Русская линия
Русская линияСвященник Владислав Мишин26.07.2007 

Не прошло и полгода.
Размышления заведующего кафедрой Теологии по поводу письма Президенту 10 академиков

В разгаре лето. Близятся к концу вступительные экзамены в ВУЗы. Преподаватели подводят итоги старого учебного года и в дни отдохновений строят планы на будущий…

Известие, облетевшее многие новостные агентства, сначала привело меня в некое замешательство. Что произошло? Почему сейчас? Более внимательное знакомство с накатившим информационным валом убеждает, что мы имеем дело с тщательно спланированной и хорошо организованной информационной акцией, имеющей очень слабое интеллектуальное обеспечение и очень сильную эмоциональную составляющую.

Налицо многочисленные подтасовки. Я читаю в «Труде»: «Российские ученые выступили против вмешательства православной церкви (так в тексте — свящ. Вл.) во все сферы общественной жизни страны». Вот так. Срезали. Из других источников мы узнаем, что этих ученых — всего 10 человек из всего многочисленного научного сообщества России.

Оказывается, к этому шагу ведущих ученых страны подтолкнули резолюции XI Всемирного русского народного (не национального, как в тексте письма) собора, прошедшего в марте (!) 2007 года. В случае их реализации, решили академики, светским принципам устройства государства и общества в России будет нанесен сильный урон.

О чем говорилось в резолюции «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки»?

Позволю себе обширную цитату:

Участники Собора обращались в Правительство Российской Федерации с предложениями:
— о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии, сохранении теологии как самостоятельного образовательного направления.
— о внесении в Государственную Думу Российской Федерации поправок в соответствующие законы о предоставлении духовным учебным заведениям права государственной аккредитации и признания их дипломов.
— о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и включить этот предмет в соответствующую область федерального образовательного стандарта.
— отозвать поправку к Федеральному Закону «Об образовании» ликвидирующую национально-региональный и школьный компоненты в образовательных стандартах.

О преподавании «Основ православной культуры» сказано уже много. По поводу теологии еще никогда не было таких злобных выпадов. «Что же касается науки, то академики считают недопустимым приравнивать к ней теологию, подчеркнул В. Гинзбург «Газете.Ru». И далее «На каком основании теологию, т. е. совокупность религиозных догм, следует причислять к научным дисциплинам? Любая наука оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой», — пишут ученые в письме президенту. «Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека. Мы не ставим своей целью борьбу с религией, но мы не можем оставаться равнодушными, когда принимаются попытки подвергнуть сомнению научные знания или подменить знания, накопленные наукой, — верой», — говорится в обращении.

Я удивлен. Думаю, вздрогнуло не только теологическое сообщество России (более тридцати государственных и негосударственных ВУЗов имеют кафедры теологии). Вздрогнула и Европа. Как будут подписавшие письмо президенту академики смотреть в глаза своим коллегам из университетов Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии? Ведь в составе государственных учебных заведений этих стран давно и успешно действуют многочисленные теологические факультеты.

Какова предыстория вопроса?

Думаю, для многих наших сограждан будет новостью, что многие российские ВУЗы (в Москве, Туле, Рязани, Омске, Владивостоке, Орле и других городах) имеют или собираются открывать (как, например, Пятигорский Государственный Лингвистический Университет) кафедры теологии.

Не первый год в ВУЗах идет подготовка специалиста по государственному образовательному стандарту «Теология». Прежде всего готовятся преподаватели «Основ православной культуры» для ВУЗов. Разные учебные заведения имеют разную направленность, поэтому специализации у студентов могут быть различными. Например, в РГСУ особо обращается внимание на социальную составляющую служения Православной Церкви и возможности соработничества в этой сфере людей Государства и Церкви. Но до сих пор, выпуская специалистов с записью в дипломе «теолог, преподаватель» мы не имеем возможность набирать наших студентов в аспирантуру по той специальности, которую они получили. Вертикаль теологического образования не завершена. Поэтому с определенной периодичностью предложения по внесению специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии озвучиваются представителями теологического сообщества России на разных уровнях.

На наших глазах запускается маховик очередной компании по дискредитации Русской Православной Церкви. И не просто Церкви, а тех церковно-общественных инициатив, которые в последнее время становятся полем реального соработничества Церкви и Государства в деле поддержания нашего народа.

Что, больше не с чем идти к президенту? За последние полгода, прошедшие с момента опубликования декларации Всемирного Русского народного собора ничего не происходило? Жить стало лучше? Веселее? Российская наука поднимает голову? Молодые специалисты, окончив обучение в России, перестали уезжать на Запад? Уехавшие возвращаются? Толпы оккультистов, парапсихологов, ноосферитов и прочих деятелей лже-науки свернули свою работу на территории нашего Отечества?

Самый мягкий вариант — в своем упорстве несколько выдающихся российских ученых настолько заигрались, что давно утратили чувство реальности.

Вариант более жесткий — их используют в качестве тарана, прикрываясь их заслугами, регалиями — ищут возможность еще раз пнуть Православную Церковь, затоптать те реальные точки роста, поддерживая которые, объединяясь вокруг которых может подняться народ, государство и российская наука.

«Собор считает, что изучение «Основ православной культуры» необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм?» — написали они Владимиру Путину.

Из многочисленных методов манипуляции сознанием авторы письма прибегают здесь к довольно распространенному — прямая ложь, совмещенная с мощным ударом по эмоциональной сфере человека. Откуда у авторов такое неуважение к читателям письма? Где элементарная логика?

И, наконец, позволю несколько слов сказать еще вот о чем. Я, конечно, понимаю — академики, уважаемые пожилые люди… Все что ими написано — не имеет никакого отношения к той жизни, которая бурлит, кипит вокруг нас с вами. Колоссальный духовный вакуум, зачастую беспрепятственное распространение пороков, отсутствие у наших соотечественников нравственных ориентиров… Наблюдая жизнь моей страны и моего народа «изнутри», я имею право сказать про подписавших письмо академиков — страшно далеки они от народа.

По их мнению, Церковь только и ждет, спит и видит, как бы везде проникнуть и везде распространить свое влияние. Вот, я — рядовой священнослужитель. Мне 32 года. Кроме богослужений, которые провожу в нескольких московских храмах, по должности заведующего кафедрой Российского Государственного Социального Университета руковожу работой педагогического коллектива. Как тюремный священник с определенной периодичностью посещаю СИЗО «Матросская тишина». У меня в руках аналитический обзор, подготовленный только что НИИ Федеральной службы исполнения наказаний России. В обзоре — о положительном опыте сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью. Цитата: «Принятие православной веры, воцерковление осужденных, по мнению большинства опрошенных сотрудников УИС (68,8%) носит исключительно позитивный характер». Ну что, давайте запретим людям Церкви бывать в тюрьмах? Что тогда пожинать будем?

Вы думаете, мне нравится бывать в СИЗО? Совсем нет. Там тяжелая атмосфера, запахи, да еще храм наш находится в туберкулезном корпусе и приходят к нам на службу больные люди. Но я хожу туда, как и другие священники нашего благочиния, не получая никакого материального вспоможения за тюремные труды. Почему я это делаю? Прежде всего с надеждой, что за эти скромные труды Бог простит мне мои грехи. И еще. Те люди, к которым мы приходим, они окажутся среди нас — кто-то через несколько лет, кто-то через месяц. Мы, наши дети встретимся с ними — в магазине, на улице, в подъезде. Они озлоблены, многие морально раздавлены. Какой будет эта встреча — зависит и от нас, священников, приходящих в тюрьмы. Мы пытаемся сделать для них хоть что-то доброе, поддержать, примирить их с Богом. Пока я пишу эту статью, первая новость, которая озвучивается на «Эхе Москвы» — ищут преступника, совершившего насилие и убившего маленькую девочку. Наверное, мы с академиками и их семьями живем в разных странах.

Да, чуть не забыл. В конце письма что-то говорилось про провозглашенный государством курс на инновационное развитие. Кроме общеуниверситетского ресурса, единственная кафедра Российского Государственного Социального Университета, имеющая свой сайт, отражающий научную, воспитательную и образовательную работу, — кафедра теологии.

Священник Владислав Мишин, заведующий кафедрой Теологии РГСУ.
26 июля 2007 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=8866

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Хромцова Ольга Олеговна    23.06.2009 16:18
Дорогой брат во Христе, Михаил! Вы абсолютны правы в том, что теснение на Церковь в данном и любом другом случае не только не аргументировано, но и беспочвенно. Ежевневно, мировые новости ничем практически нас не радуют. Церковь является своеобразным остравком спокойствия и мира. Сейчас смотрю на такое явление как Церковь – самая живая и действующая ветвь нашего общества, больница, врач который сам Иисус Христос. Нам сейчас трудно бороться с тем потом агрессии злобных сил, но Господь не оставляет нас, он дает нам каждый день силы жизнь. Научный атеизм ничего не может сделать против Бога, который является Творцом. Самое радостное, когда отверженные атеисты обретают истинного Бога, ибо они не осознают всю свою силу падения и безнравтсвенности. Это люди, которые пытаются вложить в подрастающее поколение знания, но все эти знания мертвы без Бога, и ни один специалист, будучи атеистом или "верющим", который приходит в храм, чтобы задать требы и поставить свечи, не сможет обрести мир и покой на работе. Я ничуть не критикую мирян, но самое интересное, что люди теряют такое драгоценное время, которое дано нам на спасение – они теряют его на узаконение диавольского, лукавого промысла. Сохрани, Вас, Христос и Ангела Хранителя в спутники. Буду молиться о Вас, потому что работа с заключенными – это наша обязанность, пусть даже не прямая, а вытекающая из обстоятельств жизни и Евангельского благовествования. Все мы дети Божии, вся наша радость о Нем – о Распятом. Понимаю и разделяю Вашу боль. Слава Богу за все, крепитесь, яко с нами Бог – ничего не страшно, все будет хорошо. Ольга, г. Чайковский.
  САВИН ИГОРЬ    31.07.2007 21:21
Уважаемый отец Владислав. 1.Объясните мне пожалуйста, чем отличается Закон Божий от ОПК?
2. Почему в светском вузе не учат Закону Божьему?
3.Зачем в светском ! вузе учить именно ОПК, а не Закону Божьему?
4. Почему специалистов для ОПК надо готовить именно в светском вузе?
Я наверно чего-то недопонимаю…
  Lucia    31.07.2007 20:36
Я говорила о средневековье. Или речь идет о Роджере Бэконе?
  Р.Н. Юрьев    31.07.2007 15:29
Это хорошо, раз так. Я действительно никогда не сталкивался с тем, что такое "теология" в светском вузе, поэтому Ваша информация ценна. Надеюсь, и в дальнейшем это будет по сути духовное, а не светское образование.
Людмиле. Теология в западных университетах – это скорее нынешняя философия, не более того. Такими "теологами" были Дарвин, Ньютон, Бэкон и многие другие, которых мы хоть и поднимаем на щит как представителей богословия в науке, но всё-таки стоит признать, что далеки они от настоящего Богословия.
  священник Владислав Мишин    31.07.2007 00:08
Савину Игорю. В светском ВУЗе не учат Закону Божию. В светском ВУЗе готовят специалистов для препрдавания курса "Основы православной культуры" в высших учебных заведениях и дают базовое гуманитарное образование. Для того, чтобы будущий специалист разобрался во внутренней логике православной культуры, он и изучает такие предметы как "История Церкви", "Догматическое богословие", "История и теория христианского искусства" и другие специальные предметы, изучают древнегреческий и церковно-славянский язык, два новых иностранных языка и прочие предметы. Студентов у нас учат не профессора "от научного коммунизма", а приглашаются священнослужители, выпускники Московской Духовной Академии, которые на достойном уровне преподают студентам вверенные им дисциплины. По всем предметам мы, конечно-же пишем учебно-методические материалы. Без них не обходится ни одно высшее уч. заведение. Духовные уч. заведения здесь не исключение.
Признателен всем, кто откликнулся на статью. Завтра продолжу отвечать на возникшие вопросы.
  САВИН ИГОРЬ    30.07.2007 23:09
Лючии.
Пока современные вузы пропитаны как минимум духом атеизма, учить там теологии- бессмысленно.. Вот когда с детства будут учить Закону Божьему, тогда и студентов можно учить теологии уже в вузе.. надо с детства воспитывать подрастающее поколении в православном духе.
  Lucia    30.07.2007 01:22
В средневековье университеты не были светскими. Так что, поскольку мы не станем же подражать католикам и протестантам. то наши университеты нужно преобразовать так. чтобы каждый следующий курс был новым шагом на пути к богословию; царственное богословие будет на последнем курсе. Привет тов.Гинзбургу.
  САВИН ИГОРЬ    29.07.2007 12:43
Прошу разъяснений, наверно я чего -то не понимаю.. Но как это в светском вузе будут "учить" "теологии"? Ведь это не сопромат. На мой взгляд, Закону Божьему могут учить только в церковных учебных заведениях и только священники.
Я не могу и мысленно представить некоего профессора, вдруг вместо научного коммунизма начавшего учить теологии. Чему он научит? А также методички, утвержденные мин.высшего образования по теологии. Там будет так все искажено и утрировано, что не дай Бог. Зачем в светских вузах такая специальность? Не для того ли , чтобы подмять под себя и заменить настоящих священников некими "теологами" в джинсах.
Считаю, что настоящее качественное религиозное образование можно получить только в духовных семинариях и академиях. Вот их и надо открывать, а не в светских вузах кафедры "теологии" вводить.
  Lucia    28.07.2007 12:14
Теология, "царственная теология" была во всех средневековых университетах и венчала собою курс всех наук. Однако то были католики. Нам же нужно вводить богословие, которое надеюсь будут преподавать не отставные культурологи и философы, а люди, облеченные саном. Раньше в гимназиях ведь священники преподавали Закон Божий, а не кто попало.
  Р.Н. Юрьев    28.07.2007 01:10
Честно говоря, предмет "теологии" в светском вузе, да ещё и с учётом "европейского опыта", мне не ясен. Что это? Изучение религии "со стороны"? Или духовное образование? Как бы это не превратилось в "научный" атеизм под маской "научного религиоведения".

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика