Протоиерей Георгий Рощин: «Власти должны следить за притоком мигрантов, а не гоняться за очередной мздой»
Священнослужители РПЦ высказали своё мнение о причинах межнациональных проблем в России
Как рассказал изданию один из местных жителей, на следующий день после стихийного митинга 4 ноября районные управы предпочли поскорее избавиться от «нерусских дворников», а магазины — от «нерусских грузчиков и кассирш». Иностранных работников предпочло уволить и руководство магазина «Копейка», возле которого и произошла драка с фатальным исходом. До убийства мигранты составляли в этом магазине 90% персонала.
Причиной «исхода» гастарбайтеров стала драка между двумя местными жителями и тремя таджиками, которая произошла 26 октября возле магазина, расположенного через дорогу от здания городской администрации. По версии следствия, во время потасовки один из таджиков ударил ножом 25-летнего Петра Капралова и его друга. Капралов скончался на месте, а его приятель до сих пор оправляется от ранений в больнице. При этом очевидцы рассказывают, что таджики кричали: «Режь русских свиней!».
В очередной раз обострившаяся тема межэтнических отношений в России побудила портал Regions.Ru обратиться к священнослужителям РПЦ с вопросами: «Как бы вы сформулировали подлинные причины межнациональных трений? Как должны реагировать власти — в том числе местные — на приток нелегальных мигрантов?»
Преподаватель Московской духовной семинарии, игумен Мелетий (Соколов) считает, что федеральные власти должны добиваться неукоснительного соблюдения законов и от миграционных служб, и от правоохранительных органов, и от местных властей. «О конфликтах на межнациональной почве и речи быть не должно. Если миграционное законодательство не в силах остановить нелегальную миграцию, оно должно быть соответствующим образом изменено в сторону большей строгости», — сказал он. «Ответственность должны нести не только нелегалы, но и работодатели и местные власти. Причем местные власти должны отчитываться и перед народом и не жалеть сил для поддержания покоя и порядка на своей территории», — добавил отец Мелетий.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает, что власть, к сожалению, ангажирована бизнесом, а бизнесу выгодна дешевая рабочая сила. «Поэтому власти приходится балансировать между людьми, которые ее подкармливают, и не портить отношений с бизнесом, и народом, стараясь не доводить дело до массового выражения протеста и массовых беспорядков (потому что тогда всех просто поснимают). Так что дело здесь не в национальной почве», — сказал он. «Мизерная зарплата, бесправие, стрессовые условия жизни большинства мигрантов — всё это может привести к непредсказуемым последствиям, отсюда и социальная напряженность, и рост преступности. Пока бизнес такая ситуация устраивает, ничего не изменится. В человеческой истории не было ещё случаев, чтобы бизнес добровольно отказывался от дешевой рабочей силы. Проблема, видимо, будет только обостряться», — пессимистически заметил отец Димитрий.
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, секретарь-координатор исполкома Межрелигиозного совета СНГ протоиерей Георгий Рощин считает главной причиной межнациональных трений непродуманную миграционную политику. «Пока в стране миграционное и трудовое законодательства столь несовершенны и вдобавок не работают, проблем с мигрантами не избежать. А многим работодателям действительно выгоден рабский труд мигрантов, особенно нелегальных: им можно платить копейки, и по бумагам они не значатся — так легче уходить от налогов», — сказал он.
По словам зампреда Синодального отдела, зачастую межнациональные трения возникают также и по причине непросвещенности приезжих. «Существует проблема в так называемой „гуманитарной плоскости“. Дело в том, что большинство приезжих не имеют четкого представления не только о законах, но и j традициях, нравах, культуре и языке нашей страны. Поэтому миграционная политика обязана предусматривать организацию курсов для всех нуждающихся, где бы этому учили. Без всего этого межнациональная ситуация будет ухудшаться», — считает отец Георгий. «Иными словами, на сегодня задача государства — урегулировать легальность пребывания мигрантов. Власти должны следить за притоком мигрантов, а не гоняться за очередной мздой. А всех нерадивых чиновников — наказывать по всей строгости закона», — заключил отец Георгий.
Русская линия
Митрополит Иларион: «Старый обряд можно назвать эталоном для церковной жизни»
В Москве прошло заседание комиссии по взаимодействию со старообрядчеством
В заседании Комиссии приняли участие ее глава, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Можайский Григорий, архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Брянский и Севский Феофилакт, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, входящие в состав Комиссии клирики Русской Православной Церкви и сотрудники Отдела внешних церковных связей.
Обращаясь к членам Комиссии, митрополит Иларион сказал:
Дорогие владыки, отцы и братья!
Приветствую вас на очередном, пятом заседании Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством. Нам предстоит сегодня обсудить широкий круг вопросов, связанных с существованием старообрядных (единоверческих) приходов в лоне Русской Православной Церкви, а также с диалогом между нашей Церковью и старообрядческими согласиями.
Старый обряд — это не просто обряд. Старый обряд можно назвать эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Я не впервые говорю эти слова, они звучали и при посещении мною Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки. Мы учимся у них правилу молитвы, глубже начинаем понимать, что такое церковное литургическое творчество.
Как отмечал ранее Святейший Патриарх Кирилл, несколько столетий назад была предпринята попытка изменить цивилизационный код наших предков, привить им иную культуру и иные ценности. Это закончилось неудачей, а во многом и трагедией. Нужно было многого лишиться, чтобы теперь понимать, насколько важно и полезно обращаться к нашим духовным истокам, обращаться к той традиции, которая сохраняется и в нашей Церкви. Это важное, большое и миссионерское дело, потому что направлено оно на сближение с нашими братьями и сестрами, находящимися до сих пор в отделении от церковного общения.
Мы никого не должны осуждать, никого не должны пытаться насильственно к себе привлечь. Но мы должны уметь служить так, как служили наши предки. Совершать богослужение по старому обряду — это не только своевременно, но это и современно. Потому что старый обряд, как и всякий эталон, не устаревает. Это показывает тот интерес к старому обряду и к каноническому церковному искусству, который не умирает в нашем обществе. Не случайно так много сегодня хоров, исполняющих песнопения знаменного распева. Не случайно господствующим стилем в нашей иконописи сегодня является все-таки именно канонический стиль, а не академический. Старый обряд продолжает оставаться очень значимым свидетельством о том, каким должно быть церковное искусство и какими должны быть церковные обряды — соединяющими с Господом, восставляющими на молитву.
Старообрядческий раскол, которому уже почти 350 лет, — трагедия Русской Церкви. Произошел он вследствие отсутствия мудрости у людей, в свое время инициировавших книжную справу, и у тех, кто воспринял ее как нарушение церковного Предания. Мы сейчас должны задумываться не о том, кто был прав и кто был виноват во всей этой трагической истории, а о том, как исцелить раны, нанесенные за время существования раскола. Раскол — это всегда рана на теле Церкви, и до тех пор, пока он не будет уврачеван, эта рана остается незаживающей и кровоточащей. Наша задача — пытаться минимизировать исторические последствия раскола в сознании православных людей.
Предпринимались неоднократно попытки исцелить раскол. Одной из таких попыток было создание единоверческих приходов. Были предприняты и другие шаги навстречу нашим братьям и сестрам старообрядцам: отменены клятвы на старые обряды, что навсегда будет связано с именами Святейшего Патриарха Пимена и приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Снятие клятв определенно способствовало изменению самосознания части старообрядцев: одни перестали сторониться православных храмов и священников, другие воссоединялись с Церковью. Чаще — индивидуально, но известны и случаи присоединения целых общин или групп верующих. Соответственно появляется и задача: принять в лоно Церкви этих людей, создать им психологически благоприятную обстановку, помочь им адаптироваться в новой среде.
Скажем и о другом. Русская церковная старина сегодня не только востребована, но и нуждается в реабилитации. В области изучения собственной церковной древности, формирования верного о ней представления мы находимся в незавидном положении. Ввиду борьбы с церковным расколом в XVIII — XIX столетиях существовали определенные ограничения в развитии отечественной исторической литургики, музыкальной медиевистики. Старообрядцы фактически монополизировали тему русской церковной старины. Между тем их изыскательские интересы не простирались далее середины XVII века. В результате всякий любитель церковной старины, вынужденно обращавшийся к старообрядцам, помимо безусловно полезного, находил там и немало новозаимствований.
В заключение хотел бы сказать о том, что сегодня состоялось мое посещение духовного центра старообрядцев Белокриницкого согласия — Старообрядческой митрополии в Рогожском поселке. Мы имели доброе братское общение за чашкой чая с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием, обсудили некоторые конкретные вопросы, связанные с нашими взаимоотношениями. Не проявляя излишнего оптимизма, рад констатировать положительную динамику двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Русской православной старообрядческой церковью и наличие доброжелательной атмосферы в нашем диалоге. Надеюсь, что диалог будет развиваться к общей пользе наших верующих.
Также под председательством митрополита Илариона были рассмотрены текущие вопросы деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви, а также состояние отношений со старообрядческими согласиями. На заседании был рассмотрен проект Положения о старообрядных (единоверческих) приходах Русской Православной Церкви. Были приняты отчет о проделанной работе и предложения Комиссии Священному Синоду Русской Православной Церкви.
Русская линия
Несколько мусульман решили отметить Курбан-байрам стрельбой в центре столицы
В других городах России праздник отмечали в основном с помощью холодного оружия
Задержанные на Комсомольской площади люди для выяснения причин стрельбы были доставлены в ОВД «Красносельский». По предварительной информации, были задержаны 13 уроженцев Кавказа. Однако в милиции выяснили, что задержано 10 граждан Узбекистана, один гражданин Таджикистана и двое выходцев из Чечни. У одного из задержанных изъят газовый пистолет. Дежурный офицер Управления информации и общественных связей столичного ГУВД Аркадий Баширов сообщил ИТАР-ТАСС, что подлинность предъявленных документов на это оружие проверяется.
Напомним, что с июля в России обсуждается проект брошюры со сводом правил хорошего поведения для выходцев с Кавказа и других мигрантов. Инициатива принадлежит полпредству президента в Северо-Кавказском федеральном округе. Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал эту идею. По его мнению, чеченцы и так «знают, как себя вести в Москве и Пекине, Париже и Лондоне».
Одновременно с этим, известные деятели культуры обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с открытым письмом, призывая ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам.
«Мы крайне удручены ситуацией, которая сложилась в последние годы в Москве. В дни празднования религиозного мусульманского праздника Курбан-байрам в различных местах Москвы устраивается прилюдный забой жертвенных животных, который вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети», — говорится в обращении знаменитостей к мэру, текст которого поступил в пятницу в портал «Интерфакс-Религия».
Документ подписали Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле, Николай Расторгуев, Александр Лазарев — младший, Михаил Ширвиндт, Александр Ф. Скляр, Елена Камбурова, Сергей Чонишвили, Ксения Раппопорт, Татьяна Лютаева, Ольга Шелест, Виктор Гусев, Артемий Троицкий и другие.
По словам артистов, картины, предстающие на несанкционированных бойнях, «не могут не вызывать шок у не привыкших к жестокости людей». Так, живых баранов со связанными конечностями «сбрасывают в багажники легковых машин, убивают и разделывают непосредственно вблизи грузовиков на глазах живых животных, тут же развешивают забрызганные кровью трупы».
«Рейды организаций по защите животных, выезжавших по жалобам москвичей, выявили десятки точек массового забоя животных, расположившихся вблизи жилых домов, магазинов и школ», — сказано в обращении.
«Такая ситуация не может не вызывать серьезных опасений. Общеизвестен факт, что восприятие сцен насилия и жестокости как нормы способствует ожесточению людей и крайне негативно сказывается на благополучии общества», — подчеркивают авторы обращения. Кроме того, считают они, публичный забой животных вызывает «резкое осуждение и протест жителей столицы, что постоянно приводит к созданию конфликтных ситуаций».
Напомним, что, хотя, согласно отчетам властей, празднование Курбан-байрама в этом году прошло без инцидентов и баранов на улицах прилюдно не резали, как это происходило в прошлые годы к ужасу немусульманского населения, однако и эти уступки со стороны мусульман не устроили некоторых россиян. По информации блоггеров, сопровождающих свои рассказы фотографиями, жители все же могли наблюдать нелицеприятные картины, особенно в провинциальных городах.
Как отмечала «Независимая газета», даже в Москве в некоторых местах продажа и забой жертвенных баранов по-прежнему происходили прямо на улице.
Блоггерские фотоотчеты, на которые ссылается NEWSmsk.com, свидетельствуют, что улицы рядом с мечетями были заполнены грузовиками с живыми баранами, которых тут же продавали по ценам от 3 до 7 тысяч рублей. Уже разделанные туши особым спросом не пользовались. За разделку барана на месте требовали 1 тысячу рублей.
Кровавых сцен не наблюдалось, однако связанных животных тут и там тащили на заклание. При появлении милиции двери грузовых «ГАЗелей» закрывали, однако затем открывали снова, писал блоггер ottenki-serogо.
Но если в столицах резать баранов в детских песочницах, да и вообще на глазах у всех, в основном перестали, то в провинциальных городах подобные картины все еще можно было наблюдать.
Так, в центре Твери грузовики с баранами выстроились рядом с поликлиникой и католическим храмом. Тут же, за забором, животных резали и туши растягивали на кольях, сообщал сайт tvernews.ru. Это подтверждали фотографии, опубликованные блоггером allan999.
Шокированные горожане размещали на местных форумах возмущенные отклики: «В центре города бойню устроить! А мимо дети и подростки ходят и на транспорте ездят. Где городские власти, которые это все позволяют, где они? И вопрос к мусульманам — неужели нельзя резать баранов в лесу за городом? Дикость!»
Во Владивостоке один из жителей пожаловался, что мусульмане резали баранов на виду у прохожих прямо напротив детского сада. Он признался, что ему стало, «мягко говоря, не по себе от увиденного», передает «Интерфакс-Религия».
Милиция попросила очевидцев обратиться в дежурную часть УВД Владивостока, чтобы по факту убийства животных на улице провести проверку и найти нарушителей общественного порядка, сообщает городской сайт VL.ru.
Напомним, что праздник Курбан-байрам (жертвоприношения) — день окончания хаджа, священного события в жизни каждого мусульманина, поэтому во всех мечетях мира в этот день многолюдно, верующие приходят ещё затемно. Праздник отмечается в течение трёх дней. Российских приверженцев ислама с праздником поздравили Президент и премьер. В Москве 16 ноября на праздник к Соборной мечети пришли 70 тысяч верующих.
Русская линия
Закон о передаче имущества религиозным организациям принят в окончательном третьем чтении
Определяется, что это имущество может передаваться соответствующим федеральным, региональным или муниципальным органом власти религиозным организациям — либо в собственность, либо в безвозмездное пользование на определенный срок. При этом срок передачи не может превышать два года со дня принятия конкретного решения.
В случае, если под передачу подпадают жилые помещения, проживающим в них гражданам должно быть своевременно предоставлено альтернативное жилье.
Законом определяются все сведения, которые должны быть включены в план передачи имущества, составляемый и утверждаемый уполномоченным органом государственной или муниципальной власти. В частности, в этот план должны быть включены сведения об источниках и размерах финансового обеспечения мероприятий по выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений и предоставлению им другого жилья.
Законом гарантируется право юридическим и физическим лицам обжаловать в суде решение уполномоченного органа о передаче имущества, если эти лица с таким решением не согласны. В то же время уполномоченный орган вправе отказать религиозной организации на передачу ей запрашиваемого имущества, указав при этом причины такого отказа. Законом определяется, что такой отказ не препятствует повторному направлению религиозной организацией своего заявления после устранения указанных нарушений.
Законом устанавливается обязательная публичность процесса передачи имущества религиозным организациям. С этой целью уполномоченный орган обязан разместить на своем сайте в недельный срок принятое к рассмотрению заявление религиозной организации. Там же должно быть обнародовано и принятое положительное или отрицательное решение уполномоченного органа.
Законом оговаривается, что если государственное или муниципальное имущество, на которое претендует религиозная организация, передано в аренду третьему лицу, то такая аренда сохраняет силу до оговоренного в официальных документах срока.
Русская линия
Дмитрий Медведев: «Ваша статистика — брехня»
По мнению Президента взрывов и убийств на Кавказе не стало меньше
«За 10 месяцев текущего года на территории округа зарегистрировано 64 тысячи преступлений при снижении в стране количества умышленных убийств на 13%, в округе их количество возросло на 5%, раскрываемость снизилась практически на 10%, хотя последний показатель требует отдельного анализа, я не уверен, что это плохо, потому что статистика у нас лукавая, веры в нее нет. Еще раз обращаю на это внимание руководителей правоохранительных органов: нет веры в эту статистику, брехня это зачастую», — указал глава государства.
Он подчеркнул, что с этой ситуацией необходимо что-то делать, включая ту отчетность, которую предоставляет МВД, и напомнил, что в новом «Законе о полиции» есть соответствующие возможности, чтобы эта статистика стала более четкой, сообщает РИА «Новости».
Глава ФСБ России Александр Бортников доложил на совещании в Ессентуках, что с начала текущего года на территории СКФО было «проведено более 50 контртеррористических операций и большое количество оперативно-боевых мероприятий, в ходе которых уничтожено при оказании вооруженного сопротивления 332 члена бандгрупп».
По его словам, задержано 530 бандитов и их пособников, из тайников и схронов изъято более 1 тысячи единиц оружия, 390 самодельных взрывных устройств, свыше 1,5 тонны взрывчатых веществ, порядка 8,5 тысяч снарядов и гранат и 135 тысяч патронов, передает «Интерфакс».
Медведев со своей стороны признал, что на некоторых направлениях все же есть изменения. «Было проведено много полезных мероприятий, это тоже правда, этого нельзя не замечать. Предотвращено более 60 преступлений террористической направленности, а это спасенные жизни, об этом никто не должен забывать», — заметил Президент.
Он отметил также, что было нейтрализовано значительное число боевиков, включая лидеров бандформирований, но обстановку в целом это не изменило, подчеркнул Медведев. «Активность бандгрупп не снижается, их деятельность срастается и с организованной преступностью», — сказал он. При этом, по словам Медведева, сейчас сложно определить, где заканчивается террористическая деятельность и «начинается обычная уголовщина», отмечает ИТАР-ТАСС.
Медведев напомнил, что на предыдущем совещании были определены конкретные меры противодействия террористической деятельности, борьбы с преступностью. «Речь шла также о повышении межведомственного взаимодействия, усилении защиты объектов инфраструктуры, предприятий от террористических посягательств, о работе с кадрами в силовых структурах, в прокуратуре, в суде», — сказал Президент.
«Надо признать, что определенные шаги были сделаны, чтобы, как минимум, подержать людей, которые, рискуя жизнью, ведут борьбу с терроризмом», — сказал президент. В частности, по его словам, государством были установлены новые надбавки и льготы, несмотря на то, что это происходило в кризисный год. «Это не означает, что все задачи решены, бреши закрыты, что все, что необходимо выплачивать за такого рода службу, сделано. Но это был шаг вперед», — отметил глава государства.
Сейчас, подчеркнул Медведев, также «нужно обсудить, какое содействие оказывается силовым структурам со стороны региональных властей и со стороны органов местного самоуправления». «Я абсолютно уверен, что резервы со стороны глав регионов далеко не исчерпаны. Недостаточно обеспечиваются меры безопасности в местах массового пребывания граждан, и это имело свои печальные последствия в ряде случаев. Очень мало мероприятий информационного характера. Мало внимания уделяется взаимодействию с лидерами духовных конфессий», — указал Медведев.
«Хотел бы специально подчеркнуть, что с момента вступления в силу закона о полиции роль регионов в обеспечении безопасности, несмотря на то, что у нас федеральная составляющая укрепляется, она остается очень значительной, в том числе и не только в плане организационной помощи, но и финансирования отдельных региональных программ правоохранительной направленности», — добавил он.
Русская линия
Россия — НАТО: Перезагрузка
В альянсе приняли новую стратегию развития
В пятницу лидеры 28 стран НАТО приняли новую стратегическую концепцию альянса, которая определяет развитие НАТО на ближайшие 10 лет. Как завил на пресс-конференции генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, документ является не просто заявлением о намерениях, а планом действий на ближайшие 10 лет. Согласно концепции, в результате преобразований НАТО должна стать более эффективной. Кроме того, концепция учитывает и новые, современные угрозы, например, кибертерроризм.
Сотрудничество России и НАТО «играет стратегическую роль, поскольку способствует созданию общего пространства мира, стабильности и безопасности», говорится в концепции, которую цитирует ИТАР-ТАСС. «НАТО не представляет угрозы для России. Напротив мы хотим видеть реальное стратегическое партнерство между НАТО и Россией, и мы будем действовать соответственно, ожидая взаимности от России», — говорится в документе.
«Невзирая на наличие разногласий по отдельным вопросам, мы остаемся убеждены, что безопасность НАТО и России тесно переплетены, и что сильное и конструктивное партнерство, базирующееся на взаимном доверии, транспарентности и предсказуемости может наилучшим образом служить нашей безопасности», — говорится в документе.
Альянс напомнил в своем базовом документе, что отношения России и НАТО основаны на «целях принципах и обязательствах Основополагающего акта Россия-НАТО и Римской декларации», на основании которой был создан Совет Россия-НАТО, особенно выделив вопросы «уважения демократических принципов, независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств в Евроатлантическом регионе».
Помимо того, новая стратегическая концепция подтверждает, что двери НАТО «остаются надежно открыты» для новых членов. В концепции пункт о расширении устанавливает среди критериев членства не только выполнение общих требований, но и отсутствие серьезных проблем, способных ослабить общую безопасность. «Дверь в НАТО остается широко открытой для всех европейских демократий, которые разделяют ценности Альянса, которые хотят и способны принять ответственность и обязанности членства, и включение которых может внести вклад в общую безопасность и стабильность», — говорится в документе.
Также Фог Расмунссен затронул другую важную тему, призвав все стороны к скорейшей ратификации нового договора об СНВ. «Новый договор СНВ должен внести вклад в безопасность евроатлантического региона. Я буду глубоко огорчен, если ратификация будет отложена. Это станет ударом по безопасности в евроатлантическом регионе», — сказал он.
В субботу собравшимся предстоит утвердить масштабную реформу, предусматривающую сокращение командно-штабной и тыловой структур альянса. Количество штабов НАТО должно быть сокращено с 11 до 7, число вспомогательных агентств НАТО урезано с 14 до 3.
Отдельная конференция по Афганистану в рамках саммита соберет помимо 28 лидеров альянса лидеров 11 государств-партнеров, входящих в состав международных сил ИСАФ. В ней также примут участие президент Афганистана Хамид Карзай и генсек ООН Пан Ги Мун. Альянс должен утвердить «дорожную карту» по сворачиванию афганской кампании, которая будет заключаться в «передаче афганским властям ответственности за обеспечение безопасности в своей стране». Переходный период начнется в 2011 году и продлится до конца 2014 года.
«Дни НАТО» в Лиссабоне завершит в субботу заседание Совета Россия-НАТО на высшем уровне. Эта встреча станет, возможно, даже более насыщенной, чем сам саммит альянса. Это будет первая встреча на высшем уровне с момента конфликта с Грузией в августе 2008 года.
По словам генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, в субботу в Лиссабоне может быть дан «свежий старт» не только отношениям России и НАТО, но «отношениям России с Западом в целом».
Официально саммит открылся в пятницу вечером чествованием военнослужащих альянса, которые участвуют в военных операциях в разных районах мира, прежде всего в Афганистане. Главы государств и правительств, министры и другие участники встречи в верхах встали, когда в зал вошли представители вооруженных сил 28 стран альянса. Они почтили минутой молчания память солдат и офицеров, которые погибли в этих операциях, передает «Интерфакс».
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен произнес торжественную речь, в которой подчеркнул, что НАТО — это альянс, основанный на общих ценностях демократии, свободы и прав человека, на принципах солидарности. Поэтому организация, по его словам, стала «самым успешным военным альянсом».
Президент США Барак Обама в пятницу по прибытии в Лиссабон призвал «дать новый заряд» НАТО. «Мы собрались здесь в Лиссабоне для того, чтобы в XXI веке дать новый заряд НАТО и усилить партнерство между США и ЕС», — сказал Обама по окончании обеда с президентом Португалии Анибалом Каваку Силвой и премьер-министром страны Жозе Сократишем.
По словам Обамы, он готов работать «с партнерами США по НАТО» в рамках Международных сил стабилизации в Афганистане, открытии «новой фазы, подразумевающей передачу ответственности афганским силам на всей территории страны». Кроме того, Обама отметил, что «этот саммит предоставляет уникальный случай сверить наши взгляды относительно Афганистана».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Н.Я.Данилевского
В 60-е гг. Данилевский работает над фундаментальным культурологическим трудом «Россия и Европа», который заложил основу цивилизационного подхода к исследованию исторических явлений. Книга увидела свет в журнальном варианте в 1868 г. В 1872 г. появилось отдельное издание. В этой работе ученый сформулировал теорию культурно-исторических типов, согласно которой общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций. В истории можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии культурных типов. Всего в прошлом Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Главное внимание в своем анализе он сосредоточил на германо-романском (уходящем) и славянском (только начинающем формироваться) типах, потому книга и называется «Россия и Европа». На смену Европе, по мнению Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов, и возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место угасающего германо-романского типа.
Такой сценарий Данилевский считал вполне обоснованным, поскольку славянская цивилизация имеет ряд существенных преимуществ перед европейской. Она неагрессивна, в ней общественное преобладает над индивидуальным, что произошло под влиянием Православия. Данилевским ставил проблему очень остро, он утверждал, что России предстоит сделать выбор: либо вместе с другими славянскими народами создать всеславянскую цивилизацию, либо полностью утратить свое культурно-историческое значение и стать этнографическим материалом для других цивилизаций. Он считал необходимым создание Всеславянского союза (федерации) — добровольного объединения славянских народов вокруг России. Столицей союза должен стать (после освобождения от власти турок) Константинополь, недаром называвшийся славянами Царьградом.
Обосновывая особый путь развития России, Данилевский в целом продолжил славянофильское учение, дополнив его системой естественно-научных доказательств. Н.Н.Страхов, защищая теорию Данилевского от нападок В.С.Соловьева, утверждал, что книга «Россия и Европа» завершает славянофильское учение, является кульминационной точкой развития славянофильской идеи. Опора Данилевского на органическую теорию развития, учет им в своей концепции географических факторов формирования государств ставят русского ученого в ряд основоположников геополитики.
В 1864 г. Данилевский купил себе имение в Мшатке на южном берегу Крыма, здесь у него гостили Н.Н.Страхов, И.С.Аксаков, Л.Н.Толстой и другие видные деятели русской культуры. В 1879 г. ученый был назначен директором Никитского ботанического сада. Тогда же он приступил к написанию работы «Дарвинизм. Критическое исследование», которую определял как «естественное богословие». Труд Данилевского не был доведен до конца из-за скоропостижной смерти ученого в Тифлисе во время очередной командировки 7 ноября 1885 г. Похоронен в своем крымском имении.
Русская линия
Патриарх Кирилл совершил благодарственный молебен по случаю 70-летия протоиерея Николая Гундяева
Завтра Предстоятель РПЦ отслужит первую Божественную литургию в Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте
Из аэропорта Предстоятель Русской Православной Церкви направился в Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке.
В нижнем храме-усыпальнице святого праведного Иоанна Кронштадтского, освященном в честь пророка Божия Илии и святой царицы Феодоры, Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Затем в монастырском храме в честь Двенадцати апостолов Первосвятитель совершил благодарственный молебен по случаю 70-летия ключаря Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерея Николая Гундяева, старшего брата Его Святейшества.
За богослужением молились протоиерей Николай Гундяев, представитель Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей протоиерей Михаил Гундяев, настоятельница монастыря игумения Серафима (Волошина), клирики монастырских храмов и насельницы обители, а также родственники Его Святейшества. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл поздравил протоиерея Николая Гундяева с юбилеем.
По словам Его Святейшества, пастырское служение отца Николая началось в «суровые годы, когда само открытое исповедание веры означало полное исключение из всякой общественной жизни, обрекало на жизнь, которая не имела ни общественной поддержки, ни привилегий, ни всего того, что обычно составляет предел мечтаний обычного человека».
Предстоятель напомнил о трудах, понесенных протоиереем Николаем Гундяевым в годы преподавания в Петербургских духовных школах. «Наверное, самым важным добрым делом, которое тебе удалось сделать, было воспитание многих поколений священнослужителей, которым твои проникновенные лекции и беседы открывали смысл пастырского служения и укрепляли в вере. Твои слова никогда не были пустыми, формальными — они всегда были исполнены знаний, мудрости, искренности. И люди, которые учились у тебя, до сих пор помнят этот замечательный пример и опыт изучения святоотеческого наследия под твоим водительством», — сказал, обращаясь к старшему брату, Святейший Патриарх Кирилл.
«Дай Бог, чтобы, взирая на опыт старших, младшие могли и учиться тому, как нужно поступать, и одновременно набирались мудрости и способности избегать ошибок, которые допускало старшее поколение. Мудрость человека заключается именно в способности усваивать опыт предыдущих поколений», — заключил Святейший Владыка.
Завтра Святейший Патриарх Кирилл совершит первую Божественную литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте.
Русская линия
Председатель ОВЦС встретился со старообрядческим митрополитом Корнилием
Участники встречи с удовлетворением отметили, что во многих сферах церковно-общественной жизни развивается сотрудничество старообрядческой митрополии с Русской Православной Церковью. В частности, обсуждался вопрос о преподавании в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры». В разработке учебного пособия по этой дисциплине принял участие представитель старообрядческой стороны. Было отмечено, что учебник протодиакона Андрея Кураева по данному предмету не затрагивает спорных вопросов и освещает темы, важные как для чад Русской Православной Церкви, так и для старообрядцев. В духе взаимопонимания были также обсуждены вопросы, связанные с ожидаемым принятием закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Со стороны Русской Православной Церкви во встрече принимали участие заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов и сотрудник ОВЦС МП Д.И. Петровский.
Со старообрядческой стороны во встрече участвовали благочинный старообрядческой Московской епархии протоиерей Леонтий Пименов, настоятель Никольского храма г. Москвы иерей Алексий Лопатин и секретарь митрополита протодиакон Виктор Савельев.
На встрече присутствовал также соучредитель Благотворительного фонда во имя святителя Григория Богослова В.С. Якунин.
Русская линия
Свято-Данилов монастырь проведет конференцию, посвященную духовным и культурно-историческим связям России и Франции
Организаторами форума выступили Свято-Данилов монастырь и Даниловское общество любителей духовного искусства и культурного наследия. В мероприятии примут участие: наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), посол Франции в России Жан де Глиниасти, председатель Попечительского совета Даниловского общества А.И. Агеев, ректор Российского государственного гуманитарного университета Е.И. Пивовар, а также сотрудники посольства Франции в России, представители российской науки, культуры и бизнеса.
Начало в 11.00. Адрес: Б. Староданиловский пер., 5, гостиница «Даниловская», конференц-зал. Вход свободный.
Русская линия
В Киеве восстановят первый храм Киевской Руси
После реставрации Киев увидит храм таким, каким он был до своего разрушения в 1934 году, когда Десятинную церковь снесли, чтобы организовать площадь для митингов. Планируется, что храм будет передан Украинской православной церкви.
Указ о возрождении церкви подписал лично Виктор Янукович. Теперь будущий объект проектируют три государственные организации, а главный архитектор Киева Сергей Целовальник в итоге выберет наиболее подходящий проект.
Пресс-секретарь УПЦ Георгий Коваленко в беседе с корреспондентом издания сказал, что восстановление храма — «хорошая идея». По его словам, священнослужителей давно коробило то, что храм находится в полуразрушенном состоянии.
Настоятель будущей церкви архимандрит Гедеон (Харон), заявил, что государство пообещало выделять Десятинной средства без ограничений. «Сохранились фрагменты пола, окон, задокументирован общий вид церкви. Восстановить ее несложно», — считает он. Украинские власти планируют восстановить не только саму Десятинную церковь, но и Братский корпус возле нее.
Русская линия