«Демократия и добрососедство дороже каких-то там Курил..»
Поздравительная телеграмма императору Японии Акихито
«Российский МИД назвал действия Токио неуместными и недопустимыми». В этой одной цитате, как в первых словах Библии, содержится практически ВСЁ. Российская сторона «называет», то есть говорит. Японская сторона активно действует. И это замечательно. Поздравляю Вас, Ваше Императорское Величество с тем, что у Вас есть такой деятельный парламент. Обнадеживает первая реакция нашей российской стороны. Поскольку были опасения, что такой первой реакцией, реакцией почти рефлекторной, будет отзыв российского посла из Токио. Под предлогом необходимости консультаций.
Но, как мы видим, политкорректность и демократичность нашей политической элиты возобладала. Объясняется это таким позитивным её свойством, как неимперскость.
Достаточно большое число современных государств являются монархиями. Голландия, Великобритания, Таиланд, Норвегия, Монако, ОАЭ, Испания и т. д., список можно продолжать. Но вот что примечательно: все эти монархи именуются королями либо князьями. Соответственно, сами государства являются королевствами или княжествами. На примере Японии мы видим величайший феномен.
Феномен Сверхимперскости.
Малое островное государство, не имеющее никаких владений за пределами национальной территории, и потому не имеющее статусных признаков империи в виде метрополии и колоний, — является Империей. Поскольку японский монарх официально именуется Императором. Налицо феномен Императора без Империи. Вот почему столь принципиально важной является имперская инициатива парламента Японии в вопросе о северных территориях. Поскольку теперь правильно будет говорить «северные территории Японии». Ведь так? С чем я Вас от души поздравляю, Ваше Императорское Величество.
Политика, как Вы хорошо знаете, подобна спорту. Подобна в главном. А именно: соперник делает то, что ему позволяет делать другой участник игры. Тот факт, что японский парламент осмелился сделать то, что сделал, — факт просто замечательный и весьма примечательный.
Особенно радует то, что за всеми этими событиями молча и пристально наблюдает Китай. Россия позволяет Японии имперские притязания. И это говорит о нашем стремлении к добрососедству и нашей приверженности демократии. Ради демократии и добрососедства можно и Курилы уступить? Как Вы думаете, Ваше Императорское Величество?
Как Вы помните, мы ведь тоже были Империей. Но потом как-то раздумали. Как-то вдруг решили, что надо быть как все. Что это означает: быть как все; кто такие все? — никто толком не знает. Главное то, что это демократично, — и потому верно. Совсем другое дело Япония. Она всегда была и будет Империей. В силу того, что она возглавляется Императором, а японская элита — элита всегда имперская.
Вообще, надо иметь совершенно особый менталитет, чтобы, подобно Японии, довести уровень сверхпотребления чужого природного сырья до второй — третьей позиции в мире. Каменистая гряда островов, где таблица Менделеева воспринимается как чистая абстракция — и она же Империя! От души поздравляю Вас, Ваше Императорское Величество!
Вообще, объективно, всё очень хорошо и удачно складывается. Россия и Япония весьма гармонично дополняют друг друга. Вы, Япония, — Император без Империи. Мы, Россия, — Империя без Императора и без имперской элиты. У Вас — имперские амбиции, у нас — демократия, сырьё и большая территория. И главное, главное — неимперская элита. Правда удачно?
Поздравляю Вас, Ваше Императорское Величество! В этот знаменательный день особенно хочется вспомнить давнюю неимперскую, даже антиимперскую, традицию России. Помните, Ваше Величество, как после Цусимского разгрома нашего флота — вашим флотом, студенты Московского университета направили поздравительную телеграмму Императору Японии? Вот поистине замечательный пример проявления духа дружбы, добрососедства и демократичности! Подлинного духа неимперскости. Вот какая элита в России — нужна Японии. И не только Японии.
На этой позитивной ноте и позвольте закончить.
Примите уверения в совершеннейшем к Вам почтении.
Владимир Сурин, директор Аналитического Центра изучения общественно значимых проблем.
Наполнится ли мертворожденный праздник новым смыслом?
Или что нам праздновать 12 июня
Скопированный с американского Дня независимости российский праздник был учрежден в 1992 году «в честь» того, что Россия, потеряв все бывшие союзные республики, «не зависимая» от Украины с Белоруссией, Прибалтики, Молдавии, Кавказа и Средней Азии объявила о своем суверенитете. По сути «День независимости России» стал кульминацией разрушения единого государства, охватывавшего одну пятую земного шара.
Де-юре 12 июня 1990 года «образовалось» новое суверенное государство — Российская Федерация. Между тем, Россия прекрасно существовала без этого решения народных депутатов РСФСР более 1000 лет, причем, подавляющую часть своей истории она была действительно суверенной и независимой. Очевидно, что с таким же успехом Англия могла бы праздновать на государственном уровне день «независимости от Британской империи»..
Официальные идеологи так и не смогли выработать четкую позицию к празднику и ответить обществу на мучающий его вопрос: «Так что же тут праздновать?» Поэтому главный праздник страны (согласно нынешней Конституции) вызывает у подавляющего большинства наших соотечественников чувства более чем прохладные, а то и откровенно раздраженную реакцию. Если американцы отмечают в День независимости обретение 4 июля 1776 года самостоятельности от англичан, то ответить на вопрос от кого же стала независимой в этот день Россия, вряд ли кто сможет. Скорее, в этот день от России многое перестало зависеть. Видимо из-за полной нелепости такого названия — «День независимости» — в 2001 г. праздник получил свое нынешнее название — День России.
Как неоднократно показывали различные соцопросы, россиянами 12 июня по-прежнему скорее воспринимается как дополнительный выходной.
В связи с полной безыдейностью введенного светскими властями праздника, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил наполнить день 12 июня иным смыслом и праздновать его как день рождения Александра Невского. Поддерживая эту инициативу, известный русский писатель Николай Коняев сказал: «Если говорить о праздновании Дня России, то предложение Патриарха абсолютно бесспорно. Потому что в настоящем виде праздник лишен всякого содержания, как эмоционального, духовно-нравственного, так и исторического тоже. Но есть выход, который подсказал Патриарх Кирилл, — совместить этот праздник с днем рождения Святого Александра Невского. Ведь для нас Александр Невский — не только великий русский святой. Это человек, который определил путь России, который определил саму Россию. То, что сделал Александр Невский, и называется Россия, в которой мы живем уже почти тысячу лет».
Русская линия
Чеченские парламентарии за придание Пасхе статуса государственного праздника
Между тем, некоторые православные не знают, зачем это нужно
Напомним, что петербургские священники, общественные деятели, российские мусульмане, руководимые Талгатом Таджуддином, и подавляющее большинство россиян поддержали эту инициативу депутата петербургского ЗакСа Виктора Евтухова.
Понимают, зачем православной Пасхе необходим статус государственного праздника и парламентарии преимущественно мусульманской Чечни. Как сообщает «Грозный-Информ», в законодательном собрании Чеченской республики обсудили обращение депутатов Кемеровской области к Президенту России Дмитрию Медведеву о придании празднику Пасхи статуса государственного. Как отметил председатель Комитета по регламенту, межнациональным, межконфессиональным отношениям, внешним связям и информационной политики Хусейн Яхиханов, придание ежегодному празднику православных Пасхе государственного статуса означает увеличение роли религии в обществе, а также более уважительное отношение к национальным традициям и обычаям народов России.
«Как мы знаем, праздник Пасхи имеет многовековую историю. И принимая во внимание, что на территории нашей республики живет несколько десятков тысяч православных, думаю, инициативу коллег из Кемеровской области необходимо поддержать», — добавил он. По итогам обсуждения было принято решение вынести данный вопрос для рассмотрения на заседании Совета парламента Чечни.
Русская линия
Владимир Крупин: Путин сохраняет остатки большевистского мышления
Известный русский писатель объяснил, почему премьер-министр не понимает смысла мученического подвига князей Бориса и Глеба
10 июня Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова, где поздравил художника, которому исполнилось 79 лет, с Днем рождения, сообщает интернет-портал Правительства Российской Федерации. «Дорогой Илья Сергеевич, позвольте мне Вас поздравить с праздником, Днем рождения! Хотел бы проинформировать Вас о том, что подписано постановление Правительства Российской Федерации о переименовании Федерального государственного высшего образовательного учреждения — Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова. Поздравляю Вас. Илья Сергеевич, Вы 20 лет назад основали эту академию и все эти 20 лет верой и правдой служили русскому искусству. В Ваших работах, действительно, очень тонко переплетаются и история нашего Отечества, и глубина характера тех людей, которых Вы изображаете. Спасибо Вам», — сказал Путин в своем приветственном слове.
Затем Илья Глазунов повел премьера в зал, где представлено главное, на его взгляд, монументальное произведение — огромная картина «Вечная Россия», написанная в 1988-м, в год тысячелетия Крещения Руси, пишет газета «Известия». «Вот ликуют татаро-монголы, вот Владимир Святой, Сергий Радонежский, Борис и Глеб, Достоевский, Мусоргский, Столыпин, Троцкий..» — перечислял Илья Глазунов исторических деятелей России, изображенных на картине.
«Борис и Глеб — святые, это понятно, — сказал, в свою очередь, Владимир Путин. — Но они все отдали без борьбы. Это не может являться примером для нас. Легли и ждали, пока их убьют».
«А зачем вы Иосифа Виссарионовича и Троцкого в одну тройку посадили?» — недоуменно спросил у Глазунова внимательно рассматривающий картину «Вечная Россия» Владимир Путин. «Он (Троцкий. — „Известия“) играл большую роль в истории», — пояснил Глазунов.
Затем Глазунов подвел Путина к полотну «Князь Олег и Игорь» 1972 года. «Что-то меч коротковат, как перочинный ножик в руках смотрится, как будто колбасу им режет», — поделился своими впечатлениями от этой картины премьер. «А вы правы», — пригляделся к собственной картине Глазунов. «Ну, хорошо, я исправлю, — пообещал художник. — У вас глаз очень правильный..». «Я обращаю внимание на детали», — похвастал Путин.
«Я никоим образом не смею осуждать Путина за его комментарии относительно подвига Бориса и Глеба, — продолжил Владимир Крупин, — но, может, быть все мы, грешные, еще должны дорасти до понимания величайшего подвига первых русских святых Бориса и Глеба? Почему эти смиренные, безвинно погибшие люди после своей мученической кончины являлись святому благоверному Великому князю Александру Невскому перед Невской битвой и битвой на Чудском озере? Почему они приходили помогать Димитрию Донскому на поле Куликовом? Как понять эти факты? Ведь они не исчезли и не растворились как бесплотные духи, они же остались жить в Святой Руси, они же остались помогать нам, строить, созидать и молиться. Если бы это было не так, мы бы не молились им».
«Мне кажется, что все-таки это остатки большевистского или даже чекистского мышления, призывающего бороться до последнего вздоха. Это правильно, но это относится к воинам, которые имеют особую физическую силу. Но что касается духовной жизни, то здесь действуют иные законы, и даже не столько законы, сколько заповеди Божии. Я надеюсь, что все мы, грешные, доживем до тех времен, когда наши власти поймут, что вверенная им страна — это не просто государство, а Святая Русь, и подходить к ней с обычных точек зрения просто невозможно», — выразил надежду Владимир Крупин.
Русская линия
Виктор Евтухов: «Многие люди связывают с этой датой распад большого государства»
Петербургский депутат одобрил предложение Патриарха Кирилла совместить День России с днем рождения Александра Невского
Напомним, что 22 марта 2009 года на приеме в епархиальном управлении Калининграда с участием губернатора Калининградской области Георгия Бооса Святейший Патриарх Кирилл предложил 12 июня, в т.н. «День России» — отмечать день рождения святого князя Александра Невского.
«Не секрет, что, несмотря на то, что этот день отмечается с 1992 года, он еще по-настоящему праздником не стал. Ведь праздник — это, прежде всего, традиция, и по отношению ко Дню России, нужно признать, эта традиция не сложилась. Многие люди, особенно старшего возраста, связывают с этой датой распад большого государства, что вызывает только грустные чувства. Кто-то надеется, что когда вырастет авторитет нашей страны, то и 12 июня станет настоящим праздником. Кто-то предлагает наполнить этот день атрибутами и ритуалами, а кто-то — отчетами о проделанной в стране работе. Думается, что это не решит проблемы, т.к. день этот был выбран произвольно, по конкретным событиям, прямо скажем, смутного времени. Ведь за словом „перестройка“ всё равно пряталась хоть и „бархатная“, но революция. А у революции известный принцип — разрушить старое до основания, уничтожить традиционную культуру и духовность», — отмечает председатель комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
«Так было и в начале XX века и в его конце. Новоиспеченные лидеры „перестройки“ впопыхах стали создавать новые ритуалы по образу и подобию европейских, забыв, что несколько десятков лет назад у России были свои тысячелетние традиции. И если это — День России, то без них он просто не может существовать. Сегодня пора остановиться в бессмысленном подражательстве и возвращаться к своим корням: восстанавливать свое историческое и культурное наследие», — заключил Виктор Евтухов.
Русская линия
Протоиерей Александр Новопашин: Для меня это день независимости от большевистского ига
Известный священник выказал свое отношение ко Дню России
«Если мы усвоим себе это, то у нас появится самое правильное восприятие этого праздника. У нас ведь до сих пор не было „Нюрнбергского“ процесса в отношении коммунистической партии, которая принесла России не меньше зла, чем фашистская партия. Я думаю, что мало кто с этим будет спорить, разве только их глаза и уши до сих пор закрыты. Сколько было трагедий, сколько всего ценного и прекрасного уничтожено, что было у нас в стране, а самое главное, сколько истреблено умных, талантливых и красивых людей. И если День России воспринимать как день освобождения от большевистского ига, то это будет замечательно. Не всем, конечно, это приятно, но я для себя лично этот праздник воспринимаю именно так. Поэтому для меня это действительно праздник, потому что вся моя семья, дедушки, бабушки были репрессированы советской властью, и меня это коснулось. Я прекрасно помню, как за каждое посещение храма во время Пасхи меня таскали к директору школы и прорабатывали. Следили ведь даже за детьми. Так о чем тут можно говорить?» — заметил пастырь.
Отвечая на вопрос, почему многим гражданам нашей страны смысл праздника до сих пор остается непонятен, а сам праздничный день воспринимается скорее как внеплановый выходной, священник сказал: «Это происходит потому, что у нас любят объявлять праздники, не вникая в их смысл и не давая людям объяснений. Причина в беспечности государства в вопросе идеологической наполняемости праздника и как результат — непонимание народом смысловой нагрузки торжества».
Что же касается инициативы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совместить празднование Дня России с днем рождения святого Александра Невского, то отец Александр заметил: «Как я могу оценивать эту инициативу, если Александр Невский — это мой небесный покровитель?! Только положительно. Я „за“ всеми уголками моей души. Ведь если раскрыть это еще шире, то мы поймем, что сегодня не просто День рождения Александра Невского, а День рождения защитника Православной веры как основы нашего Отечества и нашего культурного наследия».
Русская линия
«От мощей победителя к месту победы»
Участники конференции «Александр Невский — Имя России» совершили путешествие из Александро-Невской лавры в Усть-Ижору
Своими впечатлениями о конференции с корреспондентом «Русской линии» поделился один из ее организаторов советник губернатора Ленинградской области Вячеслав Санин. «Я считаю, что конференция выполнила свои задачи. В рамках тех задач, которые мы перед собой ставили, конференция состоялась. Мы поработали плодотворно. Для обсуждения тематических вопросов и проблем решено проводить конференции, круглые столы. Мы ставили своей целью, во-первых, декларировать начало международной духовно-просветительской программы „Александр Невский — Имя России“, декларировать начало пилотного проекта этой программы на территории Ленинградской области в формате одноименного фестиваля. Этот фестиваль утвержден распоряжением губернатора Ленинградской области, уже идут мероприятия в рамках этого фестиваля, которые проводятся совместно комитетами правительства области, Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой и Александро-Невским братством. Это интересный формат партнерства государства и Церкви. Это знаковое дело, оно интересно и по содержанию, и по названию», — отметил Вячеслав Санин.
«Мы также ставили задачу обсудить аспекты социального партнерства Церкви и государства, что отчасти и произошло, хотя, конечно, формат однодневной конференции не мог вместить все вопросы, все проекты, все инициативы, но для этого мы договорились, что будет создан координационный Совет из представителей правительства Ленинградской области, Санкт-Петербургской епархии, Александро-Невской лавры, Александро-Невского братства, церковной общественности. Мы будем работать, будем собирать предложения, обсуждать социальные инициативы, действуя в русле того, о чем говорилось на Госсовете в Туле Президентом, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, руководителями религиозных организаций. О том, что нужно создавать механизмы и формат партнерства, наполнять их содержанием, поддерживать религиозные организации, некоммерческие объединения, которые они создают, для того чтобы общественно значимые проекты, программы, особенно в области воспитания молодежи, успешно развивались. Конференция — это начало пути пилотного проекта области — фестиваля, и надеюсь, начало большого пути в целом программы „Александр Невский — Имя России“, инициаторами которой мы стали. Мы призовем другие регионы, особенно северо-западные, которые исторически связаны с именем Александра Невского, а может и другие регионы, далекие от новгородских и ладожских земель, присоединяться к этой программе. Ведь образ Александра Невского скрепляет не только Северо-Запад нашей страны, но и всю Россию», — подчеркнул чиновник.
«Что касается инициативы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о совмещении празднования Дня России с днем рождения Александра Невского, то она, безусловно, придаст этому празднику дополнительную значимость. Я лично одобряю предложение Патриарха. Более того, эту замечательную идею одобрил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков во время первого визита Патриарха в Ленинградскую область. Тогда губернатор сказал Святейшему, что он поддерживает его инициативу. Насколько я знаю, это первая поддержка со стороны руководителя региона. Сердюков первый откликнулся на инициативу Патриарха», — отметил Вячеслав Санин.
Своими впечатлениями также поделился заведующий Отделом по связям с внецерковными организациями Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и координатор молодежных программ Александро-Невского Братства Сергей Шаров. «Честно говоря, я не ожидал встретить такого единодушия. Ведь обычно заседания с правительственными чиновниками носят казенный характер, а на нашей конференции была атмосфера единодушия: докладчики, не сговариваясь, дополняли друг друга. Доклады же людей, выступающих со стороны правительства Ленобласти, были еще ярче», — считает Сергей Шаров.
После брифинга в Доме Правительства Ленинградской области в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре у раки с мощами святого благоверного великого князя Александра Невского был отслужен молебен на начало доброго дела. Богослужение совершил наместник Лавры, викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Выборгский Назарий (Лавриненко).
После молебна владыка обратился к собравшимся богомольцам с архипастырским словом. «Сколько прошло веков, а память об Александре Невском не стирается а, наоборот, только крепнет, и даже в определенные моменты истории нашего Отечества она возгорается с новой силой. Видимо, и сейчас для нашего Отечества наступил тот момент, когда необходима особая молитва святого благоверного великого князя Александра Невского. Я вижу особый знак в том, что именно его имя было избрано Именем России», — сказал епископ Назарий.
«Вчера мы провели конференцию при поддержке правительства Ленинградской области, при поддержке всех тех, кто участвовал в конференции, — продолжил архиерей. — Мы заявили, теперь, надеюсь, всей России, о том, что мы начинаем новое движение за возвращении имени Александра Невского России, и будем просить его о том, чтобы он помог нам в трудные времена, как помог некогда, когда вышел на защиту нашего Отечества. Поползновения те же самые, ничего в мире не меняется, все как было, так и есть. Как во времена Александра Невского никому не нужна была сильная Россия, так и ныне никому не нужна такая Россия. Многие силы ополчились на нас, не мытьем, так катаньем они хотят разделить наше Отечество для того, чтобы оно не было сильным и потеряло свою значимость».
«Но у нас есть герои, с которых мы должны брать пример не только как с выдающихся людей, но и как со святых, которые ныне предстоят на Небесах и молятся о тех, кто не забыл о том, что наше Отечество должно быть сильным и единым. Ведь только тогда мы сможем противостоять, как и некогда Александр Невский на Чудском озере и Ижоре, западным полчищам. Потому что на сегодняшний день главная угроза для России исходит не с Востока, как бы нас в этом не убеждали, а с Запада. С Востока угроза не так сильна. Западу же нужна слабая Россия для того, чтобы овладеть ее великими богатствами. Хотя наши богатства грабят и грабят, но все равно пока у России есть то, на что можно позариться. Поэтому сегодня, как и ранее в нашей истории, мы призываем Александра Невского против угрозы с Запада. Западная угроза не только экономическая, но и духовная. Не будем умиляться тому, что у нас наступила демократия, ибо она несет разврат, насилие и потерю духовности. Но все вернется на круги своя, и чем раньше это случиться, тем будет лучше для нашего Отечества и для каждого из нас, особенно для тех, кто считает Россию своей Родиной, и кто понимает, что человек, родившийся в России, должен быть россиянином и, по преимуществу, православным. Только так мы не потеряем свою самобытность, свою культуру и, самое главное, свою православную веру, которая всегда была главным ограждением от всех напастей. Ведь Александр Невский не надеялся на полки, на щиты и копья, ибо он говорил, что „Бог не в силе, а в правде“. И эта правда нам сегодня нужна, как и никогда», — считает владыка Назарий.
После молебна и проповеди епископа Назария участники конференции отправились на теплоходе к месту Невской битвы в Усть-Ижоре. Во время прогулки на теплоходе состоялся праздничный концерт лауреатов Международного Александро-Невского фестиваля авторской песни.
В Усть-Ижоре участников конференции во главе с епископом Назарием встречало местное духовенство. Участники посетили историко-мемориальный музей, посвященный Невской битве. В музее была проведена экскурсия и беседа. Касаясь значения Невской битвы, епископ Назарий сказал: «Значение этой битвы не в количестве воинов, принимавших в ней участие. Эта победа показала, что Русь может объединиться, несмотря на свою раздробленность, и дать отпор тем, кто к нам лезет. В этом заключается значение битвы. Это значение глубоко символично. И недаром потом враги остерегались Русь».
Епископ Назарий также сообщил, что сейчас Александро-Невской Лаврой разрабатывается маршрут экскурсии с посещением Лавры и Усть-Ижоры. «В Петербурге будут набираться группы, состоящие из школьников и молодежи. Ведь они совсем не знают истории. Экскурсанты будут прикладываться к мощам Александра Невского, а затем направляться к месту Невской битвы в Усть-Ижоре. Таким образом, маршрут будет проходить от мощей победителя к месту победы. Это будет небольшая, непродолжительная экскурсия, но она будет очень полезна», — считает архиерей.
Свое мнение о Невской битве также высказал настоятель храма Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Усть-Ижоре протоиерей Анатолий Мороз. Эта битва, несмотря на то, что в ней было задействовано относительно небольшое количество людей, по словам отца Анатолия, показала, что иноземцы не могут безнаказанно приходить на Русь с оружием в руках, «ибо, кто к нам с мечом пришел, тот от меча и погибнет». «Эта битва по своему значению должна быть приравнена к Бородинскому сражению и Куликовской битве. Это было решающее сражение. Здесь произошла великая битва, поэтому это место нельзя забывать. Здесь решалась судьба России. Почему Александр стал Невским, потому что на Неве он совершил эту великую победу. К нему название „Невский“ пристало как фамилия. Это место священное для нас», — заключил протоиерей Анатолий Мороз.
Затем участники конференции и жители Усть-Ижоры крестным ходом прошли к храму Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. После посещения храма состоялось торжественное возложение цветов к памятнику Александру Невскому. К концу мероприятия погода улучшилась, выглянуло солнышко, и настроение у богомольцев стало радостным.
Русская линия
Здесь будет храм
В день памяти свт. Луки (Войно-Ясенецкого) исповеднику молились в посвященной ему часовне
Пение акафиста святителю Луке и водосвятный молебен при стечении множества богомольцев совершил протоиерей Николай Головкин, настоятель храма Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке. После богослужения священник обратился к пастве со следующим словом: «В молитвенной радости встретили мы с вами, дорогие братья и сестры, день памяти святителя Луки. Этого святого почитают наравне с врачами-бессребрениками Космой и Дамианом, целителем Пантелеимоном в Крыму, России и даже в Греции. Стал он ближе и нам с тех пор, как здесь построена часовня и будет возводиться храм. Тем более, что рядом находится больница, где лечатся сотни людей. Они нуждаются в молитвенной поддержке».
«Нам дорог этот святой, — продолжил о. Николай, — как рожденный и живший во времена, когда каждый стоял перед выбором: либо открыто исповедовать себя христианином и служить Богу, или же предать Господа и навечно погубить свою душу. Будущий святой принял сан священства тогда, когда множество священнослужителей и мирян находились в заточении или уже приняли мученическую кончину. Святитель Лука был рукоположен в Ташкенте в то время, когда правящий архиерей не выдержал гонений и оставил свою кафедру. Архиепископ Лука по благословению Святейшего Патриарха Тихона принял на себя этот крест. Но недолго он нес это служение. Ибо после недельного служения на Ташкентской кафедре начался его крестный путь на свою Голгофу: заточения и ссылки».
«В своих воспоминаниях святитель Лука напишет потом обо всем, что ему довелось пережить, о тех, с кем ему довелось пересечься на жизненном пути. Он описал разные характеры людей, добродетели одних, пороки других. Он оставил нам свой труд в назидание», — объяснил священник.
«Важно и то, что этот человек был ученым. Всю свою жизнь, и уже находясь в архиерейском сане, он посвятил служению ближнему. Он был хирургом, исследовал человеческое тело и искал новые пути облегчения человеческих страданий и исцеления болезней. К нему молитвенно обращаются многие не только как к исповеднику, но и как к целителю. И мне, возлюбленные братия, суждено было соприкоснуться с этим святым: однажды мне довелось надеть принадлежавший святителю Луке подрясник и причастить больного», — поделился с прихожанами о. Николай Головкин.
«А когда мне довелось побывать в Иерусалиме, матушка Георгия, настоятельница Горненского монастыря, передала частичку мощей. Это было очень неожиданно — на Святой Земле получить частичку мощей русского святителя. Но вот так было суждено Божиим Промыслом. Сейчас частица мощей хранится в иконе свт. Луки, написанной для нашей часовни», — рассказал священнослужитель.
«Священник Марк, иерей крымской земли, с которым я подружился, — продолжил отец Николай, — привез нам еще одну частичку мощей свт.Луки. Эта частичка взята от мощей исповедника Луки, перед которыми молился митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Когда архиерею открыли эти мощи, святыня заблагоухала, а владыка Лазарь прослезился от умиления. И частичка от тех мощей теперь передана нам, это произошло буквально за несколько дней до сегодняшнего праздника», — поведал пастырь.
«Мы чувствуем близость святителя Луки, молитвенно обращаемся к нему, в часовне совершаются акафисты, и, конечно же, и внимание святого обращено к нам, он ходатайствует пред Богом о нас, прежде всего о том, чтобы души наши исцелились и укрепилась наша плоть. Ибо душа — во плоти», — сказал протоиерей Николай Головкин.
«Святитель Лука оставил после себя много трудов, — сказал в завершении проповеди священник, — не только известную книгу „Дух, душа и тело“, но и научные, и богословские работы, многочисленные проповеди. Он считал, что наука исследует мир и человека, руководствуясь пятью чувствами, исследует то, что доступно человеческому разуму и опыту. Религия же выше науки. Ибо Абсолют — не материя, которую мы можем изучить. Мы познаем лишь то, что открывает нам Творец. Господа мы постигаем нашей верой, прославляем Бога, радуясь Его творению. Еще не было отдания праздника Святой Троицы, которую мы сейчас прославляем, радуясь тому, что имеем, кроме глаз и чувств, душу и сердце, которыми воспринимаем Бога, веруем Ему, любим Его, как и верный служитель Престола Божия, чествуемый нами сегодня святитель и исповедник Лука. Аминь».
После богослужения протоиерей Николай Головкин рассказал нашему корреспонденту, что идея возведения храма, посвященного святителю Луке рядом с больницей, принадлежит академику РАМН А.Г.Чучалину, главному терапевту Минздравсоцразвития и члену исполнительного комитета Общества православных врачей России. Посещая Петербург, Александр Григорьевич поделился ею с главным врачом больницы № 2 И.С.Фигуриным. Игорь Стефанович решил посоветоваться на эту тему с протоиреем Николаем Головкиным, окормляющим больничную часовню. Отец Николай взялся за это благое дело. Около года назад была построена часовня, сейчас идет процесс землеотвода под церковь. В строительстве храма обещал помочь московский Благотворительный фонд «Глас».
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», выбрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.
С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Но пастырь не оставил свою паству. Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления. В 1996 г. состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Бог молитвами святителя Луки да даст и нам крепости в несении своего креста и добром исповедании Святой Православной Веры.
Святитель Лука, архиепископ Крымский, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».
Русская линия
«Когда-нибудь мы войдем в состав России»
Депутат югоосетинского парламента Мира Цховребова видит конечным итогом развития республики объединение народа в пределах одного государства
«Когда-нибудь наступит такое время, когда мы войдем в состав России как субъект ее Федерации. Это будет зависеть от нас. Если мы станем сильным самодостаточным государством, мы можем заключить с Россией союзный договор, как заключила его с ней Абхазия и как заключит Белоруссия. Мы можем быть партнерами, но наше стремление в Россию и наше направление в сторону России оно просто изначально определено тем, что в России живет наш народ, большая его часть. И конечным итогом нашего развития является объединение всего народа в пределах одного государства», — завила М.Цховребова.
Депутат также выразила благодарность России за признание югоосетинской независимости. «Без преувеличения, это для осетинского народа имеет эпохальное значение. Впервые после XIII века у нас снова свое государство. И осетины получили эту независимость благодаря России. Соответственно мы относимся к этому факту с большой благодарностью. И даже если русские не вошли в Цхинвал в ночь с седьмого августа, когда началась осада Цхинвала, но они сделали это десятого августа, означало для нас спасение. То есть русские спасли нас от физического истребления».
«У Грузии свое экономическое пространство, осетины же остаются в рублевой зоне, и выживают благодаря России. С одной стороны мы благодарны России. С другой стороны наша собственная бездеятельность и пассивная позиция в плане, что мы не строим никакого производства, не пополняем бюджет из своих собственных средств. Мы заняли позицию оборонительную, и это понятно, потому что была война. В вопросе устройства своего блага мы не были на высоте. Это очевидно. Россия нас содержала, и мы присосались к ее могучей груди. Я бы так это назвала. И по сегодняшний день мы являемся на ее ногах кандалами и хомутом на ее шее. И пора бы нам уже самим раскачаться и начать что-то делать. Это похоже на бесконечную помощь родителя ребенку, что приучает последнего к паразитизму. Иногда в глубине души я желаю, чтобы Россия просто преподнесла нам такой урок, заявив: „Все я вам больше не помогаю материально“, и что мы будем делать тогда?», — отметила осетинский парламентарий. «Кому охота тащить на себе мертвым грузом пусть даже крошечную республику, которая не в состоянии обеспечить бюджет больше чем на 2 процента», — добавила она.
Мира Цховребова также указала на глубинные связи репсублики с Россией: «Мы все получали русское образование. Мы выросли в атмосфере духовной культуру русского народа. Мы воспитаны на классиках русской литературы. Мы мыслим и по-русски и по-осетински. Для нас русский язык является родным настолько же насколько и осетинский (..) У нас общее религиозное пространство с русскими».
Русская линия
«Мы себя от России не отделяем»
Представители русских организаций Латвии и Украины высказались в поддержку Дня России
«Само собой разумеется, что это и наш праздник. Каждый год мы стараемся проводить какие-нибудь мероприятия, приуроченные к этому дню, но так как нынешний год достаточно сложный с финансовой точки зрения, то все проходит на этот раз заметно скромнее. Но все равно наши общественные организации стараются как-то отметить этот праздник. Нами, например, будет проведен поэтический вечер, посвященный нашей Родине — России, а российское посольство вчера организовало для соотечественников очень хороший концерт», — рассказала Т.Фаворская.
Соглашаясь с тем, что содержание этого праздника пока является для многих «латвийских русских» не совсем понятным, глава Русского общества в Латвии подчеркнула, что вне зависимости от того, какое первоначальное значение вкладывали в этот праздник его основатели, «для нас День России — это, прежде всего, символ, и поэтому мы поддерживаем его».
В свою очередь, депутат Верховной Рады, председатель Всеукраинского Совета российских соотечественников Вадим Колесниченко в интервью РЛ отметил, что силами Русской общины Крыма в рамках фестиваля «Великое русское слово», который проводится уже третий год, по случаю Дня России в Крыму проводятся шествия, концерты, раздаются российские триколоры и ленточки.
«Организации соотечественников на Украине проводят праздник либо в своих офисах, либо, насколько позволяют финансовые и человеческие ресурсы, проводят эти мероприятия на своей территории. Как правило, это раздача триколоров, проведение митингов, шествий, в общем, кто что может. А в крымском празднике участвует около 15 тысяч человек! Ведь крымчане к этому дню относятся очень благосклонно, и всюду действительно чувствуется праздник», — сказал политик.
Рассуждая над тем, почему многим не понятен смысл праздника, В. Колесниченко сказал: «Новое никогда не воспринимается адекватно и так, как этого хотели бы его создатели. Но я глубоко убежден, что через 15 лет День России будет всенародным государственным праздником. Просто к этому нужно привыкнуть и осознать значимость своего государства, значимость того, что оно независимо, самостоятельно. Ведь мало, к примеру, объявить себя гражданином суверенного государства, это нужно еще почувствовать. Так что вопрос отношения к празднику, это вопрос воспитания, вопрос времени».
«Я с большим уважением отношусь к Патриарху Кириллу и всецело поддерживаю его инициативу соединить День России с днем рождения святого князя Александра Невского. Ведь Александр Невский имеет колоссальное значение для истории нашего Отечества, он не только воин, защитник, государственный деятель, но еще и монах. Возможно, что кто-то скажет, что Россия — светское государство, где Церковь отделена от государства, но Россия еще и православная страна, и с этим нельзя не считаться. Поэтому я убежден, что патриаршая инициатива если и не будет сразу воспринята, то со временем она будет обретать все большее число сторонников», — заключил Вадим Колесниченко.
Русская линия
«Слухи о его отставке ходили давно»
Известные эксперты об отставке Виктора Черномырдина с поста посла России на Украине
В связи с отставкой Черномырдина мы попросили экспертов по Украине ответить на следующие вопросы: Как вы оцениваете восьмилетнее пребывание Черномырдина на посту посла России на Украине? Что вы ожидаете от нового посла?
«Слухи о его возможной отставке ходили достаточно давно, поэтому неожиданность заключается в том, что эта отставка была давно ожидаема, — заявил политолог, кандидат исторических наук, доцент Таврического национального университета (Симферополь) Андрей Никифоров. — То, что Виктор Степанович натворил за время своего пребывания на Украине, можно разделить на две части. Можно подвести итог его работы, как представителя РАО „Газпром“ и представителя Российского государства. Несмотря на то, что на сегодняшний день эти понятия соприкасаются — это все-таки разные понятия. Что касается интересов „Газпрома“, то можно говорить, что он со своей задачей справился. Мало того, он её в какой-то степени исчерпал. Для того чтобы дальше защищать интересы „Газпрома“ на Украине человека в ранге посла Российской Федерации не нужно. Сейчас эта проблема стала уже интернационализирована и нет надобности в ручном режиме, как это было при Кучме и не так успешно, с большими издержками, при Ющенко».
«Итоги деятельности Черномырдина в качестве посла не так однозначны. Потому что Виктор Степанович не раз упускал стратегические интересы России, которые теперь может быть придется отстаивать гораздо с большими издержками, чем тогда, когда была актуальна защита этих интересов. Взять хотя бы ситуацию во время „оранжевой революции“. Её Черномырдин просто проспал, послы других великих держав в этот период сыграли гораздо более заметную роль и были важными акторами политического процесса. Но упрекать его нужно с учетом того, что он не кадровый дипломат, и когда в ход пускаются специфические дипломатические приемы, он проигрывает профессиональным дипломатам, ведь это не вопросы „трубы“, где он любого за пояс заткнет. А тут его зачастую оттесняли», — считает А.Никифоров.
«Так что одна часть итогов его деятельности — это сплошной позитив (хотя он в общем-то уже не создает условий для продолжения такой деятельности в „ручном“ режиме, потому что создались новые условия взаимоотношений между „Газпромом“ и его украинскими контрагентами); что же касается второй части, то мне трудно сказать, мог бы какой-нибудь другой деятель иначе развернуть корабль российско-украинских отношений, может даже и дрейф самой Украины, потому что Украина, несмотря на всю свою декларативную независимость, страна, зависимая от внешних влияний. Но Черномырдин точно этого сделать не смог», — отметил эксперт.
«Смена посла — это всегда поворотное событие. По всей видимости, назрело что-то важное, что требует коррекции дальнейшего выстраивания дипломатических отношений между Россией и Украиной. Если в основе этого решения не будет лежать газовый транзит, он, конечно, будет составляющей вехой. В условиях уже объявленной более активной политики Российской Федерации в ближнем зарубежье, я надеюсь, что мы увидим более активную культуртрегерскую, цивилизационную роль представительства России на Украине», — выразил надежду Андрей Никифоров.
«Прежде всего, безусловно, от нового посла России на Украине мы ожидаем активизации реальной политики России на Украине, — сказал, в свою очередь, председатель Русской общины Полтавской области Виктор Шестаков. — Потому что моё мнение, и очень многих людей на Украине, что такая политика отсутствует. Честно говоря, политики нет никакой. К сожалению, политика посла, уже бывшего, и его окружения, в частности советника посланника Лоскутова, больше напоминают некие нечеткие действия, результатом которых становятся явления, происходящие сегодня, например, в Полтаве, связанные с 300-летием битвы. Вчера я к своему ужасу узнал, что „мазепинская конференция“, которая здесь проходит, (а она именно „мазепинская“, потому что отдельная линия докладов посвящена Мазепе), проводится при поддержке Посольства Российской Федерации. Для меня это нонсенс. И это происходит в то время, когда мы бьёмся над тем, чтобы нам дали средства для проведения нормальной конференции традиционных исторических взглядов, с выступлением ведущих российских историков Артамонова, Кочегарова, Кротова. С привлечением белорусских ученых, возможно, шведских для того, чтобы адекватно рассмотреть историю Северной войны, Полтавской битвы. Мы до сих пор испытываем проблемы, и не знаем, будут ли выделены нам средства на эту конференцию, а тут при поддержке посольства проводится „мазепинская конференция“».
«Мне как руководителю организации русских соотечественников общины Полтавской области были крайне непонятны действия Виктора Степановича на территории Полтавы. Во-первых, этот меморандум, который был подписан с мэром, с епископом Филиппом о сотрудничестве, текста которого никто не знает. В посольстве отказались показать этот текст. В здании принадлежащем епархии собираются создавать русский культурный центр, хотя неизвестно отношение епископа к проблемам русского языка, русской культуры, русской истории. Он до сих пор не сделал ни одного публичного заявления даже по поводу установки памятника Мазепе, а ведь на окормляемой им территории будут устанавливать памятник анафематствованному гетману. Далее здесь собираются создавать центр туризма то ли для японцев, то ли для китайцев. При чем здесь русские? То есть здесь русскую историю просто убивают. Мы третий год пытаемся привлечь внимание российской общественности и, в первую очередь, российских политиков к тому, что здесь творится. В Полтаве на один квадратный метр приходится огромное количество памятников великим событиям русской истории, только Севастополь может сравниться в этом. Все памятники находятся в безобразном состоянии, Черномырдину же показывали „потемкинские деревни“ от которых он приходил в восторг. На месте русского лагеря находится городская помойка, где сжигают мусор. Командный пункт, переправа, все памятные знаки с двуглавыми орлами разрушаются или уже разрушены. Мы видим гигантскую профанацию. О цели её мы говорили не раз: городские власти хотят получить российские деньги в виде инвестиций. У них это получается. Все наши сигналы идут в пустоту. Затулин, Марков — единственные, кому это интересно. Работа посольства с соотечественниками неудовлетворительна. Сложно найти на Украине русских людей, которые были бы удовлетворены этой работой. Думаю, что Виктору Степановичу надо заслуженно отдыхать», — считает Виктор Шестаков.
«Я думаю, что он вообще находился не на своем месте. Есть мнения, что он чуть ли не агент влияния, но я лично с этим не согласен, тут, скорее всего, некомпетентность. Украина на сегодняшний день — страна, где должны работать абсолютно компетентные люди, знающие все нюансы. Когда сегодня в стране сознательно и четко идет цивилизационное столкновение, именно здесь должен быть волевой, достаточно жесткий человек, который на любой ход может отвечать адекватными действиями. Анализируя прошлогодние события в Южной Осетии, мы пришли к такой идиоме, что была операция по принуждению к миру, а здесь должна быть проведена операция по принуждению к объективной истории. Просто ужас, что здесь происходит! Удар наносится по молодым. Россия сегодня проиграла „мазепинцам“ Полтавскую битву. Это самое страшное. 300 лет мы считали, что победили вместе с украинцами, а тут вылезло это существо, Мазепа, которое было забыто, сознание полностью трансформировалось, и оказалось, что украинцы победили русских вместе со шведами! А что происходит вокруг голодомора?! На сегодняшний день Россия, к сожалению, проигрывает информационную борьбу», — подчеркнул председатель Русской общины.
«Кроме, безусловно, важной газовой трубы, необходима историко-культурная работа. Юбилей Гоголя тоже профукали. Многое пропускалось Черномыдиным, может, по незнанию, но когда представитель российского посольства Кузнецов фотографируется вместе с раскольником Денисенко, то это подается как факт признания Россией данной секты. Так что я должен констатировать, что на время Черномырдина пришлась сплошная полоса проколов. Мне очень больно за всё, что происходит. Я бы поставил Черномырдину за его посольскую работу на Украине „три с минусом“. На непонятна российская позиция в Крыму, в Севастополе. Мы отстаиваем российские позиции и надо на нас опираться, а не на всякие сомнительные партии. Русские организации доказали делом свою преданность России и мы ждем вменяемой политики. Во Львове любое осквернение памятников влечет жесткие заявления, действия, со стороны представителя России, а в Полтаве никакой реакции. Я уже привык к угрозам. Надписи „Смерть москалям“ и „Москалей на ножи“ регулярно появляются на воротах моего дома, программа НТВ даже успела снять это. Но дело даже не в этом, себя мы как-то защитим», — рассказал он.
«Тютчев как-то сказал: „Никто Россию не сможет защитить так, как её история“. Вот сегодня и надо защищать российскую историю, чтобы она могла потом опять защищать Россию. Оппоненты работают и очень эффективно. Проект „Мазепа“ появился в начале 1990-х, сначала говорили, потом внедрили в учебники, потом на ходовой денежной купюре, потом пошли памятники, медали, „мазепафесты“ и т. д. Поэтому я с большой надеждой взираю на будущего посла. Отставка Черномырдина должна была произойти четыре года тому назад», — заключил Виктор Шестаков.
Русская линия
Прелюдия к захвату?
Что стоит за последней пропагандистской атакой на Ратко Младича
Первым из официальных лиц Сербии на телевизионное шоу из Сараево отозвался председатель Национального комитета по сотрудничеству с Гаагским трибуналом Расим Ляич, заявивший, что все показанные записи давно переданы Белградом в Гаагу, и ни одна из записей не датируется позднее, чем 2001 годом. Последний снимок Младича с внуком на руках сделан 28 апреля 2001 года, отметил Ляич. Он назвал произошедшее провокацией против властей Сербии, неустанно ищущих Младича, с целью представить официальный Белград в качестве покровителя генерала.
Боснийские стряпчие фальшивки умудрились прокомментировать одну из видеозаписей так: «На снимке, сделанном предположительно зимой 2008 года в Сербии Младич снят с женой и дочерью». Хорошо известно, что дочь Младича Анна была убита в 1994 году, а значит, запись относится к периоду до этого времени.
Ляич пояснил, передают агентства «Бета» и «Танюг», что весь видео- и аудиоматериал о генерале, предоставленный Гааге, был изъят 4 декабря прошлого года на квартире Младича в Белграде. Всего передано 215 аудио и видеокассет и электронных носителей. Ляич заявил, что будет требовать от трибунала разъяснений, как эксклюзивный материал попал в руки журналистов, и с какой целью это сделано: «Я никого не обвиняю, но слишком много случайностей, чтобы назвать их случайностями».
По данным Ляича, Младич оставил свой дом в Белграде 28 июня 2001 года, когда экс-президент Югославии Слободан Милошевич был выдан Гаагскому трибуналу, и до 1 июня 2002 года скрывался на различных военных объектах. Представительница Гаагского трибунала Ольга Кавран подтвердила, что в суде знают обо всех снимках, показанных по ТВ.
Белградская «Политика» пишет 12 июня, что сербские спецслужбы полагают, что показанные по ТВ видеозаписи стали достоянием общественности из того же источника, что предоставил изданию «Блиц» копии военных дневников Младича. Собеседники «Политики» из спецслужб отметили, что обнародование снимков и дневника Младича никак не сказались и не скажутся на поисках «беглого генерала». Источники издания отказались ответить на вопрос, как близко они подобрались к Младичу, а на вопрос, когда произойдет захват, ответили: «Надеемся, что скоро». В том же номере «Политики» бывший шеф сербской госбезопасности Горан Петрович отмечает, что показанный и опубликованный материал не нанесет большого вреда Сербии.
В агентстве «Зипа», объединяющем вывших сотрудников сербских спецслужб, отметили, что показанные кадры могут быть только началом дальнейших спекуляций. Все это, подчеркнули собеседники издания, может быть прелюдией к некоей сенсации, а, может быть, и к захвату Младича.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»
Святейшему Патриарху Кириллу вручена высшая российская общественная награда — звезда ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество»
Генеральный секретарь исполкома ордена Александр Воловик отметил, что награда вручается Святейшему Патриарху Кириллу за миссионерские труды и за тот личный вклад, который внес Предстоятель Русской Церкви в дело утверждения святого князя Александра Невского «Именем России». «Вся Россия признательна Вам за то, что Вы представляли благоверного князя Александра Невского и смогли показать масштаб подвига и достижений Александра Невского», — отметил А.М. Воловик.
Затем известный российский полярник Артур Чилингаров зачитал заключение о награждении экспертного совета, подписанное мэром Москвы Ю.М.Лужковым: «За огромный личный вклад в духовное оздоровление и укрепление России, воссоединение Русской Православной Церкви, сохранение и развитие российской культуры, бережное отношение к ее истории, большую работу по пропаганде личности святого благоверного князя Александра Невского».
«Хотел бы сердечно поблагодарить всех здесь собравшихся за ту высокую честь, которая была мне оказана», — сказал Святейший Патриарх, благодаря за вручение награды. Святейший Патриарх отметил, что, по его мнению, телевизионный проект «Имя России» стал больше, чем просто проект, ведь избрание святого Александра Невского явилось важным показателем оздоровления общественной жизни. Он также напомнил, что на участие в телевизионном проекте его благословил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. «В начале XXI века, когда страна вступает на путь глубокой модернизации, становится очень символичным, что именем России стал святой человек, поскольку это знак того, что мы связываем будущее нашей Родины не только с материальным достатком, но и с духовной составляющей», — подчеркнул Предстоятель. «Святой Александр Невский — это то имя, которое реально будет помогать нашим современникам изменять жизнь к лучшему», — заключил Святейший Патриарх. На память о встрече Святейший Патриарх Кирилл вручил всем участникам награждения образ иконы Божией Матери «Знамение».
Награда учреждена в 2002 году «в целях изучения истории, укрепления международных и региональных отношений, экономической интеграции, научного и культурного сотрудничества в России и за ее пределами, установления взаимовыгодных партнерских отношений между республиками, краями, областями, городами России и зарубежными странами, а также между предпринимателями, работниками науки, культуры, образования». За годы существования награды ее лауреатами стали многие деятели науки, культуры и образования, видные политические и общественные деятели.
Русская линия
«Пусть Россия будет сама по себе»
Иерей Владимир Вигилянский и игумен Сергий Рыбко об обретении Россией суверенитета
«Одно дело декларация и разговоры о суверенитете, другое дело — реальность, которая за этим стоит. Я считаю, что забота о безопасности страны, если иметь в виду не военную безопасность, но духовную, нравственную, культурную безопасность, может быть только на пользу, а разговоры об этом, обсуждение этих проблем могут быть только полезны для самоидентификации российских граждан и в целом, быть только на пользу», — заявил отец Владимир.
Священник остановился на некоторых аспектах восприятия гражданами страны понятия «суверенитет». «Суверенитет подразумевает понятие свободы. И осуществление этого понятия для каждого гражданина — тоже очень важная составляющая вопроса. Отсюда и накладки, из-за которых многие считают, что суверенитет „скорее во вред“, потому что свобода у нас иногда воспринималась как своеволие. Своеволие чиновнического аппарата, своеволие, связанное с коррупцией, государственной деятельностью, своеволие, связанное с увеличением криминальной составляющей жизни, — причины, по которым многие считают, что свобода пошла во вред. Надо понимать, что это издержки свободы. Тем не менее, то внутреннее ощущение, которое мы обрели с понятием суверенитета, понятием свободы, конечно, очень отличается от того, что было до 1990 года, когда человек себя не считал свободным. Я считаю, что праздник имеет большое будущее и что когда-то в будущем, когда Россия приобретет опыт этой свободы, отсечет все, что было накоплено отрицательного за эти годы, он будет праздноваться, как во многих странах мира», — заключил иерей Владимир Вигилянский.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище назвал распад СССР естественным историческим процессом. «Мне кажется, во благо пошло то, что Россия стала суверенной страной. Космополитам безразлична Родина. Когда мы жили в Советском Союзе — это была странная какая-то родина. Я, конечно, ощущал себя русским, но скажем, события в Средней Азии меня не волновали, не моя это была земля», — пояснил священник.
«Считаю, что распад Союза был абсолютно естественным и неизбежным историческим процессом и горевать об этом совершенно ни к чему. Союз был монстром, совершенно искусственным, стоявшим на ядерном оружии, которым всех пугали. Россия же всегда была страной, которая несла миру православные ценности, любовь к ближнему, уважение к человеку, к свободе человека. Я хочу, чтобы нас уважали, а не боялись, чтобы в диалоге народов нам было что сказать, и было бы чему поучиться у нас. Если не будет искусственных образований, то исполнение такой миссии для России будет гораздо легче и проще, Россия, по моему мнению, гораздо скорее все успеет сделать», — сказал отец Сергий. «Пусть Россия будет сама по себе, будет великой державой, тогда все остальные захотят с ней соработничать, войти в ее состав, воля этих народов да будет», — заключил игумен Сергий.
Русская линия
Заблокирована работа сайта, оскорбляющего православных
Миссионерский отдел Тульской епархии добился ликвидации «Реформации в России»
Как сообщалось ранее, сайт «Реформация в России» создан и поддерживается т.н. «Армией Христа» — группой людей во главе с «пастором» Сергеем Тугушиным. Самые активные члены группы именуют себя «мобильной командой». Эта «команда» при поддержке неопятидесятнических и неопротестантских сект разъезжает по российским городам, распространяя листовки провокационного содержания, целью которых является «разоблачение», прежде всего, Православной Церкви.
В конце мая этого года представители «Армии Христа» провели крупную листовочную акцию в Туле. В начале июня то же самое они совершили в Ярославле.
Деятельность «Армии Христа» напрямую связана со скандально известным лидером украинской неопятидесятнической секты «Посольство Божье» Сандеем Аделаджой. Эта секта прославилась тем, что ее адепты были основной силой «оранжевой революции». С недавних пор Сандею Аделаджи запрещён въезд в Россию. Поэтому, отчасти, работу по распространению «идеологии» Аделаджи в России выполняет «Армия Христа».
Алексей Ярасов, секретарь Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП, для «Русской линии»
Сергей Спицын награжден серебряной медалью святого первоверховного апостола Петра
Русская линия
Лжесвященник-харизмат дискредитирует Православие
Как выяснилось, лжесвященником является Георгий Кормышаков, 1961 года рождения, уроженец республики Казахстан. В 1997 году он был рукоположен в диаконы, а потом в священники. Но после того как новоначальный священник стал неадекватно себя вести, участвовать в оккультно-мистических программах, начал получать видения и пророчества от неких духов, а также получил «рукоположение» от какого-то харизмата, после нескольких предупреждений правящего архиерея был запрещен в священнослужении.
Однако бывший священник отказался снимать с себя крест и рясу, и напротив, стал активно разъезжать по стране в подобном обличии для «служения людям», убеждая людей в том, что он явно слышит «глас Божий», который дает ему различные поручения. Его внешний вид стали успешно эксплуатировать руководители неопятидесятнических сект, приглашая его в свои регионы для вербовки новых прихожан. Теперь лжесвященник числится служителем в Ассоциации христианских церквей, объединяющей пятидесятнические и неопятидесятнические религиозные организации. Харизматы показывают всем видеопроповеди этого человека и демонстрируют фотографии с ним (на которых харизматы — стоят в обнимку с ним, с человеком в рясе православного священника).
Лжесвященник подробно рассказывает о том, как он «работает» в деревнях, где бабушки воспринимают его как настоящего батюшку. По окончании шоу лжесвященник накладывает руки на всех желающих, чтобы они получили «святого духа». Мероприятие завершается типичными харизматическими истериками. Подобное явление современной религиозной жизни нашего общества — яркий пример известных слов Господа Иисуса Христа: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф 7. 13).
Владивостокская епархия предостерегает руководство органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Приморского края, работников правоохранительных органов, руководителей образовательных учреждений, и всех жителей города Приморья о деятельности сектантских вербовщиков под прикрытием лжесвященнослужителя. Человек, называющий себя отцом Георгием Кормышаковым, не является священником Русской Православной Церкви, более того, его «служение» связано с антиправославной, сектантской деятельностью.
Русская линия
В Екатеринбурге православные открывают духовно-просветительские центры
Здание возводилось трудами попечителей и сотрудников прихода в честь Рождества Христова на Уралмаше, приписным к которому является Свято-Троицкий шарташский храм. Помогал и заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев.
Между тем, в екатеринбургском селе Косулино, при храме в честь святых Флора и Лавра, уже началось строительство еще одного духовно-просветительского центра. Здание будет иметь два этажа. На первом этаже будут находиться иконная лавка, трапеза, подсобные помещения. На втором — библиотека православной литературы, а также классы воскресной школы для детей и взрослых. Двери духовного центра будут открыты для всех желающих. В центре планируют проводить беседы по духовно-нравственному воспитанию для учащихся, учителей, родителей и остальных жителей села. Строительство ведется на частные пожертвования людей, которые не хотят раскрывать свои имена.
Русская линия
Санкт-Петербургская епархия поможет Эрмитажу в поиске похищенных музейных предметов
Из материалов уголовного дела усматривается, что по результатам сверки коллекции фонда драгоценных металлов отдела истории русской культуры, проведенной в ФГУК «Государственный Эрмитаж», выявлено отсутствие 223 музейных предметов, среди которых имеются иконы. При различных обстоятельствах 34 предмета были возвращены, 191 до настоящего времени не найден.
Следственный комитет доводит до сведения настоятелей приходов, монастырей и подворий Санкт-Петербургской Епархии информацию о количестве и внешнем виде похищенных предметов для установления предварительным следствием их места нахождения. Особо отмечается, что, в случае обнаружения в приходах, монастырях и подворьях Санкт-Петербургской епархии указанных предметов, они останутся в пользовании, и их изъятие производиться не будет.
Русская линия
ЛДПР опросит жителей Самарской области об их отношении «к мумии тела Ленина»
«Верующий был Владимир Ильич или нет, но ведь душа его до сих пор не упокоена, — считает по этому поводу координатор реготделения, депутат Самарской губернской думы Михаил Дегтярев. — Его тело лежит на площади, где проходят парады Великой Победы, гуляют тысячи людей, а зимой катаются на коньках». Дегятрев рассказал также, что идея проведения соцопроса возникла у него во время командировки в Москву: «Я решил прогуляться по Красной площади. И проходя мимо мавзолея, где хранится тело вождя мирового пролетариата, мне стало, по-человечески жаль его душу. Отсюда и возникла идея провести соцопрос по захоронению тела Владимира Ильича Ленина. Может быть, также считают и другие люди и пора подумать о захоронении тела в землю, как принято в цивилизованных странах».
Пресс-служба реготделения также привела мнение лидера ЛДПР Владимира Жириновского: «Прошло 85 лет после смерти Ленина, а вопрос о захоронении тела так и не решен. Недопустимо, чтобы в центре города была могила, пусть даже самой героической личности. В Москве достаточное количество мест для захоронения: Новодевичий монастырь, Троекуровское кладбище, можно отправить тело в Элисту или в Ульяновск. Если мы продолжаем быть советской страной с коммунистической идеологией, тогда действительно пускай Ленин лежит, потому что он — главный идеолог и главный революционер. Мы своим бездействием провоцируем молодежь снова на революцию. Историю нельзя переписывать, что было, то было, но любым событиям должна даваться оценка. Нельзя, чтобы молодежь думала, что эти люди совершили героические поступки и они достойны почитания, уважения и продолжения их дела. Красная площадь это центр Москвы и сердце нашей Родины. На Центральной площади города проходят торжественные церемонии, праздничные концерты. Мавзолей как памятник архитектуры надо сохранить, но площадь, где проходят народные гуляния, необходимо освободить от могил».
Русская линия
Польские католики не хотят видеть «Мадонну» в день Вознесения Пресвятой Богородицы
Верующие обратились к правительству страны с требованием запретить концерт поп-звезды в Варшаве или хотя бы перенести его на другой день. В противном случае обещана масштабная акция протеста с пикетами возле дверей концертного зала, призванная донести до сведения «Мадонны», что ее «творчество» оскорбляет религиозные чувства.
Немногим ранее против концерта «Мадонны» на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, который должен состояться 2 августа, выступили и российские верующие.
Русская линия