ВИЗИТ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II В ЯПОНИЮ
| История православия в Японии уходит корнями во вторую половину 19-го века, когда в 1861 году в город Хакодате на северном и ближайшем к территории России японском острове Хоккайдо, где открылось первое консульство Российской империи, по решению Святейшего Синода Русской православной церкви прибыл иеромонах Николай (в миру — Иван Касаткин). Изучив японский язык, он занимался переводом Евангелия, активно проповедовал по всей стране на протяжении полувека, строил православные храмы и молитвенные дома. Именно благодаря владыке Николаю в центре Токио был построен Кафедральный собор Воскресения Христова, который японцы в знак уважения к первому проповеднику православия предпочитают называть его именем «Никорай-до» («Собор Николая»). в 1970 году святитель Николай (Касаткин) был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. |
В годы второй мировой войны и послевоенные годы православие в Японии столкнулось с серьезными трудностями. Митрополита Сергия Тихомирова третировали и даже на волне шпиономании посадили в тюрьму, где он скончался за несколько дней до конца войны. После его смерти власти не давали въездных виз епископам из России, и вместо них приезжали епископы из Америки, которые не были под юрисдикцией Московского Патриархата. Стремясь избежать раздоров, Московский Патриархат в 1970 году даровал японской православной церкви автономию, означающую. Предстоятелем Японской автономной православной церкви в начале 70-х годов стал священнослужитель-японец — архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии Феодосий.
После кончины в мае 1999 года митрополита Феодосия встал вопрос об избрании нового главы Японской церкви.
| Кандидатами стали три священнослужителя-японца — епископ Иокогамский Петр, епископ Киотосский Даниил и епископ Сендайский Серафим. Все трое предстали перед Священным Синодом Русской православной церкви, были пострижены в монахи в Троице- Сергиевой лавре, а затем поочередно минувшей осенью и в январе были рукоположены в епископский сан Патриархом Алексием II. 4 марта нынешнего года на состоявшемся в Токио ее чрезвычайном Поместном соборе новым предстоятелем Японской автономной православной церкви был избран епископ Иокогамский Петр (Арихара). Однако в апреле епископ Петр был вынужден подать в отставку по состоянию здоровья. Его рапорт, отправленный в Москву, подписал Патриарх Алексий II. 10 мая епископ Петр скончался. |
6 мая в Токио был вновь созван чрезвычайный Поместный собор Японской автономной православной церкви, на котором новым предстоятелем был избран епископ Киотосский Даниил (Нусиро). 14 мая Патриарх Алексий II возвел его в сан Митрополита Токийского и всея Японии. Интронизация произошла в Кафедральном соборе Воскресения Христова в Токио. По данным Японской автономной православной церкви, по всей стране насчитывается примерно 30 тысяч верующих и около 150 православных храмов и молитвенных домов. Связующим звеном между Русской православной церковью и Японской автономной православной церковью, которые поддерживают очень хорошие отношения, служит открывшееся в Токио в 1970 году подворье Московской Патриархии. Настоятелем подворья является протоирей Николай Кацюбан, который был командирован в Японию отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата. | Епископ Киотосский Даниил (Нусиро). |
Среди прихожан подворья — не только проживающие в Японии российские граждане, но и православные японцы, болгары, греки. Службы на подворье совершаются как на русском, так и на японском языках, тем более, что некоторые священнослужители и певчие — японцы. Кроме того, Московский Патриархат имеет приход в Хитати в ста с лишним километрах от Токио. В его ведении находится также часовня на русском кладбище в Нагасаки. Подворье не имеет собственного храма в Токио и располагается по сути дела в обычном доме, и в настоящее время идет сбор пожертвований на строительство храма подворья.
Официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Японскую Православную Церковь начался с посещения города Хакодате, где в 1861 году начал свои миссионерские труды святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский.
В аэропорту Хакодате Первосвятителя Русской Православной Церкви, сопровождающих его председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, епископа Владивостокского и Приморского Вениамина, других официальных лиц встречали японские архипастыри епископы Киотоский Даниил и Сендайский Серафим, а также генеральный консул Российской Федерации в Саппоро В.И.Саплин и мэр Хакодате Хироси Иноуэ.
После осмотра города Его Святейшество направился в церковь Воскресения Христова, где его ожидали православные жители Хакодате — прихожане храма. Святейший Патриарх Алексий совершил молебен, после которого приветствовал епископа Серафима и его паству. В своем слове он отметил, что визит, начавшийся с первого места миссионерского служения равноапостольного святителя Николая, является свидетельством неразрывной связи православного народа Страны восходящего солнца с Русской Православной Церковью, которая на протяжении долгих лет, подобно чадолюбивой Матери, окормляла японскую паству, знакомила ее с традициями православной культуры.
Одна из верующих, Еко Нисихаси (69 лет), с умилением говорила: «Это большая честь, что я смогла встретиться с Его Святейшеством. Он оказался таким, каким и должен быть Патриарх: исполненным любви и милости». Настоятель храма Хакодате протоиерей Иов Баба сказал: «Приезд Патриарха в 2000 год от Р.Х. для нас является нежданной радостью. Этот день стал историческим для церкви».
Затем Святейший Патриарх посетил филиал Дальневосточного государственного университета в Хакодате, где японские студенты обучаются русскому языку. Святейшего Патриарха приветствовали ректор филиала ДВГУ, профессорско-преподавательский состав, студенты. Состоялась беседа, после которой Святейший Владыка посетил русское кладбище в Хакодате, где с прошлого века покоятся останки русских военных моряков, и совершил там заупокойную литию.
Вечером 12 мая делегация Русской Православной Церкви направилась в Токио.
Следующий день начался с посещения главной святыни Японской Православной Церкви — собора Воскресения Христова, или «Николай-до», как называют его японцы в знак глубокого уважения и признательности к просветителю Японии равноапостольному архиепископу Николаю. Этот собор — живая память о святителе и одна из достопримечательностей Токио. Архиепископ Николай строил его на века, проверяя каждый камень, желая, чтобы этот храм символизировал крепость и торжество Православия. Величественный собор вмещает около двух тысяч верующих. Два года назад он был отреставрирован. После осмотра храма состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви и сопровождающих его архипастырей — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Владивостокского и Приморского Вениамина с новоизбранным Предстоятелем Японской Православной Церкви епископом Киотоским Даниилом и епископом Сендайским Серафимом. |
|
Затем Его Святейшество отбыл на подворье Русской Православной Церкви в Токио, где его ожидали русские православные верующие — прихожане домового храма во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Святейший Патриарх совершил в храме подворья благодарственный молебен Святителю и Чудотворцу Николаю и святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому.
Святейший Патриарх Алексий II также освятил новое металлическое облачение на престол, изготовленное в художественно-производственном объединении «Софрино» и преподнесенное Патриархом в дар подворью в связи с празднованием 30-летия со дня его основания.
В богослужении приняли участие Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, новый Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви епископ Киотоский Даниил, и другие священнослужители Русской и Японской православных церквей.
В своем обращении к священнослужителям и прихожанам подворья Его Святейшество, в частности, сказал: «Мы молились в этом маленьком храме, который уже не может вместить всех православных русских, а также сербов, греков, японцев, приходящих сюда. Поэтому есть замысел построить новый храм, есть уже макет этого храма. И дай Бог, чтобы храм был бы воздвигнут, и подворье Московского Патриархата на японской земле осуществляло бы не только духовное окормление православных русских людей, которые живут здесь, но и было бы живой связью между Московским Патриархатом и Православной Церковью Японии».
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II за многолетние труды на благо подворья и в честь 30-летия со дня его основания наградил настоятеля подворья протоиерея Николая Кацюбана орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени), клирика подворья иерея Иоанна Нагая — крестом с украшениями. Многие прихожане были отмечены Патриаршей Грамотой.
Предстоятель Русской Православной Церкви благословил всех прихожан иконами Воскресения Христова. Визит завершился обедом, организованным прихожанами подворья в честь Святейшего.
Вечером 13 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в соборе Воскресения Христова всенощное бдение в сослужении митрополита всей Америки и Канады Феодосия, также прибывшего с делегацией Православной Церкви Америке на интронизацию Предстоятеля Японской Православной Церкви, а также митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, епископа Киотоского Даниила, архиепископа Филадельфийского и Восточнопенсильванского Германа (Православная Церковь в Америке), епископа Владивостокского и Приморского Вениамина и епископа Сендайского Серафима.
14 мая — памятный день в истории Японской Автономной Православной Церкви. За Божественной литургией, которую совершил в Воскресенском соборе Святейший Патриарх Алексий в сослужении тех же Преосвященных архипастырей, состоялась интронизация епископа Даниила и возведение его в сан митрополита всей Японии.
По чтении Евангелия Святейший Патриарх Алексий вручил Преосвященному Даниилу знаки первосвятительского достоинства, после чего состоялся собственно чин настолования — Владыка Даниил был трижды возведен на горнее место.
После Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к новому Предстоятелю Японской Православной Церкви с приветственным словом:
«Великая и спасительная весть о Воскресении Христовом распространилась по всей вселенной, пока не достигла, наконец, Страны восходящего солнца, вызвав здесь к жизни небольшую, но весьма сплоченную и твердую в вере Японскую Автономную Православную Церковь.
За свою историю эта Церковь пережила немало трудностей и невзгод. Однако ни сложные политические обстоятельства, ни стихийные бедствия, ни различные искушения, привносимые в церковную среду внешними силами, — ничто земное не смогло поколебать искреннюю веру православных японцев, которые мужественно являли и с Божией помощью продолжают являть свидетельство Святого Православия в многократно превосходящем по численности нехристианском окружении.
Вся историческая судьба Японской Православной Церкви неразрывно связана с Матерью — Русской Православной Церковью. Именно из Росси прибыли в Японию первые проповедники православной веры — святитель Николай и другие русские миссионеры, которым принадлежит выдающаяся роль в истории становления и развития православной миссии в Японии. В нынешнем году исполняется 30 лет со дня дарования Японской Православной Церкви автономии. С тех пор наши отношения неуклонно развивались, и сегодня нам доставляет истинную радость находиться с визитом на прекрасной японской земле, когда совершается столь значительное событие в жизни Японской Автономной Православной Церкви, как интронизация ее нового Предстоятеля.
Ваше Высокопреосвященство, примите мои сердечные поздравления с избранием и интронизацией Вас на первосвятительское служение Японской Автономной Православной Церкви. От души желаю Вашему Высокопреосвященству быть пастырем добрым для врученного Вам Богом словесного стада, управляя его ко спасению во Христе Иисусе. Молю Господа о том, чтобы, Богу содействующу, Ваше первосвятительское служение ознаменовалось процветанием Православной Церкви в Японии».
Торжественное богослужение завершилось благословением новым Предстоятелем Японской Церкви своей паствы. Затем был дан прием, посвященный интронизации митрополита всей Японии Даниила, на котором присутствовали все молившиеся за Божественной литургией и многочисленные гости.
На приеме состоялся обмен речами между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и митрополитом всей Японии Даниилом. Владыка Даниил в своем слове отметил символическое совпадение интронизации Предстоятеля Японской Церкви с днем Ангела почившего митрополита Никодима (Ротова), явившегося инициатором предоставления Японской Православной Церкви автономии, 30-летие которой отмечается в нынешнем году.
15 мая Святейший Патриарх посетил токийское кладбище Янака — место упокоения святого равноапостольного Николая. У гробницы с останками святого Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен, а также отслужил литию по митрополиту Сергию (Тихомирову), митрополиту Николаю (Оно) и митрополиту Феодосию, которые продолжили дело просвещения японского народа. Молитвенно вспоминали на кладбище и новопреставленного епископа Иокогамского Петра, которого в этот день должны похоронить в Хакодате — месте, где он многие годы совершал свое служение.
«В эти дни, когда состоялась интронизация нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви, наш долг вспомнить тех, кто укреплял веру православную на японской земле, — сказал по окончании литии патриарх Алексий II. — Побывав впервые в Японии, я теперь ясно представляю себе, как велики были труды, подвиг и жертвенное служение равноапостольного Николая — просветителя этой земли».
Обращаясь к новопоставленному Предстоятелю Японской Автономной Православной Церкви Митрополиту всей Японии Даниилу, Патриарх Алексей II пожелал ему продолжать труды своих предшественников и заверил, что всегда будет поддерживать клир и паству Японской Автономной Православной Церкви.
По христианской традиции, мощи святых угодников Божьих переносятся в храмы для поклонении верующих. Однако по японским законам, вскрытие могил запрещено, поэтому мощи святителя Николая покоятся на кладбище в Токио.
16 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий во главе делегации Русской Православной Церкви, в которую входили митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, епископ Владивостокский и Приморский Вениамин и другие официальные лица, совершил поездку в город Киото.
Делегацию Русской Православной Церкви сопровождали новопоставленный Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит всей Японии Даниил и Посол РФ в Японии А.Н.Панов. Как позже сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, обращаясь к принимавшим его представителям Киотоской епархии, «мы не узнали бы Японии, если бы не побывали в ее древней столице».
С вокзала Святейший Патриарх Алексий направился в Благовещенский храм города Киото, хранящий живую память о святителе Николае (Касаткине), по благословению которого он был построен на пожертвования православных японцев и благотворителей из России. Святой равноапостольный Николай сам освятил этот храм, для которого было выбрано одно из красивейших мест в Киото.
Достопримечательностью храма в Киото является напрестольное Евангелие и напрестольные серебряные кресты, присланные святым праведным Иоанном Кронштадтским, о чем есть собственноручная запись святителя Николая Японского.
Святейший Патриарх Алексий совершил молебен в Благовещенском храме. Его Святейшество передал в дар Японской Православной Церкви евхаристические сосуды. Обратившись к Архиепископу Токийскому, Митрополиту всей Японии Даниилу, Первосвятитель Русской Православной Церкви: «Быть может, через сто лет кто-нибудь тоже вспомнит об этом нашем даре Благовещенскому храму, переданном нами как символ единения наших Церквей. Мы видим здесь преемство — служение святителя Николая Японского продолжают сегодня архипастыри, пастыри и православные верующие Японии».
Затем Святейший Патриарх Алексий ознакомился с памятниками истории Киото.
17 мая в Токио состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с императором Японии Акихито. Это событие было расценено как чрезвычайно важное в общественно-политической жизни Японии и в практике двусторонних российско-японских отношений. Между Предстоятелем Русской Православной Церкви и Императором Японии состоялась теплая сердечная беседа.
В тот же день по инициативе Министерства иностранных дел Японии состоялась встреча Святейшего Патриарха с министром иностранных дел г-ном іхей Коно. Его Святейшество отметил, что прибыл в Японию с миссией мира. Главной целью нынешнего визита была интронизация нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви. «Мы будем всячески развивать наши духовные и культурные связи, будем развивать паломничество из Японии в Россию и из России в Японию, чтобы наши соотечественники могли знакомиться с культурой другой страны», — сказал Святейший Патриарх Алексий.
Министр иностранных дел подчеркнул, что Япония и Россия могут играть лидирующую роль в международном сообществе, но для этого нужно полное взаимопонимание. «Мы должны отказаться от применения вооруженной силы при решении спорных вопросов, что, к сожалению, случалось в нашей истории; новые отношения должны основываться на развитии культурных и экономических связей», — сказал г-н Коно.
Святейший Патриарх поддержал министра иностранных дел Японии, заметив, что верный путь — это обмен духовными и культурными ценностями. «Мы соседи и нам надо жить в мире», — сказал Его Святейшество.
Также было выражено обоюдное согласие по поводу необходимости поддержания двух основополагающих ценностей — сохранения достойного морального климата в обществе и окружающей среды.
В заключение беседы министр иностранных дел Японии выразил благодарность Предстоятелю Русской Православной Церкви за состоявшуюся встречу.
Святейший Патриарх пригласил г-на Коно посетить его в Москве в рамках предстоящего официального визита главы японского внешнеполитического ведомства в Россию.
Вечером 17 мая состоялась пресс-конференция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в посольстве Российской Федерации в Японии.
Отвечая на вопросы журналистов, Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Чем больше мы будем общаться друг с другом и познавать духовные и культурные ценности наших народов, тем больше мы будем сближаться и, таким образом, идти к подписанию мирного договора.
Я надеюсь, что нынешний визит будет содействовать активизации как российско-японских связей в целом, так и отношений между нашими Церквами».
В тот же день Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Японии А.Н.Панов устроил прием в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и возглавляемой им официальной делегации Русской Православной Церкви.
А.Н.Панов обратился к высокому гостю с приветственной речью и преподнес ему четыре картины на религиозные сюжеты.
18 мая Первосвятитель Русской Православной Церкви посетил Национальный музей в Токио.
В тот же день состоялась официальная встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с премьер-министром Японии Иосиро Мори.
Премьер-министр заявил, что визит Патриарха всея Руси — это историческое событие в японско-российских отношениях.
Недавняя встреча премьер-министра И. Мори в Петербурге с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, договоренность о его визите в Японию в нынешнем году показывают, что правительства России и Японии хотят поднять эти отношения на качественно новый уровень.
Премьер-министр рассказал Святейшему Патриарху, что его отец, мэр маленького японского города, 40 лет поддерживал и активизировал связи с Россией. Перед кончиной он просил часть его праха перевезти в город Шелехов в Иркутской области — побратим его родного города. Г-н Мори исполнил этот завет отца и будет стараться исполнять и другой его завет — развивать и укреплять связи с Россией.
Святейший Патриарх отметил, что начавшаяся 139 лет назад миссия Русской Православной Церкви в Японии ни в малейшей степени не была связана с культурной экспансией. Напротив, молодая Православная Церковь Японии изначально отличалась национально-культурной самобытностью, обогащая тем самым сокровищницу Вселенского Православия.
Была выражена обоюдная надежда на то, что добрососедские отношения наших двух стран будут всемерно развиваться.
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ПО ПРИБЫТИИ В ХАБАРОВСК ВЫРАЗИЛ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИМ ВИЗИТОМ В ЯПОНИЮ
«Думаю, в ХХI век Россия и Япония должны вступить с новыми отношениями, которые будут строиться и развиваться в различных областях», — подчеркнул Патриарх Алексий II. Это, по его мнению, прежде всего, обмен духовными и культурно-историческими ценностями двух государств. Я увидел, сказал Его Святейшество, как японцы любят и уважают свою историю, и это, по его словам, должно служить хорошим примером для нас, русских.
Патриарх Московский и всея Руси считает, что главная задача России — это выход из экономического кризиса. При этом он отмечает, что поиски путей выхода из экономического кризиса должны быть тесно связаны с духовно-нравственным возрождением России, и «мы всемерно будем этому содействовать». Об этом он сказал сегодня журналистам в аэропорту Хабаровска по прибытии из Японии.
В аэропорту Патриарха Алексия II встречали глава администрации Хабаровского края Виктор Ишаев, епископ Хабаровский и Приамурский Марк.
ИТАР-ТАСС
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ХРИСТИАНСТВО-2000»
О том, что идя навстречу обществу, Церковь должна «усвоить всю полноту того культурного мира, который нас окружает, и говорит с людьми на понятном для них языке», говорил председатель миссионерского отдела Священного Синода архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. По мнению ведущего научного сотрудника Центрального регионального отделения Российской Академии образования А.Д. Червякова, «самарская земля занимает исключительное значение в развитии православной педагогики. Пять лет назад здесь открыта первая в России кафедра православной педагогики в государственном вузе. Здесь написана единственная в России научная и богословская монография «Православная педагогика». Здесь складывается понимание российской культуры как православной.
Радостной вестью поделилась с участниками конференции председатель Союза православных педагогов, член научно-методического совета по воспитанию Минобразования России Е.О. Крылова: по решению российского правительства как учебное пособие для всех типов учебных заведений за государственный счет издается книга «Симфония», представляющая высказывания святителя Тихона Задонского о сущности духовной жизни человека.
Как предостережение от излишней успокоенности прозвучало выступление настоятеля московского храма святителя Николая в Пыжах протоиерея Александра Шаргунова: «С храмов не сбивают сегодня кресты, но все делается для того, чтобы крест стал просто украшением». Об исторической концепции приснопамятного митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна сделал сообщение первый проректор Самарского госуниверситета П.С. Кабытов, который напомнил, что Церковью всегда в Российском государстве признавалась главная роль соборной общности народа. Сегодня работа конференции продолжается в секциях.
ВолгаИнформ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЮ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
«Ваше Святейшество!
Сердечно поздравляю Вас со знаменательным юбилеем — восьмидесятилетием со дня рождения.
Ваше многолетнее служение как Главы Римско-Католической Церкви снискало Вам заслуженное признание среди христиан многих стран мира.
Выражаю надежду на то, что проблемы, существующие между нашими Церквами, будут совместными усилиями успешно решаться и что новое тысячелетие станет временем преодоления разделений и противоречий между христианами Востока и Запада.
Бог милости и щедрот да дарует Вашему Святейшеству „все потребное для жизни и благочестия“ (2 Пет. 1. 3) и да сподобит многие годы продолжать и умножать труды на ниве христианского свидетельства о Христе Воскресшем».
Поздравление Предстоятелю Римско-Католической Церкви направил также председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:
«Ваше Святейшество!
Ко дню восьмидесятилетия со дня Вашего рождения примите мои искренние и сердечные поздравления. Мы высоко ценим Ваше личное участие в христианском свидетельстве современному обществу, выраженном и в исполнении заповеди Божией о любви к ближним, и в социальном служении, направленном на достижение справедливости в отношениях между народами и уважения каждой человеческой личности, созданной по образу Творца.
Желаю Вам доброго здоровья, духовной бодрости и благодатной помощи Божией в Вашем высоком служении на благо Церкви Христовой».
ОВЦС МП
ДЕЛЕГАЦИЯ КОМИТЕТА ПО ЭКСПОЗИЦИИ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ПОСЕТИЛА РОССИЮ
В ходе состоявшейся беседы итальянские гости проинформировали Святейшего Патриарха о нынешнем состоянии Святой Плащаницы и о планах ее выноса для поклонения верующих 12 августа-22 октября 2000 года.
Со стороны Русской Православной Церкви во встрече принимали участие: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Истринский Арсений, наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), заместитель председателя ОВЦС МП архимандрит Марк (Головков) и секретарь ОВЦС МП по межхристианским связям игумен Иларион (Алфеев).
8 мая 2000 года в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял архиепископа Туринского Северино Полетто и сопровождавших его членов Комитета по экспозиции Туринской Плащаницы.
В ходе беседы стороны, в частности, обсудили возможность организации паломничества верующих Русской Православной Церкви к Святой Плащанице, хранящейся в г. Турине и являющейся великой христианской святыней, которая будет выставлена для поклонения с 12 августа по 22 октября 2000 года.
Со стороны ОВЦС МП во встрече также принимали участие: игумен Иларион (Алфеев), Секретарь ОВЦС МП по межхристианским связям, и И.Е. Выжанов, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям.
ОВЦС МП
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПАТРИАРХА В ПОСОЛЬСТВЕ РФ В ТОКИО
Оптимистично высказался Патриарх о новом президенте России. «Народ России оказал доверие Владимиру Путину, избранному демократическим путем, и верит, что новый президент РФ решит многие проблемы, которые стоят сегодня перед страной. Отвечая на вопрос о том, какую, по его мнению, страну хочет построить новый глава российского государства, предстоятель сказал: «Страну, где действовал бы закон и был бы порядок». «Мы считаем, что наш народ в ХХI веке заслужил лучшей доли, чем в ХХ веке, когда мы понесли огромные людские потери в результате двух мировых войн, гражданской войны, революции и репрессий. Мы смотрим с оптимизмом в ХХI век, который должен быть веком мира и созидания в России», — подчеркнул Патриарх Алексий II.
Алексий II дал позитивную оценку переговорному процессу, который федеральный центр осуществляет с представителями духовенства и старейшинами на контролируемой федеральными силами территории Чечни в интересах мирного урегулирования чеченской проблемы. «К сожалению, в Чечне образовался центр международного терроризма, откуда происходили и взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Было нарушено мирное течение жизни и были жертвы в Дагестане. На протяжении длительного времени в Чечне осуществляется самый безнравственный бизнес на заложниках. Многие из этих заложников уже погибли. В их числе — три священника Русской Православной Церкви. Это также мирные жители, которых захватывали, держали в подвалах, избивали, за которых требовали выкуп», — сказал Патриарх. Его Святейшество подчеркнул, что Русская Православная Церковь с глубокой скорбью воспринимает любые потери среди мирных жителей, где бы это ни происходило — в Чечне или других районах России, а также потери среди военнослужащих.
Не скрыл Предстоятель Русской Православной Церкви от журналистов и нестроений в русском православии: «Есть сложности в жизни православной церкви на Украине, где возникло два церковных раскола. Мы, — отметил Патриарх, — считаем, что необходимо преодолеть эти расколы, так как только в единстве православная церковь может осуществлять свое служение Богу и людям». Алексий II напомнил, что Украинской православной церкви предоставлена широкая автономия в решении всех внутренних вопросов. «Мы сохранили только духовную молитвенную связь в рамках Московского Патриархата», — сказал он.
Отвечая на вопросы японских журналистов о взаимоотношениях Православия и католицизма, Патриарх заявил, что не исключает возможности своей встречи с главой римско-католической церкви Папой Иоанном Павлом II. Однако он считает, что предварительно «необходимо решить некоторые вопросы, затрудняющие наши отношения». Подобная встреча, подчеркнул Патриарх Алексий II, должна быть хорошо подготовлена, чтобы «дать конкретный результат — улучшение отношений между нашими церквами, а не быть просто встречей перед телекамерами». Что же касается контактов с римско-католической церковью на рабочем уровне, то Патриарх Алексий II подчеркнул, что они осуществлялись и будут осуществляться и впредь.
Коснулся Патриарх деятельности деструктивных тоталитарных сект, заявив, что Россия столкнулась с «целым рядом деструктивных тоталитарных сект, включая «АУМ синрикио», которые пытаются заполнить вакуум, образовавшийся в душах людей». Он также отметил, что «массовая псевдокультура врывается в жизнь людей в России, и с экранов телевизоров идет пропаганда культа насилия, жестокости, безнравственности».
По материалам ИТАР-ТАСС
ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИХАИЛУ КАСЬЯНОВУ
Предстоятель Русской Православной Церкви пожелал ему помощи Божией «в ответственном служении Отечеству» и выразил надежду, что государственная деятельность Михаила Касьянова «увенчается добрыми плодами и будет способствовать консолидации общества, успешному экономическому развитию, благоденствию великой России».
Патриарх Алексий высказал убеждение, что «для возрождения Отечества прежде всего необходимо высвободить духовные силы народа, помочь его нравственному становлению». «В этом Церковь неизменно готова развивать уже сложившиеся добрые отношения взаимодействия и сотрудничества с Правительством России».
ИТАР-ТАСС
СЛАВЯНСКИЙ МИР
Пятнадцатый раз он пройдет в городах страны 24 мая, в день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Особый тон нынешнему празднику придает 2000-летний юбилей христианства, а также 55-летие Победы в Великой Отечественной войне, отметил митрополит.
В Рязани праздник начнется ранним утром Божественной литургией в Успенском соборе рязанского Кремля. Ее возглавит митрополит Ювеналий. В течение всего дня, который по случаю праздника в Рязани объявлен нерабочим, в городе развернутся книжные и художественные выставки, ярмарки. Мастера искусств России, Белоруссии и Украины дадут гала-концерт, пройдет научная конференция «Славянский мир — общность и многообразие». В Рязань приедут официальные правительственные делегации из девяти государств — Белоруссии, Польши, Словакии, Словении, Сербии, Черногории, Македонии, Хорватии и Болгарии.
В Москве празднование Дней славянской письменности и культуры возглавит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 24 мая в Успенском соборе Московского Кремля Предстоятель Церкви совершит Божественную литургию. Затем от Кремля Крестный ход пройдет на Славянскую площадь к памятнику святым Кириллу и Мефодию. В московской программе — праздники в столичных парках, фестиваль-семинар «Православие на телевидении», организация Детской паломнической миссии по монастырям Москвы и Подмосковья.
ИТАР-ТАСС
В НАЧАЛЕ ИЮНЯ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВЛАДИМИР ПУТИН СОВЕРШИТ ВИЗИТ В ИТАЛИЮ И ВАТИКАН
По словам Тадеуша Кондрусевича, понтифик интересовался различными аспектами деятельности Владимира Путина на посту главы государства. Как сообщил пресс-секретарь главы российского католического епископата Виктор Хруль, российские католики надеются, что Путин подтвердит приглашение посетить с визитом нашу страну, которое было сделано президентом СССР Михаилом Горбачевым и первым президентом России Борисом Ельциным.
Как известно, Иоанн Павел II неоднократно выражал готовность приехать в Россию, если против этого не будет возражать Священноначалие Русской Православной Церкви. Однако, как сообщили в Московской Патриархии, до настоящего времени препятствием этому является отказ понтифика осудить захват православных храмов в Западной Украине греко-католиками, находящимися в юрисдикции Ватикана, притеснение ими православных священников и мирян, а также прозелитическая деятельность Католической Церкви на канонической территории РПЦ.
ИТАР-ТАСС / Православие 2000
СЕМИНАР «ХРИСТИАНСТВО, МЕНЯЮЩАЯСЯ ЕВРОПА, НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ»
В ходе семинара состоялась дискуссия по проблемам Косово и Чечни, расширения НАТО на восток. В частности, была выражена обеспокоенность отказом от принципов, сформулированных в начале 90-х годов, когда планировалось, что НАТО будет трансформироваться в политическую организацию нового типа и военный фактор в ее деятельности отойдет на второй план. После военных действий НАТО в Югославии эти принципы не только не были подтверждены, но и заявлено о том, что в определенных случаях НАТО может принимать военные решения в обход Совета Безопасности ООН.
На семинаре также отмечалось, что опасения православных верующих Греции, России, Украины, касающиеся растущего влияния финансово-экономических структур Запада, а также введения налоговых кодов, пластиковых карточек и тому подобного, — связаны со стремлением не допустить тотального контроля над частной и общественной жизнью человека и соблюсти библейские заповеди, запрещающие народу Божию участие в ростовщичестве, лихоимстве и финансовых спекуляциях.
ОВЦС МП
МНЕНИЕ ПОСЕЛКОВОГО ИМАМА
Каим-Хаджи отметил, что «ваххабизм пытались навязать чеченскому народу в период дудаевского режима. Однако он не нашел признания, поскольку противоречит нравственным устоям всех слоев чеченского общества. Неприятие ваххабизма обошлось большой кровью — бандиты, прикрывающиеся этим религиозным течением, разрушили, сожгли села, убили тысячи мирных жителей и осквернили святыни, могилы наших предков».
По словам Масаева, духовенство Чечни также виновно в случившемся в республике. Оно поддержало Дудаева, который изначально занимал экстремистские позиции и не скрывал своего стремления воевать. «Тогда в дудаевском окружении находился и теперешний муфтий Чеченской республики Ахмед- Хаджи Кадыров, но он не предупредил народ о грозящей беде», — сказал Каим-Хаджи Масаев.
ИТАР-ТАСС
СОВЕРШЕНО ПОКУШЕНИЕ НА СЫНА МУФТИЯ ЧЕЧНИ АХМАДА КАДЫРОВА
РБК
ПРАЗДНИК КРИШНАИТОВ
ИТАР-ТАСС
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ ПЛАНИРУЕТ ОТКРЫТЬ В ЭСТОНИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В Эстонии в настоящее время официально действуют две Православные Церкви. Находящаяся под духовным окормлением Московского Патриархата Эстонская Апостольская Православная Церковь, существующая со времен появления здесь христианства, официальными властями не признана. Под юридическим названием этой Церкви зарегистрирована организация, в годы вхождения Эстонии в состав СССР находившаяся за рубежом и никаких связей с живущими в Эстонии христианами не поддерживавшая. Эта организация, известная как Стокгольмский синод, после обретения Эстонией независимости была официально зарегистрирована в министерстве внутренних дел под именем реально существующей Эстонской Апостольской Православной Церкви. Последней же было предложено отказаться от своего названия и зарегистрироваться под каким-либо иным. Это означало бы отказ и от всех прав на владение всем церковным имуществом, храмами и другой собственностью, веками принадлежавшей Православной Церкви и ее приходам.
К признаваемой властями Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриархата отошла значительная часть приходов по всей Эстонии. Но в большинстве своем это малонаселенные приходы. За счет открытия монастыря Церковь во главе с митрополитом Стефанием намерена получить новых прихожан, хотя бы на том же острове Хийумаа. Есть сведения о том, что первыми насельницами новой обители будут две монахини «французско-румынского происхождения», которые уже приступили к изучению эстонского языка.
Задуманный монастырь некоторым образом уравняет Константинопольскую Церковь с действующей Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата. В лоне последней находится православный Пюхтицкий женский монастырь в местечке Куремяэ на востоке Эстонии. Он был основан более ста лет назад тогдашним генерал-губернатором Эстляндии князем Сергеем Шаховским. Этот монастырь и его святыни пользуются заслуженной славой и уважением православных верующих не только в Эстонии и на территории бывшего Советского Союза, но и на всем европейском севере.
ИТАР-ТАСС
В ГРУЗИИ НАЧИНАЮТСЯ КРЕСТНЫЕ ХОДЫ ПО ПУТЯМ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ И АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Участники шествия по пути святой Нины — христианской просветительницы Грузии — пройдут по территории Восточной Грузии, а пути святого апостола Андрея Первозванного — по территории Западной Грузии.
В июне Крестные ходы соединятся и до 26 ноября они пройдут общим до древней столицы Грузии — города Мцхета в 20 км от Тбилиси.
ИТАР-ТАСС
ГЛАВЫ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВЕЙ ПРИЗВАЛИ ВСЕ НАРОДЫ РЕГИОНА К МИРУ
Встретившись в Тбилиси «в атмосфере христианской любви», Первопастыри «еще раз подтвердили многовековую дружбу, неразрывно связывающую обе Церкви и народы». Первосвятители Церквей констатировали, что «в условиях независимой государственности Грузинская и Армянская Церкви получили возможность свободной деятельности и несут еще большую ответственность в обновлении жизни своих народов».
«Наши Церкви сегодня стоят перед одними теми же трудностями и заботами: преодолеть последствия семидесяти богоборческих лет, противостоять духовной экспансии чужеродных сект, полноценно окормлять и предводительствовать духовное возрождение наших чад, — отмечается далее в коммюнике. — Мы верим, что наши народы, созидающие новую жизнь, лишь совместными усилиями и через тесное сотрудничество смогут преодолеть экономические и политические трудности под непрестанным благословением своих матерей-церквей, заявили Патриарх-католикос всея Грузии и Католикос всех армян».
«Мы неустанно молимся о приближении того желанного дня, когда, по словам пророка Исаии: «народы перекуют свои мечи на орала, а копья свои — на серпы. Не поднимет меча народ против народа, и больше не будут учиться войне», — подчеркивается в коммюнике.
Главы двух Церквей обратились «ко всем народам доброй воли, дабы они внесли свой вклад в богоугодное дело утверждения мира, чтобы мирный Кавказ стал бы реальностью с начала же XXI века».
ИТАР-ТАСС
ТАДЖИКСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ ВОЗБУДИЛИ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ПРОТИВ АКТИВИСТОВ ПОДПОЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНО-ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПАРТИИ
При аресте у них были изъяты листовки с антиправительственными призывами, «методическая литература» на узбекском и таджикском языках, методические пособия для активистов партии, другая «пропагандистская» литература. В ходе допросов обвиняемых установлено, что «инструкции» они получали из «идеологического подпольного центра в одной из соседних республик СНГ».
Как полагают в правоохранительных органах, есть все основания говорить о тесной «смычке» этой партии с военно-политическим руководством Исламского движения Узбекистана, которое запрещено на территории этой республики. А ее «идеологические центры» находятся в Афганистане и Турции.
Правоохранительные органы Таджикистана, по словам источника, располагают информацией о наличии в республике 5−6 тысяч последователей этой партии.
Спецслужбы Таджикистана сталкиваются с определенными трудностями, поскольку экстремисты хорошо законспирированы, разбиты на «тройки» и «пятерки», имеют разветвленную сеть своих «информаторов», в том числе в структурах местной государственной власти. Негласно их поддерживают и определенные политические силы как внутри, так и вне республики, заинтересованные в дестабилизации обстановки в Таджикистане.
ИТАР-ТАСС / ОРК
СЕРБСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРИЗЫВАЕТ ГОСУДАРСТВО ПРЕКРАТИТЬ КАМПАНИЮ ПРОТИВ СМИ
Обращаясь «ко всем — государственным органам, членам оппозиционных партий и к гражданам в целом», Церковь призывает «воздержаться от каких бы то ни было форм насилия и призывов к гражданской войне». Она также требует от государства «не покушаться на право свободной информации, которое является одним из столпов демократии».
ФРАНС ПРЕСС
БОЛГАРИЯ НЕ СПЕШИТ ПРИГЛАШАТЬ ПАПУ РИМСКОГО
РИА НОВОСТИ
ВЛАСТИ ГРЕЦИИ ОТВЕРГЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА ПО ВОПРОСУ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ УКАЗАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В УДОСТОВЕРЕНИЯХ ЛИЧНОСТИ
Православная Церковь, со своей стороны, считает, что на нее «не распространяются законы, которые противоречат божественным установлениям», и что лишь сам народ Греции вправе решать, какова должна быть роль Церкви в стране, где Православие имеет статус государственной религии.
В спор о роли Церкви в греческом обществе вступил и спикер парламента Апостолос Какламанис, не раз критиковавший в прошлом ЭПЦ и ее иерархов. «Страна сталкивается со многими проблемами, и мы не должны добавлять к ним новые», — заявил он. Он выразил убеждение в том, что государство и Церковь должны обсуждать проблемы своих взаимоотношений, но при этом всячески избегать вмешательства в сферы ответственности друг друга, поскольку это противоречит традициям Православия и вредит национальным интересам страны.
Поводом для очередного обострения отношений между Церковью и государством стало недавнее интервью министра юстиции Греции газете «Этнос», в котором он заявил, что Православие в Греции пользуется «чрезмерной защищенностью» со стороны государства. В этой связи Михалис Статопулос указал на необходимость «ясного разграничения политической и церковных сфер власти». Он высказался также за введение в Греции института гражданских похорон и заявил о своем несогласии с практикой указания религиозной принадлежности граждан в удостоверении личности. Он разъяснил, что законодательство рассматривает теперь религиозные пристрастия граждан как «частную информацию», которая не может разглашаться по принуждению.
Поддержка министра юстиции другими членами правительства и, соответственно, руководством правящей в Греции партии ПАСОК свидетельствует о том, что власти не поддадутся нажиму, и указание в удостоверениях личности религиозной принадлежности их обладателей отныне не будет обязательным.
Жесткая позиция Церкви вызвана не только озабоченностью постепенным «размыванием» своих позиций в греческом обществе, но и угрозой «эллинизму», носителем и хранителем которого она выступала в течение столетий, когда православные греки жили под гнетом турок-мусульман.
Обязательное упоминание вероисповедания вызвало в стране в начале 90-х волнения. В связи с недовольством религиозных меньшинств- иудаистов, католиков и протестантов, — а также недоумением своих европейских партнеров, шокированных такими порядками, консервативное правительство К. Мицотакиса предприняло попытку снять с этой графы обязательный характер, но столкнулось с большим противодействием консерваторов и отложило реформу.
Нынешний премьер-министр Костас Симитис, убежденный европеец, заявил, что намерен сделать Грецию «полноправным членом объединенной Европы» и модернизировать страну, отстающую в ряде областей от своих европейских партнеров.
ИТАР-ТАСС / ФРАНС ПРЕСС / ОРК
ИОАНН ПАВЕЛ II ОБРАТИЛСЯ С ПОСЛАНИЕМ К СОБРАВШИМСЯ В ТОРОНТО КАТОЛИЧЕСКИМ И АНГЛИКАНСКИМ ЕПИСКОПАМ
Около 30 епископов из 13 стран участвуют в этой закрытой встрече, среди участников и Примас Англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри.
В своем послании Папа выразил пожелание, чтобы по завершении этой встречи духовные узы между католиками и англиканами «укрепились и по возможности еще более углубились».
Римский понтифик напоминает, что дискуссии между обеими Церквами дали «реальные знаки надежды», невзирая на то, что «новые и серьезные препятствия замедлили наши достижения».
Заседание в Торонто должно дать возможность «обсудить проблемы и вызовы, стоящие на нашем пути, ведущем к полному видимому единству наших Церквей», — заявил в среду, со своей стороны, архиепископ Кентерберийский в своем слове, обнародованном в тот же день организаторами встречи.
Архиепископ назвал несколько стран, в числе которых Северная Ирландия и Судан, где католики и англикане не только ведут диалог, но и успешно сотрудничают сегодня.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК
ИОАНН ПАВЕЛ II ПРИНИМАЕТ ПОЗДРАВЛЕНИЯ С 80-ЛЕТИЕМ
Президент Италии отметил в своей телеграмме, что история римско-католической церкви и Италии неразделима. «Святейшесво, Вы покорили итальянский народ силой духа и живостью ума. Народ Италии ценит такие христианские ценности, которые Вы ставите превыше всего, как семья и солидарность», — указал Карло Адзельо Чампи.
Герхард Шредер отметил вклад, который Иоанн Павел II, польский кардинал Кароль Войтыла, внес в «политическую трансформацию Восточной и Центральной Европы». «Благодаря этому Вы заслужили глубокое уважение немецкого народа», — подчеркнул он.
Самая представительная за последние сто лет месса с участием семи тысяч иерархов римско-католической церкви, съехавшихся со всех концов света, состоялась на ватиканской площади перед Собором Святого Петра.
Месса проводилась в честь Папы Римского Иоанна Павла II, отметившего в четверг свое 80-летие. Облаченный в белые, шитые золотом одежды понтифик поблагодарил всех за поздравления, а также Бога за то, что «он отпустил ему так много лет жизни».
Вступая в девятый десяток лет, Иоанн Павел II заявил, что и в ХХI веке он намерен оставаться духовным пастырем миллиарда католиков.
Как подлинный национальный праздник отмечают в Польше день рождения своего великого соотечественника — Иоанна Павла II. В Королевском замке Варшавы состоялась торжественное заседание, посвященное 80-летию Папы Римского, в котором приняли участие президент Польши Александер Квасьневский, премьер Ежи Бузек, руководители парламента и церковные иерархи. В знак признания заслуг понтифика, в его 80-й день рождения в стране начались торжества по случаю 2000 -летия христианства.
6000 польских паломников, 300 из которых из прихода Папы в Вадовице, 14 детских хоров и профессиональные певцы поздравили Папу с 80, которое он скромно отметит в четверг, пропев ему «столат» («живи сто лет»).
Палата предствителей американского Конгресса проведет 23 мая голосование по вопросу о присвоении Иоанну Павлу II звания лауреата золотой медали Конгресса, одной из высших почетных наград Америки.
Республиканец Дик Арми сказал: «Папа Иоанн Павел II является настоящим героем нашего времени». «Это очень сострадательный человек, непрестанная борьба по защите человеческого достоинства которого стала источником вдохновения для людей различных вероисповеданий», — добавил он.
Если Конгресс проголосует за присвоение ему золотой медали, а президент Клинтон подтвердит данными ему полномочиями это предложение, то Кароль Войтыла станет лауреатом, как до него обладателями этой медали стали бывший южно-африканский президент Нельсон Мандела, пионер в области защиты прав американцев Роза Паркс или мать Тереза.
Около сотни кардиалов и священников с бокалом шампанского в руке на шести языках поздравили Папу Иоанна Павла II со знаменательной датой- 80-летием со дня рождения.
115 приглашенных ждали, когда Римский понтифик также поднимет свой бокал и разрежет гигантский именинный пирог без свечей, чтобы поздравить юбиляра и пожелать ему многолетия.
«Столат, столат» (живи сто лет) раздались пожелания на польском языке.
Торжественная трапеза проходила в палатах Св. Марты в Ватикане, где однажды кардиналы соберутся на конклав, чтобы избрать преемника нынешнего главы Римско-Католической Церкви.
За столом Папы находились: кардинал статс-секретарь Анджело Содано, немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, префект Вероучительной конгрегации, которому поручено предать гласности третье фатимское пророчество, бенинский кардинал и дуайен коллегии кардиналов Бернардин Гантен, французский кардинал Роже Этчегарай, председатель комитета по проведению Юбилея, а также 12 священников, которым в этом году также исполняется 80 лет.
За столом подавали: медальоны из лангуста, ньокки со сливками и пармезаном, ризотто со сливочно-креветочным соусом, филе «миньон» (вырезка) со спаржей под кисло-сладким соусом и со шпинатом, фруктовый салат и торт, пропитанный двумя сортами Кьянти.
Когда появился торт, кардинал Гантен поднялся, чтобы произнести тост.
«Святейший Отец, мы Вам желаем не только радости, но мира, крепкого здоровья и долголетия в сей знаменательный день Вашего 80-летия, поскольку Вы вошли в полноту возраста», — сказал он, добавив на латыни: «Horas nun numero serenas» (множество безмятежных часов).
В своем ответном слове Папа, пригубив глоток шампанского, сказал: «Я глубоко чувствую любовь, которую демонстрирует мне по сему поводу весь мир. Я расцениваю ее также как знак успеха различных инициатив Юбилея 2000 года».
После краткой сиесты Папа, кардиналы и почти пять тысяч гостей, в основном священники, прибывшие в Рим на свой Юбилей, встретились вновь в большом аудиенц-зале на концерте оркестра Лондонской филармонии под управлением Гилберта Левина.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК
СЛУХИ ИЗ ВАТИКАНА
РБК
ПО МНЕНИЮ КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВА ХАНСА КЮНГА, ИОАНН ПАВЕЛ II ПРЕДАЛ II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР
«Самое худшее — это то, что он предал Ватиканский собор», — заявил он, приведя в качестве примера утверждение «традиционного католического учения — суровые энциклики на темы нравственности, имперско-традиционалистский всемирный катехизис вместо аджорнаменто в евангельском духе».
В качестве упреков в адрес Папы тюбингенский богослов назвал и «авторитарный римский централизм вместо коллегиальности Папы с епископами, а вместо открытости к современному миру — обвинения в пресловутой адаптации и поощрение традиционных форм благочестия».
Ханс Кюнг, помимо всего прочего, выразил сожаление в связи с деятельностью этого «Папы-посредника, который не оставил за собой большинства ни по одному полемическому вопросу, не поднес пилюли в вопросе о рукоположении женщин».
По мнению Кюнга, на преемника Иоанна Павла II будет возложена «громадная задача» по «практическому решению реформ, отложенных теперешним Папой» в различных областях, начиная с целибата и кончая советом по прерыванию беременности, а также по «выводу Церкви из ее средневековой антисовременной и антиреформаторской модели и выведению ее на постсовременную орбиту».
Ханс Кюнг, близкий к Папе Иоанну XXIII, одному из активных инициаторов I и II Ватиканских соборов, с 1957 года неоднократно подвергался санкциям Вероучительной конгрегации. В 1967 году его книга «Церковь» была даже запрещена Ватиканом. Кончилось тем, что Католическая Церковь Германии запретила ему в 1979 году преподавать на кафедре богословия тюбингенского католического университета, разрешив лишь преподавание в независимом институте при университете.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК
ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В ХХ ВЕКЕ И ПОПЫТКИ ФИЗИЧЕСКОГО УСТРАНЕНИЯ ПАПЫ РИМСКОГО — СУТЬ «ТРЕТЬЕГО ОТКРОВЕНИЯ ФАТИМЫ»
В «пророчестве» Пресвятой Девы Марии есть упоминание о том, что «..облаченный во все белое епископ, шествуя устало по направлению к кресту меж тел замученных жертв, упадет под выстрелами на землю словно мертвый». 13 мая 1981 года, облаченный «во все белое» Иоанн Павел II, передвигавшийся стоя в «папамобиле» по площади перед Собором святого Петра среди десятков тысяч паломников со всего света, упал на сиденье, подкошенный выстрелами из пистолета турецкого террориста Али Агджи.
Анджело Содано заявил, что Папа Римский поручил конгрегации по вопросам вероучения обнародовать «третий секрет Фатимы» после того, как будет подготовлен разъяснительный материал к нему. С тех пор, как одна из присутствовавших при явлении Мадонны девочек рассказала об этом монахам, а те, в свою очередь, переправили записанный ею рассказ в Ватикан, свиток с текстом откровения, выполненный в единственном экземпляре на португальском языке, хранился «за семью печатями» в архивах Святого престола.
Как заявил кардинал Содано, «тот факт, что Мадонна предвидела покушение, свидетельствует о том, что траекторию пули направляла рука Мадонны, которая уберегла агонизирующего Папу на краю смерти». «Последовавшие события в конце 80-х годов привели к падению атеистических коммунистических режимов как в Советском Союзе, так и в других странах Востока, — заявил кардинал. — Однако в других частях света преследования против церкви не прекратились».
83 года назад Мадонна, как утверждают церковные источники, открыла человечеству в мистической форме три «великие тайны». В первом откровении говорилось о том, что преисподня действительно существует, во втором приводились сроки окончания еще шедшей в тот момент Первой мировой войны и начало Второй мировой, а также содержалось предвидение, что Россия станет влиятельной мировой державой. «Секреты Фатимы» привлекли к себе внимание исследователей тем, что многие из приведенных в них сведений совпали с фактами реальной истории.
Однако последняя тайна до сих пор не была обнародована.
Секрет был раскрыт в 19-ю годовщину покушения на Иоанна Павла II, в 83-ю годовщину видения Девы Марии и за пять дней до 80-летнего юбилея самого Папы Римского. К тому же церковь, придающая большое значения числовым символам, выбрала для обнародования «великой тайны» 2000-й, юбилейный, год христианства.
| В этот же день Папа Римский Иоанн Павел II причислил к лику блаженных в ходе торжественной литургии в Фатиме, которая транслировалась в прямом эфире итальянским телевидением, двух из трех португальских отроков — Жасинту и Франсишку, которым было видение Пресвятой Девы Марии. Они стали первыми канонизированными детьми, не погибшими мученической смертью за идеалы церкви, а умершими от других причин. Жасинта и Франсишку скончались вскоре после видения от «испанки». |
Понтифик встретился также в ризнице базилики Всех святых с третьей участницей божественного откровения, 93-летней сестрой Лусией душ Сантуш, которая и поведала миру о трех откровениях. Ныне она ведет затворнический образ жизни в монастыре.
ИТАР-ТАСС / ОРК
ИТАЛЬЯНСКАЯ ПРЕССА О ФАТИМСКОЙ ТАЙНЕ
ФРАНС ПРЕСС / ОРК / РАДОНЕЖ
В США ЗАДЕРЖАН АВАНТЮРИСТ, ПРИСВОИВШИЙ СОТНИ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ, ПРИКРЫВАЯСЬ ИМЕНЕМ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
РАДОНЕЖ
НА ВОСТОКЕ ИНДОНЕЗИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ
Силы безопасности в попытках сдержать распространение насилия стреляют боевыми зарядами по участникам беспорядков.
В Амбоне сожжены десятки домов. Новый виток противостояния, судя по всему, спровоцировали нападения со стороны мусульман. Тысячи жителей укрываются в полицейских участках и в церквах.
ИТАР-ТАСС / ОРК
СТУДЕНТЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ШКОЛ ПРОВЕЛИ АНТИАМЕРИКАНСКУЮ АКЦИЮ ПРОТЕСТА В ПАКИСТАНСКОМ ГОРОДЕ КАРАЧИ
По поступившим сегодня сообщениям, около ста учащихся предприняли накануне попытку пройти маршем по улицам в знак протеста против поддержки вашингтонской администрацией Израиля.
Скандируя лозунги «Америка — враг ислама и мусульман!», «Долой США и Израиль!», студенты сожгли флаги этих стран, после чего вмешалась полиция. В результате ожесточенной стычки несколько человек получили легкие ранения. Силы правопорядка рассеяли толпу, арестовав 25 наиболее активных участников демонстрации.
Выступление религиозной молодежи стало фактически первой сопровождающейся применением насилия акцией протеста после государственного переворота в Пакистане в октябре прошлого года.
Захватив власть, военная администрация во главе с генералом Мушаррафом на неопределенный срок ввела в стране чрезвычайное положение, в соответствии с которым запрещено проведение митингов, демонстраций и любых других не санкционированных режимом общественных выступлений.
ИТАР-ТАСС / ОРК
ПАКИСТАНСКИЕ ВОЕННЫЕ ВЫНУЖДЕНЫ ОТСТУПИТЬ ПЕРЕД НАТИСКОМ ЭКСТРЕМИСТСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПАРТИЙ
Глава военных генерал Первез Мушарраф объявил во вторник об отзыве из Парламента предложений по применению закона в ответ на «единодушное требование» весьма активных и влиятельных в Пакистане религиозных партий экстремистского толка.
Немусульманские меньшинства Пакистана обвинили закон о возведении хулы на Аллаха, принятый генералом Зия-уль Хаком в 1985 году, в том, что он открывает путь к многочисленным злоупотреблениям мусульман, прибегающим к этому закону с целью прикрыть насилие зачастую частного характера.
Религиозные партии недовольны тем, что принятые новые меры предусматривают в частности рассмотрение исков о возведении хулы на пророка Мухаммада производится лишь с согласия высших чиновников администрации, а не полицейских из комиссариатов.
От этого закона пострадали главным образом христиане и прочие немусульмане. Католический архиепископ Симеон Перейра заявил недавно, что «всякий мусульманин, враждебно настроенный по отношению к христианину, может обвинить его в богохульстве. Христиане — парии пакистанского общества».
Кстати, в мае 1998 года пакистанский католический епископ Джон Джозеф покончил жизнь самоубийством у входа в суд в штате Пенджаб в знак протеста против смертного приговора, вынесенного христианам по обвинению в богохульстве.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК
МУСУЛЬМАНСКИЕ АКТИВИСТЫ ПЫТАЮТСЯ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ БРИТАНСКОМУ ЗАКОНУ О ТЕРРОРИЗМЕ
РБК
ПРЕМЬЕР ЯПОНИИ ИЗВИНИЛСЯ ЗА СКАНДАЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О БОЖЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ СТРАНЫ
Иосиро Мори оказался в центре всеобщего внимания после того, как в очередной раз позволил себе недопустимую для главы кабинета вольность в высказываниях. Встречаясь в понедельник вечером с рядом депутатов парламента, он заявил, что «Япония является божественной страной с императором во главе, японский народ должен знать об этом».
Удивительно схожее с риторикой военных лет заявление уже вызвало резкую реакцию со стороны ряда оппозиционных сил страны, усмотревших в них попытку возродить былой статус традиционной японской религии — синтоизма. Критики считают, что высказывания Иосиро Мори противоречат зафиксированным в конституции страны принципам демократии и отделения церкви от политической жизни. Появились сообщения о том, что руководство Демократической партии, главной силы японской оппозиции, рассматривает вопрос о вынесении вотума недоверия нынешнему правительству.
ИТАР-ТАСС / ОРК
КИТАЙСКИЕ СЕКТАНТЫ АРЕСТОВАНЫ
Манифестанты, сообщает из столицы КНР сянганское радио, были окружены сотрудниками службы безопасности, усажены в полицейские автобусы и увезены в неизвестном направлении. Сторонники секты утверждают, что в четверг в Пекине были арестованы 200 членов «Фалуньгун» за участие в незаконном сборище на Тяньаньмэнь по случаю дня рождения Будды.
В Сянгане около 150 последователей секты, в том числе из Австралии, США и материковой части Китая, организовали мирное шествие по улицам города. Они заявили, что их выступление организовано с целью «моральной поддержки членов секты, которые подвергаются гонениям».
ИТАР-ТАСС
«ПРЕПОДОБНЫЙ» МУН КУПИЛ АГЕНТСТВО UPI
LENTA.RU / РАДОНЕЖ
СЕРБСКИЙ ПАТРИАРХ ПАВЕЛ ПРИЗВАЛ 40 КОСОВСКИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПРЕКРАТИТЬ ГОЛОДОВКУ
В понедельник заключенные, среди которых имеются и военные преступники, начали уже шестую неделю голодовки, объявленной ими в тюрьме Косовской Митровицы в знак протеста против содержания их в заключении в течение почти десяти месяцев без суда, часто без предъявленного обвинения и вынесения приговора. Они требуют суда над ними и временного освобождения из-под стражи до предъявления приговора.
В понедельник к тюрьме заключенных пришли поддержать тысячи сербов. Манифестанты грозили блокировать все гражданские административные учреждения ООН, если заключенным вскоре не будет предъявлено обвинение.
Лидер митровицких сербов Оливье Иванович заявил, что начиная со вторника объявляется бессрочная манифестация до тех пор, пока администрация миротворческих сил ООН «наконец не найдет решения».
ФРАНС ПРЕСС
ФОНД СОРОСА ОБУЧАЕТ УКРАИНСКИХ ДЕТЕЙ
Предназначались они для преподавателей общеобразовательных школ. Были набраны группы по 25−30 человек. Все участники семинаров обеспечивались питанием (по 10 гривен на человека в день — по местным меркам это весьма большая сумма, такого никто из учителей себе позволить не может). Без ограничений пред-лагались напитки и фрукты.
Поведение учителей и учеников было предельно развязным. Чего стоила одна «анкета». Участники выстраиваются в круг (учтите, что обучались люди разных возрастов — были и пенсионеры). Тренер бросает одному из них мяч и спрашивает: «Когда и как Вы потеряли невинность?». Цель анкеты — «раскрепощение сознания». Педагоги должны быть подготовлены к воспитанию нового человека. В таком духе проходит весь семинар. Попытка одной из участниц критически отнестись к происходящему вызывает всеобщее раздражение, ей советуют обратиться к психиатру. Содержание семинара тождественно содержанию РАПСовской макулатуры. Циничные буклеты, предназначенные для детей, безусловно, являются порнографией, содержат рекомендации заниматься мастурбацией для уменьшения риска заболевания СПИДом.
Заслуживает внимания одно обстоятельство. В отличие от России, на Украине программа планирования семьи не является государственной и внедряется на уровне частных инициатив. Так, упомянутые семинары проходили помимо Министерства образования Украины. Курс валеологии предлагается в школах как факультативный (слава Богу, в школах просто нет денег на оплату этого факультатива, и он не проводится). Время от времени то там, то сям совершаются набеги на школы каких-то «медиков», которых потом невозможно найти. Все это существенно затрудняет борьбу с растлителями. «Секспросвещенцы» внедряются в систему здравоохранения как благотворители, помимо законодательных актов и, как в случае с этими семинарами, просто подкупают учителей. Так в г. Алуевске при горздраве существует кабинет планирования семьи. Он финансируется фирмой Procter & Gamble.
В г. Донецке организован «Молодежный дебатный центр», приглашающий к сотрудничеству школы, медучреждения и проч. Центр всем своим гостям обеспечивает проезд и проживание, бесплатно снабжает литературой. Кто его финансирует и зачем?
Обращает на себя внимание тактика, выбранная деторастлителями. Работа ведется с учитаелями, уже работающими в школе. Таким образом, обрабатывая учителей, эти иностртанные организации сразу «накрывают» огромное количество учащихся. Если учитель в год пропускает через себя несколько десятков детей, то становится ясно, что такими семинарами обес-печивают влияние на все школы. Вся пропаганда сводится в основном к утверждению, что под здоровым образом жизни следует понимать использование средств против зачатия детей.
В последние годы, когда Украина стала проводить политику конторля над рождаемостью, ее население стало стремительно уменьшаться. На сегодняшний день общая убыль населения составляет 2 миллиона человек. Итак, психологическая война на Украине, аналогичная российской идет.
Имена деторастлителей («тренеров», как они названы в буклетах), распространявших порнографию на семинарах в Алчевске: Валентина Демкина, Борис Родионов, Игорь Харламов.
АМВОН
ИЗРАИЛЬСКИЕ АРХЕОЛОГИ ОБНАРУЖИЛИ В ВОСТОЧНОМ ИЕРУСАЛИМЕ РАЗВАЛИНЫ ДРЕВНЕГО ВИЗАНТИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ
Как предполагается, монастырь служил последним прибежищем для паломников, следовавших из Иерихона к святыням Иерусалима.
Археологи раскопали большую площадь, где располагался монастырский комплекс. Он включал церковь, конюшни, бани, совершенную систему водоснабжения. Среди находок — три цветных мозаичных пола с геометрическими рисунками и надписями на греческом языке. Возраст монастыря позволил историкам укрепиться в мнении о том, что христианство процветало на Святой земле и после арабского завоевания, когда оттуда были изгнаны византийцы.
«Это был обычный придорожный монастырь на пути от Иерихона к Иерусалиму, своего рода место отдыха и ночлега для паломников, — рассказывает археолог Йон Зелигман. — Он имел гигантскую систему водоснабжения, обеспечивавшей питьевой водой людей и животных, которая включала открытый бассейн, подземные резервуары, сеть осушительных каналов. Здесь были церковь, место для крещения, большая трапезная, бани, конюшни. Этот монастырь являлся частью монастырского комплекса, предоставлявшего кров, пищу и воду для паломников».
Мозаики обнаружены на территории церкви и трапезной. Надпись на одной из них гласит: «Это сделано в дни священника Феодора, настоятеля, и монаха Киреака». Хотя эти имена современным историкам ничего не говорят, уже сейчас древние развалины назвали «монастырем Феодора». Среди других находок — многочисленные монеты, распятия из железа и мрамора, фрагменты инкрустированных мраморных обеденных столов.
Сообщение об открытии развалин древнего монастыря последовало за многомесячной работой ученых израильского Управления древностей в районе, по которому планируется проложить автотрассу, которая напрямую свяжет Иерусалим с крупным еврейским поселением Маале-Адумим. Пока судьба развалин остается неизвестной. По словам Зелигмана, строительство дороги будет продолжено. Остается только определить, пройдет ли она напрямую через территорию монастыря или в обход его. Мозаичные же полы перенести в другое место практически невозможно — они слишком велики. Площадь самого большого из трех составляет около 150 кв метров.
ИТАР-ТАСС