Daily Telegraph | 27.06.2007 |
«Мусульмане живут здесь уже 40 лет, однако люди по-прежнему должны молиться в чулане, — говорит теолог Турецко-исламского союза в Кельне Сида Кэн. — В городе 120 тысяч мусульман, это 12% населения. Нам не от кого прятаться».
Возведение мечети стоимостью 15 млн фунтов планируется начать осенью и закончить в 2009 году. Кэн, свободно владеющая немецким языком, — убежденная сторонница этого проекта. Она считает, что он поможет интеграции той части населения, которая сегодня считается аутсайдерами. «Когда мечеть построят, мусульмане не станут больше вспоминать о странах, откуда они прибыли, и будут считать своей родиной Германию, — уверена она. — 200 лет назад в Кельне построили первую протестантскую церковь. Процесс интеграции протестантов был долгим, но сегодня они стали полноправными членами общества. Почему мы не можем пойти той же дорогой?»
Однако другие жители Германии полагают, что появление мечети в одном из девяти городских округов Кельна — Эренфельде — и всего лишь в километре от устремленных ввысь шпилей готического Кельнского собора способно разжечь, а не сгладить противоречия. «Этот план непопулярен, — говорит вице-мэр города Йорг Укерман. — Мы не хотим строить турецкое гетто в Эренфельде. Я знаю о таком в Лондонстане и я не хочу, чтобы оно было здесь».
Укерман примкнул к весьма любопытному движению несогласных, объединившему еврейских интеллектуалов и неонацистов. Его возглавляет Ральф Джиордано — известный еврейский публицист, который недавно написал, что Германия стала свидетельницей «столкновения двух совершенно разных культур», и задался вопросом о том, возможно ли их примирение. Утверждая, что за высказывание своего мнения ему грозили смертью, он добавляет: «В каком это мире мы живем, что мне угрожают фетвой в Германии?»
Укерман полагает, что высказывания Джиордано лишь сняли табу с запретной в Германии темы. «До него, если ты критиковал эту чудовищную мечеть, тебя сразу приписывали к нацистам, — говорит он. — Но у нас существует большая проблема с интеграцией мусульман. Это вопрос языка и культуры».
В Турецко-исламском союзе многое делается, чтобы рассеять подобные опасения. «У нас есть курсы немецкого языка, — говорит его представитель Икбал Килик, — а при строительстве мечети будет использовано много стекла, чтобы люди видели, что происходит внутри. Мы хотим быть открытыми».
Но тем, кто предпочитает изящные резные стены Кельнского собора, обещаний недостаточно. «Мы живем в стране религиозных свобод, — говорит настоятель собора Йоганн Бастген. — Я был бы рад, если бы мусульманские страны разделяли те же принципы».
Гарри де Кеттвилль, Кельн
25 июня 2007