Русская линия | Протоиерей Геннадий Беловолов | 15.04.2009 |
Что же касается государственного статуса праздника православной Пасхи, то, считает отец Геннадий, «в этой связи странно искать какие-либо возражения, потому что само по себе признание того или иного праздника государственным придает ему определенную ценность для всего народа, то есть делает его не только праздником церковным, но и общенародным. Такое решение свидетельствовало бы в некотором смысле о нравственной позиции государства, и об этом надо говорить. Во-первых, это означало бы, что государство уважает религиозные ценности большинства своих граждан, во-вторых, у нас уже есть такие прецеденты — государственное значение имеет у нас праздник Рождества Христова, и, по-моему, все рады и довольны этим. Кроме того, надо учесть, что в России каждую неделю празднуется воскресный день, являющийся у нас выходным. Да, наше государство по Конституции действительно носит светский характер, но мы, тем не менее, празднуем каждую неделю Воскресение Христово, малую пасху. Разве не странно, что при этом у нас не празднуется Великая Пасха?» — сказал священник.
«Думаю, что не стоит делать светскость врагом традиций и нашей истории, — продолжил отец Геннадий. — К тому же „светскости“ в чистом виде в принципе и нет. Это виртуальное понятие, некий жупел, изобретенный для того чтобы разрушать национальные традиции и религиозные основания духовной жизни народа. Я не слышал, чтобы российские иудеи или мусульмане возражали против выходного дня в воскресенье. Я не слышал, чтобы они требовали бы для себя выходной день в субботу или в пятницу. Они прекрасно понимают, что представителей этих конфессий у нас не так много, чтобы ставить эту проблему. И я абсолютно уверен, что здравый смысл подскажет представителям, как ислама, так и иудаизма, что не следует препятствовать воплощению в жизнь идеи праздновать Пасху на государственном уровне. А тем, кто предлагает в „обмен“ на признание государственного статуса православной Пасхи, также признать государственными главные праздники иудеев и мусульман, я бы посоветовал не навязывать свои праздники там, где нет явного большинства мусульман и иудеев. Стоило бы в таком случае провести в этих регионах референдум, чтобы например, выяснить, хотят ли русские, живущие в Еврейской автономной области, праздновать еврейские национальные праздники».
«Но если даже мусульмане и иудеи в целом не возражают против признания Пасхи государственным праздником России, то тем более удивительна реакция некоторых депутатов, которые, как создается ощущение, совершенно не понимают, в какой стране они живут. Видимо, они до сих пор живут в советской стране. А между тем, мы в гимне России поем о нашем Отечестве так: „Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!“, и никто из депутатов при этом не возражает и не ссылается на Конституцию и не требует изменить гимн. А государственный гимн — это своего рода исповедование веры народа. Наш народ в гимне свидетельствует, что наша страна „хранимая Богом“, так давайте тогда выразим в наших праздниках богохранимость России. Пасха — это главный христианский праздник, это главный праздник русского православного народа. И наш позор, что Пасха до сих пор не имеет статуса общенационального, государственного праздника», — сказал протоиерей Геннадий Беловолов.
Петербургский священник также отметил, что идея, озвученная депутатом Евтуховым не вымышленная и не кабинетная: «По сути, речь идет о возрождении исторической традиции России. Пасха до революции была общенациональным и государственным праздником. В сущности, если мы воплотим эту идею, то восстановится одна из традиций, которая была искусственно уничтожена в советское время. Мы сейчас живем в период формирования новой системы праздников, которые выражают нашу новую идеологию. И установление Пасхи в качестве государственного праздника — это очень важный и принципиальный вопрос. Я считаю, что Пасха — это наш государствообразующий праздник, поскольку весь наш год состоит из 56 недель и каждую неделю мы празднуем малую Пасху, а большую Пасху почему-то не замечаем, не желаем праздновать на государственном уровне. Должна же быть какая-то логика! А ведь большевики пытались запретить и малую Пасху, в 1920—1930-е годы они пытались вместо семидневной недели ввести пятидневку, пытались запретить празднование воскресенья как выходного дня. К счастью, им это не удалось. И я уверен, что Пасха заслужила, чтобы мы ее торжественно прославляли не только в церковной ограде как церковный праздник, но и как праздник общенациональный, государственный. Я думаю, что это был бы очень важный шаг в деле возрождения нашего духовного и национального самосознания. Сейчас многие люди говорят о возрождении России, о воскресении русской земли, а раз так, давайте придадим празднику Воскресения государственный статус. Таким образом мы канонизируем саму идею воскресения. Я думаю, что это очень важный момент для нашего национального самосознания, особенно в период, когда мы переживаем кризис, когда часть населения России поддается унынию. Именно сейчас нам нужно поверить в воскресение и исповедовать Воскресение Христово».
«Придав празднику Пасхи общенациональное, государственное значение наш народ на возглас „Христос Воскресе!“ дружно ответит: „Воистину Воскресе!“. Именно такое значение будет иметь придание Светлому Христову Воскресению нового статуса. А кто против, значит для того Христос не воскрес, значит этот человек еще не понял и не нашел пещеру Воскресения Христова», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=182393
|