Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти Великого Князя Василия I Дмитриевича, также мы вспоминаем видного русского дипломата канцлера А.М.Горчакова
В 1382 г. после разорения Москвы Князь Дмитрий Донской отправил сына Василия в Орду «тягаться с Михаилом Александровичем Тверским о великом княжении». Тохтамыш не дал Михаилу великого княжения, но задержал Василия у себя и требовал за него 8000 рублей выкупа. Только в 1385 году молодой князь сумел спастись бегством из плена.
После смерти отца Василий получил по завещанию лучшие и сильнейшие города: Владимир, Коломну, Кострому и Переяславль. Уже в самом начале своего княжения он показал, что останется верен политике отца и деда и с успехом продолжил объединение русских земель вокруг Москвы. Он успешно воевал с Новгородом Великим, нижегородскими, суздальскими князьями, рязанским князем Олегом Ивановичем, Литвой. Присоединил к Москве Нижний Новгород, Муром, Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли народа коми. По его приказу были «срублены» города Ржев и Плес. В его правление в Московском Кремле был построен Благовещенский собор.
С Ордой Василий старался поддерживать хорошие отношения, но после того, как в 1395 г. татары были разбиты Тамерланом, Великий Князь перестал считаться с ордынскими ханами, за что в 1408 г. хан Едигей, совершил карательный поход на Русь, внезапно появившись под Москвой. Василий I, оставив в осажденной Москве «воевод и многое множество народа», отправился в Кострому собирать войско. Упорная оборона москвичей вынудила Едигея, простоявшего с войском месяц под стенами, отступить. Едигею не удалось разбить войска Великого Князя и под Костромой. Опустошив во время похода значительные территории Руси, татары вынудили Василия I вновь платить дань Орде, но не добились своей главной цели — восстановления власти Золотой Орды над Русью. Скончался Василий I 27 февраля 1425 г. Погребен в Москве, в Архангельском соборе.
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля, великого дипломата светлейшего князя, канцлера А.М.Горчакова, скончавшегося в 1883 году.
Александр Михайлович Горчаков родился 4 июня 1798 г. в знатной семье генерал-майора (происходил из рода Рюриковичей) и получил блестящее образование (был соучеником А.С.Пушкина по Царскосельскому лицею, который окончил с золотой медалью).
В 1817 г. Горчаков поступил на дипломатическую службу, находясь на которой принимал участие в работе конгрессов Священного союза. В 1824 г. он был назначен первым секретарем при русском посольстве в Лондоне, в 1827 г. переведен на такую же должность в Рим, затем служил в посольствах в Берлине, Флоренции и Вене. В последней должности Горчакову в 1854 г. на Венской конференции удалось предотвратить вступление Австрии в войну на стороне противников России. В апреле 1856 г. Горчаков возглавил министерство иностранных дел и бессменно находился на этом посту более 25 лет. Главной задачей внешней политики России в тот период стала борьба за пересмотр и отмену ограничительных статей Парижского мирного договора, закреплявшего результаты неудачной для России Крымской войны (нейтрализация Черного моря и запрет России держать Черноморский военный флот). Горчакову, мудро игравшему не европейских противоречиях, удалось блестяще решить поставленную перед ним Императором, что позволило России заявить об отказе от унизительных статей Парижского мира и добившейся международного признания этого акта в 1871 г.
Горчакову также удалось обеспечить нейтралитет европейских держав во время Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. Последней крупномасштабной дипломатической акцией, в которой принял участие Горчаков, стал Берлинский конгресс европейских государств 1878 г., решивший судьбу турецких владений на Балканах. В условиях, когда вся Европа была напугана успехами русского оружия и опасалась гегемонии России на Балканах, Горчаков сумел не только предотвратить повторение Крымской войны и создание новой антирусской коалиции, но и отстоять национальные интересы России. Конгресс зафиксировал сохранение независимости балканских государств, хотя и с урезанными границами.
С 1879 г. Горчаков в связи с серьезной болезнью фактически отошел от дел, а в 1882 окончательно вышел в отставку. За время своей службы он был удостоен всех высших российских орденов и множества иностранных наград, а также удостоен титула светлейшего князя (1871). Оставил о себе память как о выдающемся дипломате, действовавшем в сложных ситуациях после поражения России в Крымской войне и, благодаря своей мудрости, расчетливости и жизненному опыту, сумевшем вывести государство из тяжелейшего внешнеполитического кризиса. За время своего управления МИД Российской Империи, Горчаков резко изменил внешнюю политику государства от «дворянского интернационализма» к защите сугубо национальных интересов. Похоронен в Сергиевой пустыне близ Петербурга.
В этот день в 1917 г. беспорядки в Петрограде переросли в открытый солдатский бунт, который возглавила Государственная Дума.
Русская линия
Вечная память
Скончался один из старейших клириков Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис)
Леонид Владимирович Начис родился 9 января 1920 года в Лифляндской губернии (ныне Латвия), в городе Даугавпилсе, после окончания гимназии 2 года учился на богословском факультете Латвийского Университета, а по его закрытии в 1940 г. работал учителем в школе, служил псаломщиком в Псковской миссии, затем в Луге, Борхове, Лиепае. В декабре 1944 года немцы перевели его в Кенигсберг. Красная армия, освободив пленных, отправила их в новые тюремные узы. Обвинение о. Кириллу выдумали следующее: «эвакуация церковного имущества», посадив в лагерь, заставив работать на разных объектах, выпустили в 1946 г., но не надолго.
В 1950 г. новый арест и 5 лет ГУЛАГа. Решение (без суда) по его делу было: «десять лет лагерей», согласно статье 58, за участие в Псковской миссии. После освобождения в 1955 — учеба в ЛДС (1956−1959 гг.), ЛДА (1959−1963 гг.), преподавательская работа (1963−1965 гг.). 25.01.1959 — иерейская хиротония, которую совершил епископ Лужский Алексий, а 06.01.1965 г. — постриг в мантию с именем Кирилла в честь свт. Кирилла Александрийского. С 1976 г. — о. Кирилл в сане архимандрита. С августа 1988 по 2005 г. являлся духовником Санкт-Петербургской Духовной Академии, а с 1990 по 2003 г. нес послушание духовника Санкт-Петербургской Епархии. В 1994—1996 гг. — был первым наместником возрожденной Александро-Невской Лавры.
В 2005 году отец Кирилл был уже не в состоянии по немощи нести послушание духовника Академии и был от него освобожден. В последние годы своей жизни он проживал под опекой сестер Новодевичьего Казанского монастыря во главе с матушкой игуменьей Софией, где его навещали духовные чада и ученики.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного архимандрита Кирилла и сотвори ему вечную память.
Русская линия
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Поститься — это не с бидончиком ходить за Святой водой»
Известный московский пастырь прокомментировал результаты соцопроса относительно количества россиян, соблюдающих пост
Согласно результатам социологического исследования, проведенного аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр) 22−25 февраля, только 2% россиян собираются полностью соблюдать Великий пост, столько же людей намерены поститься только последнюю неделю поста, 15% собираются частично поститься, остальные 79% намерены сохранить «обычный режим питания» и не собираются поститься. Левада-Центр опросил 1600 россиян. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
Чаще всего сообщали, что собираются сохранять обычный режим питания учащиеся и студенты, рабочие, безработные и в целом мужчины, лица моложе 25 лет, с образованием средним и ниже среднего, проживающие в нестоличных городах с населением более 500 тысяч человек. Частично соблюдать пост намереваются, скорее всего, пенсионеры по возрасту, служащие и в целом женщины (в 2 раза чаще мужчин), лица старше 55 лет, с образованием ниже среднего, проживающие в Москве и малых городах (100−500 тысяч жителей). Поститься последнюю неделю поста собираются чаще всего пенсионеры по возрасту или инвалидности и в целом женщины (в 4 раза больше мужчин), лица старше 55 лет, с образованием ниже среднего, жители сельских поселений. Больше всех намереваются полностью соблюдать строгий пост домохозяйки и рабочие в целом женщины (в 4 раз чаще мужчин), россияне 25−40 лет, проживающие в городах с населением 100−500 тысяч человек.
По мнению протоиерея Димитрия Смирнова, возрастное распределение постящихся россиян, выявленное в ходе опроса, соответствует действительности. «Студенты питаются чем попало, я уже не говорю о безработных. Среди молодежи полностью соблюдают Великий пост только сильно воцерковленные люди. Основная часть постящихся приходится на людей старше 45 лет. Это связано с тем, что эта категория людей серьезнее относится к жизни, чем молодые люди. Например, в моей семье, состоящей из матери, отца и троих детей, первым поститься начал отец, потом мы, дети, а затем и мать. Отец был для нас примером. Вообще пост — это поступок взрослого человека», — считает известный московский пастырь.
Кроме того, по его словам, в России «традиционных христиан, воспитанных в христианской семье, еще слишком мало, их станет гораздо больше через 10 лет, не раньше». «Официальная статистика показывает, что православных больше, чем крещеных. На первый взгляд, это кажется абсурдным. Как вообще такое может быть? Дело в том, что любой человек ощущает себя в определенной традиции. Человек просто не может жить вне религиозной традиции. Даже если он убежденный коммунист, как, например, наш Зюганов, он все равно ощущает себя в религиозной традиции. Реверансы Зюганова в сторону Православия видны вполне отчетливо. Поэтому неудивительно, что 85% населения России считают себя православными по религиозной традиции, культуре и воспитанию».
К тому же отец Димитрий уверен, что большинство респондентов не сомневаются в полезности и необходимости поста. «Однако, считая пост нужной вещью, большинство респондентов сами пока его не соблюдают, так как, по их словам, они еще „не созрели“ для того, чтобы поститься. Многие также жалуются на то, что им не достает времени для соблюдения поста. Люди не хотят об этом даже думать, у них нет соответствующей привычки, утеряны традиции», — полагает священник.
«Сейчас распространяется пропаганда постной пищи, даже в президентской администрации появилось постное меню. Так что традиции постепенно восстановятся. Необходима определенная культура. В нашей стране люди искусственно были оторваны от Православия, традиции были разрушены. Для их восстановления потребуются десятилетия, Православие должно войти в быт. На сегодняшний день православные традиции в быту ограничиваются только куличами и яйцами на Пасху и крещенской водой. Эти вещи остались незыблемы. А пост требует подвига. Поститься — это не с бидончиком ходить за Святой водой. Пост требует от человека воли и решимости. Я думаю, что постепенно все больше людей будут поститься. Потому что из политики и властных структур уходят представители „советской религии“, они уходят на пенсию. Ситуация реально меняется к лучшему. Я вижу и ощущаю улучшения», — заключил протоиерей Димитрий Смирнов.
Русская линия
Архиепископ Юстиниан: «В нашей стране не чтят традиций и не уважают религиозных чувств граждан»
Приднестровские чиновники проигнорировали просьбу правящего архиерея не проводить увеселительных мероприятий в первый день Великого Поста
Говоря об особенностях Великого Поста в этом году, Владыка Юстиниан с сожалением отметил, что первый его день совпадает с завершением весеннего фестиваля «Мэрцишор» и праздничными гуляниями по случаю Масленицы в приднестровской столице: «Я обратился к работникам культуры республики с просьбой в первый день Поста не проводить увеселительных мероприятий, ведь православные в этот день даже хлеба не едят, — однако меня не услышали».
Архиепископ отметил, что даже знаменитые бразильские карнавалы, на которые съезжаются туристы со всего мира, проводят в строгом соответствии с католическим календарем: «В то же время у нас, в стране, где, согласно опросам, более 80% населения считает себя православными, не чтят религиозных традиций и не уважают религиозные чувства своих граждан».
Слова высокопреосвященнейшего Юстиниана вряд ли стоит относить исключительно к Приднестровью и Молдавии. Подобное циничное, хамское и непочтительное отношение к православной традиции своих народов проявляют власти и чиновники практически во всех странах постсоветского пространства с преобладающим православным населением, не исключая и Россию.
Владимир Букарский, специально для Русской линии
Протоиерей Геннадий Беловолов: «Видимо, центр не держит руку на пульсе кавказской жизни»
Известный петербургский священник выразил озабоченность недостаточным вниманием российских властей к ситуации в Ингушетии
Так называемый Пятый чрезвычайный съезд ингушского народа принял обращение к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с просьбой направить независимую комиссию для оценки ситуации в республике. «Нынешнее руководство Ингушетии, вопреки Конституции РФ и всем законодательным актам, занимается террором и бесчинством в отношении граждан», — говорится в обращении, текст которого опубликован на сайте «Ингушетия.Ru».
Авторы документа обращают внимание федеральных органов власти на коррупцию, произвол силовых структур, а также многочисленные социальные и экономические проблемы, на которые, по их мнению, закрывает глаза президент республики М. Зязиков и его администрация. «Обращаемся к вам с убедительной просьбой обратить серьезное внимание на ситуацию в Республике Ингушетия, обязать исполнительную власть республики пойти на диалог с населением и применить реальное взаимодействие для решения наиболее острых социально-политических и экономических вопросов жизнедеятельности региона», — говорится в обращении к Путину и Медведеву.
Так называемый съезд ингушского народа прошел 8 марта 2008 года в Карабулаке. Одной из его целей было создание в Ингушетии общественной организации, которая в перспективе может стать альтернативой действующему парламенту. В связи с проведением съезда министр внутренних дел Ингушетии Муса Медов заявил о том, что ситуация в республике под контролем, передает ИА «Кавказский узел». «Налажено тесное взаимодействие с руководством ФСБ и прокуратуры, командованием внутренних войск», — сказал министр. «По закону право созвать съезд ингушского народа имеет лишь президент республики. Если где-то будут собираться небольшие группы людей, то мы проведем с ними разъяснительную работу в соответствии с законодательством», — добавил глава республиканского МВД.
Действительно, организаторы съезда Гилани Имагожев и Магомед Хазбиев были привлечены в итоге к административной ответственности и приговорены к выплате штрафа. Их признали виновными в нарушении установленного порядка организации массовых мероприятий, согласно которому съезд народа Ингушетии должен созываться президентом республики. Кроме того, организаторов мероприятия обвинили в том, что они не направили соответствующего уведомления в правительство республики.
Тем временем, группа поддержки одного из организаторов акций протеста в Ингушетии Макшарипа Аушева намерена провести несанкционированные митинги, пикеты и иные акции протеста, как в Ингушетии, так и в других городах России, сообщает ИА «Кавказский узел». В Ингушетии намечены митинги и акции гражданского неповиновения, в которых участники намерены потребовать освобождения всех арестованных за политические убеждения, осудить коррупцию в Ингушетии и выразить недоверие президенту Ингушетии Мурату Зязикову. Митинги планируются в Назрани, Малгобеке, станице Орджоникидзевская и в Карабулаке. Отмечается, что митинг в Малгобеке пройдет в мае, во время празднования присвоения городу звания «Город воинской славы». В Карабулаке и Назрани митинги планируются в апреле. Все акции, заявили их организаторы, будут проводиться без уведомления властей.
По словам отца Геннадия, фактически народ выразил недоверие своему президенту, то есть, иными словами, если можно так выразиться, объявил ему импичмент. «К сожалению, мы, россияне, недостаточно информированы о том, что на самом деле сейчас происходит на Кавказе. Сегодня они потребовали отставки Зязикова, а завтра какой-нибудь очередной съезд какого-то кавказского народа потребует отставки Президента России; послезавтра же они могут потребовать себе независимости по подобию Косово. К сожалению, видимо, центр не держит руку на пульсе кавказской жизни. Мы слишком рано успокоились, а Кавказ по-прежнему остается огнедышащей горячей точкой на карте России. Все события на Кавказе проходят как чрезвычайные происшествия. Можно, к примеру, вспомнить нападение на Беслан, Буденновск и т. д. Все это шокировало общество, а вот были ли своевременно осведомлены спецслужбы — неясно. Или, к примеру, взять нападение боевиков на Нальчик — вдруг, неожиданно сотни человек нападают на столицу Кабардино-Балкарии. Как это вообще возможно? Это же не стихийное бедствие, не падение ледника; да теперь даже падение ледников научились предсказывать! — отметил священник.
«События в Косово должны заставить всех нас задуматься о том, что может произойти на Кавказе. И совершенно нетрудно предсказать реакцию «международного сообщества» на возможное провозглашение независимости какого-нибудь кавказского аула», — иронизирует отец Геннадий.
«Что же касается решения V съезда ингушского народа, то здесь мне что-либо трудно сказать. И Чечня, и Ингушетия структурно организованы по тейпам. Видимо, Зязиков не удовлетворяет другие тейповые сообщества. Ингуши, наверное, хотят себе другого ставленника. В ситуации, конечно, должны разбираться соответствующие органы и держать нас в курсе событий, чтобы очередные эксцессы на Кавказе не было бы для нас сюрпризом», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия
Косовский дневник
Последний репортаж с места событий
Сопережив с сербами 17 февраля, заставляя людей вспоминать события десятилетней давности, просматривая документы, я не перестаю удивляться гениальности того или тех, кто разработал и воплотил в жизнь план по переделке Балканского региона. На Западе и в Америке создан и искусно поддерживается имидж сербов-агрессоров; Гаага переполнена «военными преступниками-сербами»; в центре Европы создано подобие «государства», террористическо-криминальная суть которого основывается на клановости и железной дисциплине.
С другой стороны этой медали полное попрание норм международного права, люди, не имеющие свободы и живущие в гетто, сотни зверски убитых сербов, полная безнаказанность убийц (никто из преступников не был осужден) и многое-многое другое.
Сейчас в Косово и Метохии (КиМ) обманчивое временное затишье — красные флаги с черным орлом потихоньку сменяются синими со звездами (флаг «республики Косова»); у КиМ появился международный телефонный код и свой оператор мобильной связи; представители и структуры Европейского Союза незаконно и настойчиво пытаются «просочиться» в Косово; сербы Метохии, фактически стали заложниками, находясь в изолированных по большей части неохраняемых анклавах. Все с тревогой ждут, что принесет им завтрашний день.
Незаконная албанская власть начинает «закручивать гайки». На платежных банковских документах значится — «Республика Косова» (через албанские банки осуществляется финансирование международных проектов), для транспортировки через границу КиМ гуманитарного груза сербской благотворительной организации, албанцы потребовали официального разрешения своих властей.
Нам, простым русским людям, важно понять: все, что происходит сейчас здесь, имеет прямое отношение к последнему оставшемуся на Земле оплоту Православия — России. Мир поделился. Мы с сербами вошли в одну лодку, и что это будет — утлое суденышко или мощный баркас, покажет время.
Исходя из всего увиденного, понимая, что все «идет по предназначению», считаю, что мы должны доступными средствами противостоять надвигающемуся злу. Мы попытаемся продолжить, то, что делали до сего времени в России: организацию фотовыставок в разных городах России и других странах, переиздание и перевод книги «Косово. Сербская Голгофа», брошюры «Покаяние — единственный выход» и др. изданий, показ и распространение документальных фильмов и пр. Мы решили назвать эту программу «Правда о Косово», представили ее владыке Артемию и получили его одобрение.
До сего времени все вышеперечисленные мероприятия практически не имели финансирования и поддержки каких-либо фондов или организаций. Все строилось на личной инициативе и помощи близких людей. Хочу обратится за помощью к людям, понимающим какую угрозу России несет наступление мировых сил на Балканах: если вы имеете желание и возможность стать организатором выставки в вашем городе, можете пригласить косовских сербов к нам в Россию, профинансировать тиражирование книг или дисков, помочь с переводами, веб-дизайном, напечатать в каком-либо издании репортажи, фотографии о КиМ, пишите, пожалуйста, по адресу kosovo-albom@yandex.ru. С книгой можно ознакомится по адресу www. kosovo-rus.narod.ru. О том, что уже было сделано, тоже имеется информация в Интернете.
Так же хочу пригласить всех на открытие фотовыставки «Косово: взгляд изнутри» в Москве. Она планируется 21 или 22 марта (дата уточняется) в храме мц. Татианы при МГУ (Москва, ул. Б. Никитская 1). В состав экспозиции должны войти фотографии с места последних событий.
Наталья Батраева (Косово и Метохия), специально для Русской линии
Избиение участников пикета в Санкт-Петербурге — это политическая провокация
Сопредседатель «Народного Собора» Олег Кассин потребовал от властей тщательного расследования преступления и проверки деятельности «Антифа»
В документе цитируется сообщение Русской линии о том, что 7 марта 2008 года в Санкт-Петербурге у Генерального консульства США на Фурштатской состоялся санкционированный городскими властями пикет в поддержку Сербии и против признания независимости Косово, в котором принял участие ряд православно-патриотических организаций Санкт-Петербурга. На нем были развернуты флаги России и Сербии и три плаката с надписями: «Косово — сербская земля», «Православная Сербия, мы с тобой!», «Нет оккупации Косово!». Мероприятие прошло в мирной обстановке, участники пикета вели себя корректно, никаких радикальных и экстремистских высказываний не звучало.
По окончанию пикета, когда его участники спустились в метро «Чернышевская», на троих из них, несших в руках флаги, неожиданно с криками: «антифа!» — напала группа бритоголовых молодых людей в количестве 15 человек. Они нанесли мгновенный удар по голове сзади действующему офицеру ВМФ, преподавателю Фрунзенского училища так, что тот потерял сознание, упал на пол, после чего его начали бить. Затем молодчики напали еще на одного участника пикета и сильно его избили. В результате ему сломали нос, рассекли губу. Пострадавший получил сотрясение мозга. Другие участники пикета, один из которых офицер запаса, отделались выбитыми зубами и ушибами.
Избиение было молниеносным и продолжалось не более двух минут. После этого молодчики моментально рассеялись, по команде бросились по вагонам и разъехались, так что никого задержать не удалось. По характеру действия нападавших было видно, что акция устрашения ими хорошо подготовлена и спланирована. Нападавшие действовали организованно и четко. В заявлении О. Кассина отмечается, что информация о произошедшем в Санкт-Петербурге нападении стала известна широким кругам православно-патриотической общественности России, вызвав глубокое возмущение действиями так называемой «Антифа».
«Считаю произошедшее в Санкт-Петербурге избиение участников пикета политической провокацией, террористическим актом, совершенным организованной экстремистской группой лиц по предварительному сговору с целью устрашения, запугивания патриотической общественности города. Требую проведения по данному факту тщательного расследования, установления всех лиц, совершивших избиение, а также организаторов и заказчиков этого преступления, и привлечения их к уголовной ответственности», — заявил О.Кассин.
«Требую проведения полномасштабной проверки деятельности так называемой „Антифа“ на территории Российской Федерации на предмет причастности ее членов к другим преступлениям подобного рода в Москве и других регионах России, выявления ее источников финансирования и лиц, реально руководящих этой структурой. Считаю, что под прикрытием „Антифа“ в России может скрываться и действовать некий экстремистский центр, ставящий своей целью дестабилизацию общественно-политической обстановки в стране», — отмечается в заявлении.
В связи с большим общественным резонансом О. Кассин просит Генпрокурора и директора ФСБ взять расследование совершенного в Санкт-Петербурге преступления под личный контроль.
Русская линия
«Сколько еще мы должны терпеть эти безобразия?»
Православное духовенство Восточной Боснии требует прекратить акты вандализма в отношении сербских святынь
В сообщении приводятся примеры нападений, участившихся в последнее время: Храм в Подгаевах, в общине Живиници, забросали камнями в январе 2008 года. Разбито одно стекло во входной двери. О случившемся заявлено в полицию, составлен протокол.
Храм в Грачанице забросали камнями 21 февраля 2008 года, зачинщики найдены.
Храм в Пурачиче забросали камнями 23 февраля 2008 года, разбито несколько стекол с восточной стороны храма.
На кладбище в Тине 27 февраля 2007 года были украдены входные ворота. Полиция установила, что они были распилены на куски и выброшены. Ведется расследование. Главе общины Сребреник отправлено письмо, уведомляющее об этом случае.
На кладбище Трновац в Тузле 24 февраля 2008 года было осквернено около 40 памятников. Полиция ведет расследование.
На кладбище в Бабама-Пожарнице 1 марта 2008 года было перевернуто несколько надгробных плит, очевидно, намеренно, так как в день поминовения усопших должно было прийти много народу. Ведется расследование.
Под крышей над входом в епископский двор в ночь с 29 февраля на 1 марта 2008 года разбито одно стекло. Заявлено в полицию, она осмотрела место происшествия.
«Мы имеем полное право спросить, до каких пор будут продолжаться эти нападения на нас, и нормализуется ли когда-нибудь, наконец, обстановка в Тузланском районе, — пишут сербские священнослужители. — Мы имеем право спросить, сколько еще мы должны терпеть эти безобразия? Сколько можно толерантно относиться к ненависти и гневу по отношению к невинным людям? Какое сообщение пытаются донести до Сербской Православной Церкви постоянными провокациями? На эти и еще многие вопросы, которые мы задаем сами себе и Вам, господин премьер-министр, мы требуем ответа! Ответ, который подразумевает какие-то действия, направленные на защиту нашей свободы и общих прав человека, согласно которым мы можем свободно жить и работать на этой территории. От имени всех верующих мы ждем быстрой и адекватной реакции, чтобы мы могли нормально жить со своим народом, надеясь на лучшие дни».
Справка:
Зворницко-Тузланская епархия расположена на северо-востоке Боснии. Ее основание связано с именем сербского короля Драгутина (конец XIII — нач. XIV вв.). В XV веке кафедра православных митрополитов находилась в Сребренице. Во время турецкого владычества кафедра располагалась в Зворнике. В XVI в. Зворницкая епархия находилась в составе сербской Печской патриархии, но после ее упразднения в 1766 г. оказалась под властью патриархии Константинопольской, а на кафедру стали назначаться епископы-греки. В середине XIX в. кафедра была перенесена в Нижнюю Тузлу. После Берлинского конгресса 1878 г. Босния и Герцеговина попали под управление Австро-Венгрии. В 1892 г. митрополитом Зворницко-Тузланским назначен серб Николай Мандич.
Начало Первой мировой войны было ознаменовано для епархии погромами православного населения и террором австрийской военной администрации. После войны Зворницко-Тузланская митрополия вошла в состав восстановленной единой Сербской Патриархии.
В годы Второй мировой епархию вновь постигли тяжелые испытания. Оказавшись на территории марионеточного Независимого хорватского государства, она в полной мере испытала на себе террор усташей, осуществлявших геноцид православного населения. Мученическую кончину приняли многие священнослужителей, пострадали десятки храмов, подверглись уничтожению церковные архивы и библиотеки. В то же время на Церковь обрушился террор коммунистов, который продолжился и после окончания войны.
Несмотря ни на что, в послевоенные годы под руководством епископов Нектария, а затем Лонгина шло восстановление церковной жизни. В 1978 г. на кафедру назначен нынешний епископ Зворницко-Тузланский Василий (Качавенда). Во время гражданской войны 1991−1995 гг. на территории епархии шли ожесточенные бои. Сербские святыни и церковные объекты разоряли исламские фундаменталисты и хорватские националисты-усташи. Из-за артиллерийских обстрелов епископского двора владыка Василий вынужден был перенести свою резиденцию из Тузлы в Биелину.
Русская линия
Монашеское государство Афон протестует против нарушения его границ женщинами
Священный кинот, управляющий орган двадцати афонских монастырей, направил официальное письмо протеста в адрес СИРИЗА
В послании с Афона говорится о «демонстративном и провокационном» нарушении аватона — векового запрета женщинам посещать Афон. Партия СИРИЗА пока не дала официального ответа на письмо.
Напомним, что 8 января греческая полиция выдворила с границы монашеской республики Афон группу женщин, нарушивших тысячелетний запрет на посещение Святой Горы. Женщины тогда заявили, что совершили «символическое попрание» запрета на доступ к мужским монастырям Афона. Нарушительницы утверждали, что переступили границу монашеских владений, чтобы привлечь внимание к земельной тяжбе местных жителей с монахами.
Святая Гора Афон была провозглашена священным местом еще в указе византийского Императора Василия Первого в IX веке. Запрет на посещение Афона женщинам, так называемый «аватон», установлен в XI веке. Афон считается «уделом Пресвятой Богородицы», единственной из женщин, кто всегда незримо присутствует на Святой Горе. Вход на Афон закрыт не только женщинам, но даже животным женского пола, за исключением кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят мышей в монастырях.
История сохранила ряд случаев, когда неприкосновенность афонских владений для женщин нарушалась. Здесь укрывались женщины, спасавшиеся от преследований турецких властей после неудачного восстания в 1821 году, а также коммунистки из партизанского движения, участвовавшего в греческой гражданской войне 1945−49 годов. Кроме того, границы Афона нарушили несколько искательниц приключений и феминисток, которые протестовали против дискриминационного, по их мнению, запрета.
Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон для обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство Греции тогда заявило, что не будет отменять аватон.
Русская линия
Правительственный кризис в Сербии
Сербское правительство одобрило проведение в стране досрочных парламентских выборов
Противоречия возникли между министрами «президентского блока» и их коллегами из Демократической партии Сербии (ДПС) и «Новой Сербии». Первые видят сближение с ЕС важнейшим национальным приоритетом. Вторые также считают членство в Евросоюзе главной задачей национальной политики, но готовы, по крайней мере, на определенное время отказаться от ее решения, если ценой за это станет отказ от попыток удержать Косово и Метохию в конституционном пространстве Сербии. В итоге правительство предложило президенту Борису Тадичу назначить досрочные выборы в парламент на 11 мая. Это решение принято накануне на экстренном заседании кабинета министров, созванном по требованию премьера Воислава Коштуницы.
«Установлено, что правительство уже не имеет единой и общей политики, что в соответствии с параграфом 123, пунктом 1 конституции Республики Сербии делает невозможным для него выполнение своего основного конституционного предназначения», — отмечается в официальном послании, адресованном Тадичу.
Единая политика отсутствует и у тех фракций в Скупщине, которые сформировали и оказывали поддержку правительству Сербии, — отмечает правительственная пресс-служба, цитируя итоговый документ заседания кабинета министров.
Напомним, что 7 марта премьер-министр Сербии Воислав Коштуница заявил о необходимости своей отставки и роспуске возглавляемого им правительства. Причиной такого шага В. Коштуница назвал неразрешимые разногласия в составе правящей коалиции. «Если в правительстве нет единой политики в отношении Косово, то оно не может нормально функционировать. Мы возвращаем мандат народу. Уже 11 мая пройдут выборы в органы местного самоуправления, и мне кажется, что наиболее подходящим было бы совместить их с парламентскими выборами».
Русская линия
Максим Гвинджия: «Грузия просто блефует»
Заместитель министра иностранных дел Абхазии считает неадекватными требования грузинского руководства к России
Как пишет газета «Время новостей», 11 марта грузинские депутаты намерены дать ответ на принятое Россией 6 марта решение выйти в одностороннем порядке из запрета на торгово-экономические, финансовые, транспортные и иные связи с Абхазией по государственной линии, введенного СНГ в 1996 году. Помимо политических претензий Тбилиси выставит Москве счет за экономический ущерб в непризнанной республике. Грузинские парламентарии собираются призвать международное сообщество обратить внимание на «ползучий захват» Россией грузинских территорий. В Тбилиси считают, что Москва, раздраженная позицией западных стран по Косово, решила отыграться на Грузии. Не признавая Абхазию и Южную Осетию, Россия якобы намерена приблизить к себе эти самопровозглашенные государства экономически.
Грузинский госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили назвал отмену санкций против Абхазии «экономической аннексией». По его словам, «отныне Россия не может считаться непредвзятой стороной в переговорном процессе. Под вопрос поставлены и другие темы в формате СНГ, в том числе миротворческая». В свою очередь, председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия заявил, что «в 2009 году российские миротворцы уже не справят в Абхазии 15-летие своей миссии. Выйдя из санкций СНГ по Абхазии, Россия не имеет ни морального, ни юридического права на миротворческую миссию».
Помимо этого, Малашхия сообщил, что Грузия к лету внесет иск против России в Страсбургский суд по правам человека, потребовав компенсацию за потери в Абхазии. «Речь идет приблизительно о 20 млрд долл., из них 5 млрд. — это компенсация утраты беженцами частной собственности, остальное — потери государства», самоуверенно заявляет Малашхия. Кроме того, он считает, что именно Россия несет ответственность как за провоцирование грузино-абхазского конфликта, так и за то, что его урегулирование заморожено. Также Тбилиси винит Москву в незаконной деятельности в непризнанной республике российских банков, компаний сотовой связи.
Со своей стороны, заместитель министра иностранных дел Абхазии Максим Гвинджия считает исковые требования Грузии «большим популизмом», свидетельствующем о «полном отсутствии понимания реальности». «Мы выполнили наши обязательства, именно поэтому с нас сняли санкции, Страсбургский суд не будет рассматривать исковое заявление грузинской стороны. Грузинские власти ничего этим не добьются. Грузия просто блефует. Санкции в Абхазии были сняты по объективным причинам, поскольку мы выполнили все условия, а не потому, что Россия является нашим стратегическим союзником, как считают грузинские руководители. Повторяю, что новые требования Грузии не имеют под собой никакой основы. Как Грузия может обосновать свое недовольство тем, что с Абхазии сняты санкции? Существует соответствующий документ, в котором прописаны все санкции. Мы выполнили все условия давным-давно, в то время как Грузия систематически нарушает все подписанные соглашения и почти все договоренности. Да это против Грузии надо установить санкции. Грузия как никто другой должна принять эту объективную реальность. Да они вообще должны сидеть тихо и не высовываться», — предложил Гвинджия.
Говоря о требовании Грузии вывести российских миротворцев с зону грузино-абхазского конфликта, заместитель министра иностранных дел Абхазии напомнил, что российские миротворцы находятся в этом регионе по обоюдному согласию сторон. «Так записано в соглашении. Грузия не имеет права в одностороннем порядке выводить российских миротворцев из Абхазии», — заявил М.Гвинджия. В этой связи абхазский чиновник отметил, что с самого начала войны между Грузией и Абхазией Грузия пытается свою вину за разжигание конфликта в регионе возложить на чужие плечи. «Именно Грузия виновата в разжигание конфликта. Именно она ввела сюда войска, и при этом никто ее об этом не просил. Она ответственна за преступления против простых людей, проживающих в Абхазии, за геноцид абхазов», — считает М.Гвинджия.
Он также напомнил, что санкции, возложенные на Абхазию в 1996 году, были установлены с той целью, чтобы «наша страна проявила более гибкую позицию в вопросах возвращения беженцев и вернулась за стол переговоров. Мы 12 лет мучились и страдали из-за этих санкций и мы выполнили все условия. И то, что Россия сняла санкции, — это закономерное, справедливое и объективное решение. Кстати, данное решение поддерживается не только Россией, но и другими участниками переговорного процесса. В частности, группа друзей генерального секретаря ООН заявила, что санкции против Абхазии препятствуют развитию ее социально-экономической структуры».
«Очевидно нежелание Грузии видеть, что в Абхазии простые люди могут жить лучше, что в республике может быть экономический прогресс. Мне вообще непонятно, как в современном мире демократическое государство, а именно таким, по словам грузинских властей, является Грузия, может быть озабочено тем, что соседняя страна может жить лучше? Совершенно ясно, какие цели преследует Грузия. Она будет радоваться любым своим решением, при котором простые люди в Абхазии будут мучиться и страдать. Именно в этом желании кроется настоящая суть интересов Грузии. Совершенно непонятно, почему Грузия так ожесточенно высказываются против снятия санкций с Абхазии? Снятие санкций с Абхазии никак не связано с вопросами территориальной целостности Грузии», — заключил М.Гвинджия.
Русская линия
В Москве прошел митинг в поддержку сербов
Организаторами митинга выступили Союз Православных Хоругвеносцев (СПХ), Союз Православных Братств (СПБ) и Свято-Сергиевский Союз Русского Народа. В мероприятии приняли так же участие Союз Православных Граждан (СПГ), Партия Защиты Российской Конституции «Русь», партия «Народный Союз» и представители других организаций. В митинге приняло участие более пятидесяти человек.
Попытка организовать митинг 1 марта не удалась из-за нежелания столичных властей выдавать разрешение на проведение общественно-политической акции накануне президентских выборов. Поэтому мероприятие пришлось перенести на 10 марта, которое в этом году выпало на первый день Великого Поста. Впрочем, многие в этом увидели промысел Божий: с покаяния и молитвы должно начинаться святое дело по освобождению священной Православной Сербской земли Косово и Метохии.
Мероприятие на Триумфальной площади началось в два часа пополудни с прочтения молитвы «О спасении многострадального народа Сербского». Среди развевающихся над Триумфальной площадью знамен в основном были представлены сербские знамена: современные государственные, старинные монархические (с надписью «За Короля и Отечество!»), воинские четнические (с надписью «С верой в Бога, Свобода или смерть!»), хоругвь с образом Сербского Белого Ангела Господня из Милешевского монастыря. Участники митинга держали так же в руках плакаты с надписью «Косово — Сербская земля!» и фотографии сербских героев — Радована Караджича и Ратко Младича.
На митинге выступили глава СПХ, председатель СПБ и сопредседатель Свято-Сергиевского СРН Леонид Симонович-Никшич, сопредседатель Свято-Сергиевского СРН, депутат Государственной Думы IV-го созыва Николай Курьянович, председатель исполкома московского отделения ПЗРК «Русь» Юрий Горский, председатель Общества Русско-Сербской дружбы, известный славист и переводчик Илья Числов, координатор СПХ и СПБ Юрий Агещев и другие.
В концертной части митинга с песнями, посвященными Сербии и России, выступили известные православные исполнители: лидер группы «Если» Стас Бартенев, Вячеслав Капорин, Сергей Ставроград. Несмотря на собственные планы выступлений и загруженность работой, певцы-патриоты с охотой откликнулись на просьбу организаторов митинга выступить в поддержку православных братьев сербов.
Глава СПХ и СПБ Леонид Симонович-Никшич в своем выступлении, открывшим митинг, отметил, что основное острие удара против Сербии в Косово направлено на уничтожение духовной и национальной колыбели Сербского народа, а в стратегической перспективе — на уничтожение Православной Церкви и Империи Третьего Рима — России. Особое презрение вызывают, по его мнению, действия европейских государств, которые предали своего соседа — Сербию — мусульманам-шиптарам. Предали народ, который когда-то на Косовом поле самоотверженно защищал рубежи Европы, который в общеевропейских же интересах боролся с иноверцами на протяжении столетий османского ига. Такая недальновидная и преступная политика приведет, по мнению выступавшего, к гибели самой Европы, которую уже заполонили иноверцы и инородцы. В заключение выступления Леонид Симонович-Никшич прочитал два стихотворения собственного сочинения, посвященные Сербии. Они были написаны им сразу же после незаконного объявления независимости Косово. Л. Симонович пообещал, что такие мероприятия в поддержку сербов будут проходить и впредь.
Сопредседатель Свято-Сергиевского СРН и депутат Госдумы IV созыва Николай Курьянович потребовал от государственной власти большей решительности в оказании действенной, а не только словесно-декларативной помощи Сербии. При этом он призвал «использовать текущую внешнеполитическую ситуацию для присоединения к России ее исконных земель — Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья».
Председатель исполкома московского отделения ПЗРК «Русь» Юрий Горский сравнил ситуацию в Косово с сегодняшней ситуацией в Москве и России. Он предупредил, что сегодняшние создающиеся этнические анклавы в наших городах могут постепенно расшириться, соединиться и захватить всю территорию России, оставив Русский народ без своего Отечества. А как это делается, нам всем дан нагляднейший пример Косово и Метохии.
В заключение мероприятия было зачитано заявление Союза Православных Хоругвеносцев, в котором резко осуждалось отделение от Сербии священного для нее и для всех православных края Косово, в котором «больше монастырей, чем во всей Западной Европе». По завершении митинга собравшаяся на площади молодежь принялась топтать албанский флаг. Попытку его сожжения успели пресечь подоспевшие милиционеры. Они попытались задержать одного человека, намеревавшегося сжечь албанский флаг, однако другие митингующие не позволили им этого сделать. В целом митинг прошел мирно и организованно.
Русская линия
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир обсудил ситуацию вокруг «Бессарабской митрополии» с послом Молдавии на Украине
Стороны обменялись мнениями относительно религиозной ситуации на Украине и Молдавии, в частности, решения Румынской Православной Церкви об открытии трех епархий в рамках так называемой «Бессарабской митрополии», территория которой захватывает Приднестровье и часть Украины.
Блаженнейший Митрополит Владимир отметил, что по поводу этого решения Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании 24 октября 2007 года принял специальное заявление, в котором осудил действия Румынской Православной Церкви как представляющие угрозу для Православной Церкви на Украине и для украинского государства, поскольку они нарушают целостность канонической территории Украинской Православной Церкви и оказывают содействие региональным сепаратистским движениям.
Посол, в свою очередь, рассказал об опасных тенденциях, которые возникают в связи с деятельностью «Бессарабской митрополии» в Молдавии.
Разговор был продолжен в офисе Синодального отдела внешних церковных связей УПЦ, где игумен Кирилл (Говорун) обсудил с послом детали сотрудничества Украинской Православной Церкви с Правительством Молдавии для преодоления отрицательных последствий, которые могут быть вызваны деятельностью «Бессарабской митрополии» в Молдавии и на Украине.
Русская линия
ИППО намерено открыть в Иерусалиме Русский университет
Лисовой отметил, что прототипом этого учебного заведения был Русский археологический институт, действовавший здесь до 1918 года. Там изучалось наследие Византийской Империи. Сроки создания научных центров и состав руководителей пока не определены. Этим вопросом, по словам Лисового, занимается российское правительство. Кроме того, ИППО планирует открыть на Ближнем Востоке русские школы, курсы русского языка, проводить научные форумы. «Научная деятельность общества набирает обороты. ИППО является апробированным и гибким инструментом русского влияния на Ближнем Востоке», — подчеркнул ученый.
Современное Императорское Православное Палестинское общество является правопреемником дореволюционного палестинского общества, основанного 125 лет назад великим князем Сергеем Александровичем и его супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной. Главная цель ИППО — способствовать развитию паломничества из России на Святую Землю, а также культурной и гуманитарной деятельности на Ближнем Востоке. До революции ИППО содержало около 100 школ для местного населения в странах Ближнего Востока. До сих пор действует одна школа для девочек в Вифании, которая находится в ведении Зарубежной Церкви.
Русская линия
В Бельгии открылся Центр изучения русской культуры
Посольство России и РЦНК подписали с Высшей школой им. Лессиуса протокол о сотрудничестве в деле дальнейшей поддержки деятельности этого нового «Русского центра» в Антверпене. Как отметил на церемонии открытия посол России в Бельгии Вадим Луков, «создание подобного Центра отвечает растущему интересу бельгийской общественности, прежде всего молодежи, к России, русскому языку, культуре, истории и современному развитию нашей страны». Посол указал на лидирующую роль вузов Фландрии в деле подготовки кадров русистов для научных центров и бизнеса.
Русская линия
На телеканале 100-ТВ прошло обсуждение российско-украинских взаимоотношений
Участники передачи обсудили различные аспекты российско-украинских взаимоотношений: фальсификацию истории на Украине, русофобию некоторых украинских националистов, роль землячеств и народной дипломатии, значение двуязычия для гармоничного развития народа Украины, необходимость славянского объединения и создания нового Союза между Россией, Украиной и Беларусью. Также говорилось о разрыве в понимании жизни между правящими кланами (псевдоэлитами) и народом. Участники телепередачи полагают, что народ — стремится к единству, а псевдоэлиты — к разъединению.
Полный вариант телепередачи можно посмотреть на сайте регионального общественного движения «Сторонники Концепции Общественной Безопасности».
Русская линия