи с отставкой президента.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти императора Юстиниана Великого, мы вспоминаем графа П.Д.Киселева и архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова)
Император Юстиниан — один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права, создатель православной государственной идеологии, строитель собора Св. Софии в Царьграде. Церковь чтит его именно за государственные добродетели, прославляя в чине «правоверного царя». Он родился в 482 или 483 г. в местечке Таурезия близ современного Скопье и был иллирийцем (по другим данным он был славянином и родился в селении Вердяня, близ нынешней Софии). Будущий великий Император родился в простой крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе, куда его забрал дядя по матери император Юстин I, правивший в 518−527 гг. Полное его имя Петр Савватий (получил при крещении) Флавий (знак принадлежности к императорскому семейству) Юстиниан (в честь дяди). Постепенно Юстиниан восходил по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном. Юстин, не имевший своих детей, усыновил его и сделал своим соправителем в последние месяцы царствования, поэтому 1 августа 527 г., когда Юстин умер, Юстиниан взошел на трон.
Он прославился своими успешными войнами с врагами Империи. Несмотря на то, что на востоке шла практически непрерывная война с извечным врагом — Персией, Юстиниану удалось восстановить на короткое время великую Римскую империю практически в прежних границах. В 533−534 гг. полководец Юстиниана Велисарий разгромил королевство вандалов, а к 548 г. Африка вновь стала провинцией Империи. К 555 г. другой полководец Нарсес окончательно разгромил Остготское королевство и полностью очистил Италию от готов, франков и алеманов, Италия стала провинцией Империи с центром в Равенне. Юстиниану покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии.
При Юстиниане было совершено и другое грандиозное дело — была произведена кодификация права. Под руководством выдающегося юриста Трибониана был издан знаменитый Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»), состоящий из трех частей: 1) «Кодекс Юстиниана» (полностью издан в 534 г.), куда вошли все сохранявшие актуальность императорские постановления начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в.; 2) «Дигесты», подготовленная в 530−533 гг. компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2−3 вв.), эти тексты стали обязательными для всех судов; 3) «Институции», или «Основы», изданный в 533 г. учебник права для студентов. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы «Новеллы», дополнение к «Кодексу», где содержатся 174 новых императорских постановления.
Но Церковь прославила Императора Юстиниана за великие заслуги перед Православием. Он ревностно стремился к распространению христианства и искоренению язычества, повелев, к примеру, закрыть языческие школы в Афинах, чтобы преподавание наук там вели иноки. При Юстиниане построен величественный собор Св. Софии в Константинополе. Созданный Константином Великим собор был сожжен во время восстания «Ника». Благочестивый Император Юстиниан создал новый храм, веками удивлявший всех величием и красотой. Юстиниан радел не только о распространении христианства, но и о чистоте Православной веры. Выступая против несториан, монофизитов и прочих еретиков, он составил песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий..», которая поется на литургии перед малым входом. Его стараниями в 553 г. был созван V Вселенский собор для осуждения несторианских мыслей и для прекращения раздоров в Церкви. Юстиниан установил закон об обязательном праздновании Рождества Христова, Крещения Господня и Воскресения, Благовещения Пресвятой Богородице.
Одним из важнейших деяний Императора Юстиниана стала разработка православной государственной идеологии. В Византийской империи еще при Равноапостольном Константине сила государства и духовная сила Церкви были объединены на принципе «симфонии властей». В преамбуле к 6-й Новелле Юстиниана этому было дано законодательное обоснование: «Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием — священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь. Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония».
Вместе с Императором Юстинианом Церковь почитает и его благочестивую супругу царицу Феодору, на которой он женился в 523 г. и которую беззаветно любил и почитал. Феодора помогала ему управлять государством, а во время восстания «Ника», проявив хладнокровие и выдержку, фактически спасла трон. Она умерла в 548 г., а Юстиниан в 565 г.
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля, почетного члена Петербургской Академии наук генерал-адъютанта графа П.Д.Киселева, скончавшегося в 1872 году.
Павел Дмитриевич Киселев родился 8 января 1788 г. в Москве в старинной дворянской семье. Получив домашние образование, в 1806 — 1815 гг. служил в элитном Кавалергардском полку, в составе которого участвовал в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах Русской армии 1813 — 1814 гг. В годы войны Киселев обратил на себя внимание Императора Александра I, был пожалован им во флигель-адъютанты, сопровождал Государя на Венском конгрессе. С 1817 — генерал-майор.
Первоначально Киселев придерживался довольно либеральных взглядов, был сторонником «просвещенной монархии», разделял многие взгляды декабристов, осуждая при этом их стремления осуществить свои идеалы насильственными средствами. Позже сдвинулся вправо. Главным преобразованием, жизненно необходимым России, Киселев считал отмену крепостного права, о чем в 1816 г. предоставил Императору Александру I специальную записку. В 1829 — 1834 гг. Киселев служил в Молдавии и Валахии, в 1834 г. был назначен членом Государственного Совета, а в 1835 г. введен Императором Николаем I в состав Секретного комитета, созданного для обсуждения проекта крестьянской реформы. Государь называл Киселева своим «начальником штаба по крестьянской части». В 1837 — 1841 гг. Киселев подготовил реформу управления государственными крестьянами, именуемую «реформой Киселева» и ставшую самой крупной попыткой разрешения крестьянского вопроса во второй четверти XIX века. В 1837 г. за свои заслуги на поприще государственного служения был пожалован в графы. С 1856 г. — посол России в Париже, с 1862 г., в отставке. Граф Киселев по праву считался одним из самых выдающихся сановником царствования Императора Николая I.
Сегодня день памяти председателя 5-го Всероссийского монархического съезда архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова), скончавшегося в 1931 г.
Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) родился 31 декабря 1852 г. в Полтавской губернии в семье священника и в миру звался Василием Григорьевичем. Образование получил в Казанской духовной академии, которую окончил в 1878 г., в том же году принял постриг и рукоположен во иеромонаха. В январе 1879 г. назначен членом Японской духовной миссии, с 1886 г. преподаватель Холмской духовной семинарии. В декабре 1887 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В декабре 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, а в ноябре 1903 г. — епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В марте 1910 г. по состоянию здоровья уволен на покой и назначен настоятелем Спасо-Андрониевого монастыря в Москве. Митрополитом Владимиром (Богоявленским) был делегирован на 5-й Всероссийский монархический съезд, который проходил в мае 1912 г. в Петрограде. Его приветственное слово было восторженно встречено делегатами, а сам он единодушно избран почетным председателем съезда.
После революции в 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, но назначения не принял. С января по июнь 1926 г. пребывал в григорианском расколе. Скончался в Москве в страшной нищете и совершенно одинокий.
Русская линия
Ситуация вокруг памятника митрополиту Иоанну (Снычеву) в Самаре остаётся неясной
Вот уже несколько лет местные чиновники не могут найти место для установки уже готового монумента
«Судьба памятника драматична, как судьба самого Владыки. Как ждущий в холодном вестибюле пока его соизволит принять мэр Собчак митрополит, его памятник стоит, не выкупленный уже много лет на складе московского завода. Памятник готов забрать Санкт-Петербург, где Иоанна любят не меньше Самары, просит Ульяновск, но его не отдают, чтобы не обидеть самарцев, где Владыка 30 лет был архипастырем», — пишет Михаил Матвеев.
Депутат также отметил, что на месте памятника в сквере у оперного театра 9 октября 2009 года, в день рождения митрополита Иоанна, установлен поклонный крест, возле которого каждую неделю по воскресеньям проходит крестный ход за установку памятника.
Отметим, что буквально вчера заявление Матвеева было опровергнуто властями города, которые заявили, что памятник митрополиту Иоанну все же будет установлен.
«Отмена предыдущего постановления не означает отказ в установке мемориала. В настоящее время авторам этой инициативы предложили совместно с городской комиссией по увековечиванию памяти выдающихся личностей и исторических событий определить место расположения объекта в соответствующем закону порядке. Также необходимо отметить, что в 2013 году попечительский совет по увековечиванию памяти митрополита Иоанна Снычева представил в качестве инициативы свой проект памятника-часовни. Обе инициативы должны быть согласованы и получить оценку профессионального сообщества и представителей епархии», — цитирует руководителя управления информации и аналитики администрации Самары Наталью Хлопунову портал Православие и мир.
Хорошо известно, что если наша бюрократия решит не принимать какого-то неугодного ей решения, то найдёт тысячу причин, чтобы максимально оттянуть дело, или сделать его реализацию просто невозможной. Во всяком случае, нам сложно поверить в то, что вот уже несколько лет места для памятника в таком большом городе не найти.
Мы будем внимательно следить за развитием событий в Самаре, и прилагать все возможные усилия, чтобы установка первого памятника в России приснопамятному митрополиту Иоанну всё же свершилась.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл встретился c послом Ирака в Российской Федерации Исмаилом Шафиком Мухсином
26 ноября 2013 года в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла c Чрезвычайным и Полномочным послом Иракской Республики в Российской Федерации Исмаилом Шафиком Мухсином, сообщает служба коммуникаций ОВЦС.
Посла сопровождал первый секретарь Посольства Ирака Монадель Акеф Хаммуди.
На встрече присутствовал секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв.
Обращаясь к главе дипломатического представительства Ирака в России, Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал, что у России и Ирака — добрая и продолжительная история взаимоотношений. «Начиная с 1958 года, когда в стране произошли известные перемены, стали интенсивно развиваться наши отношения, в том числе по линии исторической науки, что близко мне и людям с моим мировоззрением, — сказал Его Святейшество. — Я вспоминаю знаменитые экспедиции представителей Российской академии наук, которые занимались исследованиями в Междуречье, в Южном Ираке, то есть в тех местах, которые связаны с началом человеческой цивилизации и с библейской историей. В 1972 году был подписан договор между нашими государствами, что создало юридические предпосылки для дальнейшего успешного развития отношений».
Как отметил Святейший Владыка, Русская Православная Церковь с большой болью восприняла то, что произошло с Ираком в результате иностранного вторжения. «Незадолго до этого я имел возможность посетить Ирак, познакомиться с религиозной жизнью страны как в Багдаде, так и в Мосуле. Я посещал очень древние христианские монастыри, поэтому имею реальное представление о том, как выглядела религиозная жизнь вашей страны. В то время в Ираке проживало, насколько я помню, полтора миллиона христиан, а сейчас по той информации, которой я владею, — менее 150 тысяч», — сказал он.
Святейший Патриарх высказал глубокую озабоченность резким сокращением присутствия христиан в Ираке: «Мы знаем, что христианские общины подвергались насилию. Очень много людей погибло только потому, что они исповедуют христианскую веру. Многие под страхом смерти покинули Ирак. Это, конечно, изменило культурный ландшафт вашей страны. Мы считаем, что это своего рода цивилизационная катастрофа, потому что на территории вашей страны христиане и мусульмане всегда жили в мире. Я был свидетелем этого мирного взаимодействия двух общин».
«Мы знаем, что сейчас Ирак продолжает страдать от терроризма, и сопереживаем иракскому народу, — продолжил Святейший Владыка. — Погибают ни в чем не повинные люди. Мы глубоко убеждены в том, что Ирак должен сохраняться как единое государство, что должен быть восстановлен гражданский мир, что не должно быть никаких влияний извне, потому что Ирак — это страна с огромной культурной традицией, которая действительно восходит к самому началу человеческой цивилизации. Мало о каком месте на земном шаре можно сказать те слова, которые мы сейчас говорим в отношении Ирака. Иракский народ имеет все основания и все права наслаждаться миром и справедливостью».
В ходе беседы затрагивались темы, касающиеся ситуации в этой стране и двухсторонних отношений, в том числе по религиозной линии.
Обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, Исмаил Шафик Мухсин поблагодарил за возможность встретиться и побеседовать с Предстоятелем Русской Православной Церкви.
Говоря об истории своей страны, посол Ирака подчеркнул: «Тысячи лет мы жили в атмосфере толерантности, дружбы между религиозными общинами». Он также упомянул о том, что во многих вопросах международных отношений позиции России и Ирака очень схожи, например, Ирак однозначно выступает за мирное решение сирийской проблемы.
В завершение встречи Святейший Патриарх Кирилл пожелал Исмаилу Шафику Мухсину успехов на поприще дипломатического служения в России. Стороны обменялись памятными подарками.
Русская линия
Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в IX Ассамблее Всемирного конгресса «Религии за мир»
20−22 ноября 2013 года в Вене состоялась IX Ассамблея Всемирного конгресса «Религии за мир», которая была посвящена теме ««Приветствуя другого: человеческое достоинство, гражданство и общее благополучие», сообщает служба коммуникаций ОВЦС. В ней участвовало более 600 представителей христианства, ислама, иудаизма, индуизма, буддизма и других религий. Основными темами Ассамблеи стали межрелигиозный диалог и взаимное уважение верующих разных религий, защита детей и женщин от насилия и голода, развитие опыта мирного сосуществования религиозных общин и преодоление конфликтов, мобилизация совместных усилий в ответ на серьезные угрозы миру.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в форуме приняла участие делегация Русской Православной Церкви, в которую вошли: заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) — глава делегации, и.о. заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, руководитель секретариата Межрелигиозного совета России священник Роман Богдасаров, заведующий Сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов.
Другие Поместные Православные Церкви на заседаниях Ассамблеи представляли: предстоятель Албанской Православной Церкви архиепископ Анастасий (Яннулатос), митрополит Галльский Эммануил, (Константинопольский Патриархат), епископ Фермопильский Иоанн (Элладская Православная Церковь).
20 ноября на открытии Ассамблеи были зачитаны приветствия генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и Папы Римского Франциска. Приветствие председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона зачитал архимандрит Филарет. В своем послании митрополит Иларион напомнил участникам Ассамблеи о росте преследований и дискриминации христиан в разных регионах мира: «Каждый год около ста тысяч христиан умирают за веру насильственной смертью в результате межрелигиозных конфликтов. Необходимо признать очевидный факт: христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете», — подчеркнул председатель ОВЦС.
21 ноября Ассамблея открылась минутой молчания по похищенным в Сирии 22 апреля 2013 года митрополитам Алеппо Павлу (Язиджи) и Мар Григорию Иоанну Ибрагиму. Специальный представитель Патриарха Сирийской Ортодоксальной Церкви Мар Игнатия Закки I Иваса протоиерей Семюэль Гюмюс призвал сделать все для немедленного освобождения митрополитов. В этот же день состоялась специальная сессия совместно с Агентством ООН по делам беженцев, в ходе которой была принята декларация «Приветствуя чужестранца: заявление религиозных лидеров».
На закрытии Ассамблеи 22 ноября выступил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. От имени Ассамблеи была принята Венская Декларация, основными темами которой стали: преодоление враждебности представителей религиозных общин друг к другу, призыв к установлению мира в местах, где происходит гражданское противостояние, открытость к межрелигиозному диалогу.
Русская линия
Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстане посетил Байконур
25 ноября 2013 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр прибыл в г. Байконур — административный и жилой центр космодрома Байконур. Об этом сообщает Патриархия.Ru.
Главу Митрополичьего округа в Казахстане сопровождали архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, благочинный храмов г. Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, руководитель протокола митрополита протодиакон Роман Головин, клирик Никольского собора г. Алма-Аты протодиакон Георгий Засыпкин, клирики алма-атинского Вознесенского кафедрального собора иеродиакон Игорь (Доброзоров), диакон Димитрий Савченко и диакон Владимир Сыровацкий, помощник митрополита Г. С. Сидоров.
По прибытии в г. Байконур митрополит Александр возглавил Литургию в храме святого великомученика Георгия Победоносца. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Елевферий, епископ Варнава, настоятель Георгиевского храма протоиерей Сергий Бычков, клирики Чимкентской епархии и сопровождающее духовенство.
Из Никольского собора г. Алма-Аты к богослужению был доставлен ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца.
На заупокойной ектении возглашались особые прошения об упокоении душ «усопших рабов Божиих, при исполнении служебного долга погибших».
На богослужении присутствовали глава администрации г. Байконур А.П. Петренко, генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» А.С. Фадеев и сотрудники ФГУП «ЦЭНКИ».
На космодроме Байконур существует традиция освящать ракеты перед запуском. Благословение на полет в космос, начиная с 1998 года, получают все экипажи космонавтов. Первым благословлять экипажи предложил космонавт Василий Циблиев. Георгиевский храм посещают космонавты и сотрудники крупнейшего в мире космодрома.
26 ноября митрополит Александр присутствовал на космодроме Байконур при запуске ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-21М». Накануне «Союз-У» освятил настоятель Георгиевского храма Байконура протоиерей Сергий Бычков.
Запуском руководил глава Федерального космического агентства (Роскосмос) О.Н. Остапенко. При запуске присутствовали: глава администрации г. Байконур А.П. Петренко, специальный представитель Президента Республики Казахстан на комплексе Байконур Р.С. Нуртаев, генеральный директор ФГУП «ЦЭНКИ» А.С. Фадеев, представители областного акимата.
После старта ракеты состоялось общение митрополита Александра и главы Роскосмоса. Затем О.Н. Остапенко с сотрудниками Федерального космического агентства по приглашению владыки митрополита посетили Георгиевский храм, где поклонились мощам святителя Николая.
Русская линия
В Екатеринбурге пройдет книжная выставка-ярмарка «Радость Слова»
С 4 по 8 декабря 2013 года в Екатеринбурге состоится книжная выставка-ярмарка «Радость Слова», организаторами которой выступают Издательский Совет Русской Православной Церкви и Екатеринбургская митрополия при поддержке полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе и администрации губернатора Свердловской области. Об этом сообщает «Православная газета».
На выставке будет представлена православная, духовно-нравственная, классическая, образовательная, детская и художественно-публицистическая литература. Программа будет интересна как специалистам книжного рынка, так и рядовым читателям. В рамках проекта состоятся встречи с писателями, богословами, артистами и деятелями культуры.
Выставка-ярмарка «Радость Слова» — просветительский проект Издательского Совета Русской Православной Церкви. Главные цели выставки: насыщение региональных книжных рынков качественной книжной продукцией, укрепляющей духовные, культурные и нравственные традиции; создание новых информационных возможностей воздействия в сфере культуры и образования; содействие духовно-нравственному просвещению молодого поколения; возрождение интереса к литературе и чтению у соотечественников; демонстрация новинок книжного рынка.
4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга Божественную литургию совершат председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Начало богослужения в 9.00.
Главная святыня выставки — ковчег с частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного — будет находиться в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга во все дни мероприятия.
Место проведения выставки — здание бизнес-центра World Trade Center Ekaterinburg по адресу: ул. Куйбышева, 44 В (вход с ул. Белинского).
Время работы:
4 декабря — с 15.00 до 20.00
5−7 декабря — с 10.00 до 20.00
8 декабря — с 10 до 18.00
Русская линия
В Москве пройдет пресс-конференция, посвященная предстоящему Первому большому съезду казачьих духовников
3 декабря 2013 года в ИТАР-ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная предстоящему Первому большому съезду казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения», сообщает Патриархия.Ru.
О работе съезда, который откроется 5 декабря в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, расскажет председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Начало пресс-конференции в 12.00. Адрес: Тверской бульвар, 2, 2-й этаж.
Телефоны для аккредитации: (499) 791−03−87, +7903 284−25−41, +7915 279−55−05 (Селиванова Наталья Александровна).
Русская линия
В Ивановской области отреставрируют храмы и колокольни XVIII и XIX веков
Ивановская область направит в 2014 году почти 40 млн. рублей федеральных средств на реставрацию памятников архитектуры федерального значения XVIII и XIX веков, сообщил «Интерфаксу» в среду начальник управления госохраны объектов культурного наследия областного департамента культуры и культурного наследия Александр Мартынов.
По его словам, согласно федеральной программе «Культура России» на 2012−2018 годы на проведение проектных, противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ региону выделено 36 476 тыс. рублей.
На эти средства будут отреставрированы Троицкая и Преображенская церкви в Плесе, церковь Успения в Иваново, ансамбль Воскресенских соборов в Шуе. Будут также сделаны проектные работы по реставрации колокольни в поселке Лежнево.
В 2014 году израсходуют 2,9 млн. рублей федеральных средств на восстановление Сергиевской церкви в Старой Вичуге. Ее реставрация приурочена к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского.
Ранее сообщалось, что по состоянию на 1 января 2013 года в регионе под государственной охраной находится 1679 объектов культурного наследия, из них 1189 — выявленные объекты, 122 — объекты культурного наследия федерального значения, 313 — регионального и 55 — муниципального значения.
Более 37% от общего количества объектов находятся в хорошем состоянии, 47,6% – в удовлетворительном, а 2% – в руинированном.
Русская линия
Телеканал «Культура» представил цикл документальных фильмов о Верхотурье
В год празднования 400-летия восшествия на российский престол династии Романовых телеканал Культура представил российскому зрителю цикл документальных фильмов об истории Духовной столицы Урала под названием «Царская дорога», сообщает «Православная газета».
Показ фильмов прошел с 18 по 20 ноября 2013 года. Главные герои проекта, включающего четыре серии («Два послушника», «Чудо», «Крест», «Наш святой вернулся»), — Николай II и семья последнего российского императора, святой праведный Симеон Верхотурский, краеведы, паломники, монахи и священники. И само Верхотурье, как военный, экономический и духовный форпост Российского государства на пути в Сибирь.
Автор документального проекта — Владимир Александров. Режиссер — Олег Витвицкий. По словам продюсера телеканала «Культура» Юлии Дроновой главная идея проекта «Царская дорога» — это духовное возрождение России через православную веру, храмы и монастыри, их историческое значение и современное восстановление.
Все фильмы цикла «Царская дорога» доступны для просмотра на сайте http://tvkultura.ru.
Русская линия