Святейший Патриарх Кирилл: Соловки признаны вновь стать уникальным центром духовной жизни
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря и осмотрел достопримечательности обители
Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий (Морозов), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, насельники обители в священном сане, клирики Архангельской и Петрозаводской епархий.
Среди почетных гостей на богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы России по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов, заместитель министра культуры России А.Е.Бусыгин, губернатор Архангельской области И.Ф.Михальчук, глава Приморского района Архангельской области Ю.И.Сердюк, и. о. главы администрации муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Н.С.Яковлева, президент «Русского общественного фонда Александра Солженицына» Н.Д.Солженицына, члены попечительского совета по возрождению Соловецкого монастыря и благотворители.
После чтения Евангелия Святейший Владыка обратился к молящимся с проповедью, посвященной духовному подвигу преподобных отцов. «В этих стенах томились наши отцы и деды. Здесь страдали те, кто оказался верным Христу даже до смерти. Их привезли на Соловки не по их воле, но они оказались в ситуации смертельной опасности. Из рассказов тех, кто прошел ужас Соловецкого лагеря, мы знаем, что не было большей силы, чем сила веры и сила молитвы, которая спасала заключенных», — отметил, в частности, Предстоятель РПЦ.
«И святители наши, и монахи, и священники, и миряне, которые взошли на Соловки как на Голгофу, обрели здесь общение во Христе со своими братьями-иноками, и, друг друга поддерживая, жили, помнили о праздниках и постах, совершали богослужения? на пеньках в лесу! Это был великий пример для тех, кто не разделял христианских убеждений, кто, будучи неверующим, попал сюда по другим обстоятельствам и действительно страдал. Таким удивительным образом все то, что применимо к таким преподобным отцам, как Зосима, Савватий и Герман, оказалось применимо к соловецким инокам, определенным в ГУЛАГ, и к тем благочестивым людям, которые оказались здесь и вместе с иноками разделяли и радости, и скорби этой соловецкой жизни», — продолжил Патриарх.
«Куда еще больший пример? Нужно быть глухим, слепым и вообще неспособным воспринимать историю, чтобы ставить под сомнение то, каким путем должен сегодня идти человек, каким путем должна сегодня идти Россия. Есть только один путь? путь с Богом. И если мы пойдем по этому пути, то никакие опасности ни в общественной, ни в государственной жизни не поколеблют нашего духа; никакие скорби не надломят нас и не омрачат нашу жизнь. Потому что если с нами Бог, то нет никакой силы, которая могла бы преодолеть силу Божию и которая могла бы разрушить нашу жизнь. Это, может быть, самый важный вывод, который следует сделать из всей истории Церкви, из истории рода человеческого, но, может быть, особенным образом из истории нашего Отечества», — подчеркнул Его Святейшество.
За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил две хиротонии насельников Соловецкой обители. Иеродиакон Прокопий (Пащенко) был рукоположен во иеромонаха, а инок Маркелл (Колесников) — во иеродиакона. После Божественной литургии у раки с мощами преподобных основателей Соловецкой обители был совершен молебен.
Затем и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий обратился к Его Святейшеству с приветственным словом. В дар Предстоятелю Русской Церкви была преподнесена икона новомучеников и исповедников Соловецких, написанная иноками возрожденной обители. Поблагодарив присутствующих за совместную молитву, Святейший Патриарх Кирилл обратился к братии Соловецкого монастыря со словом назидания. Предстоятель подарил монастырю Иверскую икону Божией Матери и попросил братию поминать священноархимандрита обители в молитвах перед этим образом. На молитвенную память все молившиеся за Божественной литургией получили образки новомучеников и исповедников Соловецких.
После Патриаршей Божественной литургии в Соловецком монастыре состоялась трапеза, на которой присутствовали почетные гости и члены Попечительского совета по возрождению обители. За трапезой Святейший Патриарх Кирилл предложил членам Попечительского совета разработать концепцию дальнейшего развития Соловков. По мысли Его Святейшества, архипелаг призван стать уникальным центром духовной жизни, значимым в масштабах не только нашей страны, но и всей Европы. Как отметил Святейший Владыка, необходимо не только продолжить труды по возрождению на Соловках монашеского делания, но и создать здесь церковно-научный центр по изучению подвига новомучеников и исповедников XX века. В связи с этим Патриарх особо отметил вклад, который внесли в эту область сотрудники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Как подчеркнул Предстоятель РПЦ, изучение подвига Русской Церкви в ХХ веке весьма актуально для преодоления секулярных «идеологических иллюзий» нашего времени. Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл высказался за открытие в стенах монастыря учебного заведения — по словам Его Святейшества, богословов следует готовить не только в столичных библиотеках, но и «в полевых условиях».
Днем 21 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл осмотрел храмы Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви ознакомился также с экспозицией Соловецкого музея, где Его Святейшеству продемонстрировали фотоматериалы и документы, касающиеся пребывания на Соловках узников веры, в том числе его деда Василия Гундяева, впоследствии священника.
После беседы с сотрудниками музея Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Вознесенский скит на горе Секирной. Во времена Соловецкого лагеря особого назначения здесь располагался штрафной изолятор — печально знаменитая «Секирка». В неотапливаемом Вознесенском храме заключенных содержали зимой без верхней одежды, спать им приходилось на каменном полу. Лишь немногие узники «Секирки» оставались в живых после пыток. Здесь же, у подножия горы, расстреливали приговоренных к смертной казни. Совершив молитву в Свято-Вознесенском храме, Патриарх обратился к паломникам с Первосвятительским словом.
«Именно здесь, на Секирной горе, было совершено, может быть, самое великое беззаконие, которое пятном легло на историю нашего Отечества, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Именно здесь с особой жестокостью истязались люди — холодом, голодом, непомерным трудом». По словам Его Святейшества, обессилевших узников привязывали к бревнам и сбрасывали еще живыми с Секирной горы, в результате чего люди погибали в страшных мучениях".
«Это не были преступники, это были русские люди, чаще всего православные, в том числе священнослужители и монахи», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Именно поэтому здесь, на Секирной горе, «чувствуется особая атмосфера — с одной стороны, духовного подвига, с другой — бездны человеческих страданий».
В память о страданиях соловецких узников Святейший Патриарх Кирилл оставил в дар Свято-Вознесенскому скиту на горе Секирной икону Спасителя. «Молясь перед этим образом, поминайте всех тех, кто был умучен, кто подвергся страданиям, истязаниям, скорбям, — сказал, обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх. — Молитесь, чтобы ничто подобное никогда более не повторилось, но чтобы народ наш воспринял случившееся как великий урок для себя и понял, что за богоотступничеством следует кара — причем кара не только на небесах, но и здесь, на земле».
«Царствие Небесное и вечный покой всем тем, кто был здесь умучен, кто безвинно пострадал, — сказал в заключение Святейший Владыка. — Верим, что, предстоя Господу на небесах, они молятся и о стране нашем, и о народе нашем, и о всей Церкви нашей».
Затем на смотровой площадке у Свято-Вознесенского храма состоялась краткая беседа Его Святейшества с корреспондентами средств массовой информации, после чего у креста, установленного на братской могиле соловецких узников, Святейший Патриарх Кирилл совершил литию по всем пострадавшим здесь православным христианам.
Русская линия
Государственные символы достойно выражают идею величия страны
Православные священнослужители о гербе, флаге и гимне России
Более половины россиян (56%) испытывают чувства восхищения и гордости при прослушивании гимна страны. Эти же эмоции возникают у 52% респондентов при виде флага и у 49% при виде герба России. Симпатию же чаще вызывает флаг (29% опрошенных) и герб (28%), нежели гимн (25%).
«Как бы вы прокомментировали эти цифры? Какие эмоции вызывает у вас государственная символика России?» — с такими вопросами обратился корреспондент Regions.Ru к священнослужителям.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что популярность гимна вполне понятна и объясняется ностальгией по Советскому Союзу у многих современных россиян. «В конце концов, не всем же быть такими же антисоветчиками, как я. Да и музыка у гимна действительно замечательная. Известно, кстати, что ее автор, композитор Александров, писал и церковную музыку», — сказал он. «Но мне лично больше нравится наш флаг, пришедший к нам из дореволюционной России, имперской и православной», — добавил он.
«В целом все наши государственные символы мне очень нравятся. Я считаю, что они достойно выражают идею величия и могущества нашей страны, а я представляю себе Россию именно такой. И она обязательно станет великой православной державой. Ведь мы видим, что все больше и больше людей приходят в Церковь и принимают Православие», — заключил священник.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, также считает объяснимой популярность нынешнего гимна России. «Музыка нашего гимна представляется мне идеальной и по своему характеру, и по возвышенному строю чувств, и по тому воодушевлению, которое она вызывает. И это понятно, ведь Александров помимо всего прочего был и талантливым церковным композитором. Да и текст гимна тоже не так уж плох, и его первая строка задает как раз очень правильный тон», — сказал священник.
«Но современные флаг и герб, честно говоря, не вызывают в моей душе эмоционального подъема. Я знаю, что многим людям они по-настоящему нравятся. Но у меня, видимо, еще не сложились какие-то устойчивые ассоциации с этими символами в их современном понимании. По-моему, они не столько выражают суть нашего государства, сколько „подтягивают“ само государство к тем идеям, которые они пытаются выразить», — добавил священник.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, напомнил, что государственные символы должны выражать какие-то очень важные идеи и понятия, и что в них должно отображаться наше отношение к Родине, народу, к прошлому и будущему.
«Действительно ли мы находим в своей душе при восприятии государственной символики искренний эмоциональный отклик, соответствующий тем понятиям, которые эти символы призваны выражать? Данные опроса, по-моему, свидетельствуют либо об отсутствии у большого числа наших граждан четкой и единой системы духовно-нравственных ценностей, стоящей за этими символами, либо о том, что эти символы выражают не совсем те идеалы, которые были бы понятны и приемлемы для всех», — сказал он.
«Я, например, честно пытаюсь, (правда, без особого успеха) вместить в эти символы мысли и надежды, которые я связываю с родной страной, с русским народом и нашим будущим. Может быть, это слишком вольная интерпретация, которая не совпадает с тем смыслом, которым эти символы нагружены теми, кто предложил их в качестве государственных?» — продолжил священник.
«Так, я не обретаю внутреннего согласия с нашим государственным флагом, а гимн вызывает, скорее, ностальгические чувства об утраченном Советском Союзе, но совершенно не созвучен моей надежде о будущем нашей страны как великой православной империи», — заключил он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает, что наше общество пытается наполнить старые символы каким-то новым смыслом. «При этом нужно учесть, что эти, по сути, вторичные смыслы, как правило, плохо согласуются с принципом историчности, присущем символу как таковому. В первую очередь это относится к нашему гербу», — сказал он.
«Что касается флага, то у меня лично к нему достаточно противоречивое отношение. При неопределенности и размытости смысла, который он пытается выразить, он явно проигрывает своему советскому предшественнику, обладавшему мощной смысловой нагрузкой и бывшему достаточно оригинальным и легко узнаваемым в ряду флагов других государств (говорю это без какой-либо симпатии к нашему советскому прошлому)», — добавил священник.
«Что же касается гимна, то музыка его мне представляется весьма талантливой. В ней чувствуется приверженность глубокой духовной традиции», — заключил он.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем видного правого деятеля М.Г.Акимова
Свою задачу в должности министра Акимов видел в том, чтобы укрепить систему правосудия, вооружив правительство для борьбы с нарастающим революционным хаосом. Произведенные им кадровые перестановки в ведомстве открыли путь на руководящие должности сторонникам твердой власти и государственного порядка. Акимов поддерживал энергичные действия, направленные на подавление революционных выступлений. Помощником Акимова в этот период стал другой известный правый деятель И.Г.Щегловитов, отзывавшийся о нем как о человеке твердой воли, способном настоять на своем мнении и не опасавшегося осуждения «передовых людей», т. е. представителей либерального движения.
В 1906 г. Акимов был назначен членом Государственного Совета в котором с 1907 по 1914 гг. Акимов занимал пост председателя. Император Николай II высоко ценил его деятельность, в свою очередь, как отмечали современники, Акимов с благоговением относился к особе Императора, никогда не скрывая своих монархических убеждений. Скончался Акимов после тяжелой болезни 9 августа 1914 в Петербурге.
C этого дня, 9 августа по 14 августа 1877 г. шли самые ожесточенные бои за Шипкинский перевал в Болгарии. Доблестные русские войска под началом генералов Ф.Ф. Радецкого, Н.Г. Столетова отразили упорные атаки превосходящих сил турок под командованием Сулейман-паши. Защитникам Шипки приходилось отбивать до 14 атак в день. Потери русских войск составили убитыми и ранеными 3942 человек (из них 531 болгарин), турок — 6411 человек. 5 месяцев удерживали Шипку «балканские орлы» до перехода русской армии в наступление. Шипка стала символом славянского братства.
Русская линия
Дмитрий Медоев: Это наше естественное стремление
Посол Южной Осетии в России прокомментировал заявление Э. Кокойты о намерении страны войти в состав Союзного государства России и Белоруссии
Как сообщает РИА Новости, Южная Осетия будет добиваться вхождения в состав Союзного государства России и Белоруссии, заявил журналистам в пятницу в Москве югоосетинский президент Эдуард Кокойты. «Мы с большим удовольствием будем добиваться этого», — сказал Кокойты, отвечая на вопрос о перспективах вхождения Южной Осетии в состав Союзного государства.
Он также не исключил, что Белоруссия в скором времени признает независимость Южной Осетии. «Помимо Белоруссии, сегодня ряд государств рассматривают вопрос признания Южной Осетии и Абхазии», — уверен Кокойты.
Как подчеркнул Д. Медоев, «Южная Осетия признана Российской Федерацией». «И, конечно же, наша внешняя политика направлена на максимальную интеграцию, и экономическую, и политическую, с Россией, потому что Россия для нас — ближайший сосед, духовно и исторически близкая нам страна», — отметил посол.
«И это естественно, что мы смотрим в будущее. Естественно, что мы стремимся к союзу с Россией, которая, в свою очередь, находится в союзе с Белоруссией», — подчеркнул Дмитрий Медоев.
Русская линия
В Татарстане будут строить «школы будущего» и «сказочные дома» с окнами на Сингапур
Одновременно М.Ш.Шаймиев пообещал местным радикалам усилить обучение татарскому языку в школе.
Прошедшее 19 августа в Казани пленарное заседание республиканского совещания работников образования и науки можно считать генеральной артподготовкой будущей реформы, передаёт наш корреспондент в столице Татарстана со ссылкой на местные информационные агентства. Новый министр образования и науки республики Альберт Гильмутдинов (уже четвёртый за последние шесть лет) собрался твёрдой рукой вести просевший под грузом проблем корабль татарстанского образования к берегам Сингапура, Великобритании, США и прочих «передовых стран».
Об этом он подробно рассказал многочисленным чиновникам, директорам школ и ректорам вузов, собравшимся в школе N 177, которую теперь именуют в Казани не иначе, как «школой будущего». Перед открытием педсовещания его участники во главе с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и руководителем Федерального агентства по образованию минобрнауки России Николаем Булаевым посетили также расположенный рядом детский сад N 44, который местные СМИ тут же окрестили «сказочным домом».
Оба этих образовательных объекта действительно сильно отличаются в техническом плане от обычных школ и детсадов и явно выглядят среди них пресловутыми «потёмкинскими деревнями». Но руководство Татарстана, не взирая на финансово-экономический кризис и провальные результаты сдачи ЕГЭ, заявляет о решимости наводнить «школами будущего» и «сказочными садами» всю республику. Причём, работать в этих чудо-заведениях должны будут исключительно чудо-учителя.
Контуры грядущей реформы ещё сильно размыты, но главное её направление на педсовещании было обозначено чётко — это будет подготовка по лучшим мировым стандартам учителей, которые и станут катализаторами грандиозного преобразования татарстанского образования. По задумкам местных реформаторов, в местные педвузы и учительские должны будут хлынуть лучшие из лучших выпускники школ и вузов, которым обещают создать прямо-таки фантастические по российским меркам условия для работы и жизни. Кроме того, министр образования и науки Татарстана предложил прикрепить по три — пять школ к каждому вузу и обязать профессоров и доцентов вести в них уроки, а в качестве доказательства серьёзности своего намерения вызвался пойти к детям и сам. В развитие его мысли Минтимер Шаймиев добавил, что: «Надо сделать так, чтобы преподаватели вузов проводили уроки и в сельских школах». При этом никто почему-то не задался вопросом о предполагаемой эффективности такого массового «хождения в народ» и не спросил мнение самих вузовских преподавателей.
Всё это, как предполагается, поднимет на недостижимые высоты уровень образования и конкурентоспособность местных школьников и студентов, что, в свою очередь, даст мощный толчок развитию экономики. «Поднимем образование — поднимем всё», — привёл в завершение своего выступления Альберт Гильмутдинов слова Минтимера Шаймиева. Чутко уловив реформаторские настроения своего начальника, стали сыпать шапкозакидательскими лозунгами и руководители рангом поменьше. Так, мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что «Казань должна стать учебным, научным, образовательным центром Поволжья и Урала, городом реализации надежд, городом будущего».
Правда, из прозвучавших выступлений было абсолютно не понятно, за счёт каких ресурсов местное руководство намерено осуществить этот стратегический рывок. Комплексная государственная программа образования в Татарстане на ближайшую пятилетку, которую в один голос рекламировали местные чиновники, существует пока только в неоформившемся проекте. Республиканский бюджет дышит на ладан, и рассчитывать на существенное повышение зарплаты учителям и увеличение затрат на финансирование образовательной отрасли не приходится. В Татарстане (особенно в Казани) катастрофически не хватает детских садов, ветшают школы (по словам самого Альберта Гильмутдинова, в Атнинском районе действует школа, размещённая в здании постройки 1899 года), перспективные выпускники в массовом порядке покидают республику.
Иными словами, условия для реформы образования в Татарстане сегодня страшно далеки от сингапурских. Причём, лучше всех это понимают рядовые, «тягловые» учителя, на которых в итоге ляжет главная тяжесть очередной реформаторской лихорадки. И в этом отношении особой оригинальностью прошедшая педконференция не отличалась. Чиновники, вдоволь наговорившись и нахваставшись друг перед другом своими наполеоновскими планами, в очередной раз сделали вид, что намерены сдержать свои обещания. А учителя в очередной раз сделали вид, что им поверили.
Особую пикантность происходившему, помимо «сингапурских» прожектов, придавал также традиционно муссируемый официальной Казанью национальный вопрос. С самого начала было понятно, что отмена так называемого «национально-регионального компонента» станет на педконференции одной из основных тем обсуждения. Так оно и вышло. Масла в огонь, по знакомому сценарию, заранее подлили активисты Всетатарского общественного центра им. М. Мулюкова, выставившие около школы N 177 свой пикет.
Ранее татарские национал-радикалы уже объявляли о своём намерении бойкотировать начало нового учебного года и призывали татар не пускать своих детей в школы, в которых якобы введён запрет на обучение татарскому языку. Теперь же им выпала прекрасная возможность в очередной раз влипнуть с историю с пользой не только для себя, но и для местных властей. В последние годы тоцевцы редко попадались на пути Минтимеру Шаймиеву, но это, по-видимому, для обеих сторон был особо удачный день. И президент со свитой тут же решительно двинулся к пикетчикам, начав перед телекамерами убеждать местных радикалов на «первом государственном языке», что не даст его в обиду.
Из дальнейших выступлений, прозвучавших уже на самой педконференции, явствовало, что республиканскими структурами достигнута договорённость с министерством образования и науки России о внедрении с 1 сентября в нескольких школах Татарстана в качестве эксперимента новых образовательных стандартов, которые снимают проблемы с изучением национального (татарского) языка. «В разработанных на федеральном уровне стандартах, над которыми мы много работает, — цитирует Минтимера Шаймиева „Коммерсантъ (Казань)“, — для первого — четвёртого класса есть полные возможности, если не с избытком, осваивать свой родной язык». Этот вывод подтвердили также Альберт Гильмутдинов и генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение» Александр Кондаков, занимающийся разработкой проекта нового государственного стандарта общего образования. Между тем, никто из них так толком и не пояснил, соответствует ли это нововведение принципу единства образовательного пространства России и не отразится ли оно в негативном плане на преподавании в Татарстане второго государственного языка (которым, как известно, согласно местной конституции, является русский).
Русская линия
Радован Караджич: «В распаде Югославии виновен Запад»
Экс-президент Республики Сербской дал интервью лондонской «Файненшел таймс»
Караджич отмечает, что уже сделал запрос о предоставлении ему «информации из Германии, Франции, Великобритании и США, которая докажет, что они свои стратегические интересы поставили выше мира между балканскими этническими группами». Он также указывает, что запросил у Италии и Мальты досье о поставках оружия Армии Боснии и Герцеговины (БиГ).
«Я надеюсь, что в ходе моего процесса народ Боснии увидит, что всем нам сделали члены „международного сообщества“, и то, как они манипулировали нами», — отмечает Караджич.
Караджич отказался отвечать на вопрос, как бы он охарактеризовал события в Сребренице в июле 1995 года, названные журналистами лондонского издания «массовым убийством мусульман». Он также не стал отвечать на подобный вопрос в отношении трехлетней осады Сараево войсками РС.
«Распад был не в интересах народа Югославии, но был в интересах определенных сил Запада после смерти Тито», — указывает Караджич. Он выразил сожаление по поводу войны в БиГ, и не признал личную ответственность за нее. Он напомнил, что требовал, чтобы мусульмане исполнили план, выработанный официальными представителями ЕС непосредственно перед началом войны, — Лиссабонские соглашения. Данный план предусматривал раздел БиГ на три национальные единицы — сербскую, мусульманскую и хорватскую.
«Война в Боснии была бесполезной. После того, как мусульмане отвергли Лиссабонские соглашения 1992 года, они остались на той же территории и в 1995 году», — подчеркнул Караджич.
Как отмечает «Файненшел таймс», «подобно нынешнему премьеру РС Милораду Додику Караджич считает, что Высокие представители в БиГ своими распоряжениями сумели изменить дух и букву Дейтонского соглашения».
«Я все же оптимист в том отношении, что позитивные перемены будут возможны, когда в БиГ позволят вернуть демократию вместо диктатуры», — отметил Караджич.
Интервью «Файненшел таймс» — это четвертое по счету интервью Караджича из Гааги. Первое было дано голландской газете вскоре после появления экс-президента РС в гаагском судилище. За последние два месяца последовали письменные интервью голландскому агентству АНП, затем «Рейтеру», а теперь «Файненшел таймс».
Интервью Караджича вызывают постоянные истерики у мусульман БиГ, а мусульманские СМИ обрушиваются на Караджича с последними бранными словами, давясь от бессилия опровергнуть сказанное им для печати.
Представитель гаагского Нерма Елачич отметила ранее: «Интервью, которое обвиняемый Радован Караджич дал агентству АНП, одобрено гаагским трибуналом. Это значит, что после проверки одобрены все вопросы и ответы. Содержание интервью я не могу комментировать».
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»
Косовские сербы против Миссии ЕС (EULeks) в Косово и Метохии
Лидеров косовских сербов поддержал посол России в Сербии
Заместитель председателя Скупщины сообществ сербских общин Марко Якшич, сообщая о сборе подписей, отметил, что надеется на то, что эту акцию поддержит и Белград. Вместе с тем, он выразил сожаление, что Сербия «фактически поддерживает установление классической границы между Сербией и Косово».
«Подписание соглашения между МВД Сербии и Миссией ЕС о сотрудничестве — это введение настоящей границы между Сербией и Косово и Метохией. Все разговоры, что это делается для противодействия контрабанде и преступности не верны. Это, на самом деле, „путевая карта“, имеющая целью отделить Косово от Сербии, что будет ценой визовой либерализации», отметил Якшич.
Как передает агентство Танюг, представители Сербского национального вече (СНВ) северного Косово встретились с послом России в Сербии Александром Конузиным, и оповестили его о ненормальном положении дел в крае.
Председатель СНВ Милан Иванович сказал агентству: «Мы ознакомили российского посла с реальной ситуацией в Косово и Метохии, которая ухудшается в смысле безопасности в связи с новой волной эскалации насилия. Мы сообщили о нападениях на людей, убийствах. Мы подчеркнули, что ухудшение ситуации в крае совпало с прибытием Миссии ЕС в край»
Иванович указал, что представители СНВ сообщили Конузину о том, что «Миссия ЕС не действует в рамках Резолюции СБ ООН N1244, а наоборот, проводит отвергнутый ООН план Ахтисаари. Иванович подчеркнул, что в ходе переговоров с российским послом достигнут высокий уровень взаимопонимания.
По словам Ивановича, представители СНВ также сообщили г-ну Конузину о том, что «косовские структуры и Миссия ЕС серьезно нарушают права человека в крае и указали на проалбанскую позицию представителей Миссии ЕС»
Делегация СНВ поблагодарила российского посла за ту позицию, которую Россия занимает в косовском вопросе, и за тот вклад, который она вносит в поддержание территориальной целостности Сербии.
Иванович рассказал агентству, что Конузин поблагодарил сербских представителей за достоверную информацию о нарушении прав человека и Резолюции 1244 «из первых рук».
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»
Сталин стремился хотя бы оттянуть начало войны
Согласно последнему опросу ВЦИОМ, такого мнения по поводу Пакта о ненападении с Германией придерживается большинство граждан России
О подписании в августе 1939 года «Пакта Молотова — Риббентропа» известно большей части наших сограждан (67%). Из них 40% знают об этом, а 27% что-то слышали. Информированность демонстрируют, в основном, жители Центрального и Дальневосточного округов (74% и 76% соответственно), респонденты старше 35 лет (74−75%) и высокообразованные россияне (80%). Впрочем, более четверти опрошенных (27%) впервые узнали об этом договоре от интервьюера. Незнание, как правило, обнаруживают уральцы (51%), 18−24-летние (45%) и респонденты со средним и более низким уровнем образования (32−34%).
Как правило, наши сограждане не видят ничего предосудительного в этом договоре и считают, что Сталину ничего не оставалось, кроме того, как подписать пакт для того, чтобы отодвинуть угрозу войны (57%). Сторонниками этой позиции чаще оказываются жители Центрального округа (70%), сторонники КПРФ и «Справедливой России» (по 64%) и пожилые респонденты (62%). Каждый четвертый придерживается противоположной точки зрения (25%), полагая, что «Пакт Молотова — Риббентропа» только поспособствовал Гитлеру в его желании развязать войну. Как правило, так думают уральцы (45%), сторонники ЛДПР (30%) и партий «Правое Дело», «Яблоко», «Патриоты России» (37%).
Россияне имеют вполне однозначное понимание тех целей, которые преследовал Сталин подписанием договора о ненападении с Германией: 63% уверены, что он хотел избежать войны или хотя бы оттянуть ее начало. Такое мнение чаще высказывают жители Центрального округа (75%), сторонники КПРФ и «Справедливой России» (70% и 76% соответственно). Лишь 14% считают, что Сталин хотел поделить сферы влияния в Европе и расширить границы Советского Союза — в основном это уральцы (49%) и приверженцы ЛДПР (22%). Наименее же популярна версия, согласно которой Сталин надеялся на то, что война между фашистской Германией и другими странами Запада ослабит Европу и, впоследствии, облегчит распространение в ней коммунизма — ее придерживаются 9%, в основном — жители Северо-Западного округа (14%), сибиряки (15%) и сторонники партий «Яблоко», «Правое Дело», «Патриоты России» (16%).
Россияне реже всего связывают начало Второй мировой войны с подписанием «Пакта Молотова — Риббентропа» (так считают только 14%), а чаще всего — с бездействием в 1933−38 гг. Лиги Наций (28%). Вторая по значимости причина — нежелание Англии и Франции заключить антигитлеровскую коалицию с СССР, предопределившее подписание «Пакта Молотова — Риббентропа», такое объяснение приводят 20%. И еще 17% указывают в качестве причины войны на Мюнхенский сговор.
Русская линия
Константин Сивков: «Этот пакт в тех условиях был необходим»
Вице-президент Академии геополитических проблем рассуждает о советско-германском Договоре о ненападении
Как отметил К. Сивков, «на момент заключения Пакта в Советском Союзе была выдвинута элита из среды руководства Министерством обороны, которая имела полноценные полномочия для подписания договора. В конце концов была оценена соответствующая обстановка, и было принято решение, что надо заключать договор с гитлеровской Германией, который позволил бы выиграть время. Почему нужно было выигрывать время? У нас территория была огромная. Нужно было иметь гарантии, что ни Германия, ни Франция, ни Великобритания не ввяжутся в войну с Советским Союзом. Этих гарантий не было. Других вариантов, кроме как подписание этого сепаратного договора, не оставалось. А Вторую мировую войну, по сути дела, развязали, надо напомнить, кто: главы правительств Франции и Великобритании — Даладье и Чемберлен. После „Мюнхенского сговора“ Гитлер понял, что он может вытворять все, что угодно, если двинется на восток. Что он и сделал», — подчеркнул эксперт.
«Столкновение между гитлеровской Германией и Советским Союзом произошло еще в 1936 году в Испании. Франко был уверен в помощи со стороны гитлеровской Германии, и он ее получил. Уже тогда произошло первое столкновение», — напомнил ученый.
«Отмечу второй момент. Когда Гитлер начал развивать свои вооруженные силы, то Франция и Великобритания подталкивали Гитлера к перевооружению, вместо пресечения этого. Потом Чемберлен отдал Гитлеру Чехословакию. Делалось все, чтобы Гитлер шагнул на восток», — отметил К.Сивков.
«Никто тогда из политических деятелей не предполагал, сколько времени этот пакт просуществует. Поэтому, когда Гитлер напал на Польшу, ни Франция, ни Великобритания ничего не сделали для того, чтобы остановить гитлеровскую агрессию. Они не выполнили свой долг перед той же самой Польшей, которой гарантировали безопасность в случае агрессии со стороны той же гитлеровской Германии. Вот кто толкал Гитлера на войну, толкал его на восток. Так что, ход, который предпринял Сталин по заключению пакта Молотова-Риббентропа, был гениальным дипломатическим решением, которое раскололо возможную антисоветскую коалицию, ставившую под угрозу существование нашего народа», — подчеркнул Константин Сивков.
Русская линия
Вячеслав Никонов: Молотов никогда не сожалел, что подписал этот пакт
Внук советского наркома дал оценку Договору о ненападении СССР с Германией 1939 года
«Для Советского руководства вопрос в конце августа стоял достаточно просто. Германия начинает войну с Польшей — об этом было чуть ли не официально объявлено. И главный вопрос: а где они, собственно, собираются останавливаться? Они остановятся в Варшаве, они двигаются дальше на Минск или на Москву? В этих условиях разграничение зон интересов означало определения той линии, где остановятся немецкие войска. То есть это был вопрос жизни и смерти. Что это — желание выиграть время или разграничить интересы? Это все было абсолютно взаимосвязано», — отметил В.Никонов.
«Теоретически альтернатива пакту, безусловно, была. И такая альтернатива предлагалась Советским руководством, начиная, ну, как минимум, с апреля 1939 года — а именно: создание системы общеевропейской безопасности на основе соглашений между Советским Союзом, Великобританией и Францией, которые бы предусматривали гарантии безопасности Польши и Румынии. Создание такой системы, в принципе, могло бы резко затормозить шансы на развязывание Германией войны против Польши. К сожалению, эта альтернатива не была реализована. Были попытки ее реализовать, но эти попытки ни к чему не привели. Прежде всего, потому что Франция и Великобритания не готовы были на себя брать какие-то очень жесткие обязательства. А во-вторых, потому что Польша и Румыния не хотели никаких гарантий безопасности от Советского Союза. То есть теоретически эта альтернатива была, но реализоваться на практике она не смогла», — продолжил эксперт.
«Кроме того, поскольку война стремительно уже надвигалась на Польшу, вставал уже вопрос о конкретном достижении договоренности. К сожалению, военные делегации, которые в августе работали в Москве, — и французская, и английская — не имели полномочий для подписания каких-либо соглашений. Поэтому выбор здесь был не очень большой. И потому в тех условиях, когда ничего не складывалось с Францией и Англией, какая еще альтернатива была? Другой альтернативы не было, собственно говоря. Сроки нападения Германии на Польшу пакт не определял. Срок был определен задолго до пакта, и Гитлер напал бы на Польшу с пактом или без. Для него разницы особой не было — ну, в том смысле, что он имел шансы и, может быть, намерение уже тогда начать войну и с Советским Союзом», — отметил В.Никонов.
«Нападения ждали каждый день. То, что это произошло 22 июня 1941 года, а не 21-го — это было не очень большим сюрпризом. (..) У руководства было 100-процентная уверенность в том, что война будет. В 1939 году удалось оттянуть ее начало. Дед мне говорил — они думали, где-то на год. Потом удалось отсрочить и на больший период. Ну, естественно, и 21 июня была еще надежда, что войну еще раз удастся отсрочить», — добавил он.
«Мюнхенский сговор не предусматривал никаких зон интересов. В Мюнхене не подписывались пакты о ненападении. В Мюнхене состоялась встреча руководителей западных стран с Германией по вопросу о немецких территориальных претензиях к Чехословакии. И в Мюнхене эти территориальные претензии Германии были признаны обоснованными, то есть часть Чехословакии сдали немцам. А потом закрыли глаза на уже фактическую аннексию Чехии. Это просто разные события. Но естественно, что поощрение агрессора со стороны западных стран осуществлялось на протяжении многих лет и касалось не только Германии, но и Италии тоже», — отметил эксперт.
Отвечая на вопрос корреспондента, делился ли Молотов своими впечатлениями от встречи с германской делегацией, В. Никонов сказал: «Делился. Серьезные люди, говорил. Но поскольку он встречался с министрами иностранных дел и главами государств практически ежедневно, иногда по много раз в день, то я не думаю, что это на него произвело какое-то незабываемое впечатление. Хотя событие было, конечно, важное».
«Он его (Пакт о ненападении. — РЛ) положительно оценивал. Он считал, что это то, что позволило нам подготовиться к войне и, в конце концов, одержать победу. Он никогда не сожалел о том, что он его подписал. (..) Договоры о ненападении у Германии были и с другими странами, в том числе с той же самой Польшей. Правда, этот договор был денонсирован в апреле 1939 года. Но пакты о ненападении, конечно, страны между собой заключали», — добавил политолог.
«Попытки поставить на одну доску фашизм и коммунизм — это определенная идеологическая позиция, и вряд ли что-то тут можно сделать. Ответы на эти вопросы дал еще Нюрнбергский процесс, где, собственно, была определена степень виновности сторон. А тем, кому нравится фашизм, — ну, что им можно рекомендовать? Ничего. Если кто-то хочет использовать какие-то исторические факты в политических целях, невозможно запретить им это делать, они будут это делать», — отметил он.
«Хотелось бы, чтобы для всего человечества это не обернулось реабилитацией фашизма, которая достаточно активно происходит в ряде известных стран. Есть некие страны, в которых идет этот процесс и которые при этом пользуются достаточно серьезной поддержкой, в том числе на уровне европейских структур. Во всяком случае, когда сносили Бронзового солдата, я напомню, Европейский союз весь был на стороне Эстонии, а не России. В любом конфликте России с соседом сам Европейский союз будет на стороне соседа, причем что бы сосед ни делал. А сейчас это уже доходит до того, что сосед может заниматься реабилитацией фашизма — и все равно будет в этом поддержан», — подчеркнул Вячеслав Никонов.
Русская линия
Православную общественность на встрече с Патриархом Кириллом в Архангельске будут изображать чиновники
Десятки приходов Архангельской епархии не получили пригласительные билеты на встречу, которая состоится 23 августа в Архангельском областном театре драмы, сообщает ИА «Православие на Северной земле».
Ранее Архангельское епархиальное управление распространило пресс-релиз, где сообщалось что «пригласительные билеты будут распространяться в храмах епархии и на предприятиях области». Ответственным за распространение приглашений назначен секретарь епархии протоиерей Вадим Антипин. Однако, как выяснилось, большинство верующих сельских и районных храмов о билетах даже и не слышали. Да и в храмах Архангельска пригласительных билетов с трудом хватило на священнослужителей. Так, Свято-Ильинскому кафедральному собору — главному храму области, досталось всего лишь 17 билетов. Между тем, в этом храме служат порядка 12 священнослужителей, а прихожанами являются все жители Архангельска.
Некоторые настоятели храмов в районных центрах получили приглашение не из рук священноначалия, а от местных чиновников. Так, настоятель Свято-Богоявленского храма в Мезени отец Алексей Жаровов получил билет из рук главы Мезенского района Петра Кондратьева.
Батюшки, которым повезло меньше, будут довольствоваться стоячими местами. По данным ИА «RUSNORD», стоять придется отцу Валерию Суворову — настоятелю храма Воскресения Господня в Северодвинске.
Ни одного пригласительного билета не досталось и коллективу единственного на Севере православного информагентства «Православие на Северной земле», которое вот уже несколько лет остается самым надежным источником информации о жизни четырех северных епархий для Московской Патриархии.
После ремонта Архангельский областной драмтеатр может вместить до 1500 гостей. В области около 80 действующих храмов и приходов, более половины которых находятся за пределами областного центра. Даже если часть приходов все-таки получили билеты, возникает вопрос: по чьим рукам разошлись более 1000 приглашений?
Русская линия
В Москве пройдут акции, посвященные памяти Соловецких новомучеников и исповедников
21 августа в 15−30 на Соловках проводили «огонь памяти» для духовно-патриотической акции в Москве в честь Соловецких новомучеников и исповедников, сообщили РЛ в Центре «Свеча Памяти». Их память Русская Православная Церковь совершает 23 августа. В субботу, 22 августа, с 18−00 до 20−00 на Лубянской площади у Соловецкого камня пройдет молодежное молитвенное стояние со свечами и молебен святым Соловецким и Российским новомученикам. Огонь прилетит в Москву вечером 21 августа на личном самолете члена Попечительского Совета Соловецкого монастыря председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева и будет доставлен на Соловецкое подворье, храм великомученика Георгия в Ендове, Садовническая ул., д. 6.
22 августа огонь будет торжественно доставлен на Лубянскую площадь, где от него будут зажжены тысячи свечей. Утром этого дня в ходе своего визита на Соловки Святейший Патриарх Кирилл совершит молебен новомученикам и панихиду на острове Анзер. Наряду с печально известной соловецкой горой Секирной, штрафной изолятор на анзерской горе Голгофа вошел в историю репрессий ХХ века, как место мученического подвига и упокоения тысяч узников Соловецкого лагеря особого назначения, со дня создания которого в 1920 г. вскоре исполнится 90 лет.
Участники духовно-патриотической акция «Соловецкая свеча» на Лубянской площади обратятся с призывом к властям Москвы и России почтить память новомучеников и исповедников Соловецких и Российских и всех жертв политических и религиозных репрессий установкой на Лубянской площади Соловецкого креста и строительством православной часовни-памятника. С этого дня активисты православных молодежных движений начнут сбор подписей под обращением к Президенту России, мэру Москвы и Святейшему Патриарху.
Организаторы акции: Совет православных молодежных организаций православное молодежного движение «Георгиевцы», межрегиональное общественное движение «Народный собор», Московское отделение организации ветеранов «Боевое братство», Общественный совет по сохранению наследия Соловецкого монастыря.
Участвуют движения «Народное единство» и «Свеча за Россию». Общая координация — Мемориальный общественный центр «Свеча памяти» ГПК Партии «Единая Россия».
В субботу в 18−00 запланирована встреча огня на Лубянской площади. Также состоятся: молебен новомученикам, зажжение свечей, выступления участников.
Русская линия
Завтра начнется ежегодный крестный ход из п. Камно в Псково-Печерский монастырь
Ежегодный крестный ход из п. Камно в Псково-Печерский монастырь ко дню Успения Божией Матери начнется 23 августа 2009 г., сообщает сайт Православного радио Санкт-Петербурга.
Сбор 23 августа на Балтийском вокзале Петербурга у последнего вагона электрички Санкт-Петербург- Луга, отправлением в 23−27.
Русская линия
В воинской части, дислоцирующейся в городе Уссурийске Приморского края, открылась православная часовня святого Георгия Победоносца
Как отметил заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Дмитрий Райчук, на днях состоялось торжественное открытие часовни, освятил ее архиепископ
На мероприятии присутствовали представители отдела культуры администрации города Уссурийска, офицеры управления округа, военнослужащие части, церковный хор, взвод казаков Уссурийского казачьего войска. В этой часовне установлены иконы: Александра Невского, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца. За ней по велению архиепископа Вениамина закреплен постоянный священник — отец Анатолий.
Русская линия
МИД России: Эстонские власти усиливают дискриминацию русскоговорящего меньшинства
«Эстония предпринимает новые шаги по ужесточению языковой политики в отношении представителей нетитульного населения страны. Появившийся недавно в открытом доступе законопроект о государственном языке в очередной раз иллюстрирует главное направление „мысли“ эстонских законотворцев, развитие которой не только не снимает существующих проблем в этой сфере и в обществе в целом, но и усиливает дискриминацию проживающего в Эстонии русскоговорящего меньшинства», — говорится в Комментарии Департамента информации и печати МИД России в связи с языковой политикой Эстонии, текст которого опубликован на официальном сайте МИД России.
«Законопроект предусматривает, в частности, расширение полномочий языковой инспекции печально известной своими „набегами“ на русскоязычные школы и учреждения культуры, и запрет госслужащим и социальным работникам, в т. ч. в местах компактного проживания национальных меньшинств, общаться между собой и выступать перед публикой на ином, кроме эстонского, языке», — отмечается в комментарии.
«Никто, разумеется, не оспаривает усилий любого государства по укреплению государственного языка. Но также общеизвестно, что такие действия не должны наносить ущерба языковым правам национальных меньшинств, тем более, когда население страны в национальном отношении неоднородно», — говорится в документе.
«Печально, что страны — члены Европейского союза, позиционирующие себя в качестве образца демократии и защиты прав человека, из соображений ЕСовской солидарности предпочитают избегать объективных оценок нынешней гуманитарной ситуации в Эстонии», — сказано в комментарии МИД России.
Русская линия
В Севастополе прошли общественные слушания «Говорим по-русски — учимся на русском»
21 августа в Севастополе прошли общественные слушания «Говорим по-русски — учимся на русском», сообщает пресс-служба депутата Д.А.Белика. Для участия в слушаниях зарегистрировалось 627 человек и зал Делового и культурного центра не смог вместить всех желающих.
Открывая слушания, председатель слушаний депутат Севастопольского городского Совета Дмитрий Белик сказал: «Наше природное право разговаривать на родном русском языке нарушено. Мы здесь собрались для того, чтобы заставить власть выполнять Конституцию, «Закон о языках», «Европейскую Хартию языков национальных меньшинств».
Выступавшие на слушаниях эксперты подчеркивали необходимость четкой гражданской позиции в отстаивании своих прав, давали юридический анализ несостоятельности приказа 461 министра образования и науки, говорили о нарушении прав русскоязычного населения на Украине.
В результате обсуждения общественные слушания утвердили текст Общественного договора, который является социальным заказом громады города в области образования. Договор предложат подписать председателю Севастопольской городской государственной администрации Сергею Куницыну, председателю Севастопольского городского Совета Валерию Саратову и начальнику управления образования и науки СГГА Николаю Чербаджи. Также договор в качестве социального заказа направят министру образования и науки Ивану Вакарчуку. От общественности города договор подписал Дмитрий Белик и другие члены Совещательного комитета. Также слушания приняли решение создать орган для контроля за выполнения резолюции и предложили городскому Совету утвердить его состав, в который вошли все члены Совещательного комитета по подготовке слушаний.
Русская линия
В день рождения Слободана Милошевича антиглобалисты договорились провести обсуждение фашистской угрозы
20 августа ассоциация общественных организаций «Антиглобалистское сопротивление» провела встречу, посвященную С. Милошевичу, которому в этот день исполнилось бы 68 лет, сообщает пресс-служба «Антиглобалистского сопротивления».
В мероприятии участвовали члены комитета памяти Слободана Милошевича, руководители и активисты Европейского форума мира, Славянского собора, Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии. Брат президента Югославии, бывший посол Югославии в Москве Борислав Милошевич послал приветствие собравшимся.
В ходе встречи участники договорились о дальнейшем сотрудничестве. В частности, в сентябре планируется провести обсуждение итогов введения ЕГЭ, а также других нововведений в образовательной и правовой системе, в частности, в области ювенальной юстиции. А зимой предполагается проведение международной конференции, посвященной угрозам, вызванным системным кризисом.
Русская линия
В Уфе уничтожено поле конопли в 2 гектара
В ходе оперативно-профилактической операции «Мак-2009» возле с. Нагаево Октябрьского района городского округа город Уфа уничтожен крупный очаг дикорастущей конопли, сообщает пресс-служба УФСКН России по Республике Башкортостан. Как отметил старший оперуполномоченный отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков УФСКН России по РБ Азат Байбурин, информация об очаге произрастания наркосодержащих растений в с. Нагаево поступила по телефону доверия наркополиции Башкортостана. Руководитель животноводческой фермы Ринат Ахмадиев предоставил свою технику для уничтожения конопляного поля. В присутствии наркополицейских силами работников фермы и местных жителей посев с наркоотравой площадью в 2,3 гектара был уничтожен.
Русская линия
В Гори осквернили памятник Сталину
В ночь на пятницу, 21 августа, неизвестные облили красной краской памятник Иосифу Сталину, расположенный на центральной площади его родного города Гори, сообщает агентство «Новости-Грузия».
С утра муниципальные службы приступили к очистке памятника, для этой операции были привлечены пожарные машины. Это второй с начала месяца акт вандализма по отношению к памятнику. 8 августа неизвестные разрисовали его надписями «Твое место в музее!» и «Убирайся с пьедестала!».
Виновных тогда не нашли, надписи смыли. Судьба изваяния, расположенного в центре города у мэрии, неоднократно становилось предметом жарких споров и дискуссий. В 2008 году госминистр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, вице-премьер Георгий Барамидзе предложил перенести памятник Сталину в создаваемый Музей российской оккупации.
Памятник «вождю народов» является одной из самых главных достопримечательностей Гори. Чтобы увидеть его и посетить дом-музей Сталина в город ежегодно приезжают тысячи туристов.
Русская линия
Американские евреи обвинили католиков в попытках обращать иудеев в Христианство
Еврейские общественные организации и религиозные лидеры в США обвинили Католическую церковь в попытках обращать иудеев в Христианство, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на Associated Press.
По словам недовольных, из-за действий католиков диалог двух религий оказался под угрозой срыва. Возмущение евреев вызвано недавней декларацией американских католических епископов.
Послание, направленное Конференции католических епископов США, подписали «Лига против клеветы» (ADL), Американский еврейский комитет и раввины, представляющие основные течения иудаизма в стране: «ортодоксальное», консервативное и реформистское.
Как говорится в письме, еврейские лидеры «не имеют возражений» против того, чтобы христиане излагали свои взгляды, но межрелигиозный диалог теряет смысл, если католики убеждают иудеев принять Иисуса Христа как Спасителя.
Заявление, вызвавшее недовольство, призвано было прояснить позицию епископов относительно спасения души: католические иерархи пришли к выводу, что изданный в 2002 году доктринальный документ «Завет и миссия» недостаточно отражает важность проповеди Евангелия.
В свою очередь, иудеи полагают, что позиция епископов противоречит мнению Ватикана, которое было сформулировано при Иоанне Павле II: покойный папа Римский утверждал, что завет между Богом и евреями, заключенный в древности, остается незыблемым и в христианскую эру.
«Хотя Католическая церковь не занимается прозелитизмом среди евреев, она также неизменно свидетельствует им о своей вере в Христа и готова приветствовать тех, кто эту веру разделит», — ответил на недовольство иудеев епископ Уильям Лори из Бриджпорта, штат Коннектикут, который руководит комитетом по религиозной доктрине. Лори также заверил, что заявление епископов согласуется с позицией Ватикана.
Русская линия