Русская линия
<< Полная сводка новостей от 5 ноября 2013 >>

«День народного единства» становится днём Казанской иконы Божией Матери
В церковных торжествах 4 ноября приняло участие на порядок больше россиян, чем в государственных и общественных мероприятиях вместе взятых

Казанская икона Божией Матери4 ноября всё более ассоциируется в народном сознании подавляющего большинства россиян с празднованием чудесного явления Казанской иконы Божией Матери, а никак не с государственными мероприятиями в честь непонятного всем «Дня народного единства» и проведением русскими общественными организациями «Русских маршей». Об этом свидетельствует многотысячные Крестные ходы, которые состоялись 4 ноября во многих городах России.

Помимо церковных торжеств на Казанскую, в стране прошли церковно-государственные мероприятия в связи с празднованием «Дня народного единства», ставшего некой альтернативой советскому 7 ноября, и традиционные митинги и демонстрации русского населения, именуемые «Русскими маршами». Однако число их участников ни в какое сравнение не идёт с тем огромным количеством православных, праздновавших Казанскую.

Если государственные торжества и не предполагали большого количества участников, то политические и общественные движения могли, казалось бы, собрать в этот день своих сторонников. Тем более, что тема межнациональной напряжённости и ущемления прав коренного русского населения в России сейчас стала Крестный ход на Казанскую в Казаниодной из ключевых в политической жизни страны. Однако этого не случилось — большинство русских людей 4 ноября пошли в храмы и приняли участие в Крестных ходах, а не в «Русских маршах».

Показательной в этом смысле стала ситуация в Москве, где по какой-то причине Крестный ход не предполагался. Несмотря на это, число участников двух «русских маршей», которые прошли в Москве (в Люблино и в районе станции метро «Октябрьское Поле») составило всего около 8 тысяч человек. Для сравнения — только в Санкт-Петербурге на Крестный ход по Невскому проспекту собралось более 50-ти тысяч верующих. Многотысячные Крестные ходы прошли в Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Екатеринбурге и других городах России.

При этом можно предположить, что в отсутствии возможности принять участие в Крестном ходе, кто-то из верующих москвичей оказались в «Русском марше». Шествие в Люблино возглавили православные хоругвеносцы, за ними шли представители различных правых партий с имперскими флагами. В акции также приняли участие фанатские организации, байкеры и казаки.

Русский маршПараллельно с этим на северо-западе Москвы состоялся «марш», приуроченный к 400-летию Дома Романовых. Здесь собравшиеся прошли от станции метро «Октябрьское Поле» до станции «Щукинкая». Большинство участников держали в руках имперские флаги, черно-желтые шарики, некоторые принесли с собой иконы и большие православные кресты.

Таким образом очевидно, что празднование «Дня народного единства» постепенно превращается в России в торжества в честь Казанской иконы Божией Матери. И в этом нет ничего удивительного. Ведь никакого реального единства в этот день в нашей стране не наблюдается, да и сам праздник «единства» был на скорую руку выдуман нашими властями, чтобы как-то отучить советских людей собираться на постыдные демонстрации 7 ноября. В этих условиях только Церковь предлагает настоящий повод для торжеств, и народ начинает это чувствовать.

Русская линия


Патриарх Кирилл: «Ни один народ не может жить в отрыве от собственной истории»
Предстоятель РПЦ освятил отреставрированный обелиск в честь Дома Романовых у стен Московского Кремля

Патриарх Кирилл у стелы памяти 300-летия династии Романовых4 ноября 2013 года, в День народного единства, в Александровском саду у стен Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия отреставрированного и повторно смонтированного обелиска, который впервые был воздвигнут сто лет назад в честь 300-летия царствования династии Романовых.

К Дню народного единства и 400-летию Дома Романовых обелиску в Александровском саду, который нашим современникам больше известен как «памятник революционным мыслителям», возвращен исторический облик — вместо девятнадцати фамилий мыслителей-социалистов на нем снова нанесены имена семнадцати государей из рода Романовых, а также державные символы дореволюционной России.

В церемонии также приняли участие руководитель Администрации Президента С.Б. Иванов, министр культуры В.Р. Мединский, управляющий делами Президента В.И. Кожин, заместитель мэра Москвы А.Н. Горбенко, президент фонда «Возвращение» Ю.К. Бондаренко, члены авторского коллектива по возвращению исторического облика Романовскому обелиску.

С возрожденного Романовского обелиска при участии Святейшего Патриарха и С.Б. Иванова было снято покрывало. Прозвучал Гимн Российской Федерации.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение памятника, после чего обратился к собравшимся. Святейший Владыка в частности сказал:

«Эта стела была воздвигнута, чтобы запечатлеть имена тех, кто в течение 300 лет возглавлял наше государство. Ибо в то самое время, когда Романовы стояли во главе государственной власти, Россия сделала огромные успехи в своем политическом, экономическом, социальном развитии. Россия стала великой страной, великим государством — от моря и до моря, от океана до океана.

Говоря так, мы не идеализируем никого из правящей династии, потому что, как говорят слова молитвы заупокойной, «нет человека, который бы не согрешил». Но, подводя общий итог 300-летию Романовского правления, мы можем с уверенностью сказать, что государи вне зависимости от их личных способностей и качеств сделали то, что никто никогда не сделал для России. Россия стала великой страной, великим государством", — сказал Предстоятель РПЦ.

«Мы не можем жить в отрыве от нашей истории, мы не можем считать, что нашему государству немногим более 80 лет или, как иногда говорят, немногим более 20 лет. Мы наследники 1000-летней истории. И если мы сознаем эту связь с историей, с прошлыми временами, если мы сознаем свою связь с героями прошлого, то мы проникаемся национальным самосознанием и чувством достоинства, без которого народ не может существовать», — уверен Святейший Владыка.

«Сегодня мы рассуждаем о том, каким должен быть учебник истории, и я хотел бы сказать что-то очень важное для меня. Можно до бесконечности спорить о тех или иных эпизодах истории, подходя к ним с идеологической или политической точки зрения. Но, если так подходить, то истории не существует, потому что сколько голов, столько и умов. У нас должна быть общая концепция нашего исторического развития, которая в первую очередь воздавала бы дань всем тем, кто жизнь свою положил за Родину, кто прославил нашу страну, будь то цари, политики, ученые, военачальники, священнослужители, представители интеллигенции. Мы должны собрать воедино этот сонм тех, кто потрудился ради России, и через их подвиг смотреть на нашу историю. Тогда у нас не будет иванов не помнящих родства, у нас не будет людей, пренебрежительно относящихся к нашей стране и к нашему народу. Мы будем чтить прошлое и созидать будущее», — заключил Патриарх Кирилл.

В заключение мероприятия прозвучали приветствия руководителя Администрации Президента России С.Б. Иванова и президента фонда «Возвращение» Ю.К. Бондаренко.

Затем Святейший Патриарх Кирилл и представители государственной власти перешли к памятнику священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси, и возложили к нему корзину цветов.

Русская линия


День народного единства в Москве отметили на «высшем уровне»
Официальные мероприятия праздника в столице прошли при участии Патриарха и Президента

Патриарх Кирилл и В.Путин возлагают цветы памятнику Минину и ПожарскомуПразднование Дня народного единства, которое, как известно, совпадет с днём Казанской иконы Божией Матери, началось вчера в Москве с Литургии в Успенском соборе Московского Кремля. Богослужение, на котором присутствовали многие видные иерархи РПЦ и представители государственной власти, возглавил Патриарх Кирилл.

По окончании Литургии состоялась торжественная церемония возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. В этом памятном мероприятии принял участие Президент России Владимир Путин, и лидеры традиционных конфессий нашей страны.

Затем Предстоятель РПЦ и глава государства открыли выставку-форум «Православная Русь — к Дню Народного единства», посвящённой в этом году 400-летию Династии Романовых. Здесь они поклонились чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери и осмотрели все стенды выставки, посвященные царям и императорам династии Романовых и основным вехам истории Российского государства в период их правления. Пояснения давал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), отмечает Патриархия.Ru.

В заключение торжественной части мероприятий Патриарх и Президент провели встречу в Патриарших покоях Московского Кремля. Здесь Предстоятель РПЦ вручил главе российского государства премию Всемирного Русского Народного Собора. Решение о присвоении премии В.В. Путину с формулировкой «За сохранение державной России» было оглашено в ходе церемонии открытия XVII Всемирного русского народного собора, которая прошла 31 октября в Храме Христа Спасителя. Символом премии является памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

Русская линия


На Казанскую по всей России прошли Крестные ходы
В Санкт-Петербурге Крестный ход по Невскому проспекту собрал более 50-ти тысяч верующих

Святейший Патриарх Кирилл в Успенском соборе Московского Кремля4 ноября 2013 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.Ru.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором рассказал об истории празднования Казанской иконы Божией Матери на Руси и чудесном заступлении Пресвятой Богородицы за русских людей.

В Санкт-Петербурге Казанские торжества прошли в Казанском кафедральном соборе, где во время Литургии молились десятки тысяч петербуржцев. После богослужения к верующим обратился настоятель протоиерей Павел Красноцветов, который зачитал поздравление с праздником митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, сообщает «Вода живая».

Крестный ход в Санкт-Петербурге на празднование Казанской иконе Божией Матери

Затем состоялся Крестный ход по Невскому проспекту, который собрал более 50-ти тысяч человек. Молитвенное шествие с пением величания Пресвятой Богородице направилось к Исаакиевскому собору. Его возглавили епископ Петергофский Маркелл, епископ Кронштадтский Назарий и 50 клириков епархии — благочинных, настоятелей храмов, священников и диаконов.

Живая река верующих заполнила Казанскую улицу, затем по Гороховой и Малой Морской улицам приблизилась к Исаакиевской площади, где была встречена колокольным звоном. Среди людей царило воодушевление, многие пришли целыми семьями, с детьми. К верующим присоединились члены молодежных патриотических клубов «Красная звезда» и «Молодая гвардия», которые решили «поддержать Русскую Православную Церковь».

В крестном ходе приняли участие представители органов власти, в том числе вице-губернатор Василий Кичеджи, депутаты Законодательного Собрания Виталий Милонов и Андрей Анохин.

В Исаакиевском соборе было совершено молитвенное пение. По его завершении епископ Назарий поблагодарил правительство города за поддержку крестных ходов и отметил, что их проведение свидетельствует о полноправии христиан в современном обществе.

Вице-губернатор Василий Кичеджи от имени губернатора Георгия Полтавченко поздравил горожан с праздником, зачитав обращение главы города. В нём отмечено, что Казанская икона Божией Матери — «один из главных символов России» и «олицетворяет силу духа народного».

Кичеджи сообщил радостную для православных новость: правительство города приняло решение о поддержке двух ежегодных крестных ходов: 12 сентября, в день перенесения мощей святого Александра Невского, и 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери.

Крестный ход на Казанскую в КазаниВ Казани, где чудесным образом была явлена Казанская икона, торжества начались накануне вечером в Казанско-Богородицком мужском монастыре, богослужение в котором возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий в сослужении представителей городского духовенства, сообщает сайт Казанской митрополии.

В день самого праздника торжественное богослужение архиерейским чином было совершено в Благовещенском соборе Казанского Кремля — древней кафедре Казанских архипастырей. Божественную литургию также возглавил митрополит Анастасий в сослужении управляющего Альметьевской епархией епископа Мефодия.

После Литургии владыка Анастасий обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором отметил, что в России нет ни одного храма, где нельзя найти чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери.

«О чем мы молимся в этот день? Мы молимся о том, чтобы Царица Небесная — наша Мать и Заступница — была Путеводительницей нашей к жизни вечной, — сказал архипастырь. — Вот к чему мы должны стремиться! Матерь Божия помогает нам воссоздать порушенный храм душ наших, Она помогает нам освятить наше сердце, чтобы в сердце нашем жила любовь к Господу. И мы с вами должны прилагать все усилия нашей души, для того, чтобы стяжать любовь нашей Небесной Матери..»

Тысячи верующих не только из Казани, но и из разных регионов России, а также ближнего зарубежья, приняли в этот день участие в соборной молитве пред Казанской иконой Божией Матери. Завершились торжества традиционным общегородским Крестным ходом от Благовещенского собора к месту обретения главной святыни Казанского края.

Крестный ход на Казанскую в Нижнем НовгородеВ Нижнем Новгороде митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил на Казанскую Божественную литургию в Казанском храме на Зеленском съезде. По окончании богослужения благочинный от имени прихода выразил благодарность Преосвященным архиереям за совместные молитвы в день престольного праздника храма и подарил каждому из них Казанский образ Божией Матери.

В свою очередь митрополит Георгий поздравил собравшихся с престольным праздником и напомнил его историческое значение для нашего Отечества: «400 лет назад Русская земля праздновала двойную победу: наши предки не только одолели иноземных захватчиков, но и победили врага внутри себя. Когда не было сил одолеть смуту, тем паче внешнего врага, люди возложили все свое упование на Бога и Покров Царицы Небесной, молясь перед Ее Казанской иконой. Этот образ был явлен за несколько десятилетий до этого в городе Казани и прославился многими чудесами. Тогда немощные силы наших предков умножились и многие раны уврачевались. Наша сегодняшняя молитва — не только дань тому времени, но и надежда, что и от нас отойдет дух смуты, и мы будем едины сердцем, душой и верой».

Крестный ход на Казанскую в Нижнем Новгороде4 ноября в Нижнем Новгороде также состоялся традиционный Крестный ход. Праздничное шествие возглавил лично владыка Георгий. В крестном ходе участвовали многочисленные нижегородцы, учащиеся нижегородских духовных школ — семинарии, женского духовного училища, отделения сестер милосердия медицинского колледжа, учащиеся православных гимназий, представители православной общественности, властных структур, духовенство Нижегородской епархии.

Перед отправлением шествия в Михаило-Архангельском соборе Нижегородского кремля глава митрополии совершил литию по гражданину Минину и молебен. Участники Крестного хода проследовали по Ивановскому съезду и через Ивановскую башню кремля вышли на площадь Народного единства. Там на высоком крыльце Иоанно-Предтеченского храма митрополит Георгий отслужил молебен и поздравил всех собравшихся с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем на площади Народного единства состоялся праздничный митинг.

Крестный ход на Казанскую в СаратовеОтметили праздник Казанской иконы и в Екатеринбурге, где также состоялся многотысячный Крестный ход. В этот день митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе. После богослужения от собора по улицам Екатеринбурга прошло молитвенное шествие к Храму-памятнику на Крови.

Верующие сделали остановку у храма-колокольни «Большой Златоуст», а затем отправились к часовне святой великомученицы Екатерины и далее к Храму-на-Крови, где владыка Кирилл совершил праздничный молебен.

В Саратове в день явления иконы Божией Матери в Казани митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Божественную литургию в Казанском храме, а затем возглавил Крестный ход от Казанского храма до Свято-Троицкого собора, где хранится одна из важнейших святынь епархии — старинный список с чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, созданного в XVIII веке, сообщает пресс-служба Саратовской епархии.

На Музейной площади у собора был совершён праздничный молебен Божией Матери. Митрополит Лонгин поздравил собравшихся с праздником и сердечно поблагодарил всех, кто участвовал в Крестном ходе, пожелал, чтобы Царица Небесная всегда покрывала и охраняла русский народ, Саратов и всю Россию.

Русская линия


Митрополит Иларион: На Лубянской площади надо установить памятник св. кн. Владимиру, Крестителю Руси
Глава ОВЦС МП призвал прекратить всякие разговоры о возможном восстановлении памятника Дзержинскому, виновного в убийстве десятков тысяч русских людей

Митрополит ИларионПредседатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион предложил заполнить пространство на Лубянской площади памятником святому князю Владимиру, Крестителю Руси, а не вести разговоры о возможном восстановлении здесь монумента организатору кровавого советского террора, унесшего жизни десятков тысяч русских людей, Дзержинскому, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

«Если говорить о том, чем можно было бы заполнить пространство на Лубянской площади, так у нас есть немало исторических деятелей, которым нет памятников в Москве. Достаточно сказать о святом князе Владимире. В Москве нет ни одного памятника крестителю Руси кроме небольшого бюста в Даниловом монастыре», — заявил владыка 2 ноября 2013 года в эфире телепрограммы «Церковь и мир».

Митрополит Иларион отметил, что хорошо помнит демонтаж памятника Дзержинскому. «Думаю, сегодня среди нас осталось не так много людей, которые помнят, как этот памятник устанавливался, но демонтаж помнят все. Конечно, это был символ — символ того, что с нашей страны спали оковы государственного атеизма, что семьдесят лет гонений на Церковь закончились. Церковь вышла на свободу, а вместе с ней вышли на свободу все религиозные конфессии, свободу получил весь народ».

По словам владыки, «Железный Феликс, стоявший посреди Лубянской площади, у ассоциировался именно с репрессиями — тем более, что он возглавлял первый карательный орган Советской власти, который уже при его жизни и непосредственном его участии осуществлял жесточайшие репрессии. Мы знаем, что красный террор осуществлялся именно под его руководством. Террор, унесший жизни десятков тысяч людей».

В связи с этим глава ОВЦС призвал прекратить всякие разговоры о самой возможности восстановления памятника этому ужасному человеку. «Как мы можем почитать Новомучеников и одновременно прославлять их палачей? Это невозможно. ..Такой памятник не может быть национальным символом, консолидирующим символом. И когда сейчас говорят, что этот монумент — часть нашей истории, я бы на это ответил, что его демонтаж — тоже часть нашей истории. Причём очень дорогая часть нашей истории», — отметил владыка.

По мнению архипастыря, восстановление памятника Дзержинскому «стало бы плевком в нашу недавнюю историю». «В таком случае я бы очень надеялся, что следующее поколение его вновь демонтирует. Только зачем нам нужно ставить такие памятники, какие придётся демонтировать? Давайте ставить такие памятники, которые не будут ни у кого вызывать вопросов и сомнений, горечи и разочарования, которые будут способствовать столь необходимой сегодня консолидации нашего народа», — призвал владыка Иларион.

Русская линия


Вопрос о строительстве храма на Ходынском поле, наконец, решен
Закладка храма станет центральным событием в год празднования 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского

На последнем совещании, посвященном строительству 200 храмов столицы, принято решение о строительстве на Ходынском поле в Москве храма в честь преподобного Сергия Радонежского, 700-летие со дня рождения которого будет отмечаться в 2014 году. В мероприятии участвовали кураторы программы, депутат Госдумы Владимир Ресин и глава Финансово-хозяйственного управления Московского патриархата епископ Подольский Тихон, сообщает Патриархия.Ru.

Храм предполагается заложить в 2014 году. Участок, выделенный для него, находится в начале бывшей взлетно-посадочной полосы и имеет выгодное расположение с архитектурной точки зрения. Храм разместится в створе улицы и примкнет к парковому комплексу, над проектом которого сейчас трудятся специалисты Москомархитектуры.

Епископ Подольский Тихон

«Основание святыни станет центральным событием юбилейного года в Москве. На торжества мы пригласим мэра столицы Сергея Собянина, министра обороны Сергея Шойгу, главного архитектора нашего города Сергея Кузнецова. Все они носят имя игумена земли русской. Возрождение исторического храма на Ходынке — это наш патриотический долг», — заявил епископ Тихон.

Представители крупных строительных компаний выразили готовность принять активное участие в возведении храма. «Как только будет получено разрешение на строительство, необходимо сразу установить временную часовню, — заявил В.Ресин. — Верующие уже больше года молятся на голом помосте, который продувается со всех сторон, заливается дождями, заметается метелью и открыт всем ветрам. Это не дело! Мы должны как можно скорее помочь людям обрести крышу над головой».

Со своей стороны префект САО Владислав Базанчук сообщил, что у настоятеля местного прихода священника Василия Биксея уже около полутора тысяч прихожан.

«Закладка храма станет знаковым событием не только для всего района и округа, но, будем надеяться, явится одним из главных масштабных мероприятий в столице, посвященных юбилею любимого нашим народом святого», — добавил префект.

Напомним, что храм Сергия Радонежского предполагалось возвести на месте взорванного. По мнению ряда историков, именно этот центральный воинский храм стал первым в череде московских святынь, поверженных большевиками в начале XX века. До революции величественный собор был построен для войск Московского гарнизона. В границах храмового комплекса верующие также хотят возвести часовню в память о погибших авиаторах, ведь именно здесь в ходе испытаний погибли десятки летчиков, среди которых В.Чкалов.

Русская линия


В Феодосии установлена памятная доска графу Н.Ф. Гейдену
Мемориальную табличку в честь известного русского монархиста освятил митрополит Феодосийский и Керченский Платон

На Казанском соборе Феодосии установлена памятная доска графу Н.Ф. Гейдену3 ноября после митрополит Феодосийский и Керченский Платон освятил установленные соратниками Союза Русского Народа на фасаде Казанского собора Феодосии икону Божией Матери, храмовую табличку и памятную доску в честь известного русского монархиста, одного из учредителей Русского собрания, товарища председателя Главного Совета СРН графа Николая Федоровича Гейдена, сообщает Феодосийский отдел СРН.

Помимо своей политической деятельности граф Николай Гейден был известен своей широкой благотворительностью православным храмам. В частности, именно он был ктитором Казанского собора Феодосии, подарил Топловскому женскому монастырю свою дачу «Кафа», ту землю, на которой сейчас стоит этот собор.

По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), близко знавшего Гейдена и его семью, граф «был смиренный и добрый человек, глубоко набожный, чуть с оттенком юродства; он ревновал о религиозном просвещении (издавал религиозно-просветительные брошюры), любил архиерейские службы и паломничества по монастырям. Был сторонником трезвости».

Н. Ф. Гейден был председателем 8-го Городского попечительства о бедных под Августейшим покровительством Е.И.В. Ольги Александровны имени преподобного Серафима Саровского в Петербурге. К началу 1915 года при его попечительстве были открыты: Бюро трудовой помощи, где выдавалась работа семьям запасных и ратников на дом, швейная мастерская, приют и ясли, 4 общежития для семей запасных, бесплатная детская столовая.

К 1915 году, согласно справочнику «Весь Петербург», граф Гейден был старостой Казанского собора, гласным Петербургской городской думы, почётным опекуном, попечителем Николаевского сиротского института и его Малолетнего отделения, товарищем председателя Казанского приходского благотворительного общества, председателем попечительского совета женской гимназии Петроградского единоверческого братства.

Когда в 1916 году внутриполитическая ситуация в стране обострилась, будучи тов. председателя Главного Совета СРН, граф стал одним из инициаторов созыва монархического съезда. Он подписал обращение, в котором говорилось:

«Мы не смеем молчать, ибо нас тогда могут причислить к тем, кто, подобно Пуришкевичу, ради популярности, ради оваций жидовских газет и революционно настроенных кругов, осмелился повторить гнусную клевету, изобретенную жидо-масонами, и тем изменил своим верованиям. Мы не должны молчать, ибо та шумиха, которая поднята стакнувшимся случайным большинством законодательных учреждений, еврейскими газетами и промышленниками-спекулянтами, разжившимися во время войны, засевшими в городских и земских союзах и промышленных комитетах, выдается как желание мнений и чаяний всего русского народа. Мы обязаны показать обман этой шайки».

Этим обращением изобличалась подготовка антимонархического заговора, но, к сожалению, это Окружное послание не было услышано русским народом.

После переворотов 1917 года Николай Федорович остался в России. Продолжал исполнять обязанности старосты Казанского собора и был также председателем Педагогического совета Исидоровского епархиального училища.

22 авг. 1918 года в его арестовали и продержали заложником в тюрьме до конца декабря. Ему уже было 62 года, и тюрьма подорвала его здоровье окончательно. Всё имущество графа было конфисковано, и 30 декабря его выпустили на поруки татарина-дворника, в каморке которого р.Б. Николай и отошёл ко Господу.

Будучи меценатом и служа православному народу всю свою жизнь, Николай Федорович умер в нищете. По некоторым сведениям, он похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры.

Несмотря на столь публичную жизнь до сих пор не найдено ни одного изображения графа.

Отдельно стоит отметить судьбу жены графа Гейдена — Евгении Петровны. Вместе с двумя дочерьми — Серафимой и Елизаветой, которые были членами Союза Русских Женщин, она жила в Феодосии. Их сын Николай, был участником Белого движения, в 1920 году после падения Крыма он был расстрелян на глазах матери. Умерла Евгения Петровна в Париже, монахиней.

Русская линия


Патриарх Илия II: «Это исторический акт»
В Грузии крестили потомка древнего царского рода Багратионов — царевича Георгия

Грузинский царевич Георгий (Багратион)В грузинском кафедральном соборе Светицховели в Мцхете в воскресенье состоялось крещение двухлетнего царевича Георгия — потомка древнего царского рода Багратионов, из которых происходили многие выдающиеся государственные и военные деятели Грузии и России, сообщает Православие.Ru.

Таинство крещения, на котором присутствовали представители царской фамилии, правительства и общественности, совершил католикос-патриарх всея Грузии Илия II. «Это исторический акт. Сегодня царевич Георгий крещен в этом святом соборе, где покоятся его великие предки. Сегодня мы еще раз думаем о том, кем были, какими являемся сейчас и какими будем», — сказал патриарх.

Как заявил журналистам один из крестных отцов царевича бизнесмен Леван Васадзе, грузинский народ сначала праздновал восстановление государственности, затем восстановление автокефалии, «а сейчас уже заложена прочная основа восстановления конституционной монархии».

Царевич Георгий родился в Мадриде 27 сентября 2011 года, является первым сыном представителей грузинского царского рода Анны Багратион-Грузинской и Давида Багратион-Мухранского. Они обвенчались 8 февраля 2009 года, в день памяти царя Давида Агмашенебели, в кафедральном соборе Пресвятой Троицы в Тбилиси.

Напомним, что совсем недавно в Англии состоялось крещение наследника британского престола принца Георга. Крещение «двух Георгиев», произошедшее почти одновременно в разных частях света, и в странах, принадлежащих к разным конфессиям, в какой-то степени можно назвать промыслительным. В мире осталось не так много монархических семей, которые открыто исповедуют себя христианами, и придерживаются христианских ценностей. И такое явление традиции перед лицом «апостасийного» мира не может не радовать всех православных христиан.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Иакова Боровичского, вчера мы вспоминали митрополита Нестора (Анисимова)

Преподобный Иаков БоровичскийПреподобный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его ничего неизвестно. Прославил его Господь после кончины.

В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нём лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Моё имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня».

Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховский храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году Патриарх Никон часть мощей святого перевёз на Валдай, в Иверскую обитель.

Митрополит Нестор (Анисимов) Вчера, в день Казанской иконы Божией Матери, мы также отмечали день памяти активного участника монархического движения митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова), скончавшегося в 1962 г. Будущий митрополит родился 9 ноября 1885 г. в семье военного чиновника в Свияжске и в миру звался Николаем Александровичем Анисимовым. Образование получил в Казанском реальном училище, после чего поступил послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря, закончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению, в 1907 г. принял постриг, рукоположен во иеромонаха и по благословению св. прав. отца Иоанна Кронштадтского отправился миссионером на Камчатку. Выступил с инициативой организации Духовной миссии и Камчатского Православного Братства, членами которого состояли многие видные деятели монархического движения. В 1909 г. иеромонах Нестор был участником монархического съезда в Москве, организованного протоиереем И.И.Восторговым и его единомышленниками, где выступал с несколькими докладами. В 1913 г. возведён в сан игумена, в 1915 г. — архимандрита. В 1914 г. в начале Первой мировой войны добровольцем пошёл на фронт, возглавлял санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага», награждён несколькими боевыми наградами, в том числе наперстным крестом на Георгиевской ленте.

16 октября 1916 г. хиротонисан в первого епископа Камчатского и Петропавловского, член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917−18 гг. В октябре 1917 г. во время боёв в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Оставил воспоминания о расстреле большевиками Московского Кремля. В 1919 г. через Европу, Африку и Азию пробрался к своей пастве на Камчатку, где оставался до 1920 г. Изгнанный революционной властью, основал в Харбине Камчатское подворье с приютом, Домом милосердия и трудолюбия. В 1922 г. принимал участие в Приамурском Земском Соборе, восстановившем монархию в России.

С подавлением последнего очага русского сопротивления в эмиграции в Харбине, в 1933 г. возведён в сан архиепископа. В 1945 г. после разгрома советскими войсками Японии Святейшим Патриархом Алексием I назначен управляющим Харбинской епархией, в 1946 г. возведён в сан митрополита и назначен Экзархом Восточной Азии. В июне 1948 г. митрополит Нестор, прибывший в Москву для участия в юбилейных торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, был арестован чекистами. В вину ему, среди прочего, ставилось издание книги «Расстрел Московского Кремля». 8 лет провёл владыка в заточении в лагере Явас в Мордовии. В 1956 г. он вышел на свободу и назначен митрополитом Новосибирским и Барнаульским, через два года уволен на покой, но в декабре 1959 г. назначен управлять Кировоградской и Николаевской епархией. Скончался в больнице в Москве.

Русская линия


Московский Синодальный хор выступил в Риме с концертом русской духовной музыки

По благословению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова принял участие в XII Международном фестивале духовной музыки, который проходит в Риме с 29 октября по 10 ноября 2013 года. Он организован Фондом Pro Musica e Arte sacra в сотрудничестве с Ватиканом, сообщает служба коммуникаций ОВЦС.

3 ноября утром в ватиканской базилике Святого Петра Московский Синодальный хор провел совместную репетицию с хором Папской Сикстинской капеллы под управлением монсеньора Массимо Паломбеллы. Затем состоялась встреча хора с Папой Римским Франциском, который выразил радость в связи с участием одного из лучших хоров Русской Православной Церкви в таком значимом культурном событии, каким является ежегодный фестиваль духовной музыки в Риме. В качестве приветствия со своей стороны хор исполнил для Папы Франциска несколько русских духовных песнопений и пожелал многая и благая лета главе Римско-Католической Церкви.

Вечером того же дня в папской базилике Святой Марии Великой (Santa Maria Maggiore) состоялся совместный концерт Московского Синодального хора и хора Сикстинской капеллы. Перед началом концерта префект Конгрегации по делам Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри огласил приветствие Папы Римского Франциска, в котором подчеркивалась важность события с точки зрения сотрудничества между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в сфере культуры.

Синодальный хор исполнил произведения русской духовной музыки, среди которых — сочинения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, Г. В. Свиридова и митрополита Волоколамского Илариона. Хор Сикстинской капеллы, в свою очередь, представил вниманию слушателей грегорианские песнопения и сочинения Дж. Палестрины.

В заключение оба хора совместно исполнили «Тебе Бога хвалим» Д.С. Бортнянского на церковнославянском языке и «Stabat Mater» Дж. Палестрины на латыни.

Публика продолжительными овациями благодарила певцов. Концерт транслировался в прямом эфире телевидением Ватикана. Репортаж о значимом событии также снял российский телеканал «Россия-Культура».

Русская линия


В Санкт-Петербурге открылась VII Ассамблея Русского мира

3 ноября 2013 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие VII Ассамблеи Русского мира, организованной фондом «Русский мир» и Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы. Об этом сообщает служба коммуникаций ОВЦС.

О начале работы Ассамблеи объявили председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Санкт-Петербургского государственного университета Л.А. Вербицкая и председатель правления фонда «Русский мир», председатель комитета Государственной Думы России по образованию В.А. Никонов.

В мероприятии приняли участие руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) К.И. Косачев, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному гуманитарному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, Чрезвычайный и Полномочный посол Сербии в России Славенко Терзич, исполнительный директор фонда «Русский мир» П.П. Скороспелов и другие.

От Русской Православной Церкви присутствовали: ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии епископ Петергофский Амвросий, исполняющий обязанности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин, благочинный округа Бавария-Гессен Берлинской и Германской епархии, настоятель прихода святой блаженной Ксении Петербургской Нюрнберга протоиерей Петр Степанов, ректор Парижской духовной семинарии иеромонах Александр (Синяков), настоятель приходов апостола Иоанна Богослова в Кампина-дас-Мисойнс и преподобного Сергия Радонежского в Санта Роза (Бразилия) священник Дионисий Казанцев и сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев).

Были оглашены приветственные послания организаторам и участникам Ассамблеи от имени Президента Российской Федерации В.В. Путина и председателя Правительства России Д.А. Медведева.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Петергофский Амвросий огласил приветственное послание Предстоятеля Русской Православной Церкви участникам и гостям Ассамблеи.

Ассамблея, которая второй раз проходит в северной столице России, посвящена теме «Русский мир: миссия просвещения». В ходе работы будет обсуждаться широкий круг гуманитарных вопросов, связанных с многонациональным Русским миром, его историей и культурой, ролью и перспективами распространения русского языка.

В форуме принимают участие более 700 делегатов из 75 стран — известные политические и общественные деятели, дипломаты, учёные, представители организаций соотечественников, духовенство, деятели культуры и искусства, университетские преподаватели и учителя русских школ, отечественные и зарубежные журналисты.

Ассамблея является самым масштабным событием в деятельности фонда «Русский мир», традиционно приуроченным к празднованию Дня народного единства.

В рамках мероприятия, которое продолжилось 4 ноября, проходят подиумные дискуссии, круглые столы, тематические секции, практикумы по важнейшим проблемам в сфере русского языка, культуры, истории и философии Русского мира.

Русская линия


Издательство Духовно-просветительского центра «Илиотропион» выпустило в свет диск «А.С. Пушкин и Провославие»

2 ноября 2013 года издательство Духовно-просветительского центра Андреевского благочиния «Илiотропiонъ» выпустило в свет новый диск «А.С. Пушкин и Провославие» — видеозапись лекции профессора А.Н. Ужанкова, состоявшейся в Духовно-просветительском центре 29 января 2013 года. Об этом информирует сайт Епархии г. Москвы.

В ходе лекции профессора А.Н. Ужанков рассказывает о духовном становлении великого русского поэта А.С. Пушкина (1799−1837), разрушает привычные стереотипы и штампы литературоведения советского периода.

Рожденный в семье, сочувствовавшей вольтерианству, воспитанный в среде, зараженной духом масонства, поэт переживает духовное перерождение и воцерковление во время ссылки в Михайловское (1824−1826). В кругу общения писателя было немного людей, способных понять его перерождение, среди них — Г. Р. Державин и В.А. Жуковский. Жуковский, будучи сам глубоко верующим христианином, высоко отзывался о христианских достоинствах новообращенного Пушкина. Жизненный, творческий путь поэта — еще одна история покаяния, полного преображения личности.

А.С. Пушкин был ранен на дуэли и скончался три дня спустя, принеся глубокое покаяние и причастившись Святых Христовых Тайн. В лекции раскрываются неизвестные доныне для широкой публики обстоятельства жизни и кончины великого русского поэта.

Диск можно приобрести в свечной лавке храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках (ст. м. «Академическая»), в магазине «Православное слово» на Пятницкой (ст. м. «Новокузнецкая») и Подворье Троице-Сергиевой Лавры (ст. м. «Цветной Бульвар»).

Русская линия


В Рязань будут привезены мощи святого апостола Андрея Первозванного

13 ноября 2013 года в Рязань будут привезены мощи святого апостола Андрея Первозванного, сообщает сайт Рязанской епархии.

Встречу ковчега с мощами святого возглавит митрополит Рязанский и Михайловский Павел у Христорождественского кафедрального собора города Рязани.

Великая святыня пробудет в Рязани до 17 ноября.

Русская линия


В Лахте проходит выставка-ярмарка «Дом Романовых — уроки благотворительности»

Выставка-ярмарка «Дом Романовых — уроки благотворительности» прошла 3 ноября в экспоцентре «Гарден-Сити» в Лахте. Ее организовало сестричество святой великомученицы Елизаветы при Санкт-Петербургском хосписе № 1, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

«Выставка рассказывает о делах милосердия. Само это слово подразумевает, что человек имеет милующее сердце. Это проявляется не только в способности сопереживать, но и в делах. Сестры, чей труд незаметен, несут великий подвиг помощи людям. Крепость нашего общества будет зависеть от того, насколько мы сможем сочувствовать и сострадать», — отметил духовник сестричества протоиерей Андрей Мунтян.

Организаторы стремились рассказать об огромной социальной работе, которая проводится общинами сестер милосердия в Санкт-Петербурге и во всем Северо-Западном регионе России, а также привлечь людей к волонтерской деятельности.

Была представлена историческая фотовыставка с комментариями, повествующая о благотворительной деятельности царственных жен, в том числе великой княгини Елизаветы Федоровны. А серия фотографий «Пространство неравнодушных» отразила служение волонтеров в хосписах, больницах и домах престарелых. На эти снимки невозможно смотреть без боли и сочувствия, они заставляют задуматься о смысле жизни и пробуждают желание помочь — если не чужим, то хотя бы близким.

Но поскольку страданию всегда сопутствует утешение, а там, где горе, находится место надежде и вере, то другая сторона выставки была представлена в оптимистичных тонах. Это детский смех и улыбающиеся лица тех, кто служит людям. Пока родители знакомились с сестричествами, дети участвовали в мастер-классах по народному творчеству. Резьбе по дереву, изготовлению тряпичных кукол, росписи пряников и многому другому с искренностью и добротой учили мастера своего дела.

В рамках выставки прошли детские Свято-Елизаветинские чтения «Дом Романовых — уроки благотворительности», конференция «Традиции милосердия: от Царского Дома до наших дней». В пресс-конференции приняли участие представители городских комитетов по социальной и молодежной политике. Было сказано много хороших слов о работе сестер милосердия. Говорилось и о том, что «жатвы много, а делателей мало»: надо всячески привлекать внимание к делам милосердия как СМИ, так и волонтеров.

Выставка завершилась концертом «Царский путь» с участием творческих коллективов и исполнителей из Санкт-Петербурга и области.

Русская линия


В Архангельске 6 ноября состоится ежегодный Иоанновский форум

Ежегодный Иоанновский форум пройдет в Архангельске 6 ноября, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. В этом году он посвящен 1025-летию Крещения Руси. Предварит чтения молебен святому Иоанну Кронштадтскому, который совершит митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

Участие в конференции примут и.о. ректора Северного государственного медицинского университета Любовь Горбатова, заведующий кафедрой биомедицинской этики Российского научно-исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова (Москва) Ирина Силуянова, проректор Екатеринодарской духовной академии архимандрит Трифон (Плотников). Они расскажут о церковно-социальном служении в современной жизни Церкви и общества, о моральных смыслах здоровья и болезней человека и о нравственных проблемах электронного мира: куда ведут нас телевидение и интернет.

Кроме того, на Иоанновском форуме профессор Московской духовной академии протоиерей Артемий Владимиров прочтет доклад «Крещенья дар — судьба России».

Мероприятие организовали Архангельская и Холмогорская епархия совместно с Северным государственным медицинским университетом.

Место проведения: г. Архангельск, Троицкий проспект, 51. Начало: 10.00

Русская линия


В Курганской области разработан и утвержден проект восстановления Далматовского монастыря

Проект восстановления Далматовского монастыря и памятников архитектурного ансамбля обители был бесплатно разработан Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (Москва) и презентован в региональном управлении культуры. Об этом сообщается на сайте фонда «Возвращение».

В настоящее время Правительство Курганской области ведет переговоры с представителями Министерства культуры России и Патриархией по вопросу дальнейшего выделения средств на проведение реставрационных работ в Далматовском монастыре.

Напомним, что ранее в Далматовском монастыре началась реставрация Церкви Всех Скорбящих Радосте, входящей в состав монастырского комплекса. Средства на проведение ремонта были выделены из федерального бюджета после переговоров главы области Олега Богомолова с президентом страны и Патриархом Московским и Всея Руси.

Как отметили в пресс-службе, проектом восстановления монастыря предусмотрено проведение реставрационных работ на всех памятниках, входящих в состав ансамбля, в том числе воссоздание частично либо полностью утраченных объектов: северных башен, восточной надвратной церкви. В правительстве области надеются, что в конечном итоге будет полностью воссоздан исторический облик всех зданий.

Далматовский монастырь был основан в 1644 году и представляет собой исторически сложившийся архитектурный ансамбль. В основе его композиции лежит пересечение двух взаимно перпендикулярных осей. Ядром композиции является Успенский собор, расположенный на пересечении этих осей. После октябрьского переворота он был закрыт. В годы безбожной власти здесь был краеведческий музей, драматический театр, госпиталь и курсы усовершенствования командного состава. После войны на территории монастыря разместился завод «Молмашстрой», полностью изуродовавший этот один из важнейших духовных центров Зауралья. Только в 1989 году помещения бывшего монастыря стали освобождаться и передаваться Русской Православной церкви.

Русская линия


В Риге начала работу XII Международная православная конференция «Церковь, семья и школа»

31 октября по благословению митрополита Рижского и всея Латвии Александра при поддержке Департамента благосостояния Рижской думы начала работу XII Международная православная конференция «Церковь, семья и школа».

Как отмечает Седмица.Ru со ссылкой на пресс-службу Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ), этот церковно-общественный форум возник 12 лет назад по инициативе и благословению главы ЛПЦ. На конференцию собрались представители государства и рижского самоуправления, главы традиционных христианских конфессий Латвии, учителя, ученые, врачи, журналисты.

Конференцию предварили Божественная литургия и торжественный молебен в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова.

После пресс-конференции с участием митрополита Александра и мэра Риги Нила Ушакова со словами приветствия выступили: министр образования и науки Вячеслав Домбровский, архиепископ-митрополит Римско-Католической Церкви Латвии Збигнев Станкевич, кардинал Римско-Католической Церкви Латвии Янис Пуятс, председатель Центрального совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии наставник о. Алексий Жилко, настоятель армянской церкви Риги священник Хосров Степанян.

Слова приветствия к участникам и гостям конференции прозвучали от представителей Эстонской Православной Церкви, Виленско-Литовской и Сыктывкарско-Воркутинской епархий, а также от ректора Даугавпилсского университета.

На двух пленарных заседаниях прозвучали 11 докладов, часть которых была предложена вниманию присутствующих гостями из России и Эстонии. В ходе конференции был показан фильм «Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь», подготовленный студией документальных фильмов Латвийской Православной Церкви.

Русская линия


Издан новый молитвослов на китайском языке

Православным приходом во имя святых апостолов Петра и Павла в Гонконге издан тираж православного молитвослова на китайском языке. Об этом сообщил сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, специалист по истории православия в Китае протоиерей Дионисий Поздняев.

1000 экземпляров молитвослова будет распространена среди верующих Китайской Православной Церкви благодаря поддержке православных христиан Русской Православной Церкви, принявших участие в сборе средств для осуществления этого проекта.

Содержание молитвослова расширено по сравнению с предыдущим изданием. В новый молитвослов вошли помимо утренних и вечерних молитв также молитвы, читаемые по различным нуждам и обстоятельсвам, а также каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, Последование ко Святому Причащению и благодарственные молитвы по причащении и Акафист Пресвятой Богородице.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 5 ноября 2013 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика