Русская линия
<< Полная сводка новостей от 9 декабря 2012 >>

Неделя 27-я по Пятидесятнице
Исцеление согбенной женщины

Исцеление согбенной женщиныСегодня мы слышали Евангельское чтение о том, как Спаситель исцелил скорченную женщину (по-славянски сляченую) в субботний день в синагоге. Те, кто жил в Иерусалиме, имели возможность для молитвы прийти в храм. Но Иерусалимский храм в Ветхом завете был единственный, и другие храмы строить где-либо запрещалось. Только в этом храме можно было отмечать праздники, приносить жертвы, совершать богослужение со священником. Остальные иудеи, жившие далеко от Иерусалима, по субботам собирались в синагоги — местные молитвенные дома, где хранились свитки Священного Писания, и они могли послушать учителя Закона Божия и захожих проповедников. В такую синагогу пришёл Христос, здесь и произошло событие, о котором сегодня повествует Евангелие.

Начальник синагоги был глубоко возмущён тем, что исцеление произошло в субботу. Начальником обычно избирали самого уважаемого и благочестивого из местных жителей, и он считал своим долгом смотреть за порядком во время молитвенных собраний. В связи с этим ему показалось, что поступок Спасителя нарушает заповедь о субботнем покое. И ему было очень обидно, когда Спаситель при всех назвал его лицемером и привёл пример с ослом. «Каждый из вас не отвязывает ли своего осла и не ведёт ли поить в день субботний?» Осёл не понимает, что суббота. Он будет реветь без остановки, если его не напоить. Но разве хозяин скажет ему: «Ори сколько хочешь. В субботу ничего делать нельзя»? Нет. Каждому жалко своего осла — он будет страдать, он может заболеть. Поэтому каждый из присутствующих, в том числе и начальник синагоги, водили их поить даже по субботам. «Почему же Я не могу, — сказал Христос, — в субботу развязать эту дочь Авраама, которую связал сатана? Почему же вам не жалко Божие создание? Разве она хуже осла?»

Главный принцип Закона Божия — любовь к Богу и ближнему, и все остальные заповеди должны быть к этому направлены. Когда упускается из вида любовь к человеку, тогда и возникает ситуация как с начальником синагоги. Не стоит думать, что начальник синагоги был каким-то исключительным негодяем, его поступок свойствен всем людям вообще. Человек склонен идти по самому простому пути — действовать по инструкции, формально, и не напрягать лишний раз свою голову. Однако при таком подходе не только Закон Божий, но и любой закон способен вступать в противоречие со здравым смыслом и реальностью.

В судебной практике дореволюционной России приводится такой случай. Крестьянин крестил свою дочь Василису. А священник по ошибке записал её в метрику мальчиком Василием, и не придал этому важности. И только когда пришло время Василию проходить воинскую повинность, крестьянин забеспокоился и обратился в полицию. Там ему сказали, что по закону такую ошибку можно исправить только в течение десяти лет после рождения, и теперь уже ничем помочь нельзя. Долго крестьянин ходил по разным инстанциям, по чиновникам, пока толстая папка с этим делом не дошла до губернатора. Только уже губернатор постановил «перевести крестьянского сына Василия в женский пол».

Чтобы правильно пользоваться законом, надо понимать его цель и дух.

В Евангельском Законе нельзя видеть только набор запретов и разрешений, как это было в Ветхом Завете. В Новом Завете важен не тот или иной внешний поступок, а преображение души через покаяние, внутренняя чистота, сердечное устремление к Богу. Спаситель переводит закон Божий с каменных скрижалей на скрижали человеческого сердца.

В Евангельском рассказе можно увидеть и более глубокий смысл. Скорченная женщина означает повреждённый ум всякого, кто не просвещён учением Господа нашего Иисуса Христа. Человек со скорченным умом не может своими силами потянуться к Богу и Небу, он непрестанно пресмыкается по земле, питаясь от земли, учась от земли, тоскливо веселясь от земли. В то же время скорченный ум стеснён и ограничен. Он верит только собственным ощущениям. Он ищет своих предков среди животных, а удовольствия — в пище и питии. Он не знает ни о Боге, ни о духовном мире, ни о жизни вечной, а потому не знает и о высшей, небесной радости. Он безутешен, пуглив, полон страдания, тоски и злобы. Господь наш Иисус Христос подзывает к Себе такой ум, чтобы выпрямить его, просветить и обрадовать. Если тот приблизится к Нему, как эта скорченная женщина, то воистину будет выпрямлен, просвещён и обрадован и изо всех своих сил станет благодарить и прославлять Бога.
Русская линия


<< Полная сводка новостей от 9 декабря 2012 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика