Святейший Патриарх Кирилл прибыл на Валаам
Начался Первосвятительский визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в пределы Санкт-Петербургской митрополии
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во вторник прибыл с Первосвятительским визитом в Спасо-Преображенский мужской монастырь на острове Валаам. Здесь Его Святейшество возглавит престольный праздник знаменитой северной обители — день памяти ее основателей, преподобных Сергия и Германа Валаамских, передает ИТАР-ТАСС.
В ходе визита Патриарх Кирилл посетит монастырские скиты и возглавит заседание Патриаршего попечительского совета по восстановлению Валаамской обители. 11 июля, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Предстоятель Русской Православной Церкви совершит Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе монастыря.
В тот же день Святейший Владыка прибудет в Санкт-Петербург, куда из греческого города Патры будет доставлен крест святого апостола Андрея Первозванного. Патриарх Кирилл совершит Всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе, где великая христианская святыня будет выставлена для поклонения.
Приезд креста святого Андрея благословили Святейший Патриарх Кирилл и глава Элладской Православной Церкви архиепископ Афинский Иероним. Событие приурочено к празднованию 1025-летия Крещения Руси. Из Санкт-Петербурга святыня отправится в столицы России, Украины и Белоруссии. Такой маршрут призван подчеркнуть — духовная жизнь их братских народов восходит к единому источнику — к Крещению, принятому в киевской купели в 988 году.
12 июля, в день апостолов Петра и Павла, Патриарх возглавит празднования в честь двух других знаменательных дат: 280-летия освящения Императорского собора Петропавловской крепости и отмечаемого в этом году 400-летия Дома Романовых. Предстоятель совершит праздничную Божественную литургию и литию по всем членам Императорской семьи, а также поздравит петербуржцев с именинами города на Неве, праздником апостолов Петра и Павла.
Русская линия
Крест святого Андрея Первозванного будет пребывать в Санкт-Петербурге с 11 по 15 июля
Почтить великую святыню можно будет в Казанском кафедральном соборе Северной столицы
По благословению Патриарха Кирилла и архиепископа Афинского и Элладского Иеронима Фонд святого Андрея Первозванного организует принесение креста святого апостола Андрея Первозванного в Россию, Украину и Белоруссию.
Крест, на котором был распят апостол, хранится в православном соборе города Патры в Греции на полуострове Пелопоннес и является великой святыней христианского мира. Принесение креста приурочено к празднованию 1025-летия Крещения Руси. Он будет пребывать 11−15 июля в Санкт-Петербурге (в Казанском кафедральном соборе), 16−25 июля — в Москве, 26−28 июля — в Киеве, 29 июля — 2 августа в Минске.
Пребывание креста в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Минске призвано подчеркнуть, что духовная жизнь народов трех государств восходит к единому источнику — благословению, данному апостолом Андреем, и ко Крещению, принятому в киевской купели в 988 году.
Имя апостола Андрея Первозванного проходит через всю русскую историю, связуя эпохи и человеческие судьбы. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый российский орден, который был высшей государственной наградой. В 1998 году орден святого Андрея Первозванного был восстановлен как высшая государственная награда новой России. С петровских времен стягом русского флота стал Андреевский флаг. Царь собственноручно определил, как он будет выглядеть: «Флаг белый, через который синий крест святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».
Вначале святыня прибудет в Санкт-Петербург — морскую столицу России. С момента основания города на Неве апостол Андрей стал одним из его небесных покровителей. Святой Андрей был родным братом апостола Петра, в честь которого город получил свое имя. Сам государь Петр Великий при закладке северной столицы поместил в основание Петропавловской крепости золотой ковчежец с частицей мощей апостола. Принесение креста приходится на год 310-летия русского флота и Санкт-Петербурга.
Затем крест будет принесен в Москву, Киев и Минск — столицы трех государств, в которых живет большинство верующих Русской Православной Церкви, в духовной и культурной жизни которых в многогранном преломлении получает продолжение и развитие наследие Святой Руси.
Русская линия
Архимандрит Ефрем: Способность к Богобщению даётся человеку в момент зачатия
Игумен Ватопедского монастыря направил своё поздравление участникам Международного фестиваля «За жизнь-2013»
8 июля, в День семьи, любви и верности, в московской гостинице «Салют» начал свою работу Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ — 2013». Форум собрал участников из более чем 60 регионов России, Украины и Белоруссии, а также делегатов из Ирландии, Чехии, Польши, Сербии, Грузии, Казахстана для поиска решений в области защиты жизни нерожденных детей.
Обращение к участникам фестиваля направил Игумен афонского монастыря Ватопед Архимандрит Ефрем.
«Жизнь души это тайна. Она может протекать и в самом хрупком, слабом и беззащитном теле, имея уникальную способность общения с Богом. Дается эта способность с момента зачатия. Чтобы развилось это общение, развилась душа, ей нужно жить, как младенцу в колыбели, в теле. Взаимовлияние тленного тела и бестленной души — одна из великих и многих тайн созданного Богом мира. Бог созидает человека и дает ему право жить. Только Он знает как общается с Ним каждая душа. Поэтому, жить человеку или не жить — только Он может решать», — пишет о.Ефрем.
«К сожалению, сегодня мы теряем чувство благоговения перед таинством жизни человека и вообще существования вселенной. „Постхристианский мир“, как он сам себя именует, считает себя более компетентным, чем Бог Творец и дает себе право распоряжаться всем, даже человеческими судьбами. И в то время, когда защищаются всяческие права всех меньшинств и больных, животных и птиц, незащищенным остается только младенец в утробе своей матери, становясь жертвой материалистических и атеистических теории далеко не нравственного и безразличного современного общества», — сказано в обращении.
«Другое зло Новой Эпохи — это обесценивание Богом установленного института семьи, поверхностное отношение к супружеским и родительским обязанностям, смешивание полов и т. п. Мы, монахи, молясь с болью о всем мире, сами призываем всех к покаянию и к исправлению, к возвращению к Богу, приветствуем же старания наших братьев и сестёр в миру отстоять вековые традиционные ценности Святой Руси. Кстати, возвращаясь к Иоанну Предтече: он пострадал не ради догматов Церкви, как другие мученики, а из-за того, что сопротивлялся нравственному растлению общества. Молитвенно желаем, чтобы Ваше собрание было плодотворным и способствовало духовному, нравственному, социальному развитию дорогого нам русского народа», — заключил игумен Ватопедского монастыря.
Русская линия
В Болгарии погиб митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл
Бездыханное тело владыки было найдено на берегу моря, полиция проверяет версию убийства
Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл |
В Болгарии при невыясненных обстоятельствах погиб митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Бездыханное тело владыки было найдено на берегу моря близ Варны. Полиция рассматривает версию убийства через удушение, сообщает «Православие и мир» со ссылкой на Болгарское национальное радио.
Митрополит Кирилл родился 8 июня 1954 года в селе Царев-Брод, Варненской области в Болгарии.
В 1968 году поступает в Духовную семинарию в Черепиш. 24 июля 1976 года принимает монашеский постриг.17 декабря 1972 года рукоположен в иеродиакона. По окончании семинарии в 1976 году иеродиакон Кирилл входит в братию Рыльского монастыря.
14 ноября 1976 года рукоположен во иеромонаха и направлен для продолжения образования в Афинский университет. По возвращении в Болгарию 25 декабря 1980 года производится во архимандрита и получает назначение на должность протосингела Сливенской епархии. 12 июля 1981 получает диплом об окончании заочного курса Софийской Духовной Академии. 1 июня 1982 года определен настоятелем Болгарского подворья в Москве. 4 сентября 1986 года архимандрит Кирил назначается игуменом Троянского монастыря. С 8 декабря 1987 года — Главный секретарь Святейшего Синода.
26 июня 1988 года архимандрит Кирилл хиротонисан во епископа Стобийского. 19 февраля 1989 года избран и 26 февраля провозглашен митрополитом Варненским и Великопреславским.
В 1993—1994 годах временно управлял Неврокопской и Доростольской епархией.
С мая 2006 года исполнял обязанности патриарха Болгарского во время госпитализации патриарха Максима. Также, с 14 октября 2006 года по 11 февраля 2007 года был временно управляющим Пловдивской митрополией.
С 1994 года являлся постоянным членом Священного Синода Болгарской православной церкви.
Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл издал книгу о русском полковнике Николае Кирееве, герое борьбы за освобождение Болгарии, которую презентовал в рамках визита в Санкт-Петербург делегации Болгарской Православной Церкви в 2011 году.
7 декабря 2011 года по собственному желанию подал в Священный Синод Болгарской Православной Церкви прошение об отставке, мотивируя свой шаг «неудовлетворённостью действиями Священного Синода».
10 ноября 2012 года (7 голосами из 12) избран местоблюстителем Патриаршего престола. Протест этому решению заявил митрополит Пловдивский Николай (Севастиянов), а митрополит Великотырновский Григорий отозвал свой голос в поддержку митрополита Кирилла.
Русская линия
В Каире погибло 70 сторонников арестованного президента М. Мурси
Братья-мусульмане призывают к восстанию против тех, кто «похитил революцию»
Порядка 70 человек погибли и около тысячи пострадали вчера в результате столкновения группы вооруженных людей с военными в районе штаб-квартиры республиканской гвардии в Каире, сообщает РИА Новости со ссылкой на Минздрав Египта.
Египетские военные заявили, что один офицер армии погиб и еще порядка 40 пострадали в результате «террористической атаки». МВД Египта также сообщило о гибели своего сотрудника в этом столкновении. Сидячая забастовка протеста была устроена сторонниками смещенного с должности и арестованного президента Мухаммеда Мурси возле штаба. Протестующие заблокировали дорогу, ведущую к зданию. Они считают, что Мурси удерживают в офицерском клубе в казармах гвардии.
Как сообщают египетские средства массовой информации, военные открыли огонь, после того как демонстранты стали забираться на стены клуба. Они были вооружены. За незаконное ношение оружия было задержано порядка 200 участников беспорядков.
Движение «Братья-мусульмане» в Египте в понедельник призвало к «интифаде (восстанию) против тех, кто похитил революцию», сообщают египетские СМИ со ссылкой на заявление группировки. «Призываем также международное сообщество вмешаться, чтобы помешать совершению других кровопролитий и появлению в арабском мире второй Сирии», — говорится в заявлении политического крыла движения — Партии свободы и справедливости. Заявление было опубликовано после столкновений у здания штаба.
Как известно, генпрокуратура Египта закрыла центральный офис движения «Братья-мусульмане» в Каире после обнаружения там оружия в ходе обыска.
Армия Египта в понедельник усилила свое присутствие в столице. Под усиленную военную охрану взята площадь Тахрир, все госучреждения. Силы безопасности и военные также блокировали сторонников Мурси, проводящих бессрочные акции протеста в районе площадей Рабия аль-Адавия и Ан-Нахда. Накануне как сторонники, так и противники экс-президента провели многотысячные митинги во многих городах Египта.
Египетские СМИ распространили сегодня информацию о том, что глава социал-демократический партии Египта Зияд Баха ад-Дин станет новым премьер-министром страны. Лидер либеральной оппозиции экс-глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи станет вице-президентом, так как ранее сам отказался от поста премьера и предложил в качестве кандидатуры ад-Дина.
Русская линия
Пан Ги Мун: Воюющие стороны должны подумать о своём народе
Генсек ООН предложил ввести в Сирии перемирие на время Рамадана
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предложил властям и вооруженной оппозиции в Сирии прекратить боевые действия на время священного для мусульман месяца Рамадан, который начинается во вторник.
«Я призываю каждого, кто держит в руках оружие, прекратить бои и подарить этот месяц мира в качестве общего дара своему народу — и сделать это по всей Сирии», — говорится в заявлении Пан Ги Муна, которое цитирует Росбалт.
Признавая, что некоторые сочтут этот призыв нереальным, он выразил уверенность в том, что сирийский народ имеет право просить об этом у тех, кто от его имени ведет борьбу. «Я ожидаю, что этот призыв к прекращению по всей стране насилия на время Рамадана будет рассмотрен со всей серьезностью всеми сторонами», — подчеркнул генсек.
При этом он также призвал освободить всех удерживаемых конфликтующими сторонами лиц, которые не являются военнопленными.
Напомним, накануне новый глава Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Ахмад Джабра предложил правительственным силам перемирие в блокированном властями Хомсе на время священного месяца Рамадан.
Напомним, 29 июня сирийская армия при участии ливанской «Хизбаллы» начала интенсивный обстрел города Хомс. 6 июля сирийские повстанцы заявили, что войска президента Башара Асада усилили обстрел позиций мятежников.
Русская линия
Ситуация в Пугачёве остаётся крайне напряженной
Местные жители требуют от властей выслать всех кавказцев из города, иначе они сами «примут меры»
В Пугачёве Саратовской области, где накануне произошли волнения из-за резонансного убийства 21-летнего десантника Руслана Маржанова 16-летним чеченцем, ситуация продолжает оставаться крайне напряженной. Местные жители требуют от властей выслать всех кавказцев из города, обещая в противном случае решить эту проблему самостоятельно, сообщает Newsru.com.
Свои требования пугачёвцы высказали саратовскому губернатору Валерию Радаеву. В ответ на это он призвал собравшихся на стихийный митинг жителей Пугачёва не давать волю эмоциям и успокоиться, пообещав, что убийца Маржанова непременно будет наказан. Тем не менее, местное население властям не поверило.
В итоге не внявшие главе региона разгоряченные горожане отправились на северо-запад города, где проживают кавказцы. Как сообщило ИА «Версия-Саратов», более 200 человек попытались прорваться в этот район города с явно агрессивными намерениями. Однако дорогу им перекрыли сотрудники полиции.
По данным ИА «Свободные новости», горожанам противостояли около 150 стражей порядка — они уговаривали собравшихся разойтись по домам. На помощь полицейским также прибыли два «Урала» с бойцами ОМОНа.
Как рассказал «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах, в толпе звучали призывы сжечь кафе «Халяль», являющееся традиционным местом отдыха выходцев с Северного Кавказа. После долгих уговоров полицейским удалось предотвратить самосуд. К утру местные жители разошлись по домам. Однако, на этом волнения могут не закончиться.
Русская линия
В Рязанской области осквернен православный крест на месте, где сектанты хотят создать капище
Неизвестные изрубили поклонный деревянный крест на территории Ново-Ольговского городища в Спасском районе Рязанской области, передает Седмица.Ru.
Злоумышленники также разбили на нем икону в честь Всех рязанских святых, нарисовали свастику и нацарапали надписи: «евреи — вам хана» и «умрите». По факту вандализма написано заявление в полицию, сообщает пресс-служба Спасского южного благочиния.
Ново-Ольговское городище является памятником культурного наследия регионального значения. Оно было впервые упомянуто в летописях еще в 1207 году, когда войско князя Всеволода Большое Гнездо шло походом на Рязань.
В свое время там установили крест в память о воинах, погибших в XIII веке при защите Старой Рязани.
Как сказано в сообщении, на протяжении нескольких последних лет вокруг этой территории развивается конфликт. Территория памятника культуры оказалась в собственности язычников — Всероссийского религиозного союза «Русская народная вера», который неоднократно привозил большие группы людей и проводил там праздники и обряды.
Сектанты планируют создать на территории памятника языческое капище и застроить этот земельный участок капитальными строениями. Местное население выступает против. В 2012 году во время проведения членами союза «РНВ» языческого праздника «Купало» поступали жалобы местных жителей и приезжих.
«В частности, говорили о том, что организаторы вели себя агрессивно, призывали принять участие в языческих обрядах, отказаться от христианства или, в противном случае, выгоняли с территории памятника под видом того, что он является частной собственностью», — заявили в пресс-службе благочиния.
Русская линия
Начинается разработка проекта реставрации Свято-Никольского собора в Ницце
Как сообщил «Церковному вестнику» настоятель Свято-Никольского собора протоиерей Николай Озолин, в ближайшее время пройдет несколько важных совещаний по разработке проекта, подбору проектной и подрядной организаций. Рассчитанную на несколько лет комплексную реставрацию собора в объеме примерно 20 миллионов долларов профинансирует госбюджет Российской Федерации.
В апреле этого года Россия окончательно выиграла судебную тяжбу за имущественный комплекс собора, включающий, помимо главного здания, часовню и небольшой земельный участок с домом причта. Распоряжение о финансировании комплексной реставрации подписал глава российского правительства Дмитрий Медведев, пообещавший, по окончании работ передать весь храмовый ансамбль в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви «при условии обеспечения пользователем расходов по его содержанию и сохранности». Уже в этом году предполагается профинансировать проектно-изыскательские и подготовительные работы в объеме почти 2 млн долл., главные же ассигнования — свыше 13 млн долл. — запланированы на будущий год.
«Несмотря на то, что пока речь идет о реставрации только лишь самого собора, совершенно очевидно: работы такого масштаба вряд ли удастся провести за один сезон, — рассказал „ЦВ“ о. Николай Озолин. — Придется заниматься капитальным переустройством электроснабжения и инженерных коммуникаций, ремонтировать кровлю, купола и фасады, очищать стены от грибковых наслоений, реконструировать внешнее освещение, воссоздавать некоторые росписи. Мы очень благодарны российскому государству в лице Управления делами Президента: ни сами мы, ни кто-либо еще не нашли бы такую сумму на приведение собора в порядок».
Справка. Свято-Никольский собор в 1923 г. был передан в аренду на 99 лет Русской православной культовой ассоциации и с 1931 г. находился в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов (Константинопольский патриархат). В мае 2011 г. французское правосудие легализовало права РФ на храм, и российское государство решило передать его в пользование Корсунской епархии РПЦ. Однако совет Экзархата русских приходов в Западной Европе продолжал считать себя законным пользователем зданий, вследствие чего понадобилось новое судебное разбирательство. К сожалению, находящаяся в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов Свято-Никольская православная община в Ницце по-прежнему занимает часть храмового ансамбля.
Русская линия
В Лондоне арестовали протестантского проповедника, назвавшего гомосексуализм грехом
Лондоне арестовали бывшего офицера полиции из Лос-Анджелеса Тони Миано (Tony Miano) за то, что он, проповедуя на улице, назвал гомосексуализм — грехом, передает Седмица.Ru.
В полиции Миано продержали семь часов, сняли отпечатки пальцев и взяли образец ДНК на анализ, а также попросили ответить на вопросы о его христианских убеждениях.
Жительница Лондона позвонила в полицию и пожаловалась, что услышала оскорбительные слова в адрес гомосексуалистов из проповеди Миано. Она заявила, что ее это обидело.
Как сообщает The Telegraph, недавно была одобрена предлагаемая Палатой Лордов поправка в законе об общественном порядке. Палата Лордов предлагала убрать из закона формулировку о том, что правонарушением являются «оскорбительные слова» (любого рода заявления, которые являются чьим-то мнением, но наносят оскорбление другому человеку — прим.ред.). В этом пытались обвинить Миано, но около полуночи его отпустили и сняли все обвинения.
Ниже приводится список вопросов, которые задавали Миано в полицейском участке: «Верите ли вы в то, что гомосексуализм это грех?», «Если бы вы встретили голодного гомосексуалиста, накормили ли бы вы его?», «Можете ли вы, положа руку на сердце, сказать, что-то, что вы сегодня сделали, было правильным?», «Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, вы бы поступили так же?».
Русская линия
В память о полярнике Челюскине установили поклонный крест близ его родового имения
В Арсеньевском районе Тульской области открыли памятный знак в честь 270-летия открытия исследователем Семеном Челюскиным самой северной точки Евразии, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на пресс-службу областного правительства.
Мероприятие состоялось в рамках стартовавшего в воскресенье II Фестиваля великих путешественников.
Памятный знак представляет собой поклонный крест, который установили в пойме реки Журка, недалеко от места, где находилось родовое имение Челюскина.
Ранее правительство Тульской области объявило конкурс на лучший эскиз знака по увековечению памяти русских путешественников — уроженцев тульской земли, покорителей Арктики.
Конкурс проводится в рамках Фестиваля великих путешественников, организованного правительством Тульской области и Русским географическим обществом. Он посвящен 270-летию открытия мыса Челюскина, юбилеям русских полярных исследователей Василия и Татьяны Прончищевых, а также мореплавателю Алексею Чирикову и 280-летию крупнейшей в истории географии Великой Северной экспедиции.
Русская линия
Тобольское барокко и резные шедевры в Коломенском
В двух соседних выставочных залах царской усадьбы Коломенское — в Сытном дворе и в каменном храме Георгия Победоносца — Московский государственный объединенный музей заповедник (МГОМЗ) практически одновременно открыл две интереснейшие выставки, передает Богослов.ru. В обеих экспозициях — редчайшие предметы церковного искусства: на первой выставке — «Березовские древности» — из самого северного населенного пункта Тобольской губернии, на второй — «Спасительное древо» — из фондов резного искусства и редких древних книг самого МГОМЗ.
Сенсации с Крайнего Севера
У нашего современника топоним «Березов» в первую очередь ассоциируется со знаменитой картиной Василия Сурикова, изображающей семейство сосланного в северный острог ближайшего сподвижника Петра I Александра Меншикова. Меж тем этот населенный пункт, более двух веков — с 1720-х по 1930-е годы — бывший местом политической ссылки, сохранил уникальную коллекцию церковного искусства XVIII века. Выяснилось это почти случайно перед Великой Отечественной войной, причем отреставрированы эти предметы совсем недавно. Сейчас эта коллекция впервые демонстрируется за пределами Сибири.
«Не в последнюю очередь эти древности дошли до нас потому, что в небольшом городке насчитывалось целых семь православных храмов, — рассказывает автор концепции выставки „Березовские древности“ эксперт МГОМЗ Ольга Стругова. — Среди многочисленных ссыльных были и священнослужители, которые миссионерствовали среди коренного населения Пермского края. По дошедшим до нас сведениям, один из семи храмов собственноручно возвел Александр Меншиков. Во второй половине XVIII века это здание сгорело, и все, что успели спасти, перенесли в соседнюю Воскресенскую церковь».
В 1939 году в Березове под руководством краеведа, историка и археолога Андрея Палашенкова работала экспедиция Омского краеведческого музея (впоследствии, в 1943 — 1957 г. г., Андрей Федорович возглавлял это учреждение). Воскресенский храм на тот момент уже стоял приговоренным к сносу, и экспедиция Палашенкова буквально «на флажке» сумела вывезти все более-менее ценные и сохранившиеся детали убранства в музейное хранилище. Причем — с учетом стоявших на дворе времен и господствовавшей в государстве идеологии — полуподпольно.
Все советское время эта коллекция пребывала в забвении. Полностью она не изучена до сих пор, а отреставрировать ее основную часть удалось только в конце прошлого века. Среди несомненных реликвий — фелонь, собственноручно вышитая дочерью Меншикова Марией и женой Ивана Долгорукого Натальей Шереметьевой (впоследствии — монахиней Нектарией). «Об этом свидетельствует оставленная мастерицами надпись на ткани, — поясняет Ольга Стругова. — Дело в том, что сосланные вместе с главами семейств женщины в Березове обычно вышивали священнические облачения и детали церковного убранства, это было здесь их главным занятием».
Но, конечно, жемчужина коллекции — потрясающее собрание икон из Воскресенского храма. Самая ранняя — образ Архистратига Божия Михаила — датируется еще XVI веком и, скорее всего, была принесена в Березов поволжскими казаками (которые и основали эту крепость). «Иоанн Богослов в молчании» написан уже в Тобольске в конце XVII века. Остальные иконы «родом» из XVIII века. Привыкшему к традиционной иконописи современному православному человеку стилистика их исполнения, возможно, покажется необычной. Ольга Стругова определяет ее как сибирское тобольское барокко.
«Смотрите, какой реалистичный пейзаж, как подробно выписаны детали, — обращает внимание Ольга Борисовна. — Несомненно влияние украинского и польского барокко, а в целом — западноевропейского Возрождения. Думаю, это не случайно: в это время на тобольскую кафедру по традиции назначали украинских епископов».
К сожалению, теперь мы можем только предполагать, какое великолепие открывалось входившему под своды березовского Воскресенского храма человеку. В точности не известны ни доля спасенных икон, ни их взаимное расположение в интерьерном убранстве. Структура и форма их деревянных основ позволяют предположить: скорее всего, они входили в большие иконографические композиции, объединенные безвестными мастерами-резчиками в единое целое. Наверное, многие иконы взяты из иконостаса. А изображение жен-мироносиц, возможно, украшало некогда большую Голгофу.
Старообрядческие шифровки
Вторая новая выставка в Коломенском — «Спасительное Древо» — куда меньше, но проигнорировать ее, если уж вы побываете в залах Сытного двора, неверно. И далеко не только потому, что Георгиевская церковь — действующий храм и выставочный зал одновременно — стоит всего в каких-нибудь двух десятках метров от архитектурного ансамбля Передних Ворот. МГОМЗ представляет здесь интереснейшие резные святыни и предметы церковного убранства из собственных фондов. Все они оказались в музее-заповеднике «Коломенское» в эпоху массового закрытия церквей — примерно тогда же, когда Палашенков в Березове спасал иконы из Воскресенского храма. Центр этой экспозиции — Царские Врата из подмосковного Николо-Угрешского монастыря. Они вырезаны в XVI веке галичскими мастерами из тонких липовых пластин и положены на слюдяную основу.
В соседних витринах — три очень редкие резные деревянные иконы, попавшие к музейщикам с Русского Севера. Дело в том, что рельефные «иконы на рези» неоднократно попадали под запрет, в том числе и официальными документами Святейшего Синода. Однако в северных областях их изготовление не прерывалось.
На многих иконах в старообрядческих молельных домах преобладал сюжет Церкви — Голгофского Креста с орудиями Страстей. Как правило, эти образы считались праздничными иконами Воздвижения. На трех выставленных в Георгиевском храме подобных иконах можно познакомиться с интереснейшим элементом этой иконографии — тайнописью в виде криптограмм. Иконописцы выполняли эти надписи обычно в тех же местах, где соответствующие элементы расположены на обычных иконах — у ликов святых, возле изображений праздников или того или иного знаменательного события в истории Церкви. Только вместо привычного слова по-славянски мы видим тут зашифрованную аббревиатуру, смысл которой был понятен лишь «посвященным». Хотя со временем все эти «шифровки», конечно, очевидным образом превращались в «игру в секретность», нашим современникам вряд ли удастся сразу догадаться, что значит, к примеру, «МЛ РБ». Оказывается, это «место Лобное Рай (распят) бысть». «ГГ» — это Гора Голгофа, а «ГА» — «Голова Адама». «ББББ» следует читать как «Бич Божий биет бесы», «ВВВВ» — «Возвращение вечное верным в рай» или «Всей Вселенной возвращает веру», «ПППП» — «Пойте, почитайте, поклоняйтесь подножию»..
От корки до корки
Теме резных святынь в церковном убранстве аккомпанируют представленные здесь же печатные книги, иллюстрированные гравюрами. Это неспроста. Ведь старинное русское выражение «прочесть от корки до корки» означает «от конца до конца»: в старину переплет делали из дуба или из липы. Да и первые иллюстрации в печатных книгах — гравюры, пришедшие на смену миниатюрам в рукописных книгах — поначалу были оттисками с деревянной доски.
В «книжной» части выставки что ни экспонат — то раритет. Например, изданный в 1680 году «Синопсис» настоятеля Киево-Печерской лавры архимандрита Иннокентия (Гизеля, + 1683−1684) — первый в истории официально опубликованный краткий очерк русской истории с древнейших времен до последней четверти XVII века. Он выдержал 25 переизданий, получил общеевропейскую известность. Его первые главы посвящены ветхозаветным событиям (автор прокладывает историю славянского рода от младшего Ноева сына Иафета), так что гравюра известного украинского мастера Афанасия К. с изображением жертвоприношения спасшегося после Потопа семейства здесь вполне уместна. Житие преподобного Варлаама и царевича Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным, напечатано в православном Кутейнском монастыре (тогда — территория Речи Посполитой) в 1637 году. В Николо-Угрешский монастырь оно угодило весьма примечательным образом: его внес в качестве вклада известный авантюрист XVII века Маттиас Шляков-Чешский, (в православном крещении — князь Лев Александрович Шляков). А вот Триодь Постная из соседнего с Коломенским дьяковского храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи напечатана в киевской лаврской типографии при участии выдающегося местного гравера Памвы Берынды (+1632). Гравюра на заглавную тему — пример одной из самых ранних известных нам иллюстраций не на фронтисписе, а в самом теле текста.
«Первая подписанная художником-автором гравюра среди московских изданий — Евангелист Лука — находится вот в этом Апостоле, изданном последователем и учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым Невежей в 1597 г., — говорит хранитель фонда редких, рукописных и старопечатных книг МГОМЗ Светлана Князева. — Общий тираж ее составил 1050 экземпляров. Сейчас известно и учтено около полусотни из них, и мы очень гордимся, что один — у нас. После издания Апостола долгое время книгопечатные иллюстрации оставались анонимными. Только во время правления Алексея Михайловича, когда к нам стали проникать европейские идеи и достижения, начали укрепляться связи между киевской и московской школами книгопечатания. И в 1658 году московский гравер и художник Захарий Лукин снова ставит свою подпись на гравюре в Требнике — копии киевского издания Петра Могилы 1646 года».
Русская линия