ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДЕНТА СООБЩИЛ, ЧТО БОРИС ЕЛЬЦИН ПЛАНИРУЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ 30 МАЯ С ПАТРИАРХОМ АЛЕКСИЕМ II
МОСКВА, 29 мая. Президент России Борис Ельцин планирует в ближайшую субботу встретиться с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Об этом пресс-секретарь президента Сергей Ястржембский сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС.
Это будет уже вторая в текущем месяце встреча главы государства и Предстоятеля Русской Православной Церкви. 8 мая, накануне 53-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Борис Ельцин нанес визит в московскую резиденцию Патриарха в Чистом переулке, где состоялся обмен поздравлениями по случаю праздника и беседа.
Обе стороны настаивали на том, что разговор носил плановый и регулярный характер и не был вызван никакими чрезвычайными обстоятельствами.
Сегодня Ястржембский дал понять, что 30 мая встреча Бориса Ельцина и Патриарха Алексия II может пройти за пределами Кремля и Чистого переулка. Пресс-секретарь отказался увязывать ее с вопросом о царских останках.
Это будет уже вторая в текущем месяце встреча главы государства и Предстоятеля Русской Православной Церкви. 8 мая, накануне 53-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Борис Ельцин нанес визит в московскую резиденцию Патриарха в Чистом переулке, где состоялся обмен поздравлениями по случаю праздника и беседа.
Обе стороны настаивали на том, что разговор носил плановый и регулярный характер и не был вызван никакими чрезвычайными обстоятельствами.
Сегодня Ястржембский дал понять, что 30 мая встреча Бориса Ельцина и Патриарха Алексия II может пройти за пределами Кремля и Чистого переулка. Пресс-секретарь отказался увязывать ее с вопросом о царских останках.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАЛОМНИКИ ИЗ РОССИИ И УКРАИНЫ ОТМЕЧАЮТ В ИТАЛЬЯНСКОМ ГОРОДЕ БАРИ ДЕНЬ ПЕРЕНОСА ТУДА МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
РИМ, 22 мая. Шестьсот православных паломников из России и Украины сделали остановку на морском пути из Одессы в Иерусалим в южном итальянском порту Бари, чтобы торжественно отметить сегодня день перенесения сюда из города Мир Ликийские мощей святителя Николая.
Великий угодник Божий Николай — один из наиболее почитаемых на Руси святых. Святитель Николай, скончавшийся в IV веке в Мир Ликийских, где он был архиепископом, считается заступником всех попавших в беду людей и особенно моряков.
Имя святого почитается и в Италии. Сюда, в город Бари, расположенный на берегу Адриатического моря, в 1087 году были перевезены мощи Николая Угодника. Через 100 лет здесь был сооружен в его честь храм — базилика Святителя Николая. В ХIХ веке благодаря стараниям Российского императорского православного Палестинского общества Бари стал одним из наиболее посещаемых мест в маршрутах паломников из России в Святую Землю. В 1913 году в Бари русскими был построен православный храм Николая Угодника.
В честь сегодняшнего православного праздника община итальянских монахов-доминиканцев, на попечении которых находится католическая базилика Святителя Николая, где хранятся мощи святого, символически передала храм на время торжеств в распоряжение Московского Патриархата Русской Православной Церкви и православных паломников.
Великий угодник Божий Николай — один из наиболее почитаемых на Руси святых. Святитель Николай, скончавшийся в IV веке в Мир Ликийских, где он был архиепископом, считается заступником всех попавших в беду людей и особенно моряков.
Имя святого почитается и в Италии. Сюда, в город Бари, расположенный на берегу Адриатического моря, в 1087 году были перевезены мощи Николая Угодника. Через 100 лет здесь был сооружен в его честь храм — базилика Святителя Николая. В ХIХ веке благодаря стараниям Российского императорского православного Палестинского общества Бари стал одним из наиболее посещаемых мест в маршрутах паломников из России в Святую Землю. В 1913 году в Бари русскими был построен православный храм Николая Угодника.
В честь сегодняшнего православного праздника община итальянских монахов-доминиканцев, на попечении которых находится католическая базилика Святителя Николая, где хранятся мощи святого, символически передала храм на время торжеств в распоряжение Московского Патриархата Русской Православной Церкви и православных паломников.
ЯПОНСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДОМ НЕ ПОЛУЧАЛ ПОКА ПРИГЛАШЕНИЯ НА ЦЕРЕМОНИЮ ЗАХОРОНЕНИЯ ОСТАНКОВ СЕМЬИ НИКОЛАЯ II
ТОКИО, 25 мая. Японский императорский дом не получал пока приглашения направить своего представителя на предстоящую 17 июля в Санкт-Петербурге церемонию захоронения останков последнего российского монарха Николая II и членов его семьи. Об этом сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в Токио в Управлении императорского двора — государственном ведомстве, которое, в частности, жестко контролирует в стране все, что связано с международными монархическими связями.
По словам его сотрудника, вопрос о японском участии в захоронении Царской Семьи еще не обсуждался «ни в какой форме». В то же время губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев 21 мая сообщил журналистам, что МИД России уже определил список приглашенных на траурную церемонию — 90 потомков российской царской династии Романовых и 140 представителей монархических домов Европы и мира.
Японские императоры не имели родственных связей с Романовыми. Однако их династия сейчас — самая древняя в мире, а Николай II еще в бытность наследником-цесаревичем посещал Японию, установив с ее монаршим домом дружеские связи.
По словам его сотрудника, вопрос о японском участии в захоронении Царской Семьи еще не обсуждался «ни в какой форме». В то же время губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев 21 мая сообщил журналистам, что МИД России уже определил список приглашенных на траурную церемонию — 90 потомков российской царской династии Романовых и 140 представителей монархических домов Европы и мира.
Японские императоры не имели родственных связей с Романовыми. Однако их династия сейчас — самая древняя в мире, а Николай II еще в бытность наследником-цесаревичем посещал Японию, установив с ее монаршим домом дружеские связи.
НИ ОДИН ИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, СЧИТАЮТ В МИНЮСТЕ
МОСКВА, 25 мая. Проведенная Министерством юстиции проверка показала, что ни один из 27 региональных законов в сфере религиозных прав и свобод человека не соответствует Конституции и федеральному законодательству. Об этом сообщил на состоявшейся сегодня пресс-конференции министр юстиции Павел Крашенинников.
В целом из 3089 правовых актов субъектов Федерации, прошедших юридическую экспертизу в прошлом году, Минюст признал не соответствующими Конституции РФ более четверти.
В целом из 3089 правовых актов субъектов Федерации, прошедших юридическую экспертизу в прошлом году, Минюст признал не соответствующими Конституции РФ более четверти.
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО СЛУЧАЕВ ЭКСТРЕМИЗМА НА РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 мая. Православные общины составляют более половины из 220 зарегистрированных на территории Ленинградской области религиозных объединений, представляющих 24 конфессии. В регионе созданы условия, при которых за последние годы здесь не было конфликтов и случаев экстремизма на религиозной почве. Об этом сообщила на заседании Комиссии по правам человека при губернаторе области начальник отдела по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга и области Эльга Парецкина. Заседание было посвящено соблюдению законодательства о религии.
Как отметил представитель Санкт-Петербургской епархии профессор протоиерей Владимир Сорокин, на фоне признания свободы вероисповедания в регионе наблюдается тенденция к вытеснению Православия представителями зарубежных сект. Они используют различные формы работы, в первую очередь, с молодежью и социально незащищенными слоями населения, предоставляя им красочную литературу, материальную помощь. В Выборгском районе, например, из 38 религиозных объединений — 27 неправославных. В Сланцевском районе активно действуют Свидетели Иеговы, в Гатчинском — Русская Зарубежная Церковь.
Комиссия приняла решение рекомендовать ГУВД, управлению юстиции усилить контроль за соблюдением закона о свободе вероисповедания, а также за деятельностью представителей религиозных сект. Налоговой инспекции предложено проверить все зарегистрированные в области религиозные объединения.
Как отметил представитель Санкт-Петербургской епархии профессор протоиерей Владимир Сорокин, на фоне признания свободы вероисповедания в регионе наблюдается тенденция к вытеснению Православия представителями зарубежных сект. Они используют различные формы работы, в первую очередь, с молодежью и социально незащищенными слоями населения, предоставляя им красочную литературу, материальную помощь. В Выборгском районе, например, из 38 религиозных объединений — 27 неправославных. В Сланцевском районе активно действуют Свидетели Иеговы, в Гатчинском — Русская Зарубежная Церковь.
Комиссия приняла решение рекомендовать ГУВД, управлению юстиции усилить контроль за соблюдением закона о свободе вероисповедания, а также за деятельностью представителей религиозных сект. Налоговой инспекции предложено проверить все зарегистрированные в области религиозные объединения.
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ СУДЯТ САТАНИСТОВ
ДОНСКОЙ (Тульская область), 29 мая. Здесь начался суд над сатанистами. Выездное заседание областного суда под председательством судьи Владимира Санникова слушает дело десяти подсудимых, обвиняемых «в убийстве при отягчающих обстоятельствах».
По делу проходят 80-летняя Зинаида Кузина, которая возглавляет секту, ее сын, а также семеро несовершеннолетних подростков. Сектантам инкриминируются два убийства, совершенных в 1997 году в ритуальных целях. Как сообщил бывший председатель областного суда Виктор Сергеев, более 40 лет возглавлявший судебную палату региона, ничего подобного в истории Тульской области еще не бывало.
По делу проходят 80-летняя Зинаида Кузина, которая возглавляет секту, ее сын, а также семеро несовершеннолетних подростков. Сектантам инкриминируются два убийства, совершенных в 1997 году в ритуальных целях. Как сообщил бывший председатель областного суда Виктор Сергеев, более 40 лет возглавлявший судебную палату региона, ничего подобного в истории Тульской области еще не бывало.
ОСВЯЩЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
24 мая в Санкт-Петербурге Апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич в присутствии кардинала Лопеса Трухильо и в сослужении Апостольского нунция в России архиепископа Джона Буковского и других приглашенных епископов торжественно освятил кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии. В мессе участвовало 50 священников. На богослужении присутствовали представитель Русской Православной Церкви архиепископ Михаил (Мудьюгин), губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев и другие представители местных властей.
Поздравляя в конце богослужения католиков с торжеством, архиепископ Михаил (Мудьюгин) (РПЦ) отметил, что радостные чувства по поводу открытия «столь великолепного в своей простоте и архитектурной целесообразности храма» переполняют сердца всех верующих во Христа. «Свет Христов просвещает всех, независимо от того, какой ветви этой вечной Церкви мы принадлежим, — сказал владыка. — Поэтому сегодняшнее торжество универсально». После богослужения архиепископ Михаил прочел во дворике у фигурки Матери Божией молитву «Ave Maria» на латинском языке.
«Я, наверное, тоже являюсь проповедником, — заявил губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, — поскольку я каждый день призываю к миру и добру, к возрождению города и его традиций». Освящение храма губернатор назвал радостным событием не только для католиков, но и для всех жителей города. «Я хочу, чтобы наши души оттаяли, чтобы люди любили создавать, а не разрушать», — отметил Владимир Яковлев. Он выразил надежду, что этот праздник будет «знамением процветания северной столицы».
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
Поздравляя в конце богослужения католиков с торжеством, архиепископ Михаил (Мудьюгин) (РПЦ) отметил, что радостные чувства по поводу открытия «столь великолепного в своей простоте и архитектурной целесообразности храма» переполняют сердца всех верующих во Христа. «Свет Христов просвещает всех, независимо от того, какой ветви этой вечной Церкви мы принадлежим, — сказал владыка. — Поэтому сегодняшнее торжество универсально». После богослужения архиепископ Михаил прочел во дворике у фигурки Матери Божией молитву «Ave Maria» на латинском языке.
«Я, наверное, тоже являюсь проповедником, — заявил губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, — поскольку я каждый день призываю к миру и добру, к возрождению города и его традиций». Освящение храма губернатор назвал радостным событием не только для католиков, но и для всех жителей города. «Я хочу, чтобы наши души оттаяли, чтобы люди любили создавать, а не разрушать», — отметил Владимир Яковлев. Он выразил надежду, что этот праздник будет «знамением процветания северной столицы».
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
ПАПА ПРОСИТ РУССКИХ КАТОЛИКОВ: МОЛИТЕСЬ ЗА СВЯЩЕННИКОВ
Папа Иоанн Павел II поздравляя свою паству по поводу открытия новой католической церкви в С.-Петербурге предложил специальную молитву за священнослужителей.
В послании, направленном архиепископу Тадеушу Кондрусевичу, апостольскому администратору Европейской России, Папа отметил, что новый приход Успения Божией Матери мог бы время от времени специально молиться за священников, чтобы «больше молодых мужчин откликнулись на призыв Бога посвятить жизнь службе Евангелию».
Папа также обратился к католикам С.-Петербурга с призывом сконцентрировать их усилия на духовном росте и сотрудничестве с соседями. Это сообщение католиками было расценено как предупреждение против реакции на враждебность православных соседей — враждебность, которая стала обнаруживаться в регулярных жалобах Московской Патриархии на «прозелитизм» католиков на землях «по традиции Православных» подобно России и Украине.
Конечно, Рим не считает Россию традиционно православной, а потому и не признает за собой прозелитизма. Для Ватикана нет границ для экспансии, и, если Папа призывает к сотрудничеству на словах, то его паства, зная лицемерие Римского первосвященника, на деле готовится к конфронтации.
CWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
В послании, направленном архиепископу Тадеушу Кондрусевичу, апостольскому администратору Европейской России, Папа отметил, что новый приход Успения Божией Матери мог бы время от времени специально молиться за священников, чтобы «больше молодых мужчин откликнулись на призыв Бога посвятить жизнь службе Евангелию».
Папа также обратился к католикам С.-Петербурга с призывом сконцентрировать их усилия на духовном росте и сотрудничестве с соседями. Это сообщение католиками было расценено как предупреждение против реакции на враждебность православных соседей — враждебность, которая стала обнаруживаться в регулярных жалобах Московской Патриархии на «прозелитизм» католиков на землях «по традиции Православных» подобно России и Украине.
Конечно, Рим не считает Россию традиционно православной, а потому и не признает за собой прозелитизма. Для Ватикана нет границ для экспансии, и, если Папа призывает к сотрудничеству на словах, то его паства, зная лицемерие Римского первосвященника, на деле готовится к конфронтации.
CWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
ВОЗВЕДЕНИЕ В САН НОВОГО КАТОЛИЧЕСКОГО ЕПИСКОПА ДЛЯ РОССИИ ЕЖИ МАЗУРА
МОСКВА, 29 мая. Возведение в сан епископа Ежи Мазура, назначенного помощником главы администратуры католиков латинского обряда Азиатской части России, состоится 31 мая в Новосибирске.
44-летний польский гражданин Ежи Мазур станет третьим католическим епископом в России. Ежи Мазур, служивший ранее в одном из приходов Белоруссии, будет курировать Красноярский край и Дальний Восток.
Как отмечали ватиканские наблюдатели в день назначения Папой Римским двух новых епископов в Россию, их появление заметно усиливает присутствие Римско-Католической Церкви в России, где она была до сих пор представлена двумя епископами.
На епископскую хиротонию вылетел сегодня из Москвы полномочный представитель Ватикана в России архиепископ Джон Буковски. В Новосибирске ожидается прибытие 300 гостей из России, Польши, Италии и других стран.
44-летний польский гражданин Ежи Мазур станет третьим католическим епископом в России. Ежи Мазур, служивший ранее в одном из приходов Белоруссии, будет курировать Красноярский край и Дальний Восток.
Как отмечали ватиканские наблюдатели в день назначения Папой Римским двух новых епископов в Россию, их появление заметно усиливает присутствие Римско-Католической Церкви в России, где она была до сих пор представлена двумя епископами.
На епископскую хиротонию вылетел сегодня из Москвы полномочный представитель Ватикана в России архиепископ Джон Буковски. В Новосибирске ожидается прибытие 300 гостей из России, Польши, Италии и других стран.
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКИХ МОНАРХИЙ — ТЕМА ДИСКУССИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ОТКРЫВШЕЙСЯ В МОСКВЕ
МОСКВА, 26 мая. Прошлое и настоящее европейских монархий — тема дискуссий международной научной конференции, открывшейся сегодня в Москве. Впервые подобный форум проводится в России, организатором его выступил Институт всеобщей истории Российской академии наук.
Отечественные ученые, а также специалисты из Германии, США, Бельгии, Австрии, Люксембурга и других стран в течение трех дней будут обсуждать проблемы монархии и демократии, личности европейских монархов.
Особое место в дискуссии отводится Дому Романовых, их династическим связям с королевскими семьями на Западе. С докладами об истории взаимоотношений Церкви и монархии выступят преподаватели Московской духовной академии. Священники-ученые расскажут о церковной реформе Петра Первого, церковной политике императора Николая II, о перспективах восстановления православной монархии в России.
В музее революции, где проходит встреча, на стендах можно увидеть подлинные документы времен царствования Николая II, среди которых — тексты присяги на верность императору и Отечеству, манифесты о мобилизации на Первую мировую войну, фотографии. Многие материалы предоставлены Государственным архивом РФ.
В современной Европе насчитывается 10 стран с монархической структурой правления. Это, в первую очередь — Великобритания, где наиболее сильны королевские традиции (согласно недавнему опросу за монархию выступили 70 процентов британцев). Монархия сохранилась в северных странах — Швеции, Норвегии и Дании, а также в Испании, Нидерландах, Бельгии, Лихтенштейне, Монако и Люксембурге. Европейские короли и королевы в демократическом обществе обладают совещательным голосом. Их функции сегодня — предостерегать, информировать, советовать.
Отечественные ученые, а также специалисты из Германии, США, Бельгии, Австрии, Люксембурга и других стран в течение трех дней будут обсуждать проблемы монархии и демократии, личности европейских монархов.
Особое место в дискуссии отводится Дому Романовых, их династическим связям с королевскими семьями на Западе. С докладами об истории взаимоотношений Церкви и монархии выступят преподаватели Московской духовной академии. Священники-ученые расскажут о церковной реформе Петра Первого, церковной политике императора Николая II, о перспективах восстановления православной монархии в России.
В музее революции, где проходит встреча, на стендах можно увидеть подлинные документы времен царствования Николая II, среди которых — тексты присяги на верность императору и Отечеству, манифесты о мобилизации на Первую мировую войну, фотографии. Многие материалы предоставлены Государственным архивом РФ.
В современной Европе насчитывается 10 стран с монархической структурой правления. Это, в первую очередь — Великобритания, где наиболее сильны королевские традиции (согласно недавнему опросу за монархию выступили 70 процентов британцев). Монархия сохранилась в северных странах — Швеции, Норвегии и Дании, а также в Испании, Нидерландах, Бельгии, Лихтенштейне, Монако и Люксембурге. Европейские короли и королевы в демократическом обществе обладают совещательным голосом. Их функции сегодня — предостерегать, информировать, советовать.
ВИЗИТЫ В США КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО И ГРУЗИНСКОГО ПАТРИАРХОВ
На прошедшей неделе США посетил патриарх Грузинской Православной церкви Илия II. Его встречал архиепископ Спиридон, глава Греческой Православной Церкви в США (архиепископии Вселенского Патриархата), давший в честь гостя обед, на котором они обменялись приветственными речами. В эти же дни в Америке побывал и Константинопольский Патриарх Варфоломей, которого некоторые средства массовой информации упорно называют «лидером 300 миллионов православных всего мира». На самом деле патриарх Варфоломей является главой немногих оставшихся в Константинополе православных греков. Вселенского патриарха приветствовали на американской земле также представители греческой диаспоры и официальные лица. Ему присвоена почетная степень Доктора Богословия Нью-йоркского университета Yale. На короткой церемонии в Астории, Нью-йоркском квартале, в котором проживает много греков, президент городского совета Астории Питер Валлон приветствовал Его Всесвятейшество переименованием в его честь 23 Авеню, названной Авеню Патриарха Варфоломея.
И патриарх Варфоломей, и патриарх Илия, и принимавший их архиепископ Спиридон известны, как убежденные и активные экуменисты. О встрече двух патриархов в Америке сообщений не поступало, но очевидно, что главным предметом их бесед, был кризис, охвативший Всемирный Совет Церквей в последнее время в связи с разногласиями среди православных и протестантских экуменистов. Обеспокоенный сложившимся после совещания в Дамаске положением, ВСЦ предложил срочно созвать в Женеве теологическую комиссию из представителей членов -участников, причем не только православных, для попытки найти выход из создавшегося положения. Есть что обсудить теологам, например участие православных в Ассамблее ВСЦ в Зимбабве в декабре этого года. Туда, к примеру, планируется пригласить представителей организаций гомосексуалистов и лесбиянок. И хотя собираться на свои пленарные заседания они будут отдельно, само их присутствие на форуме вызывает недовольство православных участников, которым трудно будет объяснить у себя дома необходимость участия в подобных ассамблеях.
OWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
И патриарх Варфоломей, и патриарх Илия, и принимавший их архиепископ Спиридон известны, как убежденные и активные экуменисты. О встрече двух патриархов в Америке сообщений не поступало, но очевидно, что главным предметом их бесед, был кризис, охвативший Всемирный Совет Церквей в последнее время в связи с разногласиями среди православных и протестантских экуменистов. Обеспокоенный сложившимся после совещания в Дамаске положением, ВСЦ предложил срочно созвать в Женеве теологическую комиссию из представителей членов -участников, причем не только православных, для попытки найти выход из создавшегося положения. Есть что обсудить теологам, например участие православных в Ассамблее ВСЦ в Зимбабве в декабре этого года. Туда, к примеру, планируется пригласить представителей организаций гомосексуалистов и лесбиянок. И хотя собираться на свои пленарные заседания они будут отдельно, само их присутствие на форуме вызывает недовольство православных участников, которым трудно будет объяснить у себя дома необходимость участия в подобных ассамблеях.
OWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
В БЕЛОРУССИИ ТОРЖЕСТВЕННО ОТМЕЧАЮТ ДЕНЬ ПАМЯТИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ И ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
МИНСК, 24 мая. С молебна в минском Свято-Александро-Невском храме начались сегодня в Белоруссии торжества, посвященные дню памяти великих просветителей Кирилла и Мефодия и Дням славянской письменности и культуры.
В честь этих памятных дат в республике пройдут встречи ученых, деятелей культуры с жителями республики, состоятся выставки, концерты. А главным событием в череде торжеств обещают стать открывшиеся в белорусской столице, на факультете теологии Европейского гуманитарного университета, традиционные Кирилло-мефодиевские чтения. На протяжении трех дней ученые-богословы — представители Православной и Католической Церквей — будут обсуждать проблемы, связанные с богословским образованием, историей культуры, ролью Церкви в современном обществе.
В честь этих памятных дат в республике пройдут встречи ученых, деятелей культуры с жителями республики, состоятся выставки, концерты. А главным событием в череде торжеств обещают стать открывшиеся в белорусской столице, на факультете теологии Европейского гуманитарного университета, традиционные Кирилло-мефодиевские чтения. На протяжении трех дней ученые-богословы — представители Православной и Католической Церквей — будут обсуждать проблемы, связанные с богословским образованием, историей культуры, ролью Церкви в современном обществе.
ДЕЛЕГАЦИЯ УПЦ НА ВСЕУКРАИНСКОМ ХРИСТИАНСКОМ ФОРУМЕ ОТКАЗАЛАСЬ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ОБЩЕЙ МОЛИТВЕ С РАСКОЛЬНИКАМИ И ИНОСЛАВНЫМИ
25.05.1998. КИЕВ. По мнению организаторов Всеукраинского христианского форума под девизом: «Плод правды сеется творцами мира» (Иак. 3,18) пленарное заседание должно было начаться общей молитвой всех участников. Однако делегация Украинской Православной Церкви официально отказалась принимать участие в этой «экуменической» молитве вместе с раскольниками и инославными. И когда, не смотря на протест со стороны правосланых, глава непризнанного никем в православном мире Киевского патриархата преданный анафеме бывший монах Филарет Денисенко затянул «Отче наш», возглавлявший делегацию УПЦ управляющий делами УПЦ архиепископ Сумской и Ахтырский Ионафан покинул президиум. По окончании работы форума попытки совместной молитвы уже не было.
Учитывая то, что на проходившем недавно в Салониках всеправославном совещании по вопросу необходимости участия Православных Церквей в работе Всемирного совета церквей (ВСЦ), представители Поместных Церквей были единодушны в том, что на предстоящую сессию ВСЦ необходимо направить делегации с правами наблюдателей и не принимать никакого участия в совместных молитвах, можно предположить, что в скором будущем может встать вопрос о целесообразности участия Украинской Православной Церкви не только в работе подобных форумов, но и во Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций.
Учитывая то, что на проходившем недавно в Салониках всеправославном совещании по вопросу необходимости участия Православных Церквей в работе Всемирного совета церквей (ВСЦ), представители Поместных Церквей были единодушны в том, что на предстоящую сессию ВСЦ необходимо направить делегации с правами наблюдателей и не принимать никакого участия в совместных молитвах, можно предположить, что в скором будущем может встать вопрос о целесообразности участия Украинской Православной Церкви не только в работе подобных форумов, но и во Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций.
ЛИТОВСКИЙ ЛИДЕР ПРИГЛАШАЕТ ПАПУ РИМСКОГО
Литовский президент Валдас Адамкус встретился с Папой Иоанном-Павлом II в Ватикане и пригласил его посетить эту, преимущественно католическую страну. Папа, по сообщениям из Ватикана, ответил на приглашение положительно, он хотел бы вновь приехать в Литву. Литовские дипломаты считают, что лидер католического мира мог бы побывать в этой балтийской стране после его поездки в Польшу, намеченной на июнь 1999 года. Ватикан пока не дал официального ответа на эти предложения.
CWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
CWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ СЪЕЗД ВСЕУКРАИНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ХРИСТИАН
24.05.1998. КИЕВ. Всеукраинское объединение христиан (ВОХ) провело в субботу свой первый съезд. Установочный съезд состоялся 26 февраля 1998 года.
Глава Вох, президент АТ «Украинская финансовая группа» Валерий Бабич в своем докладе отметил, что ВОХ «является политической партией, которая ставит своей целью защиту социальных интересов граждан и будет способствовать созданию в Украине общества, которое руководствовалось бы христианскими идеями и ценностями». По его словам, партия будет стремится объединить политические организации христиан разных конфессий, а также консалидировать христиан для политических действий. ВОХ также будет направлять свои силы на работу с молодежью и работу в регионах. Глава партии выразил надежду, что ВОХ «выйдет на мировой уровень».
Председатель госкомитета по делам религий В. Бондаренко, который принял участие в работе съезда, высказал мнение, что хотя политическая активность «не всегда свойственна христианам, поскольку основная их цель — спасение души», но идея объединения христианско ориентированных сил с целью воплощения христианских идей в политику принесет пользу обществу. Он выразил надежду, что ВОХ будет сотрудничать со всеми христианскими церквами без исключения.
Глава Республиканской христианской партии Николай Покровский, выразил надежду, что ВОХ будет содействовать созданию коалиции христианских партий Украины. В свою очередь глава Украинской республиканской партии Богдан Ярошинский выразил надежду, что ВОХ сможет объединить разрозненные украинские христианские партии.
Во время работы съезда было принято положение о Духовной Раде ВОХ, которая будет представительским консультативным органом, направленным на объединение усилий религиозных организаций в национально-духовном возрождении Украины. Рада состоит из двух палат — верхней и нижней. Верхняя — высший руководящий орган, в состав которого входят: председатель ВОХ, руководители религиозных центров; в состав нижней палаты войдут: руководители религиозных общин, духовных учебных заведений, миссионерских обществ, монастырей, религиозных братств, других религиозных, общественных и благотворительных организаций.
Заместитель председателя Христианско-демократической партии Украины Сергей Кириченко, присутствовавший на съезде вместе с председателем ХДПУ народным депутатом Украины Виталием Журавским, во время выступления В. Бабича (который раньше возглавлял Киевскую организацию ХДПУ) в своей реплике обвинил последнего «в эксплуатации христианской идеи в своих целях» и в «воровстве средств ХДПУ». После чего его вывели из зала.
Глава Вох, президент АТ «Украинская финансовая группа» Валерий Бабич в своем докладе отметил, что ВОХ «является политической партией, которая ставит своей целью защиту социальных интересов граждан и будет способствовать созданию в Украине общества, которое руководствовалось бы христианскими идеями и ценностями». По его словам, партия будет стремится объединить политические организации христиан разных конфессий, а также консалидировать христиан для политических действий. ВОХ также будет направлять свои силы на работу с молодежью и работу в регионах. Глава партии выразил надежду, что ВОХ «выйдет на мировой уровень».
Председатель госкомитета по делам религий В. Бондаренко, который принял участие в работе съезда, высказал мнение, что хотя политическая активность «не всегда свойственна христианам, поскольку основная их цель — спасение души», но идея объединения христианско ориентированных сил с целью воплощения христианских идей в политику принесет пользу обществу. Он выразил надежду, что ВОХ будет сотрудничать со всеми христианскими церквами без исключения.
Глава Республиканской христианской партии Николай Покровский, выразил надежду, что ВОХ будет содействовать созданию коалиции христианских партий Украины. В свою очередь глава Украинской республиканской партии Богдан Ярошинский выразил надежду, что ВОХ сможет объединить разрозненные украинские христианские партии.
Во время работы съезда было принято положение о Духовной Раде ВОХ, которая будет представительским консультативным органом, направленным на объединение усилий религиозных организаций в национально-духовном возрождении Украины. Рада состоит из двух палат — верхней и нижней. Верхняя — высший руководящий орган, в состав которого входят: председатель ВОХ, руководители религиозных центров; в состав нижней палаты войдут: руководители религиозных общин, духовных учебных заведений, миссионерских обществ, монастырей, религиозных братств, других религиозных, общественных и благотворительных организаций.
Заместитель председателя Христианско-демократической партии Украины Сергей Кириченко, присутствовавший на съезде вместе с председателем ХДПУ народным депутатом Украины Виталием Журавским, во время выступления В. Бабича (который раньше возглавлял Киевскую организацию ХДПУ) в своей реплике обвинил последнего «в эксплуатации христианской идеи в своих целях» и в «воровстве средств ХДПУ». После чего его вывели из зала.
В КИЕВЕ СОСТОЯЛСЯ ВСЕУКРАИНСКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ ФОРУМ ПОД ДЕВИЗОМ «ПЛОД ПРАВДЫ СЕЕТСЯ ТВОРЦАМИ МИРА» (ИАК.3,18)
25.05.1998. КИЕВ. По инициативе государственного организационного комитета по подготовке и празднованию в Украине 2000-летия Рождества Христова, Государственного комитета Украины по делам религий, Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций и Национальной академии наук Украины в Большом конференц-зале Национальной академии наук Украины 20−21 мая 1998 года проходил Всеукраинский христианский форум под девизом: «Плод правды сеется творцами мира» (Иак. 3,18). Председательствовал на форуме вице-премьер Украины В.А.Смолий. В работе форума принимали участие делегации Украинской Православной Церкви, Украинской автокефальной православной церкви, Украинской православной церкви — Киевский патриархат, Римско-католической церкви, Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов, Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской — пятидесятников, Украинской униональной конференции адвентистов седьмого дня, Закарпатской реформаторской церкви, Немецкой евангельско-лютеранской церкви, Армянской апостольской церкви по 15 человек от каждой конфессии. Делегацию Украинской Православной Церкви возглавил Управляющий делами УПЦ архиепископ Сумской и Ахтырский Ионафан. В состав делегации вошли: епископ Черкасский и Каневский Софроний, епископ Львовский и Дрогобычский Августин, епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, ректор КДАиС прот. Николай Забуга, священнослужители и миряне УПЦ.
ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ ГРЕЧЕСКИХ СТАРОСТИЛЬНИКОВ АМЕРИКИ
Как уже сообщалось, в начале мая группа отколовшихся от господствующей греческой церкви православных, придерживающихся старого календарного стиля, объявила о своем возвращении под омофор Вселенского патриарха Варфоломея. Из сообщения осталось неясным, по какому календарю будут теперь жить бывшие старостильники. Перейдут на новый стиль или во Вселенском патриархате появится еще один, уже третий календарь для мирян? Сам патриарх служит по григорианскому новому стилю все праздники, кроме Пасхи. Принадлежащая его юрисдикции Финская Церковь и Пасху празднует по новому стилю, а теперь появятся и служащие по старому юлианскому календарю. Пока это делалось только на Афоне, который, отказавшись принять новый стиль, продолжает оставаться под омофором своего новостильного владыки.
Во главе присоединившейся группы стоят митрополит Паисий и епископ Викентий. На днях они выступили с осуждением своей бывшей позиции по отношению к евреям и иудаизму.
Владыка Паисий заявил, что «.в прошлом некоторые публикации нашей церкви отражали неправильное отношение к евреям, увековечивая антисемитские мифы средних веков. Мы категорически отрицаем эту ложь и искренне просим прощения за то что имели такие не-христинские чувства к евреям. Мы категорически порицаем все формы антисемитизма».
Речь идет о газете «Голос Православия», издаваемой греческой старостильной церковью Америки, некоторые материалы которой на взгляд еврейских организаций могут быть расценены, как антисемитские.
Епископ Викентий добавил, что «негативное официальное отношение к евреем в старостильной греческой церкви является ошибочным. Перейдя под омофор Его Всесвятости Вселенского патриарха Варфоломея, мы не только раскаиваемся в прошлых заблуждениях, но и полностью разделяем взгляды своего нового предстоятеля, с любовью и справедливостью относящегося к евреям и людям других вер. Речь патриарха Варфоломея во время его посещения музея Холокоста в США указывает нам правильное отношение к евреям и дает основание надеяться на рост отношений с ними».
О своей лояльности к евреям высказался и владыка Спиридон, глава православных греков в США: «После выступления патриарха Варфоломея в музее Холокоста Греческая Православная Церковь и Еврейское сообщество находится на пороге нового периода своих отношений, открывающих новые духовные горизонты при сохранении каждым своих традиций. Через такое общение мы надеемся глубже понять тайну Святого Присутсвия Божьего в жизни мира. Мы ожидаем продолжения нашего диалога и особенно рады теплым сложившимся отношениям с Американским Еврейским Комитетом».
Греческая Православная Церковь в Америке участвует в продолжающихся много лет диалогах с еврейским сообществом через многосторонние переговоры в различных организациях, таких как «Еврейско-христианская консультация», «Национальная конференция христиане и евреи», «Национальный симпозиум по еврейско-христианским отношениям» и прочих.
Американский еврейский комитет (АЕК) положительно оценил заявления, сделанные греческими старостильниками. Комментируя это событие, директор этого комитета раввин А. Джеймс Рудин сказал:
«Выражения сожаления со стороны митрополита Паисия и епископа Викентия являются лишь первым необходимым шагом на пути очищения их церкви от безобразной патологии религиозного антисемитизма. Теперь, после общественного покаяния, нужно эти начинания привнести в ежедневную духовную жизнь прихожан старостильной церкви. Особенно важно для полной реализации обязательств, принятых епископами по отношению к евреям, донести в проповедях до верующих новый прогрессивный взгляд на иудаизм. Покаяние церковных лидеров дело конечно хорошее, но вслед за ним должны последовать конкретные действия во всех сторонах жизни церкви. Американский еврейский комитет высоко оценил слова, сказанные Вселенским патриархом Варфоломеем в октябре прошлого года в музее Холокоста в Вашингтоне, когда он отрекся от религиозного антисемитизма и назвал Катастрофу «иконой-образом зла».
Делегация АЕК встречалась со Вселенским патриархом в Константинополе в феврале этого года. Раввин Рудин так резюмировал эту встречу: «АЕК высоко ценит действенные меры, предпринимаемые архиепископом Спиридоном для улучшения взаимопонимания между двумя обществами веры. АЕК с нетерпением ждет продолжения сотрудничества с Греческой Праославной Церковью в будущем».
OWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
Во главе присоединившейся группы стоят митрополит Паисий и епископ Викентий. На днях они выступили с осуждением своей бывшей позиции по отношению к евреям и иудаизму.
Владыка Паисий заявил, что «.в прошлом некоторые публикации нашей церкви отражали неправильное отношение к евреям, увековечивая антисемитские мифы средних веков. Мы категорически отрицаем эту ложь и искренне просим прощения за то что имели такие не-христинские чувства к евреям. Мы категорически порицаем все формы антисемитизма».
Речь идет о газете «Голос Православия», издаваемой греческой старостильной церковью Америки, некоторые материалы которой на взгляд еврейских организаций могут быть расценены, как антисемитские.
Епископ Викентий добавил, что «негативное официальное отношение к евреем в старостильной греческой церкви является ошибочным. Перейдя под омофор Его Всесвятости Вселенского патриарха Варфоломея, мы не только раскаиваемся в прошлых заблуждениях, но и полностью разделяем взгляды своего нового предстоятеля, с любовью и справедливостью относящегося к евреям и людям других вер. Речь патриарха Варфоломея во время его посещения музея Холокоста в США указывает нам правильное отношение к евреям и дает основание надеяться на рост отношений с ними».
О своей лояльности к евреям высказался и владыка Спиридон, глава православных греков в США: «После выступления патриарха Варфоломея в музее Холокоста Греческая Православная Церковь и Еврейское сообщество находится на пороге нового периода своих отношений, открывающих новые духовные горизонты при сохранении каждым своих традиций. Через такое общение мы надеемся глубже понять тайну Святого Присутсвия Божьего в жизни мира. Мы ожидаем продолжения нашего диалога и особенно рады теплым сложившимся отношениям с Американским Еврейским Комитетом».
Греческая Православная Церковь в Америке участвует в продолжающихся много лет диалогах с еврейским сообществом через многосторонние переговоры в различных организациях, таких как «Еврейско-христианская консультация», «Национальная конференция христиане и евреи», «Национальный симпозиум по еврейско-христианским отношениям» и прочих.
Американский еврейский комитет (АЕК) положительно оценил заявления, сделанные греческими старостильниками. Комментируя это событие, директор этого комитета раввин А. Джеймс Рудин сказал:
«Выражения сожаления со стороны митрополита Паисия и епископа Викентия являются лишь первым необходимым шагом на пути очищения их церкви от безобразной патологии религиозного антисемитизма. Теперь, после общественного покаяния, нужно эти начинания привнести в ежедневную духовную жизнь прихожан старостильной церкви. Особенно важно для полной реализации обязательств, принятых епископами по отношению к евреям, донести в проповедях до верующих новый прогрессивный взгляд на иудаизм. Покаяние церковных лидеров дело конечно хорошее, но вслед за ним должны последовать конкретные действия во всех сторонах жизни церкви. Американский еврейский комитет высоко оценил слова, сказанные Вселенским патриархом Варфоломеем в октябре прошлого года в музее Холокоста в Вашингтоне, когда он отрекся от религиозного антисемитизма и назвал Катастрофу «иконой-образом зла».
Делегация АЕК встречалась со Вселенским патриархом в Константинополе в феврале этого года. Раввин Рудин так резюмировал эту встречу: «АЕК высоко ценит действенные меры, предпринимаемые архиепископом Спиридоном для улучшения взаимопонимания между двумя обществами веры. АЕК с нетерпением ждет продолжения сотрудничества с Греческой Праославной Церковью в будущем».
OWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
ГРЕЦИЯ И ЕС ФИНАНСИРУЮТ РЕСТАВРАЦИЮ МОНАСТЫРЕЙ НА АФОНЕ
АФИНЫ, 28 мая. Единственная в мире православная «монашеская республика» на горе Афон, переживает в настоящее время возрождение. Благодаря усилиям греческого правительства и Европейского союза на реставрацию и перепланировку монастырских зданий, а также сохранение девственной природы Афона, выделено 17 млрд драхм (более 50 млн долл).
10 млрд драхм из этой суммы поступают от министерства охраны окружающей среды, землеустройства и общественных работ Греции, а 7 млрд драхм — из Программы свободной торговой зоны Европейской комиссии. Половина всех средств отводится для неотложных работ по укреплению и обновлению зданий. 20 процентов денег пойдет на реставрацию и перепланировку помещений, предназначаемых для хранения бесценных сокровищ монастырей, а также помещений для посетителей.
Сохранение экологической системы Святой Горы считается одной из важнейших задач программы. На этом небольшом полуострове площадью всего 350 кв.км. существует широчайшая гамма геологических образований, насчитывается 1450 различных видов растений и животных.
Монашеская община, руководимая Священным кинотом, состоит из 20 православных монастырей, в число которых, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, румынский скит. «Монашеская республика» была многонациональной с самого возникновения. Уже в 676 году полуостров был передан византийским императором Константином Погонатом в вечную собственность населяющих Афон монахов. Спустя 300 лет, в 971 году, в первом Уставе Святой Горы, утвержденном императором Цимисхием, инокам было подтверждено право владения всем пространством Афонского полуострова и даровано вечные времена полное самоуправление.
Представители афонской общины в течение многих месяцев вели дискуссии с министерством охраны окружающей среды, землеустройства и общественных работ, прежде чем дали «добро» на осуществление масштабного проекта. В частности, монахи хотели, чтобы существенная финансовая помощь со стороны Европейского союза не послужила поводом к тому, чтобы нарушить тысячелетнюю традицию не допускать на полуостров женщин.
На Афоне в последние годы прочно закрепились современные средства цивилизации — электричество, телефоны и даже сотовая связь. В последние месяцы в качестве паломников здесь побывали тысячи посетителей. Некоторые турфирмы начали превращать полуостров в «экзотическое» место отдыха, вызывая чувство беспокойства у монахов.
10 млрд драхм из этой суммы поступают от министерства охраны окружающей среды, землеустройства и общественных работ Греции, а 7 млрд драхм — из Программы свободной торговой зоны Европейской комиссии. Половина всех средств отводится для неотложных работ по укреплению и обновлению зданий. 20 процентов денег пойдет на реставрацию и перепланировку помещений, предназначаемых для хранения бесценных сокровищ монастырей, а также помещений для посетителей.
Сохранение экологической системы Святой Горы считается одной из важнейших задач программы. На этом небольшом полуострове площадью всего 350 кв.км. существует широчайшая гамма геологических образований, насчитывается 1450 различных видов растений и животных.
Монашеская община, руководимая Священным кинотом, состоит из 20 православных монастырей, в число которых, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, румынский скит. «Монашеская республика» была многонациональной с самого возникновения. Уже в 676 году полуостров был передан византийским императором Константином Погонатом в вечную собственность населяющих Афон монахов. Спустя 300 лет, в 971 году, в первом Уставе Святой Горы, утвержденном императором Цимисхием, инокам было подтверждено право владения всем пространством Афонского полуострова и даровано вечные времена полное самоуправление.
Представители афонской общины в течение многих месяцев вели дискуссии с министерством охраны окружающей среды, землеустройства и общественных работ, прежде чем дали «добро» на осуществление масштабного проекта. В частности, монахи хотели, чтобы существенная финансовая помощь со стороны Европейского союза не послужила поводом к тому, чтобы нарушить тысячелетнюю традицию не допускать на полуостров женщин.
На Афоне в последние годы прочно закрепились современные средства цивилизации — электричество, телефоны и даже сотовая связь. В последние месяцы в качестве паломников здесь побывали тысячи посетителей. Некоторые турфирмы начали превращать полуостров в «экзотическое» место отдыха, вызывая чувство беспокойства у монахов.
СИНОД КАТОЛИЧЕСКИХ ЕПИСКОПОВ АЗИИ
В середине мая в Ватикане состоялся собор епископов Азии. На нем присутсвовали более 250 католических епископов азиатского континента, приглашенные из других церквей. Католические средства массовой информации подробно освещают состаявшееся обсуждение проблем католичества в Азии. Некоторые предложения, прозвучавшие на заседания синода удивительны для православного сознания. Газета русских католиков «Свет Евангелия» N19 сообщает об одном таком эпизоде:
«Епископ из Индии Валеран д’Соуза заявил о том, что Католическая Церковь должна рассмотреть вопрос о возможности преподания Святых Тайн верующим, которые — по причинам «давления на них со стороны семьи и общества» — не прибегают к таинству крещения. Многие члены мусульманской и индуистской общин готовы полностью принять учение Христа, однако не спешат принимать крещение, сообщил своим собратьям епископ. Причины этих колебаний — в социальном и культурном контексте. «Индуист, принимающий другую религию, полностью лишается права наследства, — рассказал монсеньор д’Соуза. — Как правило, индуисты враждебно настроены по отношению к христианству. Даже те из них, кто относится к нам достаточно дружелюбно, обязательно прокляли бы своего родственника, ставшего христианином». «Отступничество» одного члена семьи неминуемо повлечет тяжелые последствия для всех родственников, продолжил индийский прелат. Если, например, женщина-индуистка обратится в христианство, ее сестрам будет очень трудно выйти замуж. Если же веру во Христа примет мусульманин, это будет чревато для него преследованиями и, возможно, мученической смертью. Между тем, утверждает епископ, среди индийцев, родившихся в индуистских и мусульманских семьях, немало таких, которые «приняли Христа и желают принадлежать к Его Церкви». Будучи «некрещеными католиками», они «не принадлежат ни к общинам своих родителей, ни к видимой Церкви». Они посещают мессы и, соблюдая церковные установления, не приступают к Святым Тайнам. При этом, по словам прелата, такие люди прекрасно понимают, что присутствие на мессе не может быть «полным» без причащения. Епископ д’Соуза рассказал синодальным отцам об одном из клириков своей епархии, который увидел, как некрещеный индиец приступает к причастию. После службы он отозвал его в сторону и стал объяснять, что принимать Тело Христово могут только крещеные люди. Тогда индиец упал ниц и воскликнул: «Но я нуждаюсь в Нем!»
По мнению другого прелата, монс. Нгуена Нху Тхэ из Вьетнама, Церковь в Азии только пострадала от позиции Ватикана, запрещавшего в прошлом «культурную адаптацию» при осуществлении миссии в Азии.
«Лишь в последние годы Церковь во Вьетнаме стала разрешать верующим использовать некоторые формы культа предков — например, иметь у себя дома алтари предков, воскуривать перед их изображениями фимиам и кланяться им».
«Мы должны смело приступить к введению обычаев почитания предков в церковную жизнь, в частности, в литургические обряды», — заявил вьетнамский иерарх.
Удивительно учение современного католицизма, после 2-го Ватиканского собора впавшего в безбрежный экуменизм. Выходит, если только подчиниться Папе, можно спастись и не принимая Святого Крещения? Совершенно тогда непонятно зачем Христос воплотился, мучался на кресте и воскрес, достаточно было иметь на земле Папу. И оказывается вполне можно одновременно поклоняться и Христу и Велиару, и Духу Святому и «духам предков».
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
«Епископ из Индии Валеран д’Соуза заявил о том, что Католическая Церковь должна рассмотреть вопрос о возможности преподания Святых Тайн верующим, которые — по причинам «давления на них со стороны семьи и общества» — не прибегают к таинству крещения. Многие члены мусульманской и индуистской общин готовы полностью принять учение Христа, однако не спешат принимать крещение, сообщил своим собратьям епископ. Причины этих колебаний — в социальном и культурном контексте. «Индуист, принимающий другую религию, полностью лишается права наследства, — рассказал монсеньор д’Соуза. — Как правило, индуисты враждебно настроены по отношению к христианству. Даже те из них, кто относится к нам достаточно дружелюбно, обязательно прокляли бы своего родственника, ставшего христианином». «Отступничество» одного члена семьи неминуемо повлечет тяжелые последствия для всех родственников, продолжил индийский прелат. Если, например, женщина-индуистка обратится в христианство, ее сестрам будет очень трудно выйти замуж. Если же веру во Христа примет мусульманин, это будет чревато для него преследованиями и, возможно, мученической смертью. Между тем, утверждает епископ, среди индийцев, родившихся в индуистских и мусульманских семьях, немало таких, которые «приняли Христа и желают принадлежать к Его Церкви». Будучи «некрещеными католиками», они «не принадлежат ни к общинам своих родителей, ни к видимой Церкви». Они посещают мессы и, соблюдая церковные установления, не приступают к Святым Тайнам. При этом, по словам прелата, такие люди прекрасно понимают, что присутствие на мессе не может быть «полным» без причащения. Епископ д’Соуза рассказал синодальным отцам об одном из клириков своей епархии, который увидел, как некрещеный индиец приступает к причастию. После службы он отозвал его в сторону и стал объяснять, что принимать Тело Христово могут только крещеные люди. Тогда индиец упал ниц и воскликнул: «Но я нуждаюсь в Нем!»
По мнению другого прелата, монс. Нгуена Нху Тхэ из Вьетнама, Церковь в Азии только пострадала от позиции Ватикана, запрещавшего в прошлом «культурную адаптацию» при осуществлении миссии в Азии.
«Лишь в последние годы Церковь во Вьетнаме стала разрешать верующим использовать некоторые формы культа предков — например, иметь у себя дома алтари предков, воскуривать перед их изображениями фимиам и кланяться им».
«Мы должны смело приступить к введению обычаев почитания предков в церковную жизнь, в частности, в литургические обряды», — заявил вьетнамский иерарх.
Удивительно учение современного католицизма, после 2-го Ватиканского собора впавшего в безбрежный экуменизм. Выходит, если только подчиниться Папе, можно спастись и не принимая Святого Крещения? Совершенно тогда непонятно зачем Христос воплотился, мучался на кресте и воскрес, достаточно было иметь на земле Папу. И оказывается вполне можно одновременно поклоняться и Христу и Велиару, и Духу Святому и «духам предков».
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
МЕССА ПО САМОУБИЙЦЕ
8 мая в Риме состоялась траурная месса по епископу Джону Джозефу, в которой приняли участие многие участники Синода по Азии, проходившего в эти дни в Апостольской столице. Глубокие соболезнования в связи с трагической кончиной прелата выразил Папа Иоанн Павел II.
Католический епископ Джон Джозеф застрелился перед зданием суда в знак протеста против пакистанских законов, предусматривающих смертную казнь за «кощунственные высказывания в адрес исламской религии». Недавно смертный приговор был вынесен Айюбу Масиху — христианину, осмелившемуся положительно отозваться о книге Салмана Рушди «Сатанинские стихи».
Любому верующему известно, что нет более тяжкого греха, чем самоубийство. Православная Церковь не только что не служит панихид по самоубийцам, но и келейные молитвы о самоубийцах не поощряет, допуская их в отдельных случаях более для утешения близких, чем облегчения участи самоубийцы.
CWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
Католический епископ Джон Джозеф застрелился перед зданием суда в знак протеста против пакистанских законов, предусматривающих смертную казнь за «кощунственные высказывания в адрес исламской религии». Недавно смертный приговор был вынесен Айюбу Масиху — христианину, осмелившемуся положительно отозваться о книге Салмана Рушди «Сатанинские стихи».
Любому верующему известно, что нет более тяжкого греха, чем самоубийство. Православная Церковь не только что не служит панихид по самоубийцам, но и келейные молитвы о самоубийцах не поощряет, допуская их в отдельных случаях более для утешения близких, чем облегчения участи самоубийцы.
CWN/ РУССКАЯ ЛИНИЯ
ПАПА РИМСКИЙ ИОАНН ПАВЕЛ II ВЫСКАЗАЛСЯ ЗА ЕДИНЕНИЕ НАРОДОВ ЕВРОПЫ
ВАТИКАН, 25 мая. К укреплению связей между всеми народами европейского континента, к единению Западной и Восточной Европы призвал глава Римско-католической Церкви Иоанн Павел II, принимая официальную делегацию Болгарии, прибывшую в Ватикан для участия в отмечаемом сегодня Дне святых Кирилла и Мефодия. Эти просветители славянских народов, создатели славянской письменности почитаются как Православной, так и Католической Церквами. Последняя считает этих святых покровителями Европы.
Беседуя с представителями Болгарии, первый в истории Католической Церкви папа-славянин — 78-летний поляк Кароль Войтыла, занимающий кафедру Святого Петра с 1978 года, вновь вернулся к одной из своих излюбленных идей о единстве и неразрывной связи Запада и Востока Европы — по выражению Иоанна Павла II, «двух легких» европейского континента.
«Европа, состоящая из двух частей, долгое время бывшая разделенной, может вновь обрести единство», — заявил Папа Римский. По мнению Иоанна Павла II, как восточная, так и западная части континента могут сейчас «способствовать единению людей и братскому диалогу между народами». Понтифик призвал всех европейцев сделать все возможное «как в религиозном, так и в гражданском плане» для того, чтобы на континенте «воцарились мир, согласие и примирение».
Папа Римский подчеркнул выдающуюся роль, которую сыграли в европейской истории святые Кирилл и Мефодий. «Они способствовали созданию корней Европы, их уроки могут и сегодня помочь продолжить начавшееся объединение континента», — сказал он. Культура и историческое наследие народов Европы различны, однако все они должны работать во имя общего блага, подчеркнул глава Римско-католической Церкви.
Беседуя с представителями Болгарии, первый в истории Католической Церкви папа-славянин — 78-летний поляк Кароль Войтыла, занимающий кафедру Святого Петра с 1978 года, вновь вернулся к одной из своих излюбленных идей о единстве и неразрывной связи Запада и Востока Европы — по выражению Иоанна Павла II, «двух легких» европейского континента.
«Европа, состоящая из двух частей, долгое время бывшая разделенной, может вновь обрести единство», — заявил Папа Римский. По мнению Иоанна Павла II, как восточная, так и западная части континента могут сейчас «способствовать единению людей и братскому диалогу между народами». Понтифик призвал всех европейцев сделать все возможное «как в религиозном, так и в гражданском плане» для того, чтобы на континенте «воцарились мир, согласие и примирение».
Папа Римский подчеркнул выдающуюся роль, которую сыграли в европейской истории святые Кирилл и Мефодий. «Они способствовали созданию корней Европы, их уроки могут и сегодня помочь продолжить начавшееся объединение континента», — сказал он. Культура и историческое наследие народов Европы различны, однако все они должны работать во имя общего блага, подчеркнул глава Римско-католической Церкви.
ИОАНН ПАВЕЛ II ВЫСКАЗАЛСЯ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ИЕРУСАЛИМОМ СТАТУСА «ЕДИНОГО И СВЯЩЕННОГО СВЯТОГО ГОРОДА»
ВАТИКАН, 28 мая. Глава Римско-Католической Церкви Иоанн Павел II высказался сегодня за то, чтобы к 2000 году Иерусалим получил официальный статус «единого и священного Святого города», обеспеченный надлежащими международными гарантиями. Это пожелание представляет собой дальнейшее развитие неизменно отстаиваемого в последние годы Ватиканом тезиса о необходимости придания «международного статуса» городу, провозглашенному Израилем своей «вечной и неделимой столицей», Эта позиция Ватикана — один из основных элементов разногласий с Израилем.
Принимая сегодня в Ватикане нового посла Иордании Аднана Баджата Аль-Талуни, Иоанн Павел II так сформулировал свое мнение: «Все мы принадлежим Иерусалиму, все мы — его дети; и если это так, то это означает, что этот Город должен стать местом, где могли бы мирно встречаться люди всего мира». Вся история Иерусалима, множество раз разрушавшегося и каждый раз восстанавливавшегося, заметил Папа, являет собой «символ как человеческого отчаяния, так и силы человеческой надежды».
Принимая сегодня в Ватикане нового посла Иордании Аднана Баджата Аль-Талуни, Иоанн Павел II так сформулировал свое мнение: «Все мы принадлежим Иерусалиму, все мы — его дети; и если это так, то это означает, что этот Город должен стать местом, где могли бы мирно встречаться люди всего мира». Вся история Иерусалима, множество раз разрушавшегося и каждый раз восстанавливавшегося, заметил Папа, являет собой «символ как человеческого отчаяния, так и силы человеческой надежды».
ИСЛАМ В ЕВРОПЕ: МУСУЛЬМАНЕ И ХРИСТИАНЕ СТАНОВЯТСЯ СОСЕДЯМИ
БОНН, 27 мая. Пение муэдзина с минарета для европейца еще не стало таким привычным явлением, как звон церковных колоколов во время праздничных богослужений. Вместе с тем, по мнению участников состоявшейся на прошлой неделе в Лионе встречи журналистов Германии и Франции, ислам уже давно прижился в этих и многих других странах Западной Европы. Мусульмане и христиане уже давно стали соседями, хотя по мнению германских экспертов, начавшийся между представителями обеих религий диалог будет нелегким.
В 15 странах Европейского союза в настоящее время проживает, по разным оценкам, от 12 до 14 млн. мусульман. Так, в Германии их насчитывается около 3 млн. Большей частью это выходцы из Турции. Во Франции число последователей ислама составляет от 4 до 5 млн., в основном иммигрантов из Алжира, Марокко, Туниса или из Западной Африки.
«Федеративная республика Германии стала многоконфессиональным государством», — отметил в своем выступлении отец Ханс Фекинг, занимающийся проблемами ислама в Европе. По его наблюдениям, начиная с 80-х гг. в стране шел интенсивный процесс покупки недвижимости с целью создания особых «мусульманских районов». В течение последних 8 лет отмечалась активизация строительства мечетей, а мусульмане потребовали таких же прав, как и христианские религиозные общины, выдвинув лозунг: «Мы хотим, чтобы с нами обращались как с мусульманами, а не как с иностранцами».
В Германии, как и во Франции, диалог с представителями ислама осложняется трагическими страницами истории — колониальным прошлым, а также отсутствием партнеров, которые могли бы говорить от лица всех мусульман страны. Министерство внутренних дел Франции, со своей стороны, выразило готовность устранять любые проявления дискриминации по отношению к мусульманам. Глава министерства Жан-Пьер Шевенман предложил образовать Национальный центр исламских исследований, а в Страсбурге обсуждается не только план строительства в городе большой мечети, но и вопрос о создании факультета ислама в университете.
Несколько дней назад ежедневная католическая газета «Ля Круа» писала, что «Франции пора признать определенное место исламской религии в обществе». Остро стоит вопрос о том, готовы ли мусульмане Западной Европы интегрироваться в современное общество и принять существующее, к примеру, во Франции строгое отделение Церкви от государства с вытекающими отсюда последствиями.
Фекинг также заметил, что как в Германии, так и почти во всей Европе ислам вызывает «смутные опасения». Диалог, к которому, как показала прошедшая в Лионе встреча, готово христианское духовенство и который они пытаются начать уже 10 лет, должен привести к исчезновению таких страхов и опасений. Фекинг убежден, что постепенно наряду с фундаменталистскими течениями образуется «ислам европейской выделки».
В 15 странах Европейского союза в настоящее время проживает, по разным оценкам, от 12 до 14 млн. мусульман. Так, в Германии их насчитывается около 3 млн. Большей частью это выходцы из Турции. Во Франции число последователей ислама составляет от 4 до 5 млн., в основном иммигрантов из Алжира, Марокко, Туниса или из Западной Африки.
«Федеративная республика Германии стала многоконфессиональным государством», — отметил в своем выступлении отец Ханс Фекинг, занимающийся проблемами ислама в Европе. По его наблюдениям, начиная с 80-х гг. в стране шел интенсивный процесс покупки недвижимости с целью создания особых «мусульманских районов». В течение последних 8 лет отмечалась активизация строительства мечетей, а мусульмане потребовали таких же прав, как и христианские религиозные общины, выдвинув лозунг: «Мы хотим, чтобы с нами обращались как с мусульманами, а не как с иностранцами».
В Германии, как и во Франции, диалог с представителями ислама осложняется трагическими страницами истории — колониальным прошлым, а также отсутствием партнеров, которые могли бы говорить от лица всех мусульман страны. Министерство внутренних дел Франции, со своей стороны, выразило готовность устранять любые проявления дискриминации по отношению к мусульманам. Глава министерства Жан-Пьер Шевенман предложил образовать Национальный центр исламских исследований, а в Страсбурге обсуждается не только план строительства в городе большой мечети, но и вопрос о создании факультета ислама в университете.
Несколько дней назад ежедневная католическая газета «Ля Круа» писала, что «Франции пора признать определенное место исламской религии в обществе». Остро стоит вопрос о том, готовы ли мусульмане Западной Европы интегрироваться в современное общество и принять существующее, к примеру, во Франции строгое отделение Церкви от государства с вытекающими отсюда последствиями.
Фекинг также заметил, что как в Германии, так и почти во всей Европе ислам вызывает «смутные опасения». Диалог, к которому, как показала прошедшая в Лионе встреча, готово христианское духовенство и который они пытаются начать уже 10 лет, должен привести к исчезновению таких страхов и опасений. Фекинг убежден, что постепенно наряду с фундаменталистскими течениями образуется «ислам европейской выделки».
АНГЛИЙСКИЕ УЧИТЕЛЯ ХОТЯТ ОТМЕНИТЬ МОЛИТВЫ В ШКОЛЕ
ИСТБУРН (Англия), 28 мая. На конференции Национальной учительской ассоциации, проходящей в Истбурне, обсуждается действующий в Англии закон, предписывающий проведение в школах ежедневных христианских молитвенных собраний. Ожидается, что преподаватели выскажутся за его отмену. Сторонники отмены закона говорят, что школы сталкиваются с трудностями, пытаясь найти время и место для проведения молитвенных собраний, также не хватает достаточно религиозных учителей. Многие преподаватели высказываются за замену молитвенных собраний занятиями, воспитывающими у учеников чувство гражданской ответственности и формирующими систему моральных ценностей.
Англиканская Церковь высказывается против изменений в законе. Каноник Джон Холл, Генеральный секретарь Коллегии по образованию Англиканской Церкви считает, что ежедневные молитвы в школе являются частью образовательной нормы. По его словам, все начальные школы подчинялись закону, хотя большая часть средних школ его игнорировала.
В опубликованном недавно докладе общественной комиссии предлагается отказаться от ежедневных молитв, поскольку некоторые ученики нехристианского вероисповедания чувствуют себя «чужими». Большинство членов комиссии полагают, что практика таких молитвенных собраний может принести больше вреда, чем пользы.
Англиканская Церковь высказывается против изменений в законе. Каноник Джон Холл, Генеральный секретарь Коллегии по образованию Англиканской Церкви считает, что ежедневные молитвы в школе являются частью образовательной нормы. По его словам, все начальные школы подчинялись закону, хотя большая часть средних школ его игнорировала.
В опубликованном недавно докладе общественной комиссии предлагается отказаться от ежедневных молитв, поскольку некоторые ученики нехристианского вероисповедания чувствуют себя «чужими». Большинство членов комиссии полагают, что практика таких молитвенных собраний может принести больше вреда, чем пользы.
АДМИНИСТРАЦИЯ США СЧИТАЕТ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПРИМЕНЯЕТ НОВЫЙ ЗАКОН О РЕЛИГИИ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ЭТО НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЕЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
ВАШИНГТОН, 28 мая. В России не применяются законы, которые бы носили дискриминационный характер в отношении религиозных меньшинств. К такому выводу пришел президент США, направивший в конгресс соответствующее уведомление.
Закон об ассигнованиях на иностранные инвестиции на 1998 финансовый год требует от главы исполнительной власти США ежегодного подтверждения того, что правительство Российской Федерации «не претворяет в жизнь никаких законов, исполнительных распоряжений, правил или других акций, которые бы носили дискриминационный характер или вызывали дискриминацию в отношении религиозных организаций и общин в России в нарушение признанных международных соглашений в области прав человека и религиозных свобод, участником которых она является». Это требование содержится в принятой к закону поправке, внесенной по инициативе сенатора Гордона Смита.
Если президент не сможет подтвердить этого, то вступает в силу запрет на оказание правительством США какой бы то ни было помощь правительству России. В нынешнем финансовом году Конгресс выделил на поддержку рыночных и демократических преобразований в России около 135 млн долларов. Из них непосредственно правительству России предназначается 20−30 млн., сообщили корр. ИТАР-ТАСС в Госдепартаменте США.
В распространенном Белым домом заявлении президента говорится, что за отчетный период правительство РФ «применяло новый закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ таким образом, что это не противоречило ее международным обязательствам в области религиозной свободы». «Тем не менее, этот вопрос требует постоянного и пристального наблюдения, поскольку закон дает властям в регионах инструмент, который может использоваться для ограничения деятельности религиозных меньшинств», — говорится в документе.
В беседе с корр. ИТАР-ТАСС заместитель пресс-секретаря Белого дома Эрик Рубин сказал, что правительством США замечены лишь «отдельные случаи того, когда власти на местах пытаются интерпретировать этот закон или другие законы дискриминационным образом».
По словам Рубина, позиция администрации в отношении Закона о свободе совести и о религиозных объединениях не изменилась. «Мы продолжаем выступать против него, считая, что он противоречит положению российской конституции, которое гарантирует свободу вероисповедания, и мы будем продолжать следить за тем, как претворяется в жизнь этот закон», — заявил представитель Белого дома.
Закон об ассигнованиях на иностранные инвестиции на 1998 финансовый год требует от главы исполнительной власти США ежегодного подтверждения того, что правительство Российской Федерации «не претворяет в жизнь никаких законов, исполнительных распоряжений, правил или других акций, которые бы носили дискриминационный характер или вызывали дискриминацию в отношении религиозных организаций и общин в России в нарушение признанных международных соглашений в области прав человека и религиозных свобод, участником которых она является». Это требование содержится в принятой к закону поправке, внесенной по инициативе сенатора Гордона Смита.
Если президент не сможет подтвердить этого, то вступает в силу запрет на оказание правительством США какой бы то ни было помощь правительству России. В нынешнем финансовом году Конгресс выделил на поддержку рыночных и демократических преобразований в России около 135 млн долларов. Из них непосредственно правительству России предназначается 20−30 млн., сообщили корр. ИТАР-ТАСС в Госдепартаменте США.
В распространенном Белым домом заявлении президента говорится, что за отчетный период правительство РФ «применяло новый закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ таким образом, что это не противоречило ее международным обязательствам в области религиозной свободы». «Тем не менее, этот вопрос требует постоянного и пристального наблюдения, поскольку закон дает властям в регионах инструмент, который может использоваться для ограничения деятельности религиозных меньшинств», — говорится в документе.
В беседе с корр. ИТАР-ТАСС заместитель пресс-секретаря Белого дома Эрик Рубин сказал, что правительством США замечены лишь «отдельные случаи того, когда власти на местах пытаются интерпретировать этот закон или другие законы дискриминационным образом».
По словам Рубина, позиция администрации в отношении Закона о свободе совести и о религиозных объединениях не изменилась. «Мы продолжаем выступать против него, считая, что он противоречит положению российской конституции, которое гарантирует свободу вероисповедания, и мы будем продолжать следить за тем, как претворяется в жизнь этот закон», — заявил представитель Белого дома.
ОРТОДОКСОВ ИУДАИЗМА ПЫТАЮТСЯ ОБЯЗАТЬ СЛУЖИТЬ В АРМИИ
ТЕЛЬ-АВИВ, 22 мая. Светские израильтяне усиливают требования о привлечении учащихся религиозных учебных заведений ортодоксального иудаизма к службе в армии и трудовой деятельности. Несмотря на противодействие лидеров религиозных партий, Верховный суд Израиля приступил к рассмотрению этой проблемы по настоянию леводемократических организаций.
В ходе слушания выяснилось, что только в минувшем году от воинской повинности было освобождено более 28 тыс. молодых ортодоксов под предлогом того, что они занимаются углубленным изучением Торы и других канонов иудаизма. По существующему положению, одновременно они не привлекаются к трудовой деятельности, получая из государственной казны стипендии и пособия по безработице. Это обстоятельство особенно вызвало недоумение со стороны некоторых членов Верховного суда.
Как известно, первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион еще на заре становления государства санкционировал освобождение от армейской службы 400 учащихся ортодоксальных учебных заведений — «йешиботников». Их число за минувшие 50 лет увеличилось более чем в семь тысяч раз! Ортодоксальное духовенство мотивирует необходимость этого тем, что государство, наряду с регулярными вооруженными силами, должно иметь мощную армию «йешиботников». Они утверждают, что именно их молитвами к Всевышнему обеспечиваются успех израильских солдат на поле брани и безопасность Израиля.
Верховный суд, как сообщает печать, вынужден заниматься проблемой мобилизации ортодоксов в армию, поскольку в парламент лишь недавно оппозицией внесен законопроект по этому вопросу. Однако его прохождение требует длительного времени и может быть вообще заблокировано религиозными партиями.
В ходе слушания выяснилось, что только в минувшем году от воинской повинности было освобождено более 28 тыс. молодых ортодоксов под предлогом того, что они занимаются углубленным изучением Торы и других канонов иудаизма. По существующему положению, одновременно они не привлекаются к трудовой деятельности, получая из государственной казны стипендии и пособия по безработице. Это обстоятельство особенно вызвало недоумение со стороны некоторых членов Верховного суда.
Как известно, первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион еще на заре становления государства санкционировал освобождение от армейской службы 400 учащихся ортодоксальных учебных заведений — «йешиботников». Их число за минувшие 50 лет увеличилось более чем в семь тысяч раз! Ортодоксальное духовенство мотивирует необходимость этого тем, что государство, наряду с регулярными вооруженными силами, должно иметь мощную армию «йешиботников». Они утверждают, что именно их молитвами к Всевышнему обеспечиваются успех израильских солдат на поле брани и безопасность Израиля.
Верховный суд, как сообщает печать, вынужден заниматься проблемой мобилизации ортодоксов в армию, поскольку в парламент лишь недавно оппозицией внесен законопроект по этому вопросу. Однако его прохождение требует длительного времени и может быть вообще заблокировано религиозными партиями.