Русская линия | 04.12.2007 |
Введение
«Боже, дай мне разум и душевный покой принять
то, что я не в силах изменить, мужество изменить
то, что могу и мудрость отличить одно от другого.»
Молитва о душевном покое
Эта история началась в сентябре 2000 года, когда в станицу Преображенскую Киквидзенского района Волгоградской области приехала группа специалистов из Областного центра «Семья» с целью профилактики наркомании и алкоголизма среди молодёжи. Они выступали перед многими и, наконец, посетили среднюю школу, где автор этой статьи работал учителем истории.
Сначала я был свидетелем того, как психолог вела «работу» с десятиклассниками. Она посадила детей в кружок (приказав мне не вмешиваться, лишив меня права голоса) и начала выпытывать из них, как они относятся к наркомании и алкоголизму. Долго она с ними билась, но без особого успеха: ребята были скованы, хихикали и не поддавались. После я спросил у психолога, каковы же результаты беседы. Она ответила, что эта проблема (наркомании и алкоголизма) не волнует моих детей, в том смысле, что они к этому непричастны. Мне оставалось только посочувствовать в душе её наивности.
Самое интересное началось, когда учителей и родителей собрали в актовом зале, и перед нами выступили нарколог (со скучным докладом на тему, что наркомания — это очень плохо) и некая дама… К сожалению, у меня не было тогда цели запоминать её фамилию.
Её выступление оставило неприятное впечатление: сумбурная, эйфорическая речь с сильной примесью вульгарности, где слова: «Бог», «молитва», «душа» — перемежались с сексуальными понятиями. Она говорила долго, рассуждая о пагубности алкоголизма, и всё свела к следующему: призвала нас бороться с алкоголизмом, создавать группы, работающие по каким-то «12-ти шагам», распространять её идеи дальше, ура и т. д. В конце она призвала нас помолиться (!) о «Душевном Покое» (см.эпиграф). При этом она не забывала кивать в сторону Православной Церкви, якобы они действуют чуть ли не с благословения Владыки Германа, да и вообще, они с Церковью идут к одной благой цели.
С этими «специалистами» мне пришлось встретиться ещё раз, случайно. Когда я работал в храме, то появились они с экскурсией (причём почти все женщины были в штанах и без платков). Они обступили настоятеля и защебетали: «12 шагов», «группы», «вот наш телефон», «обращайтесь»! Это, как выяснилось позднее, называется у них: «донести наши идеи до духовенства».
История эта получила неожиданное продолжение весной 2001 года, когда в мои руки попала любопытная брошюра, присланная в наш районный отдел по делам семьи. Анализ этой брошюры и составляет содержание нашей статьи.
Глава 1. Содержание, цели и задачи брошюры.
Итак, название брошюры: «Комитет по делам семьи Администрации Волгоградской области. Областной центр „Семья“. Информационно-методический бюллетень. Семья — как фактор профилактики алкоголизма и наркомании. Выпуск 6. 3 квартал, Волгоград, 2000.»
Краткое содержание: первая глава брошюры : «Профилактическая работа с семьёй в областном центре социальной помощи „Семья“» — написана В.И. Хныкиной, главным специалистом информационно-методической службы.
Наиболее интересны: Глава 3."Эмоциональное воспитание личности", составленная по материалам книги Коринна Свита «Соскочить с крючка»; Глава 4."Барьеры и ваша семья", составленная по материалам книги Генри Клауда и Джона Таунсенда «Барьеры». Самая интересная Глава 5. «Понимание алкоголизма как семейной болезни. Программа Ал-Анон: 12 шагов, 12 традиций.» — отрывки из книги «Алатин — надежда для детей алкоголиков», Al-Anon Family Group Headquarters.
Итак, сразу запомним, что источники у них иностранные…
Во вступительной статье говорится о росте наркомании и о том, что с ней надо бороться. Бороться они (Областной центр «Семья») предлагают путём профилактики наркомании. Они готовят добровольных просветителей -«волонтёров» (52 студента), которые проводят профилактические мероприятия в школах, ПТУ, общежитиях. Проводятся акции «Молодые-молодым», «Равные-равные», блиц-опросы, сюжетно-ролевые игры в ВУЗах. Проведена одна летняя лагерная смена для 130 детей. Распространяются листовки. При Областном центре «Семья» второй год работает группа самопомощи членов семей «созависимых от ПАВ» (психически активных веществ) по программе «12 шагов».
Когда они приезжали осенью в станицу — это называется «Дни Профилактики на селе». В 2000 г. они разработали программу групповой психопрофилактики «Оптимист».(1,4). — Как видите, действуют они достаточно активно.
Цель их программы: «Снизить распространённость наркомании через активную, конструктивную позицию семьи, имеющей химически зависимых детей».
Задачи программы: 1."Изменить отношение к наркомании как к семейной болезни через личный духовный рост и приобретение новых поведенческих стереотипов«.- Итак, стоит запомнить, что наркомания (и алкоголизм, как выяснится позднее) — это «семейная болезнь» и нужен «духовный рост». А всегда настораживает, когда «специалисты"-психологи начинают заниматься «духом"…
2."Создать возможность семьям с химически зависимыми членами приобретения уникального товарищества с единым вдохновляющим начинанием: преодолеть чувства разочарования и беспомощности, вызванные близкими отношениями с наркозависимыми."
3."Помочь изменить своё мышление, приобрести позитивную самооценку, исследовать личностные ресурсы для успешного решения жизненных проблем". — Задачи в целом размыты и требуют дополнительной информации.
А вот средства, при помощи которых они собираются помочь «сформировать психологическую защиту от стрессов»:
-«смена ориентации приоритетов в достижении жизненных целей;
— умение обесценивать то, чего не смог достичь;
— научиться доверительному общению в группе единомышленников;
— научиться расслабляться в достижении гармонии и спокойствия;
— научиться справляться с тревогами, одержимостью (!-свящ. Алексий), гневом, отрицанием реальных фактов и чувством вины;
— научиться заботиться о своём здоровье, получить навыки здорового образа жизни." — Солидные задачи, не правда ли? Интересно, как они это делают?
Формы работы: консультации, ролевые и деловые игры, дискуссии, мини-лекции, групповая терапия, релаксация.
Заканчивается вступительная статья бодреньким восклицанием: «Работа проводится на бесплатной основе!«(1,5).
Итак, ни цели, ни задачи не дают чёткого представления о их деятельности, работает принцип рекламы: «Приходи — узнаешь!» Что ж, давайте попробуем немного узнать…
Глава 2. «Эмоциональное воспитание личности.»
Как же господа-психологи предлагают нам «эмоционально себя воспитывать», основываясь на вышеупомянутой книге Коринна Свита «Соскочить с крючка»? (Напомним, что брошюра является «информационно-методическим бюллетенем», рекомендованным к применению во всех комитетах по делам семьи нашей области).
Вот как надо «любить себя активно» (некоторые советы):
— «Помните о своих хороших качествах, вместо того, чтобы запоминать плохое."(здесь и далее подчёркнуто мною — с.А.)
— «Продолжайте добавлять в тетрадь список того, что вам нравится в себе, что вы делаете хорошо, и имена тех, кто вас любит.»
— «Разрешайте себе ежедневно получать здоровое удовольствие, делая зависимости излишними.»
— «Заметьте, кто подпитывает вас положительной энергией, и держитесь к этим людям поближе. Доверяйте тем, кто заслуживает доверие.»
— «Откажитесь от убеждения, что вы — „безнадёжный случай“ и „неудачник“, которого „никто не любит“. Если вы думаете так, то это может стать истиной, потому что вы сами убеждаете в этом окружающих.»
— «Действуйте так, как если бы вы были неотразимым, легким в общении, исключительно умным, заслуживающим любви и прочих радостей жизни, и вы будете таким.»
— «Помните, что вы несовершенны — и это прекрасно. Вы — человек, который может ошибаться и исправлять свои ошибки. Совершенство недостижимо, а наличие некоторых изъянов бывает более притягательно, привлекательно и естественно.»
— «Признайте себя таким, какой вы есть — уникальный, оригинальный, человечный.»
— «Живите настоящим, и вы получите большее удовлетворение от жизни."(1,16)
Полный ньюэйджеровский набор (см."Сектоведение" Дворкина А.)! «Положительные энергии», «ваше слово может стать реальностью» (ср. с учением секты «Слово жизни»), «люби себя любимого», получай удовольствие, живи настоящим, главное — я!
А вот «Инструкция для удовлетворения эмоциональных потребностей»:
«Предлагаю два наставления, которые для достижения хорошего результата следует повторять самому себе как можно чаще (по крайней мере, 10 раз в день):
«С этого момента я решаю отказаться от издевательств над собою любым образом и вместо этого буду любить и прощать себя полностью, я буду ценить мой ум и моё тело, я буду помнить, что я хороший и умный, а всё, что мне нужно, это просто расслабиться и получать удовольствие потому, что я живой. Это означает…»
Следует призыв «записать свою первую мысль».
Второе наставление: «Я не буду уступать старой зависимости, как мог бы сделать это одинокий и несчастный человек. Я надеюсь получить помощь. Я теперь совершенно счастлив, очень хорошо живу, могу быть собственным родителем (?! — с.А.), и у меня абсолютно всё получается. Это означает…»(1,17). И вновь тот же призыв записать «мысль».
Таким образом, психологи-психотерапевты (или психотеррористы?) предлагают, позанимавшись духовным блудом, насладившись собственной «уникальностью», «расслабившись», стать потенциальным клиентом психбольницы с диагнозом «шизофрения», «мания величия», «нарциссизм» и тупоумие. Неплохие советы…
Глава 3. «Барьеры и ваша семья.»
Эта глава в брошюре написана по материалам книги Генри Клауда и Джона Таунсенда «Барьеры».
Авторы с ходу учат нас устанавливать барьеры со своими родными в семье. При всей обтекаемости фраз, внешне благих целях, проводится мысль, что есть так называемые «дифункциональные» семьи, привязанность к которым может помешать каким-то высшим целям. Нужно учиться «с любовью» ставить «барьеры» между собой и семьёй, которая тебя не понимает. Даётся любопытный совет: если семья (мама, папа) вас обидела, то вы «простите семью, в которой вы выросли, перережьте связующую нить, и вы освободитесь."(1,19). На эту фразу можно было бы не обратить внимания, если бы не одно «но"… Несколькими абзацами выше приводятся такие слова:
«Зачастую вы пытаетесь удовлетворить какую-то потребность, которую ваша семья в своё время не удовлетворила. Может быть, вы не можете выпутаться из этих сетей из-за потребности быть любимым и понятым. Вы должны понять, что ваши потребности могут быть восполнены только в вашей новой Божьей семье, среди тех, кто теперь стал вашими истинными «матерью, отцом, братьями и сёстрами», которые исполняют Божью волю и любят вас так, как задумал Бог.«(подчёркнуто мною — с.А.).
И далее: «Недостаточно только выявить свою потребность, вы должны добиться её удовлетворения (выделено в тексте — с.А.). Бог желает удовлетворить ваши потребности через Своих людей, но вы должны смириться, найти хороших друзей, впустить добро.«(1,18)
Вот и начала открываться истинная сущность и цель этой брошюрки, рекомендованной к применению во всех комитетах по делам семьи в нашей области! Кто знаком с признаками сект, тот ясно увидит основные черты сектантской идеологии: ваша семья «дифункциональна», «перережьте нити», освободитесь от неё, ведь есть «истинная Божья семья» (читай: мы, наша община, т. е. секта), мы тебя любим, нами руководит Бог, мы у Бога «свои», поможем тебе удовлетворить свои «потребности» (т.е. страсти, похоти). Но ты должен «смириться» (т.е. подчиниться), «найти хороших друзей» (т.е. нас), «впустить добро» (т.е. принять наше учение и исполнять его).
Глава 4. «Понимание алкоголизма. Программа Ал-Анона. 12 шагов.»
Информация про лечение алкоголизма извлечена специалистами центра «Семья» из книги «Алатин — надежда для детей алкоголиков».
В главе «Понимание алкоголизма» говорится, что «в настоящее время существует много методов лечения алкоголизма. Метод Сообщества Анонимных Алкоголиков наиболее широко известен и считается самым эффективным. Алкоголизм более не считается безнадёжным заболеванием, если он замечен и подвергается лечению."(1,21).
В главе «Понимать себя» говорится о том, что наша борьба с алкоголиком в семье не даст должного результата. Нужно «изменить своё мышление», обратить внимание не на алкоголика, а на себя. Для этого мы призываемся посещать собрания сообщества «Ал-Анон"(т.е.Алкоголики Анонимные). Вот что нам предлагается: « Постепенно, посещая собрания, мы начинаем понимать, что во многих наших неудобствах повинно наше отношение к окружающему. Мы стараемся изменить это отношение, больше узнать о том, что мы должны сделать для самих себя, открыть для себя ощущение собственной значимости и любви, начать расти духовно. Центр нашего внимания перемещается с алкоголика на ту область, где мы обладаем некоторой властью — на нашу жизнь."(1,23). — То есть, опять предлагается эгоцентризм.
Какова же программа «Ал-Анона»:
«Выздоровление Единство Служение посредством принятия Шагов Традиций Принципов.
Рекомендации Ал-Анона, касающиеся этих трёх областей, указывают путь к нормальной продуктивной жизни. Они представляют собой некую основу, благодаря которой группы способны вести свои дела в добром согласии."(1,23).
«Выздоровление» достигается «посредством принятия двенадцати шагов» (как это напоминает печально известную «Детку» с её 12-ю советами для выздоровления!).
Вот эти знаменитые «12 Шагов»:
«1.Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над своей жизнью.
2.Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
3.Приняли решение отдать нашу волю и нашу жизнь под защиту Богу, как мы Его понимаем.
4.Мы произвели тщательное и бесстрастное исследование своего поведения.
5.Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
6.Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
7.Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
8.Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
9.Лично возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
10.Продолжали самоанализ, и когда допускали ошибки, сразу признавали это.
11.Стремились путём молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы Его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12.Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применить эти принципы во всех наших делах."(1,23−24).
Итак, предлагается «образ жизни» и внедряется религиозная система: есть «могущественная Сила» — Бог, как «мы Его понимаем». Это их коронная фраза, они её постоянно повторяют и подчёркивают. Этой фразой они однозначно указывают на свою религиозную, сектантскую сущность.
Далее нужно молиться и размышлять для «соприкосновения с Богом» (молиться нужно лишь «о знании Его воли», чтобы её исполнять. (Как известно, Божью волю можно узнать либо в непосредственном откровении (как Моисей, к примеру), либо изучая «Священное Писание», либо через Божьих посредников (учителей, пророков). Как видно из последующего материала — второй и третий способ явно предполагаются.)
Наконец, главный, 12-й шаг — основа существования всех сект: пропаганда своих идей, вербовка, вовлечение в группу, навязывание своего образа жизни. Кто понял эти шаги, тот достиг «духовного пробуждения».
Глава 5. «Единство. Двенадцать традиций Ал-Анона.»
Следующая часть «догматики» — как сохранить единство секты. Делается упор на анонимность, нет якобы видимых руководителей секты, руководство выборное, временное, все решения исходят от «Ал-Анона», некоего «соборного разума» (напоминает анонимность у «Свидетелей Иеговы»).
Авторы подчёркивают догматический характер «12 Традиций»: «Несмотря на то, что эти Традиции носят чисто рекомендательный характер, единство Ал-Анона и, возможно, само его существование (подчёркнуто мною — с.А.) зависит от соблюдения этих принципов."(1,25).
Вот некоторые из этих Традиций:
«1.Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства.» — Характернейший признак тоталитарных сект: приоритет группы над личностью, единство дороже человека.
«2.В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши должностные лица всего лишь облечённые доверием исполнители, они не приказывают.» — Это заведомая ложь, ибо «наше групповое сознание» всегда выражается конкретными людьми, которые, в частности, сочиняют (или им «любящий Бог» диктует?) все эти «Шаги», «Традиции», бюллетени, создают группы, ездят по городам и весям с лекциями. И если книга не подписана, это ещё не значит, что у неё автор — «групповое сознание"…
«3.Единственное условие для членства — наличие проблемы алкоголизма среди родственников или друзей.» — Другими словами, почти любой человек — потенциальный адепт.
С 4 по 9 пункт они пытаются составить себе реноме безобидной общественной организации, которая ни в чём не замешана, а лишь так, чуток занимается духовным утешением семей алкоголиков (хотя если сравнить эти скромные заявления с их претензиями обустроить нормальную, продуктивную жизнь своих адептов с помощью религии, то…)
В 10-й Традиции они сразу отказываются от всяких «дискуссий», желают сохранять «анонимность» во всех контактах.(1,25). Они с порога прогоняют всякую критику, а боязнь критики — основная черта сект.
Особенно оригинальна 12-я Традиция:
«12.Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности."(1,26) — Стирание личности, приоритет «принципа», «анонимность"(ещё номер на шею повесить) — тоталитарная идеология налицо.
В общем, можно сделать вывод, что в число «традиций» Ал-Анона входят: ложь, боязнь критики, прикрытие своей сущности за пустыми фразами, тоталитарная идеология.
На этом брошюра заканчивается, а вернее, обрывается на полуслове. Ведь ничего не сказано про третий уровень: «Служение» и «Принципы». Да и вообще, создаётся впечатление, что всю информацию и не собираются раскрывать до тех пор, пока не вольёшься в их структуру. На форзаце так и написано: «Если у Вас возникли вопросы (.), Вы можете связаться с нами», и приводятся телефоны Областного центра «Семья».
Глава 6. «Группа, собрание»
Не менее самой брошюры интересен вкладыш в неё из 8-ми страниц под названием: «ГРУППА, СОБРАНИЕ. Методическое пособие для проведения групп А.А., Н.А., Ал-Анон.»
В «Предисловии» говорится, что «Сообщество анонимных Алкоголиков — общество без центральной власти, практически без организационной структуры. Оно уникально тем, что в нём — ни в группах, ни на международном уровне — нет ни устава, ни каких-либо правил. Нет и правил внутреннего распорядка, в которых оговаривалась бы обязательность и периодичность проведения собраний. Вместо законов Сообщество А.А. пользуется Двенадцатью Традициями. Его деятельность осуществляется прежде всего через местные группы, причём каждая группа независима."(2,1). — Полный абсурд — идеи на «международном уровне» не могут руководить движением «независимых групп», если не находятся в головах определённых людей-организаторов. «Призрак коммунизма» бродил по Европе не сам по себе, а при направляющей помощи товарищей Маркса, Энгельса и им подобным. Смешно читать про отсутствие правил — что ж такое тогда эти «Шаги», «Традиции»?
Далее: «Работа в группе ведётся на добровольных, инициативных началах. От каждого члена группы товарищи ждут, что он будет работать так, чтобы наилучшим образом соответствовать духу традиций А. А."(2,1). — «Добровольно», значит, но под присмотром «товарищей», которые «ждут"…
А следующие строки недвусмысленно намекают, в чём истинная цель «утешения алкоголиков»: «Залогом успеха является понимание того, что необходимо служить А.А. всевозможными способами. Большинство из нас приходят к мысли, что выздоровление от алкоголизма — это не только подарок каждому из нас, но и обязанность служения Сообществу А. А."(2,1) (подчёркнуто мною -с.А.). — А как известно, секты для того и существуют, чтобы заставлять своих адептов служить себе словом, делом, вербовкой и деньгами.
Вновь и вновь они подчёркивают: «Пятая Традиция гласит: „У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков, которые всё ещё страдают.“ Способность каждого члена А.А. выслушать и понять новичка — это дар Божий. Опыт показывает, что нельзя сохранять трезвость, если не делиться ею с другими.»(2,2)(подчёркнуто мною — с.А.)
Рассказывает член А.А.: «На собраниях А.А. никогда не может быть споров и дискуссий. Возможно, форма публичного спора вообще отнесена к средствам обретения истины весьма ошибочно… Мне больше пользы выслушать другого молча и понять его."(2,2). — Действительно, попробуй только в секте поспорь…
Как же проходит собрание А.А. Длится собрание час-полтора, состоит из трёх частей. (Кстати, читая следующие строки, не забывайте, что в А.А. ну совершенно нет «правил внутреннего распорядка».).
Первая часть собрания, 5−7 минут. Ведущий открывает собрание проникновенными словами о погибших алкоголиках, затем минута молчания, вместе все читают «Молитву о Душевном Покое».-Всё это прекрасно связывает людей психологически: общая скорбь, молитва, интимная дружественность.
Ведущий читает «Преамбулу», все представляются (можно вымышленными именами — ведь главное «не личности»). Новичков приглашают стать членами «Всемирного Сообщества Анонимных Алкоголиков».
Вторая часть длится 40−75 минут. Есть три варианта:
1.Спикерское собрание — 2−3 человека рассказывают о своей жизни по «12 Шагам».
2.Изучение Шагов — Обсуждение шага. Читают отрывки из «Большой Книги» или из книги «12 Шагов и 12 Традиций».
3.Свободная тема. Вот некоторые общие темы для обсуждения на собрании:
1. 12 Традиций.
2."Большая Книга" А.А. («Одни группы обсуждают главу из первых 11 глав книги еженедельно. Другие читают её подряд, главу за главой, каждую неделю.») — Вот ещё один важнейший признак тоталитарных сект — обязательное регулярное групповое штудирование своей литературы. Сразу две цели достигаются: головы адептов засоряются внутрисектантской терминологией, (а кто владеет языком, тот владеет и сознанием); к тому же станет видно: кто ленится изучать, а кто может быть, противится.
3. Книга «Как Билл видит это».
4.12 обещаний.
5.Молитва о Душевном Покое.
6.Принципы (девизы) А. А. (вот они! — с.А.): «Думай», «Живи и дай жить другим»,"Не спеши", «Тише едешь, дальше будешь», «Главное — в первую очередь», «Слава Богу», «Что Бог ни делает, всё к лучшему» — Ах, как свежи, как оригинальны их принципы!
7.Книга «Жить трезвыми«(2,4−5). — В общем, литературы для изучения у них хоть отбавляй, надолго хватит.
А вот ещё специальные темы:
«2. 12 шаг и наставничество (спонсорство)». — «Наставничество» — важнейший термин в молодёжной секте «Церковь Христа».
«11.Принципы важнее личностей.
20.Служение.
21.Благодарность.
23.Проекция важнее планирования.
31.Традиции. Влияние, которое каждая из них оказывает на новичка.
32.Медитация. — (!- с.А.)
33.Бог, как я Его понимаю.
34.Личный духовный опыт и духовное пробуждение.
35.Вера в Высшую Силу.
36.Понимание Бога.
37.Милосердие Бога." (2,5−6)
Как видите, значительная часть тем — религиозные.
Заключительная часть собрания длится 5−7 минут. Ведущий напоминает о полной конфиденциальности всего, о чём говорилось на собрании. Потом начинают собирать «добровольные пожертвования»: «Присутствующие в зависимости от своих желаний и возможностей делают взносы."(2,6). — Обычно члены сект так начинают «желать» пожертвовать, что снимают последнюю рубашку с себя и своих близких.
В конце собрания «все встают, берутся за руки и опять, как и в начале собрания, произносят «Молитву о душевном покое««(2,6).
Представителей общественности (служителей церкви, врачей, правоохранительные органы и др.) они приглашают только на открытые собрания, где выступают «заранее» давшие согласие добровольцы (т.е. показуха). А вот, что происходит на «закрытых» и «рабочих» собраниях — неизвестно.
Глава 7. «Инвентаризация.»
Группам А.А. рекомендуется «честно и бесстрашно обсуждать сильные и слабые стороны деятельности группы» — проводить «нравственно-оценочную инвентаризацию«(2,7). Делают они это путём обсуждения следующих вопросов:
«1.Каково основное предназначение группы?
2.Что ещё может сделать группа для распространения идей А.А.
3.До многих ли мы доходим, принимая во внимание число алкоголиков в нашем городе (районе)?
4.Что сделала группа за последнее время, чтобы донести идеи А.А. до врачей, судей, духовенства и других людей, которые могут помочь нам найти тех, кому нужно А.А.
5.Привлекает ли наша группа алкоголиков только определённого толка, или мы занимаемся людьми из разных слоёв общества?
6.Держатся ли у нас новички или идёт чрезмерный отсев?
7.Насколько активно наше спонсорство? Как его улучшить?
8.Всё ли сделано нами для того, чтобы место для проведения наших собраний было приятным и привлекательным?
9.Всё ли сделано для того, чтобы каждый знал и понимал необходимость и важность работы на кухне и по поддержанию в порядке помещения, других услуг группе?
10.Всем ли членам группы в полной мере предоставлена возможность выступать и участвовать в мероприятиях группы?
11.Тщательно ли подобраны должностные лица группы, имея в виду, что их обязанности очень ответственны и связаны с работой по 12-му шагу?
12.Оказывает ли группа должную помощь работе интергруппы?
13.Предоставляем ли мы всем членам группы возможность быть полностью осведомлёнными о деятельности А.А. во всех её аспектах (выздоровление, единство, служение)?"(2,7−8).
Суть этой «нравственно-оценочной инвентаризации» видна невооружённым взглядом: хорошо ли поставлена наша вербовочная деятельность, везде ли мы внедрились, ко всем ли втёрлись в доверие, всех ли адептов заставили работать («на кухне»), всех ли обработали идеологически, нет ли у нас посторонних. Как-то «нравственностью» тут и не пахнет, а вот «инвентаризация» — налицо: контроль над жизнью группы и каждого члена в отдельности осуществляется в полной мере.
Глава 8. Рекомендации ведущему собрание.
Чрезвычайно интересен второй вкладыш в брошюру из четырёх страниц без нумерации: «Ведущему собрание группы А.А. в помощь» — рекомендации, как вести собрание.
На собрании ведущий должен напомнить, что «А.А. — это общество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма.(.)
Члены А.А. не платят ни вступительных, ни членских взносов. Мы сами себя содержим, благодаря нашим добровольным взносам. (А какая разница: членские ли, добровольные — всё равно ведь: взносы! — с.А.)
А.А. не связано ни с какой сектой (На воре шапка горит? — с.А.), вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением, не вступает в полемику по каким бы то ни было вопросам, не поддерживает и не выступает против чьих бы то ни было интересов. (Т.е. замкнутая система, как и любая секта. — с.А.)
Наша основная цель — остаться трезвенниками и помочь другим алкоголикам обрести здоровый, трезвый образ жизни. (Опять неправда — ибо далее они говорят, что их главная цель: «обрести Бога».-с.А.).
Наиболее значимой личностью на нашей группе является новичок, поскольку мы знаем, что можем сохранить то, что имеем, только отдавая это другим. Для того, чтобы стать трезвыми, мы отказались от своего узкого взгляда на жизнь и учимся жить, опираясь на духовные ценности.(.)
На этой группе мы предпочитаем делиться своим личным опытом и новым сознанием. Пожалуйста, принимайте и отдавайте только то, что к Вам относится, и отбрасывайте остальное. Имейте в виду, что это группа поддержки, а не группа терапии. Воздерживайтесь от посторонних слов, которые могут выражаться в форме советов, обратной связи, прерываний или критических комментариев. Избегая посторонних высказываний, мы создаём безопасную атмосферу для нашей группы и устраняем возможность повторения случаев, когда нас не слушали, высмеивали, критиковали и унижали. Мы поддерживаем, а не критикуем друг друга. Мы принимаем друг друга такими, какие мы есть.
Вы можете задавать вопросы и комментировать выступления, но только после собрания. Мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы, но лучше один на один после группы или в контактах по телефону."(подчёркнуто мною -с.А.)
Ещё раз подтверждается страх перед критикой. А «вопросы после группы» — очень ловкий манёвр: во-первых, забудешь большую часть вопросов; во-вторых, всё будет «один на один», т. е. сознание группы будет в безопасности от твоей критики; в-третьих, легко можно будет выявить всех опасных членов группы, «критиков». Такая практика есть у мунитов и большинства других тоталитарных сект.
Стоит привести целиком текст, как надо заканчивать собрание:
«В заключение я хочу добавить, что мнения, выраженные здесь, это мнения только тех, кто говорил. Примите же то, что Вам понравилось. Истории, услышанные Вами, были рассказаны в доверии и должны оставаться конфиденциальными. Сохраните их только в стенах этой комнаты и в Вашем сознании.
Несколько слов тем из нас, кто ещё недавно с нами:
— какими бы ни были Ваши проблемы, среди нас есть люди, испытывающие их также;
— если Вы попытаетесь держать душу открытой, Вы найдёте здесь помощь;
— Вы постепенно придёте к выводу, что нет столь трудной ситуации, которую нельзя было бы улучшить, и нет несчастья столь большого, чтобы нельзя было его уменьшить;
— мы все несовершенны, и, может быть, наше гостеприимство не показало всю теплоту нашего отношения к Вам, которая есть в наших сердцах;
— через какое-то время Вы откроете для себя, что даже если Вам понравились не все из нас, Вы всё равно любите нас (? — с.А.), а мы Вас;
— говорите друг с другом, говорите откровенно до конца, хоть с одним из нас, и пусть здесь не будет сплетен и критики друг друга;
— пусть будет понимание и мир.
Любовь нашей программы будет вырастать в Вас день за днём.
Просьба присоединиться к нашей молитве." (подчёркнуто везде мною — с.А.)
И следом большими буквами (думаете, «молитва»? Нет, тонкий намёк на толстые обстоятельства):
«НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО МЫ СУЩЕСТВУЕМ НА ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ».
А уж следом идёт «Молитва о Душевном Покое"…
У сектоведов существует даже специальный термин для всего этого: «бомбардировка любовью"…
Глава 9. «Программа в действии.»
Заканчивается всё главой «Программа в действии», которая окончательно убеждает в сектантской сущности деятельности групп, работающих под прикрытием Областного центра «Семья». Вот что они говорят:
«Мы редко встречали человека, который бы строго следовал по нашему пути и потерпел неудачу. Не излечиваются те люди, которые не могут или не хотят целиком подчинить свою жизнь (!!- с.А.) этой простой программе; обычно это мужчины и женщины, которые органически не могут быть честными сами с собой. Такие несчастные есть. Они не виноваты; похоже, что они просто родились такими. Они по натуре своей не способны усвоить и поддерживать образ жизни, требующий неумолимой честности. Вероятность их выздоровления ниже средней.(.)
Истории из нашей жизни рассказывают в общих чертах, какими мы были, что с нами произошло и какими мы стали. Если Вы решили, что хотите обрести то же, что и мы, и у вас появилось желание сделать всё ради достижения цели — значит, вы готовы предпринять определённые шаги.
Некоторым из них мы противились. Мы думали, что можно найти более лёгкий, удобный путь. Но мы такого не нашли. Со всей серьёзностью мы просим вас быть с самого начала бесстрашными в выполнении этих шагов и следовать им неуклонно. Некоторые из нас старались придерживаться своих старых представлений и не добились никакого результата, пока полностью не отказались от них.
Помните, что мы имеем дело с алкоголем — хитрым, властным, сбивающим с толку! Без помощи нам с ним не совладать. Но есть Некто всесильный — это Бог. Да обретёте вы Его ныне!
Полумеры ничем не помогли нам. Мы подошли к поворотному моменту. Всё отринув, мы просили Его о попечении и защите."(подчёркнуто мною — с.А.)
И далее вновь приводятся «12 Шагов», которые характеризуются как «программа выздоровления». Заканчивается глава так:
«Многие из нас восклицали: „Что за режим! Я не могу следовать ему до конца.“ Не отчаивайтесь. Никто из нас не смог совершенно безупречно придерживаться этих принципов. Мы не святые. Главное в том, что мы хотим духовно развиваться. Изложенные принципы являются руководством на пути прогресса. Мы притязаем лишь на духовный прогресс, а не на духовное совершенство.» (подчёркнуто мною — с.А.)
Вывод: как говорят все секты, обещающие здоровье: если метод не помог, то виноват ты и только ты, т.к. не был достаточно «честен». Излечиться можно только «полностью подчинив свою жизнь программе"(т.е. секте). Вновь и вновь требуется слепое повиновение и отказ от всякой критики. И наконец, прямо говорится, что здоровье может быть получено только в обмен на «обретение» их Бога. И в группе вы будете заниматься лишь «духовным прогрессом» (точнее, духовным блудом).
Заключение.
В заключении стоит привести два взгляда на деятельность А.А. у нас в России. Вот мнение врача-нарколога, кандидата медицинских наук, заведующего отделением Московской городской наркологической больницы N17, Данилина А.Г.:
«В начале 30-х годов в Америке люди, которые хотели прекратить употребление алкоголя и наркотика и не находили поддержки в окружающем их мире, объединились в «Ассоциацию Анонимных Алкоголиков». К 1938 году полностью сформировалась программа психотерапевтической помощи бывших алкоголиков и наркоманов друг другу. Она получила название «12 шагов».
Эта программа завоевала признание среди пациентов и специалистов всего мира. Дело в том, что главной задачей программы является изменение взгляда человека на мир, возвращение его к нормальным человеческим ценностям. Практически, речь идёт о реабилитационной программе, «терапевтами» в которой выступают сами больные.
В 1953 году анонимные наркоманы выделились из ассоциации анонимных алкоголиков и до сегодняшнего дня представляют из себя отдельную общественную организацию — братство.
Организация эта абсолютно независимая — бесплатная, немедицинская, негосударственная, естественно, анонимная.
Программа братства опирается на свойственную человеку внутреннюю религиозность, хотя не требует веры в конкретного Бога или принадлежности к какой бы то ни было конфессии."(3,106).
Далее Данилин говорит, что эта программа рассчитана на «среднего американца», привыкшего к посещению психоаналитика, «поэтому стабильно удерживаться в общине, основанной на американских «12 шагах», получается у достаточно небольшого количества наших подростков.
Нам очень бы хотелось, чтобы появились адаптированные к Православию и к отечественным традициям воспитания варианты программы «12 шагов««.(3,109).
Сразу видно, что либерально настроенный врач смутно разбирается в православной догматике и сектоведении, если считает возможной «внутреннюю религиозность» без конфессиональной принадлежности. Это как раз только сектанты любят говорить, что они «просто» христиане. К тому же Данилин слишком на веру воспринимает то, что говорят о себе сами «Анонимные Алкоголики». Для него значимым «фактом» является общемировое признание этого метода (весьма, кстати, сомнительное утверждение). Но мнение Данилина мы потому и привели, что оно типично для большинства узких специалистов, имеющих очень смутные религиозные познания.
Правда, в другом месте Данилин сказал замечательную фразу, несовпадающую с его же либеральными взглядами на эту проблему:
«Любая попытка использования чужой для национального архетипа духовности постепенно, но неминуемо превращается в нашей стране в секту."(3,89). Этим блестящим определением он сам же опровергает всякую возможность адаптировать «Шаги» к Православию.
Приведём мнение человека, более сведущего в религиозных вопросах — протоиерея Алексия Бабурина:
«Что касается деятельности сообществ «Анонимных Алкоголиков» и «Анонимных Наркоманов» в нашей стране, идеи которых легли в основу лечения наркологических больных большинства клиник, то о ней можно сказать, что она только с виду носит безобидный характер. Однако это совсем не так. Настораживает не только то упорство, с каким лидеры «АА» и «АН» добиваются признания у духовенства и мирян Русской Православной Церкви, а прежде всего, их категорическое нежелание упоминать имя Господа нашего Иисуса Христа в своей классической Программе «12 Шагов», хотя на каждом шагу они говорят о Боге.
В предисловии к первому изданию русского перевода книги «Анонимные Алкоголики» безымянные её авторы пишут: «Программа А.А. никогда не обрела бы такого всемирного признания, если бы вкладывала в эти („Бог“, „Высшая Сила“ и т. п. — прот. Алексий Бабурин) универсальные понятия конкретное религиозное содержание. Поскольку понимание духовности в книге гораздо шире, она легко воспринимается католиками, буддистами, атеистами или мусульманами.» Слава Богу, православные оказались более бдительными, их нет в этом перечне.
Лидеры сообществ «АА» и «АН» утверждают, что они не являются религиозным обществом, так как не ставят условием для членства наличие принадлежности к какому бы то ни было вероисповеданию.
Но разве отсутствие принадлежности членов общества к той или иной конфессии исключает возможность обществу «АА» и «АН» быть религиозным?
Кроме того, сторонники «АА» и «АН» заявляют, что они также не связаны ни с какими религиозными организациями или сектами, хотя многие религиозные деятели во всём мире поддерживают их и сотрудничают с ними.
Интересная позиция у сообществ «АА» и «АН»: ни с кем не связаны, а вместе с тем получают поддержку. Создаётся впечатление, что, отрицая на словах религиозное содержание в деятельности сообществ «АА» и «АН», его лидеры вольно или невольно претендуют на роль творцов универсальной религии.
Иначе как понять их обращение к идее Бога? Как известно, главным определяющим признаком религии является вера в Бога. Кстати говоря, только при наличии веры Программы «АА» и"АН" - «12 Шагов» и «12 Традиций» могут работать. Значит, по сути сообщества «АА» и «АН» являются объединением верующих людей. Возникает вопрос: к реальному Богу обращаются анонимные алкоголики или к вымышленному? По-видимому, это им безразлично.
Нет возможности подробно анализировать идейное содержание деятельности «АА» и «АН» с богословской точки зрения, это дело отдельного исследования. Но на одном принципиальном положении «Учения Анонимных Алкоголиков» я всё же должен остановиться.
Согласно утверждениям идеологов «АА», алкоголизм — это болезнь, подобная, скажем, сахарному диабету. Поэтому, с их точки зрения, церковь бессильна помочь больным алкоголизмом людям. А вот сообщества «Анонимных Алкоголиков» — всесильны.
«Алкоголики всех стран и конфессий, объединяйтесь в сообщества „Анонимных Алкоголиков“ — высшую форму соборности, оплот совершенной религиозности, гарантирующие вам здравие и благополучие», — вот подсознательный лейтмотив всех призывов «АА».
Апостол Павел пишет, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор.6,9−10), а Анонимные Алкоголики твердят: алкоголизм — это не грех, это болезнь.
Из православных людей никто не сомневается в том, что злоупотребление спиртными напитками — грех. Вместе с тем, мы знаем, как многократно повторяемый грех переходит в страсть, в данном случае в пьянство, которое со временем приводит к болезни — к алкоголизму.
Заметим, страсть порождает болезни, а не трансформируется в болезнь. Стало быть, и страсть, и болезнь сосуществуют.
Поэтому самой действенной терапией будет та, которая направлена на устранение причины возникновения заболевания, а не на его механизм развития или симптомы.
Нет, пьянство — именно греховная страсть, имеющая своего идола — Бахуса, которому усердно служит всякий, кто упивается хмельными напитками.
Не случайно идеи «АА» и"АН" за 10 лет не прижились ни в братстве трезвости «Отрада и Утешение» (председатель — игумен Иринарх Грезин), ни в приходах Русской Православной Церкви, за редким исключением. А в итоговом документе Второй епархиальной медико-педагогической конференции «Миссия Церкви на рубеже тысячелетий», проходившая в декабре 1999 года в Воронеже, и вовсе читаем: «Считаем, что пропагандируемые и активно внедряемые в России общества «Анонимных Алкоголиков» и «Анонимных Наркоманов» (так называемая «Программа 12 шагов»), насаждаемые из-за рубежа, неприемлемы для Православной традиции«."(3,169−172)
Следует заметить, что о. Алексий сам является опытным врачом-наркологом, много лет своей жизни посвятивший проблеме реабилитации наркоманов. Мы полностью поддерживаем его точку зрения, анализ брошюры Областного центра «Семья» привёл нас к тому же выводу: деятельность этого центра является сектантской, душевредной.
«Семья» активно внедряет свои идеи в общественное сознание. То по телевидению мелькают наркоманы, якобы излечившиеся благодаря этой программе, читают «Молитву о душевном покое». То в газете появилась статья с характерным названием: «Путь спасения лежит через семью». Как оказалось по логике текста, просто забыли взять в кавычки «семью», т.к. явно подразумевается Областной центр «Семья». Основное содержание статьи — то же, что и в брошюре, т. е. призыв создавать группы по «12 шагам», ибо только в этом спасение. Идеолог всего этого — главный специалист центра Таисия Шичкина. В статье вновь проводится попытка заигрывания с Церковью, так говорится, что в их круглом столе участвовали представители «Волгоградского православного университета, служащие Никольской церкви и многие другие."(4,4).
Довелось мне полистать одну из книг, распространяемых на их собраниях. На обложке написано, что это «опирающаяся на учение Христа книга-пособие, которая поможет вам получить доступ к Божией силе и с её помощью справиться со своими проблемами.» Автор книги — «Майк О’Нейл — это Богом избранный и помазанный на исполнение своей миссии служитель.(.) Майк считает, что среда верующих — это наиболее благоприятная почва для прорастания тех зёрен истины, которые он сеет с помощью этой книги.»(последняя страница обложки) «Эта книга уникальна и жизненна, она выстрадана — написана бывшим наркоманом и алкоголиком, сумевшим найти ключ, отправивший его в „четвёртое измерение“ Святого Духа.»(5,4) Майк предлагает «христианизированный» в американском духе вариант жизни по «12 шагам»: «Двенадцать шагов — это Нагорная проповедь, сведённая к двенадцати принципам; если вы примените их в жизни, то получите обетования, найденные вами в этой проповеди. Если вы хотите изучать Писание параллельно с этой книгой, то просто читайте и перечитывайте Нагорную проповедь, чтобы не путаться.»(5.48) Стоит ли дальше цитировать? Можно ли всерьёз воспринимать эти бредни о спасении путём похлопывания «хорошего парня Иисуса» по плечу, пусканием Его в «своё сердце» и «открытием» души для «водительства Святого Духа»?
Деятельность их групп продолжает развиваться, известно даже, что и некоторые православные посещают их собрания, надеясь найти там психологическую помощь. Но, надеемся, мы дали некоторые ответы, касательно той «помощи», которую предлагают эти сообщества. Суммируем всё вышесказанное: деятельность сообществ «АА» и «АН», и всех их ответвлений имеет религиозный, сектантский, насаждаемый из-за рубежа источник. В этих сообществах запрещены критика, открытость, зато всячески насаждаются ложь и тоталитарная идеология. Основная цель этих групп — вербовка адептов и контроль над их жизнью, а впоследствии — использование, «служение» их на пользу организации «всевозможными способами». Эти сообщества отрицательно настроены к традиционным конфессиям, особенно к Православию, зато всячески приветствуют религиозную «всеядность».
Особенно тревожит, что деятельность этой секты имеет официальную поддержку органов власти, вплоть до того, что издаёт свои агитационные брошюры под маркой областного Комитета по делам семьи. Не хочется думать, что власть считает благим делом спасение алкоголиков, наркоманов и их близких путём духовного рабства у секты.
Надеемся, что наша работа предостережёт хоть кого-то от поиска «путей спасения» вне Церкви. Подумайте, стоит ли менять душу на здоровье, как предлагают секты? Ещё раз повторим слова о. Алексия Бабурина, что пьянство, наркомания — это греховная страсть, а не болезнь. Поэтому нельзя «вылечиться» путём «откровенных» разговоров с другими пьяницами, а можно только бороться и победить грех путём правильной духовной жизни по учению Православной Церкви.
P
.S. Сейчас, в 2007 году, как я слышал, «анонимщики» уже не действуют при центре «Семья» (поэтому пусть не обижаются те работники Центра, к которым всё это не имеет отношения), но деятельность свою они не только не свернули, но продолжают расширять во всех направлениях.Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда
Статья впервые опубликована в епархиальной газете Волгоградской и Камышинской епархии «Православное слово», NN4−5, 2006 год.
Литература:
1. Комитет по делам семьи Администрации Волгоградской области. Областной центр «Семья». Информационно-методический бюллетень. Семья — как фактор профилактики алкоголизма и наркомании. Выпуск 6. 3 квартал, Волгоград, 2000.
2. ГРУППА, СОБРАНИЕ. Методическое пособие для проведения групп АА, НА, Ал-Анон.
3. Наркомания: грех или болезнь. М., Даниловский благовестник, 2001.
4. «Аргументы и факты. Нижнее Поволжье.», N13(37), от 29 марта 2001 г.
5. Майк О’Нейл. Право выбора. Двенадцать шагов к целостности. Христианское издательство «Новая жизнь», Киев, 2003.
http://rusk.ru/st.php?idar=8956
|