Русская линия | 11.08.2007 |
Особенно болезненно у нас воспринимались нападки с их стороны на общину церкви св. Николы на Берсеневке и на ее настоятеля игумена Кирилла (Сахарова).
В течение 16 лет берсеневская община была пристанищем для сотен и сотен людей, приезжавших с Украины и находивших здесь приют, а главное внимание к их проблемам. Будем честны: не так много людей, живущих в России, в сердцах которых находят отклик наши боли и переживания. Мне были просто непонятны слова в заявлении хоругвеносцев об исключении о. Павла Поваляева и о. Кирилла (Сахарова), о формальности членства нашего СПБУ в СПБ. Как же так? Мы всегда подчеркивали, что СПБ — одна из немногих организаций, которая сохранила общерусское единство, что братства — это живой мост между православными России и Украины и вдруг такие слова… К сожалению, СПХ очень мало занимался Украиной, а ведь мы на передовой борьбы за общие идеалы.
Теперь, что касается нашего положения. Оно остается тревожным как в церковной жизни, так и в общественном плане. Тот статус, который Украинская Православная Церковь получила в 1990 году, не принес мира и стабильности. Фактически он дал старт переходному для движения УПЦ к полной автокефалии. Связи между нами все более слабеют. Архиереи с Украины редко приезжают в Москву. Растет новая генерация духовенства, которая не училась в духовных школах России и вообще никогда здесь не бывала. Растет напряженность между западной и восточной частями Украины. В некоторых епархиях восточной Украины, например, Криворожской и Луганской, все более растет процент духовенства — выходцев с Западной Украины.
Это люди другого, западного менталитета. В конце мая Синод УПЦ принял постановление об обязательном возношении имени Предстоятеля УПЦ за богослужениями в качестве «отца нашего», наряду с Патриархом Московским. Несомненно, что это еще один шаг на пути к автокефалии. Еще раньше из текста епископской присяги были изъяты слова о верности Московскому патриарху.
Сейчас проходит процесс переоформления собственности приходов в собственность епархий. Большой соблазн среди верующих вызвал обмен наградами между митрополитом Владимиром и архиепископом Павлом с одной стороны, и иудеями с другой.
Не умолкают разговоры о Поместном статусе УПЦ — ряд партий накануне выборов говорят об этом. Особо хотел бы отметить борьбу членов канонической УПЦ (не лучше ли было бы говорить — Православная Церковь на Украине?) за возвращение захваченного раскольниками Троицкого храма в с. Рахманив (это в 40 км. от Почаевской Лавры). Сейчас церковь опечатана, всех задержанных после избиения православных верующих выпустили. Работает комиссия по правам человека. Случай с Рахманив показателен, на нем отрабатывается модель борьбы с каноническим Православием.
Обострилась борьба вокруг древнего храма в Переславь-Хмельницком. На который претендуют филаретовцы.
Продолжается острая борьба православных на Украине против кодов. Удалось добиться отклонения двух законопроектов по этому вопросу. В некоторых регионах Украины отрабатывается модель с пробными паспортами, содержащими биометрические данные. Имеется около 300 случаев, когда суды решали тяжбы по этим паспортам в пользу отказников.
Должен сказать, что в контексте борьбы против антихристианской глобализации церковь св. Николы на Берсеневке стала для многих на Украине символом безкомпромиссного противостояния этому злу. Издающийся у нас в Днепропетровске журнал «Спасите наши души», известный на всю Украину, часто печатает материалы в поддержку общины этого храма.
Хотел бы сказать, что возвращения к прежней модели СПБ никогда уже не будет. Мы всецело поддерживаем решение вчерашней отчетно-выборной конференции СПБ об избрании сопредседателями СПБ В.Б. Лукияника и игумена Кирилла (Сахарова).
Г. Н. Литвинов, председатель Днепропетровского областного отделения Союза Православных братств Украины
10 августа 2007 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=8895
|