ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ПОСЕТИТ ЛЕТОМ ЧУВАШИЮ
Как сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе главы Чувашии, на встрече согласована программа предстоящего визита. Предполагается, что Алексий II посетит Чебоксары и Новочебоксарск, а также старинные исторические центры Поволжья Алатырь и Цивильск, где в последнее время активно возрождаются древние храмы.
Во время визита Алексия II в Чебоксарах будет заложен храм, посвященный святой мученице Татьяне, покровительнице студенчества. Этот храм предполагается возвести в древнем городе на Волге на пожертвования спонсоров, в том числе, из Германии и США.
Страна.Ru
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ПОСЕТИЛ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Первосвятитель Русской Церкви присутствовал на молебне в домовом храме во имя преподобного Иосифа Волоцкого, а затем встретился с сотрудниками Издательства. Во время встречи были затронуты вопросы, связанные с деятельностью ведущей издательской структуры Церкви. Святейший Владыка ознакомился с основными направлениями работы, беседовал с руководителями отделов и направлений, выслушал их предложения.
В частности, была затронута такая насущная проблема, как выпуск не утвержденных Священноначалием богослужебных текстов, которым нередко издатели самочинно присваивают гриф: «По благословению Святейшего Патриарха». Предстоятель Русской Церкви считает подобную практику недопустимой. Все предлагаемые для издания богослужебные тексты должны в обязательном порядке быть представлены на рассмотрение Синодальной богослужебной комиссии и получить ее одобрение.
Его Святейшество также высказался по вопросу, вызывающему ныне всякого рода толки среди части православных верующих, — об индивидуальных налоговых номерах (ИНН). Искусственно возбуждаемая вокруг этого вопроса нездоровая полемика, считает Первосвятитель, имеет своей целью посеять разделения в церковной ограде. Святейший Патриарх сообщил о том, что в феврале нынешнего года состоится заседание Синодальной богословской комиссии, на котором этот вопрос будет рассматриваться при участии священнослужителей, пользующихся в Церкви особым авторитетом, в частности, с учетом мнения архимандрита Иоанна Крестьянкина и протоиерея Николая Гурьянова. Святейший Патриарх отметил, что люди, сеющие суеверия и вводящие ближних в смущения по вопросу принятия ИНН, на деле фальсифицируют суждения старцев. Иерархи Церкви и опытные духовники решительно противостоят попыткам спровоцировать нестроения в церковной среде в связи с введением ИНН.
Святейший Владыка призвал сотрудников Издательства Московской Патриархии и членов Издательского Совета своевременно откликаться на актуальные проблемы церковно-общественной жизни, свидетельствуя через церковные средства массовой информации об истине и доводя до всей Полноты Церкви позицию Священноначалия.
ОВЦС
МИНИСТР ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ГЕННАДИЙ БУКАЕВ: «НЕЛЬЗЯ ПРОНУМЕРОВАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ДУШУ»
А.Т. — Геннадий Иванович, Вы только что встречались со Святейшим Патриархом. Одной из тем Вашей беседы был вопрос о ситуации, сложившейся вокруг вводимых сейчас идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН).
И.Б. — В первую очередь, я бы хотел сказать большое спасибо нашему Патриарху за то, что он принял меня. У нас с ним состоялся очень обстоятельный и предметный разговор. Хочу еще сказать, что общаться с нашим Патриархом — это великое благо и, я бы сказал, счастье. Он высокообразованный, удивительно духовный человек.
Ну, а теперь по существу вопроса. Патриарх выразил обеспокоенность, что в общество, в Церковь вносится раскол, связанный с введением ИНН. В ходе нашего общения (а Святейший выражал мнение части прихожан и священнослужителей) мы пришли к выводу, что ряд моментов заслуживает государственного, я бы так сказал, переоформления действующей системы присвоения номеров.
Что бы я хотел пояснить, уважаемые налогоплательщики России. Я хотел бы обратиться именно к вам. Номер не человеку присваивается, на чем и Патриарх ставит ударение, а присваивается тому налоговому делу, которое заводится на конкретного человека в налоговых органах. Нельзя пронумеровать человеческую личность, человеческую душу. Чтобы вести четкий налоговый учет, не путаться, чтобы в первую очередь было удобно людям, мы присваиваем номер налоговому делу, ведущемуся в налоговых органах.
Но в сложившийся ситуации мы договорились с Патриархом внести предложения законодателям о том, чтобы ввести понятие «лицевой счет налогоплательщика — физического лица». То есть будет номер лицевого счета, не более.
А.Т. — То есть будут введены новые понятия: «Лицевой счет налогоплательщика — физического лица» и «номер лицевого счета налогоплательщика — физического лица»?
И.Б. — Совершенно верно. Мы договорились с Патриархом, что будем выходить в законодательные органы с этой инициативой.
А.Т. — Геннадий Иванович, есть еще одна проблема, которая, беспокоит многих. Если в государстве будет введен единый номер для всех социальных и финансовых действий человека, то это может создать предпосылки для введения жесткой системы контроля над человеком. Не беспокоит ли Вас эта проблема?
И.Б. — Я тоже выступаю против того, чтобы на меня где-то, в каком-то месте собиралась вся информация. Я считаю, что каждое ведомство, в том числе мы, налоговики, должны вести учет, который касается только нашего ведомства. Какие данные о человеке нас интересуют? Его доходы, его имущество, то, что облагается налогом. И все! Если правоохранительные органы интересуются данными о преступлениях, то они должны вести свою базу данных. Пенсионному фонду требуется другая информация. Фонду страхования — третья. И так далее. Поэтому ни в коем случае эти базы нельзя объединять. Они должны быть у каждого ведомства свои. И четко, главное — четко, очерчены и оговорены законом. Вот это основной принцип.
А.Т. — Вот сейчас будет создана законодательная основа для нового «лицевого счета налогоплательщика — физического лица» и «номера лицевого счета налогоплательщика — физического лица». Но пока еще присваиваются ИНН. На местах довольно часто бывает, что люди, которые не хотят по религиозным соображениям принимать ИНН, понуждаются чиновниками, частными предпринимателями к принятию ИНН, вплоть до увольнения с работы. Как Ваше министерство реагирует на это?
И.Б. — Во-первых, я говорю всем налогоплательщикам России: если Вы не желаете иметь ИНН, вы имеете право отказаться. И никто не имеет права Вас заставить его принять. Второе, ни один работодатель не вправе устраивать на вас гонение, если у вас нет этого номера. В-третьих, везде, где мы устанавливаем эти факты, даем указание, чтобы была проведена работа с работодателями об их неправомерных действиях. Это идеология нашего министерства.
А.Т. — Сейчас существует анкета, которая введена вместо заявления на присвоение ИНН (а в будущем — номера лицевого счета). Возможно ли, чтобы люди не писали анкету, а им предлагалось принять или не принять автоматически эту форму учета для налогообложения?
И.Б. — Повторюсь, мы не номер присваиваем, а делаем запись в журнале учета. А запись — налоговое дело — идет под таким-то номером. Что касается Вашего вопроса, то мы уже начали эту работу. И, получая учетные данные, мы делаем записи в журнале учета. А человеку сообщаем, что в налоговых органах для ведения его документов, есть соответствующий номер. Уже сегодня люди будут уведомляться о том номере, на который собирается налоговая информация.
А.Т. — И он же будет номером налогового удостоверения?
И.Б. — Да. Именно так. Ведь посмотрите: человек практически с рождения начинает вступать в налоговые отношения. Уже в роддоме государство уже начинает оказывать медицинские услуги, которые должны быть оплачены государством, ведь правильно? А как это учесть в огромной бухгалтерии страны? За счет чего, как? За счет налогов. Этот родившийся человек может иметь наследство, иметь дарственные. Все это должно закрепиться за ним. И так по жизни идет человек от рождения до смерти, и его сопровождает информация, в том числе и налоговая, и социальная, но эта информация, безусловно, должна находиться в разных органах и ведомствах, о чем я уже говорил.
А.Т. — Спасибо большое, Геннадий Иванович. Надеюсь, что если еще возникнут вопросы, Вы сможете найти время, чтобы ответить на них.
И.Б. — Я считаю, что наше министерство должно быть самым открытым, потому что мы работаем с миллионами-миллионами налогоплательщиков. И работаем, в первую очередь, для народа нашей страны, для нашей России!
Предложения, высказанные министром РФ по налогам и сборам Г. И. Букаевым, будут обсуждены на Синодальной богословской комиссии с участием представителей министерства РФ по налогам и сборам в середине февраля нынешнего года.
Православие.Ru
В МОСКВУ ПРИНЕСЕНА ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Чудотворный образ был подарен помещице А.Е.Гойской греческим митрополитом Неофитом в 1559 году. После того, как от иконы получил исцеление брат помещицы, святыня была передана в Почаевский монастырь (в 1597 году).
На протяжении четырех столетий Царица Небесная являет Свою всесильную помощь Почаевской обители. В память чудесного избавления обители от турецких войск 23 июля (2 августа — по новому стилю) 1675 года, когда Пречистая, после усердного моления осажденных перед Почаевским образом, Сама явилась над храмом и обратила неприятеля в паническое бегство, было установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы.
Множество исцелений и чудес было явленно и поныне совершается Пресвятой Богородицей через Ее чудотворный образ. В конце 2000 года святая икона посетила город Анадырь (Чукотка).
Первопрестольная встречает Почаевскую икону Божией Матери впервые. В настоящее время икона находится в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря и пробудет в столице около месяца. Поклониться святыне можно с 9:00 до времени окончания вечернего богослужения (около 20:00).
Расписание молебнов и акафистов Божией Матери, совершаемых перед Ее образом в Троицком соборе:
В воскресные и праздничные дни:
— после поздней Литургии соборный молебен
— 12:00 молебен с акафистом
— 16:00 молебен с акафистом
Будни:
— 9:30 молебен с акафистом
— 16:00 молебен с акафистом
Суббота и предпраздничные дни:
— после поздней Литургии (около 11:00) молебен с акафистом
— 15:00 молебен с акафистом
ОВЦС
К ВОПРОСУ ОБ ОБРЕТЕНИИ МОЩЕЙ РЯЗАНСКИХ АРХИПАСТЫРЕЙ В АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ РЯЗАНСКОГО КРЕМЛЯ И ОЛЬГОВОМ МОНАСТЫРЕ
НА IX-Х РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЯХ В МОСКВЕ. Секция Краеведение.
?Сеющий в Дух, от Духа пожнет в жизнь вечную?
(Гал. 6, 8).
АРХИПАСТЫРСКИЕ ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ ГАВРИИЛА (ГОРОДКОВА), АРХИЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО И ЗАРАЙСКОГО
(по архивным источникам).
Часть I.
ОБ ОБРЕТЕНИИ МОЩЕЙ МЕСТНОЧТИМЫХ РЯЗАНСКИХ СВЯТЫХ:
В 1998 ГОДУ? СВЯТИТЕЛЯ ФЕОДОРИТА (? 1617), СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА МИСАИЛА (? 1655), СВЯТИТЕЛЯ МЕЛЕТИЯ (? 1900);
В 1999 ГОДУ? СВЯТИТЕЛЯ ГАВРИИЛА (? 1862).
Благочестивые наставления о почитании святых мощей как храмов Духа Святаго, предназначенных вместе с душами к бессмертию, в Православной Церкви давались многими святыми отцами: Ефремом Сириным, Кириллом Иерусалимским, Григорием Богословом, Иоанном Дамаскиным, Иоанном Златоустом и другими. Уже с первых веков христианства были хорошо известны действа, производимые Богом через святые мощи: ниспослание благодати на верующих и утверждение их в благочестии, дары исцелений и изгнание бесов.
Главнейшими отличиями святых мощей от останков обычных людей являются чудотворения и необычайная сохранность, несмотря на длительное пребывание в земле. Случаи полного нетления мощей не являются при этом непреложным правилом. Поэтому мощами именуются не только полностью сохранившиеся тела усопших святых, но и отдельные их части, всегда с особым благочестием почитаемые Церковью. Мощи представляют собой нетленные кости, иногда с частично сохранившейся, как бы присохшей к ним плотью. Часто они благоуханны, нередки случаи их мироточения.
Милость Господня богато излилась в последние десятилетия и на нашу Рязанскую землю. Всеблагим Промыслом, по инициативе архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова), по благословению Святейшего Патриарха Пимена, Указом от 12 января 1987 года установлено празднование Собора Рязанских Святых? 10/23 июня. При этом одиннадцать общецерковно почитаемых Угодников Божиих были сопричислены к этому Собору. Этим же Указом в лике местночтимых Рязанских святых были прославлены: священномученик Мисаил, святители Феодорит, Гавриил и Феофан Вышенский, блаженная Любовь Суханова, мощи которых Господь явил в скором времени.
По благословению Высокопреосвященнейшего Симона, Архиепископа Рязанского и Касимовского, в год 800-летия Рязанской епархии (1998) в Архангельском соборе Рязанского кремля начались работы по поиску мощей священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского (1651−1655), похороненного, согласно завещанию, близ Чернеевского монастыря, затем перевезенного в Рязанский Успенский собор (ныне Христорождественский). За восемь дней до годовщины гибели (2 апреля 1656 г.) Государь и Святейший Патриарх повелели: ??тело его преподобного Мисаила погребсти отцу его духовному Спасскому архимандриту Боголепу??. Перед погребением гроб был вскрыт? тело оказалось нетленным. Священномученика перезахоронили в Архангельском соборе на правой стороне у южных дверей. Но это место не стало последним местом его упокоения.
В 1978 году в соборе Архангела Михаила проводились плановые реставрационные работы по укреплению кладки стен, столбов, подводке под них фундаментов. В связи с тем, что к южной стене здания примыкают фундаменты ранее существовавшего придела свв. Бориса и Глеба и колокольни начала XVI века, фундамент под эту стену пришлось подводить изнутри памятника. Провести необходимые работы, не затронув погребений Рязанских архиереев, было невозможно.
С 21 июля по 12 октября 1978 года в соборе Архангела Михаила производилось вскрытие архиерейских захоронений. Работы проводились под руководством археолога Е.Л. Хворостовой (открытый лист? 149 Института Археологии АН СССР от 19 мая 1978 года) и под наблюдением комиссии Управления культуры Рязанского облисполкома (приказ? 60 от 20 июля 1978 года).
В результате раскопок было вскрыто 18 погребений Рязанских епископов, архиепископов и митрополитов. Восемь из них были изъяты и, согласно актам комиссии, подготовлены к перезахоронению, в том числе мощи местночтимых святых? святителя Феодорита* и священномученика Мисаила* * .
16 ноября 1978 года состоялось перезахоронение мощей и останков Рязанских архипастырей в Архангельском же соборе. Но в документах не было указано точное место.
Итак, в 1998 году было получено благословение владыки Симона на обретение мощей. Первый этап поисков проходил с 20 мая по 9 июня. Земляные работы проводились силами рабочих реставрационой мастерской в южной апсиде и перед алтарной преградой, в местах, указанных бывшим реставратором? участником работ 1978-го года. Перезахороненные мощи обнаружены не были.
Второй этап раскопок проводился 18 июня 1998 года. В проведении работ оказали помощь преподаватели, учащиеся и служащие Рязанского Православного Духовного Училища. После отслуженного молебна были сделаны раскопы: 1? у южных дверей собора, 2? у западного входа (где на 7? 8 см осела одна из плит? над местом захоронения свт. Мелетия (Якимова).
осле вскрытия кирпичного пола и поднятия ж/б плит выявилась песчаная засыпка; затем в процессе расчистки был вскрыт склеп святителя Мелетия. В нем, на крышке гроба, были обнаружены ящики с мощами, обретение которых и было целью поиска. Две группы мощей принадлежали святителям Мисаилу и Феодориту. Честная глава сщмч. Мисаила имела янтарно-желтый цвет. Мощи свт. Феодорита имели более насыщенный желто-коричневый цвет. Мощи обоих святителей источали благоухание.
Что касается захоронения свт. Мелетия, то мощи, покоившиеся под крупными фрагментами крышки гроба, были явлены Господом нетленными не только в костных тканях, но и в части суставов, связок, мышечных тканей, кожи (область спины, нижних конечностей). Сохранение нетленных костей? исключительное чудо, но?? если кроме костей сохранится и большая часть тела в нетлении, причем как высохнет и не нарушатся суставы и связки, то это еще более поразительное чудо для глаз и человеческого ума?,? восклицает сщмч. Серафим (Чичагов). Сохранились и волосы. Кости скелета, в том числе его честная глава,? желтовато-шафранного цвета.
Таким образом, Господу было угодно открыть не только честные мощи сщмч. Мисаила, но и явить мощи еще двух святых? свт. Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, и свт. Мелетия, епископа Рязанского и Зарайского. Причем случилось это накануне Соборов Рязанских и Сибирских святых, празднуемых в один день? 10/23 июня.
Открытие мощей сопровождалось знамением: иконы Спасителя, Божией Матери и Апостола Иоанна Богослова, находящиеся в центральной части алтаря Архангельского Собора, завернутые в толстую бумагу для предохранения от запыления во время земляных работ, проявились сквозь эту бумагу.
18 сентября 1998 г. по благословению архиепископа Симона все обретенные мощи были перенесены в Рязанский Свято-Троицкий мужской монастырь, где они и почивают; по молитвам верующих, Господь через них творит чудеса.
16 июля 1999 года владыка Симон дал благословение на архивные изыскания с целью составления жития святителя Гавриила. С самого начала выполнения этого послушания мы постоянно удивлялись чудесам и знамениям, которыми Господь укреплял нас.
Сразу же в Архангельском соборе Рязанского кремля был отслужен молебен святому Гавриилу и всем Рязанским святителям. В конце июля Господь явил первое чудо? начали благоухать, одна за одной, иконы в этом соборе, а в конце июля-начале августа дважды обильно мироточила икона XVII века? Вход Господень во Иерусалим?.
Далее началась кропотливая исследовательская работа. Мы знали, что по смерти свт. Гавриил был похоронен в правом приделе Троицкого собора Ольгова монастыря* Рязанской епархии. Но, согласно некоторым источникам, было якобы проведено перезахоронение мощей Святителя в Архангельский собор Рязанского кремля. К этому одним из оснований послужила и надпись на? прикладе? к мощам сщмч. Мисаила: ?Сие святое распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, устроенное в 1840 году во граде Архангельске, приложено мною Гавриилом недостойным архиепископом Рязанским в Соборную во граде Рязани Архистратига Божия Михаила церковь ради приношения молитв при поминовении почивающих в ней о Святом Духе братий моих преосвященных Божиих архиереев: митрополитов, архиепископов и епископов рязанских и всех православных христиан, в ней же и моим бренным останкам желаю положенным быти. 1849 года сентября в 25 день. В тринадесятое лето управления моего возлюбленною мне рязанскою паствою. Братие о Господе возлюбленные! Молите всемилостивого Бога о мне многогрешном. Гавриил архиепископ Рязанский и Зарайский. Собственною рукою?.
Одно из перезахоронений в южной части алтаря собора было безымянным. Вновь возникло предположение: не оно ли является местом упокоения свт. Гавриила. Еще в XIX веке гробницу могли перенести, как это бывало, в усыпальницу Рязанских владык? Архангельский собор (так были перезахоронены честные останки сщмч. Мисаила, митр. Стефана Яворского, архиеп. Алексия Титова).
Поэтому было необходимо просмотреть массу как рукописных, так и печатных источников. В результате изучения документов, хранящихся в Рязанском Государственном архиве (ГАРО): фонда Рязанской Духовной Консистории (Ф. 627) и официального отдела Рязанских Епархиальных Ведомостей за 1862−1917 гг., а также фонда Совета по делам религии Рязанской области (Ф. 5629)? мы пришли к выводу, что перезахоронения мощей Святителя не было, и их поиск следует вести на территории б. Ольгова монастыря, где Владыка с 1858 года пребывал на покое.
Выяснив, что перезахоронения не было, мы отправились в бывший Ольгов монастырь. После упразднения обители там располагался инвалидный дом, затем? вплоть до настоящего времени? исправительно-трудовые колонии. Характер учреждений, вероятно, объясняет тот факт, что, практически, нет документов советского периода, которые могли бы прояснить судьбу монастырских построек. До наших дней не сохранился и Троицкий храм (разрушен в 50-е годы); более того, на его месте ныне? асфальтированный плац. Это создало в процессе поиска определенные трудности.
Мы выяснили, что до наших дней сохранилась часть западной монастырской стены и 2-этажный жилой корпус XIX века (в аварийном состоянии). Божиим Промыслом прежний начальник колонии, собиравшийся снести эти постройки, был переведен на новое место службы. Нынешний, человек православный, чтущий родную историю, решил отреставрировать то немногое, что осталось от древней обители.
И вновь Господь явил чудо: вскоре были обнаружены архивные документы 30-х гг. по Ольгову монастырю, территория которого тогда была передана Рязанскому инвалидному дому. Описание, чертежи, рисунки были выполнены Г. К. Вагнером. Промысел Божий виден в том, что именно этот человек в 1935 г. оказался в упраздненной древней рязанской обители для описания (так называемой? инвентаризации?) монастырских построек. Выяснилось, что в родословном древе Георгия Карловича имена свт. Геннадия Тверского, прпп. Макария Калязинского, Паисия Угличского. Сам он дважды пострадал за Православие* и в общей сложности провел в Колымских и Красноярских лагерях в общей сложности около 18 лет.
Сохранившиеся части здания послужили ориентирами при определении месторасположения Троицкого храма. Была проведена теодолитная съемка. Теодолитные работы уточнили и подтвердили предварительные исследования.
В октябре 1999 года преосвященный Симон дал благословение на обретение мощей. Впоследствии раскоп показал, что, с Божией помощью, размеры и местонахождение склепа были вычислены с большой точностью: стенки раскопа плавно перешли, по мере углубления, в стены склепа с восточной, южной и северной стороны; с западной стороны размер раскопа оказался длиннее склепа ровно настолько, насколько это было необходимо, чтобы поставить лестницу для спуска.
22 октября после торжественно отслуженного молебна святителю Гавриилу приступили к раскопкам. Большую помощь в этом Богоугодном деле оказала группа учащихся и служащих Рязанского Православного Духовного Училища.
26 октября, в день празднования иконы Божией Матери? Иверской?, Господь явил честные мощи святителя Гавриила. Необходимо отметить, что в этот день из раскрытого склепа шло такое благоухание, которое ощущали не только участники раскопок, но и многие сотрудники учреждения: все пытались выяснить, почему они ощущали запах, напоминающий благоухание ладана, но не видели в руках священника кадила.
Мощи золотистого цвета. С момента обретения издают благоухание. Евангелие, которое постоянно читалось во время раскопок, а также осеняльный крест, находившиеся рядом с мощами, тогда же заблагоухали (это продолжалось более двух месяцев).
По благословению Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона, мощи святителя Гавриила 31 декабря 1999 года были переданы в Рязанский Свято-Троицкий мужской монастырь, где 3 января 2000 года состоялось их прославление.
Часть 2
Архипастырские труды святителя Гавриила (Городкова)
(1785? 1862)
Святитель Гавриил родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Новоспасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Иоанна Яковлевича (с 1795 г. — священника этого села) и жены его Евдокии Филипповны? дочери диакона с. Селезенова. Во святом крещении его нарекли Георгием. Родители мальчика жили в бедности и известны были кротостью, простотой и богобоязненностью. Скончались они в июле 1807 года.
Георгий был вторым сыном. С детства часто недомогал, особенно страдал от грудных болей, но никто никогда не видел его унывающим. На скрижалях сердца будущего Святителя навсегда запечатлелись слова из Апостольского послания: ?Сила бо Моя в немощи совершается cладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова? (2 Кор. 12, 9). В физически слабом теле мальчика под действием? немощная врачующей? Божественной благодати вскоре воспитался могучий дух, и неугасимым пламенем возгорелось величайшее в мире? Вера и Любовь христианская, ибо? кого Бог предузнал, тех и определил быть подобными образу Сына Своего? (Рим. 8, 29).
В 1808 году Георгий Городковский (по названию села, откуда он был родом) окончил Рязанскую Семинарию. К этому времени у него уже была невеста. Но одно? человеческие желания, другое? Промысел Божий. Ему суждено было как лучшему воспитаннику, по благословению преосвященного Амвросия (Яковлева-Орлина), отправиться в С.-Петербургскую Духовную Академию. С ним были посланы еще четыре ученика. Перед отъездом они составили в Семинарское правление следующее прошение: ?Несколько раз Его Высокопреосвященство приказывал словесно, чтобы ученики, вступающие в семинарию, переменяли окончание прозвания -ский на -в или? н; а как мы назначены в С.-Петербургский Духовный Институт и должны вступить в оной так, как в новую семинарию, то, приспособляясь к приказанию, желаем переменить свои прозвания?. Благословение на это было получено. Георгий Полотебенский стал Полотебновым, а будущий Святитель полностью изменил свою фамилию и поступил в Академию как Победоносцев (к концу академической учебы его фамилия приобрела привычный для нас вид? Городков). Божиим Промыслом ему суждено было обучаться при Ректоре Академии архимандрите Филарете (Дроздове) и Инспекторе — архимандрите Филарете (Амфитеатрове). Общность духовных идеалов всех трех Святителей связала их крепкой и нежной дружбой. До конца своей жизни обменивались между собой теплыми письмами. Митрополит Филарет (Дроздов) написал Рязанскому архипастырю 78 писем, а преосвященный Филарет (Амфитеатров)? 13. Причем Московский митрополит называл Рязанского владыку не иначе как? Любезнейший брат?.
Через шесть лет состоялся первый академический выпуск. Георгий по результатам обучения 13 августа 1814 года получил степень магистра богословия и 24 августа был назначен профессором в Рязанскую Духовную Семинарию. Смиренный и религиозно настроенный, с детства стремящийся к чистоте сердца и помыслов, он жил совершенным отшельником и, не будучи монахом, проводил строгое монашеское житие. В 1815 году молодой профессор богословия сподобился чина ангельского. Сохранились интересные документы того времени, рассказывающие об этом событии в жизни Святителя.
?Святейшаго Правительствующаго Синода и Комиссии Духовных Училищ Члену Высокопреосвященнейшему Феофилакту, Архиепископу Рязанскому и Зарайскому и разных орденов Кавалеру
Рязанской Семинарии Профессора Богословия Георгия Городкова
Покорнейшее прошение.
По довольном исследовании и испытании сил моих Богу угодно было обратить мысли мои и желания к избранию жизни уединенной. Впрочем, посвящая себя на служение Богу, я не отрекаюсь вкупе от служения ближним. Я желаю и по принятии иноческого сана проходить в семинарии профессорскую должность, на меня возложенную, ибо избираемое мною состояние почитаю удобнейшим к прохождению оной.
Того ради Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу обратить на сие мое прошение Архипастырское внимание Ваше и о действительном меня пострижении в монашеский сан учинить милостивейшее рассмотрение?. Это прошение было написано 1 июня 1815 года.
8 июня 1815 года из Рязани было отправлено в С.-Петербург ?Доношение Святейшему правительствующему Синоду от Синодального Члена Феофилакта, архиепископа Рязанского и Зарайского и Кавалера.
? Отдавая справедливость отличному служению Архимандрита Мельхиседека* во всех должностях, проходимых им в Рязанской Епархии и особенному старанию его, чрез которое Троицкий монастырь до поручения ему в управление во многом имевший недостаток, имеет по части церковного украшения, ризницы, устроении для братии каменного корпуса и прочих надворных строений приведен в довольно хорошее положение, Святейший Правительствующий Синод покорнейше прошу по предъявленному от него Архимандрита Мельхиседека желанию о увольнении его из Рязанской Епархии и поручении ему во управление общежительного монастыря учинить свое благорассмотрение, а затем при данной ведомости Профессора Богословия Магистра Городкова в моей рекомендации о пострижении его по желанию в монашество и удостоении производством во Архимандрита в Троицкий монастырь?.
Вскоре из Святейшего правительствующего Синода пришел ответ: ?Представление об Архимандрите Мельхиседеке.
Оставить его по-прежнему в поминаемом Троицком монастыре настоятелем. Что касается до профессора Городкова, изъявившего желание к пострижению в монашество. Его, на основании духовного регламента? постричь в монашество с оставлением профессорской должности дозволить. Августа 20-го дня 1815 года?.
Постриг в Рязанском Спасском монастыре по благословению владыки Феофилакта (Русанова) 10 октября 1815 года в Рязанском Спасском монастыре совершил архимандрит Иероним (Алякринский), настоятель монастыря, Ректор Рязанской семинарии, знаменитый рязанский историк, собиратель летописей и автор? Рязанских достопамятностей?. Георгий Городков пророчески был наречен Гавриилом в честь Архангела-Благовестника.
16 октября того же года будущий Святитель был хиротонисан преосвященным Феофилактом (Русановым) во иеродиакона, а 22 октября? во иеромонаха.
Из доклада Рязанской Духовной Консистории архиепископу Феофилакту: ?Указом от Святейшего правительствующего Синода от 14 декабря того ж (1815) года знать дано, что Архимандрит Мельхиседек определен Черниговской епархии в общежительный Рыхловский монастырь настоятелем, и в то время поданному от вашего Высокопреосвященства того ж декабря 27 дня Консистории предложению, настоятельская должность по Троицкому монастырю поручена Профессору Богословия Магистру иеромонаху Гавриилу?.
На 31 году жизни святитель Гавриил был возведен в сан архимандрита Рязанского Свято-Троицкого монастыря:
?Рязанской Духовной Консистории
Профессор Богословия иеромонах Гавриил в 27 день сего месяца рукоположен нами во Архимандрита?
Февраля 29 дня 1816 года. Феофилакт А. Рязанский?.
17 мая 1817 года последовало назначение на должность инспектора Рязанской Духовной Семинарии. Обязанности префекта для молодого богослова не были в новинку. До этого уже дважды он замещал болевшего инспектора Ф. И. Серезевского.
Недолго Святитель окормлял благословенную Свято-Троицкую обитель. Господь предуготовал ему широкое поле пастырской, педагогической и научной деятельности. 30 июня 1817 года архимандрит Гавриил получил назначение в Орловскую епархию? на должность Ректора Орловской Семинарии с управлением Орловским Успенским монастырем. Жизненный пример Святителя помог многим воспитанникам избрать свой путь. Многие из них приняли монашество и впоследствии стали Ректорами Академий и архиереями. ?Из них первое место занимал студент Иван Алексеевич Борисов, знаменитый по уму, обширной учености и дару слова Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, член Святейшего Синода?.
19 августа 1818 года архимандрит Гавриил переехал в Нижний Новгород. В течение десяти лет, до 1828 года, он занимал должность Ректора Нижегородской Семинарии, при этом первоначально ему была дана в управление Макарьевская Желтоводская обитель. 21 августа 1821 года он получил в управление первоклассный Нижегородский Печерский монастырь. Одновременно с возведением его в должность настоятеля этого монастыря Святейший Синод? по вниманию к отличному служению и отличным трудам? исходатайствовал ему? всемилостивейшее награждение? орденом св. Анны II степени.
Преемник владыки Моисея (Близнецова-Платонова), преосвященный Мефодий (Орлов-Соколов), видя благочестие Ректора семинарии, поручил ему представлять Нижегородское духовенство на короновании императора Николая I. Серебряная медаль, присланная архимандриту Гавриилу митрополитом Филаретом (Дроздовым) 10 октября 1826 года, стала памятным знаком этого события.
28 января 1828 года святитель Гавриил? в воздаяние отлично ревностного служения? был награжден орденом св. равноапостольного князя Владимира III степени.
20 мая 1828 года в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе архимандрит Гавриил был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Хиротонию совершали преосвященный Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, в сослужении Григория (Постникова), архиепископа Рязанского и Зарайского, Владимира (Ужинского), епископа Курского и Белгородского, Никанора (Клементьевского), епископа Ревельского, греческого митрополита Макария (Суццо), протопресвитера Павла Криницкого. По рукоположении святитель Гавриил был? Высочайше пожалован полным архиерейским облачением?.
Божие благоволение и заступничество Божией Матери особо проявилось в жизни Святого именно в Калуге. В один из Великих постов он страдал изнурительной лихорадкой, и, по его словам, врачи были не в силах помочь ему. В тонком сне он увидел старца, который приказал ему отслужить молебен с акафистом пред иконой Владычицы? Милостивой?. Проснувшись, он тотчас позвал иеромонаха, который и отслужил его. Это было во Вторник перед вечерней. После молебна Владыка был в состоянии встать и пройти по комнате. Ночью спокойно спал. На другой день, в Среду, дома прослушал все богослужения этого дня. А в Великий Четверг сам возглавил службу в соборе и к великой радости паствы совершил обряд умовения ног. Это исцеление Святитель всегда считал чудесным и относил к иконе Божией Матери? Милостивая?, которой благословил его Рязанский преосвященный Феофилакт при постриге в иночество. В келье его перед этим образом всегда теплилась лампада.
Подобное знамение не могло не оставить глубокого следа в душе Святого. Сердце его было раскрыто Господу, всем существом он предстоял Ему, и эта глубина единения со Христом отражалась во внешнем облике Святителя.
Император Николай I? за ревностное служение по управлению епархией? 1 января 1832 года повелел наградить его орденом св. Анны I степени.
Зная о высокой духовной жизни Калужского архипастыря, Святейший Синод решил, что только такой архипастырь, ?отличающийся просвещенностью, деятельностью и кротостью?, мог бы справиться с великой задачей? возвращением униатов в лоно Православия в Могилевской епархии. Узнав о столь трудном назначении, Владыка не стал, по слову Апостола, ?советоваться с плотью и кровью? (Гал. 1, 16), и принял послушание, словно из рук Господа.
Высокое доверие к нравственным качествам преосвященного Гавриила оправдалось всеми делами его во славу Божию: не прошло и двух лет, как к Православию присоединилась 3241 заблудшая душа. По этому поводу Император Николай I на докладе Преосвященного Гавриила собственноручно написал: ?Слава Богу?! Всего же за пять лет управления Могилевской епархией Святителем Гавриилом было спасено и возвращено в лоно Истинной Церкви 59 тысяч 785 человек, не просвещенных Светом Евангельским!
Император Николай I, получив доклад Св. Синода и синодальное деяние с прошениями греко-униатских епископов Иосифа Литовского, Василия Оршинского и Антония Брестского вместе с соборным актом о присоединении их с паствами к Православной Церкви, написал на докладе: ?Благодарю Бога, и принимаю?! Чин присоединения к православию в Витебском соборе 10 мая 1839 года совершил давний друг и наставник преосвященного Гавриила? митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров).
В память этого знаменательного для Православной Церкви события по воле Государя Николая I была выбита большая серебряная медаль с изображением на лицевой стороне образа Спаса Нерукотворного; вверху него и по сторонам надпись: ?Такова имамы первосвященника?! (Евр. 8, 1), внизу: ?отторгнутые насилием (1696) возсоединены любовию (1839)?; на оборотной стороне, в середине крест с сиянием, по сторонам его надпись: ?торжество православия?; внизу: ?25 марта 1839?. Медаль эта была разослана во все епархии правящим архиереям для хранения ее при кафедрах? будущим родам, во свидетельство торжества истины православия?. В Рязанской епархии, по распоряжению святителя Гавриила, ее вделали в большой ковчег кафедрального собора.
Император Николай I в ознаменование? монаршего своего благоволения к ревностным трудам и попечительности преосвященного Гавриила об утверждении и распространении в управляемой им епархии истинного благочестия? 4 апреля 1836 года наградил его знаками ордена св. Анны I степени, украшенные императорской короной.
После пятилетнего служения в Могилеве Святейший Синод предполагал назначить святителя Гавриила экзархом Грузии, но принимая во внимание слабость здоровья, ему поручили управление Рязанской кафедрой.
21 июля 1837 года преосвященный Гавриил вновь ступил на Рязанскую землю. Городское духовенство с крестом, хоругвями и святыми иконами при небывалом стечении народа встречало его на Соборной площади пред Ильинской церковью. Кафедральный протоиерей здесь же вручил ему архипастырский жезл Стефана Яворского. На этой Богоизбранной земле предуготовано было Святому совершить путь, полный скорбей и подвигов, и воссиять в посмертии.
Особое его внимание привлек самый величественный храм города? Успенский Кафедральный собор, к тому времени совершенно обветшавший. Еще более печальный вид представляла собой недостроенная колокольня перед ним. Осиротело выглядели на фоне высокого рязанского неба два ее яруса.* Владыка обратился к пастве с просьбой о пожертвованиях на необходимые работы, и святительский призыв нашел отклик в сердцах рязанцев; уже через три года (1 октября 1840 г.) им была торжественно освящена колокольня, а в 1857 году, на престольный праздник Успения Пресвятыя Богородицы, преосвященный Гавриил совершил первую службу в благолепном Соборе.
По прибытии из Могилева на Рязанскую кафедру, Святитель с прискорбием узнал о жалком положении Успенской церкви на своей родине? в с. Городковичи** и по любви к памяти своих родителей немедленно решился устроить новую. Для приведения в исполнение начатого им предприятия он предполагал выделять часть своего пансиона и употребить все свое имущество, даже до последней рясы. Святитель построил новую деревянную церковь, снабдил ее ризницей, сосудами, крестами и колоколом почти в 60 пудов. По его завещанию в храм перешли две древние, греческого письма, в серебряных позолоченных ризах иконы: Казанский образ Божией Матери и икона Владычицы Милостивой. Обе эти иконы при жизни Владыки всегда были с ним и составляли домашнюю святыню. Пред ними изливал он свою душу и возносил к Богу святительские молитвы о многочисленных пасомых.
В год вступления преосвященного Гавриила на Рязанскую кафедру при Министерстве Внутренних Дел были созданы Статистические комитеты по изучению местной старины. Министр внутренних дел обратился к Рязанскому Гражданскому губернатору с просьбой собрать сведения о монастырях и других древностях. Тот же, в свою очередь, обратился к? рязанскому архиепископу Гавриилу, прося его о содействии в доставлении сведений о древнейших монастырях, церквах и прочих зданиях в Рязанской епархии?. Владыка предоставил обширнейшие материалы о существовавших монастырях и пустынях вверенной ему епархии, в том числе и упраздненных, включив туда и сведения, собранные его воспреемником в постриге? архимандритом Иеронимом.
Любовь попечительного архипастыря к пасомым воссияла во время страшного голода, постигшего Рязанскую губернию в 1840 году. Рязанские крестьяне ели хлеб пополам с мякиной или древесной корой*. При Архиерейском доме раздавалась милостыня печеным хлебом и деньгами. Начало благому делу положил сам Святитель. Но, судя по скудости бывших у него средств, надо полагать, что в этом участвовали люди, ?желавшие благодетельствовать руками Преосвященного?, чтобы? не ведала шуйца, что творит десница?. И мзда их, как и верного раздаятеля, написана на небеси (Лк. 6, 23). Святитель имел большое влияние на губернатора В.М. Прокоповича-Антонского и уговорил его обратиться с ходатайством к министру внутренних дел об оказании помощи голодающим. Кроме этого, он попросил помощи у рязанца Н.Г. Рюмина. Вследствие этого на реке Оке близ Рязани вскоре появилась барка, груженная хлебом. Голод отступил.
Вместе с этим Владыка особое попечение обратил на вдов и сирот из духовного сословия, повелев удвоить получаемое ими пособие. Не оставил он вниманием и священнослужителей, особенно многодетных, поручив Консистории выдать им необходимое количество денег из церковных сумм, с возвращением их в течение трех благополучных лет.
Радение Владыки стало известно императору Николаю I. В высочайшем рескрипте он писал: ?С особенным благоволением видя Ваше ревностное служение Церкви, деятельную заботливость о благе вверенного Вам словесного стада Христова и благоразумные, попечительные распоряжения при затруднительных обстоятельствах прошлогоднего неурожая в местах управляемой Вами епархии, Мы нашли справедливым явить Вам знак Монаршей за сие признательности сопричислением Вас к ордену Св. Равноапостольного Князя Владимира второй степени, коего знаки носить по установлению?. Эта награда была вручена ему во исполнение слов Апостола Павла: ?Слава и честь и мир всякому, делающему благое? (Рим. 2, 10).
В апреле следующего года преосвященный Гавриил был назначен членом Святейшего Синода, Обер-прокурором которого был в то время граф Протасов, известный резкостью и своенравием. Рязанский владыка не раз осмеливался? выражать неудовольствие и несогласие на некоторые распоряжения и действия? Протасова. В конце концов он был отставлен Обер-прокурором.* *
1848 год принес новые испытания: два с половиной месяца в губернии свирепствовала холера. Сердобольный Архипастырь для умилостивления Господа призвал всех к общественной молитве. Во всех храмах Рязани в указанный им день служили всенощное бдение Всемилостивому Спасу, пели покаянный канон с акафистом. Наутро, по совершении Литургии, из Кафедрального собора начался крестный ход вокруг города, с хоругвями и особо чтимыми иконами от всех церквей; литии совершались на повороте каждой улицы. Несмотря на удушливую жару и страшную пыль, святой Гавриил, изможденный постом и бдением, поддерживаемый поочередно иподиаконами и диаконами, сам возглавлял это шествие, продолжавшееся более четырех часов. Для поддержания покаянного и молитвенного настроения в народе Святитель повелел из каждой приходской церкви совершать крестные ходы с местными иконами в Кафедральный собор для встречи чудотворной иконы Богоматери Феодотьевской*. Поочередно всенощное бдение с акафистом Богородице было отслужено в каждом храме города.
Одним из наиболее чтимых рязанцами с давних времен является образ Божией Матери? Знамение? Корчемная?, обладающий даром исцелений и помогающий людям, которые прибегают к нему с верой и благоговением. В тот холерный год чудотворная икона, по благословению святителя Гавриила, была всенародно с крестным ходом перенесена из корчмы* * в церковь преподобного Симеона Столпника, а наутро, после Божественной Литургии, с молебным пением ее перенесли в новосозданную часовню* * *. Этот образ также носили по домам с верой в милосердие и предстательство Божией Матери. Везде, где побывала икона, за исключением двух домов, никто от холеры не пострадал.
За особую ревность, заботу о пастве и бесстрашие во время эпидемии он был? сопричислен? к одной из высочайших наград Империи — ордену святого благоверного князя Александра Невского.
Последствия холеры были ужасны. Она унесла 155 человек только священнослужителей епархии. Бесприютность оставшихся после их смерти сирот поразила чадолюбивое сердце Святителя, и он незамедлительно приступил к устройству училища для девочек-сирот, выбрав для него место недалеко от Владычного двора в Архиерейской Слободке.
Владыка лично занимался организацией всех дел училища. Первоначально он пожертвовал 1000 рублей, а затем создал неприкосновенный училищный фонд, положив начало ему своим вкладом в 100 рублей? на вечное время для содержания на проценты одной воспитанницы под именем его пансионерки?.
По мысли основателя, училище должно было давать призрение и образование 45 сиротам. Но сверх них здесь же должны были получать образование и пансионерки, для которых, по проекту, предназначалось тоже 45 мест. Преосвященный Гавриил не считал свое детище исключительно сиротовоспитательным заведением и не любил, когда его называли приютом. Сироты, закончившие училище, по замыслу Святителя, должны были выходить замуж за клириков. И, действительно, все воспитанницы первого выпуска при нем вышли замуж за будущих священников. Жертвовал Владыка и книги для библиотеки. Последним даром его были два серебряных литургических набора весом около трех фунтов с завещанием их? в кладовую для хранения впредь до устроения церкви при училище?.
Святитель Гавриил трепетно относился к памяти святых Рязанской земли. Об этом свидетельствуют два случая из его жизни.
В 1836 г. рязанским краеведом Дмитрием Тихомировым возле села Старая Рязань был открыт фундамент одного из каменных храмов древней столицы Рязанского княжества. В результате раскопок были обнаружены восемь каменных гробниц с останками рязанских князей и княгинь, убиенных в декабре 1237 г. нечестивыми во время нашествия хана Батыя. Святитель Гавриил, подвигнутый ревностью почтить место погребения мучеников, решил построить на Старой Рязани часовню. Впоследствии решено было с этой целью выстроить большой соборный храм во имя святых мучеников Бориса и Глеба.
Преподнес он также и особый дар к мощам сщмч. Мисаила (?приклада?).
Архиепископ Гавриил был также замечательным? археологом?* и большим любителем рязанской старины. Именно он обнаружил среди документов Духовной консистории в 1837 году древние записи, свидетельствующие об основании города Переяславля Рязанского (современной Рязани) в 1095 году** (в лето 6603).
К середине XIX столетия в России созрела необходимость написания трудов по Истории Русской Церкви, которые могли бы служить пособиями при изучении ее в духовных учебных заведениях. С этой целью Святейший Синод издал указ о составлении церковно-исторического и статистического описания епархий. Владыкой Гавриилом незамедлительно был открыт Церковно-Исторический Комитет, в состав которого он включил Кафедрального протоиерея Н. Ильдомского, преподавателей семинарии — Петра Ситковского и Ивана Сладкопевцева. Комитет успешно работал. Плодом этой работы стала масса подготовительных материалов о Рязанской епархии, по истории края; у жителей губернии оживился интерес к изучению церковной старины.
Главным вдохновителем деятельности Комитета был сам Преосвященный. Из надписей на собранных архивных документах, из примечаний к ним, из? переводов? древних грамот, из сохранившихся заметок, сделанных его рукою, видно, что он был душою дела и нес на своих плечах громадный и кропотливый труд.
Впоследствии обширная библиотека старинных рукописей, собранная святителем Гавриилом и переданная им Ольгову монастырю, попала в Епархиальное Древлехранилище* * *.
Любвеобильное сердце Святителя охватывало вниманием не только православную паству, но и раскольников. Милосердие к заблудшим особенно проявилось при освящении им храма в Зарайске. Символично он освятил его в честь Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса и, словно возвратившемуся блудному сыну, пожертвовал туда самое дорогое? древнюю священную утварь из Архиерейской ризницы и Крестовой церкви: антиминс, освященный в 1649 году, серебряные золоченые сосуды, устроенные в 1653 году священномучеником Мисаилом, и драгоценнейшую плащаницу 1512 года? Рыдание надгробное? — вклад архимандрита Досифея в Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь.
Такое сердечное участие не могло не тронуть душ раскольников: все они стали прихожанами православного храма. Святительское же сердце было утешено таким известием, так как еще Апостол говорил: ?Больши сея радости не имам, да слышу чада моя во истине ходяща? (3 Ин. 1, 14).
Благоговейное отношение Владыки к святыням зримо выразилось в почитании им чудотворного образа Феодоровской Божией Матери. Он сделал все возможное для прославления этой иконы, благословив устроить в честь нее придел в Сергиевском храме Свято-Троицкого монастыря, и на своих руках во главе торжественного крестного хода 24 октября 1852 года из Борисо-Глебского храма перенес чудотворный образ в обитель в освященный в этот же день придел. Многочисленные рязанцы — участники незабываемого события — шли по улицам, припорошенным первым снегом, словно белым покровом. Господь как бы давал уразуметь, что путь к благосердию Царицы Небесной есть чистота души и непорочность сердца.
В 1856 году святитель Гавриил был вызван в Москву для участия в миропомазании на царство Императора Александра II, который за? долговременное и усердное пастырское служение Преосвященного Гавриила в преемственно вверяемых паствах? наградил его алмазными знаками ордена святого благоверного князя Александра Невского.
История Церкви знает много примеров, когда Господь по Своим неисповедимым Всеблагим судьбам посещает праведников особыми испытаниями, чтобы они, ?яко злато во огни?, были очищены и предуставлены к вечной славе. Таким испытанием, попущенном Богом святителю Гавриилу, послужила незаслуженная пощечина, полученная 22 октября 1857 года в игуменских покоях Казанского Явленского девичьего монастыря. Нанес ее душевнобольной иеродиакон Александро-Невской Лавры Варлаам. Святой Гавриил, получив неожиданный удар, ?тихо и кротко сказал ему: ?Что ты, Бог с тобою?.
Но, лично простив обидчика, преосвященный Гавриил был вынужден участвовать в следствии по этому делу. Приходилось давать показания, накладывать резолюции на рапорты Консистории и Святейшего Синода. Душа Святого скорбела от того, что этот иеродиакон будет подвержен наказанию.
Святитель после этого происшествия все чаще стал задумываться о Вечном, о том, чтобы явиться пред Господом? неоскверненным и непорочным в мире? (2 Пет. 3,14) и вскоре обратился в Святейший Синод с просьбой о своем уходе на покой. И вот 8 июня рано утром раздался на соборной колокольне звучный голос главного колокола. На прощание, благословив всех, он отправился в место последнего земного пристанища — Ольгов монастырь. Во время пребывания святителя Гавриила в обители были выстроены настоятельские деревянные келии, каменная ограда вокруг монастыря, к алтарю Троицкой церкви пристроили каменную же ризницу; а на средства Преосвященного? деревянный дом с садом для его пребывания на покое.
Незадолго до приезда Святителя Царица Небесная явила над обителью особую милость через явление Своей иконы Иверской в часовне возле монастыря. В начале лета ее поместили в Успенской церкви — после чудесного исцеления болящей Параскевы из села Вышгород. Святитель Гавриил, которому было поручено управлять монастырем, часто изливал перед чудотворной иконой Иверской Божией Матери свои молитвы.
Вскоре он избрал место погребения, повелев рабочим вырыть могилу и выложить кирпичом своды склепа возле правого клироса южного придела Троицкого храма. Во время работ Владыка пришел осмотреть место своего упокоения и долго стоял над ним в задумчивости. Затем сказал работникам: ?Вы видели, православные, какую честь отдают Архиерею в храме Божием? — и, указав на могилу, продолжил, — Вот чем оканчивается всякая почесть земная! Помните, любезные мои, что за гробом, там, — указывая на небо, — встречены будут с почестию одни только добрые дела наши, и уже никогда не будут зарыты в землю?!
С начала 1862 года 77-летний Владыка до того изнемог, что не мог уже подняться с постели. Чувствуя приближение кончины, в Неделю Ваий он исповедался, соборовался и причастился Святых Христовых Таин. В Великий Четверток еще раз причастился. С этого времени келейники непрерывно читали возле него то акафист Сладчайшему Иисусу, то канон на исход души, то поклонение Страстям Господним. В ночь на Великую Субботу он уже почти не мог говорить, дыхание было совершенно неприметное. Наконец после благовеста к заутрени, Преосвященный, мановением руки призывая к себе келейника, несколько раз шепотом спрашивал, скоро ли начнут петь Погребение Спасителю, несомненно получив извещение от Господа о часе своей кончины.
При пении первой статьи второго стиха чина Погребения: ?Животе, како умираеши? — Святой тихо отошел в обители вечные. Это было 7 апреля, накануне Светлого Христова Воскресения.
По распоряжению его преемника, архиепископа Смарагда, погребение было совершено в пяток Светлой седмицы. Перед пением последнего целования владыка Смарагд произнес надгробное слово. Сказав кратко о пастырских подвигах и подвижнической жизни покойного, он воскликнул: ?Каков был в жизни, таков и в смерти: самый гроб его благоухает святостию жизни?! Действительно, в течение 7 дней пребывания тела Святого в душном помещении никто не приметил ни запаха тления, ни какого-либо изменения в лице. При всеобщем умиленном пении стихир Пасхи гроб опустили в могилу.
Обширное собрание книг свт. Гавриила попало в семинарскую библиотеку, а его магистерский крест был оставлен в Ольговом монастыре.
Память кроткого и любвеобильного Святителя всегда свято чтилась не только в Рязани, но и во всей России.
В тексте Доклада Иеромонаха Серафима опущены Примечания.
ИСТОЧНИКИ
1. ГАРО. Ф. 5, оп. 2, д. 814. 1854 г. Отношение архиепископа Рязанского Гавриила с предложением создать особый комитет для сооружения в селе Старая Рязань, на месте прежнего храма, каменную церковь для захоронения останков убиенных Рязанских князей. Решено 20 марта 1854 г.
2. ГАРО. Ф. 129, оп. 1, д. 67, св. 132. 1795 г. Л. 421 — 422-об. Ревизская сказка с. Городковичи Спасского уезда.
3. ГАРО. Ф. 129, оп. 1 — 58, д. 113. Л. 148-об. 6-ая ревизия. Ревизская сказка 1811 года Спасского у., с. Городковичи. «Ц. Успения Пресвятыя Богородицы: Пономарь Иван Яковлев — 52 года, произведен в 1795 г. в том же селе во священника; Ивановы дети: Филипп — произведен в 1803 г. той же округи во дьячка; Егор — поступил в 1809 году в СПб. духовный институт; Петр — в 1795 г. значился „вновь рожденным“, а в 1811 г. его возраст лишь 9 лет».
4. ГАРО. Ф. 627, оп. 63 — 66, д. 271, св. 1120. 1807 г. Начато: 21 января 1807 г. Окончено: 17 января 1807 г.
5. ГАРО. Ф. 627, оп. 67 — 71, д. 28, св. 1258. Ревизская сказка за 1811 г. с. Городковичи Спасского у. Л. 483.
6. ГАРО. Ф. 627, оп. 97, д. 1, св. 1858. Указы Святейшего Синода за 1837 г. Не пронумеровано. Указ Его Императорского Величества о назначении архиепископа Гавриила на Рязанскую кафедру.
7. ГАРО. Ф. 627, оп. 95 — 113, д. 88, св. 1871. Записка Преосвященного Гавриила по поводу обозрения губернии.
8. ГАРО. Ф. 627, оп. 95 — 113, д. 123, св. 1865. 1837 — 1840 гг. Рязанская Духовная Консистория. Стол 1. Дело о достроении начатой колокольни при Рязанском Кафедральном соборе. Начато: 27 ноября 1837 г. Окончено: 19 января 1840 г.
9. ГАРО. Ф. 627, оп. 115, д. 23, св. 1983. Дело об обозрении Его Высокопреосвященством Гавриилом церквей и причтов в Зарайском и Егорьевском уездах.
10. ГАРО. Ф. 627, оп. 161 — 177, д. 18, св. 2164. Дело о передаче древних церковных вещей в частный археологический музей гор. Егорьевска. Начато: 3 октября 1911 г. Кончено: 29 июля 1914 г.
11. ГАРО. Ф. 627, оп. 192, д. 21, св. 179. Предложения Преосвященного Гавриила в связи с обозрением им церквей городов Раненбурга, Данкова, Касимова.
12. ГАРО. Ф. 627, оп. 194, д. 13, св. 191. Дело об организации училища девиц духовного звания архиепископом Гавриилом Городковым.
13. ГАРО. Ф. 627, оп. 178−232 (205), д. 2, св. 214. 1862 г. Журналы заседаний Консистории. Начато: 4 января 1862 г. Окончено: 31 декабря 1862 г.
14. ГАРО. Ф. 627, оп. 235, д. 126, св. 15. Рязанская Духовная Консистория. Стол 3. Ведомости кавалеров, состоящих на службе в Рязанском епархиальном ведомстве.
15. ГАРО. Ф. 627, оп. 235, д. 187, св. 21. 1860 г. Рязанская Духовная Консистория. Стол 3. Ведомости о настоятельницах и монашествующих по монастырям Рязанской епархии. Начато: 28 октября 1860 г. Окончено: 13 февраля 1861 года.
16. ГАРО. Ф. 869, оп. 1, д. 58. 1901 г. Протоколы заседаний Рязанской Ученой Архивной Комиссии. Начато: 7 января 1901 г. Окончено: 19 декабря 1901 г.
17. ГАРО. Ф. 1280, оп. 1, д. 6. Дело о назначении и увольнении учителей семинарии, о принятии и об отправке учеников в Московскую Духовную Академию. Начато: 2 сентября 1814 г. Окончено: 31 декабря 1814 г.
18. ГАРО. Ф. 1280, оп. 1, д. 11. Журналы заседаний правления семинарии. Начато: 9 января 1817 г. Окончено: 31 декабря 1817 г.
19. ТРУАК, 1900. Т. XV, вып. 1. С. VI. На заседании РУАК И.И. Проходцов сказал, что в дар комиссии приносит «Приточник», принадлежащий архим. Гавриилу. Святитель Гавриил преподнес книгу в знак признательности о. Иродиону Тимофеевичу в Н. Новгороде 8 дек. 1820 г.
20. Иероним, архимандрит. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. Предисловие. С. 1. Донесение Пр. Гавриила Обер-прокурору 21. 05.1838 г. за? 31 о том, что «Достопамятности, писанные Иеронимом, сохранялись первоначально в Спасском монастыре, но в 30-х гг. XIX в. были утрачены».
21. ТРУАК. 22. 09. 1886 г. В музей пожертвовано: Фотографический портрет Преосвященного Гавриила от В.Н. Либовича.
22. Историко-статистическое описание Рязанской ДС. С. 69. Архимандрит Гавриил (Городков) называл палаты архиерейского дома Феодоритовыми покоями (в середине нижнего этажа Архиерейск. дома).
23. Арх. Гавриил — инспектор Рязанской семинарии (1817 г.) // РЕВ. 1870. С. 364; РЕВ. 1870. С. 377. Преосвященный Гавриил открыто говорил о том, что при Рязанском Преосвященном Филарете (Амфитеатрове) поднимали мощи Василия Рязанского и вышло пламя из гробницы. Слышал это свт. Гавриил от самого свт. Филарета.
24. Указ Рязанской Духовной Консистории от 17. 12. 1855 г. архиепископа Гавриила о представлении сведений об иконе Туровской Божией Матери. Сведения были представлены в 1856 г. 24 января // РЕВ. 1888.? 8−9, С. 259.
25. Преосвященный Гавриил — архиепископ Рязанский (материал к биографии) // РЕВ. 1901.? 13. С. 395.
26. Прощальная речь Пр. Гавриила, сказанная в женском училище девиц духовного звания // РЕВ. 1901.? 14. С. 431.
27. Гавриил (Городков) — архиепископ Рязанский, выпускник первого выпуска СпбДА (1814 г.), выпускник Рязанской ДС // РЕВ. 1909.? 5. С. 202.
28. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. Рязань. 1863.
29. Родосский Ст. Преосвященный Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский. Спб. 1863.
30. Ж-л «Странник». 1863. Кн. 2, 3; 1864. Кн. 4.
31. Подвижники благочестия. Оптина пустынь. 1994 (Репринт 1910 г.). Июль.
32. Иеромонах Серафим (Питерский), Панкова Т.М. Житие и акафист святителю Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому. Рязань, 1999.
БОГОСЛОВСКАЯ КОМИССИЯ РПЦ ПОПЫТАЕТСЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ ПО ВОПРОСУ ОБ ИНН
Помимо членов комиссии, которую возглавляет митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), в заседании будет участвовать довольно широкий круг консультантов и экспертов, прежде всего, собственно богословов. Это преподаватели Московской и Санкт-Петербургской Духовной Академии, в частности архимандрит Макарий (Веретенников), архимандрит Матфей (Мормыль), из богословских консультантов — о. Андрей Кураев, возможно привлечение и других специалистов. Особенностью этой встречи является то, что по благословению Его Святейшества, в этом заседании примут участие старцы Троице-Сергиевой Лавры, прежде всего о. Кирилл (Павлов) и о. Наум. Приглашаются наместники ставропигиальных монастырей с духовниками этих монастырей, приглашаются представители Министерства по налогам и сборам, вероятно и иных государственных учреждений, возможно, что будут участвовать и светские эксперты. На заседании будет представлено мнение как сторонников, так и противников принятия ИНН.
Как сказал о. Владимир, в ближайшее время будет получено мнение архимандрита Кирилла (Павлова). Духовник Лавры о. Кирилл, как известно, занимает очень осторожную позицию и говорит о том, что ИНН — и знак приближающегося конца и, хотя и допускает принятие ИНН при острой необходимости, но подчеркивает, что лучше, если есть такая возможность, отказываться сейчас, — дальше будут жестче и законы, и обстоятельства. О. Кирилл напоминает о том, что нас всех ждут испытания, и что не следует успокаиваться вне зависимости от того, приняли мы ИНН или не приняли. Давление, по словам о. Кирилла будет продолжаться и усиливаться, но в наших силах немного это время отодвинуть. Однако о. Кирилл предостерегает от осуждения священноначалия и ухода в раскол. Противники ИНН говорят о том, что о. Кирилл прямо не благословляет принимать ИНН.
Однако, в любом случае, скорее всего самый уважаемый старец Русской Церкви сможет принять участие в заседании комиссии, благо к этому располагает место ее проведения — Троицкая Лавра, насельником которой он является, и непосредственно высказать свое мнение перед членами комиссии. По словам о. Владимира Шмалия, Патриарх специально обсуждал вопрос об участии о. Кирилла с председателем комиссии митрополитом Филаретом и благословил о. Кирилла участвовать в заседании.
Мнение другого известного старца о. Иоанна (Крестьянкина), который не сможет прибыть на заседание было специально записано архимандритом Тихоном (Шевкуновым) для комиссии и вчера обнародовано в телепрограмме «Русский дом». О. Иоанн сказал о том, что ИНН не представляют опасности для души человека и призвал к повиновению священноначалию в этом вопросе.
На заседании комиссии будут обсуждаться те договоренности, которые были достигнуты в ходе закрытой встречи Патриарха с министром по налогам и сборам Геннадием Букаевым, которая состоялась 31 января. Патриарх и министр договорились о внесении предложения законодателям о том, чтобы ввести понятие «лицевой счет налогоплательщика — физического лица». То есть будет номер лицевого счета, не более. Таким образом, номер будет присваиваться не человеку, а документу. О. Владимир подчеркнул, что «должна состояться ясная, спокойная дискуссия, все, помолясь, должны соборно обсудить проблему со всех ее сторон; так как комиссия богословская, то, прежде всего, внимание будет уделено богословской стороне вопроса. Какую форму примет решение комиссии пока не известно».
Вопрос о принятии или непринятии индивидуального налогового номера (ИНН) в настоящее время в Церкви стоит чрезвычайно остро. Пожалуй, впервые со времени 1930-х годов Церковь стоит перед угрозой серьезного раскола. Тогда верующие были разделены на принимающих и непринимающих заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). «Непоминающие», как называли тех, кто вышел из церковного общения с митрополитом Сергием из-за его знаменитой «Декларации» 1927 года избегали посещения «сергианских» храмов и причащались у «сергианского» священника только в случае смертельной опасности. Однако время примирило тех и других, так, среди канонизированных на Архиерейском соборе 2000 года святых есть и «непоминающие», такие как епископ Афанасий (Сахаров) и митрополит Кирилл (Смирнов), ведший острую полемику с митрополитом Сергием. Вопрос, который разделял верующих, тогда сводился, по сути, к вопросу о том, принимать или не принимать «антихристову власть» — т. е. советское государство. Сейчас речь идет о «печати антихриста», которую якобы содержит в себе ИНН. И тогда и сейчас священнослужители и верующие оказались разделены, часть общин во главе со своими духовниками уходили в катакаомбы, жили на нелегальном положении, совершали тайно богослужения на дому, были преследуемы и гонимы. Среди новомучеников и исповедников было множество «непоминающих», были те, кто открыто говорили о своем неприятии советской власти как «антихристовой». Та позиция, которую они занимали, не дает оснований называть их раскольниками или отпадшими от Церкви. И сама Русская Православная Церковь засвидетельствовала уважение к их позиции, канонизировав многих из «непоминающих», и, безусловно, многие из них еще будут канонизированы. Вопрос о принятии или непринятии советской власти, как и ИНН, не является вопросом вероучительным, догматическим, по которым православные должны иметь единое мнение. Однако исторический опыт свидетельствует, что те, кто сам отделяет себя от Церкви по тем или иным, кажущимся ему важными причинам неизбежно вырождаются в секту. Так, после избрания Патриарха Алексия (Симанского) в 1945 гг. большинство «непоминающих» признали его и восстановили общение с Московской Патриархией, те же кто продолжал политику непризнания в конце концов стали, по сути, сектантскими группами именующими себя «Истинно-православная церковь», которые вскоре и вовсе прекратили существование. Этот опыт еще раз подчеркивает святоотеческую мысль о том, что отпадение от церковной полноты, какими бы причинами оно не обосновывалось, гибельно для тех, кто его осуществляет.
Дмитрий Сафонов, Страна.Ru
МИНЮСТ СЧИТАЕТ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ВЕРУЮЩИХ
В Центре общественных связей Минюста нам сообщили, что, по предварительным данным, 70−75% религиозных организаций прошли перерегистрацию. В том числе перерегистрировались около 65−75% православных, 78% протестантских, 60% исламских, 80% иудаистских и 65% буддистских организаций.
По словам специалистов из Минюста, многие ранее зарегистрировавшиеся религиозные организации распались и ни разу в течение трех последних лет не информировали территориальные органы министерства о продолжении своей деятельности.
С другой стороны, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который был принят в сентябре 1997 года, позволяет религиозной организации действовать и без регистрации. То есть она имеет право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей и так далее. Однако в этом случае не перерегистрировавшаяся организация не будет иметь юридического лица. Это отнюдь не означает, что деятельность этой религиозной организации будет запрещена.
По мнению экспертов из Минюста, «времени для перерегистрации у религиозных организаций было предостаточно, никто ничьих прав не ущемлял, и те, кто хотел сохранить свой статус юридического лица, имели возможность это сделать».
Закон «О свободе совести» действует. Религиозных организаций, имеющих юридическое лицо, стало меньше. По словам специалистов из Минюста, перерегистрацию не прошли тоталитарные секты, которых было так много в середине 90-х годов. Однако в министерство отказники с жалобами не обращались.
В сложившейся ситуации ни одна религиозная организация также не обращалась в Минюст с просьбой о продлении срока перерегистрации. Однако в отделе регистрации религиозных организаций Минюста нам сообщили, что любое религиозное объединение вправе вновь зарегистрироваться как юридическое лицо. То есть, если оно представит документ, подтверждающий свое вхождение в централизованную организацию, для регистрации не потребуется даже 15-летнего ценза оседлости.
Наталья Гриднева, Страна.Ru
38 РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ — КАНДИДАТЫ НА ЛИКВИДАЦИЮ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
В соответствии с российским законодательством, после ликвидации общины смогут существовать в качестве «религиозных групп», используя для молитвенных собраний помещения, предоставляемые членами группы. Изменение статуса будет означать отсутствие банковского счета и невозможность получения помощи из-за рубежа, запрещение издательской деятельности, импорта и распространения литературы, приглашения иностранных граждан, аренду помещений, благотворительную деятельность и многое другое.
ИЦ «Северный Кавказ»
ЖАЛОБЫ УНИАТОВ
CWN/Keston/Русская линия
КРЫМСКИЕ КАТОЛИКИ ДОБРАЛИСЬ ДО СТРАСБУРГА
CWN/Русская линия
ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ВО ЛЬВОВЕ ДЕЙСТВУЮТ ДВА КАРДИНАЛА
Среди тех, кто получит красные кардинальские шапки из рук Папы, — 68-летний епископ Любомир Гузар, только что избранный главой украинских греко-католиков. Примечательно, что Любомир Гузар является гражданином Соединенных Штатов, которые, как и Ватикан, не скрывают своих особых геополитических интересов на Украине.
28 января Иоанн Павел II объявил также имена двух своих избранников, которые были назначены кардиналами секретным решением «ин пекторе» еще в 1998 году, — это монсеньер Янис Пуятс (Латвия) и монсеньер Мариан Яворский (Украина).
Таким образом, впервые в истории в одном городе — Львове — одновременно находятся два кардинала: греко-католический, Любомир Гузар, и римо-католический, Мариан Яворский. Это свидетельствует о беспрецедентном давлении Ватикана на украинское Православие.
Православие.Ru
УЧАСТНИКИ ВСЕУКРАИНСКОГО НАУЧНОГО ФОРУМА ПРИЗВАЛИ ОБЕСПЕЧИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС РУССКОГО ЯЗЫКА
Как передает корреспондент РИА «Новости», обращение поддержали около 100 ведущих ученых-русистов из 18 регионов Украины, участвующих в форуме, который проходит в Ялте.
«Государственная политика, проводимая в отношении общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений, на радио и телевидении, в делопроизводстве и других сферах социальной и духовной жизни страны, объективно свидетельствует, что русский язык вытесняется из языкового поля Украины, — заявили авторы обращения. — Русский язык является детищем и законным достоянием трех великих славянских народов: русского, украинского и белорусского».
По словам авторов обращения, сообщает РИА «Новости», значительная часть этнических украинцев воспринимает русскую речь и русскую культуру как свою родную. «Это обуславливает острую необходимость придания русскому языку статуса второго государственного языка».
Православие.Ru
ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ПРИЕЗДА ПАПЫ РИМСКОГО В ГРЕЦИЮ
НТВ / РАДОНЕЖ
ПАПА РИМСКИЙ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ГОВЯДИНЫ
Закупками, составлением меню и приготовлением еды для папы, который известен как человек, который ест мало, но мясо любит, ведает в Ватикане польская монахиня.
«На прошлой неделе говядина была в меню понтифика, а на этой — уже нет», — сообщил Associated Press в среду главный мясник Ватикана Джулио Лукарелли.
Лукарелли владеет мясной лавкой в Риме и мясным отделом в ватиканском супермаркете, который снабжает продуктами папу и высшее руководство католической церкви. По его словам, он закупает мясо в основном в северной Италии, в Реджио Эмилия, причем только у фермеров, которым лично доверяет. «Мы уверены в своем мясе и наши покупатели могут не волноваться», — заверил мясник.
Lenta.ru
ДЖОРДЖ БУШ ВСТРЕТИЛСЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ АМЕРИКАНСКИХ КАТОЛИКОВ
Во время предвыборной кампании Буш неоднократно заявлял о необходимости активного вовлечения религиозных организаций в федеральные социальные программы, направленные на борьбу с алкоголизмом, наркоманией, нищетой. Первым шагом на пути реализации этих планов и станет предоставление религиозным организациям права распоряжаться частью бюджетных средств. Возможно, этому будет способствовать и запланированное принятие закона о вычете из налогооблагаемого дохода граждан США сумм, перечисленных на благотворительные цели религиозным организациям.
CWN/Русская линия
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Главная причина возможной либерализации — мнение верующих, большинство которых решительно выступают за отмену жестких правил, запрещающих англиканам вступать в новый брак при жизни их первых супругов.
Чтобы выяснить отношение верующих к разводам и повторным бракам, руководство англикан провело опрос среди клириков и мирян, результаты которого оказались сенсационными.
В семи из восьми епархий, в которых проводился опрос, за смягчение церковной дисциплины высказалось подавляющее большинство верующих. В одной из них доля сторонников либерализации составила все 100%.
Среди священников за либерализацию правил выступает лишь незначительное большинство, а среди мирян подавляющее. В пользу разрешения вторых браков высказываются и те, кто регулярно посещают богослужения.
Консультация по вопросу об отмене канона, запрещающего повторный брак, продлится в англиканских епархиях до марта. В течение этого срока епископы должны решить, что делать дальше.
Среди сторонников реформ — многие англиканские епископы. По некоторым данным, к их числу принадлежит и глава Англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри.
Если до конца этого года Синод англиканских иерархов выскажется за пересмотр действующих правил, то уже в будущем году разведенные смогут венчаться в Церкви.
НТВ.ru
НАЧАЛО РАБОТУ ЗАСЕДАНИЕ ЦК ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ
30 января участники заседания имели специальный пленум по вопросам мировой экономики, на котором, в частности, рассматривались итоги Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной социальному развитию. Члены ЦК ВСЦ обсудили проблему растущего глобального разрыва между богатыми и бедными, а также необходимость христианского свидетельства перед лицом мировой финансовой и торговой системы. Была подчеркнута необходимость влияния на глобализующуюся экономику с позиции моральных ценностей. Поднимался и вопрос о списании внешнего долга беднейшим странам, к чему многократно призывал ВСЦ. В тот же день к собравшимся обратился с приветствием Федеральный президент Федеративной Республики Германии доктор Йоганнес Рау.
Работа ЦК ВСЦ продлится до 6 февраля.
ОВЦС МП
ДРЕВНЕЙШАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ЗЕМЛЕ
Предполагается, что церковь была построена во втором веке от Рождества Христова, когда римляне расширяли свою империю на Ближнем Востоке.
Археолог Абдул Аль-Хуссан, возглавляющий археологические раскопки в Рахабе, сказал, что определенно римские мозаичные надписи на полу церкви являются достаточным доказательством, подтверждающим открытие.
CNN
ФРЕСКИ КИЕВСКОГО МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО СОБОРА ВСЕ-ТАКИ БУДУТ ПЕРЕДАНЫ УКРАИНЕ
Из северной столицы в Киев они будут доставлены специальным транспортом. Оставшиеся фрагменты фресок будут переданы украинской стороне в Киеве через несколько дней. Церемония, на которую прибудет министр культуры РФ Михаил Швыдкой, состоится в заповеднике «Древний Киев». Михайловский Златоверхий собор, построенный внуком Ярослава Мудрого Святополком (в крещении — Михаилом), был разрушен в конце 1930-х годов. Этот храм был восстановлен в течение нескольких последних лет. К сожалению, власти Киева передали Михайловский собор раскольникам из т.н. «Киевского патриархата, возглавляемого анафематствованным расстригой Филаретом Денисенко. Будет весьма странно, если возвращенные Россией фрески попадут именно к этой одиозной личности, а не станут достоянием канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ