Русская линия
<< Полная сводка новостей от 31 марта 2011 >>

Дмитрий Медведев дал добро за вынос трупа Ленина?
Члены Совета по правам человека при Президенте РФ заявили, что глава России одобрил общественную программу по преодолению «пережитков тоталитарного режима»

Дмитрий МедведевРабочая группа по исторической памяти Совета по правам человека при Президенте поставила вопрос о необходимости захоронения тела Ленина и предложила запретить находиться на госслужбе чиновникам, которые отрицают преступления тоталитарного режима в СССР, сообщает газета «Коммерсант». Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» члены Совета по правам человека передали Президенту Дмитрию Медведеву на встрече 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге.

Авторы документа заявили о необходимости разработки и внесения в Госдуму закона о топонимике, «запрещающего увековечивать память лиц, несущих ответственность за массовые репрессии и другие тяжкие преступления против прав и свобод граждан». Антитоталитаризм предлагается сделать «частью официальной политики России», а выступление Президента в День памяти жертв политических репрессий — традиционным.

В рамках программы рекомендуется принять официальное постановление о том, что публичные выступления госслужащих любого ранга, содержащие отрицание или оправдание преступлений тоталитарного режима, несовместимы с пребыванием на государственной службе.

Опубликованная программа должна стать «общественно-государственным проектом», считает глава Президентского совета по правам человека Михаил Федотов. «Осуществлять его будут общественные Мавзолей В.И.Ленинаструктуры, а со стороны государства требуется поддержка — политическая, финансовая», — заявил он. По его словам, после одобрения программы Дмитрием Медведевым работа над ней идёт уже «в режиме разработки документов».

В настоящее время, сообщил Федотов, идет подготовка материалов для принятия решения о создании музейно-мемориальных комплексов, посвященных жертвам политических репрессий в Москве в устье реки Химки вблизи Северного речного порта и в Ковалевском лесу под Санкт-Петербургом. Этими мемориалами уже заинтересовался Эрнст Неизвестный.

Впрочем, как отметил глава Президентского совета, «речь идет не о десталинизации, а о преодолении пережитков тоталитарного режима». Задача программы, по словам Михаила Федотова, изменить общественное сознание, чтобы россияне почувствовали себя свободными людьми свободной страны и взяли на себя ответственность за своё будущее. «В обществе должен быть консенсус в отношении базовых ценностей, и этого можно достичь на основании Конституции РФ», — считает он.
Русская линия


Протоиерей Димитрий Смирнов: «Отныне никакой угрозы для девочек и самой Н.А. Калининой не существует»
Глава Синодального отдела благодарит всех, кто откликнулся на его призыв противостать произволу химкинских чиновников от опеки — ситуация благополучно разрешилась

протоиерей Димитрий Смирнов«Дорогие наши прихожане и все те, кто откликнулись на беду семьи Нины Андреевны Калининой! Хочу поспешить заявить о том, что ваши усилия и активное участие, оно увенчалось успехом, и помогло содействовать тому, что отныне никакой угрозы для девочек и самой Нине Андреевне не существует», — заявил сегодня на своём мультимедийном блоге глава Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.

Ранее отец Димитрий обратился к православной общественности с просьбой помочь ему отстоять семью своей прихожанки Н.А. Калининой, которая обратилась к нему в связи с нападками органов опеки г. Химки. «Она взяла девочек четыре года назад по моему благословению, — сообщил священник. — Девочки прекрасно растут, занимаются гимнастикой, у них множество медалей, грамот и даже благодарности от опеки. Но сейчас там сменился состав и поэтому всё это началось. Вообще государственные дети теперь стоят денег: одних продают на Запад, а на других берут деньги из бюджета. Но детям, понятно, не всё достаётся, а „пилится“ между чиновниками, а тут такое — сразу три девочки. И вот уже как-то стали к ним подбираться. Говорят мол мы их возьмём в специальные учреждения, хотя она для них уже мать, то есть хотят осиротить детей».

«Они просто считают (хотя они этих девочек в глаза не видели), что девочкам в спецучреждении будет лучше, — подчеркнул отец Димитрий. — Я собираюсь завтра поехать в богоспасаемый град Химки, поговорить с этим Рыбкиным, и там ещё гражданочка появилась, которая является там уполномоченной по правам ребёнка — это они затеяли девочек лишить матери. Но так как это наша прихожанка, я решил лично подключиться, и вообще, хочу к этому подключить всех, кто нас слышит. Потому что десятки тысяч семей в России сейчас разорено, причём отнимают детей даже у непьющих родителей, под разными предлогами. Когда не за что и нельзя лишить их родительских прав, придумывают какой-то повод».

«Я был в опеке и убедился в их полной доброжелательности к этой семье, — заявил сегодня глава Синодального отдела по итогам своего визита в Химки. — Так что всех благодарю за участие и тем, кто намеревается как-то его проявить, хочу сообщить, что в этом уже нет никакой нужды. Большое вам спасибо! Я был поражён, что столько людей откликнулось на мой призыв, сердечное всем спасибо! Если бы все в нашей стране по разным ситуациям, которые у нас происходят, были бы так солидарны, я думаю, наша жизнь серьёзно бы изменилась».
Русская линия


Отец Димитрий Кулигин: Когда я попал на беседу к петербургским чиновникам, я подумал, что я на допросе в 1937-м году
По словам настоятеля Державного храма, закрытого Администрацией Петербурга вместе с детдомом «Гелиос», верующие в городе на Неве всё более ощущают начало антицерковных гонений

Отец Димитрий Кулигин «Ещё при прежнем настоятеле храма, отце Александре Захарове, возникали конфликтные ситуации — кто-то в районной администрации посчитал, что храма в детском центре быть не должно. Сторонники храма писали в различные инстанции — когда в 2003-м году я стал настоятелем, я поднял эти документы. В 2002-м году было получено письмо от тогдашнего вице-губернатора Михайловского с подтверждением законности существования нашего храма», — заявил в интервью Милосердию.Ru настоятель храма Державной иконы Божией Матери отец Димитрий Кулигин, рассказывая о ситуации, которая сложилась вокруг храма в связи с закрытием православного детского дома «Гелиос». Дело в том, что вместе с детским домом петербургские чиновники поспешили закрыть и храм, который располагался в его помещениях.

По словам священника, для закрытия церкви и детдома использовался «стандартный набор»: «Гелиос» — светское учреждение, а Церковь отделена от государства". «И мне пришлось говорить, что мы не „обучаем детей религии“, просто у многих детей есть религиозная потребность. Мы никогда никого не заставляли креститься или челом в пол бить. Кто-то из детей ходил в храм, кто-то не ходил. Подавляющее большинство детей уже были крещены в Православии. Были случаи, когда крестили детей, это было по их желанию. И я не любитель крестить просто так, я беседовал и убеждался, что человек действительно понимает, чего он хочет. То есть каждый раз это был сознательный акт».

«Ликвидация центра „Гелиос“ осуществлялась под предлогом устройства в этом здании детского сада, — отметил отец Димитрий. — Но будет ли этот детский сад или нет — неизвестно. Пока здание стоит бесхозное. Полтора года назад ныне уже бывший глава администрации Кировского района при многих свидетелях говорил, что центр „Гелиос“ будет ликвидирован, но храм они не тронут. „Даю слово“, — сказал он. Когда через какое-то время в связи с этим я пришел на прием к его заместителю, который сейчас является главой ликвидационной комиссии, тот мне пояснил так: „Не тронем“ — это значит, вы можете идти, куда хотите, и искать место для храма, где хотите. Мы не против». Я говорю: «А как вы можете нас тронуть, кроме как выгнать нас из этих стен? Мы — религиозная организация, мы вам не подчиняемся». На что вразумительного ответа я не получил, кроме заявления, что они нам ничего предоставлять не будут".

Священник сообщил, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир написал письмо на имя губернатора. В результате, Валентина Матвиенко заверила верующих, что «при ликвидации центра „Гелиос“ приходу храма во имя иконы Божий Матери „Державная“ будет предложено другое помещение». «После этого письма, никаких предложений не поступило, но состоялась беседа, о которой я рассказал. В ответ на мои письма в районную администрацию также конкретных предложений не поступает. Они начинают что-то просить, например, некую программу духовно-нравственного воспитания. Причем эта программа почему-то должна быть заверена, по их словам, «в Санкт-Петербургской епархии и в Московском Патриархате».

«Во-первых, так говорить — это безграмотно, — подчеркнул отец Димитрий. — Во-вторых, получается, для государственных чиновников важно благословение Патриарха? Но ведь в качестве работников государственной структуры они не имеют никакого законного основания для такого требования. В-третьих, зачем нам предоставлять какую-то программу, если нам даже места никакого для ее реализации не предлагают?! Ну и надо сказать, что если взять типовые проекты таких зданий, как-то, о котором мы говорим, то, насколько мне известно, в том месте, где сейчас все еще находится храм, могут устроить чуть ли не туалеты. Может быть прямое кощунство. Даже если здесь будет другое детское заведение, ради тех же детей, которые в нем будут находиться, почему храм не оставить? Программа у нас, кстати, есть. Но нам сказали, что наша программа для детей группы риска и она для других детей не подходит. Получается, как в басне «Волк и ягненок»: просто ищутся какие-то предлоги, чтобы «скушать» (закрыть храм)».

По словам священника, у верующих есть серьёзные подозрения, что ликвидация центра «Гелиос» была связана именно с храмом, недовольство существованием которого неоднократно высказывали в районной администрации. «Трижды были серьезные столкновения. После того, как директор центра «Гелиос» Валентина Урбаневич все-таки настояла на том, что храм нужен для детей, и на том, что все вполне законно, решили Центр упразднить. Нет Центра — нет проблемы. Причем, сделано это было опять-таки очень цинично: в начале 2009 года были заверения, что центр «Гелиос» никто закрывать не собирается, но к концу того же года все-таки был поставлен вопрос о его ликвидации. Процесс же ликвидации был инициирован следующим хитрым образом: районная администрация сделала все, чтобы Центр не получил лицензию, а потом сама же формально за это уцепилась и сказала, что если нет лицензии, то учреждение не может работать».

«И ладно бы еще, когда так поступают люди некрещеные. Но такое творят и те, которые позиционируют себя как православные. Ну, если вы люди православные, то посочувствуйте хотя бы. Но когда я попал на беседу к администрации, у меня было ощущение, что я попал в 1937-й год: сидела «тройка», мне казалось, что я сижу на каком-то допросе. <…> Если говорить о Петербурге, видимо, это тенденция. То там, то здесь подобные конфликты возникают. В Кировском районе, я так понимаю, центр «Гелиос» был уникальным заведением, потому что остальные такие начинания душились на корню. Какие-то деятели районного масштаба, если им что-то не нравится, ведут себя, как князьки. Полтора года назад губернатор говорила о том, как хорошо, когда есть соработничество больниц и храмов. Но некоторые главврачи такого мнения не придерживаются, и храмы закрываются», — заявил отец Димитрий.
Русская линия


Протоиерей Александр Ильяшенко: Ориентироваться на развратных политкорректоров не стоит
Священнослужители РПЦ считают, что если Россия не выдержит натиска извращенцев всех мастей, то она прекратит свое существование и сойдет с исторической арены

Как нам стало известно, некие извращенцы объявили в России текущую неделю «Неделей против гомофобии». Это заставило задуматься о вопросе, который ещё лет двадцать назад мог стать темой только Нет содомии!узкомедицинского исследования. Но время идёт, и в последние десять лет в России отношение к гомосексуалистам можно описать формулой «вы это скрываете, мы этим не интересуемся». Гомосексуализм не преследуется государством, но осуждается обществом. В личную жизнь гомосексуалистов никто не вмешивается, но публичные проявления гомосексуальных наклонностей считаются предосудительными. Однако упомянутые заявления свидетельствуют, что этого представителям «гей-движения» мало: они жаждут дальнейшей «эмансипации», и распространения гомосексуализма в России.

Восторжествовавшая на Западе идеология политкорректности настаивает, что гомосексуализм — вариант нормы, что решительно ничего аморального и ненормального в однополых отношениях нет, как нет и разницы между отношениями в семье и в однополом сожительстве (отсюда требования приравнять эти сожительства к бракам, регистрировать их официально, разрешить однополым парам усыновлять детей и т. п.).

Отказ принимать это положение и называется «гомофобией», которая приравнивается к расизму, антисемитизму и другим несправедливым преследованиям и унижениям людей. Таким образом, под понятие «гомофобии» подпадают не только случаи действительного насилия и унижения гомосексуалистов (распространенные, скажем, в уголовной среде), но и традиционная мораль как таковая, разделяемая подавляющим большинством населения России и укорененная в учении всех основных вероисповеданий нашей страны.

Об отношении Церкви к гомосексуализму недавно высказалась известная своими скандальными заявлениями балерина Анастасия Волочкова. Для начала заявив, что не собирается спорить с библейскими заветами (резко осуждающими гомосексуализм), балерина пожурила духовенство за «консерватизм». «Зачем провоцировать лишний раз негативное отношение к гомосексуалистам, если не подвластно даже самим людям в данном протоиерей Александр Ильяшенкослучае изменить себя, когда они этого хотят, а уж проповедями тем более», — написала балерина, призвав Церковь «созидать, а не разрушать и накалять отношения в обществе». Вкратце эту логику она сформулировала так: «Гомосексуализм — это грех, но это часть нашей жизни».

На эти слова балерины откликнулся председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он отметил, что к гомосексуалистам «нужно относиться с жалостью и состраданием, постоянно говоря им: подумайте о своем будущем, измените свое поведение, так вам будет бесспорно лучше и в этой жизни, и в будущей».

«Нужно ли, на ваш взгляд, в России бороться с гомофобией — существует ли в нашем обществе такая проблема? Что должна противопоставить Церковь пропаганде нормальности гомосексуализма? Устоит ли, на ваш взгляд, Россия против этой пропаганды?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что для православного верующего ориентиром должно быть учение Иисуса Христа и учение Церкви. «Ведь гомосексуальные отношения существовали и в дохристианском мире. Но и тогда это воспринималось как зло без всяких скидок. Характеризуя эти отношения, апостол Павел называет их срамом. Но сейчас вместо слова «срам» употребляется «политкорректность», — с горечью сказал он. «Нечего Иерей Андрей Алексеевнам ориентироваться на развратных политкорректоров. Нужно опереться на опыт наших доблестных предков, наших традиций, нашей великой культуры, созданной благодаря чистоте нравов, вере, доблести, стремлению к правде, а не благодаря псевдодемократии, построенной на зле и поощряющей человеческие пороки. Если Россия вернется к своим традициям, то выстоит против этого натиска зла и порока, а не вернется — прекратит свое существование и сойдет с исторической арены», — уверен священнослужитель.

Иерей Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, также считает, что для верующего этот вопрос совершенно ясен. «И в Священном Писании, и в традиции Церкви все стоит на своих местах. Мужеложство, содомский грех — это страшное падение. Но тенденция в современном обществе очевидна. Сначала официальная медицина считало это тяжелой патологией, затем — легкой. А сейчас это считается нормой. Смертный грех, за который были сожжены Содом и Гоморра, объявляется нормой! Более священник Алексий Агаповтого, теперь уже неестественным считается не признавать это нормой! Более того, извращенцы и сочувствующие им получают в современном обществе многочисленные преференции! Все это говорит о чудовищном падении нравов», — отметил он. «Перспективы, по слову Священного Писания, неутешительны: беззакония будут возрастать. Но это не значит, что перед злом нужно смириться. Мы должны противопоставить злу Правду Божию, которая все равно восторжествует, и каждый даст ответ перед лицом Божиим. И, слава Богу, что в обществе нашем есть еще люди, для которых значим голос Церкви. И есть еще надежда, что люди услышат правду и будут по ней жить», — заключил о.Андрей.

Протоиерей Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает, что если теперешнее наше нравственное состояние не изменится, если все будет идти, как и сейчас идет, то Россия вряд ли устоит перед этой пропагандой греха. «Если, конечно, на нас не обрушатся более грозные беды, перед которыми и эта беда померкнет и просто будет не до этого», — добавил он. «Противопоставить же этой пропаганде можно призыв к покаянию в грехах и к исправлению жизни. И, следовательно, противопоставить этому можно память о Царствии Божием», — заключил священнослужитель.
Русская линия


Иудеи требуют запретить «Протоколы сионских мудрецов»
Отказ московской прокуратуры признать «Протоколы» «экстремисткой литературой» едва не привёл их в исступление

ИудеиВ феврале 2011 года прокуратура Северного административного округа города Москвы ответила на запрос, поданный членом движение «За права человека» Е. Ихловым, который обратился с заявлением по вопросу распространения в Интернете известной книги «Протоколы сионских мудрецов», сообщает «Сова».

По мнению заявителя, книга пропагандирует антисемитскую деятельность и является подделкой стенограммы Базельского конгресса сионистов 1897 года. Согласно доводам обращения, публикация книги выдающей себя за истинную стенограмму данного конгресса является нарушением прав потребителей, т.к. вводит их в заблуждение.

В связи с этим, Е. Ихлов попросил принять меры к должностным лицам Роспотребнадзора, которые не препятствовали распространению данной литературы и обязать распространителей книги информировать читателей о ее несоответствии историческим оригиналам.

В своем ответе, прокуратура сообщила, что в 2007 году ею было подано заявление в суд с требованием признавать «Протоколы сионских мудрецов» экстремистским материалом. В результате в Институте психологии РАН была проведена психолингвистическая, социально-психологическая экспертиза, согласно заключению которой от 20 июля 2009 года в книге отсутствует «информация, побуждающая к действиям против других национальностей, социальный и религиозных групп, или отдельных лиц, как ее представителей». По мнению экспертов, «Протоколы» имеют «критическую историко-просветительскую и политико-просветительскую направленность». Дело было прекращено.

Таким образом, прокуратура считает, что публикация «Протоколов сионских мудрецов» в Интернете, не нарушает законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Что касается вопроса о виновности чиновников Роспотребнадзора, то здесь прокуратура сообщила, что оценка исторической достоверности того или иного произведения не входит в компетенцию Роспортребнадзора, а следовательно «Закона о правах потребителей» не был нарушен.

Николай СванидзеТакой ответ московских прокуроров едва не вывел из себя российских иудеев — разгневанные «правозащитники» поспешили опротестовать заключение экспертов и заявление московского прокурора Юрия Сёмина. Они обратились к Генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой «поручить столичной прокуратуре проверить законность распространения книги «Протоколы сионских мудрецов».

От лица евреев к Генпрокурору обратился глава информационно-аналитической службы общественного движения «За права человека» Е. Ихлов, который выразил возмущение ответом московской прокуратуры, сообщает «Интерфакс-Религия». «Мы крайне озабочены выводами прокуратуры Москвы. Несомненно, они не делают чести никому: ни прокуратуре, ни той экспертной группе, которая сделала оценку этой крайне опасной книги», — заявил, в свою очередь, пресс-секретарь раввина Лазара Андрей Глоцер.

Поспешил подключиться к этой кампании против «Протоколов» и «главный еврейский историк» Сванидзе, который в своём «праведном гневе» сравнил этот труд с «Майн Кампф» Гитлера. «Вся эта история тянет, пожалуй, на передел итогов Второй мировой войны», — патетически заметил он.

Впрочем, стоило ли так волноваться? Даже если допустить, что «Протоколы» — это, действительно, подделка (как об этом наперебой говорят все «семиты» и «сионисты»), то самую большую рекламу этому труду делают именно они. Кому не захочется прочитать «Протоколы», после того, как сам Сванидзе дал им такую характеристику? Запретный плод, он как известно, всегда более сладок, чем тот, что под рукой.

Впрочем, в том, что еврейская реклама «Протоколов» будет продолжена — нет никаких сомнений.
Русская линия


Патриарх Кирилл: «Христианская традиция нужна современным европейцам»
Предстоятель Русской Православной Церкви принял посла Италии в России Антонио Ланди

Встреча Патриарха Кирилла с послом Италии А. Ланди 30 марта 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди, сообщает Патриархия.Ru.

Во встрече также приняли участие секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям священник Димитрий Сизоненко, а также клирик Свято-Николаевского ставропигиального прихода города Рима иеромонах Антоний (Севрюк).

Святейший Патриарх Кирилл сердечно приветствовал гостя. Со своей стороны Антонио Ланди поблагодарил за возможность встретиться и побеседовать с Предстоятелем Русской Православной Церкви. «Я наношу этот визит как представитель Правительства Италии, но также и как лицо, которое испытывает глубокий интерес к Русской Православной Церкви», — отметил посол Италии. Он рассказал, что в свое время восемь лет проработал дипломатическим представителем Итальянской Республики в Ватикане. В дальнейшем он представлял Италию в Белграде, где общался с почившим в 2009 году Святейшим Патриархом Павлом, а также со многими другими представителями Сербской Православной Церкви.

Антонио Ланди выразил признательность Предстоятелю Русской Православной Церкви за солидарность в отстаивании христианской традиции при рассмотрении дела «Лаутси против Италии» в Европейском суде по правам человека. «Как представитель Итальянской Республики я хотел бы поблагодарить Вас за поддержку, которая была оказана Правительству Италии в связи с делом Лаутси. В конечном итоге эта битва, которую мы провели вместе, имела положительный итог, — считает итальянский посол. — Она помогла нам осознать то общее, что у нас есть и что может иметь продолжение в дальнейшем, потому что очевидно, что вопрос будущего Европы неразрывно связан с ее прошлым».

Представитель Итальянской Республики в Москве рассказал Святейшему Патриарху Кириллу о недавно изданной книге профессора Карло Кардиа «Европейская религиозная и культурная идентичность. Вопрос о Распятии», которая посвящена данной теме. Предисловие к итальянскому изданию написал министр иностранных дел Италии Франко Фраттини.

А. Ланди сообщил, что на встрече с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом обсуждался вопрос о переводе и издании на русском языке труда профессора Карло Кардиа, в котором затронуты проблемы, актуальные в том числе и для России. Работа над переводом уже ведется. Посол Италии выразил надежду, что предисловие к русскоязычному изданию будет написано Святейшим Патриархом Кириллом или, по его благословению, каким-либо представителем Русской Православной Церкви.

Посл Италии в России Антонио ЛандиОбращаясь к Святейшему Владыке, глава дипломатического представительства Италии в России передал ему приветствие от имени Президента Италии и Председателя Совета министров.

Он также выразил надежду на то, что в меру сил сможет способствовать диалогу культур, в том числе в области вопросов морали.

А. Ланди передал Святейшему Патриарху частицу мощей святого великомученика Пантелеимона, полученную им в качестве дара Русской Православной Церкви от архиепископа Флорентийского Джузеппе Бетори, а также частицы мощей святых мучеников Аквилейских. С благодарностью приняв ковчежцы с мощами, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что они будут храниться как великая святыня.

«Я глубоко тронут этим даром, который свидетельствует о наших общих христианских духовных истоках, о нашей общей истории, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Когда два народа почитают одних и тех же святых, это не может не иметь значения. Аквилейские мученики, великомученик Пантелеимон, святитель Николай Чудотворец, мощи которого пребывают в Бари, — к этим святым с молитвами обращаются и верующие итальянцы, и чада Русской Православной Церкви».

«История принадлежит прошлому, которое доходит до нас в памятниках и рукописях, — продолжил Святейший Владыка. — Но особым способом история живет в Церкви, ибо в ней история актуализируется: мы обращаемся к святым мученикам не как к людям, жившим в прошлом, почитаем их не как героев или авторитетов прежних времен — они живые для нас. И через их почитание история становится частью нашей жизни. Наверное, такое явление характерно только для Церкви и, верим, происходит это силой Святого Духа».

Напомнив слова папы Римского Иоанна XXIII о том, что Церковь — это не музей, где хранятся важные для науки, но не очень нужные для обычной жизни вещи, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «В Церкви традиция оживает. Ведь речь идет не только о памяти мучеников, не только о христианской истории, но о ценностях, в первую очередь ценностях нравственных, которые живут в Церкви. Проповедь церковная доносит их до сознания современного человека».

Его Святейшество отметил, что в разные периоды истории нравственным ценностям в жизни человека противостояли вызовы как со стороны общества, так и со стороны отдельных людей. «Но сегодня мы переживаем в каком-то смысле особенное время, когда образ жизни людей часто является негативным вызовом нравственным ценностям», — засвидетельствовал Предстоятель Русской Церкви.

Встреча Патриарха Кирилла с послом Италии А. Ланди Он напомнил распространяющееся в разных кругах общества мнение, согласно которому нравственные ценности принадлежат прошлому. Именно в этом, по мнению Святейшего Патриарха, заключается смысл подачи госпожой Лаутси против Италии иска с требованием убрать из государственных учебных заведений распятия. «Итальянский народ вместе с народами других европейских стран, которые поддержали Италию, вместе с народом России показали всей Европе и всему миру, что христианская традиция нужна современным европейцам и что, когда необходимо, мы готовы мирным путем защищать присутствие этой традиции в общественном пространстве», — подчеркнул Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил А. Ланди за переданную ему книгу «Европейская религиозная и культурная идентичность. Вопрос о Распятии», отметив: «Очень важно, что этот труд будет переведен на русский язык. Я буду ждать перевод и очень надеюсь, что издание на русском языке выйдет с церковным предисловием, тем более, что Русская Православная Церковь тоже принимала определенное участие в рассмотрении упомянутого дела в Европейском суде по правам человека».

В ходе беседы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил особую симпатию, с которой относятся друг к другу народы двух стран. Отношения между ними развиваются, в том числе и в рамках Российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ. По мнению Святейшего Владыки, у этого форума большое будущее.

Его Святейшество напомнил, что в настоящее время проходит Год России в Италии и Италии в России, и выразил надежду на то, что мероприятия, которые состоятся в его рамках, будут способствовать развитию отношений двух стран.

Предстоятель Русской Православной Церкви коснулся вопроса духовного окормления соотечественников в Италии, среди которых — русские, украинцы, молдаване и другие. Он рассказал гостю о пастырской работе приходов, расположенных в различных городах Италии, и отметил возрастающее число паломников к общехристианским святыням из стран, окормляемых Московским Патриархатом.
Русская линия


Владимир Легойда: «Раскрою страшную тайну: никаких других денег, кроме пожертвований, у Церкви нет»
Председатель Синодального отдела просит не возводить напраслину на церковных социальных работников

Владимир ЛегойдаВ Церкви советуют отдельным блогерам не возводить напраслину на церковных социальных работников, а совместно начать оказывать помощь нуждающимся в ней. «У нас есть несколько мифов о „страшных богатствах“ Церкви. Раскрою страшную тайну: никаких других денег, кроме пожертвований, у Церкви нет. И если Церковь говорит, что Она готова помогать, это значит, что Она готова эти собранные пожертвования тратить на то, чтобы действительно помогать людям, например, пострадавшим в Японии, или женщинам, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях», — заявил в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда.

Он призвал «перестать отцеживать комара, как говорит Священное Писание, в поведении тех, кто самоотверженно занимается социальной работой», а направить усилия на совместную помощь нуждающимся в ней. «Никакого корыстного интереса, никаких злых умыслов в стремлении помочь нет и быть не может, — особо отметил глава Информационного отдела. — Давайте примем наконец-то базовое понимание о настоящих жизненных ценностях и наконец будем выбираться из той тяжелой ситуации, в которой наше общество сегодня оказалось».

По его словам, сегодня ряд блогеров и журналистов предъявляют «странные претензии» в адрес Церкви, призывая ее оправдываться за «нецелевое» расходование финансов. «Но оправдываться за что? Давайте начнем оправдываться за то, что мы японцам деньги собираем, или за то, что Церковь строит храмы. Может, лучше на эти деньги казино построить?», — сказал В.Легойда.

Говоря о работе Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, В. Легойда рассказал, что его сотрудники «днем и ночью, практически „на разрыв аорты“ пытаются помогать всем, кому только возможно, и тем не менее, находятся бесчестные люди, которые в блогах пишут, что деньги якобы не правильно распределяются». «Это люди без совести», — заметил он.

«Я знаю и абсолютно убежден, что ни одного рубля, ни одной копейки, собранных Синодальным отделом по церковной благотворительности и социального служению, не было потрачено зря или не по назначению. И у людей, которые настаивают на обратном, совесть поражена какой-то раковой опухолью», — подчеркнул представитель Русской церкви.

«Очень хотелось бы, чтобы мы не тратили силы на эти бессмысленные разборки, а просто могли бы помогать друг другу, относиться друг ко другу с любовью и уважением», — призвал В.Легойда.

По его оценке, распространяющие клеветнические сведения о деятельности церковных социальных работников «заслуживают не порицания, а сожаления». В. Легойда еще раз призвал таких людей вместо пустых разговоров придти в Церковь и реально помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.
Русская линия


Священник Дионисий Свечников: «Ванга никогда не имела ничего общего с Богом»
По информации священника, в Болгарской Православной Церкви ничего не знают о движении в поддержку канонизации «бабы Ванги» и считают её оккультисткой

Ванга«Церковь отрицательно относится к деятельности Ванги. Ванга никогда не имела ничего общего с Богом, а её предсказания не имели ничего общего с Божественными откровениями», — заявил на портале «Православие и мир» заведующий канцелярией Бакинского епархиального управления священник Дионисий Свечников, отвечая на вопрос одного из читателей портала о том, как Церковь относится к Ванге и её предсказаниям.

«Хочу для достоверности моих слов привести пару примеров из книги племянницы Ванги Касимиры Стояновой «Правда о Ванге», которые дают понять, что болгарская целительница находилась в непосредственном контакте с нечистыми духами, — продолжил отец Дионисий. — Вот отрывок рассказа Касимиры из этой книги: «Я помню день, когда мне исполнилось 16 лет. Помню именно потому, что после ужина в нашем домике в Петриче Ванга вдруг начала говорить, обращаясь именно ко мне. И это уже была совсем не она, и голос совсем другого человека слышала я: «Ты всегда, каждую секунду на виду у нас». А после рассказала мне все, чем я занималась на протяжении всего дня. Я онемела. А после спросила тетку, зачем она все это сказала? Ванга удивилась: «Я тебе ничего не говорила». Но когда я повторила все только что услышанное из ее уст, она тихо молвила: «То не я, то другие, которые находятся всегда возле меня. Одних я для себя называю «маленькие силы», именно они рассказывали через меня тебе о твоем дне, а есть еще «большие силы». Когда они начинают говорить мне, вернее через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии». Как можно видеть из этого отрывка, откровения Ванги есть ничто иное, как одержимость злыми духами. И, уж конечно, от общения с ангелами не может появиться чувства уныния».

«Вот ещё один пример, взятый из той же книги, из которого мы видим, что Ванга находилась в контакте с демонами не низшего порядка: «Узнав о приближающемся бедствии, бедная моя тетя бледнеет, падает в обморок, с уст ее слетают бессвязные слова, а голос в такие моменты не имеет ничего общего с ее обычным голосом. Он очень сильный, ничего общего с повседневным словарем Ванги не имеющий. Будто бы некий разум вселяется в нее, чтобы сообщить о судьбоносных событиях. Его она называет «большая сила» или «большой дух». Думаю, не стоит говорить, кого Ванга называла «большими духами», — отметил священник.

По словам отца Дионисия, «в последнее время достаточно часто муссируется ложная информация о том, что Болгарская Православная Церковь причислила Вангу к лику святых». Однако, это утверждение не соответствует действительности. В качестве доказательства своих слов заведующий канцелярией Бакинского епархиального управления привёл официальный ответ интернет-портала www.sueverie.net, полученный от настоятеля храма св. Архангела Михаила в г. Варна (Болгария) протоиерея Василия Шаган:

«Болгарская Православная Церковь не собирается канонизировать Бабу Вангу. Я даже не слышал о таком движении в нашей Церкви. Если и есть нечто подобное, то это, я предполагаю, кучка каких-то ярых представителей культа Ванги. Она действительно построила на свои средства храм, который расписан одним из известных болгарских художников. Но он явно впервые пробовал себя в церковной живописи, от чего получилось нечто ужасное, в прямом смысле этого слова».

«Думаю, всей этой информации достаточно для того, чтобы Вы определили свое отношение к Ванге», — заключил отец Дионисий.
Русская линия


Митрополит Иларион: «У нас есть глубокая внутренняя солидарность, которая неоднократно была доказана на деле»
Председатель Отдела внешних церковных связей встретился с представителями армянской общины в Москве

Митрополит Иларион встретился с представителями армянской общины в Москве 29 марта 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион встретился с членами общины Армянской Апостольской Церкви в Москве, в том числе с представителями Сообщества интеллектуального взаимодействия армянской молодежи. Беседа была посвящена перспективам межхристианских отношений, сообщает сайт ОВЦС.

От имени армянской общины митрополита Илариона приветствовал Патриарший экзарх, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии епископ Езрас (Нерсисян):

«Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преподобия! Возлюбленные братья и сестры во Христе! Безгранично рад, владыка, что Вы нашли время посетить наш дом, за что выражаем глубокую искреннюю благодарность и признательность. Это Ваш дом. Мы благодарим Вас за любовь и внимание, за теплое братское отношение к нашей Церкви, нашей общине.

Сегодня первый раз в стенах нашего Духовно-просветительского центра мы встречаем столь высокого представителя Русской Православной Церкви — главу Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В этом Центре, основанном пять лет назад, учатся и получают воспитание более 500 детей. Ваш визит является радостным событием для нашей общины и нашей Церкви. Ваше присутствие не только свидетельствует о теплых и искренних братских отношениях, которые сложились между нашими Церквами, народами, странами, но и напоминает о необходимости продолжать жить в соответствии с духовными ценностями, которые хранили и завещали нам наши отцы, наши предки. Такие взаимные встречи, наше общение служат укреплению и развитию духовных братских отношений во славу Божию и во благо всех нас.

Мы просим Вас как духовного отца, как архиерея преподать благословение и произнести слова наставления детям, которые с любовью пришли встретиться с Вами».

Председатель ОВЦС передал всем собравшимся приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Вы знаете, с какой любовью Святейший Патриарх относится к Армении, армянскому народу и Армянской Апостольской Церкви, — сказал митрополит Иларион. — Он бывал в Армении и до того, как стал Патриархом, и уже после избрания на Патриарший престол и, я надеюсь, еще не раз побывает в вашей прекрасной и многострадальной стране».

«И для меня лично Армения очень дорога, — продолжил архипастырь. — Я неоднократно бывал в вашей стране, а в прошлом году приезжал дважды: сначала вместе со Святейшим Патриархом Кириллом, затем самостоятельно, по приглашению Главы Армянской Апостольской Церкви Католикоса Патриарха Гарегина. То, что я увидел в Армении, произвело на меня очень сильное впечатление и навсегда останется в памяти».

Армения — первая страна, которая приняла христианство; это случилось в 301 году, еще до того, как Миланским эдиктом императора Константина Великого христианство было провозглашено фактически государственной религией Римской империи, напомнил владыка, отметив: «301-й год — знаменательная дата, поскольку с того момента благодаря проповеди святого Григория Просветителя, почитаемого всем христианским миром, началась христианская история Армении, которая продолжается по сей день».

Много испытаний выпало на долю армянского народа, подчеркнул председатель ОВЦС: «Армянский народ — мученик, потому что страдали армяне, прежде всего, за свою христианскую веру. И, несмотря на многие испытания, которые унесли миллионы жизней на протяжении веков, армянский народ крепко хранил и продолжает хранить свою веру».

Митрополит Иларион встретился с представителями армянской общины в Москве Во времена гонений и испытаний часть армянского народа была вынуждена покинуть родную землю, и нашла дом вне пределов своего Отечества. «Сегодня многие армяне живут в Америке, в странах Западной Европы, но известно, что самая большая армянская диаспора находится в России, и именно Россия приютила наибольшее количество армян, в разные годы вынужденных переселиться со своей родной земли, — засвидетельствовал митрополит Волоколамский Иларион. — Сегодня в России и, в частности, в Москве мощная армянская диаспора, и вполне естественно, что руками армянских зодчих здесь создается храм Армянской Апостольской Церкви. Мы следим за этим строительством, радуемся, что оно идет к завершению и вскоре у армянской общины появится здесь, в стольном граде Москве, свой духовный дом, который станет центром притяжения для очень многих членов Армянской Апостольской Церкви и представителей армянской диаспоры».

Между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью существуют многовековые прочные связи, отметил владыка Иларион: «Конечно, мы все знаем, что между нами нет полного евхаристического общения (это разделение, которое не преодолено по сей день, уходит корнями в V век; в 451 году в силу сложных исторических и политических обстоятельств Армянская Церковь не приняла участие в Халкидонском Соборе, не приняла его богословские итоги). Несмотря на разделение на богословском уровне, несмотря на богословские проблемы, которые в настоящее время обсуждаются в ходе диалога между Православными Церквами и Восточными Православными Ориентальными Церквами, у нас есть глубокая внутренняя солидарность, которая неоднократно была доказана на деле в ходе нашей с вами общей истории. Неслучайно, что одновременно с возрождением Русской Православной Церкви в постсоветский период происходит и возрождение Армянской Апостольской Церкви и Главы наших Церквей регулярно встречаются, общаются, обмениваются радостными и скорбными новостями, помогают друг другу в решении тех проблем, которые сегодня существуют».

Так, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата напомнил о важной положительной роли, которую сыграли в деле умиротворения на Кавказе регулярные встречи между Патриархом Московским, Католикосом всех армян и духовным лидером мусульман Азербайджана в начале 1990-х годов, когда особо острым был конфликт в Нагорном Карабахе, когда взрывоопасной была ситуация во всем регионе. «Духовные лидеры наших стран делали все возможное для того, чтобы снизить градус противостояния, чтобы меньше было жертв среди мирного населения, чтобы был достигнут пусть и хрупкий, но мир, позволяющий людям жить, трудиться и верить, как они веровали на протяжении веков», — подчеркнул архипастырь.

Митрополит Иларион также рассказал о том, как во время своего последнего визита в Армению он посетил молодежный духовно-просветительский центр, воспитанники которого занимаются спортом, ремеслами, музыкой под покровительством Армянской Апостольской Церкви. «За таких детей не страшно, потому что, получая воспитание под эгидой Церкви, они сделают все, чтобы сохранить свою страну, свою культуру. И когда настанет время, они передадут своим детям и внукам веру, которая на протяжении веков давала армянскому народу силы жить и противостоять внешним вызовам»,? заключил владыка.

Председатель ОВЦС пожелал собравшимся помощи Божией в жизни и трудах и затем ответил на вопросы.

На встрече также присутствовали исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям священник Димитрий Сизоненко и сотрудник ОВЦС иеромонах Иоанн (Гуайта).

По окончании встречи епископ Езрас преподнес Владыке Илариону на память исследование армянских ученых «Григор Нарекаци и духовная культура Средневековья» и в преддверии праздника Светлого Христова Воскресения подарил пасхальное яйцо. Со своей стороны митрополит Волоколамский Иларион передал в фонд библиотеки армянского Духовно-просветительского центра свою книгу «Православие» в двух томах.
Русская линия


Ситуация на АЭС «Фукусима-1» продолжает ухудшаться
Остановить распространение радиоактивных веществ мешает погода

Осторожно, радиация!Ситуация с радиоактивным заражением после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» продолжает усугубляться: опасные вещества зафиксированы далеко за пределами «зоны отчуждения», а их концентрация в море рядом с АЭС продолжает стремительно расти, сообщает портал Newsru.com. Власти рассматривают возможность расширить запретную зону вокруг станции. Радиоактивные вещества угрожают не только японской территории: йод-131 уже добрался до Дальнего Востока России, однако, как выяснилось, он попал туда не со стороны Японии.

В четверг работы по ликвидации последствий аварии приостановлены из-за высокого уровня радиации. Оператор станции продолжает подготовку к откачке воды из дренажных систем первого энергоблока, а операция по распылению специальной смолы, которая должна предотвратить дальнейшее распространение радиоактивных веществ, пока что сорвалась.

В четверг вслед за МАГАТЭ Агентство ядерной и промышленной безопасности Японии порекомендовало правительству страны расширить зону эвакуации вокруг «Фукусимы-1», сообщает ИТАР-ТАСС. Сильному радиоактивному заражению подверглись районы и за пределами 20-километровой зоны, откуда ранее были вывезены жители. В частности, образцах почвы в 40 км к северо-западу от АЭС было выявлено содержание радиоактивных йода и цезия в объеме 1,1 млн и 163 тыс беккерелей на кг.

Ранее правительство приказало покинуть свои дома жителям 20-километровой зоны и порекомендовало без необходимости не выходить на улицу тем, кто живет в пределах 30 км от станции. Генсек кабинета министров Юкио Эдано заявил, что правительство готово оказать поддержку всем жителям 30-километровой зоны, которые пожелают покинуть свои дома. Кроме того, он пообещал возместить убытки компаниям, прекратившим работу в указанном радиусе от станции.

Радиоактивные вещества со станции распространяются не только по земле, но и по воде. По последним данным, установленная законом норма содержания радиоактивного йода-131 в морской воде у АЭС превышена в 4385 раз. Концентрация заметно выросла по сравнению с предыдущим замером, признает Агентство по атомной и промышленной безопасности.

Нынешний замер был сделан во второй половине дня в среду у входных фильтров атомной электростанции, по которой 11 марта нанесло мощный удар цунами высотой 14 метров. При нормальной работе морская вода закачивается на АЭС для охлаждения закрытых циркуляционных систем турбинных залов ядерных энергоблоков.

Предыдущий замер был сделан 29 марта. Он показал превышение содержания йода-131 в море в 3355 раза по сравнению с предельной нормой. 26 марта его концентрация была в 1850 раз выше обычного уровня. Затем она существенно снизилась, и 28 марта превышение составляло 28 раз.

Почему концентрация радиоактивного вещества в море растет, японские власти сказать затрудняются. Эксперты предполагают, что это связано с продолжающейся утечкой радиоактивной воды из реакторов. В нижней части турбинных залов и в дренажных отводах рядом со зданиями первого и второго энергоблоков по прежнему отмечается значительное количество скопившейся воды.

В наиболее опасном втором энергоблоке уровень радиации в ней превышает 1 тыс. миллизивертов в час. Это в четыре раза больше годовой нормы облучения, которую участникам нынешней аварийной операции на АЭС «Фукусиме-1» разрешено получить за год. Из-за высокого уровня радиации работы на станции в настоящее время приостановлены.

Вчера на АЭС должна была начаться операция по распылению специальной смолы для предотвращения распространения радиации. Ее, однако, пришлось отложить из-за дождя, сообщил представитель оператора станции — компании Tokyo Electric Power (TEPCO).

Компания приступит к этим работам, как только улучшится погода — пока что предполагается начать операцию в пятницу, 1 апреля. «Тушение» смолой продлится около двух недель. Всего предполагается использовать 60 тыс. литров сжиженной синтетической смолы, которая после распыления достаточно быстро затвердевает.

Смола будет рассеяна в районе комплекса АЭС на участках, наиболее разрушенных взрывами водорода. Слой распыленной массы зеленого цвета удерживается на поверхности от нескольких месяцев до одного года. Распыление раствора решено начать с южной стороны четвертого энергоблока. Для этого будет применена мобильная установка с дистанционным управлением, позволяющим оператору находиться от объектов АЭС на удалении 150 метров.

Как считают эксперты, распыление вещества предотвратит распространение в воздухе радиоактивных частиц, осевших на обломки вокруг станции.

Напомним, что частицы йода-131 в неопасной для здоровья концентрации уже обнаружены на территории России — в Приморье, где тщательно отслеживают ситуацию вокруг японской АЭС.

В четверг стало известно, что следы указанного вещества пришли на Дальний Восток не со стороны Японии, а с запада. После утечки на станции «Фукусима-1» они обогнули Земной шар, объяснил глава поиморского регионального Гидромета Борис Кубай, передает РИА «Новости».

«Йод 131, обнаруженный в Приморье, сначала „побывал“ в Америке, куда его принесло ветром с АЭС „Фукусима-1“, а затем пересек Атлантический океан и попал в Европу. Оттуда западным ветром его принесло обратно в Японию через Приморский край», — рассказал ученый.

В среду Примгидромет объявил о выявлении в воздухе Приморья незначительных следов йода-131, концентрация которого была в 100 раз ниже допустимой нормы. Концентрация опасного вещества заметно снизилась за время месячного путешествия, так как период полураспада йода-131 составляет всего восемь дней. Полностью частицы этого элемента исчезают через два месяца.

«Новые анализы проб воздуха доказали, что концентрация йода-131 в Приморье стремительно падает и уже более чем в 100 раз ниже допустимого уровня. Вывод один: угрозы для здоровья жителей Приморья нет», — подчеркнул глава Примгидромета.
Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного

Царь Иоанн IV Грозный Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.

«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.

В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.

Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.

Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.

Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.

С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..

В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..

Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.

Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.

Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.

Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..

Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича.

Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».

Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.

Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»
Русская линия


Патриарх Кирилл посетит Чернобыль

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, как ожидается, совершит в конце апреля визит на Украину по случаю 25-летия чернобыльской аварии. Он планирует совершить заупокойные богослужения в Киеве и в зоне отчуждения ЧАЭС, сообщает Интерфакс.

Накануне патриарх Кирилл благословил совершить во всех храмах Русской церкви молитвенное поминовение жертв Чернобыльской аварии. Специальный чин поминовения погибших будет совершаться за Божественной литургией 26 апреля, в день 25-летия трагедии.

В чине есть среди прочего такие слова: Молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих пожарных, спасателей и всех, от катастрофы Чернобыльской до смерти уязвленных, и о еже проститися им всякому согрешению вольному же и невольному".

По официальным данным, в целом в результате чернобыльской аварии 26 апреля 1986 года пострадали около 5 млн. человек. В ликвидации ее последствий приняли участие около 200 тыс. россиян.

Хотя в декабре 2000 года Чернобыльскую АЭС закрыли, саркофаг, возведенный над четвертым, взорвавшимся, энергоблоком, постепенно разрушается. Украина работает над сооружением нового саркофага над объектом «Укрытие».

ЧАЭС расположена вблизи города Припять, в 18 км от Чернобыля, в 16 км от границы с Белоруссией и в 110 км от Киева.
Русская линия


Верующие Корсунской епархии поклонятся Терновому венцу Спасителя

По установившейся уже несколько лет традиции в пятницу Крестопоклонной недели (в этом году — это 1 апреля) состоится православное паломничество верующих Корсунской епархии РПЦ к Терновому венцу Спасителя, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери, сообщает официальный сайт Корсунской епархии Московского Патриархата.

Терновый венец и два гвоздя от Креста Господня будут вынесены в 15.00 канониками собора и рыцарями Гроба Господня. После чтения Евангелия и краткой истории принесения Тернового венца в Париж верующие смогут поклониться великой святыне.

В этом году, по благословению епископа Корсунского Нестора, поклонение Терновому венцу будет сопровождаться пением хора учащихся Парижской православной семинарии.
Русская линия


В Туле построят гостиницу для православных паломников

Гостиницу для паломников, рассчитанную на 50−70 мест, планируется построить на территории Щегловского мужского монастыря Тулы к 2012 году, сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-службу обладминистрации.

Накануне глава региона Вячеслав Дудка ознакомился с ходом реконструкции этого монастыря.

Здесь были реконструированы храмы в честь Божьей Матери «Млекопитательницы» и преподобного Никандра Псковского, возведена часовня, отреставрированы внутренний двор и здание храма Никандра Псковского, проведены инженерные коммуникации.

В настоящее время восстанавливаются архиерейские палаты, домовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Щегловский мужской монастырь — единственная в России обитель, основанная в честь иконы Богородицы «Млекопитательница» (на иконе Божья Матерь изображена кормящей грудью Иисуса). Основан в середине XIX века московским купцом и промышленником Василием Макарухиным на земле летней архиерейской дачи.

В 1920-х годах обитель была упразднена, монахи разогнаны, храм опечатан, земли национализированы. В 1990 году территория и все здания монастыря были возвращены Русской церкви, 18 июля 1991 года состоялось открытие монастыря.

Всего на территории Тульской области расположено около 200 монастырей и храмов.
Русская линия


Немецкий теолог считает, что отмена целибата приведет к большим проблемам в Католической Церкви

Немецкий теолог Рихард Хартманн в интервью фрайбургскому журналу «Herder Korrespondenz» рассказал, с какими проблемами, по его мнению, столкнется Католическая Церковь, если изменит правило обязательного целибата духовенства

Теолог считает, что изменения условий допуска к священническому служению в ближайшем будущем не произойдет «по стратегическим и пастырским причинам», сообщает Седмица.Ru со ссылкой на liborius.de. В этом вопросе следует избегать простых решений, необходимы «интенсивные переговоры на самом высоком уровне».

Среди проблем, которые, по мнению Хартманна, придется решать Церкви в случае отмены обязательного целибата священников, встанут следующие: что делать, если брак священника терпит неудачу, примет ли община разведенного священника? «В соответствии с этим допущение брака для священников возможно только с принятием новых церковных норм о разводе», — считает теолог.

Он также полагает, что вопрос о допущении к священническому служению т. н. «испытанных мужей» нужно решать вместе с вопросом о лишении сана священников, которые нарушили обет безбрачия.

Хартманн согласился с уже неоднократно озвученной рядом представителей католического духовенства точкой зрения: проблему нехватки священников отменой целибата не решить. Церкви придется решать еще более сложные проблемы, вырабатывая новые формы религиозной жизни, если она изменит свое отношение к целибату.

Теолог исходит из того, что нехватка священников не может явиться причиной разрушения Церкви, а, напротив, может привести к расцвету религиозной жизни благодаря «добровольцам, вдохновленным путем священнического служения». Подобное уже наблюдалось в латиноамериканских и азиатских общинах, считает Хартманн.
Русская линия


Концерт-проповедь «Благовещенский вечер» в Санкт-Петербурге

С концертом-проповедью «Благовещенский вечер» 7 апреля в Политехническом университете выступит хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии (регент — диакон Николай Боткин, хормейстер — Юрий Герасимов), сообщает сайт «Вода живая».

История человечества от райских времен и грехопадения прародителей, далее через последующее рождение от Девы Марии обетованного Спасителя мира и до современного состояния нашего общества будет выражена через музыкально-сценическую композицию, построенную на богослужебных и духовных песнопениях православной традиции.

Музыкальным философским языком отцы-певчие предложат слушателям поразмышлять над смыслом празднуемого в этот день события — Благой вести, провозглашенной архангелом Гавриилом Деве Марии, о воплощении Сына Божия.

В этот вечер музыка и живое слово проповеди позволят участникам концерта-проповеди полной мере ощутить момент будущей встречи Воскресшего Христа и нашей Радости, торжественное празднование которого все христиане мира осуществят в этом году одновременно.

Атмосфера благожелательности и добродушия всегда свойственна хору петербургского духовенства, который в дни Великого поста стремится умножить в наших сердцах сопричастность небесному счастливому чувству взаимного уважения и участия.

Начало в 19:00. Белый зал Политехнического университета (м."Политехническая").
Русская линия


На украинской арктической станции возведут православную часовню

Православная часовня будет возведена усилиями Украины, России и Белоруссии на антарктической станции «Академик Вернадский» по благословению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, сообщает официальный сайт УПЦ.

По поручению предстоятеля УПЦ архиепископ Львовский и Галицкий Августин отправился на станцию вместе с 11 полярниками XVI Украинской антарктической экспедиции, чтобы освятить место для часовни. Во время проводов экспедиции архиепископ Августин прочитал напутственную молитву, а также освятил икону Николая Чудотворца — покровителя путешественников и мореплавателей, которая была написана специально для часовни в Антарктиде. Икону полярникам передала горадминистрация Кривого Рога.

Церемония проводов экспедиции на научную вахту состоялась 16 марта в Киеве. Все присутствующие на проводах желали участникам экспедиции результативной работы, счастливого пути и семь футов под килем в грозном проливе Дрейка. Возглавил экспедицию геофизик-сейсмолог Евгений Карягин.

По информации «Википедии», украинская антарктическая станция основана в феврале 1996 года, когда станция «Фарадей» была передана Украине Британской Антарктической службой и переименована в «Академик Вернадский».
Русская линия


Христиане в Афганистане — вне закона

Афганские христиане продолжают жить в стране на нелегальном положении. В любой момент они рискуют попасть в тюрьму, отправиться в ссылку или быть убитыми за исповедание своей веры, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на AFP.

22-летний афганец Энайат рассказал о реальном положении христиан в стране. Энайат — один из тысяч христиан в исламском Афганистане, надеющихся на религиозную свободу после падения режима Талибана, он согласился на встречу лишь на «конспиративной» квартире своего друга.

«Раньше я носил с собой Библию, где хотел, — вспоминает юноша, — теперь же это невозможно. Я не могу называть себя христианином».

В Афганистане, где повстанцы продолжают вести свой джихад против иностранного контингента, нет ни одной церкви, проповедь Евангелия запрещена, конституция страны запрещает обращение из ислама в другую религию. За нарушение этих положений положена смертная казнь, хотя в последнее время эта мера на практике редко применяется. Однако в последние годы были казнены миссионеры, и просто иностранцы, заподозренные в попытках обратить мусульман в Христианство.

«Если вас задержат, ни в коем случае не говорите, что вы христианин, иначе вам немедленно придётся покинуть страну», — рассказывает Энайат.

8 иностранных медиков были расстреляны в августе прошлого года на севере Афганистана по подозрению в миссионерской деятельности. Их христианская организация занималась гуманитарной деятельностью в стране в течение 45 лет и никогда не была замечена в прозелитической деятельности.

Огромный страх объял христианское сообщество Афганистана, которое по оценкам западных исследователей составляет несколько тысяч человек.

В мае возросло давление на меньшинства после того, как местное афганское телевидение показало кадры крещения мужчин и чтения молитв на фарси, происходящих предположительно в одном из домов Кабула. После этого инцидента несколько афганцев были арестованы по подозрению в принятии крещения, и судебное разбирательство продолжается по сей день.

Один из них, друг Энайата, Мусса Сайид, который работал в Международном комитете «Красный крест», рассказал в письме из тюрьмы, что его избивают, насилуют и унижают днём и ночью.

Сайид принял Христианство 6 лет назад и отказывается возвращаться в ислам. Он не знает, казнят ли его, осудят на пожизненное заключение или изгонят из страны.

Сам Энайат возвратился в Афганистан из Индии в 2009 г., однако он натолкнулся здесь на стену непонимания. Его мать была в ужасе, когда узнала, что сын обратился в Христианство. Она назвала его крещение «несмываемым позором, которым он покрыл семью».
Русская линия


<< Полная сводка новостей от 31 марта 2011 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика