Патриарх Кирилл: «С сохранением казачества мы во многом связываем сохранение и развитие самобытности Юга России»
В ходе Первосвятительского визита на Кубань Предстоятель РПЦ призвал построить в Новороссийске новый кафедральный собор
Его Святейшеству сослужили митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, настоятель Успенского храма протоиерей Георгий Федоренко, духовенство Екатеринодарской и Кубанской епархии.
На Литургии присутствовали губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев, глава муниципального образования город-герой Новороссийск В.И. Синяговский, другие представители краевой и муниципальной администрации, казаки Кубанского казачьего войска.
Патриаршее богослужение транслировалось по местному телевидению. Многочисленные верующие наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных рядом с храмом.
По окончании Литургии Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали митрополит Исидор и настоятель Успенского храма протоиерей Георгий Федоренко.
Святейший Патриарх Кирилл выразил радость от пребывания в Новороссийске, отметив, что впервые посещает этот город, сыгравший важную роль в годы Великой Отечественной войны. Напомнив «о великих скорбях, великом мужестве, великой силе духа», явленных защитниками Новороссийска, Святейший Владыка призвал беречь память о «подвиге тех, кто отстоял не только эту землю, но и всю Россию».
Предстоятель Русской Церкви высоко оценил динамичное развитие церковной жизни на Кубани. «Я радуюсь тому, что вижу в Екатеринодарской епархии, — сказал Святейший Патриарх. — Вижу активное духовенство, в том числе молодое, вижу большой энтузиазм людей, который, конечно, подогревается южным характером — эмоциональным, сильным, динамичным. Здесь всегда была сильная вера. Здесь был один из центров нашего казачества, и я рад видеть казаков за каждым богослужением, потому что именно с сохранением казачества мы во многом связываем сохранение и развитие самобытности Юга России — земли, политой кровью, мужественной и героической земли, на которой всегда трудились православные люди, преданные Церкви Божией и Отечеству, способные и защищать страну нашу, и приумножать ее могущество».
Предстоятель особо отметил необходимость скорейшего возведения в Новороссийске кафедрального собора и призвал руководство региона и представителей бизнеса поддержать этот проект. «Приближаясь к городу, я увидел огромные портовые и промышленные сооружения, но я не увидел кафедрального собора, — сказал Святейший Владыка. — Кафедральный собор в Новороссийске нужен. Давайте все вместе его строить, и Патриарх в этом будет участвовать».
На молитвенную память Святейший Владыка передал храму икону святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Предстоятель Русской Церкви также поздравил митрополита Исидора с 70-летием со дня рождения и вручил правящему архиерею Екатеринодарской епархии памятную панагию.
Из храма Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении губернатора Краснодарского края направился к мемориалу на месте высадки в годы Великой Отечественной войны десанта на «Малой земле», где возложил цветы к памятнику героическим защитникам Отечества.
Успенский храм Новороссийска был построен в 1894 году и изначально являлся кладбищенским храмом. Закрыт в 1939 году; богослужения возобновлены в 1945 году. В советское время — кафедральный собор Краснодарской и Новороссийской епархии. В настоящее время при храме действует воскресная школа, духовенство храма активно взаимодействует с казачьими организациями Новороссийска и социальными учреждениями города.
Русская линия
Протоиерей Андрей Овчинников: «Злая женщина — та, которая подмяла мужа под себя»
По словам священника, если в семье берёт верх женщина, то в таком браке нет христианского духа и правят скорби
Комментируя наблюдение одной из телезрительниц, что в браке чаще всего счастливы злые и сварливые женщины, священник отметил, что «злая женщина — та, которая подмяла мужа под себя, он стал подкаблучником, дети от такой мамы тоже трепещут, пытаются исполнить все её прихоти». «Но пройдет жизнь, и такая злая женщина почувствует необыкновенное одиночество, от неё все отвернутся. Вплоть до того, что её супруг, который её боялся всю жизнь, уйдёт жить к дочке и будет воспитывать внуков. Поэтому никогда не нужно быть злой и никогда не нужно думать, что счастье как состояние внутреннего мира, радости, тепла, любви может быть у злого человека, — этого не может быть в принципе».
При этом отец Андрей подчеркнул, что «никто не мешает молодым людям искать невесту, которая будет не только благочестивой, но и будет уметь благоразумно молчать, иметь послушание». «К сожалению, современные мужчины ответственности часто боятся, избегают. И поэтому женщины тоже правы, говоря, что сейчас трудно найти достойного человека в спутники жизни, потому что мужчины измельчали. Наверное, это так. Причина в том, что большинство семей по-прежнему однодетные иди двудетные. А когда в семье только один ребенок, то о какой ответственности можно говорить, если он не знает, как посидеть с младшей сестрой или поухаживать за младшими братьями и сестрами? Одного ребенка воспитать ответственным и серьезным очень трудно, потому что все вертятся вокруг него».
Поэтому, по словам священника, проблемы семейной жизни закладываются ещё на этапе выбора своего спутника или спутницы. «В семейной жизни человек начинает пожинать те плоды, которые он добровольно посеял в свою жизнь через выбор. И, конечно, со скорбью мы сейчас говорим о какой-то безумной халатности при выборе спутника жизни. Человек, когда покупает обувь или новый автомобиль, изучает товар очень тщательно и никогда не спешит с покупкой. Но этого не наблюдается при выборе, который необходимо сделать на всю жизнь. Ведь, согласно Евангелию, второй попытки христианину уже не дано. И если человек здравомыслящий, то он должен понимать, на какой ответственный шаг он решается».
Говоря о других причинах нестроений в семье, отец Андрей отметил, что «современная жизнь очень сильно разобщает людей». «Пятидневка, когда муж с утра до вечера на работе, жена практически одна. В субботу какие-то дела бывают, опять разъезжаются. И вот один день остается. Я, конечно, не знаю, как поправить ситуацию, но в семье принцип частого пребывания вместе должен быть главным. И даже если прошли первые трепетные чувства, немножко кровь уже не кипит при воспоминаниях о первых свиданиях, все равно нужно прилагать труд и спешить домой. Вот это очень важно».
«Семья — работа. И, конечно, надо видеть в семейной жизни особый вид религиозного, христианского подвига. Вот эти труды, которые мы несём по обустройству быта, по заботе о болящих родных, воспитывая детей, ухаживая за родителями — все это для Бога очень ценный труд. Это прямая заповедь, которая содержится в Евангелии, через эти труды человек учится самому главному: сначала терпению, потом долготерпению, потом жертвенности, смирению и, наконец, любви. То есть, повторю, превратите свою семейную жизнь в некий духовный созидательный процесс. Во славу Христа и во имя Христа можно и картошку чистить, и посуду мыть, и в магазин идти за хлебом, и белье постирать, и ребеночка спать укладывать, и чай вместе пить».
Отвечая на вопрос о том, как верующая супруга должна вести себя с неверующим мужем, священник пошутил: «праведник в доме — мученики все остальные». «Во-первых, Христос не ставил своей целью специально людей разобщить, хотя в Евангелии и говорится о разделении людей. Но иногда это разделение является Его особым путем. По большей части разлады в семье происходят по человеческому незнанию, по каким-то неправильным действиям, которые этот разлад вносят. Всегда в таких случаях я хотел бы сказать следующее. Главное в христианстве — это не внешний обряд, к которому относится посещение храма, соблюдение поста, внешний вид, одежда, какое-то правило молитвенное, и так далее. Это, конечно, нужно. Но суть христианства заключается в изменении человеческого сердца».
«Почему в вашей семье начались разногласия? Наверное, потому что вы увидели (хотя, возможно, пока только внешне) строгость жизни верующих людей, увидели лица других женщин, что они мало улыбаются, что очень много людей в Церкви разведенных, каких-то несчастных, больных, страждущих. Все это так. Но Христос хочет, чтобы мы, приходя домой из храма Божия, несли людям не скорбь на своих лицах, а несли Пасхальную радость, несли свет. Вот и вы, приходя домой, поцелуйте своего мужа, обнимите его, сделайте ему какую-то приятную вещь», — посоветовал батюшка одной из телезрительниц.
«Некоторым женщинам я говорю: если вы идете на службу, встаньте пораньше, испеките что-нибудь для своих мужей, приготовьте им завтрак. А после храма — бегом домой, и все остальное время вокруг своего мужа вы должны хлопотать. И не надо сейчас думать, что „муж далек“, что „он ничего не знает“, что „он неверующий“. Наши родственники, которые не ходят в храм, — это исстрадавшиеся люди, которые забыли, что такое ласка, доброе слово, улыбка, что такое нежный поцелуй супружеский. Вот этого всем не хватает как воздуха. А если человек приходит из храма с таким же кислым лицом, то, конечно, в доме начинается какое-то напряжение. Нужно быть всем поприветливей», — подчеркнул священник.
Говоря о том, имеется ли в православной вере такой аспект, как планирование семьи, отец Андрей отметил, что в христианском понимании есть такое понятие, как добродетель рассуждения, и вот ее ни в коем случае отвергать нельзя. «Что касается планирования семьи — наверное, элементы этого, особенно при создании семьи, должны быть. Я вспомнил почему-то свою молодость: мне хотелось жениться после 25 лет, хотелось получить образование, встать на ноги. Хотелось, чтобы супруга была меня моложе на 5−6 лет, чтобы она была из многодетной, полноценной семьи, чтобы была верующей. Я просил Бога об этом, и Господь услышал мои молитвы».
«Что касается планирования рождения детей, то это позиция нехристианская, — подчеркнул пастырь. — Потому что детей дает Господь, родители только инструменты Его воли, через них Господь являет Себя. Поэтому если мы будем в Божественные пути вносить какой-то человеческий фактор этого планирования, Господь будет тогда применять иные способы, вразумляя нас и воспитывая. На мой взгляд, надо положиться на волю Божию. Я сам многодетный отец и знаю труды. Когда в семье много детей, часто спрашивают, как избежать последующих, чтобы суметь поднять маленьких? Эти вопросы решаются с духовником. Самое главное — надо иметь веру в то, что Господь человека никогда не оставит».
Русская линия
Протоиерей Димитрий Смирнов: «15 лет — это не срок, но канонизация неизбежна»
Тем людям, которые выражают скепсис в отношении прославления воина Евгения Родионова, священник посоветовал «хотя бы 20 раз съездить в Чечню»
«То, что Евгений отказался снять крест очень важно. Причем, что для меня особенно драгоценно, он не был человеком, в нашем понимании, воцерковлённым, но носил крест совершенно сознательно, и когда ему предложили в обмен на жизнь снять крест, он сумел это очень глубоко оценить, — отметил отец Димитрий. — И конечно, это знамение Божие, что это событие произошло в день рождения Евгения, он как бы переродился в вечную жизнь. Этот подвиг можно сравнить с подвигом Бориса и Глеба, с подвигом сорока мучеников Севастийских, для меня этот юноша в одном ряду с почитаемыми всеми угодниками Божиими».
В связи с этим глава Синодального отдела выразил абсолютную уверенность, что Евгений Родионов рано или поздно будет прославлен в лике русских святых. «15 лет — это не срок, но канонизация неизбежна. Ведь очень важным компонентом для всецерковного прославления является народное почитание, — заявил священник. — Я сумел освободить время для того, чтобы поехать и помолиться на его могиле под Подольском в селе Черкизово. Признаюсь, я не ожидал того, что там увидел — столько народу, несколько автобусов, десятки автомобилей. И люди приезжают издалека — с Украины, с Пензы, с Сибири. И что особенно порадовало, пришло полтора десятка пограничников — молодых ребят, курсантов пограничного университета, во главе с офицером — он их привез воспитывать на этом подвиге. Была там и Любовь Васильевна, мама Евгения. Многие у неё спрашивали о нём, она делилась своими скорбными воспоминаниями. Она сама по себе тоже герой, она более 50 раз была в Чечне. Есть люди, которые выражают скепсис по поводу прославления Евгения Родионова, им бы я посоветовал хотя бы 20 раз съездить в Чечню, может быть, тогда они изменили бы свою точку зрения, потому что это совсем непросто».
«Тема о прославлении воина Евгения, не закрыта, — отметил отец Димитрий. — Святейший Патриарх Алексий пожаловал мать Евгения орденом за ее труды, то есть сам поощрял процесс канонизации, который потихоньку идёт. Хотя это не совсем правильно, но люди пишут мученику иконы, возводятся храмы (такие есть даже уже заграницей). То же было и с семьей последнего нашего Императора — почти в каждом православном доме была его бумажная икона. Но в общем-то неважно, служить в день кончины Евгения молебен или панихиду, у Бога всё равно все живы. Важно, что люди помнят. Много ли в нашей стране солдат, память о которых сохраняется уже 15 лет? Героев у нас очень много, взять хотя бы 6-ю псковскую роту. Но дело в том, что его подвиг просто пронзил сердце каждого христианина».
Русская линия
Чеченские гонки со стрельбой на севере Москвы
Кавказцев-наркоманов, грубо нарушавших ПДД и лихачивших на Mercedes, столичные гаишники остановили лишь расстреляв машину
Как рассказали «Интерфаксу» в управлении, инцидент произошел в минувшее воскресенье примерно в 6:30 утра на третьем транспортном кольце. Сотрудники ГИБДД обратили внимание на Mercedes, водитель которого ехал не по правилам. На требование остановиться автомобиль не прореагировал. Съехав на Ленинградское шоссе и увеличив скорость, иномарка попыталась скрыться, создавая угрозу для других машин.
Сотрудники правоохранительных органов смогли остановить Mercedes через несколько километров около дома 4 корпус 2 в Кочновском проезде. Пассажиры и водитель оказали активное физическое сопротивление. Один из инспекторов сначала выстрелил в воздух, а затем открыл огонь на поражение, намеренно целясь в ноги, чтобы причинить минимальный ущерб здоровью.
Двое других кавказцев попытались скрыться, но были задержаны. Водитель и пассажиры Mercedes оказались уроженцами и жителями города Грозного в возрасте от 25 до 30 лет. Как установлено, все трое находились в состоянии сильного наркотического опьянения.
В настоящее время по факту проводится проверка, проверяется правомерность применения инспектором оружия. Ведется расследование.
Напомним, что недавно блоггеры активно обсуждали, как «сливки чеченского общества» на дорогах Москвы ездят по своим правилам. Поводом для дискуссии стал инцидент на МКАД, когда молодые люди на Porsche с номерами «блатной» в Чечне серии КРА, которая ассоциируется в республике с именем Рамзана Кадырова (КРА — инициалы главы Чечни), угрожали автомобилистке.
Как рассказала девушка, она не стала пропускать новый спортивный Porsche, мотивируя это тем, что пропускает только машины оперативных служб. Хотя мигалки на машине не было, но автомобиль, по ее словам, сигналил «как резаный», а из окна пассажир «махал полосатой палкой», показывая, что хочет объехать пробку.
По словам автомобилистки, когда Porsche остановился, из него вышел молодой человек лет 20, ударил кулаком в окно ее автомобиля и начал оскорблять. По словам блоггера, «в паре» с Porsche ехала еще одна спортивная машина с индексом Чечни. Обе машины были набиты молодыми чеченцами, которые орали в адрес девушки отборным матом.
Когда пробка двинулась, оба спорткара, по словам девушки, обогнали ее машину и заблокировали ей проезд вперед. По словам пострадавшей, все происходило напротив поста ДПС, однако инспекторы не обратили никакого внимания на инцидент.
Русская линия
Протоиерей Александр Лаврин: «Экономика, которая держится на дешевой рабочей силе — малоэффективна»
Священнослужители РПЦ считают, что непродуманная миграционная политика в России, наносит серьезный вред стране, как в экономическом, так и в социальном плане
Вторым негативным последствием использование неквалифицированного труда мигрантов, является, по мнению эксперта, увеличение доли технологически примитивных производств. «Мигранту в качестве орудия труда можно дать лопату, но не в коем случае не бульдозер, так как наличие последнего автоматически повышает его труд в цене», — отметил Дмитрий Журавлев. Выгодной оказывается не модернизация, курс на которую провозглашают власти и которая действительно необходима стране, а, напротив, примитивизация производства.
Получается, что общество в целом не имеет от использования пришлой рабочей силы никаких выгод, зато его прямо затрагивают связанные с этим социальные проблемы — от роста преступности до межобщинной напряженности. Так, к примеру, выступления москвичей против строительства новых мечетей очевидным образом ухудшили межнациональные отношения в столице. При этом сами мусульмане признают, что новые мечети в столице нужны, прежде всего, гастарбайтерам.
«Согласны ли вы, что нынешняя миграционная политика, практически не ограничивающая приток в Россию дешевой и неквалифицированной рабочей силы из Средней Азии, вредна для страны? Какие альтернативы вы видите? Что нужно для их осуществления?» = с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, отметил, что проблемы, связанные с миграцией, носят глобальный характер, и в России стоят очень остро. «Нынешняя миграционная политика, очевидно, обусловлена государственной политикой в целом и, конечно, связана с социальной и экономической ситуацией в стране. Все эти вещи очень тесно связаны. Но таково, как говорится, положение вещей, и нынешнее положение вещей стимулирует не интенсивную экономику, а экстенсивную. По-моему, это очевидно», — сказал он. «Конечно, экономика, которая держится на дешевой рабочей силе, будет малоэффективна; и естественно, что в связи с неконтролируемым притоком мигрантов будут обостряться социальные проблемы. Социальное расслоение по уровню доходов будет только усугубляться, как и проблема трудоустройства и достойной оплаты труда коренного населения. И получается, что мы помогаем решать чужие проблемы за свой счет», — заключил священнослужитель.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, отметил, что судить об эффективности привлечения в экономику мигрантов можно только на основании конкретных экономических показателей. «Я, конечно, не специалист в данной области, но как рядовой житель Москвы могу отметить, что работа дворников-выходцев из Средней Азии заслуживает всяческих похвал. Но ведь это конкретный пример „эксплуатации дешевой неквалифицированной рабочей силы“. И москвичам, по крайней мере, должно быть стыдно, что они выступают в данной ситуации в роли каких-то обленившихся господ, позволяющих себе в отношении гастарбайтеров пренебрежительный тон. Что же касается проблемы в целом, то мы в первую очередь должны задаться вопросом, почему именно столь неэффективная экономическая модель принята нами, и почему не проходят инициативы, направленные на то, чтобы сделать нашу экономику эффективной», — добавил о.Борис.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, считает, что миграционная политика, которая допускает практически никак не контролируемый поток дешевой и неквалифицированной рабочей силы, наносит серьезный вред стране как в экономическом, так и в социальном плане. «В сложившейся у нас ситуации такая политика в лучшем случае может восприниматься как неизбежное зло. Преодоление этой тенденции — задача государственной важности. Альтернатива видится мне в эффективной, динамично развивающейся экономике, когда люди живут и работают на своих местах. Но для этого придется пойти на серьезные структурные преобразования, придется практически переделать всю страну, для того, чтобы создать нормальные условия для жизни во всех регионах», — заключил отец Никон.
Русская линия
Протоиерей Олег Стеняев: «Сейчас у нас как раз тот гимн, который отражает реальное состояние общества»
По мнению священнослужителей РПЦ, требование представителя КПРФ исключить из гимна слово «Бог» носит провокационный характер
Идея с поправкой гимна не нашла поддержки ни во фракции «Единая Россия», ни во фракции «Справедливая Россия». Отрицательно относится к данной инициативе и сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман не раз, кстати, подчеркивающий, что является убежденным атеистом. Как утверждает политик, присутствие слова «Бог» в тексте гимна его абсолютно не коробит. «Упоминание Бога давно стало в цивилизованных странах фигурой речи. На банкнотах в США написано „Богу мы доверяем“, в гимне Великобритании присутствуют слова „Боже, храни королеву“, и никого это не оскорбляет и из этого не следует, что все должны быть верующими», — заявил «НИ» Гозман.
В то же время политик видит другую проблему нынешнего гимна. «Этот гимн у многих граждан ассоциируется со сталинскими репрессиями, и поэтому его вообще следует полностью заменить», — считает Леонид Гозман.
«Как вы относитесь к инициативе коммунистов и позиции Леонида Гозмана?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев отметил, что даже в советское время слово «Бог» употреблялось очень часто — и в литературе, и в повседневной жизни. «И это слово было на устах у многих солдат и полководцев во время войны, хотя многие из них и считали себя коммунистами и людьми неверующими. Потому что у всех людей это слово связывается с надеждой на счастье и благополучие», — сказал он.
«Этим словом обозначается очень многогранное понятие и настолько широкое, что способно объединять и верующих, и неверующих. И те, и другие, например, прощаясь с дорогим человеком, говорят „С Богом!“ — хотя бы потому, что это слово укоренено в нашем языке», — пояснил протоиерей.
«Что же касается перемены гимна, то я, как человек монархических убеждений, предпочел бы „Боже, Царя храни“. Но я считаю, что сейчас ничего менять не надо. Ни в гимне, ни в государственной символике. Сейчас у нас как раз тот гимн, который отражает реальное состояние общества. С одной стороны, он дистанцируется от советского прошлого — именно благодаря слову „Бог“. С другой стороны, своей мелодией он напоминает об этом прошлом людям старшего поколения, которые все-таки с тем временем связаны», — считает отец Олег.
«А любые перемены символики просто будоражат сознание людей, отвлекая их от реальных и очень острых социальных проблем. Поэтому подобные предложения кажутся мне провокационными. К тому же доля атеистов в нашем обществе все-таки не столь значительна, а число верующих неуклонно растет», — заключил он.
Настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова протоиерей Сергий Махонин в шутку напомнил слова героя одного фильма: «Все преходяще, только музыка вечна». «Точно так же и здесь», — сказал он, подразумевая, что нынешний российский гимн — уже третий текст на одну и ту же музыку.
«Можно сколько угодно спорить о словах, о допустимости или недопустимости слова Бог в государственном гимне. Можно сколько угодно менять и сами гимны. Потому что всё меняется. Всё приходит и уходит. И государства приходят и уходят. Но только Господь Бог остаётся. Вот это самое главное. А всё остальное — „суета сует“. А о самом главном мы почему-то постоянно забываем», — добавил отец Сергий уже всерьёз.
Настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области священник Алексий Агапов с пониманием отнесся к позиции Л. Гозмана. «Но если менять гимн, то на что именно? У современного гимна музыка все-таки вполне приличная. Текст, правда, по убедительности и силе уступает своему советскому предшественнику — при том, что я вовсе не сторонник советского строя. Если же будет предложен вариант с не менее талантливой музыкой и не менее сильным текстом, я возражать не буду», — сказал он.
«Но и в предложениях коммунистов есть своя логика, хотя мотивы, которыми они руководствуются, я совершенно не разделяю. В этой ситуации есть некий парадокс. С одной стороны, есть люди, которых коробит и даже шокирует само слово „Бог“. С другой стороны, и верующих коробит, когда неверующие произносят это слово всуе», — отметил священник.
Русская линия
Великорецкий крестный ход прибыл на реку Великую
По официальным данным, в православном шествии уже приняло участие около 30 тысяч человек
«Мы несколько дней будем молитвенно пребывать в состоянии и предстоянии перед Престолом Божиим. Молиться Святителю Николаю, чтобы он предстательствовал за нас перед Престолом Божиим о прощении грехов наших, чтобы и мы, как и он, вошли в Царствие Небесное и стали наследниками жизни вечной с Богом. Аминь. Бог помощь, в путь добрый».
После молебна Крестный ход с иконой Святителя Николая отправился в путь к месту обретения этого образа. Паломникам предстоял не легкий труд, они шли днем и ночью, пересекая леса и поля. Со смирением перенося невзгоды нелёгкого пути и сильный дождь, после краткого отдыха крестоходцы продолжали свой путь.
Вечером 5 июня паломники Великорецкого Крестного хода, пройдя из Вятки 90 километров за три дня, пришли в село Великорецкое, где более 600 лет назад было явление чудотворного образа Святителя Николая. Архиеписком Вятский и Слободской Марк встретил участников Крестного хода и отслужил молебен Святителю Николаю.
После чего Великорецкую икону перенесли на берег реки Великой, где в храме под открытым небом было совершено Всенощное бдение, возглавляемое владыкой, а также исповедь для участников Крестного хода, стремящихся приобщиться Христовых Тайн после трудного трёхдневного перехода.
6 июня архиепископ Марк совершит Божественную литургию и молебен с водоосвящением.
Русская линия
К зверскому убийству Джигкаева приложили руку осетинские мусульмане
После ликвидации непосредственного убийцы народного поэта, следствие задержало 18 членом местной исламской общины
Задержание группы представителей североосетинской мусульманской общины последовало сразу же за проведенной силовиками вечером 31 мая операцией, следствием которой стала ликвидация убийцы поэта, хладнокровно обезглавившего декана за его стихотворение.
Уже ночью за решеткой оказались 18 активных прихожан местной суннитской мечети, в том числе ее имам Кулат Исмаилов. По словам представителей духовного управления мусульман Северной Осетии, задержания всех мусульман, за исключением имама, проходили в довольно жесткой форме. Что впрочем, и не удивительно — при задержании непосредственного убийцы поэта, тот открыл стрельбу.
Через 48 часов 4 из 18 были отпущены, остальным 14 (среди которых и Кулат Исмаилов) предъявили обвинения в хранении оружия, наркотиков и экстремисткой литературы.
Осетинский муфтий Хаджимурат Гацалов заявил журналистам, что не верит в причастность задержанных к убийству Шамиля Джигкаева, а глава отдела по внешним связям Духовного управления мусульман (ДУМ) Северной Осетии, в прошлом один из лучших оперативников республики, Феликс Цоков заявил, что настаивает, чтобы задержанных проверили на полиграфе.
По его мнению, это снимет все вопросы. «Вместо того чтобы прессовать людей, озлобляя их тем самым, проверьте их на детекторе лжи, и тогда станет ясно, кто прав, а кто виноват», — сказал он. При этом он пригрозил, что «ситуация может выйти из-под контроля». «Мы все видели, чем закончились такие же действия в Кабардино-Балкарии», — добавил он, видимо имея в виду октябрь 2005 года, когда тамошние исламисты практически захватили Нальчик.
Впрочем, многие сомневаются, что кабардино-балкарский сценарий возможен: в отличие от соседней республики, подавляющее большинство жителей Северной Осетии исповедуют православие, а общее число постоянных прихожан мечетей не превышает 3 тыс. человек.
Напомним, что 26 мая на окраине Владикавказа было обнаружено тело зверски убитого народного поэта Осетии и декана факультета осетинской филологии местного университета Шамиля Джигкаева. Поэт был практически обезглавлен: его голова едва держалась на шейных позвонках. Почти сразу появилась версия о том, что убийство могло быть связано с написанным Джигкаевым два года назад стихотворением «Волчата отправляются в хадж». В нем автор в жесткой форме выразил свое отношение к поведению мусульман из соседних республик, которые, по словам очевидцев, остановили автобусы недалеко от бесланского мемориала «Город ангелов» для отправления естественных нужд.
Русская линия
Тяжелораненый Абдалла Салех успешно прооперирован в Саудовской Аравии
Оппозиция обещает не пускать действующего президента Йемена обратно в страну
По словам лидера оппозиционной парламентской партии «Ислах», противники Салеха считают отъезд главы государства из Йемена «началом конца его тиранического коррупционного режима» и будут изо всех сил пытаться предотвратить возвращение президента. 5 июня в Йемене прошли массовые демонстрации противников Салеха, праздновавших его отъезд.
Тем временем, самого Салеха 5 июня дважды прооперировали в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Сначала у него из груди удалили кусок шрапнели, а затем провели нейрохирургическую операцию шеи. По словам анонимного источника в правительственных кругах, период восстановления Салеха займет две недели, после чего президент вернется в Йемен.
Напомним, что Салех был ранен 3 июня в результате артиллерийского обстрела его дворца. Первоначально представители оппозиции сообщали о его смерти, однако эта информация была опровергнута, и 4 июня стало известно о том, что президент прилетел на лечение в Саудовскую Аравию.
Между тем, как сообщает РИА Новости, вице-президенту Абд Раббу Мансуру Хади, в отсутствие Салеха исполняющему обязанности главы государства, удалось договориться об однодневном прекращении огня с представителями племенного союза Хашид. В рамках перемирия стороны отзовут своих бойцов из районов Саны, где происходят столкновения.
Волнения в Йемене с требованием отставки правящего 33 года президента Али Абдуллы Салеха продолжаются с февраля 2011 года. Салех несколько раз соглашался уйти в отставку, однако затем менял свое решение.
Ситуация в стране резко обострилась в конце мая, когда президентские войска попытались взять штурмом дом лидера влиятельного племенного союза Хашид шейха Садыка аль-Ахмара. В ответ на это сторонники аль-Ахмара вступили в открытое вооруженное противостояние с верными президенту войсками и взяли под свой контроль часть столицы Йемена Саны. За все время беспорядков в Йемене погибли несколько сотен человек.
Русская линия
Годовщину оккупации Голанских высот израильская армия отметила расстрелом палестинской молодёжи
На границе Сирии и Израиля в минувшее воскресение погибло 12, и ранено более 200 человек
Как сообщает государственное сирийское государственное телевидение число жертв противостояния арабской молодежи с израильскими войсками достигло двенадцати человек, более 220 человек ранены.
Напомним, что 5 июня — годовщина начала арабо-израильской войны 1967 года, когда были оккупированы сирийские Голанские высоты. Принадлежность территории, на возвращении которых настаивает Дамаск, остается основным предметом израильско-сирийского конфликта.
На прошедшей неделе несколько арабских молодежных организаций призвали палестинских беженцев, проживающих в Сирии и Ливане, организовать в воскресенье на границах с Израилем массовые «марши возвращения» на оккупированную родину.
Однако накануне было объявлено о решении перенести эти акции по причинам, как было сказано в заявлении Народного фронта освобождения Палестины, «которые сильней нас». Решение это объяснялось «ситуацией на местах и национальными интересами всех сторон».
Несмотря на это, утром в воскресенье несколько автобусов с палестинской и сирийской молодежью все же прибыли на Голанские высоты, но были остановлены сирийцами. Однако небольшой группе молодежи удалось добраться до разделительной линии. К их протесту присоединились и жители сирийской деревни Маждаль-Шамс, напротив которой расположено село Айн эт-Тина. Израильские солдаты стреляют по ним из огнестрельного оружия, используют гранаты со слезоточивым газом.
В преддверии планировавшейся акции израильская армия повысила уровень боевой готовности и провела дополнительные работы по укреплению заградительных сооружений на Голанах. Одновременно Израиль предупредил, что будет жестко реагировать на любые попытки прорыва через границу.
Напомним, что в 63-ю годовщину Накбы (национальной катастрофы), 15 мая 2011 года, группа палестинских беженцев прорвалась со стороны Сирии и Ливана на контролируемую Израилем территорию. Израильские военные применили против протестующих оружие. По данным арабских источников, по меньшей мере, 13 человек были тогда убиты и около 400 получили ранения. Накба отмечается ежегодно в память об изгнании сотен тысяч палестинцев с родной земли, на которой позже было создано государство Израиль.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем русского мореплавателя А.И.Чирикова и лидера правой фракции IV Государственной Думы С.В.Левашева
В 1733−41 гг. Чириков на корабле «Св. Павел» принял участие во Второй Камчатской экспедиции Беринга в должности его заместителя, в ходе которой Чириков открыл тихоокеанский берег Северо-Западной Америки и несколько островов из Алеутской цепи. Рапорт Чирикова в Адмиралтейств-коллегию от 1741 г. о результатах экспедиции стал первым в истории описания северо-западного побережья Америки. По возвращении Чириков участвовал в составлении итоговой карты русских открытий в северной части Тихого океана и около года возглавлял Морскую академию. Скончался Чириков 24 мая 1748 года. Его именем названы остров, подводная гряда, море, мели и четыре мыса. В Петропавловске-Камчатском ему установлен памятник.
Алесей Ильич Чириков. Портрет-версия. Из собрания портретной Галереи «Скрижали Камчатки». Худ. В. В. Санакоев. 1995. Картон, масло. 58,5 Х 47
Сегодня также день памяти лидера правой фракции IV Государственной Думы действительного статского советника, члена Главного Совета Союза Русского Народа (СРН) профессора С.В.Левашева, расстрелянного в 1919 г.
Сергей Васильевич Левашев родился 5 июля 1857 г. в Белевском уезде Тульской губернии в семье потомственного дворянина. Образование получил в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии, которую закончил в 1878 г. первым учеником. В 1880 г. защитил диссертацию и стал доктором медицины. После стажировки заграницей в 1886 г. стал профессором терапевтической клиники Казанского университета. В 1903 г. был переведен в Новороссийский университет на одноименную кафедру. В Одессе развернул активную деятельность, организовал научную работу, заслужив уважение и авторитет у коллег по цеху, в результате в 1906 г. избран председателем Общества русских врачей. В 1907 г. избран деканом Медицинского факультета, а в следующем году — ректором Новороссийского университета. Профессор Левашев активно занимался общественной деятельностью, был гласным Одесской городской думы.
В 1912 г. Левашев был избран депутатом IV Государственной Думы от г. Одессы, где были очень сильны позиции русских патриотов. Будучи убежденным монархистом, вошел в состав фракции правых, был избран товарищем председателя, а затем председателем фракции. В Госдуме Левашев активно боролся против попыток либералов разрушить систему образования путем введения различных новшеств. В годы Первой мировой войны он призывал прекратить внутреннюю борьбу в Думе и оказать всемерную поддержку правительственному курсу. Он выступил решительным противником создания Прогрессивного блока, поскольку прекрасно понимал, что он создается для подготовки антимонархического заговора. Левашев заявил, что во время войны «возможен только один блок, это блок всего Русского Народа, и никакие другие блоки не допустимы». Он принимал активное участие в деятельности СРН, в конфликте внутри Союза поддержал Н.Е.Маркова.
Особенную активность он проявил в 1915 г. после создания Прогрессивного блока. Профессор Левашев был одним из организаторов Петроградского совещания монархистов, которое проходило 21−23 ноября, выступал на Совещании и был избран товарищем председателя Совещания. В своей вступительной речи подчеркнул, что «все усовершенствования, даже самые коренные, должны строго сообразовываться с нашими историческими устоями». А эти устои, по справедливому мнению Левашева, выражаются формулой «Православие, Самодержавие и Русская Народность». В самый канун падения монархии, 15 февраля 1917 г., выступая в Госдуме, лидер правых призвал отложить межпартийные распри и заняться главным вопросом дня — борьбой с дороговизной, предложил для этих целей даже назначить ответственного деятеля, наделив его диктаторскими полномочиями. Левашев закончил свою речь обличением и приговором русским умеренным либералам-октябристам и левым националистам, вступившим в союз с врагами Самодержавия, заявив: каждый, кто забывает о первоочередности нужд войны, кто не строит свою деятельность в соответствии с общими интересами, тот «изменник своей родины, предатель своего народа».
После февральского переворота профессор Левашев совершенно отошел от политической деятельности. Не принял он участия и в борьбе с большевиками. Обстоятельства и место гибели видного деятеля русского патриотического движения точно неизвестны. По одним сведениям он был расстрелян чекистами, по другим — убит революционной чернью.
Русская линия
Митрополиту Астанайскому Александру вручено свидетельство о госрегистрации Митрополичьего округа РПЦ в Казахстане
26 июля 2010 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято Внутреннее положение о Митрополичьем Округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и одобрен Устав Республиканского религиозного объединения «Митрополичий Округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан» (журнал N 68).
Государственная регистрация Округа подвела итог деятельности по созданию и юридическому оформлению новой канонической структуры Русской Православной Церкви в Казахстане.
В ходе встречи К. Масимов поинтересовался современной жизнью Митрополичьего округа. Владыка Александр рассказал главе правительства о реставрационных работах и строительстве новых храмов в епархиях Округа, о деятельности Синода Православной Церкви Казахстана и об открытии высшего богословского учебного заведения — Алматинской духовной семинарии.
Премьер-министр сообщил о предпринимаемых со стороны Президента Нурсултана Назарбаева и Правительства Республики усилиях по утверждению в обществе духа межрелигиозного мира и согласия. В целях совершенствования взаимодействия государства и традиционных религиозных конфессий 18 мая 2011 г. при Правительстве РК создано Агентство по делам религий.
Русская линия
Владимир Легойда приветствует идею ответственности интернет-СМИ за комментарии своих читателей
«Это правильное решение. Надо убирать с сайтов уважаемых СМИ похабщину, клевету, экстремистские высказывания, сеющие раздор и рознь», — заявил в пятницу председатель Синодального Информационного отдела Владимир Легойда.
По его словам, та «невыносимая легкость комментариев», которая сегодня характерна для большинства интернет-дискуссий, «действует разрушительно».
«Эта возможность кого угодно написать что угодно в Интернете порождает порочный дискурс, ненормальное общение с оскорблениями и на новоязе с примитивнейшей семантикой», — отметил В.Легойда.
Он также призвал не считать предложенные меры «ужесточением цензуры или закручиванием гаек, нарушением свободы интернет-пользователей».
«Это не репрессивные, а конструктивные предложения, направленные на повышение культуры нашего сетевого пространства», — считает представитель Русской Церкви.
Русская линия
В Москве пройдёт конференция, посвящённая религиозному фактору в социально-политической жизни
Основная задача конференции — дать наиболее полное представление о различных религиозных конфессиях, зарегистрированных на территории России, показать социальную роль традиционных религиозных объединений, а также исследовать религиозные конфликты, происходящие в стране, проанализировать их причины.
Как отмечают организаторы форума, «в настоящее время наиболее остро стоит проблема профилактики конфликтов и разжигания вражды и розни на религиозной почве, противодействия различным экстремистским тенденциям, попыткам экстремистов скрыться за религиозными идеями. В связи с этим чрезвычайно важно с научной точки зрения проанализировать роль религиозных объединений в гражданском обществе, их социальную роль и существующие конфликтные ситуации, которые скрывают в себе целый ряд опасностей».
Социальная составляющая религиозной жизни поможет понять, какое значение религиозные объединения играют в осуществлении социальных и благотворительных проектов, какие цели и задачи они ставят перед собой и насколько успешно их решают. По итогам конференции предполагается издание сборника материалов конференции под эгидой Института Европы РАН.
Среди участников конференции — социологи, религиоведы, правоведы, представители органов власти и религиозных объединений, все, кто специализируются на изучении современной религиозной ситуации в стране, передает портал «Татьянин день».
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион встретился с руководством Евангелической церкви в Германии
Участники беседы обсудили состояние отношений между Русской Православной Церковью и Евангелической церковью в Германии, коснулись сложностей в этой сфере, возникших в последние годы, детально рассмотрели перспективы межцерковного диалога, выразив заинтересованность в его продолжении.
Епископ М. Шиндехютте сообщил, что Евангелическая церковь в Германии совместно с католической Немецкой епископской конференцией недавно создала комиссию, которая будет собирать сведения о масштабе, формах дискриминации и преследований христиан и верующих других религий в различных регионах мира. По свидетельству митрополита Илариона, к этому направлению деятельности готова подключиться и Русская Православная Церковь.
Затем к разговору присоединился председатель Совета Евангелической церкви в Германии презес Николаус Шнайдер, который официально приветствовал высокого гостя из Москвы от имени ЕЦГ. Н. Шнайдер выразил удовлетворение в связи возобновлением открытого разговора между Московским Патриархатом и Евангелической церковью в Германии и созданием совместной рабочей группы, которая должна будет рассмотреть имеющиеся сложности и вопросы, а также сделать предложения по формам и направлениям дальнейшего развития двустороннего диалога.
Председатель совета ЕЦГ просил митрополита Илариона передать лучшие пожелания Святейшему Патриарху Кириллу, миссия которого, подчеркнул презес Н. Шнайдер, заключается в проповеди Евангелия Христова в России и свидетельстве о нем перед всем миром.
Со стороны Русской Православной Церкви во встрече также принимали участие сотрудник ОВЦС священник Александр Васютин и референт председателя Отдела внешних церковных связей иеродиакон Иоанн (Копейкин), со стороны ЕЦГ — старшие церковные советники доктор Михаэль Хюбнер и доктор Йохан Шнайдер.
Русская линия
Грузинской Православной Церкви передан католический храм в Риме
Администрация президента Грузии сообщает, что Ватикан передал Грузинской Православной Церкви также и римскую церковь св. Фомы из Виллановы — для проведения еженедельных и праздничных служб.
Глава грузинской церковной общины в Риме отец Иоанн, возглавивший служение Литургии, поблагодарил М. Саакашвили за то, что он нашел время, чтобы встретиться с грузинской паствой. По словам священника, обретение нового храма стало большим стимулом для живущих в итальянской столице грузин.
Русская линия
Единственный на Аравийском полуострове русский храм увенчан золотыми крестами
Перед их установкой на новопостроенном храме кресты были освящены настоятелем русского православного прихода игуменом Александром (Заркешевым). Пять крестов и девять декоративных звезд, покрытых золотистым нитрид-титановым напылением, были изготовлены по проекту архитектора Юрия Кирса в России и затем доставлены самолетом в эмират Шарджа.
Важное событие в жизни православной общины ОАЭ стало возможно благодаря особому личному распоряжению правителя эмирата Шарджа Его Высочества д-ра Султана Аль Касеми. Таким образом завершается этап обширных работ по благоукрашению строящегося православного комплекса, в который помимо пятикупольного Свято-Филипповского храма входит также примыкающее к нему трехэтажное здание русского культурно-просветительного центра.
Закладной камень в основание будущего русского духовно-культурного комплекса в Шардже был освящен 9 сентября 2007 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).
Русская линия