Сегодня Чистый Четверг
Православная Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии
Великий или Чистый Четверг — это один из самых важных дней для спасения человечества — именно в этот день Господь Иисус Христос оставил себя Церкви на все времена, сказав «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем».
На Тайной Вечери, где было установлено Таинство Евхаристии, Господь остался на прощальную, самую большую беседу со своими учениками, которых долго наставлял. Потом Он пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Уже поздно вечером Его в Гефсимании предал Иуда.
Православная Церковь считает этот день важной частью подготовки к Пасхе, празднованию Воскресения Христова. В Чистый Четверг все православные верующие традиционно приходят в храм на богослужение, за которым, очистив свою совесть исповедью, приступают к Святым Христовым Таинам.
Богослужение в этот день начинается с утрени, во время которой после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся..» Совершается Литургия Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: «Да исполнятся уста наша..», поется одна и та же песнь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими..» В этот день Святейший Патриарх совершает освящение мира, употребляемого для совершения Таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов.
Вечером Великого Четверга служится самая длинная служба в году — утреня с чтением 12-ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых — от предательства до смерти и погребения.
Во все времена к Великому Четвергу верующие готовились особенно, а в Российской Империи этот день был выходным. В Чистый Четверг наши предки также наводили порядок дома и ходили в баню. Начиная с четверга, начинают активно готовиться к праздничной пасхальной трапезе.
Русская линия
Епископ Лонгин (Корчагин): Поминовение усопших на Радоницу — это одна из древнейших традиций русского народа
Правящий архиерей Саратовской епархии приветствует решение депутатов Саратовской областной думы объявить Радоницу выходным днём
«Законопроект „Об объявлении Радоницы (дня особого поминовения усопших) нерабочим праздничным днем в Саратовской области“ разработан рабочей группой комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике Саратовской областной думы», — отметил владыка Лонгин в интервью «АиФ — Саратов», текст которого был обнародован на портале «Православие и современность».
Правящий архиерей Саратовской епархии напомнил, «Радоница — это день особого поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи». «Само название праздника говорит о том, что в этот день христиане стараются разделить радость победы Христа над смертью не только с ныне живущими своими ближними, но и с уже почившими. Поминовение усопших именно на Радоницу (а не в сам день Пасхи) — это одна из древнейших традиций нашего народа».
«Однако поскольку Радоница отмечается во вторник, а значит, приходится на рабочий день, далеко не все желающие могут в этот день сходить в храм, съездить на кладбище, чтобы помянуть своих близких, — подчеркнул архипастырь. — Уже в течение многих лет Радоница объявляется нерабочим днём во многих областях России, к примеру, в Волгоградской, Оренбургской, Брянской, а также в Кузбассе, Краснодарском крае, республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия (то есть и в тех регионах России, население которых традиционно является многонациональным и многоконфессиональным)».
Поэтому, уверен владыка Лонгин, это нововведение вряд ли может привести к каким-то межрелигиозным разногласиям. «Главные праздники ислама уже давно являются нерабочими днями в регионах с преобладающим мусульманским населением. В Саратовской области всё-таки абсолютное большинство её жителей является православными людьми. Уверяю вас: когда православные соблюдают свои традиции — это вызывает только уважение у представителей других религий, которые очень серьезно относятся к соблюдению своих собственных обычаев», — заявил архиерей.
Русская линия
Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы должны поблагодарить Леонида Рошаля за его мужество
По мнению священника, тот разговор, который начал Леонид Михайлович, должен стать катализатором в решении тех проблем, которые поднял этот достойный человек
Выступая на днях на Форуме медицинских работников, Леонид Рошаль заявил, что часть денег, выделенная на проект «Здоровье», «была закопана в землю». По его словам, введение в здравоохранение понятия рентабельности привело к тому, что «впереди встал рубль, а про народ при таком подходе стали забывать». Он рассказал, как остановился у какой-то деревни и спросил у проходящей женщины о том, как у них тут с медициной, и получил ответ: «ФАП (фельдшерско-акушерский пункт) закрыли, до ближайшего добираться 30 км. Один доктор. До „скорой“ не дозвонишься. Автобус стал дорогим, ходит редко».
В связи с этим Леонид Рошаль предложил поставить расходование средств на медицину не просто под контроль прокуратуры, а под контроль медицинских общественных организаций. Кроме того, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии подверг критике то, что в стране — позорно низкие зарплаты у врачей, а также полностью отсутствует концепция развития здравоохранения и многое другое.
В свою очередь, отец Александр заметил, что озвученные Рошалем проблемы, действительно, существуют. «То, что Рошаль говорит о мизерной зарплате врачей — это факт. Как и то, что проводятся непродуманные и ненужные реформы, которые делаются, исходя из бюрократических представлений, а не из интересов дела и соображений развития здравоохранения. Все это вызывает глубокое сожаление и сочувствие к тем, кто самоотверженно работает в системе здравоохранения или оказывается без необходимой помощи», — заявил священник.
«Тот разговор, который начал Леонид Михайлович, должен быть катализатором. Рошаль — профессионал, человек очень достойный во всех отношениях, он по-государственному смотрит на проблему. Закон, так же, как правила уличного движения, не должен мешать — он должен направлять, ограничивать, оберегать, но не блокировать работу. Государством же предлагаются такие законы, что совершенно непонятно, зачем они принимаются. Законы должны приниматься из интересов дела, и принимать их должны специалисты высокого класса, а не какие-то чиновники и управленцы».
Вместе с тем, по словам отца Александра, «в чём-то это драматическое положение систем здравоохранения и образования связано с нашей бездеятельностью, безынициативностью». «Ведь у нас сейчас разваливается не только они, но и система, например, сельского хозяйства. Почему законы такие, что работать на земле и заниматься частным предпринимательством невыгодно? Почему у нас столько экономических отношений уходит в тень? Почему в тени работать выгоднее, чем в открытую? Ведь не первый день существуют товарно-денежные отношения».
«Нужно очень глубоко и профессионально проанализировать систему законодательства и разобраться, какие законы тормозят нашу жизнь, — считает священник. — Еще раз подчеркиваю, законы должны направлять, ограничивать и, с другой стороны, наоборот — убирать завалы с пути нормальной живой жизни, а не загонять ее в какой-то отстой, где она начинает загнивать. Если благодаря здравому законодательству появится оживление в экономике (а народ у нас как был, так и остается работящим, трудоспособным и талантливым), тогда в обороте появятся свободные деньги, хватит и на финансирование здравоохранения».
«Леонид Михайлович Рошаль проявил добрую инициативу, сказал о том, что продумал очень глубоко. Его инициатива конструктивная — он никого не предлагает ниспровергать, а, наоборот, призывает грамотно работать. И нужно подумать о том, как совместными усилиями направить нашу жизнь так, чтобы она забила ключом, забурлила, чтобы людям было жить бодро, интересно, радостно. Чтобы человек понимал, что он участвует в широком потоке общей деятельности и что он не какой-то винтик, а необходимая и уважаемая личность, которой все дорожат и о которой думают, развивая, например, систему здравоохранения. Отдача будет колоссальная», — заключил отец Александр.
Русская линия
Александр Лукашенко: От избытка демократии меня подташнивает
Президент Белоруссии уверен, что теракт в минском метро связан с попытками недоброжелателей дестабилизировать ситуацию в республике
«Мы виноваты сами, прежде всего — власть виновата в этом. Накануне президентских выборов мы додемократизировались до того, что не только вас, но и меня подташнивало. Было уже столько демократии, что просто тошнило», — заявил президент. Он отметил, что оппозиция, получившая возможность вести предвыборную агитацию, подстрекала людей к различным нарушениям.
Эта агитация, по словам Лукашенко, оказала влияние на некоторых «отщепенцев, психически неуравновешенных людей». «Я тогда говорил: дадим полную свободу и демократию, но это будет иметь свои последствия», — добавил президент. Ранее глава республики уже высказывал подобные соображения. На прошлой неделе он заявил, что «как только начали играться в некую демократию, вот и получили результат». «То же самое рыночная экономика — наелись», — добавил он.
Напомним, что теракт в минском метро был совершен 11 апреля. В результате взрыва на станции «Октябрьская» погибли 13 человек, пострадали около 200. Расследование взял под личный контроль Александр Лукашенко. Уже через два дня после взрыва он объявил, что дело о теракте раскрыто. В рамках расследования были задержаны несколько человек, включая предполагаемого исполнителя теракта. По утверждению белорусских властей, задержанные дали признательные показания, сознавшись помимо прочего и в организации других взрывов — в Минске в 2008 году и в Витебске в 2005 году.
Лукашенко также высказывал мнение, что теракт связан с попытками недоброжелателей республики дестабилизировать ситуацию на валютном и продовольственном рынке. «Мы еще до президентских выборов предвидели, что нас будут давить. Так оно и произошло: сначала на валютном рынке, потом на продовольственном рынке, а потом рвануло в метро. Целая цепь», — говорил он.
В рамках расследования президент поручил обратить внимание на «политических деятелей так называемой пятой колонны. всех привлечь и допросить, не глядя ни на какую демократию». В оппозиции в связи с этим высказывали опасения, что теракт будет использован властями как повод для «закручивания гаек».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти русского флотоводца адмирала Г. А.Спиридова, также мы вспоминаем присоединение Крыма к России
Будущий адмирал родился в 1713 г. в семье офицера. Будучи записанным во флотскую службу в 10-оетнем возрасте, Спиридов в 1733 г. был произведен в мичманы, а в 1741 г. уже был командиром линейного корабля. Он участвовал в двух Русско-турецких войнах (1735−39 и 1768−74) и Семилетней войне (1756−63). При осаде Кольберга командовал двухтысячным морским десантом. В 1762 г. Спиридов был произведен в контр-адмиралы и вскоре был назначен главным командиром Ревельского и Кронштадтского портов. Став в 1769 г. адмиралом, он командовал одной из пяти эскадр, впервые совершивших переход из Балтийского моря в Средиземное, для того, чтобы оттянуть часть турецких сил с дунайского театра военных действий.
Перед отходом эскадры в поход, 17 июля 1769 г. Императрица Екатерина II посетила корабли, готовившиеся к отплытию, наградила Спиридова орденом святого Александра Невского и, благословляя к походу, надела ему на шею образ Иоанна-воина. Командуя 1-ой эскадрой русских кораблей (общее командование экспедицией осуществлял граф А.Г.Орлов) Спиридову удалось овладеть Мизитрой и Аркадией, и, одержав победу в Наваринском бою, взять турецкую крепость Наварин. Не менее успешно Спиридов руководил сражением в Хиосском проливе в 1770 г. 26 июня в Чесменской бухте Русский флот под командованием Орлова (а фактически Спиридова, составившего план уничтожения флота) и контр-адмирала С. К. Грейга разбил флот турок. Турки потерпели сокрушительное поражение, потеряв почти все корабли и около 10 тыс. убитыми, ранеными и пленными (в то время как с русской стороны погибло всего 11 человек). В результате блестящей Чесменской победы Русский флот установил свое господство в районе греческого Архипелага, получил возможность блокировать Дарданеллы и вести активные боевые действия на морских коммуникациях Турции. По случаю сей славной победы Спиридов докладывал в Петербург: «Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили». В честь Чесменской победы Екатерина II велела возвести специальную колонну и церковь, а также выбить памятную медаль с изображением горящего турецкого флота и красноречивой надписью над ним: «Был». Спиридову Императрица пожаловала высокую награду — орден святого Андрея Первозванного. Особой милости удостоился граф Орлов, получивший к своей фамилии почетную приставку — «Чесменский».
Спиридов отличался решительностью действий и личной храбростью, имел большой опыт флотоводца и внес крупный вклад в развитие русского военно-морского искусства периода парусного флота.
В 1774 г. адмирал по состоянию здоровья вышел в отставку. Умер Спиридов в Москве и был похоронен в своем имении — селе Нагорье Ярославской губернии, в склепе церкви, ранее построенной на его средства.
8 апреля 1783 г. Императрица Екатерина II подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Государыня совершила сие деяние «по долгу предлежащего Нам попечения о благе и величии отечества, стараясь в пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между империями Всероссийскою и Оттоманскою заключенный, который Мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших».
Русская линия
Православные дизайнеры представят в Москве новую коллекцию одежды
По ее словам, в ходе обсуждения каждый сможет высказать свое отношение к православному стилю одежды. К участию в дискуссии приглашен, в частности, Никита Михалков.
На данный момент для участия в мероприятии отобраны несколько дизайнеров. Среди них — замглавы Союза православных хоругвеносцев, дизайнер Игорь Мирошниченко, который покажет футболки, банданы и ремни с православной символикой.
«Нашей коллекцией мы не только надеемся обратить внимание на то, что можно быть модным, ориентируясь на национально-религиозную традицию, но и пробудить творческую инициативу, направленную на создание модельно-производственного движения по становлению русской православной моды», — заявил он агентству.
Собеседник агентства отметил, что православный дресс-код для него — «это прежде всего код русский», добавив, что различия в одежде в дореволюционной России были «чисто сословными, но никак не вероисповедальными».
Еще один дизайнер — Елена Чернышова (Санкт-Петербург), которая руководит авторской мастерской по созданию одежды на основе русского народного кроя. Ее одежду носят певицы Галина Вишневская, Алла Баянова, Евгения Смольянинова, директор российского центра «Играй, гармонь» Анастасия Заволокина.
В показе примут участие и Наталья Гайдаржи (Белоруссия), которая представит одежду и обувь изо льна с вышивкой ручной работы, и Елена Черных (Москва): она продемонстрирует православные женские костюмы из кружевного полотна.
«Я надеюсь, что там будут не только платки и сарафаны, но и деловая одежда, футболки с духовно осмысленными текстами, костюмы православных рэперов и что все это удастся собрать за оставшееся у нас довольно короткое время», — заявил в свою очередь агентству глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Священник входит в оргкомитет творческого вечера. Во время мероприятия он зачитает пасхальное поздравление и вручит дипломы участникам модного показа. В празднике примет участие глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви епископ Езрас (Нерсисян). В программе вечера также концертная программа и фотовыставка «Вера в России».
Русская линия