Русская линия
Русская линия10.01.2008 

Полиэтничность — стержень молдавской государственности
Учёные делают вывод: наличие русинской (русской) составляющей привело к этнокультурным отличиям молдаван от румын (валахов)

19−21 декабря этнокультурная организация русинов Молдавии Общественная ассоциация «Русь» совместно с Бюро межэтнических отношений Республики Молдова, Тараклийским и Бельцким государственными университетами провела международную научно-практическую конференцию «Земля согласия: этнокультурные взаимодействия в Карпато-Днестровском регионе. Чтения памяти И.А. Анцупова». Мероприятие проводилось в память известного молдавского историка Ивана Антоновича Анцупова (1920−2004). Всю свою многолетнюю научную деятельность Иван Анцупов посвятил изучению этносов, проживающих на территории нашей страны. Проведенное мероприятие — дань уважения патриарху молдавской исторической науки, который долгие годы своей научной деятельности посвятил изучению истории этносов, проживающих на территории Молдавии.

Впервые «Чтения памяти И.А. Анцупова» Общественная ассоциация «Русь» провела в ноябре 2006 г. Имя известного ученого объединило тогда более 40 исследователей и представителей этнокультурных организаций, представивших свои исследования по истории, культуре, языку национальных меньшинств Молдавии.

В этом году конференция была проведена в три этапа, чтобы привлечь и научную общественность, проживающую на юге и севере Молдавии. В работе конференции приняли участие доктора исторических наук Василий Стати, Николай Руссев, Николай Червенков, доктор политологии Владимир Аникин, доктора филологических наук Лариса Бортэ, Ирина Ионова, кандидаты исторических наук Петр Шорников, Иван Грек, Сергей Суляк и другие. Конференцию «Земля согласия: этнокультурные взаимодействия в Карпато-Днестровском регионе. Чтения памяти И.А. Анцупова» по праву можно отнести к началу мероприятий, приуроченных к празднованию 650-летия основания Молдавского государства, которое будет широко отмечаться в 2009 г.

Открытие конференции состоялось в Кишиневе и в первый день были проведены две дискуссии «Молдаване в истории: прошлое и настоящее», «Русины в истории: прошлое и настоящее». Эти две темы настолько взаимосвязаны, что обсуждение двух тем дискуссий было решено объединить. Исследователи пришли к единому мнению: именно наличие русинской (русской) составляющей привело к этнокультурным отличиям молдаван от румын (валахов). По окончанию первого дня работы представители Общественной ассоциации «Русь», Патриотического движения «Про Молдова», Ассоциации историков «Родной край» и Ассоциации болгаристов приняли заявление, в котором высказали озабоченность по поводу отсутствия в учебных заведениях курса «История Молдавии», что ущемляет не только права молдавского народа, но и всех национальных меньшинств.

Во второй день работы в Тараклийском государственном университете рассматривались вопросы «Этнокультурного взаимодействия на юге Молдавии». На приглашение Общественной ассоциации «Русь» принять участие в конференции откликнулись трое исследователей из Болгарии: доктора истории Иван Симеонов, Васил Кондов, Славка Петкова.

Тема заключительного дня в Бельцах — «Этнокультурные взаимодействия на севере Молдавии» очень заинтересовала не только преподавателей, но и студентов Бельцкого государственного университета им. А. Руссо. Около 200 человек, собравшихся в зале, живо интересовались вопросами сохранения молдавской и русинской идентичности, их этнической историей и взаимным контактам, задавая докладчикам дополнительные вопросы.


Сергей Суляк, кандидат исторических наук, президент Общественной ассоциации «Русь»:

Мы собрались, чтобы осудить вопросы истории нашего края, которая неразрывно связанна с историей этносов, проживающих здесь. Приятно, что мы пришли к единой точки зрения по вопросу этногенеза молдаван. Все участники конференции согласились, что именно наличие русинской составляющей привело к этнокультурным отличиям молдаван от румын (валахов).

Русины (древнерусское население, само слово «русин» — производное от «Русь») составляли значительную часть населения Молдавии в средние века: 40% в середине XIV в. Большая часть русинского этноса со временем вошла в состав формирующейся молдавской народности. Однако значительная часть русинов (руснаков) сохранила свою этничность. В начале XX в. на севере Бессарабии жило не менее 250 тыс. представителей этого древнего этноса. Сегодня в Молдавии проживает не менее 500 тыс. потомков русинов, причем многие из них сохранили свою культуру, язык и самосознание.

Древнерусская традиция оказала большое влияние на государственные институты Молдавского княжества. Западнорусский (т.е. русинский) язык был языком официальных актов и литературы княжество. До сих пор в основном фонде современного молдавского языка насчитывается более 2 тыс. восточнославянских заимствований.

Также на конференции был поднят вопрос о необходимости серьезной доработки и увеличения количества часов преподавания курса «История, культура и традиции русского народа». Этот курс, продолжительностью чуть больше 30 часов в год, взятых за счет классных часов, в настоящее время для учащихся единственная возможность познакомиться с историей своего этноса. Было отмечено, что программа для школ с русским языком обучения, утвержденная Министерством просвещения, молодежи и спорта, написана неспециалистами и не отвечает поставленным целям. У присутствующих вызвало недоумение само содержание курса, тематически не связанное с данным предметом. Подобные программы должны, на наш взгляд, обсуждаться и приниматься совместно с представителями русских этнокультурных организаций и учителями истории учебных заведений с русским языком обучения. Количество часов, отпущенных на изучение данного курса должно быть не менее двух часов в неделю в начальной школе и один час — в старших классах. Необходимо разработать специальное методическое пособие для учителей. Его содержание должно утверждаться на конкурсной основе, опять же, с привлечением представителей этнокультурных организаций и учителей. Да и ведение самого курса необходимо поручить учителям истории.

Главным итогом конференции является не только то, что в ходе обсуждений мы смогли сблизить свои позиции по основным вопросам истории нашей страны, но и то, что она показала, что научная разработка истории Молдавии и проживающих на ее территории этносов продолжается, несмотря на отсутствие поддержки со стороны государства.

В свою очередь, полиэтничность нашего общества — гарант сохранения Молдавской государственности.


Василий Стати, доктор исторических наук, кандидат филологических наук:

Я хочу подчеркнуть не только своеобразие обсуждаемой проблематики, но впервые примененную форму проведения конференций: в Кишиневе, Тараклии, Бельцах, что позволило нам провести полезный и взаимообогащающий научный диалог с исследователями севера и юга Молдовы.

К сожалению, в последнее время разработка проблемы зарождения и коммунитета молдавского этноса изучается вне академической науки, без поддержки государства.

Общеизвестно, что становление молдавского этноса в Восточном Прикарпатье произошло на основе длительного своеобразного симбиоза волохов (романизированного населения), переселившегося из Трансильвании, и русинов (древнерусского населения). Средневековая этническая картина Восточного Прикарпатья в общих чертах сохранилась в наши дни, особенно на севере Молдовы. Подтверждают это многочисленные примеры из молдо-славянских летописей и древнерусских источников. Румынские историки академики И. Богдан, Д. Ончул, К. Джуреску подчеркивали, что о восточных романцах можно говорить лишь после того, как их представители обогатили свои язык, образ жизни славянским (русинским) элементом. К сожалению, вышеизложенные принципиальные положения, необходимые для понимания этногенеза молдаван до сих пор почему-то игнорируются нашей официальной историографией.

Международная научно-практическая конференция «Земля согласия: этнокультурные взаимодействия в Карпато-Днестровском регионе. Чтения памяти И.А. Анцупова» внесла свой, пусть небольшой, вклад в изучение ранней этнической истории молдаван. В процессе исследования истории всех этносов, проживающих в нашей республике, остается, на мой взгляд, наименее исследованным этногенез титульной нации. История, культура молдаван исключены из учебных программ всей системы образования, из исследовательских планов институтов Академии наук Молдовы.

Невероятно, но Закон об утверждении Концепции национальной политики Республики Молдова, принятый в декабре 2003 г., который определил главные направления государственной поддержки развития и свободного выражения этнической, культурной, религиозной и языковой самобытности всех этнических сообществ, проживающих в Молдове, до сих пор не выполняется в отношении молдаван, которые является, согласно вышеуказанному закону, государствообразующей национальностью.

Остается надеяться, что доклады и сообщения, прозвучавшие на конференции, заставят соответствующие организации обратить внимание на сложившуюся ситуацию.


Петр Шорников, кандидат исторических наук:

90-е годы XX века, в социально-экономическом плане провальные, в сфере исторических исследований дали немало нового. Историк живет в обществе. Сегодня он по-прежнему стоит перед выбором: извращение исторической истины, — либо искажающее ее замалчивание ее существенных фрагментов, — или конфликт с соседним государством. Сотрудники научных учреждений работают по заказу — даже если это так называемый социальный заказ. Тот, кто пытается разрабатывать ту или иную тему, интересующую его, но не лиц, в силу служебных полномочий определяющих сущность социального заказа, лишен возможности публиковать результаты своих исследований. В этих условиях, во-первых, приятно было убедиться, что некоторые ученые сохранили концептуальный суверенитет и верность научному методу. Вопреки политической конъюнктуре они продолжили исследования с научных позиций.

Во-вторых, по некоторым направлениям совершен подлинный прорыв в научных исследованиях. Свидетельством тому — появление в обороте молдавской историографии новых тем, сюжетов, терминов, важнейший из которых, естественно, молдавизм. Молдавизм есть молдавское родовое (этническое, национальное) сознание и приверженность традиционным ценностям молдавского народа: самоназванию «молдаване», лингвониму «молдавский язык» и молдавской кириллической графике, а также совокупности представлений молдаван о себе и о других народах, верность православию и восточной геополитической ориентации молдавского народа. Молдавизм есть выражение молдавской этничности. Пионером разработки тематики молдавизма выступил Василий Николаевич Стати.

Наша работа, следует признать, облегчается тем обстоятельством, что, в отличие от оппонентов, мы оперируем не мифами, а реалиями истории. Противники молдавизма историки-румынисты понимают это и явно избегают обсуждения сущности румынизма. Что это за идеология? Румынский историк Константин Рэдулеску-Мотру, еще в 30−40-е годы изложил основные постулаты этой идеологии в книгах «Румынизм», «Румынская этничность», «Национализм» и других работах. Румынизм он определял лихо: «Румынская этничность есть то, что обычно именуется также Румынизмом. Он содержит структуру, которую придало ему историческое прошлое, [и] энергетический потенциал, с которым румынской нации предстоит преодолевать неизвестность будущего». Пределы «румынского пространства» он определял ареалом проживания восточных романцев — от Адриатики до Буга, а в трактовке румынских пропагандистов времен второй мировой войны — «до врат Азии». То обстоятельство, что на этих землях живут и люди иных национальностей, его не интересовало. Но Рэдулеску-Мотру формулировал идеологию Румынского государства во времена, когда он был огражден от критики государственной власти. Сегодня все-таки иные времена, и современные румынисты еще помнят прошлое молдаван и других народов. Они понимают, что серьезное изучение сущности румынизма означает его разоблачение как этногосударственного проекта, осуществляемого на основе исторических мифов. Это по вненаучным причинам их не устраивает.

Прорывом системы табу, на протяжении почти сто лет блокирующей осмысление исторических процессов, стало возобновление исследований истории русского населения Молдавии. Основные исследования ведутся учеными, работающими вне учреждений Академии наук Молдовы. Книги издаются на спонсорские средства. В целях изучения истории русского (русинского) населения учреждены общественная организация «Русь», издается международный исторический журнал «Русин», открыт сайт «Русины Молдавии» в Интернете. Учеными не просто осуществляется накопление фактических данных по истории русских Молдавии, — что само по себе ценно в научном плане, — но решается вопрос о содержании современной русинской идентичности. С выходом свет книги С.Г. Суляка «Осколки Святой Руси: Очерки этнической истории руснаков Молдавии» этноним русин (руснак) возвращен в научный оборот, восстановлена традиция русинских исследований, прерванных в России еще в годы первой мировой войны. Достижениями науки стало издание коллективной работы «И…разошлись славяне по Земле», посвященной славянскому населению Карпато-Днестровских земель VI—XIII вв.еков, и монографий: И.А. Анцупова «Казачество российское между Бугом и Дунаем», Н.В. Абакумовой «Русское население Бессарабии. XIX — начало ХХ в.», А.Ю. Скворцовой «Русские Бессарабии. 1918−1940: Опыт жизни в диаспоре». Изданы также три сборника статей, посвященных истории старообрядцев, некоторые другие работы по истории русского населения Молдавии.

И, наконец, не без влияния курса «история румын», развернулись в Молдавии исследования этнических историй гагаузов и болгар. Важнейшими достижениями этого направления бы назвал исследования академика М.Н. Губогло «Русский язык в этнополитической истории гагаузов» (М., ЦИМО. 2004), «Именем языка: очерки этнокультурной и этнополитической истории гагаузов» (М.: Наука.2006) и другие, коллективный труд «История и культура гагаузов» (Кишинев-Комрат. 2006), сборники «Курсом изменяющейся Молдовы» (Москва, 2005−2007), подготовленный И.Ф.Греком и Н.Н. Червенковым сборник документов «По пути национальной духовности болгар Молдовы. (Конец 80-х 90-е гг. ХХ в.)(Кишинев.2005)», материалы ряда научных конференций, проведенных в Комрате, Кишиневе, Этулии.

Вся эта работа, повторю, проводится в отсутствие государственной поддержки. Не получили таковой и исследования этнокультурной идентичности молдаван. А поддержка государства необходима. Научный прорыв, обеспеченный энтузиастами, следовало бы подкрепить переориентацией научных учреждений и государственным финансированием исторических исследований и книгоиздания.


Руссев Николай, доктор исторических наук:

Многообразные этнокультурные процессы характерны для данной территории с глубокой древности. В эпоху средневековья здесь сталкивались и накладывались целые ряды переселенческих волн западных, южных и восточных славян. Все они, так или иначе, оставили след в истории становления молдавского народа.

Особенно заметен в истории страны вклад русинов (руснаков, рутенов). Они обитали в крае еще до создания Молдавского средневекового государства и сохраняли свое этническое своеобразие вплоть до XX в. К сожалению, сегодня можно говорить лишь о мелких островках этой быстро ассимилирующейся в среде молдаван и украинцев общности, которую необходимо не только изучать, но и попытаться защитить от полного исчезновения.


Червенков Николай, доктор исторических наук:

Наряду с проблемами болгаристики, что является главным направлением в исследовательской деятельности нашего Тараклийского государственного университета, мы продолжаем заниматься изучением истории Молдавии и всех проживающих в нашей республики этносов. Поэтому мы поддерживаем проведение «Чтений памяти И.А. Анцупова» и рады, что одно заседание было организовано у нас.

Мы признательны наследникам И. Анцупова, которые подарили нашему вузу богатую архивную коллекцию ученого. Для нас это неисчерпаемый источник изучения истории, демографии, экономики Буджака.

Пресс-служба Общественной ассоциации «Русь»

http://rusk.ru/st.php?idar=8969

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  гагауз    23.12.2008 19:06
Подлинная история всегда права.О какой истории румын можно говорить,если в древности его нет,нет народа румын,нет румынского языка,нет румынских территорий на картах истории народов Европы на картах в Англии до 1870 года.Пусть обратятся к английским источникам и потвердят это!Официально. Почему Болгария и Румыния были образованы как государства к 1870 году,и почему одновременно?Отсюда все остальное.А если открыть всю археологию и анализы на ДНК многие клабища на данных территориях.То и история начнется подлинная.Интересная работа у наших историков в будущем!
  раб Божий Андрей    11.01.2008 20:59
Шелоник 11.01.2008 13:56

"…варяги и Рюрик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною…имени Русь в Скандинавии…нигде не слыхано. В наших летописцах упоминается, что Рюрик с родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии. Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Зде явствует, что варяги-русь жили при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов"
"Возражения на диссертацию Миллера" М.В.Ломоносов
  Георгий Филолог    11.01.2008 16:42
Шелонику
Никто знать не может, откуда пошло слово Русь – от шведов, этрусков или Чингис-хана. Важно знать, что мы русские. Также представляется важным разъяснять Западу (долбить, если надо), что слово Russia(n), при установившейся на Западе трактовке, ведет к путанице понятий Русский и Российский. Кроме того, из-за искаженного англосаксонского произношения, слово Russian для нас неприемлемо, когда речь идет именно о русском суперэтносе.
Разве случайно, что русскоязычные переводчики – как правило, нерусские – переводят новости с Запада преднамеренно неправильно: "Russian mafia is a big concern for FBI" – "Русская мафия представляет проблему для ФБР".
Запад не хочет знать разницы между русским и российским, но здешние переводчики ведь знают!
Но Запад не станет писать Russian speaking (русскоязычная) mafia, а переводчики (невежды или русофобы – резщультат один!) не станут уточнять, что мафия – всего лишь русскоязычная, российская (а точнее – советская).
В связи с этим термин Русины (Rusyn, Rusyns или Russ, Russin) представляется замечательным этнологическим противопосталвением географическому и юридическому термину Russian. Только произносить Rusyn, Rusyns или Russ, Russin надо с долгим звуком "у" [ u: ], во избежание искажения смысла и этого слова, для должного отражения этнокультурной принадлежности.

Спасибо Русской Линии за внимание к этим вопросам, к проблемам разделенного русского народа и союзных нам народностей.
  Шелоник    11.01.2008 13:56
А разве слово " русин" произошло не от шведского слова "рус" , т.е. выходец из района Руслаген на востоке Швеции ? Насколько я знаю это слово скандинавского происхождения.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru