Русская линия | Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) | 21.12.2007 |
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья-архиереи!
Собор, на который мы собрались, имеет целью подвести итоги года, который минул, а также поставить задачи и определить приоритеты нашей работы на следующий год. Основные цифры, которые отражают процесс перестройки нашей Церкви, будут озвучены в докладе Управляющего делами Украинской Православной Церкви. Мне вместо этого хотелось бы сосредоточиться на качественных аспектах этого процесса, в то же время ставя задачи, которые нам следует продолжать выполнять в будущем.
Прежде всего, это касается той роли, которую Церковь играет в жизни каждого отдельного человека и общества в целом. Украинское общество остается чрезвычайно секуляризованным, что является следствием многолетней атеистической пропаганды. Однако у людей не исчезает жажда к духовному. Между тем, современному человеку не всегда легко найти колодец с чистой водой истинной веры, из которой она могла бы утолить свою духовную жажду. В современной Украине на пути человека, который идет к Богу, часто возникают многообразные харизматичные движения, которые, прикрываясь именем Христа, предлагают людям духовные суррогаты. Рост в Украине харизматичных движений протестантского направления является настоящим вызовом для украинского общества и для Православной Церкви.
Учитывая это, особенную актуальность приобретает миссионерское служение Церкви — то, что иногда называют внутренней миссией. Этот вид миссии предусматривает постоянное свидетельство о Христе и Его истинном учении тем нашим соотечественникам, которые хотя и принадлежат формально к Церкви и является христианами по имени, но не живут церковной жизнью и не осознают, что значит быть христианином.
Для того, чтобы донести свое спасительное учение как можно более широким слоям нашего общества, Церковь нуждается в соответствующих средствах. Это, в частности, средства массовой информации. Следует заметить, что наша Церковь все более заметна в газетах, журналах, на телевидении. Мы пытаемся активно использовать светские СМИ. Качественно изменяются и церковные средства массовой информации. Они становятся более информативными, более интересными, больше отвечают тому, что от них ожидают те, кто их читает или смотрит.
В еще большей мере, чем средства массовой информации, Церковь в своей миссии должна использовать свои традиционные средства. В первую очередь она должна опираться на пастырское служение клириков. Для этого священники должны иметь качественное образование, уметь выражать вечные христианские истины языком, понятным современному человеку. Именно подготовка пастырей, а также тех, кто им помогает в деле проповеди Христова учения, является одним из наших приоритетных заданий. И в минувшем году мы прилагали труды, чтобы ситуация с духовным образованием в Украинской Православной Церкви улучшилась. Кое-чего удалось достигнуть, в частности, с назначением нового ректора ведущих духовных школ нашей Церкви — Киевских. Но перед нашими духовными школами стоят еще много задач. В частности, это их реформирование — перевода на такую схему, когда семинария должна давать высшее богословское образование, а академия, благодаря своей специализации, предоставлять возможность проведения полноценной научно-исследовательской богословской деятельности, готовить преподавателей и исследователей высокого уровня. Этого невозможно достичь, если не заниматься подготовкой новых преподавательских кадров, в частности таких, которые получили образование не только в родной семинарии и академии, но и в других, в том числе светских и заграничных учебных заведениях.
Особенным деланием Украинской Православной Церкви является забота об украинской православной диаспоре. По официальной статистике, с начала 90-х годов прошлого века в поисках лучшей судьбы заграницу выехало больше 7 миллионов наших соотечественников, большая часть из которых является православными. Находясь на чужбине, они сталкиваются со многими трудностями, прежде всего психологического и духовного характера и нуждаются в пастырской помощи и поддержке. Поскольку среди украинских эмигрантов и работников преобладают выходцы из западных и центральных областей нашего государства, которые связывают себя с украинской культурой и считают своим первым языком украинский, остро стоит необходимость в служении заграницей именно украинских священников. Над решением этой пастырской проблемы Украинская Православная Церковь работает совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Надеемся, что в этой деятельности мы будем иметь содействие нашего государства и дипломатических представительств Украины заграницей.
Мы с удовольствием отмечаем тот факт, что более четко очерченными становятся принципы, на каких строится наше сотрудничество с государственной властью. Это сотрудничество в меньшей мере, чем раньше, зависит от персональных симпатий или антипатий того или другого политика. Мы за такие отношения, которые строятся на праве, а не на эмоциях. Лишь при таких условиях Церковь сможет спокойно жить и совершать свою спасительную миссию, несмотря на то, какая политическая сила находится у власти. Именно с точки зрения существующих правовых норм, в том числе европейских, на которые сейчас ориентируется Украина, Церковь имеет право иметь юридическое лицо, надеяться на реституцию церковного имущества, которое у нее было отобрано безбожной властью, а также иметь право беспрепятственно преподавать основы своей веры в школах.
Мы надеемся, что новое Правительство, которое недавно было избрано Верховной Радой Украины, будет придерживаться отмеченных выше принципов. Мы также надеемся на плодотворное сотрудничество с Правительством там, где Церковь и государство всегда были союзниками — в сфере социальной помощи, заботе о немощных. Думаю, что и Церковь, и государственная власть заинтересованы в укреплении духовных основ общества. А это возможно, прежде всего, через сотрудничество в сфере образования.
Я хотел бы детальнее остановиться на некоторых опасных тенденциях во внутренней жизни нашей Церкви. Это в частности деятельность определенных православных братств и околоцерковних общественных организаций, которые иногда политизируют церковную жизнь и выступают по политическим вопросам от имени Украинской Православной Церкви, не имея на это соответствующих полномочий. Из истории нашей Церкви мы знаем, что православные братства создавались для помощи епископам в деле защиты православной веры. В свое время братства в действительности сыграли очень важную роль в сохранении Православия. Но борьба братств в тяжелые времена насаждения унии была борьбой за веру, а не за политические лозунги. Именно это отличает те братства от некоторых теперешних движений, которые спекулируют на политической тематике. Так называемое «политическое православие», с точки зрения которого часто выступают некоторые околоцерковные деятели, является очень опасным явлением, которое отводит людей от Православия, как оно передано нам Отцами Церкви. Оно разжигает политические страсти, провоцирует неповиновение иерархии, вносит раздор в Церковь.
Отмечаю, что наша Церковь вне политики. Она объединяет людей с разными политическими взглядами. Единственное, чего она требует, это чтобы разные политические взгляды не мешали общению во Христе, не нарушали церковного мира. На собственном опыте мы имели возможность убедиться, что попытки внедрения той или другой мирской идеологии в церковной среде неминуемо приводили к расколу. Прошу членов этого освященого Собора в своих епархиях объяснять народу вредность политизации церковной жизни, а также своевременно останавливать тех, кто пытается внести в Церковь раздор на основе политических спекуляций.
И все же наибольшей бедой нашей церковной жизни остается раскол. Трагедия раскола украинского Православия стоит в одном ряду с другими огромными трагедиями, которые наш народ пережил в продолжении последнего века: это и гражданская война, политические репрессии, Голодомор, события Второй Мировой войны, в результате которых погибли миллионы наших соотечественников, а также свирепые гонения на веру, которые за своими масштабами могут сравняться разве что с преследованиями Церкви императорами-язычниками в раннехристианские времена.
Трагичность и абсурдность существующего разъединения усиливается тем, что нас не разделяет ни учение, потому что мы придерживаемся тех же догматов веры, ни национальный признак, потому что мы сыновья и дочери одного народа. Нас разъединяет лишь эгоизм некоторых лидеров и вмешательство определенных политических сил. Украинская Православная Церковь не чужая ни для кого из граждан нашего государства. В своем человеческом измерении она является плотью от плоти народа Украины. В божественном же измерении она является истинным Телом Христово, которое является источником вечного спасения для каждого, кто к нему присоединяется. Мы призываем всех к такому воссоединению.
При этом мы понимаем, как тяжело предпринимать шаги навстречу друг другу. Мы также осознаем, что эти шаги должна предпринимать не одна лишь сторона. Потому нам вместе следует искать пути к преодолению раскола. Это предусматривает общее осмысление того, которое происходило с нашими Церквами и нашим обществом в продолжении последних десятилетий — осмысления в рамках встреч, диалога и конкретных дел, которые приближали бы нас друг к другу.
Сегодня Украинская Православная Церковь ведет диалог с «Украинской Автокефальной Православной Церковью». Важно, что этот диалог начался по инициативе «УАПЦ», члены которой осознали тщетность и бесперспективность дальнейшего пребывания вне границ Церкви. С радостью отмечая углубление взаимопонимания, призываю как верных канонической Украинской Православной Церкви, так и тех наших соотечественников, которые не имеют благодатного общения со Вселенской Православной Церковью, без враждебности относиться друг к другу. Помним заповедь Спасителя: «По тому познают все, что вы ученики Мои, как будете иметь любовь между собой» (Ин.13.35). Мы также не оставляем надежды на возвращение тех наших братьев и сестер, которые находятся в «Киевском Патриархате».
Следовательно, подводя итоги, могу сказать, что к важнейшим задачам, которые стоят перед нами в ближайшем будущем, относится нахождение путей к более скорому преодолению раскола и возобновления единства Православия на Украине. Чрезвычайно важным для нас остается вопрос внутренней миссии. Сюда относится как миссионерская работа над возвращением людей из сект, прежде всего харизматических, так и задача проповеди слова Божьего среди тех православных христиан, которые являются такими лишь номинально. Мы должны прилагать усилия не только к строительству новых храмов, но и заботиться о храмах душ человеческих. Эта работа должна проводиться как в пределах Украины, так и за ее границами — среди украинской диаспоры. Если совсем коротко сформулировать задачу нашей Церкви на данном историческом этапе, то она заключается в выполнении завещания Христа Спасителя о том, чтобы было одно стадо и один Пастырь (Ин.10.16).
http://www.orthodox.org.ua/pastirske_slovo/2007/12/22/2488.html
http://rusk.ru/st.php?idar=8974
|