Патриарх Кирилл: «Высокая должность — это всегда крест, который дает Господь»
Глава РПЦ напомнил руководителям высокого ранга об особой ответственности перед обществом
Тема деловой этики, по словам предстоятеля Русской православной церкви, является сегодня очень важной. «Наши собственники и руководители несут колоссальную ответственность за общий труд. Если получаемая прибыль тратится только на себя, это грех перед Богом и ближними, и никогда эта прибыль не принесет человеку счастья и благополучия», — уверен Патриарх. Он призвал всех состоятельных людей помнить, что «все, чем мы владеем, это дар Божий, все в этом мире принадлежит Богу».
Патриарх напомнил про историческую традицию активной благотворительности, которую в свое время демонстрировали уральские промышленники и купцы, заботясь о неимущих и поддерживая необеспеченных. «Это все содержится в нашей матрице. Способность пожертвовать всегда принадлежала нашему национальному миропониманию», — напомнил он. Именно такая способность жертвовать собой и помогать ближнему, по словам Патриарха, явилась главной причиной победы народа в Великой Отечественной войне. «Нам всегда надо понимать, что наше общее служение Богу — это величайшая сила, которая объединяет наш народ», — сказал Патриарх Кирилл.
На встречу с предстоятелем Церкви в екатеринбургский Дворец игровых видов спорта пришло около 6 тыс. человек, многие специально приехали из других городов Свердловской области. Появление Патриарха часть посетителей стадиона встретила возгласами «Аксиос!», сообщает Интерфакс.
Русская линия
Визит Патриарха на Урал может стать новой вехой во взаимоотношениях Церкви и государства
Губернатор Челябинской области и глава РПЦ подписали соглашение о социальном партнерстве
По окончании Литургии со словами благодарности за визит в епархию и совершение богослужения в новом храме к Его Святейшеству обратился митрополит Челябинский и Златоустовский Иов. Он преподнес Предстоятелю панно с изображением новоосвященного храма, выполненное в технике финифти.
Святейший Патриарх Кирилл передал в дар храму икону святого великомученика Георгия Победоносца и ковчег с частицей честных мощей святого. До революции святыня принадлежала Русской Православной Церкви и ныне возвращена при содействии исполнительного директора православного фонда «Храм» К.В. Голощапова.
Также глава РПЦ сообщил, что новый губернатор Челябинской области М.В. Юревич, который приступает к своим обязанностям 22 апреля 2010 года, принял решение об освобождении в ближайшее время здания храма св. Александра Невского в центре города. Предстоятель выразил надежду, что вскоре в этом храме будут возобновлены богослужения.
В этот же день в резиденции губернатора Челябинской области Патриарх Кирилл и Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Н.А. Винниченко подписали соглашение о социальном партнерстве. Перед подписанием документа Предстоятель Русской Церкви и Н.А. Винниченко обменялись речами.
В своем слове Святейший Патриарх Кирилл, в частности, отметил, что соглашение о сотрудничестве Русской Православной Церкви с Уральским федеральным округом подписывается в тот самый день, когда вступает в силу закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. «Среди этих социально ориентированных некоммерческих организаций — религиозные организации», — уточнил Святейший Владыка.
«Принятие этого закона является свидетельством признания той большой работы, которую Русская Православная Церковь и другие традиционные религии России осуществляют в социальной области, — продолжил Предстоятель. — Это означает, что с сегодняшнего дня можно совершено по-новому строить отношения со светской властью, государством — как на федеральном, так и на региональном уровнях — в плане взаимодействия в сфере столь востребованной нашим обществом социальной работы».
Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что переосмысление задач православного прихода указывалось в числе важнейших задач в докладе Его Святейшества на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года. «Я хотел бы сделать небольшой экскурс в прошлое и коснуться очень важной страницы истории церковно-государственных отношений в России, о которой почти ничего не известно, — сказал Предстоятель. — В трудные предреволюционные годы лучшие умы Российского государства и Русской Церкви стали задумываться о том, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить трагическое развитие ситуации».
«Тогда у Церкви не было самостоятельной позиции по общественным и политическим вопросам и быть не могло, потому что она была частью государственного аппарата, — продолжил Святейший Патриарх. — Но осознание надвигающейся катастрофы очень сильно присутствовало в Церкви, и вот тогда начались несанкционированные, мало кому известные переговоры тогдашнего премьер-министра Витте и первенствующего в Святейшем Синоде митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского)».
По словам Его Святейшества, С.Ю. Витте и митрополит Антоний пришли к выводу о том, что нужно изменить природу приходов Русской Православной Церкви: «приход должен быть не только местом молитвы, но и центром общественной и социальной жизни, чтобы на приходском уровне сглаживались противоречия, конфликты, чтобы велась активная работа по поддержке рабочего класса, выравниванию социальных диспропорций, чтобы главную ответственность за социальный мир приняла на себя Церковь вместе с элитой нашей страны».
Святейший Патриарх Кирилл с сожалением отметил, что инициативы С.Ю. Витте и митрополита Антония не удалось воплотить в жизни ввиду противодействия со стороны обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода К.П. Победоносцева. «Я думаю, что если бы мысли, которые сформулировали митрополит Антоний и премьер-министр Витте, получили в то время какую-то законодательную поддержку государства, то нам, может быть, удалось бы избежать катастрофы революций и гражданской войны», — добавил Святейший Владыка.
«Сегодня и Церковь сознает необходимость возрождения социальной функции прихода, и государство понимает, что религиозные организации могут и должны осуществлять социально ориентированную деятельность, — с удовлетворением констатировал Предстоятель. — Новый закон помогает нам сделать то, чего не смогли сделать наши отцы, деды и прадеды».
Русская линия
Жёны-мироносицы по-прежнему служат России
Пора отучать наш народ от ложных праздников
История этого праздника такова: когда Иуда предал Христа первосвященникам, его ученики бежали. И только Его Матерь с любимым учеником Иоанном и женщины, служившие Спасителю во время Его земной проповеди, остались у Креста, рядом с распятым Богом. Среди них были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Саломия, Сусанна и другие. Слабые и немощные остались верными Христу до конца, явив на себе исполнение евангельских слов: «Сила моя в немощи совершается». За таковые верность и преданность жены-мироносицы первыми удостоились принять радостную весть о Воскресении Христовом.
В первый день недели святые жены-мироносицы пришли рано к гробу, чтобы помазать тело Иисусово, но увидели камень отваленным от гроба и ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес. Господь явился Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее. Впоследствии именно Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию красное яйцо со словами «Христос Воскресе!», откуда и пошел пасхальный обычай красить яйца.
В советское время подвиг жен-мироносиц несли на себе «белые платочки»: одинокие вдовы, матери, девы, оставшиеся верными Православию. Это они втайне от своих безбожных сыновей крестили внуков и внучек, и тем самым не дали оборваться тысячелетней христианской нити в душах и сердцах народа во время атеистического господства большевиков. Об этом писал Константин Симонов в стихотворении 41-го года «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»:
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Несмотря на тысячелетнюю традицию праздника наши соотечественники нуждаются в его популяризации. Эту благородную задачу взяли на себя православные активисты Москвы, которые совместно с Марфо-Мариинской обителью будут в течение недели поздравлять с этим праздником девушек и женщин на улицах города, у станций метро, храмов, в социальных учреждениях. Кроме того, миссионеры посетят два вуза — Российский государственный медицинский университет и Московский городской педагогический университет. В акции принимают участие представители более десяти молодежных православных организаций. Ими уже роздано несколько тысяч христианских книг и открыток. Пора отучать наш народ от многих ложных праздников. Если хоть кто-то после этой акции перестанет праздновать 8 марта — уже хорошо. А там недалеко и до 23 февраля.
Вячеслав Улыбин специально для Русской линии
Митрополит Кишиневский Владимир: Мы должны добиться преподавания «Основ Православия» в школах
Синод Молдавской Православной Церкви благословил сбор подписей в поддержку референдума по введению предмета
В пятницу, 16 апреля, в резиденции Кишиневско-Молдавской митрополии под председательством митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира состоялось расширенное заседание Синода Молдавской Православной Церкви, сообщает официальный сайт митрополии. В заседании приняли участие архиереи, благочинные, настоятели и настоятельницы монастырей Молдавской Церкви.
С приветственным словом к участникам заседания обратился Его Высокопреосвященство митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир. «Мы собрались в епархиальном управлении после праздника Воскресения Спасителя Иисуса Христа, чтобы продолжить дискуссию относительно преподавания религии в школе, — сказал, обращаясь к собравшимся, митрополит Владимир. — На протяжении целого ряда лет, начиная с 1993 года, когда мы направили первое обращение к тогдашнему руководству страны о введении преподавания религии в школе, и до сегодняшнего дня, все президенты, председатели парламента, премьер-министры и министры образования обещали, что религия будет преподаваться в школах».
«Мы готовились к этому важному событию, учитывая, что наша страна — с большинством православного населения, но, к сожалению, до сих пор не было принято какого-либо положительного решения по этому вопросу, — продолжил владыка. — Поэтому в феврале нынешнего года православные миряне предложили организовать референдум по вопросу преподавания религии в школе. Мы поддержали эту идею и продолжаем дискуссию по этому вопросу. В связи с этим сегодня мы собрались на расширенное заседание Синода Православной Церкви Молдовы, чтобы обсудить все детали, связанные с организацией и проведением референдума, с выработкой программы преподавания „Основ Православия“ в школе, с подготовкой педагогов, учебников, и другие аспекты этой проблемы. Выражаю надежду, что сегодня нам удастся найти решения всех вопросов, предложенных для обсуждения, и говорю вам Бог в помощь!».
Проблема преподавания «Основ Православия» в школе была широко обсуждена в ходе заседания Синода епископами, клириками и учителями. Каждый выступающий предложил конкретные мера по оптимизации процесса подготовки референдума и последующего введения нового православного предмета в качестве обязательной дисциплины в школы республики.
В результате дискуссий было решено до 26 апреля составить список ответственных за сбор подписей в поддержку референдума в каждом населенном пункте, а 8 мая решено провести общее собрание священнослужителей и народа в сквере Кафедрального собора в Кишинёве.
В завершение епископ Бельцкий и Фэлештский Маркел и настоятельница Сурученского монастыря игуменья Епистимия вышли к журналистам и рассказали о ходе заседания. Они подчеркнули, что Синод Молдавской Православной Церкви считает крайне важным введение «Основ Православия» в качестве обязательной учебной дисциплины в доуниверситетский цикл образования в целях воспитания нравственного поколения граждан, верных своему Отечеству и помнящих Бога. В связи с этим владыка Маркел заявил, что митрополит Кишеневский Владимир благословил инициативу по организации референдума и, таким образом, может начаться подготовка организации сбора подписей в поддержку введения в школах нового православного предмета.
Русская линия
Юрий Бондаренко: Пора перевернуть эту советскую страницу истории
Известный политик считает, что нормализация российско-польских отношений вполне возможна
Прокомментировать это заявление и рассказать о возможных перспективах развития российско-польских отношений мы попросили известного политика, лидера движения «Возвращение» Юрия Бондаренко.
Безусловно, заявление архиепископа Станислава, как и других руководителей Польши, — это переломный момент в российско-польских отношениях. Самое главное — контекст, в котором эти слова были произнесены. Во-первых, они были сделаны в Мариацком костеле — самой большой святыне польского народа. Из чьих уст мы услышали эти слова? Из уст одного из духовных лидеров Польши, которые никогда не испытывали особенной любви к России. И я скажу вам, что это дорогого стоит. Аналогов подобных высказываний в адрес России, и тем более, Советского Союза, припомнить просто невозможно. Эту ситуацию можно назвать промыслительной, потому что, что скрывать, погибшие в авиакатастрофе люди были русофобской верхушкой Польши — это совершенно очевидно. Я думаю, они даже представить себе не могли, что сам факт их смерти, может стать переломным в отношениях Польши и России.
Конечно, ни о каких братских, дружеских отношениях речи пока не идёт. Но нормализация отношений Москвы и Варшавы вполне возможна, и это было бы огромным благом, как для Польши, так и для России. Нам нужны именно доброжелательные, партнерские, добрососедские отношения. Я думаю, этого сейчас было бы вполне достаточно. Братство, которым пытались нас «накормить» в советские годы, вряд ли достижимо, а вот нормализация отношений вполне возможна. Даже тот факт, что, несмотря на трудности, Президент России Д. Медведев прилетел на траурные мероприятия в Краков, а Обама не смог этого сделать, весьма показателен. Поляки в очередной раз смогли убедиться в том, что для американцев они всего лишь мелкая разменная монета. Их американофилия ни на чём не основана, а лишь вытекает из вечной русофобии. Может быть, в конце концов, поляки поймут, что добрососедские отношения с Россией намного лучше, чем некий «журавль в небе» в виде американских преференций.
О таком раскладе при Лехе Качиньском не было и речи. Дело в том, что после развала Советского Союза, после выхода Польши из социалистического содружества, между нашими странами установились крайне недружелюбные отношения. Определенную роль в этом сыграла целая куча исторических мифов. К власти в Польше пришли люди, для которых само слово «Россия» было аллергеном. Они хотели отомстить Советскому Союзу за все прегрешения, которые были в отношении них сделаны. При этом, поскольку сам объект их ненависти исчез, они перенесли весь негатив на Россию. Было сделано всё, чтобы как можно больше «насолить» Москве. Доходило даже до совершенно иррациональных моментов — Польша добровольно, практически по своей инициативе, отказалась от российских рынков сбыта продукции.
Десять лет Варшава чинила всевозможные препятствия для расширения российского газопровода, ведущего в Европу через Польшу, что, в конечном итоге, привело к необходимости сооружения Северного потока. Иррациональная русофобская политика не могла продолжаться вечно. Тем более, что в польском народе, несмотря на официальную антироссийскую риторику, оставался значительный потенциал для развития добрососедских отношений с Россией. Русская культура и в советское, и в постсоветское время пользовалась огромной популярностью у поляков. Такие деятели культуры, как Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Жанна Бичевская в Польше всегда воспринимались «на ура».
И так получилось, что эта страшная трагедия, случившаяся в таком страшном для поляков месте — недалеко от Катынского леса, заставила их по-другому взглянуть на состояние наших дел. То, как повели себя российские официальные власти — выше всяких похвал. Со стороны Путина и Медведева было сделано практически всё, чтобы появился шанс на улучшение отношений между Россией и Польшей. Поляки, при всех их национальных особенностях, обладают одним, очень большим достоинством — они умеют быть благодарными и ценят искренность. То, что отношение к России в Польше резко изменилось — не оставляет никаких сомнений. Сейчас самое главное — не зацикливаться на том, что нас разделяет, и постараться развить успех.
Я считаю, что приглашение частей польского войска выступить на параде 9 мая в одном ряду с нашими солдатами — это очень верный, очень правильный шаг. Наверное, не все читатели «Русской линии» знают, что среди поляков, во время Второй Мировой войны, не было ни малейшего коллаборационизма. Никто с немцами не сотрудничал. Им противостояли как армия, которая сражалась на стороне Советского Союза, так и армия, которая сражалась на стороне «буржуазной Польши». То, что в Смоленской области в очередной раз прозвучали слова о преступлениях сталинского режима — они чётко были произнесены и Путиным, и Медведевым, сняло все возможные в дальнейшем инсинуации на эту тему.
От себя добавлю, что тема Катыни для меня актуальна более 30 лет — с тех пор, как я уехал учиться в университет в Варшаву. Тогда в советском посольстве немногочисленным студентам раздавали брошюрки, где доказывалось, что расстрел польских военных — это дело немцев. Но в Польше считали иначе, и я решил сам докопаться до истины. Параллельно учась на историческом факультете МГУ на кафедре южных и западных славян, я как-то спросил у ведущего отечественного профессора, кто же убил польских офицеров? В ответ было сказано: «а зачем они так нехорошо поступили с нашими военнопленными в 20 году?» Вот вам и ответ. Поляков частично можно понять, потому что, начиная с позапрошлогодней кампании по обелению Сталина во время всероссийской акции «Имя России», в них не могли не закрасться сомнения — а настолько ли русские искренни?
У нас не принято говорить о советско-польских войнах, но в Польше об этом знает каждый. Что у нас знают о войне 1920-го года? Из ниоткуда, после 120-летнего периода небытия польской государственности, появляется Польша. Советская Россия, желая перебросить огонь мировой революции в Берлин (Даёшь Варшаву, дай Берлин!), стремится раздавить это новое государство. Польша сама не без греха — её «империалистические стремления» покорить белорусов, украинцев всем известны. Но, тем не менее, Советская Россия наступала на независимое государство, вставшее на путь национального строительства. Поляки на завершающей стадии войны практически поголовно встали на защиту своей Родины. И Красная армия была разгромлена на пути к Варшаве. Это очень трудная и болезненная история, так как эту политику проводила не историческая Россия, а советский интернационал, для которого Москва была лишь хворостом в костре мировой революции. Мы сами проиграли в 1917 году, а потом уже поздно было «плакать по волосам, когда голова потеряна». С 1917 года мы играли не в свои игры, Россию вынуждали играть на чужом поле. Только с 1991 года у нас появляется шанс проводить свою национальную политику, и сейчас самое время перевернуть эту советскую страницу в российско-польских отношениях.
Русская линия
Владимир Путин: «В отношении России мрачные прогнозы не подтвердились»
Премьер-министр отчитался о работе правительства за 2009 год
«Всем нам — и правительству, и присутствующим в этом зале важно проводить ответственную финансово-экономическую политику, чтобы не идти потом с протянутой рукой ни к кому, теряя экономический, а затем и политический суверенитет», — сказал премьер, выступая перед депутатами во вторник. Он напомнил, что ряд развитых стран в ходе кризиса вынуждены были обратиться за помощью к международным финансовым институтам, тогда как в отношении России «мрачные прогнозы не подтвердились».
Путин напомнил, как трудно для экономики начинался 2009 год. «Весь мир, включая Россию, столкнулся с серьезными проблемами», — сказал он. «Впервые со времен Второй Мировой войны произошло общее сокращение глобальной экономики», — подчеркнул он. «Ситуация действительно была очень сложной, она и сейчас далека от благополучия», — признал премьер.
В то же время он считает, что Россия реагировала на нынешний кризис как подобает сильному государству, используя все имеющиеся инструменты, действуя решительно и активно. «Если раньше внешние шоки надолго отбрасывали нашу страну назад, то к нынешнему испытанию Россия оказалась готова гораздо лучше, чем прежде», — отметил он. При этом премьер считает, что «Россия реагировала на кризис как подобает сильному государству, которое не ждет, когда все изменится само по себе, а действует решительно и активно».
Повышение денежного довольствия военнослужащим составило «с августа 8,5%», заявил Путин, выступая в Госдуме. Он также отметил, что «во многих странах снижают социальные пособия», пенсии и зарплаты замораживают. «Мы этого не делали», — продолжил Путин, отметив, что, несмотря на все кризисные явления", «надо быть честными с людьми».
Премьер признал, что «многие антикризисные меры можно было бы осуществить эффективнее». Однако, по его словам, они дали необходимый эффект. В частности, глава правительства отметил тот факт, что «мы продолжили помогать отечественному автопрому», который, как и во всем мире, попал в очень сложное положение. В этой связи он сообщил, что в этом году государство планирует закупить продукции отечественного автопрома на «более чем 100 млрд рублей» для государственных и муниципальных нужд.
Антикризисная программа обошлась государству более чем в 3 трлн рублей, заявил премьер-министр. «С учетом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, госгарантий и ее финансирование превысило 3 трлн рублей. По текущему курсу это означает более 100 млрд долларов. Большинство принятых мер сработало «, — цитирует премьера Интерфакс. «Россия реагировала на кризис как подобает сильному государству, которое не ждет, когда все изменится само по себе, а действует решительно и активно», — подчеркнул премьер.
По его словам, реализованная правительством в 2009 году антикризисная программа носила беспрецедентный характер. При этом он отметил, что как такового секвестирования бюджета не проводилось. «Не было секвестра. Секвестр — это фронтальное урезание всего подряд, равномерно, но мы с вами не так поступили. Мы выбрали другой путь, и считаю, что поступили правильно. По сути, мы сохранили запланированный объем бюджета, перераспределив его в сторону мер, которые поддержали социально-экономическую стабильность в стране», — сказал В.Путин. Он обратил внимание на то, что расходы бюджета в 2009 году по сравнению с докризисным 2008 годом не сократились, а выросли — на 27,3%, при том, что доходы упали на 29,9%.
«Чтобы профинансировать образовавшийся дефицит использовали накопленные ранее резервы. Мы нацелили бюджет на решение самых неотложных, самых острых проблем. 50% бюджета было направлено на оплату труда, пенсий, социальных пособий, на образование, здравоохранение, жилье», — подчеркнул глава правительства. По его словам, это порядка 5 трлн рублей — на 1 трлн больше, чем в 2008 году.
Российскому правительству, несмотря на кризис, в 2009 году удалось увеличить доходы граждан и не допустить массовой безработицы, заявляет глава правительства. «В среднем доходы граждан в 2009 году выросли на 2,3% по сравнению с 2008 годом», — сказал Путин во вторник. По его словам, доходы выросли в основном за счет бюджетников, пенсионеров, «а не за счет олигархов, которые тоже в это время подобнищали прилично».
Путин также отметил, что в 2009 году удалось сохранить все основные социальные программы, реализовать точечные меры поддержки граждан, помочь тем, кто столкнулся с потерей работы и незначительным снижением доходов. «Мы действительно работали на опережение, стремились предотвратить критический рост безработицы, дать возможность людям сохранить рабочие места, получить новую профессию или открыть собственный бизнес, а предприятиям сберечь наиболее ценные профессиональные кадры», — сказал Путин.
Он сообщил, что всего программы поддержки занятости охватили 2,8 млн человек. «Если в феврале 2009 года безработица достигла максимального за кризисный период уровня — 7 млн 10 тыс. человек, то год спустя — в марте 2010 года ее уровень составил 6 млн 400 тыс. человек. И это, конечно, много, но все-таки тренд очевиден», — заявил премьер. По его словам, это означает, что «при всех сезонных колебаниях нам удалось запустить процессы постепенного восстановления рынка труда и создания новых рабочих мест».
Русская линия
Константин Душенов: «Меня вряд ли можно назвать сталинистом»
Осуждённый православный публицист награждён орденом Сталина
В интернете появилась информация, что бывший пресс-секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (+1995), приложившего в своё время немало сил для издания цикла трудов владыки, награждён медалью «В ознаменование 130-летия со дня рождения Сталина» или, «Орденом Сталина». Мы обратились к самому лауреату с просьбой прокомментировать это событие. Сейчас К. Душенов ожидает исполнения приговора Кировского суда Санкт-Петербурга по ст. 282 УК РФ, согласно которому он, в отличие от других обвиняемых, осужден на 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Насколько известно, приговор был обжалован. На наш вопрос, в каком состоянии находится сейчас его дело, Константин Юрьевич ответил: «Дело „висит“. Гуляет туда-сюда между районным и городским судами, перебрасывающими дело друг другу по формальным причинам. Думаю, всё равно посадят, не зря же пять лет трудились. Ну, и слава Богу: убить могут, а напугать — никогда!».
Присуждение ему сталинской медали Душенов прокомментировал следующим образом: «Меня вряд ли можно назвать сталинистом в политическом смысле. Но очевидный факт заключается в том, что Сталин, безусловно, является грандиозной исторической фигурой. Как, например, Александр Македонский, Цезарь или Чингиз-хан. Но их ведь мы не судим, просто признаём величие. А Сталин слишком близко, отсюда все баталии вкруг его имени, вокруг нашей трагической, героической истории. Если награждение меня сталинской медалью является признанием того факта, что я причастен к этой великой истории моего народа, я искренне благодарен и с чувством глубокой благодарности принимаю награждение. В любом случае, страх разнообразной демократической сволочи перед сталинизмом наполняет меня верой в то, что Русский Народ ещё воспрянет — и горе тогда его врагам. Господи, помилуй!».
Как видно из текста, Душенов себя сталинистом не считает, медаль ему коммунисты присудили по собственной инициативе, но сам этот факт говорит о многом. Поистине, в удивительное время мы живём: верный ленинец, последовательный враг монархической царской России и выдающийся член социал-ДЕМОКРАТИЧЕКОЙ партии И. Сталин каким-то непостижимым образом стал знаменем современных борцов с демократией и православных монархистов! Уже никого не удивляют такие странные словосочетания, как «православный коммунист» и даже «православный сталинист», хотя остаётся непостижимым, как можно одновременно быть приверженцем коммунистического лидера и почитать новомученников и исповедников российских, которых как раз он и его присные умучили? Неужели можно почитать и св. Дмитрия Солунского и умучившего его антихриста императора Диоклетиана, который также был выдающимся государственным деятелем Римской империи? Правильно говорят: мир сошёл с ума!
С.Григорьев, Русская линия
Сначала необходимо решить все проблемы между Церквами, а потом уже встречаться на высшем уровне
Своё мнение об отношениях РПЦ и Ватикана высказал авторитетный немецкий учёный
По словам Бремера, в начале десятилетия отношения между РПЦ и Ватиканом были гораздо хуже. Улучшились они после того, как Йозеф Ратцингер стал папой Римским. Причин тут, на взгляд ученого, несколько. С одной стороны, конечно, определенную роль играл «национальный вопрос», так как покойный папа Иоанн Павел II был поляком. В то время отношения между Католической церковью, так сказать, «польского типа» и Православной церковью были напряженными.
Вместе с этим Томас Бремер не склонен называть подвижки во взаимоотношениях двух Церквей «заслугой» нынешнего понтифика, хотя, на его взгляд, это, конечно, каким-то образом связано с личностью Бенедикта XVI. «Его теологические позиции, можно даже сказать, близки Православной церкви и православной теологии. Поэтому и с этой точки зрения контакт с православными становится более интересен», — убежден профессор Томас Бремер.
Другая причина улучшения — ситуация на Западной Украине, где действует Греко-католическая церковь (униаты), долгое время считавшаяся одним из главных препятствий для сближения Католической и Православной церквей. Сейчас на этот счет ведутся переговоры, и их результаты позволяют надеяться на улучшение ситуации. И последняя, третья причина — это сдвинувшийся с мертвой точки в 2006 году официальный богословский диалог между Православием вообще (не только Русской православной церковью) и Ватиканом.
Касаясь вопроса о политике прозелитизма, в которой РПЦ упрекает католиков, Томас Бремер ответил, что хотя ему трудно судить со стороны, поскольку он не живет в России, но, в принципе, в 2002—2003 годах, то есть в то время, когда этот вопрос был наиболее актуален, несколько представителей Католической церкви признали, что случаи нарушений имели место. Сейчас действует совместная комиссия российских католиков и православных, которая работает над этой проблемой.
Вопрос прозелитизма, считает Бремер, — очень сложный. Есть люди польского или литовского происхождения, потерявшие в советские времена веру и ныне вернувшиеся в католицизм. Есть и такие, которые ранее были атеистами, но просто открыли для себя Католическую церковь и хотели креститься именно в католической традиции. Правда, есть и православные, которые перешли в католическую веру. Однако случается и обратный процесс. На Западе, например в Германии, многие православные немцы в прошлом были либо протестантами, либо католиками. В каком-то смысле это даже нормальный процесс, когда кто-то (речь тут обычно идет о совсем небольших числах) думает о переходе в другую Церковь.
Комментируя слухи о возможности встречи глав двух Церквей, профессор Бремер обозначил этот вопрос с двух сторон. Если вспомнить, что желание такой встречи исходило прежде от Иоанна Павла II, то во время его понтификата отношения были такими напряженными, что встреча так и не состоялась. Что же касается Патриарха Кирилла, то он уже встречался в сане митрополита с Бенедиктом XVI до вступления того на папский престол. Так что они лично знакомы, знают друг друга.
Нынешний папа, отметил Томас Бремер, не путешествует столько, сколько его предшественник. Кроме того, позиция Русской Православной Церкви такова, что нужно сначала решить все проблемы между Церквами, а потом уже встречаться на высшем уровне. «Представители РПЦ не хотят просто дипломатической встречи, они хотят сначала достичь определенных договоренностей, способных сделать встречу по-настоящему успешной», — считает Т.Бремер. По мнению ученого, и Католическая церковь сейчас заинтересована в такой встрече, но без достижения важных решений сама по себе встреча ничего не значит. Так что спешить не стоит.
На вопрос о том, с кем сложнее договориться католикам — с протестантами или православными, Томас Бремер отметил, что здесь существует два аспекта. С теологической точки зрения, конечно, католическое учение и Католическая церковь стоят гораздо ближе к православию, чем к протестантизму. Исторически Православная и Католическая церкви также всегда были очень близки. Что касается другой области — например, культурной, — то, конечно, Протестантская и Католическая церкви в основном сосуществуют в одном культурном окружении и действуют соответственно западному образу жизни. В этом вопросе они гораздо ближе друг к другу, чем к Православной церкви.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Великую Княгиню Софью Фоминичну Палеолог, философа и публициста П.Е.Астафьева и графа П.П.Шувалова
Софья Фоминична была племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога, убитого при взятии Константинополя турками. В 1467 г., когда Великий Князь Иоанн III овдовел, Софья жила в Риме. Папа, уверенный, что свадьба русского Великого Князя и Софьи поспособствует приобщению Московского государства к унии, решил посватать ее за Иоанна.
Однако брак этот имел совершенно иные последствия. Новая русская Великая Княгиня принесла с собой на Русь заветы и предания Византийского царства, некогда славного своей православной верой и мудрым государственным устройством — симфонией светской и церковной властью. Кроме того, после падения Второго Рима от неверных, Софья передала права византийских государей, равно как и мессианское служение своему православному супругу — московскому Великому Князю и его будущим потомкам, создавшим новую твердыню Православия — Третий Рим.
Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания русских земель, так и выработки русской национальной идеологии Третьего Рима. Видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие в качестве государственного герба Русского государства византийского двуглавого орла.
Сегодня мы также вспоминаем философа и публициста, одного из идеологов русского консерватизма Петра Евгеньевича Астафьева, скончавшегося 7 апреля 1893 г.
Он родился 7 декабря 1846 г. в старинной дворянской семье. Образование получил на юридическом факультете Московского университета. Преподавал философию права в Ярославском Демидовском лицее, затем служил мировым посредником в Подольской губернии. В 1881 г. Астафьев получил место заведующего университетским отделением Лицея Цесаревича Николая в Москве и занял в нем кафедру философии (Лицей был организован М.Н.Катковым, большое внимание в нем уделялось патриотическому воспитанию молодежи, в Лицее учились многие видные деятели монархического движения). Позже Астафьев был цензором в Москве, а в последние годы жизни — приват-доцентом Московского университета.
Астафьев принимал активное участие в русских консервативных изданиях — журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение». Из его трудов стоит особо отметить «Смысл истории и идеалы прогресса» (М., 1886); «Национальное самосознание и общечеловеческие задачи» (М., 1890) и «Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии (М., 1893). Астафьев принимал активное участие в полемике по национальному вопросу со своими великими современниками В.С.Соловьевым и К.Н.Леонтьевым. Он защищал идеи Н.Я.Данилевского от нападок Соловьева, отстаивал идею русской национальной самобытности как основы и руководящего начала культуры. Перед самой кончиной получил разрешение на издание журнала «Итоги», однако осуществить замысел не успел. Астафьев любил повторять: «Я люблю больше всего Бога, жену и философию».
В этот день, 7 апреля 1908 г. скончался государственный и военный деятель, дипломат, генерал-адъютант граф Павел Андреевич Шувалов.
Он родился 13 ноября 1830 года. Получив образование в Пажеском корпусе граф посвятил себя военной службе. Он принимал участие в Крымской войне 1853−56 гг. и Русско-турецкой войне 1877−78, много способствуя поражению Сулеймана-паши под Филиппополем. В 1880-е гг. граф Шувалов возглавлял штаб войск гвардии и Петербургского военного округа. Унаследовав майорат Воронцовых (1888), именовался «светлейший князь Воронцов граф Шувалов».
В 1885−94 гг., будучи послом в Берлине, граф Шувалов участвовал в заключении «Перестраховочного договора» 1887 г. и торгового соглашения 1894, прекратившего «таможенную войну». Являлся сторонником сближения России с Германией.
В 1894−96 гг. был Варшавским генерал-губернатором и командующим войсками Варшавского военного округа. В 1897 г. граф вышел в отставку, оставшись членом Государственного Совета. Был известен своими консервативными взглядами.
Русская линия
Владыка Августин: Ювенальная юстиция уничтожит семью
Полномочный представитель УПЦ в Верховной Раде обратился к министру юстиции Украины
«Вы подписали приказ 198 / 7 об образовании рабочей группы для создания системы ювенальной юстиции в Украине „для уменьшения уровня преступности среди молодежи“, — обращается владыка Августин к министру юстиции. — Это вызвало обеспокоенность у православной общественности, многих педагогов, психологов, просто родителей. Ведь система ювенальной юстиции проявила свою деструктивную сущность в тех странах, где действует уже давно. В частности, во Франции, где она существует долго, состоялись крупнейшие молодежные волнения среди стран ЕС. Неутешительная картина с молодежной преступностью и в других странах, где ювенальные суды фактически обеспечили безнаказанность малолетним правонарушителям».
Полномочный представитель Украинской Православной Церкви в Верховной Раде обратил особое внимание украинских властей на то, что введение ювенальной юстиции на Украине нарушит права многих тысяч верующих, поставив их в очень тяжелое положение. «В христианстве семья — это „малая церковь“, члены которой в идеале должны расти в любви и взаимоуважении. А институт ювенальной юстиции, который переводит отношения между родителями и детьми в сугубо юридическую плоскость, поощряет жалобы детей на родителей, что может способствовать быстрому его разрушению. Священное Писание учит: „Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу“ (Кол. 3. 20).», — подчеркнул владыка.
Архиепископ Августин напомнил, что в марте 2009 года в Верховной Раде Украины уже рассматривался законопроект о создании ювенальной юстиции, однако тогда среди депутатов возобладал здравый смысл и «большинством голосов пункт о создании ювенальной юстиции был отклонен». «Народные депутаты обеспокоены возможными негативными последствиями внедрения такой системы в Украине, поскольку, по их мнению, это может негативно отразиться на демографических процессах в Украине, создать угрозу для самого института семьи, увеличить количество случаев коррупции, преступности. Основными оппонентами внедрения ювенальной юстиции выступили представители Партии Регионов», — подчеркнул владыка.
«Поэтому, — пишет владыка Августин министру юстиции, — почтительно прошу Вас, многоуважаемый Александр Владимирович, по примеру народных депутатов не поддерживать создание в Украине системы ювенальной юстиции, поскольку она может предоставить государственным чиновникам чрезмерные права для вмешательства в личную жизнь миллионов семей».
Русская линия
СМИ и общество: враги или партнёры?
В Москве прошло заседание Совета по вопросам качества общего образования
Говоря о проблемах телевидения — самого популярного в России СМИ — Садовничий подчеркнул, что просветительских программ ничтожно мало. «Такая ситуация, — напомнил Виктор Антонович, — была не всегда: до 1996 года существовал канал „Российские университеты“». Нечто подобное ректор предлагает создать и сейчас. Конечно, просветительское телевидение не является коммерчески выгодным и требует внешней поддержки, например, государственного финансирования, но Садовничий призвал «не жалеть средств», ведь «это непременно окупится».
Академика беспокоит и то, что в СМИ слабо представлена тема образования как информационный повод. Например, в прессе практически не было рассказано о международном научном форуме «Ломоносов», собравшем в этом году более 7000 участников, и Фестивале науки, на который съехалось около 4000 школьников. Первыми, кто отметил это событие, были зарубежные, а не отечественные СМИ.
Реальные интересы современной журналистики проанализировал главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Цифры показывают, что качество контента печатных СМИ для молодежи невысоко: 15,5% содержания посвящено развлечениям, 14,4% – сексу и эротике, 13,7% – рекламе, 56,7% – остальным темам.
Среди «зол современного телевидения» Положевец назвал некорректную избыточную рекламу, агрессию на экране, избыток негативной информации, популяризацию безнравственности, систематическое искажение реальности. «Наше телевидение больно», — заключил главред «Учительской». Как и Садовничий, он считает, что «создание образовательного канала должно стать частью государственной политики». Для России Положевец предлагает модель западных стран, где «существует своеобразное разделение труда: гражданское общество формирует приоритеты в медиаполитике, а государство — их законодательные рамки».
Но как общество сформирует приоритеты, если инструменты анализа СМИ не развиты? На то, что в России, например, нет системы мониторинга телевидения, обратил внимание президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Он напомнил, что по существующему законодательству «СМИ должны удовлетворять публичный интерес, то есть действовать в интересах общества», но проблема в том, что они «не выполняют свои уставные положения». Засурский также поддержал идею медиаобразования, которое «поможет создать барьер против негативного влияния СМИ».
Положительный момент в современной медиасфере отметила декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова: бурное развитие Интернета может «реализовать взаимодействие СМИ и аудитории, то есть способствовать развитию активного, вовлеченного в социальную жизнь гражданина». В 2015 году Россия полностью перейдет на цифровое телевидение, и молодежи придется ориентироваться не в десятках, а в сотнях телеканалов и «в новой ситуации идея просветительского телевидения может найти новое понимание в обществе», — подчеркнула Вартанова.
По ее словам, факультет журналистики МГУ готовится провести конференцию по медиаобразованию с тем, чтобы ввести этот предмет как факультатив в средней школе. «Умение деконструировать СМИ, видеть плюсы и минусы, выбирать СМИ и создавать их самим — вот содержание предмета медиаобразование», — объясняет Вартанова.
В целом, по мнению Елены Леонидовны, государство должно определить цели информационной политики, соотносящиеся с национальными проектами. «Образованная Россия, просвещенная Россия — эти формулировки вполне могут быть основой для национальной идеи», — утверждает декан факультета журналистики.
Участники собрания пришли к общему выводу, что социальная ответственность СМИ означает «соответствие высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и баланса». То есть, СМИ должны быть объективными, отражать разные точки зрения на проблемы, быть открытыми к диалогу.
По итогам заседания было предложено подписать общественный договор со СМИ, создать Российский национальный наблюдательный совет для публичной оценки информационной политики электронных СМИ, ходатайствовать перед правительством об открытии просветительского телеканала и просить парламент принять закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». По словам вице-спикера Госдумы Олега Морозова, все эти предложения должны «пройти широчайшее обсуждение во всех сегментах общества, а затем реализоваться в законе». Тогда, подытожил дискуссию Виктор Садовничий, уляжется поднятая средствами массовой информации «волна, разлагающая общество».
Русская линия
Не дадим в обиду русского офицера!
В Новосибирске 22 апреля состоится пикет в защиту майора Николая Левого
«Фактически, майор, выступил против этнического криминала, попытавшись остановить это хотя бы в своей части. Результатом стало уголовное дело и отстранение от командования», — говорится в письме, поступившем в редакцию.
Обвиняя в преступлении командира бригады, который попытался противостать дагестанцам, органы следствия пытаются скрыть сам факт бунта произошедшего в Шилово. В частях фактически были параллельные силовые структуры из представителей землячеств, вымогавших деньги и ценные вещи у других солдат.
Эта практика, по словам адвоката майора Николая Левого, была распространена повсеместно. И хотя все члены землячества были переведены в другие подразделения, но проблему это не решило. «Поэтому, — говорится в обращении общественности, выступившей в поддержку русского офицера, — мы требуем:
1. Объективного расследования дела Николая Левого.
2. Возбуждение уголовных дел в отношении представительств землячеств, за вымогательства, и унижение человеческого достоинства их русских сослуживцев.
3. Открытого судебного процесса, с широким освещением его в СМИ».
Связаться с инициативной группой в Новосибирске можно по следующему по e-mail: ruspro77@gmail.com, телефон: 8953−795−42−68
Инициативная группа также начинает сбор средств для оплаты услуг адвоката Николая Левого. Финансовый отчет об использовании поступивших средств будет публиковаться в ЖЖ http://ruspro2007.livejournal.com/
Банк получателя: Сибирский Банк Сбербанка РФ г. Новосибирск
БИК Банка получателя: 45 004 641
ИНН: 7 707 083 893
КПП: 546 002 004
Сч № Банка получателя: 301 018 105 000 000 006 41
ИНН получателя: (не заполняется)
Получатель: Антонов Ростислав Валерьевич, Центральное ОСБ 0139
Сч № получателя: 408 178 105 440 701 440 29
Русская линия
Патриарх Кирилл отвергает обвинения в варварском отношении Церкви к передаваемым художественным ценностям
Как отметил Патриарх, сегодня «людей пугают, что Русская православная церковь ничего не сохранит, что если им вернут, они будут иконами гвозди заколачивать, и наши общенациональные сокровища исчезнут».
Патриарх Кирилл отметил также, что некоторые люди делились своим впечатлением, «будто эти ценности возвращают не Церкви, которая их создала и веками сохраняла, а племени мумбо-юмбо, и что эти иконы полетят в костер, на котором будут жарить шашлыки».
«Однако это недобросовестный подход. Церковь должна во взаимодействии с музейными работниками, искусствоведами, реставраторами обеспечивать сохранность имущества», — заявил он. Патриарх Кирилл сказал, что выступает против разрушения музейных фондов и архивов в процессе передачи имущества религиозного назначения. «Никакого рассредоточения музейных фондов, никакого разрушения архивов и сложившихся экспозиций нет и не будет», — заверил он.
Русская линия
В Москве стартовала миссионерская акция, посвященная Дню Жен-Мироносиц
«Акция продлится всю неделю — православные активисты будут поздравлять девушек и женщин на улицах города, у станций метро, храмов, в социальных учреждениях», — сообщили в комиссии по делам молодежи при епархиальном совете Москвы, которая организовала акцию совместно с Марфо-Мариинской обителью.
Участники мероприятия (представители более десяти молодежных православных организаций) посетят также два московских вуза — Российский государственный медицинский университет и Московский городской педагогический университет.
Как известно, День жен-мироносиц — это аналог 8 Марта, только он имеет гораздо более древнюю и интересную историю. Это православный женский день, о котором многие, к сожалению, не знают. Как считают организаторы акции, по мере возможности необходимо популяризировать этот праздник, рассказывать о нем всем желающим, вспоминать незаметный на первый взгляд подвиг жен-мироносиц, которые не побоялись первыми придти к гробу Христа.
Акция началась в минувшие выходные, за это время православные активисты раздали свыше 3 тыс. книг о христианской вере и открыток, раскрывающих суть праздника, сообщает Интрефакс.
Русская линия
На купол Великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости вернулся крест
Русская линия
В Запорожье прошел воздушный крестный ход
Русская линия
В кафедральном соборе в Нальчике прошла первая Литургия
Русская линия
Папа Римский задремал во время мессы
Русская линия
Скончался чешский кардинал Томаш Шпидлик
Русская линия
В Кемерово открылся православный киноклуб
Так, 20 апреля все желающие приглашаются на просмотр и обсуждение художественного фильма «Библейские сказания: Пророк Моисей: Вождь-освободитель» режиссера Роджера Янга (1995). Кинолента повествует о человеке, который, по велению Бога, вернулся в Египет и вывел израильский народ из рабства.
А 27 апреля вниманию зрителей будет представлен документальный фильм «Романовы: Елисавета и Сергей». Сюжет кинокартины, рассказывающий о христианской жизни великокняжеской супружеской четы, побуждает заглянуть в великое прошлое России, попытаться осмыслить и понять, что потеряли наши современники, сообщает сайт епархии.
Киноклуб действует при ПМК «Симфония» с лета 2009 года. Как отмечает активист клуба Ольга Харитонова, процесс размышления участников кинопоказов над проблемами духовной жизни дает вполне ощутимые плоды: люди не только чувствуют важность воплощения в жизнь Евангельских ценностей, но также проходят своеобразную «репетицию» жизненных ситуаций, ставящих человека перед нравственным выбором.
Русская линия