Русская линия | Роман Силантьев | 23.04.2008 |
Все началось 4 марта 2008 года, когда общественный деятель Сергей Комков при активной поддержке сопредседателя Совета муфтиев России верховного муфтия азиатской части России Нафигуллы Аширова и лидера «Российского исламского наследия» Шавката Авясова, известного своим горячим желанием засудить священника Даниила Сысоева, презентовал брошюру «Ваххабит», в которой попытался обелить бывшего сопредседателя Совета муфтиев Исмаила Шангареева и его брата Мансура, а также исповедуемое ими течение ислама — ваххабизм. Трудно сказать, улучшился ли после «Ваххабита» имидж Шангареевых, однако в высших эшелонах книгу заметили — действительно, не каждый день в одном издании содержатся прямые оскорбления в адрес старого и нового президента страны, руководства правоохранительных органов и Администрации Президента, а также выпады в адресы половины лидеров российского ислама.
Признаться, лично мне довелось впервые прочитать на русском языке столько откровенную апологетику исламского экстремизма. Встречающиеся в ней пассажи весьма редки даже для самых радикальных сайтов российских экстремистов от ислама. «Православный» профессор Комков настолько яростно хвалит ваххабитов, что начинает закрадываться мысль — неужели он и вправду верит, что последователи этой секты реально хотят мира и очень любят христиан? В любом случае профессору можно посоветовать съездить в Саудовскую Аравию, взяв с собой Библию и не забыв нательный крест. На таможне ему быстро объяснят, что христианам в этом оплоте ваххабизма лучше о своей религиозной принадлежности не заикаться, больше одного на молитву не собираться, христианскую литературу и иконы не ввозить, а главное — держаться подальше от Мекки и Медины, дабы не осквернить эти священные места своим кяфирским присутствием. Ну, а как ваххабиты любят конкретно православных, мы можем увидеть на примере соратника Комкова муфтия Нафигуллы Аширова, который то кресты с герба убрать потребует, то Евангелие с «Майн Кампфом» сравнит, то вообще «вторую Чечню» пообещает в случае введения ОПК.
Впрочем, главный скандал вызвала не столько книга Комкова, сколько заявления Нафигуллы Аширова, прозвучавшие на ее презентации. «Верховный муфтий Азиатской части России», отвлёкшись от обличения исламофобских властей, переключился на «еврейскую» тему, развив свою прошлогоднюю мысль на тему сионизма, Израиля и «раковой опухоли на теле человечества». Иудеи на эти высказывания отреагировали вполне предсказуемо, в очередной раз потребовав от Совета муфтиев объяснений, а не получив таковых, Федерация еврейских общин России объявила о замораживании отношений с Советом.
Глава Совета муфтиев Равиль Гайнутдин, в который уже раз подведенный под монастырь своими сподвижниками, первое время упорно молчал, надеясь замять весьма неприятный для него скандал. Действительно, осудить антисионистские заявления Аширова он никак не мог — это означало бы политическое самоубийство как в арабском мире, так и среди большей части адептов Совета муфтиев. Поддержка же своего прямолинейного сопредседателя сулила Гайнутдину глубокое неудовольствие властей и автоматический выход из процесса межрелигиозного диалога. Поэтому московский муфтий молчал до последнего, а на его сайте повторялась дежурная фраза о том, что «официальная позиция Совета муфтиев России вырабатывается и принимается коллегиально и озвучивается Председателем СМР или уполномоченными на это лицами», а ответственность за конфликт возлагалась на журналистов и иных провокаторов, среди которых был назван почему-то епископ Егорьевский Марк.
Развивающейся конфликт пыталась урегулировать Общественная палата, однако на посвященное ему заседание представители Совета муфтиев не пришли, что не помешало членам комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести принять антиашировское заявление. Впрочем, в самый острый момент конфликта его стороны удалось помирить — главный раввин России Берл Лазар и муфтий Равиль Гайнутдин при посредничестве целого ряда высокопоставленных лиц встретились и приняли совместное заявление, в котором, как ни странно, никого не осудили.
Казалось, главе Совета муфтиев удалось сохранить лицо, с наименьшими потерями пережив столь щекотливую ситуацию, однако входящий в Совет муфтий Карелии Висам Бардвил припас камень за пазухой. На следующий день после мусульмано-иудейского примирения он активно поддержал своего коллегу Аширова, с новыми силами обрушившись на «преступный сионизм». Возмущенные иудеи вновь запросили официальную реакцию Совета муфтиев, где им традиционно ответили «о лицах, имеющих право выражать официальную позицию Совета», Висама Бардвила не осудили, однако пообещали подобных высказываний впредь не допускать.
Обещание это продержалось ровно сутки — до того момента, когда Нафигулла Аширов расставил все точки над «I», заявив, что ФЕОР устроило провокацию против мусульман, ввело в заблуждение Равиля Гайнутдина, в то время как подавляющее большинство мусульман России искренне не любят сионистов. «Я уверен, что он (московский муфтий) никогда не будет осуждать тех людей, которые осуждают преступления сионизма», — прямо заявил Аширов «Интерфаксу». В итоге весьма многочисленные сторонники Аширова на своих сайтах сделали вывод, что Гайнутдин, «пошедший на поводу у сионистов», либо «трус» либо «предатель», а еврейские организации в очередной раз убедились, что Совет муфтиев просто кишит их врагами, управу на которых искать никто не собирается. В свою очередь, властные структуры окончательно поняли, что мнение Равиля Гайнутдина неинтересно даже его ближайшим соратникам, которых он не может ни призвать к порядку, ни даже слова им поперек сказать.
Надо заметить, что на этом история конфликта Совета муфтиев с ФЕОР не закончилась. Очевидно, что столь мягких условий «капитуляции» Равиль Гайнутдин добился в обмен на обещание убрать Аширова как минимум из сопредседателей и, если он поступит по-другому, Совет муфтиев закончит существование уже в этом году — следующего конфликта с участием Аширова Гайнутдину уже не простят, а вести себя тихо «азитатский» муфтий не может физически. Впрочем, и опала Аширова с высокой долей вероятности приведет к распаду СМР — влияние «азиатского» муфтия в этой организации реально больше, чем у пытающегося сидеть на двух стульях Равиля Гайнутдина.
Между тем весенние проблемы для Совета муфтиев на этом не закончились. В декабре 2007 — марте 2008 года правоохранительные органы России нанесли несколько болезненных ударов по действующему в стране ваххабитскому подполью. Самыми заметными из них стали причисление к экстремистской литературе еще двух десятков ваххабитских книг, среди которых оказался и труд сопредседателя Совета муфтиев России Мукаддаса Бибарсова «Единобожие». Как вызов многими муфтиями было воспринято также решение Верховного суда РФ о запрете международной религиозной организации «Нурджулар» на территории России.
Как и предполагалось, первым на защиту книг и турецких сектантов встал Совет муфтиев России. Его лидеры гневно осудили такого рода действия, указывая на исключительную миролюбивость запрещенных книг и абсолютную безобидность «Нурджулара». Впрочем, не все лидеры. «Как гражданин своей страны я считаю, что такой список должен быть. Потому что в том же перечне из 101 издания, 54 отнесены к мусульманским. В свою очередь, 21 из них — это брошюры экстремистской организации Хизб ут-Тахрир, призывающей к созданию халифата. 19 источников — ваххабитско-салафитского толка. У нас есть большие вопросы по признанным запрещенными 14 книгам турецкого богослова Саида Нурси. Но остальные источники, действительно, призывают к насилию, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни и угрожают устоям нашей государственности. Я бы сравнил их с книгой Адольфа Гитлера „Mein Kampf“. Такие книги не должны публиковаться», заявил «Коммерсанту» первый заместитель муфтия Татарстана, известный богослов и историк Валиулла Якупов, в другом комментарии уточнивший, что подобного рода книги целесообразно сжигать в соответствии с рекомендациями прокуратуры.
Столь законопослушная позиция дорого обошлась Валиулле Якупову. Группа татарстанских мухтасибов во главе с автором одной из запрещенных книг Идрисом Галяутдиновым потребовала от него публичных извинений и предложила добровольно уйти с поста первого заместителя председателя ДУМ Республики Татарстан. 17 апреля на пленуме ДУМ РТ стало ясно, что их точку зрения разделяют 29 из 45 мухтасибов республики. В итоге полномочия Якупова были приостановлены до следующего съезда ДУМ РТ, который пройдет в 2010 году.
Параллельно с атакой на Якупова резко обострилась ситуация на Северном Кавказе. Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) заявил, что не признает легитимной смену власти в североосетинском муфтияте и продолжает считать законным лидером местных мусульман Марата Тавказахова. По словам полпреда КЦМСК в Москве муфтия Шафига Пшихачева, переворот в ДУМ Республики Северная Осетия-Алания, в результате которого муфтием был объявлен «русский мусульманин» Али Евтеев произошел при активном участии замминистра Северной Осетии по делам национальностей Абрека Батраева, который также принимал участие в оппозиционном действующему муфтияту митинге в соседней Кабардино-Балкарии.
В свою очередь, муфтий Марат Тавказахов, комментируя недавнюю провокацию заявил «Кавказскому узлу»: «Обыск в моем доме затеял Алий Евтеев вместе с моим первым заместителем Ченгизом Тугановым. Алий Евтеев потребовал у меня бухгалтерские отчеты за последние три года. Когда я ему сказал, что они находятся у главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, он стал угрожать мне и моему секретарю». В понедельник 14 апреля лидеры КЦМСК собрались на экстренный пленум, выразив глубокую обеспокоенность продолжающимися атаками на традиционное мусульманское духовенство Северного Кавказа и подтвердив свою решимость отстоять муфтия Марата Тавказахова от атак ваххабитского подполья. При этом их особое недоумение вызвал тот факт, что глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин тепло принял и самозваного муфтия Северной Осетии Али Евтеева, и его патрона Абрека Батраева.
Таким образом, еще не оправившийся от конфликта с ФЕОР Совет муфтиев опять предстал перед властями, общественностью и другими мусульманскими организациями в крайне неприглядном виде. История же с Якуповым вообще позволила сделать вывод, что в Совете деструктивными элементами считаются не североосетинский «муфтий» Али Евтеев, устроивший настоящую травлю законного муфтия республики, не саратовский муфтий Мукаддас Бибарсов, автор запрещенной судом книги и демонстративный многоженец, не, наконец, «азиатский» муфтий Нафигулла Аширов, имеющий предупреждение московской городской прокуратуры о недопустимости апологетики террористических организаций и систематически испытывающий на прочность межрелигиозный мир, а те люди, которые всего-навсего призывают российских мусульман соблюдать российские законы. И если после всего этого организация Равиля Гайннутдина считается оплотом «золотой середины умеренного ислама», страшно даже представить, как выглядит оплот ислама неумеренного…
http://rusk.ru/st.php?idar=8998
Страницы: | 1 | |