Русская линия
Русская линия Сергей Григорьев,
Анатолий Степанов
25.01.2002 

Встреча на Старой площади
конференция по проблемам церковно-государственных отношений

25-го января в Москве состоялась научно-практическая конференция? Государство и традиционные религиозные объединения. Концептуальные основы взаимоотношений на примере Центрального федерального округа?. Конференция проходила в Москве, ее организаторами выступили полномочный представитель Президента России в центральном федеральном округе, Комитет по делам общественных и религиозных организаций Государственной Думы и Межрелигиозный совет России. В конференции приняли участие ученые, представители государственных структур, религиозных объединений, общественных и политических организаций.

Задачу конференции ее организаторы определили следующим образом — выработать рекомендации по концептуальной модели отношений между государством и религиозными объединениями и совершенствованию правового регулирования в сфере государственно-конфессиональных отношений. Основными докладчиками на конференции были полпред Центрального федерального округа Георгий Полтавченко, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Виктор Зоркальцев и председатель ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев). В прениях выступили замминистра образования Леонид Гребнев, замначальника Главного управления Минюста по Москве Владимир Жбанков, депутат Госдумы Александр Чуев, профессор Михаил Кузнецов, верховный муфтий России Талгат Таджуддин, главный раввин Берл Лазар и другие религиозные и общественные деятели и ученые.

Важность церковно-государственных отношений для настоящего и будущего России очевидна ныне всем. Как подчеркнул в своем выступлении Владимир Жбанков, в условиях современного идеологического вакуума особенно возрастает значение Церкви для государства. Помимо культового и социального служения Церковь становится источником национальной идеологии.

ГОСУДАРЕВ ЧЕЛОВЕК

Конференцию открыл своим докладом? Духовность и государственность? полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко.

Институт полпредов, как известно, был создан для укрепления единства государства. И неслучайно сейчас практические контакты госчиновников и религиозных объединений чаще всего складываются именно вокруг полпредов. В условиях, когда губернаторы стали заниматься более свойственной им хозяйственной деятельностью, на полпредов легли стратегические вопросы государственного строительства. А регулирование церковно-государственных отношений закономерно становится одним из главных стратегических вопросов госстроительства. Свидетельством тому является интерес полпредов к этому вопросу. Причем, его проявляют не только позиционирующие себя как православные недавно обвенчавшийся полпред Южного округа Виктор Казанцев и Уральский полпред Петр Латышев, но и религиозно неопределившийся Сергей Киреенко. Дело не в личных качествах полпредов, это объективный процесс.

Тот факт, что главным организатором прошедшей конференции стал Георгий Полтавченко, с одной стороны, не вызывает удивления, а, с другой стороны, отраден для нас, православных, так как он не скрывает своей религиозной принадлежности. Доклад Полтавченко, в котором слышна была обеспокоенность за судьбу Отечества, можно сказать, задал тон конференции, тон взвешенный и конструктивный. Он подчеркнул, что? в религиозной сфере политика государства должна быть максимально точной и выверенной?. Основу решения всех социальных проблем полпред видит? в восстановлении общественных устоев и морали?, и это, на его взгляд, должно стать? предметом общих усилий государства и традиционных конфессий?.

Именно духовность повернет реформы в здравом направлении, без нее невозможны ни возвращение утраченного чувства Родины, ни нравственная мотивация труда, ни укрепление, находящейся под ударом, российской семьи. Полпред недвусмысленно высказался за организацию духовного образования в школе на добровольных началах. Он сообщил, что во вверенном ему округе ведется внешне незаметная конструктивная работа по налаживанию совместных действий государства и Церкви: в 16 областях округа заключены договоры между администрацией и епархиями, в 9-ти областях епархии заключили договоры о сотрудничестве с органами образования.

В заключение, полпред напомнил, что нашу страну испокон веков называли Святой Русью и негоже нам об этом забывать.

ДУМСКИЙ ТРИБУН

После Г. Полтаченко с докладом на тему ?Специфика государственно-церковных отношений в России и перспективы их дальнейшего развития? выступил представитель законодательной власти депутат Госдумы от КПРФ председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктор Зоркальцев.

Он также высказал немало разумных предложений, причем весьма афористично. После невозмутимой манеры говорить у Полтавченко, бросилось в глаза, что на кафедру взошел настоящий думский трибун. Его глубоко назидательная речь пестрела перлами, достойными известного классика? политической прутковщины? Виктора Черномырдина. Так Зоркальцев предостерег: если без подготовки в школы придут сектанты, то мы получим? не Иванов, а Асахаров, родства не помнящих?. Мысль о необходимости сохранения закона 1997 года? О свободе совести? Зоркальцев почему-то выразил пословицей? не трогай хорошо упакованное зло?.

Для последних 14 лет церковно-государственных отношений Виктор Ильич придумал оригинальное название? период безграничного разгула свободы совести?. С тревогой в голосе говорил Зоркальцев об опасности? снизить планку конфессиональной ответственности за духовную безопасность России?. Характеризуя плодотворную работу полпреда Центрального федерального округа Георгия Полтавченко, он вспомнил крылатое выражение Ленина, что эта работа, как и НЭП, ?всерьез и надолго?. Неустанная деятельность комитета по законотворчеству станет для россиян, по изящному выражению думского трибуна, ?залогом устойчивой идентичности?.

Несмотря на такие цветистые обороты, было очевидно, что Виктор Зоркальцев разделяет подходы к решению церковно-государственных отношений, которые были обозначены в докладе полпреда Центрального округа. Представительная власть смотрит на эти проблемы также серьезно, как исполнительная. В Госдуме понимают важность складывающихся церковно-государственных отношений и готовы к ответственной работе по совершенству законодательной основы этих отношений. И это радует.

ЧЕЛОВЕК ЦЕРКВИ

Третий докладчик — митрополит Кирилл — говорил на тему ?Церковь и государство: актуальные проблемы?. Среди таких проблем он назвал: нерешенность вопроса о налогообложении религиозных организаций (некоторые силы пытаются протолкнуть такую практику, которую осмелился ввести только Троцкий и то ненадолго), передача церкви земельных участков и памятников культуры и др. Все эти проблемы требуют вдумчивого, ответственного решения. Владыка Кирилл согласился с мнением Виктора Зоркальцева, что имеющийся Закон о свободе совести является компромиссом между государством и религиозными конфессиями, и этим компромиссом следует дорожить. Прошедшие годы показали, что, пусть даже и не совершенный Закон 97 года сумел хоть как-то упорядочить деятельность религиозных организаций. Каким образом следует решать накопившиеся проблемы? Председатель ОВЦС вполне резонно считает, что имеющееся законодательство надо не менять, а совершенствовать.

Но не все разделяют эту вполне здравую мысль. Некими силами запущен процесс пересмотра? Закона о свободе совести? 1997 г. Причем новый вариант разрабатывается вне какого-либо гласного обсуждения в среде верующих. Готовится текст едва ли не в тайне, позиция религиозных объединений просто игнорируется. Межрелигиозный совет недавно обратился с официальным письмом, в котором изложено мнение по этому поводу традиционных конфессий. Так руководитель группы, готовящей новый текст Закона, даже и обсуждать отказался предложения совета под предлогом их, якобы не конституционности. Становится очевидным, что готовящиеся кардинальные изменения в Законе 97 года, преследуют не интересы общества, а лишь личные интересы составителей документа и тех, кто за ними стоит.

Особенно заметно это, когда речь заходит о так называемом министерстве культов. Необходимость создания такого органа не раз в своих статьях пытались доказать известные религиозные журналисты Щипков, Чапнин и др. Имея немалый опыт и возможности, они с упорством, достойным лучшего применения, пытаются лоббировать интересы тех, кто считает себя обиженными Законом о свободе совести, то есть новообразованных религиозных объединений, связанных с заграничными центрами, и откровенных сектантов. Для них создание нового министерства культов было бы решением всех проблем. Там, где есть чиновники, там всегда есть и возможность продвигать выгодные для себя решения вопросов? гуманитарной помощью?. А в результате в накладе останется абсолютное большинство верующих России, представителей традиционных религий.

Владыка Кирилл подтвердил уже не раз высказанную Патриархом позицию Русской Православной Церкви. Она остается неизменной — Церковь против создания такого ведомства. Какие бы доброжелательные к Церкви люди там не собрались, они все равно будут рассматривать религиозные объединения, как субъекты управления, то есть то, чем надо управлять. А, будучи сами несвободны, госслужащие лишат свободы и Церковь, считает Председатель ОВЦС. Он не назвал имени закулисного? борца за свободу своей совести?, но имя его не является секретом, это заместитель председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ Андрей Себенцов.

И МНОГИЕ ДРУГИЕ

Активность деструктивных политических сил, как оказалось, тревожит не только православных. Серьезную обеспокоенность их действиями высказывают и представители других традиционных религий.

Особенно запомнилось выступление верховного муфтия России, шейха Талгата Таджуддина, который решительно поддержал митрополита Кирилла в неприятии закулисных интриг группы Себенцова. Он справедливо отметил, что именно духовенство традиционных конфессий противостояло зарубежным эмиссарам в те годы, когда со стороны государства им никто не противостоял. Видимо, вдохновившись пламенной речью коммуниста Зоркальцева, шейх сделал неожиданное открытие, что знаменитая фраза Маркса? религия — опиум народа? имеет отношение именно к нетрадиционным для России объединениям и деструктивным сектам. Похвалил собрание и один из главных раввинов России Берл Лазар, ему очень понравилось выступление Полтавченко, который по мнению Лазара, говорил почти как раввин или мулла.

С острой критикой действий правительственной комиссии и лично Себенцова выступил известный юрист, автор проекта концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями В. Жбанков. Вместо того, чтобы помочь религиозным объединениям на местах пройти регистрацию, эти горе-специалисты только запутывают ситуацию своим комментариями.

Но наиболее конструктивным в ходе конференции было выступление заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Александра Чуева. Он рассказал о готовящемся в комитете законе о традиционных религиях. Этот закон должен, по мысли законодателей, определить какая из конфессий будет считаться традиционной, и какими льготами они будут обладать.

КОНФЕРЕНЦИЯ ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

В целом конференция в Администрации Президента, по мнению всех ее участников, безусловно, удалась. Свободный и в тоже время ответственный обмен мнениями по животрепещущим вопросам церковно-государственной жизни востребован и должен быть продолжен. Можно надеяться, что инициатива Георгия Полтавченко положит конец закулисным маневрам недобросовестных? законотехнологов? и сделает доступным не только для участников процесса, но и для широких кругов православной общественности намерения властей и готовящиеся в государстве законы в области вероисповедания. Не случайно конференция привлекла наиболее активных в государственно-церковных связях архиереев Русской Православной Церкви. В ней приняли участие Председатель историко-правовой комиссии митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, Председатель миссионерского отдела архиепископ Белгородский Иоанн и Председатель молодежного отдела архиепископ Костромской Александр.

Русская линия


Рекомендации научно-практической конференции
ГОСУДАРСТВО И ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Заслушав доклады и выступления представителей Администрации Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и других государственных структур, общественных, политических и религиозных объединений, осознавая актуальность и важность сохранения и упрочения межрелигиозного мира, согласия и терпимости в обществе, признавая неоспоримую значимость конституционного принципа свободы вероисповедания, положений международных правовых актов о правах человека, участники конференции выработали следующие рекомендации.

Принятый в 1997 году Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», являющийся результатом компромисса между ветвями государственной власти и различными религиозными организациями, остается значимым фактором общественной стабильности, в достаточной мере обеспечивает условия деятельности религиозных объединений и реализацию гражданами права на свободу совести и вероисповедания. Практика его применения показала, что он содержит эффективные механизмы реализации права на свободу совести, способствует развитию институтов гражданского общества в нашей стране.

По мнению участников конференции, совершенствование российского законодательства о религии должно развиваться по следующим направлениям: выработка законодательной базы для широкого партнерства между государством и религиозными объединениями в самых разных областях, будь то миротворчество, социальная работа, образование и воспитание новых поколений юношества, возрождение национальной культуры, забота о военнослужащих и заключенных. При подготовке нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность религиозных организаций, важно учитывать их позицию и законные интересы, а также привлекать представителей религиозных организаций к участию в разработке данных нормативно-правовых актов, что будет способствовать развитию правовой базы институтов гражданского общества.

Сегодня имеется необходимость в появлении концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями, которая бы стала стратегическим планом законотворчества в данной области и позволила бы регламентировать многие стороны государственно-религиозных отношений. Представляется целесообразным создать межведомственную рабочую группу, включающую представителей религиозных организаций, по разработке концепции.

На современном этапе особенно важным представляется широкое участие Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных организаций России в решении общественных проблем, таких как противодействие пьянству, наркомании и другим социально опасным порокам, сохранение общественной нравственности, воспитание подрастающего поколения, поддержка семьи, материнства и детства, попечение о лицах, содержащихся в исправительных заведениях.

В этой связи заслуживает внимания практика заключения договоров о сотрудничестве между рядом субъектов Российской Федерации и региональными подразделениями традиционных религиозных организаций России в сфере образования, духовно-нравственного, патриотического и правового образования и воспитания населения, а также в сферах культуры, социального и медицинского обеспечения. Этот позитивный, по мнению участников Конференции, опыт может быть использован в других регионах Российской Федерации и распространен на всю Российскую Федерацию в целом.

Необходимо совершенствовать порядок передачи памятников культуры и архитектуры религиозным организациям в целях их дальнейшего использования как в церковной практике, так и в качестве объектов духовного и культурного наследия народов России. Следует также оперативно разрешить проблему передачи земельных участков, фактически используемых религиозными организациями, в их собственность в соответствии с новым Земельным кодексом Российской Федерации, для чего скорейшим образом принять соответствующие региональные нормативные акты.

Другой насущной проблемой остается необходимость восстановления практики максимального освобождения от налогообложения религиозной деятельности и реализации предметов религиозного назначения, для чего представляется желательным внесение поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Сегодня во многих регионах Российской Федерации практически отсутствует возможность реализации гражданами международно-признанного права на получение религиозного образования. Обеспечение права верующих детей и их родителей на то, чтобы содержание обучения в светских школах не противоречило воспитанию, получаемому в семье — одна из задач системы образования. Российская школа призвана дать религиозное образования тем, кто этого желает, в духе верности принципам различных религий. Обеспечить необходимые условия развития религиозного образования может только государство и его институты совместно с образовательными структурами религиозных организаций. Важно поддерживать негосударственные образовательные проекты, служащие укреплению традиционных духовных ценностей, а также усилия российских традиционных религиозных организаций в деле подготовки отечественных богословских кадров для работы в сфере религиозного образования.

Усиление мер по противодействию религиозному экстремизму является одной из первостепенных задач в сфере государственно-церковных отношений. Духовная безопасность государства базируется на последовательном противостоянии любому проявлению религиозного или политического экстремизма. Сохранение и упрочение межрелигиозного мира и согласия в обществе не может быть достигнуто только путем ужесточения карающих механизмов и введения повсеместного контроля. Одним из наиболее продуктивных путей противодействия экстремизму является взаимодействие государства с традиционными религиозными организациями в различных сферах, прежде всего в области образования и воспитания. Обеспечение духовной безопасности страны должно включать защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Программа мер по противодействию религиозному экстремизму должна включать, наряду с мероприятиями законодательного и правоприменительного характера, шаги в области образования, научных исследований, просветительских мероприятий, деятельности средств массовой информации.

Важной и своевременной можно считать деятельность Межрелигиозного совета России, целью которого является координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций по укреплению и развитию их диалога, обеспечению межрелигиозного мира, достижению согласия и стабильности в обществе, предотвращению конфликтов на этнорелигиозной почве.
Москва 25 января 2002 года


ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Александр Чуев

Безусловно, вопрос о традиционных религиозных организациях давно назрел и необходимо его решать. Закон о свободе совести, как он существует сегодня, практически не дает ответа, какие же организации у нас в стране являются традиционными, кроме обозначения в преамбуле Закона о свободе совести тех конфессий, к которым мы должны относиться вроде бы уважительно, и более нет ничего. Действительно существует абсолютное равноправие, абсолютная одинаковость и в методике регистрации, и в методике создания религиозных групп, местных и централизованных религиозных организаций.
Совершенно очевидно, что это приводит к негативным последствиям, и самое печальное заключается в том, что если мы сегодня в этот закон о свободе совести начнем вносить изменения, скажем, рознящие одни организации и другие в отношении облегчения или усложнения порядка регистрации, нас немедленно обвинят именно в том, что мы хотим нарушить свободу совести, нарушить возможность граждан исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакую. В связи с этим назрела необходимость в том, чтобы, сохраняя закон о свободе совести как рамочный, основной, со всеми его, может быть, недочетами и несовершенствами, пойти дальше по пути законодательного процесса. То есть, принять иной закон, который бы регулировал бы отношения государства и религиозных объединений и определял бы статус традиционных религиозных организаций. И на основании такого закона уже вводить изменения в другие законодательные акты, где для традиционных религиозных организаций предусмотреть те или иные льготы, преференции и возможность более тесно взаимодействовать с государством.
Что же касается остальных вероисповеданий, на мой взгляд, если ограничить их возможности рамками общественных объединений. Тем более, что некоторые религиозные организации не зарегистрированные как религиозные, регистрируются как общественные и действуют под видом некоммерческих или общественных организаций. От этого мы не уйдем, ограничить этот процесс мы не сможем, но мы можем упорядочить его по-другому — расширяя возможности для традиционных религиозных организаций, которые, если им помочь, сами смогут противостоять тем нынешним негативным процессам. Но для этого нужно сначала определить, дать какое-то ясное, четкое понимание того, какие организации мы можем считать традиционными.

Мною буквально на днях, был подготовлен соответствующий проект закона о традиционных религиозных организациях Российской Федерации по заданию нашего думского комитета. Мы его сейчас в комитете будем дорабатывать до конца, и предложим всем ведущим нашим религиозным организациям для того, чтобы внести свои правки и предложения. Естественно, предложим и органам государственной власти, для того, чтобы совместно, как говорится, всем миром, подготовить действительно качественный проект закона, создать определенное общественное обсуждение проекта этого закона и внести его в Государственную Думу.
В этом проекте закона предлагается следующий критерий. Понятный критерий, который как бы просится и уже существует, это численность верующих или последователей и сроки существования организации. Но важней оказывается то, что не поддается исчислению: является ли данная религиозная организация неотъемлемой частью исторического духовного и культурного наследия народов России.

В предлагаемом нами проекте закона есть несколько статусов. Есть статус традиционной религиозной организации Российской Федерации. Это те религиозные организации, которые действуют на всей территории России, у которых достаточное число верующих, они существуют не менее 50-ти лет и признаются соответственно неотъемлемой частью исторического духовного и культурного наследия народов России. Второй тип традиционных религиозных организаций — это традиционные религиозные организации отдельных народов России. Какой-то народ в каком-то субъекте Российской Федерации исповедует свою традиционную религию или она традиционна для сего места, для этой территории, или народа. Здесь численные критерии другие и соответственно, подход несколько иной.

Есть исторически традиционные религиозные организации, они не имеют большой численности, они не имеют привязки к отдельному народу или к отдельной местности, ну вот старообрядчество можно назвать такой исторически традиционной религиозной организацией, но тем не менее они внесли очень большой вклад в нашу историю, культуру, в развитие нашего духовного сознания.
Есть и еще статус, который тоже мы нашли уместным ввести, это статус представительства иностранной традиционной религиозной организации. Вы знаете, что закон о свободе совести определяет просто статус представительства иностранной религиозной организации, не понятно какой. Это может быть и вновь возникшая религиозная организация, это может быть и тоталитарная секта или религиозная организация, отстаивающая принципы, глубоко противоречащие основам нашей жизни, основам нашего мировоззрения. Поэтому для того, чтобы здесь также ввести определенное разделение в отношении к этим представительствам вводится понятие представительства традиционной религиозной организации, которое должно подтвердить, прежде, чем оно получит такой статус, традиционность, представляемой им религиозной организации с участием посольства соответствующей страны, то есть посольство дает справку, является ли представляемая этим представительством религиозная организация традиционной или не является.

Теперь о том, кто должен определять этот статус. С нашей точки зрения, это ни в коем случае не должен быть государственный орган наподобие министерства по делам культов или так далее. Если мы вводим такое понятие или вводим такой государственный орган, как здесь уже говорилось, и владыкой Кириллом в том числе, такой орган просто-напросто станет тем ненужным посредником, который на самом деле будет только мешать, а не помогать делу. Предлагается создать государственно-общественный орган и назвать его Федеральной комиссией по поддержке традиционных вероисповеданий, это рабочее название, которое может меняться. Это комиссия, которая создается на следующей основе. Часть ее членов, пять человек в данном случае, предлагаются Советом Федерации, пять человек Государственной Думой, десять человек Президентом Российской Федерации, из которых пять назначаются Президентом по представлению конфессий, религиозных организаций, вероисповедание которых обозначено в преамбуле закона о свободе совести и вероисповедания. В дальнейшем комиссия, рассматривая заявления тех или иных религиозных организаций о признании их традиционными для России с тем или иным статусом и принимая решение о предоставлении такого статуса, религиозная организация, которой этот статус предоставлен имеет право делегировать своего представителя в эту комиссию. Таким образом, у нас есть и представители государства, и у нас есть представители традиционных религиозных организаций. Получается структура, которая будет решать уже другие задачи и основным ее делом, кроме признания статуса или признания факта утраты такого статуса, будет являться реальные действия по оказанию практической поддержки деятельности традиционных религиозных организаций.

Теперь о самом статусе несколько слов, как мы его понимаем. Мы считаем, что, безусловно, этот вопрос не может быть прописан только в этом законе, здесь необходимо изменение целого ряда законодательных актов — закона об образовании, налогового кодекса, закона о средствах массовой информации. Но совершенно очевидно, что именно для традиционных религиозных организаций должны быть предоставлены льготы, прежде всего, по налогообложению, они должны иметь приоритетные, а, может быть, и только они должны иметь возможности серьезного сотрудничества с министерством образования и возможность участвовать в программах государственных и муниципальных образовательных учреждений. И, самое главное, безусловно, они должны иметь возможность участия и бесплатного эфирного времени на государственных и муниципальных СМИ. Правительство может определить, сколько оно готово времени предоставить, а вот эта Федеральная комиссия определяет порядок предоставления такого времени. И соответственно, конечно же, это социальное обслуживание, социальная деятельность, потому что сегодня государство все эти вопросы самостоятельно и не может закрыть, да и не нужно это, ибо есть целый ряд религиозных организаций, совместно с которыми можно сделать больше.
Кроме этого есть еще целый комплекс вопросов, которые выходят за рамки этого закона и не охватываются, но в общем и целом, я хочу сказать, что мы подготовили документ, надеемся на нашу с вами совместную работу по его отшлифовыванию, и мы считаем, что те негативные процессы, которые есть сегодня и идут в правительстве, они в том числе и вызванные, может быть, и нашей низкой активностью. Очень хорошо, что эта конференция собралась, я благодарю представителя президента Георгия Сергеевича, и надеюсь, что она станет определенным рывком, определенным ускорением, которое даст нам возможность решить поставленные задачи.

http://rusk.ru/st.php?idar=886

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика