28.01.2002 |
Открывая 27-го января Х Международные Рождественские образовательные чтения в Государственном Кремлевском дворце, Святейший Патриарх Алексий напомнил об ответственности общества за судьбу миллионов детей в России, не защищенных от негативных последствий моральной опустошенности окружающего их мира. «Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни невозможен выход страны из затяжного кризиса».
Патриарх считает, что завоеванная политическая свобода «не должна смениться рабством греху и пороку». Касаясь проблем образования в России, предстоятель Русской Церкви предупредил о пагубности ряда программ полового воспитания детей, а также об опасности внедряемых в школьное расписание таких сомнительных «учений», как вальдорфская педагогика, рерихианство, валеология. «Школа, выпавшая из традиций, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, способствует разрушению, а не созиданию общества», — убежден глава Русской Православной Церкви.
В противовес таким «знаниям» Святейший Патриарх назвал курс «Основы православной культуры», выступив за распространение опыта его преподавания в государственной школе. «Не надо бояться, если среди учеников окажутся дети мусульман, иудеев, буддистов. Достижения русской православной культуры — неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы. Добровольное православное образование в рамках государственной системы преподавания не может ущемить прав национальных и религиозных меньшинств», — уверен Патриарх Алексий.
Выступивший на открытии Рождественских чтений министр образования РФ Владимир Филиппов отметил тот факт, что в 2002 году расходы на образование впервые за всю историю российского государства превысили затраты на оборонные нужды. Министр назвал это свидетельством переоценки ценностей в высших эшелонах российской власти.
По словам Владимира Филиппова, на нынешнем этапе обновления российской системы образования «необходимо обеспечить приоритет духовного воспитания, взаимодействуя в этом с Русской Православной Церковью». Именно этот принцип, отметил министр, стал главным и в принятой недавно правительством РФ Концепции модернизации образования, определившей политику государства в этой области на период до 2010 года. Комментируя значение этого документа, Владимир Филиппов подчеркнул, что российские педагоги не будут слепо копировать западные модели образования, но сохранят традиции отечественной школы.
Участники Чтений с тревогой говорили об усиливающейся с каждым днем пропаганде насилия и разврата, особенно со стороны электронных СМИ. «Даже после событий 11 сентября наше телевидение впереди планеты всей по концентрации насилия», — с сожалением отметил президент Российской академии образования Николай Никандров. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктор Зоркальцев выступил за то, чтобы сделать рекомендации чтений реальной действенной базой для обеспечения духовной безопасности страны". Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев внес предложение передать Русской Православной Церкви лицензию канала ТВ-6. «Церковь возвратит это стране миллионами высоконравственных людей», — подчеркнул он.
В работе Чтений принимают участие иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, руководители федеральных органов исполнительной власти, депутаты Госдумы, представители региональных и местных администраций, ученые, православные и светские педагоги, мастера искусств и литературы. Форум собрал пять тысяч участников из различных регионов России и стран СНГ, в том числе с Украины, из Белоруссии, Латвии и Эстонии. Чтения организованы Московской Патриархией, Российской академией наук и министерством образования РФ.
В течение недели на Чтениях пройдут 60 тематических секций и конференций. Предметы дискуссий — современное образование, медицина, русский язык и словесность, проблемы сектантства и наркомании, христианство и наука, история православных святынь, искусство. Торжественное закрытие юбилейных Чтений состоится 1 февраля.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
на открытии Х Международных Рождественских образовательных чтений
27 января 2002 года
?Не препятствуйте детям приходить ко Мне? (Мф. 19. 14)
Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, дорогие братья и сестры!
С духовной радостью приветствую всех вас — людей, посвятивших себя великому и святому делу образования. Вот уже в десятый раз открываются сегодня Рождественские чтения. Среди нас не только священники и педагоги, но и государственные деятели, врачи, ученые, труженики культуры, предприниматели. С каждым годом все больше людей желает принять участие в чтениях. Все шире становится круг обсуждаемых вопросов, все яснее мы осознаём, что именно нужно для подлинного возрождения народа.
Проблемы, обсуждаемые на нашем форуме, актуальны, как никогда прежде. За прошедшее десятилетие они стали общезначимыми. Недаром мы видим здесь руководителей федеральных органов исполнительной власти, депутатов разных уровней, представителей региональных и местных администраций. Надеюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны и ее выход из затяжного кризиса. На протяжении последних лет мы воочию убедились, как может быть беспомощно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на тысячелетнюю народную мудрость, на высший духовно-нравственный идеал.
Наш народ по-прежнему страдает от моральной и мировоззренческой опустошенности. Разве случайно, что почти два миллиона детей оказались выброшенными на улицу, не ходят в школу! А сколько юных душ приобщилось к алкоголю, наркотикам, разврату, с ранних лет познало душевную горечь! Разве уже не ясно, что на путях сугубо человеческих выхода нет и не будет, что ничего доброго не получится без обращения к Богу, Первоисточнику всякого блага, Зиждителю всякой жизни.
Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор. Чему служить — добру или злу? Богу или маммоне? Своему Отечеству и народу или же сиюминутной выгоде, тщеславию и эгоизму?
Церковь возвещает и власть имущим, и простым людям, и всему роду человеческому: без внимания к духовным основам жизни, без Бога, без исполнения Его заповедей, без нравственных приоритетов никакое внешнее благополучие, никакие знания и технологии, никакие вещи и деньги, никакая власть и сила не способны дать человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. Святой апостол Павел пишет: <> (Кол. 3. 2, 12−15). Мир в душе человеческой, мир в семьях и в коллективах соработников, мир в стране и мире немыслим без возрождения духовной жизни.
Уважаемое собрание! Сегодня мы проходим трудный путь очищения от скверны, от всего, что затемняет подлинный лик Русской земли. В возвращении человеку Божественного дара свободы я вижу главное завоевание минувшего десятилетия. Но свобода, обретенная людьми, не должна смениться рабством греху и пороку. ?К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти?, — мудро остерегает апостол (Гал. 5. 13).
Борьба добра и зла ныне достигла чрезвычайной остроты. Если раньше зло предпочитало действовать исподтишка, под покровом ночной тьмы, то теперь оно вышло из подполья и уже почти не прикрывается маской блага и пользы. Зло заявляет о себе все громче и откровеннее, претендуя на то, чтобы стать непререкаемой нормой общественной и личной жизни. Мы пережили период длительного насильственного отторжения от Бога. И на собственном опыте знаем, как внутренне обеднена жизнь, лишенная соприкосновения с Творцом. Все больше понимает это и западный мир, немалая часть которого в свое время добровольно отреклась от Бога, провозгласив себя постхристианским обществом.
Впрочем, теракты в Соединенных Штатах изменили отношение американцев к нравственному содержанию культуры. Были положены на полку десятки уже отснятых фильмов со сценами жестокости и насилия. На американском телевидении сейчас стараются показывать больше программ, вызывающих добрые чувства, пробуждающих патриотизм и сочувствие к страждущим. Приходит понимание того, что увиденное на экране может воплотиться в реальности и обернуться тысячами погибших.
А у нас по-прежнему любое выступление против пропаганды насилия, разврата, цинизма пытаются объявить посягательством на свободу самовыражения. Но недаром многие люди, православные и неправославные, верующие и неверующие, возмущаются такими передачами, как шоу <>. Подобные программы душевредны не только для обитателей стеклянных клеток, но, может быть, еще в большей мере для подглядывающих за чужой интимной жизнью.
Неблагополучная ситуация в обществе не могла не отразиться и на школе, на ее материальном благосостоянии, на учебном процессе, а прежде всего — на духовно-нравственных основах ее бытия. Неразбериха в программах привела к тому, что нередко под предлогом новаций в школу внедряются сомнительные учения, такие, как вальдорфская педагогика, рерихианство, валеология. К сожалению, немногие из педагогов отдают себе отчет в той опасности, которую оккультизм и моральный нигилизм несут незрелым душам.
Конечно, всем нам хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Однако физическое здоровье не может достигаться любой ценой, в особенности ценой здоровья духовного. Забота о здоровье не оправдывает насаждения культа силы и гордыни, унижения убогих и немощных, попыток сказать детям и подросткам, что все, чего они ни пожелают, хорошо и правильно, а вековые нравственные нормы, легшие в основу общественного порядка, якобы являются лишь? пережитками прошлого? и порождают? комплексы?.
Истинное образование есть становление не только плоти, не только ума, но и сердца. Вот почему школа, давая знания и помогая юному человеку вырасти сильным и здоровым, одновременно должна научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктам и страстям.
Все шире распространяется наркомания — новая страшная беда молодежи и всего нашего общества. Этот пагубный недуг растет как снежный ком, поглощая новые и новые жертвы. Одними административными мерами справиться с ним невозможно. Только укрепляя внутреннюю целостность человека, его духовный стержень, можно одолеть эту беду.
Уже не раз с этой трибуны приходилось говорить о развращающих детей программах полового воспитания, которые ничего, кроме вреда, принести не могут. Сумеют ли дети, растленные с малолетства, создать впоследствии полноценную семью и воспитать собственных чад?
Надо с самых ранних лет учить детей бороться с грехом, проповедовать им идеалы целомудрия, чистоты и верности в отношениях между мужчиной и женщиной. Ведь из своего духовного опыта Церковь знает: человек, не умеющий победить блудной страсти, не сможет обуздать в себе и других пороков. Тот, кто заражает детей бациллами разврата в привлекательной упаковке удовольствия, растит будущих преступников. Недаром сурово предупреждает Господь: ?Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской? (Мф. 18. 6).
Школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, — способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты.
Подобная ситуация и в школе, и во всем нашем обществе сложилась не сама по себе. К ней привели семьдесят лет воинствующего безбожия и пренебрежение традиционными ценностями, усилившееся в последние годы. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству, нестяжания, самоотречения, подвижничества.
Думается, что пора распространить опыт преподавания? Основ православной культуры? на все государственные школы России. Законодательство нашей страны позволяет вводить данный предмет в рамках национально-регионального компонента основной образовательной программы или в рамках ее школьного компонента. Конечно, для расширения преподавания этого предмета нужны десятки тысяч преподавателей. Они уже готовятся — и в духовных школах, и в Свято-Тихоновском православном богословском институте, и в Российском православном университете, а с недавнего времени также в рамках высшего теологического образования в светских вузах. Очевидно, следует начать готовить соответствующие кадры в пединститутах, университетах, институтах повышения квалификации. Необходимо, чтобы преподавание? Основ православной культуры? было поставлено на достаточно высокий уровень, дабы духовное наследие народа не оставило безразличным детские сердца.
И не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов. Ведь достижения русской православной культуры суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы, а тем более нашего образа мысли и жизни, веками объединяющего народ.
Во многих школах уже осуществляется добровольное православное образование и воспитание. Такая практика нуждается в расширении. Причем она никоим образом не ущемляет прав национальных и религиозных меньшинств — мы будем только рады, если они смогут реализовать возможность религиозного обучения в рамках государственной системы образования, и такая возможность должна быть перед ними открыта.
Огромную роль играют православные гимназии, лицеи и иные подобные школы, которых становится все больше. Убежден, что они достойны самой широкой государственной поддержки, равно как и воскресные школы, успешно действующие при сотнях приходов и монастырей.
Дорогие участники и гости чтений! Православие — вовсе не идеология, не набор абстрактных убеждений. Это жизнь, наполненная любовью ко Господу и к людям, добрым отношением ко всему творению Божию. Утверждение веры и православного образа жизни должно быть осознано не только как дело духовенства, все еще очень малочисленного, но как забота десятков миллионов мирян, всех здоровых сил общества, с которыми наша Церковь готова теснейшим образом сотрудничать в любом добром деле.
От нас самих зависит, с какими дарами приступим мы к Вифлеемским яслям Христа Родившегося. Совершили ли мы дела добра и милосердия, были ли наши души отверсты покаянию и прощению, содействовали ли мы благодатному единению людей, противились ли пагубным раздорам? Господь побуждает нас непрестанно стремиться к духовному совершенству, утверждать словом и делом высокие идеалы жизни во Христе.
Рождество Господа нашего и Спасителя — это воистину праздник чистых душ. Недаром он так близок, дорог и понятен детям. Этот праздник пробуждает во всяком сердце, даже ожесточенном грехом, удивительное чувство нежности и благоговения к Всемогущему Богу, благоволившему явиться в сей мир беспомощным и беззащитным Младенцем.
Еще совсем недавно подавляющее большинство детей и взрослых было не по своей воле лишено великой духовной радости о Воплотившемся Спасителе. И как отрадно видеть, что сегодня души множества людей, еще пребывающих во мраке неведения Истины, вновь тянутся к теплу и свету Вифлеемского очага. Будем всегда помнить слова Христовы: ?Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное? (Мф. 19. 14).
ОВЦС