Русская линия
<< Полная сводка новостей от 31 октября 2012 >>

Сергей Бабурин: Православие для русского человека — не одна из многих религий, а система самой духовной жизни нашего народа
Лидер партии «Российский общенародный союз» предлагает изменить Конституции России, Украины и Белоруссии для возрождения Православия

Сергей Бабурин
Сергей Бабурин

Отдельные нормы Основного закона России мешают ей духовно возродиться, считает лидер партии «Российский общенародный союз» Сергей Бабурин, мнение которого на своих страницах приводит Интерфакс.

«Главным препятствием для избавления нашего Отечества от духовной и социальной скверны, от новой великой Смуты является ряд норм действующих на послесоветском пространстве Конституций, именно они препятствуют реальному возвращению Православия», — пишет С. Бабурин в статье «Православие должно прийти в Конституцию России», опубликованной в ноябрьском номере православной газеты «Русь Державная».

Он считает необходимым «принципиально исправить» статьи 13 и 14 Конституции России, «как и соответствующие статьи Конституций Белоруссии и Украины». Сергей Бабурин напомнил, что, согласно 13-й статьи Конституции РФ, в России признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.

«Если кто-то скажет, что эта норма — триумф плюрализма, то он серьезно ошибется. В качестве конституционного принципа провозглашен нигилизм, в Конституциях уравняли добро и зло. Объявлены равноправными лицемерие и искренность, идеология труда и идеология жульничества. Идеологическое многообразие, как и отрицание идеологии, — это тоже идеология, с безоговорочной обязательностью и государственным принуждением отрицающая духовные и нравственные ценности», — пишет автор.

Бабурин считает, что с приходом к восточным славянам Православия «зародился и отшлифовался Дух Русского мира, его духовная основа („душа души“)». По мнению политика, Православие для русского человека — «не одна из многих религий, а система самой духовной жизни нашего народа».

Согласно 14-й статьи Конституции РФ, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Сергей Бабурин отметил, что тот же принцип был отражен в Конституциях РСФСР и СССР.

В качестве иного положительного примера Бабурин привел, в частности, Грузию, в Конституции которой сказано: «Государство признает исключительную роль Грузинской Православной Церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства». «Согласитесь: юридически корректно и с уважением к памяти предков», — отметил политик.

Он также считает особо значимым для России опыт Греции, в Конституции которой сказано: «Господствующей в Греции религией является религия восточноправославной Церкви Христовой». «Клятва именем святой, единосущной и нераздельной Троицы входит, по Конституции, в присягу и президента, и депутатов парламента Греции. И это при том, что в Греции много граждан других вероисповеданий», — отметил автор.

«Ради сохранения Русской цивилизации Православие в России нуждается в конституционной реабилитации. В Преамбуле, или в 1-й, либо во 2-й статье Конституции следует провозгласить: „Господствующей в Российской Федерации религией является Православие — религия восточноправославной Церкви Христовой“», — считает Сергей Бабурин.

«Если мы не освободимся от нигилизма и русофобии в конституциях собственных государств, то все разговоры о возвращении в нашу жизнь духовности, нравственности и их основы — Православия останутся самообманом или лукавством».

«Для современной России должно стать очевидным: освободившись от отравляющего влияния нигилистических заблуждений, восстановив свою целостность, российское общество сможет не только возродить легитимность власти, не только упрочить Российскую Федерацию, но и вернуть себе цивилизационную привлекательность, а значит, и вновь стать надежной скрепой Русского мира», — заключил председатель партии «Российский общенародный союз» Сергей Бабурин.

Русская линия

Протоиерей Всеволод Чаплин: Деловой стиль одежды воспитывает и прививает вкус
В РПЦ позитивно восприняли идею введения в школах страны единой формы для учащихся

Протоиерей Всеволод Чаплин

«В принципе хотел бы поддержать идею введения школьной формы — это поможет и снять социальное расслоение в классах, и избежать ситуаций, когда школьницы выглядят полуодетыми или одетыми вульгарно, небрежно», — сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин во вторник, выступая в Москве на дипломатическом семинаре «Россия, Украина, Беларусь: опыт содружества и новые горизонты взаимоотношений». По мнению священника, деловой стиль будет не только соответствовать духу школы, но и даст воспитание, привьет вкус на всю жизнь.

Дискуссия по вопросу о школьной форме возникла после того, как недавно в одной из школ Ставрополья запретили ученицам-мусульманкам носить хиджабы (мусульманские платки). Это вызвало резкую критику со стороны родителей школьниц, которые пожаловались на руководство школы в прокуратуру.

Как отметил отец Всеволод, даже в советское время не удалось заставить силой всех христиан снять нательные крестики, мусульманок — платки, а мусульман сбрить бороды. «То, что для верующего человека эти установления являются высшим авторитетом, современное общество должно понять. Но в то же время всегда есть возможности для договоренностей и компромиссов», — заявил он.

Сейчас, продолжил священник, возникают вопросы о том, нужно ли обязательно мусульманке носить никаб (покрывало, полностью закрывающее лицо, с прорезью для глаз) или достаточно носить хиджаб в форме легкого платка, который, кстати, носят и многие девушки в православных семьях.

«Можно было бы разработать такой вариант региональной или общероссийской школьной формы, который бы одновременно ориентировался на деловой стиль и допускал ношение легкого платка «, — цитирует представителя РПЦ Интерфакс. Он привел в качестве примера Великобританию, где есть сикхи-полицейские и госслужащие-мусульманки, которые в первом случае носят тюрбаны, а во втором — платки.

«Этот вопрос надо серьезно изучить на уровне общественной дискуссии, которая бы не уходила с самого начала в сторону поиска легких ответов на очень сложные вопросы, которые в разных странах решаются по-разному», — заявил священнослужитель.

При этом он указал на то, что в некоторых случаях ношение религиозной атрибутики является отражением попытки силой утвердить свою власть в обществе, в том числе в обществе, которое веками жило по другим правилам, и эти попытки очень опасны.

Русская линия

Митрополит Владимир: «Тысячи православных христиан Молдовы отказались от идентификационных номеров»
Предстоятель Православной Церкви Молдовы обратился к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой дать общецерковную оценку введению новых технологий идентификации населения

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с открытым письмом, в котором призвал Предстоятеля Русской Православной Церкви дать общецерковную оценку введению новых технологий идентификации населения и их воздействия на общество. Текст обращения был опубликован на официальном сайте Кишиневско-Молдавской епархии.

В своём письме митрополит Владимир просит Святейшего Патриарха Кирилла ввести в Проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности» положения, касающиеся опасности механизмов электронной идентификации личности, которые непосредственно затрагивают религиозные убеждения миллионов православных граждан, заботящихся о спасении своих душ.

«В мире активно развивается процесс глобализации, который кардинально меняет не только жизнь каждого человека в частности, но внутреннюю организацию целых государств. Ратифицированы международные соглашения и другие документы, которые противоречат интересам национального государства и его гражданам. Таким образом создается глобальный порядок, в рамках которого человек становится не только контролируемым, но и управляемым элементом автоматизированной электронной системы. Поэтому проблемы, связанные с введением новых технологий идентификации личности, требуют обязательного анализа и с духовной точки зрения», — пишет митрополит Владимир.

По мнению архиерея, прежде всего, речь должна идти о невозможности замены христианского имени идентификационным номером или индивидуальным кодом. «Об этом еще в 2001 году говорил отец Кирилл (Павлов) в интервью для сайта «Русское Воскресение»: «присвоение номеров людям, это дело богоборческое, греховное. Поскольку, когда Бог создал человека, Он нарек ему имя. Наречение имени человеку, это Божья Воля. Все тысячелетия прошедшие с того времени люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То как и для чего это делается не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться».

«Тысячи православных христиан Молдовы отказались от идентификационных номеров в силу своих религиозных убеждений. Они столкнулись с множеством ограничений, были подвергнуты дискриминации: их не принимали на работу, снимали с должности, лишали пенсии, медицинского обслуживания, социальных льгот, они не могли управлять собственностью, были лишены возможности оплачивать коммунальные услуги, — отмечает владыка Владимир. — Но благодаря новым законодательным актам в Республике Молдова эти проблемы были решены. Вследствие наших многолетних переговоров с властями был принят закон, позволяющий использование альтернативной идентификации граждан, без присвоения ИНН».

«В то же время разное отношение священников к проблеме использования новых технологий идентификации граждан ведет к разделению духовенства и паствы, к формированию враждующих группировок, — подчеркнул архипастырь. Усложнению ситуации способствуют сомнительные высказывания некоторых богословов и служителей, обнародованные в СМИ и представленные как позиция Церкви. В подобных случаях Церковь запаздывает с изданием официальных документов, которые прояснили бы ее позицию. Кроме того, жесткой критике подвергаются христиане, отказывающиеся от автоматизированной системы учета населения, основанной на использование электронной идентификации личности».

«Проблема свободы личности — не только политическая, как утверждают некоторые, но прежде всего — богословская и нравственная. Иногда чисто политические решения имеют катастрофические последствия не только для настоящего и будущего народов, но и для бессмертных душ миллионов и миллионов людей», — считает митрополит Владимир.

«Ваше Святейшество! Тысячи христиан по праву обеспокоены, что введение автоматизированной системы учета и контроля, как и создание электронной базы индивидуальных данных, может быть использовано в качестве механизма беззастенчивого управления человеком не только с общественной, но и духовной точки зрения», — заключил свое обращение Предстоятель Православной Церкви в Молдавии.

Русская линия

Дмитрий Медведев: «Война со своим народом — это тягчайшее преступление»
Российский премьер-министр считает, что Сталин и другие руководители советского государства того времени достойны самой жесткой оценки

Дмитрий Медведев

Премьер-министр России Дмитрий Медведев считает, что Иосиф Сталин и другие руководители советского государства того времени достойны «самой жесткой оценки», поскольку они «вели войну с собственным народом».

«За то, что происходило тогда, не только Иосиф Сталин, но и целый ряд других руководителей, безусловно, заслуживают самой жесткой оценки. Их невозможно привлечь к ответственности, но это именно так», — заявил премьер, слова которого приводит Росбалт.

«Это должно остаться в анналах нашей истории, чтобы никогда этого не повторилось. Потому что война со своим народом — это тягчайшее преступление», — подчеркнул Медведев.

В то же время он призвал к максимально объективной оценке исторических событий и попросил «не зачеркивать славные страницы истории нашего Отечества советского периода». В качестве примера он привел Великую Отечественную войну, которую можно и нужно описывать с точки зрения победы всей страны.

Напомним, что 30 октября в России вспоминают жертв политических репрессий. Дата была выбрана в память о голодовке политзаключенных в лагерях в знак протеста против политических репрессий в СССР.

Вчера в стране прошли памятные мероприятия, собрания и митинги, участие в которых приняли представители РПЦ, политики и общественные деятели, правозащитники, бывшие политзаключенные, молодежь, родные и близкие тех, кто погиб и пострадал в ходе репрессий.

Русская линия

Владимир Мединский: «Духовная тематика будет находиться в приоритете»
Глава Минкультуры заявил, что отныне главным для министерства будет патриотическая направленность проектов

Владимир Мединский
Владимир Мединский

Министр культуры России Владимир Мединский заявил, что кино на патриотические и духовные темы будет финансироваться государством в приоритетном порядке. «Духовная тематика будет находиться в приоритете», — подчеркнул министр, общаясь с участниками проходящего в эти дни в Москве V международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», сообщает Интерфакс-Религия.

В. Мединский намерен стремиться к тому, чтобы «деньги не пропали зря, чтобы они не уходили в песок, не разворовывались» и чтобы финансировались в первую очередь «те фильмы, которые нужны государству, а не только творческие поиски режиссёра».

«Сама идея дать режиссёрам хотя бы тему, что вот в год двухсотлетия Бородино мы хотим фильм о победе над Наполеоном, а не о ваших творческих исканиях — сама эта тема почему-то казалась чуть ли не введением цензуры. Я считаю, что это естественно: государство должно платить за то, что оно считает целесообразным в данный момент», — подчеркнул В. Мединский.

«Мы считаем, что мы имеем право от имени народа сказать: да, мы хотим фильм о Бородино. Мы не хотим фильм о ваших духовных терзаниях, мы хотим фильм о героизме, о подвиге наших предков», — добавил он.

В. Мединский также сообщил, что Минкультуры «снимает около четырехсот документальных фильмов в год». На следующий год представлены на конкурсе фильмы на религиозную тематику — «например, большой фильм о Сергии Радонежском будет сниматься, целый документальный проект».

«Как один из критериев мы будем рассматривать: где этот фильм будет показан. Снимать фильм в ящик стола, снимать фильм для размещения на интернет-сайте — это нелепость. Мы хотим, чтобы то, за что государство платит деньги, видели не только экспертная комиссия Минкульта и автор, а миллионы телезрителей. Зачем иначе мы эти деньги будем тратить?» — отметил В.Мединский.

Наряду с этим он рассказал о планах ввести в школах в качестве факультатива предмета, посвященного российскому и зарубежному кинематографу. «Будет список ста отечественных фильмов и ста иностранных фильмов. Я надеюсь, что до конца года этот список в случае поддержки Минобра — принципиально, устно они поддерживают эту идею — будет разослан в школы в качестве дидактических рекомендаций», — отметил он.

По словам В. Мединского, в настоящее время составлен список номинантов, который будет предложен сначала экспертам в области кинематографии, а затем — Минобрнауки. «Самое главное — найти учителей, которые бы рассказывали об этих фильмах. Но я убежден, что с этим проблем не будет», — заявил министр.

Касаясь других тем, обсуждаемых на форуме, Владимир Мединский отметил, что министерство культуры не будет выступать с инициативой захоронения Ленина. «Такова наша официальная позиция, дальше есть мое частное мнение как гражданина», — заявил министр, добавив, что не хотел бы, чтобы его частное мнение в этом вопросе, «достаточно резкое», ассоциировалось с официальной позицией правительства.

Один из участников спросил В. Мединского о перспективах возвращения Церкви знаменитой серебряной раки, в которой хранились мощи святого Александра Невского. Сейчас это произведение искусства находится в Эрмитаже.

«Решение есть, — пояснил В. Мединский, — изготовить копию, и копию оставить в Эрмитаже, а оригинал передать туда, где он должен находиться. Она (рака — „ИФ“) уже давно стала предметом не только церковной памяти, но и музейно-культурного наследия». По его словам, сложность заключается в том, что, по предварительной оценке, копирование стоит «совершенно непотребных денег».

«А поскольку наша задача — экономить бюджетные деньги, мы ищем максимально практичное решение этого вопроса. Если идти на поводу у дорогостоящих изготовителей копии, это просто не по-хозяйски. Нужно найти какой-то вариант, мы его ищем», — добавил министр.

Русская линия

Николай Патрушев: Ситуация с терроризмом и коррупцией на Северном Кавказе остается сложной
Секретарь Совета Безопасности России признал, что главные проблемы Кавказа решить не удалось

Николай Патрушев
Николай Патрушев

«Проблемы, связанные с обеспечением правопорядка и безопасности граждан на территории Северного Кавказа, пока далеки от окончательного решения», — признал секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев.

Ситуация с терроризмом и коррупцией на Северном Кавказе остается сложной, а распространению преступности способствует высокий уровень безработицы, констатировал секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, сообщает РИА Новости.

«Проблемы, связанные с обеспечением правопорядка и безопасности граждан на территории Северного Кавказа, пока далеки от окончательного решения», — сказал он. По его словам, благоприятной средой для противоправной деятельности является уровень безработицы в округе, который остается самым высоким в стране.

При этом Патрушев признал, что не удалось радикально переломить ситуацию и с преступлениями экономического характера. «Их доля в общем объеме преступности остается значительной, заинтересованным органам власти не удалось существенно снизить масштабы хищений и нецелевого расходования бюджетных средств», — отметил Патрушев.

По его словам, сохраняется опасность экстремистских проявлений на почве межнациональных отношений, особенно в молодежной среде, прежде всего в Ставропольском крае.

«Серьезную озабоченность вызывает состояние антитеррористической защищенности объектов энергетики, гидротехнических сооружений, транспортной инфраструктуры, охраны образовательных и медицинских учреждений, торговых центров и социально значимых объектов», — добавил секретарь.

Русская линия

Ахмет Давутоглу призвал к созданию переходного сирийского правительства
Даже попытавшись в одностороннем порядке прекратить огонь, Дамаск навлёк на себя гнев Анкары

Ахмет Давутоглу

Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, возложив ответственность за срыв перемирия в Сирии на власти этой страны, призвал к созданию переходного сирийского правительства. «Всем следует совершить необходимые шаги для формирования в Сирии переходного правительства, которое будет отражать волю сирийского народа. Самое важное сейчас — поощрять мир», — заявил турецкий министр. Давутоглу также отметил, что турецкая сторона продолжает консультации с Россией в вопросе совместных действий по урегулированию сирийского кризиса и открыта для «всех предложений».

Кроме того, глава МИД Турции выразил сожаление в связи с несоблюдением перемирия между противостоящими сторонами в Сирии, возложив ответственность за это на режим Асада. «Нет смысла в налаживании диалога с режимом, который даже в праздник продолжает совершать преступления против собственного народа», — подчеркнул в этой связи Давутоглу, видимо забыв о том, что именно террористы первыми взорвали автомобиль в самом начале «перемирия». От этого страшного взрыва в «спальном» районе Дамаска погибли в основном дети и мирные жители — всего около 50 человек.

Напомним, ранее спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими выступил с призывом ко всем сторонам сирийского конфликта прекратить огонь на время празднования мусульманского праздника Ид Аль-Адха (Курбан-байрам). Президент Сирии Башар Асад и некоторые представители оппозиции поддержали эту инициативу и объявили о прекращении военных операций на всей территории страны с 26 по 29 октября, оставив за собой право на ответный огонь в случае нарушения перемирия. По сути это было односторонним, со стороны правительственных войск, прекращением огня. Однако боевики антиправительственных формирований в первый же день перемирия напали на базу вооруженных сил на северо-западе страны, на что сирийские правительственные силы ответили огнем. Кроме того, бандформирования на протяжении всех дней «перемирия» совершали теракты, наиболее страшный из которых произошел в Дамаске.

Русская линия

«Россия обязана защищать интересы своих граждан»
Совет Федерации одобрил поправки в закон о госизмене и гостайне

Совет Федерации

Сегодня Совет Федерации одобрил поправки в закон, ужесточающий наказание за разглашение гостайны и вводящий уголовную ответственность за незаконное получение секретных сведений.

В Уголовный Кодекс добавляется новая статья (283.1) по которой получение сведений, составляющих гостайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения или угрозы применения насилия предлагается наказывать штрафом от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Если данное деяние совершено группой лиц с применением насилия и повлекло тяжкие последствия, либо совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и сопряжено с распространением сведений, составляющих гостайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы России, то оно будет наказываться лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

В статью 276 УК «Шпионаж» вносятся изменения, направленные на формирование единообразного подхода к определению объективной стороны шпионажа как указанных в данной статье действий, направленных против безопасности России. В статье 283 УК «Разглашение государственной тайны» расширен субъектный состав преступления путем включения лиц, которым сведения, составляющие государственную тайну, стали известны не только по работе, но также по учебе и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Кроме того, расширяется диспозиция статьи 275 УК «Государственная измена» путем более подробного описания признаков состава преступления. Среди них — совершенный гражданином России шпионаж — выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих гостайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной и иной помощи иностранному государству, международной, иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности государства.

Как поясняют авторы документа, проведенный анализ ст. 275 УК и практики ее применения свидетельствует о том, что шпионаж и выдача государственной тайны стали рассматриваться не как формы госизмены, а как разновидности оказания помощи иностранному адресату, что привело к неоднозначной трактовке предмета доказывания, в частности, по делам о шпионаже.

Новый законодательный акт не имеет никакого отношения к пресловутому «закручиванию гаек», считает президент Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Сергей Гончаров: «Наши граждане любое ужесточение наказания воспринимают именно так. Но то, что происходит в работе всех спецслужб мира, например, шпионаж, никто не отменял. Поэтому любая страна пытается защитить свои интересы, и это я бы не называл „закручиванием гаек“. При этом мне трудно поверить, что в России остались какие-то важные секреты, которые нельзя было бы продать в лихие 90-е годы. Конечно, закон нужно было принимать, у меня нет никакого отторжения. Россия обязана защищать интересы своих граждан», — рассказал Гончаров в интервью Радио России.

Стоит отметить, что суд США периодически приговаривает к длительным срокам преступников, покусившихся на их национальные секреты. В Китае за госизмену и шпионаж можно вообще «заработать» смертную казнь. Да и в Европе изменников совсем не гладят по головке. Впрочем, это не мешает критикам нового закона заявлять о возвращении в Россию чуть ли не эпохи сталинских репрессий и ограничении базовых свобод.

Русская линия

Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, генерал-лейтенанта Я.П.Бакланова и графа Н.Н.Муравьева-Амурского

Преподобный Иосиф ВолоцкийПреподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 14 ноября 1440 года (по другим данным — 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению.

За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание».

В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.

Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей, так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия — великую книгу «Просветитель».

Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одоле». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники — сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о «нестяжании» — отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из «Устава» святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий «твое-мое» был положен в его основу. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил и святой Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».

Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.

Яков Петрович БаклановТакже сегодня день памяти военачальника Донского казачьего войска, генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова, скончавшегося в 1873 году.

Он родился 15 марта 1808 г. в станице Гугнинская (15 верст от Цимлянска) в семье хорунжего. В три года юный казак уже ездил на коне по двору, в пять скакал по улице. Уже в подростковом возрасте он имел славу одного из лучших наездников и стрелков, став к 15 годам урядником Донского казачьего полка. Бакланов принимал участие в Русско-турецкой войне 1828−1829 гг. в составе полка, которым командовал его отец. В боях Бакланов показал себя столь храбрым и дерзким, что за излишнюю пылкость отец не раз собственноручно «дубасил по спине нагайкой», как признавался Яков Петрович впоследствии. За отличия при штурме Браилова и в бою под Кулевчой был награжден орденом Св. Анны 4 степени, а при взятии городов Месемирия и Ахиолло — орденом Св. Анны 3 степени.

В 1831—1841 гг. Бакланов служил в составе казачьих полков на Кубанской линии и на Дону, затем четыре года служил в Польше. Участвовал он и в Кавказской войне, командуя 20-м, а затем 17-м казачьими полками. На Кавказе прошли самые жаркие годы его военной жизни, принесшие ему славу «грозного Боклю», как называли Бакланова горцы. За мужество в бою у аула Бейк-Которо отважный офицер был награжден Золотым оружием, а за захват укрепления на реке Мичик — орденом Св. Георгия 4 степени. За доблестные действия при прорыве сильного заслона горцев у Гойтемировских ворот командир казачьего полка получил полковничий чин (1850 г.).

В трудные минуты боевой обстановки Бакланов с шашкой в руках первый бросался на своем коне вперед. Его шашка «разваливала» врага от темени до седла. Он был непримиримо строг и безжалостен к трусам и говорил обычно оплошавшему казаку, показывая огромный кулак: «Еще раз струсишь, видишь этот мой кулак? Так я тебя этим самым кулаком и размозжу!» Зато за храбрость поощрял всячески и по возможности берег своих подчиненных. За строгий нрав, отвагу, могучее здоровье его называли «Ермаком Тимофеевичем». Для горцев же «Боклю» («лев») был «шайтаном», «дьяволом». Считалось, что его можно убить только серебряной пулей, стреляли в него и такими, но и они не брали казака. Его рябое и заросшее волосами лицо, большой нос, громадная папаха усиливали производимый им устрашающий эффект. Помимо этого, Бакланов наводил ужас на горцев черным шелковым полотнищем с вышитой на нем мертвой головой (черепом) и двумя скрещенными под нею костями. С этим символом, получившим вскоре на Кавказе название «Баклановского значка», Яков Петрович не расставался до конца жизни.

Баклановский значокКогда весной 1850 г. истек срок пребывания полка Бакланова на кавказской службе, главнокомандующий Воронцов писал военному министру в Петербург: «Передайте, дорогой князь, Государю, что я умоляю его оставить нам Бакланова». По указанию Императора Николая I военный министр А.И.Чернышев вынужден был удовлетворить просьбу кавказского наместника.

В 1851 г. Бакланов был вызван в крепость Грозную для участия в чеченской экспедиции под руководством князя А.Барятинского. Якову Петровичу было поручено командовать всей конницей отряда, и за свои блестящие действия в экспедиции он получил новую награду — орден святого Владимира 3-й степени.

В 1853—1855 гг. Бакланов был назначен начальником кавалерии левого фланга Кавказской линии, а 1857−1860 гг. стал походным атаманом донских казачьих полков на Кавказе. В 1861 г. Бакланов был назначен окружным генералом 2-го округа Донского казачьего войска, а в 1863 г. направлен в Вильно, где генерал от инфантерии М. Муравьев собирал войска для похода на мятежную Польшу. Вопреки страшной молве, сопровождавшей его имя в Польше, Бакланов действовал хотя и сурово, но без жестокости, отмечая, что был «прислан сюда не мстить, а умиротворять». За польскую кампанию Бакланов получил свою последнюю награду — орден святого Владимира 2-й степени.

Из-за болезни печени Бакланов зимой 1864 г. уехал на Дон отдыхать и лечиться. Позже переехав в Петербург, написал воспоминания «Моя боевая жизнь». В 1873 г. после тяжелой и продолжительной болезни он умер в бедности и был похоронен на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря за счет Донского казачьего войска. Пять лет спустя его могилу украсил памятник, созданный на добровольные пожертвования и изображавший скалу, на которую брошены бурка и папаха, из-под папахи выдвинут черный «Баклановский значок». В 1911 г. прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска, рядом с могилами других героев Дона — М. Платова, В. Орлова-Денисова, И.Ефремова.

Имя Бакланова стоит в ряду тех российских генералов, которые вышли из низших и средних слоев общества, не дослужились до самых высших военных чинов и отличий, но благодаря своей воинской доблести и яркости личности были широко известны и любимы в Русской армии и народе.

Николай Николаевич Муравьев-АмурскийСегодня мы также вспоминаем видного русского государственного деятеля и дипломата графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, скончавшегося 18 октября 1881 года.

Он родился 11 августа 1809 г. в Санкт-Петербурге в старинной дворянской семье. Получив основательное образование дома, в частном пансионе и в Пажеском корпусе, в 1827 г. Муравьев поступил на военную службу. За участие в Русско-турецкой войне 1828−1829 гг., он получил золотую шпагу с надписью «За отвагу»; в 1831 г. был в числе усмирителей польского восстания. В 1833 г. он вышел в отставку по состоянию здоровья, но уже в 1838 г. снова вернулся в армию. Служил на Кавказе, был ранен. В качестве начальника Черноморской береговой линии Муравьев много сделал для укрепления побережья. Произведенный в 1841 г. в генерал-майоры из-за болезни был вынужден покинуть армию навсегда.

В 1846 г. Муравьева назначили тульским военным и гражданским губернатором. Уже тогда он обратился с адресом к Императору Николаю I, предложив отменить крепостную зависимость крестьян. В 1847—1861 гг. Муравьев занимал пост генерал-губернатора Восточной Сибири. В этой должности он проводил активную политику освоения и изучения восточно-сибирских земель, оказал содействие Г. И.Невельскому в его исследованиях устья Амура и открытии России свободного пути к Тихому океану. В 1858—1860 гг., благодаря решительности Муравьева, осуществлявшего хозяйственное освоение и фактическое занятие Уссурийского края военными силами, удалось подготовить почву для подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров, по которым территория, находившаяся в совместном владении России и Китая, вошла в состав Российской Империи. В 1858 г. Муравьев получил за свои заслуги перед Отечеством титул графа и приставку к фамилии «Амурский». В 1861 г. граф вышел в отставку и был назначен членом Государственного Совета.

Русская линия

Националисты решили провести «Русский марш» в центре Москвы

День народного единстваОрганизаторы «Русского марша» решили, что маршрут акции 4 ноября пройдет по центру Москвы. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на лидера объединения «Русские» Дмитрия Демушкина.

«Оргкомитет принял решение выбрать центр города. Это ради того, чтобы вырваться из резервации Люблино, несмотря на то, что там маршрут и длиннее, и удобнее», — заявил Демушкин.

«Маршрут не очень удобный, и стратегически может не получиться как такового шествия, а фактически будет митинг, но мы выбираем центр», — добавил он.

Демушкин отметил, что на одном из участков маршрута, проложенного по Якиманской и Крымской набережным, проводятся строительные работы, из-за которых может начаться давка.

«Мы с Беловым сомневаемся в способности обеспечить безопасность граждан. Есть опасение, но будем надеяться, что полиция выполнит свои обязанности», — сказал лидер патриотов.

Ранее сообщалось, что во вторник московская мэрия и патриоты договорились о численности «Русского марша», который должен был состояться в Люблино в День народного единства, 4 ноября. Максимальная численность участников составила бы 20 тысяч человек, однако это ограничение касалось бы только митинга, а в шествии смогли бы принять участие все желающие.

Кроме того, мэрия Москвы согласовала еще одну заявку, по которой одним из организаторов шествия выступает лидер Российского общенародного союза Сергей Бабурин: шествие в центре Москвы. Несмотря на то, что на этом маршруте мэрия строго ограничила число участников до 10 тысяч человек, патриоты все равно выбрали этот вариант.

Было бы лучше, если бы патриотические силы в День Народного Единства выступили единым фронтом в одном месте.

Русская линия

В рамках фестиваля «Вера и слово» прошел круглый стол «Межсоборное присутствие: участвуют ли СМИ в формировании дискуссионной культуры»

29 октября 2012 года в рамках международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» прошел круглый стол «Межсоборное присутствие: участвуют ли СМИ в формировании дискуссионной культуры», сообщает Патриархия.Ru.

Его участниками стали заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов), проректор по научной работе Московской духовной академии, главный редактор портала Богослов.ru протоиерей Павел Великанов, руководитель Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко, секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности М.Б. Нелюбова, руководитель референтуры Московской Патриархии протоиерей Олег Корытко, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Модератор — специалист контрольно-аналитической службы и аппарата Межсоборного присутствия Управления делами Московской Патриархии Е.Е. Жуковская.

Выступавшие размышляли, можно ли сегодня использовать в медийной работе опыт столетней давности, когда церковные СМИ были связующим звеном полномасштабных церковных обсуждений Предсоборного Присутствия и Всецерковного Собора 1917−1918 годов. Также делегатам форума «Вера и слово» был представлен срез современных дискуссий вокруг проектов документов Межсоборного присутствия в Интернете, в частности, на портале Богослов.ru.

Помимо этого участники круглого стола проанализировали, как церковные СМИ могут участвовать в продвижении синодальных и соборных решений, зачем привлекать к обсуждению светское экспертное сообщество, как полномасштабные дискуссии в епархиях и в Интернете влияют на финальные проекты документов Присутствия.

Епархиальные представители поделились своим видением развития межсоборных дискуссий в регионах, представили свои наработки, сделали предложения представителям аппарата Межсоборного присутствия о проведении общецерковных обсуждений.

По итогам круглого стола будет выпущено видеопособие для епархий по работе с темами Присутствия и развитии дискуссионной культуре в СМИ на местах.

Русская линия

В связи с ростом антихристианских и антицерковных настроений Совет епископских конференций Европы заявил о своей солидарности с Русской Православной Церковью

На имя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона поступило письмо от руководства Совета епископских конференций Европы (СЕКЕ), в котором католические иерархи выразили свою солидарность с Русской Церковью в связи с ростом антихристианских и антицерковных настроений — в частности, в России. Об этом сообщает служба коммуникаций ОВЦС.

«В связи с многочисленными участившимися случаями дискриминации в отношении христиан в разных странах и в связи с ростом антихристианских и антицерковных настроений, особенно в Российской Федерации в последние месяцы, заверяем Вас в своей солидарности», — пишут авторы письма.

«На последней пленарной ассамблее Совета епископских конференций Европы, которая состоялась в сентябре прошлого года, мы пришли к печальному выводу о том, что во многих европейских странах вера в Бога всё больше воспринимается как частное дело человека, — говорится далее в послании. — Эта тенденция наблюдается в области культуры, законодательства и в общественной сфере. Руководство Совета глубоко убеждено в том, что подобная точка зрения полностью противоречит принципу уважения человеческого достоинства, а также концепции свободы вероисповедания в том виде, в каком эта концепция была сформулирована в международных документах. Учитывая сложившуюся ситуацию, мы разделяем обеспокоенность в связи с тем, что в России в последние месяцы происходят нападки на христианские храмы и святыни».

Авторы письма также выступают против тенденции искажать смысл понятий «свобода искусства» и «свобода самовыражения», которая «выражается в том, что вопросы веры и религии используются, по сути, как инструменты для провокации, для того, чтобы возмутить спокойствие верующих, спровоцировать ненависть по отношению к религии или сформировать негативное отношение к присутствию религии в общественной жизни».

Письмо подписали: президент СЕКЕ кардинал Петер Эрдё, архиепископ Эстергомский и Будапештский и вице-президенты СЕКЕ: кардинал Анджело Баньяско, архиепископ Генуэзский и архиепископ Юзеф Михалик, митрополит Перемышльский.

Русская линия

Митрополит Ставропольский Кирилл возглавил официальную делегацию Русской Православной Церкви на торжествах в Болгарии

27 октября 2012 года митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Болгарию в качестве главы официальной делегации Русской Православной Церкви на торжества, посвященные 130-летию основания и 100-летию освящения Патриаршего собора в честь благоверного князя Александра Невского в Софии, а также 98-летия Святейшего Патриарха Болгарского Максима. ООб этом сообщает служба коммуникаций ОВЦС.

В день прибытия в Софию митрополит Кирилл посетил Подворье Русской Православной Церкви в болгарской столице. В Свято-Никольском храме Подворья он совершил заупокойную литию у гробницы архиепископа Серафима (Соболева). Затем митрополит Кирилл имел беседу с настоятелем Подворья игуменом Филиппом (Васильцевым).

Вечером в Патриаршем соборе во имя благоверного князя Александра Невского состоялась торжественная встреча чудотворного списка иконы «Достойно есть», переданного в дар собору Балканским афонским обществом. После встречи был отслужен молебен Пресвятой Богородице и совершена Великая вечерня.

28 октября митрополит Кирилл принял участие в Божественной литургии по случаю юбилея Александро-Невского Патриаршего собора. На богослужении присутствовали представители всех Православных Поместных Церквей.

Во второй половине дня состоялась встреча митрополита Кирилла с казачеством Болгарии. Владыка рассказал об истории происхождения казачества, а также о современном положении казаков и перспективах развития казачьих обществ в России и за рубежом. Иерарх также проинформировал собравшихся о деятельности Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, который он возглавляет.

В свою очередь представители болгарского казачества выразили желание наладить тесное взаимодействие с Синодальным комитетом и русскими казачьими общинами.

Затем состоялась пресс-конференция митрополита Кирилла, в начале которой Владыка приветствовал собравшихся на болгарском языке, напомнив, что в молодые годы он учился в Софийской Духовной академии. Иерарх подробно рассказал о деятельности Синодального комитета.

Он также рассказал об окормлении вновь созданной Софийской казачьей станицы представителем Русской Православной Церкви в Софии игуменом Филиппом (Васильцевым).

Вечером этого дня Владыка посетил ставропигиальный мужской монастырь преподобного Иоанна Рыльского, где поклонился нетленным мощам святого и другим святыням обители.

29 октября митрополит Кирилл принял участие в Божественной литургии в день 98-летия Святейшего Патриарха Болгарского Максима. По окончании литургии состоялся официальный прием, на котором глава делегации Русской Православной Церкви огласил приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с поздравлениями в адрес Предстоятеля Болгарской Церкви и передал дар — икону Пресвятой Богородицы.

Русская линия

Подворью Сурского монастыря в Архангельске исполнится 105 лет

Архангельскому подворью Иоанно-Богословского Сурского монастыря 1 ноября исполнится 105 лет. Это здание в центре города уникально тем, что в его закладке участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский, а в 1913 году подворье посетила великая княгиня Елизавета Федоровна. Об этом сообщает пресс-служба Архангельской епархии.

В начале XX века Сурское подворье считалось лучшим строением Архангельска как с архитектурной, так и с градостроительной точек зрения. Оно было построено в русско-византийском стиле. Над входом располагалась колокольня с восемью колоколами (самый большой весил 48 пудов).

По сохранившимся описаниям, церковь подворья «вся была изящно отделана штукатуркой, пол составлен из метлахских плиток голубого и белого цветов разных оттенков». Но главным украшением был трехярусный золоченый иконостас. Храм находился на третьем этаже здания, на втором размещались зал для приема гостей и кельи, а первый этаж отводился под хозяйственные помещения.

В 1920 году подворье закрыли. Местный исполком решил «изъять здание Сурского подворья из ведения коллектива верующих» и передать «коллективу трудящихся» под Дворец труда. Затем здание занимала военная прокуратура.

Русская линия

Храм в Теплом Стане обещают достроить до конца года

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в Теплом Стане будет достроен уже в декабре, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе стройкомплекса Москвы.

Эта церковь на улице Островитянова возводится на месте храма, взорванного почти полвека назад под предлогом строительства метрополитена. Новый храм строится на месте, где пересекаются Ленинский проспект и проспект Вернадского.

Сегодня в Теплом Стане на 125 тыс. прихожан действуют всего два небольших храма, которых не хватает на всех православных жителей района.

«Стены храма уже возведены, сейчас заканчиваются работы по обрешетке сводов. Что касается хозяйственного блока на территории церкви, то он практически готов: покрыт кровлей, утеплен, в нем установлены окна и двери», — рассказал собеседник агентства.

Русская линия

Группа паломников из Москвы, возглавляемая епископом Подольским Тихоном, совершила паломничество к семи церквам Апокалипсиса

Состоялось путешествие паломнической группы из Москвы, возглавляемой председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископом Подольским Тихоном, по семи городам, упоминаемым в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Об этом пишет ИА «Татьянин день».

Поездка началась с посещения Константинополя и встречи с Вселенским Патриархом Варфоломеем, который принял гостей в своей резиденции в Фанаре. В тот же день паломники посетили древние святыни и памятники Константинополя: церкви Святой Софии, Святой Ирины, Сергия и Вакха, монастырь Живоносного Источника. А в праздник Покрова Пресвятой Богородицы епископ Тихон возглавил богослужение во Влахернском храме, на том самом месте, где в IX веке произошло явление Богородицы и Ее благодатного Покрова.

Третий день был посвящен посещению города Ефес — здесь во второй половине I века жил и отошел ко Господу апостол Иоанн Богослов. Над его могилой в византийское время был возведен величественный собор. Со временем храм был практически разрушен землетрясениями, но могила любимого ученика Христова осталась и доныне предметом особого почитания христиан. Совершив здесь акафистное пение, паломники отправились к пещере, где в ??? веке погрузились в двухсотлетний сон семеро молодых воинов — отроков Ефесских. Почтив это место песнопениями, группа посетила место раскопок древнего Ефеса. История античного города ясно прослеживается по дошедшим до наших дней постройкам — театру, одеону, библиотеке Цельса, стое и пр. Центр же Ефеса в византийское время располагался южнее — именно там по сей день находится церковь Богородицы, в которой проходили заседания III Вселенского собора.

Четвертый день был посвящен другим двум церквам, упоминаемым в Апокалипсисе — Смирне и Пергаму. В древней Смирне паломники посетили храм священномученика Поликарпа Смирнского, а в Пергаме — развалины древнего египетского Серапеума. Стены этого сооружения и сегодня возвышаются на два десятка метров, и даже самое смелое воображение не может представить его оригинального вида. В конце? V в. Пергамский Серапеум был обращен в христианскую церковь, которая, будучи обрамленной высокими стенами из красного кирпича, получила название «Красная базилика».

В пятый день паломники посетили сразу несколько древних городов: Фиатиру, Сардам и Филадельфию. В каждом городе участники поездки почтили церковными песнопениями и молитвой развалины древних византийских церквей, грандиозностью и красотой напоминающие о былом величии этих мест. Кроме того, с особым интересом паломники осматривали сохранившийся гимнасий города Сарды, представляющий собой шедевр античной архитектуры. Там же гости посетили небольшую христианскую церковь, примыкающую к развалинам древнего гигантского храма Артемиды.

На следующий, шестой, день паломничества группа отправилась в Лаодикию — последнюю из церквей Апокалипсиса. На месте античного города сегодня ведутся археологические раскопки. В 363 г. здесь проходил Поместный собор, среди прочего постановивший обязательное оглашение для всех желающих принять святое Крещение (правило 46) и определивший канон священных книг Ветхого и Нового Завета (правило 60).

Затем паломники посетили Иераполь, где в I веке пострадал за Христа апостол Филипп. На месте упокоения его мощей в V в. был построен мартирий — величественный октагональный храм.

В последний день паломничества группа посетила античный город Колоссы, к жителям которого в своем послании обращался апостол Павел. А двумя километрами севернее в византийское время располагался город Хоны. Здесь в IV веке по молитве пономаря Архипа произошло чудо — Архангел Михаил своим жезлом отвратил бушующее течение реки, направленной язычниками для разрушения христианской церкви. Как на месте Колосс, так и на месте Хон археологические раскопки никогда не велись, поэтому античные и византийские поселения до сегодняшнего дня покоятся под толстым слоем земли. Их исследование — дело будущего, которое со всей ответственностью ложится на ученых и меценатов.

В последний день путешествия к паломникам обратился епископ Тихон: «Совершая паломническое путешествие по святым местам, некогда входившим в состав славной Византийской империи, мы призваны молиться, чтобы вера Христова вновь воссияла в этих стенах. Эти храмы, от которых сейчас остались одни руины, строились для того, чтобы в них прославлялось Имя Божие. Мы не просто посещаем древние развалины, имеющие высокую историческую ценность, — мы посещаем православные храмы и молимся о том, чтобы православное христианство возродилось в этих местах».

Русская линия

Научный форум в Белграде, посвященный св. Максиму Исповеднику, завершился освящением нового храма в честь святого

По окончании научного форума, посвященного св. Максиму Исповеднику и его богословскому наследию, который состоялся в Белграде 18 — 20 октября, его участники были приглашены 21 октября в г. Нови Костолач (Браничевская епархия Сербской Православной Церкви), чтобы присутствовать на освящении новой церкви, посвященной св. Максиму Исповеднику. Об этом сообщает Седмица.Ru со ссылкой на официальный сайт Сербской Православной Церкви.

Инициатива строительства храма принадлежит епископу Игнатию (Мидичу), автор диссертации о св. Максиме Исповеднике, защищенной на Богословском факультете университета в Афинах.

Божественная Литургия в новом храме была совершена иерархом Константинопольской Православной Церкви — митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом), учеником которого является епископ Игнатий. Митрополиту Иоанну также сослужили два другихего ученика — епископ Афанасий (Евтич), в прошлом возглавлявший Герцеговинскую епархию, и епископ Максим (Васильевич), глава Западно-Американской епархии Сербской Церкви. Также в богослужении принял участие епископ Крушевацкий Давид (Перович), близкий друг епископа Игнатия.

Во время первой Литургии в новосвященном храме строитель и настоятель церкви св. Максима Исповедника священник Александр Михеловик был возведен епископом Игнатием в сан протоиерея.

Первый камень в основание церкви св. Максима Исповедника был заложен в июле 1999 г. Проект церкви в сербо-моравском стиле разработан архитектором Радославом Прокичем из Крагуеваца. Фрески в интерьере храма созданы священником Стаматисом Склирисом, который также является учеником митрополита Иоанна (Зизиуласа) и следовал при написании росписей его идейному замыслу.

Священник Стаматис Склирис, который постоянно проживает и совершает свое служение в Афинах, уже осуществил в Сербии обширную иконографическую программу по украшению фресками нескольких церквей по инициативе епископа Максима (Васильевича). Он также выступил в качестве иллюстратора большей части книг, опубликованных владыкой Максимом в издательстве Sebastian Press. Его стиль легко узнаваем по своеобразному творческому почерку, но в то же время является развитием традиционной византийской иконографии.

Русская линия

В Дубне состоялась XV конференция «Наука. Философия. Религия», посвященная экологическому и ценностному кризису современной цивилизации

В подмосковном городе Дубна, крупнейшем российском центре ядерной физики, прошла XV конференция «Наука. Философия. Религия», организованная Фондом Андрея Первозванного, Институтом философии РАН и Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ). Об этом пишет «Церковный вестник».

В этом году темой форума стали «Проблемы экологии и кризис ценностей современной техногенной цивилизации». В соответствии с этой формулировкой большинство участников конференции рассматривали вопросы экологии в контексте общего ценностного кризиса современности, в частности, кризиса культуры. Помимо анализа общих тенденций, существующих и находящихся в разработке международных экологических концепций, участники выразили озабоченность и конкретными проблемами природоохраны — от утилизации энергосберегающих ламп до строительства новой кольцевой автодороги в Московской области. С докладами выступили представители Российской академии наук, Московского государственного университета, Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и других светских и духовных ВУЗов, в том числе священнослужители.

В частности, доктор философских наук протоиерей Димитрий Лескин (Тольятти) говорил об антропологическом кризисе современности. Человеческая личность, по его словам, является безусловной ценностью только будучи воспринята как образ и подобие Бога. Секулярный гуманизм же низводит человека до биологического уровня, что сказывается и на отношении человечества к окружающей среде. Критику секулярного мировоззрения продолжил и преподаватель МДАиС, священник Стефан Домусчи, заявивший, что секулярная нравственность и этика, в том числе и в сфере экологии, пока еще может существовать, но не способна воспроизводиться в поколениях. Иерей Александр Тимофеев (МДАиС), рассказал в своем докладе об экологических катастрофах древних цивилизаций — от палеолитических охотников на мамонтов до земледельцев Междуречья — и развеял миф о гармонии языческих народов с природой.

О христианском же основании взаимоотношений человека и природы представил доклад священник Олег Мумриков, еще один представитель МДАиС. Человек поставлен властвовать над природой и несет ответственность перед Творцом, о чем многократно говорит как Священное Писание, так и святоотеческое Предание. И первым в истории экологическим кризисом было грехопадение первых людей, нарушение естественной иерархии, когда Бог сказал Адаму: «Проклята земля за тебя». В завершении конференции участники высказали пожелание о создании, в том числе при участии Церкви, центров переподготовки учителей, которые смогли бы донести до нового поколения идеи культурной и экологической ответственности.

Русская линия

<< Полная сводка новостей от 31 октября 2012 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика