Русская линия
Радонеж09.10.2007 

Предложения Московской Патриархии по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной культуры в государственных общеобразовательных учреждениях.

Юрисконсульт МП К. А. Чернега сообщила, что Московская Патриархия направила на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова, Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных и религиозных объединений С. А. Попова, Министра образования и науки А. А. Фурсенко письменные обращения по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях.

Содержание этих обращений сводится к следующему.

Согласно п. X Рекомендации 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 24.04.2002 правительства государств-членов Совета Европы призваны «включить информацию о религиозных культурах в школьные программы».

В настоящее время изучение основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется на основании писем Минобразования России от 22 октября 2002 и от 13 февраля 2003 г. в рамках национально -регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.

К числу субъектов Российской Федерации, включивших этот предмет в региональный компонент, относятся, в частности, Белгородская, Брянская, Владимирская, Смоленская и другие области. В Белгородской области «Православную культуру» изучают 141 887 школьников.

Вместе с тем, положительный опыт регионов по включению в базисные учебные планы предметов, направленных на изучение основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры, совершенно проигнорирован законопроектом N 412 299−4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)», принятым 11сентрября 2007 в первом чтении.

Предусмотренные данным законопроектом поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании» изменяют структуру государственного образовательного стандарта и исключают из него национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

В случае принятия законопроекта преподавание основ духовно-нравственной культуры в субъектах Российской Федерации станет невозможным.

Свою позицию по данному вопросу неоднократно высказывала Общественная палата Российской Федерации. Предложения Общественной палаты, учитывающие мировоззренческое и культурное многообразие российского общества, оставлены без внимания разработчиками законопроекта.

Законопроект N 412 299−4 рассчитан на реализацию новых- федеральных государственных образовательных стандартов, которые в настоящее время разрабатываются специально сформированной при Российской академии образования рабочей группой.

Учитывая это обстоятельство Московская Патриархия еще в конце 2006 г. направила в Минобрнауки России и в Российскую академию образования предложения о включении в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» с минимальной учебной нагрузкой 2 учебных часа в неделю по всем годам обучения (1−11 классы).

В составе образовательной области «Духовно-нравственная культура» предложено предусмотреть учебные предметы по истории и культуре основных религий, в том числе учебный предмет «Православная культура»; для учащихся иного вероисповедания, соответственно, учебные предметы «Культура ислама», «Культура буддизма» и т. д.

Для учащихся, которые не изучают курсы религиозной культуры, предложено обеспечить преподавание в это же учебное время аналогичных философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, мораль, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.

Однако, вышеизложенные предложения Московской Патриархии не рассмотрены; рекомендованные ею представители не включены в состав рабочей группы по разработке федеральных государственных образовательных стандартов.

Более того, содержание данных стандартов в целом до сих пор не определено.

В этой связи прошу Вас дать поручение Комитету ГД по образованию и науке отложить рассмотрение во втором чтении законопроекта N 412 299−4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)» до окончательной разработки содержания федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения с включением в них новой образовательной области «Духовно-нравственная культура».

Вместе с тем, Московская Патриархия предложила внести в законопроект следующие поправки.

1. Изложить пп. 1) п. 3 ст. 7 законопроекта в следующей редакции:

" Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1) структуре и содержанию основных образовательных программ, соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется субъектами Российской Федерации, а также участниками образовательного процесса;"

Обоснование: Согласно п. 5 ст. 14 законопроекта определение содержания образования в конкретном образовательном учреждении отдано всецело на усмотрение соответствующего образовательного учреждения.

В целях обеспечения декларированного пп. 1) п. 2 ст. 7 законопроекта единообразия образовательного пространства Российской Федерации федеральный государственный образовательный стандарт должен включать требования к содержанию основных образовательных программ.

В п. 6 ст. 9 законопроекта предусмотрен обязательный учет региональных (национальных) особенностей при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому в субъектам Российской Федерации должно быть предоставлено право наряду с участниками образовательного процесса формировать вариативную часть федерального государственного образовательного стандарта.

3. Дополнить ст. 7 законопроекта пунктами 8 и 9 следующего содержания:

«8. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.

9. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают:

1) величины максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям, годам и ступеням обучения для общеобразовательных учреждений разных ступеней и видов образования, не допускающие ущерба для здоровья детей с учетом их возрастных возможностей;

2) перечень учебных дисциплин, составляющих обязательную часть основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным годам, обязательные минимумы содержания образования и величины минимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам по указанным дисциплинам, причем общий объем учебной нагрузки обучающихся по обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 70% максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям, годам и ступеням обучения в общеобразовательных учреждениях соответствующей ступени и вида образования;

3) величины минимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам обучения, составляющие вариативную часть основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которая формируется участниками образовательного процесса, а именно государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации — в размере не менее 10%, органами самоуправления образовательных учреждений с учетом образовательных запросов семей несовершеннолетних обучающихся и самих обучающихся — в размере не менее 15% величин максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам обучения.

4) требования к результатам освоения основных образовательных программ, включая требования к выпускникам по освоению ими обязательных минимумов содержания образования по учебным дисциплинам, составляющим обязательную часть основной образовательной программы учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования."

Обоснование: Согласно п. 6.1) ст. 9 законопроекта государственные требования к структуре федерального государственного образовательного стандарта устанавливаются Минобнауки России.

Необходимо сохранить действующую редакцию п. 4 ст. 7 Закона РФ «Об образовании», согласно которой основные положения государственного образовательного стандарта должны устанавливаться федеральным законом, а не органом исполнительной власти.

2. Дополнить новую редакцию п. 5 ст. 14 законопроекта абзацем 4 следующего содержания:

" В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, устанавливают к минимуму содержания основных образовательных программ государственные требования, учитывающие региональные (национальные) особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта «

Обоснование: Согласно п. 5 ст. 14 законопроекта определение содержания образования в конкретном образовательном учреждении отдано всецело на усмотрение соответствующего образовательного учреждения.

Вместе с тем, п. 6 ст. 9 законопроекта предусматривает обязательный учет региональных (национальных) особенностей при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому субъектам Российской Федерации должно быть предоставлено право устанавливать к минимуму содержания основных образовательных программ государственные требования, учитывающие региональные (национальные) особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта.

4. Изложить п. 15 ст. 29 законопроекта в следующей редакции:

«К ведению субъектов российской Федерации относится:

15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, разработка примерных основных образовательных программ"

Обоснование: Согласно предусмотренной законопроектом новой редакции абз. 3 п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» примерные основные образовательные программы, с учетом их уровня и направленности, могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Законопроект сохраняет действующую редакцию п. 15 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», согласно которой в ведении субъектов Российской Федерации находится разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

Вместе с тем, из смысла предлагаемой законопроектом п. 6 ст. 9, п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» следует, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать не только отдельные составляющие примерной основной образовательной программы (то есть базисные учебные планы и примерные программы курсов, дисциплин), но также и примерные основные образовательные программы в целом.

5. Изложить новую редакцию абз. 2 п. 5 ст. 14 законопроекта в следующей редакции:

«Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.»

Обоснование: Предложенная законопроектом новая редакция абз. 2 п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» возлагает обязанность по разработке примерных основных образовательных программ на «уполномоченные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования «.

В силу п. 1 ст. 37 Закона РФ «Об образовании» государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В новой редакции абз. 2 п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» необходимо четко (недвусмысленно) указать, что обязанность по разработке примерных основных образовательных программ возложена не только на соответствующие федеральные государственные органы, но также и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Дополнить п. 8 ст. 9 законопроекта абзацем 3 следующего содержания:

«К минимуму содержания дополнительной образовательной программы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, могут устанавливаться государственные требования в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации».

Обоснование: В настоящее время многие граждановедческие, краеведческие курсы, также как и курсы по изучению истории и культуры религий изучаются на факультативах в рамках дополнительных образовательных программ.

Следует предоставить субъектам Российской Федерации право определять минимум содержания дополнительной основной образовательной программы.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru