Радонеж | 28.06.2007 |
Оригинальное мнение. Уж, если быть совсем точным, то по Конституции и светской школы в России быть не может (к слову о терминах).Столь вольная ссылка на Конституцию России говорит лишь об одном: не смотря на достаточно внятное содержание конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, мера возможного поведения верующего человека во многом зависит от личного мнения государственного служащего. Надо ли полагать, что заявление министра — это ответ на запросы гражданского общества? Только, вот, мы говорим о праве, а в ответ видим политику.
Конституция провозглашает человека с его правом на свободу вероисповедания высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), а министр фактически утверждает, что свобода вероисповедания не может быть реализована в подчинённой ему школе (я это так понял. Или министр неудачно выразился?).Конституция устанавливает, что смысл и содержание деятельности министра определяет, в том числе свобода вероисповедания (ст.ст. 18, 28 Конституции РФ), а министерство упорно не хочет слышать об обязанности государства уважать права родителей воспитывать своих детей в вере (ст. 2 Протокола N1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод).Закон позволяет вводить в государственной школе Закон Божий (ч. 4 ст. 5 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»), а нам рисуют контуры религиозного гетто: воскресные и духовные школы, семинарии. Конвенция ООН о правах ребёнка обязывает государство воспитывать у ребёнка уважение к его культурной самобытности и национальным ценностям (ст. 29 Конвенции), а нам навязывают сумму знаний про мировые религии, никакого отношения к этому не имеющих.
Мы говорим об изменении содержания воспитания, которое в силу исторических причин осталось идеологизированным, а нам говорят, что «это по-прежнему, является предметом дискуссий» (РИА-Новости).Дискуссия — это когда тебя, как минимум, слышат.
P. S. Лозунг Института Глобального сотрудничества (Institute for Global Engagement (IGE)), который на пост-советском пространстве учит религиозной свободе, звучит так: «Как можно полнее познайте собственную веру, а с верованиями соседей ознакомьтесь настолько глубоко, чтобы научиться относиться к ним с уважением» (М.Олбрайт. «Религия и мировая политика». М.: 2007, стр. 98).
По-моему, вполне приемлемый для Минобрнауки стандарт в области прав человека на образование и свободу вероисповедания. Не так ли?
Юрисконсульт Московской Патриархии С.Н.Клыков