Протоиерей Андрей Ткачёв: Сравнивать тело Ленина с мощами святых кощунственно
Как не оправдывай существование мавзолея на Красной площади «народной традицией», труп вождя рано или поздно придётся предать земле, считает священник
Протоиерей Андрей Ткачев |
Президент России Владимир Путин выразил несогласие с мнением, что мавзолей Ленина противоречит российским историческим и религиозным традициям, сообщает РБК. «Говорят, что Мавзолей не соответствует традициям. Почему? Посмотрите мощи в Киево-Печерской лавре, других монастырях. Вы можете их смотреть», — заметил.
Вместе с тем глава государства добавил: «Конечно, нам надо вернуться к корням, но, безусловно, на соответствующем уровне». Даже коммунистическая идеология вышла из постулатов религии, сказал российский лидер, поясняя свою точку зрения. Примером тому может служить «Кодекс строителей коммунизма», добавил он.
Прокомментировать это заявление мы попросили сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете Киева протоиерея Андрея Ткачёва:
«В этом вопросе многое зависит от того, насколько точна цитата, приписываемая Путину. Потому что ранее из тех же уст раздавались предложения о предании земле Владимира Ильича, что приветствуется огромным количеством людей в России.
Во-вторых возникает вопрос о неудачности выражения. То есть человек, не столько выражает свои мысли, сколько путает их неправильным выражением.
В-третьих, то, что большевики подхватили какие-то моменты православного сознания и заменили их своими, может быть верно. Христианская парадигма была использована очень чётко: почитание новоявленных «святых», руководящая роль Церкви стала исполняться партией и многое другое. Весь коммунистический утопизм был паразитирующим явлением на христианских идеалах — и жертвенность, и братство во всем мире, и труд. Нет ошибки в том, чтобы сказать, что коммунисты, то ли сознательно, то ли в порядке бессознательного творчества, использовали характерные для православной психологии черты деятельности.
В то же время, очевидно, что труп Ульянова необходимо предать земле, — это вопрос времени, и это решение неизбежно. Его труп нужно похоронить, как и труп Мао Дзедуна, как и труп Хо Ши Мина, а в этом помещении на Красной площади делать музей антитоталитаризма.
Мавзолей соответствует традициям — это по-своему верно. Само это слово идёт от малазийских погребальных сооружений, он построен в виде уступчивой пирамиды — так в Америке ацтеки строили бесовские капища. То есть традиция прослеживается — это капище, а капище, это тоже традиция, к сожалению.
Конечно, можно цепляться за эти слова, но Ленина всё равно придётся хоронить. Ставит же его рядом с печерскими преподобными просто кощунственно.
Мне кажется, что в этом вопросе надо копать глубже, тогда вопросы с мавзолеем будут решаться легче и спокойнее. Ведь вопрос не в мавзолее, вопрос в переоценке ценностей, в поиске пути, и в критике исторических беспутий. Вопрос в анализе прожитого и творческом подходе к будущему. Тогда вопрос мавзолея сам собой решится, будет понятно, сносить его или оставлять, и куда девать труп, лежащий в нём. Это не цели — это побочные плоды.
Конечно, всё это можно объяснить ностальгией по советскому прошлому, да и мало ли ещё чем можно объяснить. Вопрос не в том. России надо осознать свой исторический путь, и понятые идеи делать достоянием широких масс. Чтобы не просто узкий круг интеллектуалов понимал что-то, а остальные жили по инерции. А чтобы, если люди поняли что-то и поняли правильно, они транслировали это в обществе, для того, чтобы идеи входили в сознание простого человека.
Сейчас стоит вопрос не цифр, и не того, что люди скажут — люди скажут сегодня одно, а завтра другое. Вопрос в том, чтобы понять происшедшее, почувствовать настоящее и предчувствовать будущее".
Русская линияДиакон Павел Ермилов: Отрадно, что выставка вышла далеко за рамки церковного сообщества!
Выставка «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» по многочисленным просьбам продлена до 20 января
Экспонат выставки *Преодоление: Русская Церковь и Советская власть* |
В связи с повышенным интересом и в ответ на многочисленные просьбы, поступившие в адрес организаторов, Свято-Тихоновский университет и Музей современной истории России приняли решение о продлении выставки «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» до 20 января 2013 года. Согласно первоначальным планам, выставка должна была завершиться 9 декабря. За месяц выставку посетило более 3500 человек, сотрудниками музея и университета проведено около 100 экскурсий, в рамках выставки состоялись 4 открытые лекции, сообщает сайт Свято-Тихоновского университета.
Выставка «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» посвящена гонениям на Церковь в советские годы. Напомним, что она стала звеном в цепи мероприятий, приуроченных к двадцатилетию Свято-Тихоновского университета, и явилась результатом многолетней работы сотрудников его Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви.
Куратор выставки диакон Павел Ермилов: «Мы искренне тронуты тем, с каким вниманием и интересом была встречена подготовленная нами экспозиция. Особенно отрадно то, что выставка привлекла не только православных верующих людей, но вышла далеко за рамки церковного сообщества. Наш проект стал по-настоящему просветительским: в большинстве отзывов посетители благодарили нас за то, что мы показали им такой образ Церкви и такие страницы ее истории, которые были им совершенно не знакомы. „Мы об этом ничего не знали“ — такие слова чаще всего приходилось нам слышать. Мы получили множество отзывов от самых разных людей, с разными, зачастую противоположными, взглядами на многие историю и события наших дней. Рассказ о людях, отдавших свои жизни за веру и правду, никого не оставил равнодушным. Получается, что такие темы нас по-настоящему объединяют. Очень хорошо, что у людей еще больше месяца будет возможность посетить выставку, мы особенно рассчитываем, что много учащейся молодежи придет в рождественские каникулы».
В «книге отзывов» выставки оставлено более сотни записей. Вот слова одного из посетителей: «В учебниках истории и слова не было о том, что происходило на самом деле в России в ХХ веке. Выставка произвела глубокое впечатление, заставила задуматься, тоньше почувствовать нравственный и духовный подвиг простых русских граждан, грудью вставших за веру, совесть и Отечество. Вглядываясь в лица священнослужителей, с сердце обнаруживаешь большое уважение к их жизни и к их выбору. Хочется хоть немного быть похожим на них».
С 15 декабря 2012 года и вплоть до завершения выставки 20 января 2013 года каждую субботу и воскресенье в 14:00 для всех желающих будут проводиться открытые экскурсии, на которые можно попасть без записи. По вопросам проведения экскурсий в другое время обращайтесь в экскурсионное бюро Музея современной истории России по телефону +7 (495) 699 67 24 или в Свято-Тихоновский университет по телефону +7 (985) 361 33 43 (Анна).
Русская линияПротоиерей Всеволод Чаплин: Новый законопроект «Об образовании» учитывает основные интересы верующих
Глава Синодального отдела считает, что процессы получения знаний о религии должны быть сферой общенациональной заботы
«Причин для крайней степени беспокойства православной общественности нет. Законопроект в том виде, в каком он должен пойти на второе чтение, учитывает основные интересы верующих людей и создаваемых ими образовательных учреждений», — заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Он возглавляет церковную рабочую группу, которая ведет переговоры с государством на тему упомянутого законопроекта, участвовал в ряде заседаний комитета Госдумы по образованию, на которых обсуждались поправки к нему, активно взаимодействовал с Минобрнауки при прежнем руководстве по вопросу выработки проекта закона.
Священник отметил, что, как это часто бывает между первым и вторым чтениями, «предлагались радикальные поправки с разных сторон». В некоторых случаях предлагалось кардинально расширить сферу религиозного образования в обществе, в некоторых — полностью исключить все положения, которые фиксируют уже сложившуюся реальность в области преподавания светских курсов — «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и теологии, — а также религиозного образования.
Он рад тому, что те поправки, за которыми стояло «намерение радикализировать ситуацию или вернуться к советским представлениям о месте религии в системе образования», на данный момент не поддержаны, а государство и общество, представленные в процессе рассмотрения поправок, «проявили мудрость и осторожность».
«Интерес юных поколений к знаниям о религии не удалось истребить даже в Советском Союзе, что уж говорить о нынешнем времени. И передача таких знаний в обществе всегда велась и будет вестись. Но ответственное государство, особенно перед лицом внешней религиозной экспансии, конечно же, призвано вводить эту передачу знаний в правовое поле, в рамки правил образовательной системы, иначе передача знаний о религии запросто может перейти в полулегальные и нелегальные общины, в Интернет, к сомнительным лидерам», — цитирует священнослужителя Интерфакс.
Именно поэтому, продолжил он, в проекте закона подробно описывается преподавание в школах ОРКСЭ и теологии в вузах как светских курсов, задаются правовые рамки существования духовных образовательных учреждений, готовящих кадры духовенства и профессиональных религиозных работников. Говорится и о том, что любые школы, государственные и негосударственные, в том числе учрежденные религиозными общинами, могут получать госсредства в расчете на одного обучающегося — не на преподавание религии, а на преподавание предметов общеобразовательного государственного стандарта.
Представитель Церкви указал на то, что правительственный вариант законопроекта включает в себя плоды «очень непростых, тонко настроенных договоренностей» между Минобрнауки и религиозными общинами, цель которых — дать правовую рамку реальности преподавания знаний о религии. «Отдавать эту реальность, которую уже никто не в силах отменить или проигнорировать, на откуп стихии очень опасно для государства и общества», — убежден он.
Священник также подчеркнул, что никто не стремится к нарушению человеческой свободы, к навязыванию неверующим религии в системе образования, «но утверждать, что государство должно быть безразлично к процессам передачи знаний о религии, тоже как минимум недальновидно».
«У нас есть православные, мусульманские, иудейские общеобразовательные школы, в которых обучение предметам госстандарта сочетается с преподаванием религии. У нас есть большое количество людей, которые хотели бы получить знания о вере и религиозной культуре, есть разветвленная сеть преподавания основ религиозных культур в школах и теологии в светских вузах, которая не предполагает никакой принудительной индоктринации. У нас есть прекрасная возможность выбора между изучением в школе одной из религиозных культур, нескольких сразу и светской этики», — констатировал он.
По его словам, в России нет больше в Конституции принципа отделения школы от Церкви, на который периодически ссылаются, увы, даже некоторые законодатели. «У нас светское государство, от которого отделены религиозные объединения, то есть организационные структуры религиозных общин. Но государство и религиозные общины, конечно же, взаимосвязаны, потому что их вместе во многом составляют одни и те же люди, являющиеся и гражданами государства, и членами религиозных общин», — заявил отец Всеволод.
Поэтому, по его словам, процессы получения знаний о религии должны быть сферой общенациональной заботы, и нужно добиться того, чтобы, с одной стороны, была сохранена свобода верующих людей получать такие знания, а с другой, чтобы этот процесс не оказался вне рамок открытости и государственного контроля.
Русская линия«Без формирования духовно-нравственных основ не может быть полноценного защитника Отечества»
В Общественной палате прошли слушания посвящённые возрождению института военного духовенства
В Общественной палате считают, что для повышения боеспособности Вооруженных сил необходимо создавать и развивать в армии и на флоте институт военных священнослужителей.
«В основе боевой готовности Вооруженных сил, офицерского состава, солдат и сержантов лежит состояние их духа. Именно дух превалирует при выполнении тех или иных задач. Без формирования духовно-нравственных основ не может быть полноценного защитника Отечества», — отметил глава комиссии ОП по проблемам национальной безопасности Александр Каньшин на слушаниях во вторник.
По его словам, Общественная палата направила письмо министру обороны Сергею Шойгу с просьбой обратить особое внимание на воспитательную функцию Вооруженных сил.
В свою очередь врио начальника главного управления Минобороны России по работе с личным составом полковник Михаил Смыслов сказал, что военное ведомство продолжает работу, связанную с формированием института духовенства в армии.
«Завершился первый этап становления структуры военного духовенства в Вооруженных силах», — цитирует офицера Интерфакс.
В частности, утверждена структура по работе с верующими военнослужащими, создано профильное управление. Кроме того, в военных округах сформированы отделения по работе с верующими.
Первоочередное внимание при подготовке военных священников уделяется в российских военных базах, дислоцированных за пределами России, в отдаленных гарнизонах и соединениях, расположенных на Северном Кавказе.
Начальник управления Минобороны по работе с верующими военнослужащими Борис Лукичев сообщил на слушаниях, что в 2012 году по результатам опроса верующими себя назвали 79% военнослужащих. При этом, уточнил он, 67% из них причисляют себя к православным, 10% – к мусульманам и 1% – к буддистам.
Русская линия В настоящее время в составе органов по работе с верующими военнослужащими — порядка 30 православных священников и два муллы. Русская линияВиталий Милонов: «Пусть прокуратура разберётся»
Петербургский депутат просит прокуратуру проверить концерт очередной американской гастралёрши на предмет пропаганды извращений детям
Виталий Милонов |
Глава комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов готовит заявление в прокуратуру, в котором потребует провести проверку концерта очередной иностранной поп-певицы Леди Гаги в Санкт-Петербурге на нарушение закона о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних, сообщает РБК.
Депутата возмутило то, что скандальная исполнительница призвала «12-летних граждан вступить в организацию секс-меньшинств», либо профинансировать ЛГБТ-сообщество. Также неприемлемым депутату показалось «ничем не оправданное» использование певицей российского флага.
Кроме того, В. Милонов обвинил исполнительницу в клевете. «Я как гражданин Российской Федерации возмущен: почему мою страну называют тоталитарной диктатурой? Именно так я могу охарактеризовать заявление Леди Гаги о том, что ее хотели арестовать за убеждения. Это неправда, у нас не арестовывают за убеждения. Человек оклеветал страну и всех граждан», — заявил РБК питерский борец за нравственность.
«Я не понимаю почему нельзя просто спеть и станцевать. Певица говорила о том, что её хотели посадить за пропаганду гомосексуализма, но не посадили благодаря премьер-министру России. У нас в стране никого не сажают за убеждения, мы лишь призываем к порядку в нашем обществе. Меня возмущает, что на концерт пустили детей. Никого не хочу обвинять заранее, пусть прокуратура разберется, было нарушение или нет».
В. Милонов на концерте не был, однако там присутствовали его представители. Кроме того, он посмотрел нарушения на видео в Интернете.
«Я знаю, что организаторы концерта, возможно, опасаясь, что они будут изобличены в нарушении закона, запретили снимать концерт даже телекомпании НТВ. Но я знаю, что какие-то люди снимали, выложили видео в YouTube и социальных сетях. Поэтому у нас достаточно видеосъемок, как своих так и не своих, чтобы сделать соответствующие выводы», — заметил В.Милонов.
Гражданских исков или обращений в суд он не планирует, однако собирается «отставать свою точку зрения в органах, которые занимаются соблюдением закона». Ещё в октябре В. Милонов призывал не пускать на концерт поп-звезды несовершеннолетних, а также вынес официальное предупреждение организаторам.
Летний визит в Санкт-Петербург скандально известно американской кощунницы Мадонны окончился девятью исками от представителей общественности на 333 млн руб., ни один из которых не был удовлетворен судом.
Напомним, по инициативе В. Милонова в Северной столице был принят закон, запрещающий публичные действия, направленные на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма и трансгендерности среди лиц, не достигших 18 лет. Он вступил в силу с 30 марта 2012 года.
Не удивительно, что деятельность депутата сильно раздражает извращенцев. В настоящее время они даже организовали в Интернете сбор подписей за отзыв депутатского мандата Милонова. «Закончить депутатскую деятельность может попросить меня либо Церковь, либо Путин. Но никак не тусовка содомитов», — отреагировал на это в своем «Твиттере» парламентарий.
«Комментировать не хочется. Я не обращаю внимания. Для меня важно мнение моих избирателей петербуржцев», — сказал РИА Новости Милонов.
Русская линияИсаакиевский собор, наконец, обретёт голос
Спустя 80 лет крупнейшему собору Петербурга возвращают звонницу
Исаакиевский собор Санкт-Петербурга к Рождеству Христову обретет колокольный голос. Одиннадцать благовестов для одного из крупнейших христианских храмов мира отлиты на Колокололитейном заводе Анисимова в Воронеже.
Первым будет установлен полиелейный колокол-гигант весом в 10 тонн. Его освящение и установка станут началом воплощения проекта «Возвращение голосов Исаакиевского собора», сообщает сайт Петербургской митрополии.
Бронзовый благовест, как и десять меньших (от 18 кг до 5 тонн), изготовлен по старинным технологиям. Весь подбор отливали в один прием и назвали «Императорским». Главный колокол украшен ликами московских митрополитов, выполненных в стиле древней иконописи. У него глубокое и долгое звучание, которое будет подхватываться переливом его младших собратьев.
«Малиновый» звон Исаакия, по мнению директора музейного комплекса Николая Бурова, должен раздаваться в северной столице ежедневно в полдень и стать таким же привычным звуковым символом, как выстрел сигнальной пушки Петропавловской крепости.
Колокола Исаакия были отлиты мастером Иваном Стукалкиным в 1840 году из старых сибирских пятаков. При советской власти шедевр зодчего Огюста Монферана был превращен в антирелигиозный музей, в 1931 году звонницу демонтировали, а из сплава ее колоколов, предположительно, был отлит памятник Ленину у одного из городских вокзалов. Спустя более 80 лет собору возвращают звонницу.
Русская линияВ Госдуме готовят «симметричный ответ»
Американцам, виновным в нарушении прав российских граждан, теперь не поздоровится
В Госдуму внесен законопроект о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан России. Авторами документа выступили спикер Госдумы Сергей Нарышкин, а также лидеры всех четырех думских фракций. Как ранее сообщил Нарышкин, принятие закона станет ответной мерой на принятый в США «закон Магнитского». По его словам, документ может быть рассмотрен Госдумой уже на этой неделе.
Законопроектом, в частности, предусмотрен запрет на въезд на территорию России граждан США, совершивших преступления в отношении российских граждан, находящихся за рубежом или причастных к их совершению, сообщает РИА Новости.
Въехать в нашу страну, согласно документу, также не смогут «лица, наделенные государственными полномочиями, способствовавшие своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан России или причастных к их совершению».
В «черный список», составлением которого займется МИД, также предлагается включить «лиц, причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан России; лиц, вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан России, осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан России, принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации».
В случае принятия закона, который может вступить в силу с 1 января 2013 года, аресту будут подлежать находящиеся на территории России финансовые и другие активы граждан США, которым запрещен въезд в нашу страну. Они также не смогут распоряжаться имуществом, находящимся на территории нашей страны. Кроме того, будет приостановлена деятельность юрлиц, работающих в Российской Федерации под их контролем.
Напомним, Конгресс США 6 декабря принял законопроект о визовых санкциях в отношении россиян, причастных, по мнению конгрессменов, к нарушениям прав человека (так называемый закон о «списке Магнитского»), а также отменил ограничительную торговую поправку Джексона-Вэника, введенную против СССР в 1974 году. За законопроект проголосовали 92 американских сенатора, против высказались четверо. Президент США Барак Обама подпишет закон в самом ближайшем времени.
Русская линияКто следующий?
У Канады скоро появится свой «список Магнитского»
Канадские парламентарии обсудят сегодня свой «список Магнитского», предусматривающий визовые и экономические санкции в отношении российских чиновников, причастных к уголовному преследованию сотрудника британского фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, умершего в московском СИЗО, сообщает Интерфакс.
На прошлой неделе парламент США уже принял «Закон Магнитского», вызвав гневную реакцию в России, которая в ускоренном порядке готовит ответ на действия американцев.
В канадский парламент законопроект под названием «Акт об осуждении коррупции и безнаказанности в России в деле и гибели Сергея Магнитского», автором которого является бывший генпрокурор Канады, а ныне парламентарий Ирвин Котлер, был внесен еще в октябре прошлого года.
Законопроект устанавливает процедуру, согласно которой канадскому правительству предлагается установить список лиц, ответственных за истязания и гибель Магнитского, хищения уплаченных инвестиционными компаниями фонда Hermitage налогов и за действия по укрывательству этих лиц от ответственности. Законопроект устанавливает ограничения в отношении этих лиц и членов их семей в отношении въезда на территорию Канады.
В канадском законопроекте отмечается также отсутствие объективного расследования в деле Магнитского, несмотря на доказательства причастности российских чиновников к серьезным нарушениям прав человека, хищениям средств из российской казны и расправе над Магнитским.
«Указанный законопроект вызван продолжающейся безнаказанностью, а в данном случае (деле Магнитского) — прямо шокирующей и скандальной безнаказанностью российских чиновников», — цитирует Котлера Интерфакс.
Напомним, что еще в декабре 2010 года подкомитет парламента Канады по правам человека единогласно принял резолюцию, призывающую ввести финансовые и визовые санкции в отношении российских должностных лиц, подозревающихся в этой стране в причастности к гибели Магнитского. Тогда российский МИД осудил канадский документ, назвав его попыткой оказать давление на следствие и вмешаться во внутренние дела другого государства.
Русская линияЭтот день в Русской истории
Сегодня, в день взятия русскими войсками Плевны, мы чтим память священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
Сегодня Святая Церковь чтит память почетного члена и члена Совета Русского Собрания, почетного председателя Аккерманского и Орловского отделов Союза Русского Народа сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского, принявшего мученическую кончину в 1937 году.
Он родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге в семье офицера, доводился внуком знаменитому адмиралу П.В.Чичагову и в миру звался Леонидом Михайловичем. По окончании Пажеского корпуса в 1875 г. служил в гвардейских частях, участник русско-турецкой войны 1876−77 гг., отмечен боевыми наградами. В 1878 г. по возвращении в Петербург познакомился со Св. прав. Иоанном Кронштадтским, ставшим для него непререкаемым духовным авторитетом. Военная карьера его не удовлетворяла, и Чичагов самостоятельно овладел медицинскими знаниями, изучил богословие, став энциклопедически образованным богословом.
В 1890 г. вышел в отставку в звании капитана, в 1893 г. рукоположен в Успенском соборе Московского Кремля в сан священника. В 1895 г. о. Леонид овдовел, он похоронил супругу в Дивеево (к тому времени он стал почитателем Серафима Саровского) и приготовил рядом с ее могилой место для собственного погребения. В 1898 г., поручив воспитание четырех дочерей двум доверенным лицам, принял монашество с именем Серафим. В 1899 г. иеромонах Серафим был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и возведен в сан архимандрита.
Еще будучи священником, он занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая стала самым значительным трудом его жизни. Именно его дожидалась блаженная Паша Саровская, чтобы передать повеление прп. Серафима Саровского об открытии мощей. Архимандрит Серафим встретился с Государем Императором Николаем II и передал Ему материалы о прп. Серафиме. Несмотря на сопротивление большинства синодалов Государь настоял на канонизации Саровского Чудотворца. Архимандрит Серафим входил в состав комиссии Св. Синода, которая освидетельствовала останки, после прославления написал краткое житие прп. Серафима, а впоследствии и Акафист Святому. Его труды были оценены по достоинству — в феврале 1904 г. он был назначен настоятелем одного из семи ставропигиальных монастырей Русской Церкви — Воскресенского Ново-Иерусалимского. 28 апреля 1905 г. архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а в следующем году переведен на самостоятельную кафедру в Орел. Здесь владыка деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, организовал в епархии приходские советы, полагая, что возрождение церковной жизни нужно начинать с возрождения прихода.
Владыка принимал активное участие в монархическом движении — был членом старейшей национально-патриотической организации — Русского Собрания, в 1907−09 гг. входил в Совет РС. В Орле, а затем в Молдавии он занимал посты почетного председателя местных отделов Союза Русского Народа, был участником 4-го Всероссийского монархического съезда в Москве весной 1907 г., нередко выступал с речами в Русском Монархическом Собрании. В сентябре 1908 г. решением Св. Синода владыка был назначен епископом Кишиневским и Хотинским, монархисты восприняли это назначение как ссылку, месть либерального лобби епископу Серафиму за открытое участие в монархическом движении. Но владыка и после этого не прервал связей с монархистами, остался членом Совета РС, осенью 1909 г. был почетным председателем монархического съезда в Москве. В 1912 г. он был возведен в сан архиепископа, а в марте 1914 г. назначен архиепископом Тверским и Кашинским.
После февральской революции 1917 г. архиепископ Серафим был, разумеется, удален с кафедры и выслан за пределы Тверской епархии. Он участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви. В сентябре 1918 г. он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Однако из-за сложившейся политической обстановки он до конца 1920 г. пребывал за пределами своей епархии, живя в скиту около Троице-Сергиевой Лавры. Попытка получить разрешение на выезд в Варшаву завершилась в сентябре 1921 г. арестом. Благодаря хлопотам дочерей в январе 1922 г. он вышел на свободу, но в апреле ГПУ приговорило его к ссылке в Архангельск, где он пробыл до апреля 1923 г.
В апреле 1924 г. владыка вновь был арестован, на сей раз ему в вину вменялось участие в организации Саровских торжеств. По ходатайству Патриарха Тихона в июле он был освобожден. В это время власти приказали всем архиереям покинуть Москву. Владыка хотел поехать в любимое им Дивеево, но игумения монастыря отказалась принять гонимого исповедника. Пристанищем владыки и его дочери монахини Серафимы стал Воскресенско-Феодоровский монастырь возле г. Шуи. В феврале 1928 г. для умиротворения паствы и преодоления «иосифлянского» раскола он был назначен управляющим Ленинградской епархией. В родном городе он прослужил 5 лет, в октябре 1933 г. был отправлен на покой, жил под Москвой. Осенью 1937 г. митрополита Серафима вновь арестовали. Ему было 84 года, он был болен, и чекистам пришлось вызывать «скорую помощь» для доставки его в тюрьму. 7 декабря 1937 г. тройка НКВД постановила митрополита Серафима расстрелять, он принял мученический венец на Бутовском полигоне.
Всю жизнь митрополит Серафим боролся за чистоту Православия. Незадолго до кончины он говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует».
В этот день 28 ноября 1877 года Русской армией была взята турецкая крепость Плевна. Являясь серьезной угрозой правому флангу и тылу Русской армии, она в ходе Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. приковала к себе ее главные силы и замедлила наступление на Балканы.
После трех неудачных приступов, после четырехмесячной осады, приблизилась развязка военной драмы. В русской главной квартире было все приготовлено. Очень хорошо было известно, что в запертой армии Османа-паши вышли почти все съестные припасы и, зная железный характер этого полководца, легко было предвидеть, что сдача с его стороны не обойдется без кровопролития и что он сделает последнюю попытку, чтобы прорваться сквозь осаждающую его армию.
Осман-паша собрал свои боевые силы на западе от Плевны. Утром 28 ноября, в 7 часов, осажденная турецкая армия с неистовством набросилась на Русские войска. Первый яростный напор заставил наши войска отступить и отдать туркам передовые укрепления. Но теперь турки попали под сосредоточенный артиллерийский огонь второй линии укреплений. Под тяжестью этого орудийного огня равновесие восстановилось. Генерал Ганецкий послал своих гренадер в атаку, которые смогли отбросить турок. Между тем румыны с севера наступали на отступающую линию турок, а с юга легендарный генерал Скобелев начал за атаку, завладев слабо защищенными турецкими окопами, и вступил со своим войском в самую Плевну, отрезав, таким образом, Осман-паше путь к отступлению.
Осман-паша был тяжело ранен в ногу. Осознав всю безвыходность своего положения, он приостановил сражение и на многих пунктах выкинул белый флаг. Капитуляция совершилась скоро; плевненская армия сдалась безусловно. Когда великий князь Николай Николаевич явился на поле сражения, турки уже сдались. Эта последняя борьба у Плевны стоила русским 192 убитыми и 1252 ранеными, турки лишились до 4000 чел. ранеными и убитыми. Пленных оказалось 44 тыс., между ними гази («победоносный») Осман-паша, 9 пашей, 128 штаб- и 2000 обер-офицеров и 77 орудий.
Русская линияЦерковь сформулирует четкую позицию в отношении кремации в ближайшие два года
«Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения», — сказал архимандрит Савва, слова которого приводит РИА Новости.
Он отметил, что сегодня у Русской Православной Церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему. Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного права может обсудить эту проблему в ближайшие два года, сообщил он.
«Есть ситуации, когда, скажем, человек не завещал — а родственники решили кремировать. Вот как относиться к этому? То есть вопрос стоит», — добавил священнослужитель.
Также, отметил архимандрит, комиссия обсудит вопрос, связанный с отношением церкви к повторным бракам, который в последнее время также является актуальным.
Список тем для дальнейшего обсуждения комиссиями Межсоборного присутствия РПЦ был рассмотрен и утвержден на заседании президиума Присутствия при участии Патриарха Кирилла в ноябре.
Русская линияКомиссия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учредит православные дискуссионные клубы
«Сейчас идет жесткая пропаганда с Запада, нацеленная на нашу молодежь. Именно молодое поколение больше всего поддается их влиянию, в том числе через Интернет и социальные сети. Поэтому решено было создать такой проект, который будет бороться с религиозным экстремизмом, пропагандировать духовность и прививать уважение к Церкви», — заявил глава комиссии, депутат Госдумы Виктор Водолацкий.
По его словам, со стороны Церкви проект будет курировать глава синодального Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, а также представители регионов.
В северокавказских регионах и в Южном федеральном округе, где клубы появятся уже в конце декабря, будут говорить не о православии, а об исламе. Молодежи будут рассказывать о пагубном влиянии ваххабизма.
Русская линияГосдума предложила законопроект о защите людей от негативной информации
Законопроект, который требует от руководителей телеканалов и журналистов уделять негативной информации не более 30% от общего эфирного времени, пройдет согласование в профильных министерствах и думских комитетах.
Проект полностью запрещает распространение съемок издевательств над животными, видео суицидов, актов педофилии и физиологических подробностей с мест катастроф и терактов.
«Сегодня население не может справиться с той негативной информацией, которая идет. Репортажи с мест катастроф, терактов, в которых даются крупные планы изувеченных людей, травмируют психику людей. Основное требование законопроекта — не ввести цензуру, а защитить людей от чернухи в СМИ. Информировать население нужно, но не смаковать кровавые подробности», — рассказал инициатор закона Олег Михеев.
В законопроекте будет определена степень максимально допустимой негативной окраски информации и соотношения позитивной и негативной информации, распространяемой СМИ.
За игнорирование мер по ограничению негативной информации в СМИ, предполагается ответственность от двух до шести лет лишения свободы.
Второе направление законопроекта — борьба с визуальным рекламным мусором на улицах. Для этого будут разработаны нормативы количества уличной рекламы с точки зрения медицинского и психологического воздействия на людей.
Русская линияВ Аргентине закровоточила статуя Девы Марии
Кровь на месте глаз, рук, стекающую к подножию образа, обнаружил сотрудник больницы. С тех пор сотни католиков посетили святилище, а пресса пестрит сообщениями о «чуде».
Биохимический анализ показал, что собранная со статуи красная жидкость на 99.6% действительно является кровью.
Архиепископ г. Росарио Хосе Луис Мольяган призвал верующих соблюдать осторожность и не делать поспешных выводов. «Пока у нас нет объяснений», — заявил иерарх. Явление станет предметом дальнейшего расследования.
Русская линияВ Стамбуле разрешено строительство православного храма
Это первое разрешение на сооружение новой церкви, данное турецкими властями со времени провозглашения в 1923 г. Турецкой Республики.
Прошение на строительство храма было подано православными арабами, проживающими в Стамбуле, пишет Седмица.Ru.
Русская линияСинодальный отдел по церковной благотворительности проведет онлайн-курс «Обучение психологов для работы в женских консультациях»
По благословению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению совместно с Фондом Андрея Первозванного проведет краткий специализированный онлайн-курс «Обучение психологов для работы в женских консультациях».
Онлайн-курс рассчитан на кураторов проектов доабортного консультирования, руководителей в сфере здравоохранения, психологов, работающих в женских консультациях.
На первом занятии участники смогут ознакомиться с принципами организации доабортного консультирования, а на втором получат важные методические и практические знания, необходимые для работы психолога. Вебинары ведут ведущие практикующие психологи с опытом работы как в Москве, так и в регионах.
Курс будет включать в себя два занятия — 11 и 14 декабря в 11.00 по московскому времени.
Для того чтобы принять участие в каждом из занятий, необходимо пройти простую процедуру регистрации на каждое из них:
-11 декабря по адресу: http://diaconia.ru/webinars/notices/psy11d/
-14 декабря по адресу: http://diaconia.ru/webinars/notices/psy14d/
Сразу после регистрации на указанный вами email-адрес придет сообщение с ссылкой на подключение к вебинару, по которой необходимо будет перейти за 10−15 минут до начала мероприятия.
По любым вопросам можно обращаться по тел.: (495) 911−17−66 и email: miloserdie. webinar@gmail.com.
Русская линия13 декабря пройдет III конференция «Новый Иерусалим: история и современность»
Организаторы конференции — министерство культуры Московской области, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» и Московское общество испытателей природы при поддержке Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.
С приветственными словами к участникам форума обратятся директор музея «Новый Иерусалим» Н.А. Абакумова, наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), директор Института экологического почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова академик РАН Г. В. Добровольский.
В мероприятии примут участие член реставрационно-архитектурной комиссии Московской областной епархии, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Павловская Слобода протоиерей Владислав Провоторов, руководитель Ново-Иерусалимской экспедиции РАН Л.А. Беляев, представители Института географии РАН, Московского государственного университета, Международного независимого эколого-политологического университета и др.
Русская линияРежиссер Валерий Тимощенко представит в Москве документальный фильм «Трезвитесь»
Главный герой и сценарист фильма — протоиерей Виктор Салтыков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Жарки Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, известен любителям документального кино по фильмам «Одинокий рай», «Русский заповедник», «Кавказский фронт».
После просмотра фильма зрители смогут задать свои вопросы режиссеру — Валерию Тимощенко. Вход свободный.
Дополнительные вопросы и аккредитация: prrodnik@gmail.com, 8 (495) 605-08-58, 8 (926) 223-54-72.
Русская линияВ столице Франции начинаются торжества по случаю 850-летия собора Парижской Богоматери
Откроет празднование юбилея архиепископ Парижский кардинал Андре Вэн-Труа.
12 декабря в колледже бернардинцев начнется 4-дневный научный симпозиум под названием «Собор Парижской Богоматери 1163−2013», который завершится концертом духовной музыки в соборе: в его программе — песнопения Деве Марии, написанные в XII—XIII вв.
Ранее стало известно о планах правительства заменить 4 старых соборных колокола, отлитых в XIX в., на 9 новых, вес самого большого из которых составит 10 т.
Как известно, собор возводили в течение почти двух веков. Начал строительство в 1163 г. король Людовик VII, а завершил в 1345 г. уже Иоанн II Добрый. Главными архитекторами храма были Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 г. г., и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 г.
Высота собора составляет 35 м, высота колоколен — 69 м. Длина собора — 130 м, ширина — 48 м.
Русская линия