Русская линия | Валерий Теплов | 17.10.2020 |
Священномученик Михаил родился 20 октября 1881 года в Саратове. в семье священника Спасо-Преображенской церкви Константина Николаевича Твердовского (1849−1906). У отца Константина с супругой Анной Михайловной было пятеро детей: Александра (ок. 1877), Пётр (1879), Михаил (1881), Николай (1884) и Анастасия (ок. 1889). Все сыновья впоследствии выбрали путь церковного служения и приняли священный сан. В 1884 году семья переехала в Сердобский уезд Саратовской губернии (ныне Пензенская область). Местом служения отца Константина стала церковь Пановской женской обители, а местом жительства семьи — село Давыдовка Сердобского уезда.
С 1891 по 1898 год Михаил учился в Петровском духовном училище (оставлялся на второй год в третьем классе в 1895 году). Затем, в 1904 году, Михаил Константинович окончил Саратовскую духовную семинарию по второму разряду и женился. Супругу его звали Ольга Порфирьевна (1886 г. р.). В апреле 1905 года резолюцией епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганева) Михаил Константинович был определён на священническое служение в Михаило-Архангельскую церковь села Веденяпино Кузнецкого уезда (сейчас — Городищенского района Пензенской области, храм в нём разрушен). В ноябре 1906 года отец Михаил, согласно собственному прошению, стал священником Казанской церкви села Андреевское (Шиловка) Сердобского уезда (ныне — Екатериновского района Саратовской области). За время своего служения батюшка был награждён Преосвященным Гермогеном набедренником (20 мая 1911), епископом Палладием (Добронравовым) — скуфьей (1 апреля 1916). Со дня вступления в должность отец Михаил состоял законоучителем в церковно-приходской школе и деревенской школе в Андреевке. Проживал он в церковном доме.
После Октябрьской революции шиловские крестьяне под предводительством будущего председателя местного Совета Г. И. Кузнецова организовали шествие по селу с красными флагами, разгромили помещичью усадьбу, разрушили недавно возведённую часовню, а Казанскую церковь закрыли и разобрали.
В 1927 года семья отца Михаила стала жить в селе Даниловка Аткарского уезда Саратовской губернии, в котором ещё действовала местная Покровская церковь (в 1934 году местные жители её закрыли и разрушили). В 1930 году батюшка уже жил в селе Колено Екатериновского района, где вместе с супругой был лишён гражданских прав (трёхпрестольный Иоанно-Предтеченский храм в этом селе также был уничтожен). Последний адрес проживания в саратовской области — село Белгаза Екатериновского района. Затем семье пришлось уехать из Поволжья. Сам священномученик Михаил говорил об этом так:
«В декабре месяце 1932 года я приехал в Коломенский район Московской губернии из села Белгаза Нижне-Волжского края. Уехал я оттуда ввиду тяжёлого материального положения, так как сидел почти голодный. Нам, духовенству, совершенно не дают спокойно жить, нас как морально, так и физически преследуют, накладывают непосильные налоги, ссылают в ссылку. <…> В январе месяце 1933 года после богослужения. стали спрашивать, почему я уехал с родины и как живёт народ на моей родине. у нас на родине страшный голод, народ так обнищал, что даже страшно смотреть на него..».
С декабря 1932 года отец Михаил служил в Успенской церкви села Андреевское Коломенского района Московской области. 25 апреля 1933 года он был арестован и помещён в Коломенский дом заключения. Ему было предъявлено обвинение по статье 58−10 УК РСФСР. Священника обвиняли в том, что он «ведёт среди населения систематическую антисоветскую и пораженческую агитацию, предсказывая о скорой гибели советской власти». Вскоре состоялся единственный допрос отца Михаила. 27 мая 1933 года тройкой ОГПУ Московской области отец Михаил был приговорён к трём годам лишения свободы с высылкой в Казахстан.
В начале августа гонимый священник прибыл по этапу в распоряжение Актюбинского Облотдела ОГПУ. 19 августа его отправили для отбывания срока ссылки в распоряжение ОГПУ Убаганского района Кустанайского округа Актюбинской области. Условия ссылки были таковы, что, если при аресте батюшка согласно выданной справке был здоров, то уже через несколько месяцев 1 января 1934 года он был признан неспособным к тяжёлому физическому труду инвалидом с хроническим воспаленим почек с отёками, артериосклерозом и миокардитом. 12 февраля 1936 года измученный исповедник был освобождён из ссылки и вернулся в Россию. В феврале 1937 года отец Михаил устроился в деревне Загородье Максатихинского района Калининской области и служил в местном деревянном Спасо-Преображенском храме.
Новый арест последовал 8 сентября 1937 года. Максатихинским РО УНКВД по Калининской области священник был заключён под стражу по обвинению в антисоветской агитации — в рамках исполнения Оперативного приказа НКВД СССР № 447 от 30 июля 1937 года, по которому в Калининской области предписывалось расстрелять тысячу человек. При обыске была изъята семейная переписка.
На следующий день в райотделе УНКВД поселка Максатиха отец Михаил был допрошен. Из близких родственников он назвал брата — священника Николая Твердовского и сестру — Александру Константиновну Лебяжьеву, супругу священника Алексия Ивановича Лебяжьева. На вопрос следователя:
— Скажите, какую проводили контрреволюционную деятельность среди населения, подтвердите [то, что] следствию известно.
Священномученик ответил:
— Я, Твердовский, среди населения контрреволюционную деятельность не проводил. Больше дополнить ничего не могу. Записано с моих слов правильно, в чём и расписуюсь.
На этом допрос закончился.
Спустя четыре дня, 13 сентября, следователь попытался вторично сломать пастыря, твёрдо стоявшего на своей невиновности перед законом. К этому времени были получены показания трёх «свидетелей», которые снабдили следственные органы написанными как под диктовку «подтверждениями» того, что отец Михаил якобы вел антисоветскую агитацию. В этом протоколе всего один вопрос:
— Скажите, Твердовский, признаёте ли себя виновным в проводимой вами среди населения контрреволюционной деятельности?
— В предъявленном мне обвинении в проводимой мною контрреволюционной деятельности среди населения я, Твердовский, виновным себя не признаю, поясняю следующее, что проживая [в] дер[евне] Загородье, контрреволюционную деятельность не проводил. Больше показать ничего не могу. Записано с моих слов правильно, в чём и расписуюсь.
В тот же день было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось: «следствием установлено, что Твердовский Михаил Константинович среди крестьян проводит контрреволюционную деятельность, что подтверждается свидетельскими показаниями. Допрошенный в качестве обвиняемого. в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но свидетельскими показаниями его контрреволюционная деятельность подтверждена». Следственное дело было направлено на рассмотрение Тройки УГБ УНКВД по Калининской области.
15 октября 1937 года Тройка при УНКВД по Калининской области приговорила священника Михаила Твердовского к высшей мере наказания. Отец Михаил был расстрелян в час ночи 17 октября 1937 года в посёлке Максатиха.
Священномученик Михаил прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.
Супруга мученика, Ольга Порфирьевна, к тому времени уже скончалась. У них с матушкой в семье было трое детей: Константин (род. 22 июня 1908) и две дочери Ольга (1917) и Александра (род. 19 марта 1919). Сын служил младшим лейтенантом и погиб в феврале 1942 года в районе Ладожского озера, о судьбе дочерей ничего не известно.
+ + +
Старший брат священномученика Михаила, Пётр Константинович Твердовский родился в 1879 году, окончил курс Петровского духовного училища, а затем — в 1901 году — Саратовской духовной семинарии. В августе того же года он был назначен псаломщиком Свято-Троицкой церкви села Чибирлей Кузнецкого уезда, а в мае 1902 года он стал священником Михаило-Архангельской церкви села Турзовка Петровского уезда. В августе 1905-го последовал перевод в Казанскую церковь села Чунаки Петровского уезда, где священник был также утверждён в должности законоучителя земско-общественной школы. В августе 1906 года местом служения отца Петра стала Николаевская церковь села Средники Сердобского уезда, где он также был назначен на должность законоучителя Ново-Николаевского земско-общественного училища. В 1910 году пастырь был награждён набедренником, а с марта 1917 года утверждён в должности благочинного 5-го округа Сердобского уезда. По данным 1924 года — служил там же.
Первый арест отца Петра последовал в 1929 году. Его обвинили по статье 58−10 УК РСФСР и приговорили к высылке в концлагерь Северного края. По возвращении из лагеря отец Пётр работал на Саратовской селекционной опытной станции. Но 4 ноября 1937 года его арестовали вторично, священник находился в заключении в Саратовской тюрьме № 1. 29 ноября 1937 года Тройкой при УНКВД по Саратовской области был вынесен приговор: высшая мера наказания. Священник Пётр Твердовский был расстрелян 4 декабря 1937 года, в 22 часа. Он, как и ряд других мучеников и исповедников Саратова, покоится на Воскресенском кладбище, но точное место захоронения неизвестно. У его вдовы — Анны Николаевны (в девичестве Волконской) — осталось шестеро детей. Реабилитирован по обоим делам в 1989 году.
+ + +
Младший из братьев — Николай Константинович Твердовский — также окончил Петровское духовное училище и Саратовскую духовную семинарию и с 1905 года служил надзирателем Вольского духовного училища. В январе 1911 года он стал священником Михаило-Архангельской церкви села Малые Сестрёнки Балашовского уезда с назначением окружным миссионером по расколо-сектантству. В марте 1915 года отец Николай был перемещён к Троицкой церкви села Сосновка Сердобского уезда (ныне — Бековский район Пензенской области) и назначен заведующим и законоучителем церковно-приходской и земской школ. В 1916 году отец Николай был награждён набедренником, воспитывал с супругой Анной Анатольевной двоих детей.
15 сентября 1937 года батюшка был арестован безбожной властью по обвинению в антисоветской агитации и заключён в тюрьму Аткарска Саратовской области. Он проходил по групповому делу об «организации из числа церковников антисоветской группы, проведении нелегальных сборищ» (статья 58 пункты 10 и 11 УК РСФСР). 29 сентября 1937 года отец Николай был приговорён Тройкой при УНКВД СССР по Саратовской области к высшей мере наказания и расстрелян 25 декабря (по другим данным — 19 октября) 1937 года.
+ + +
Судьба трех саратовских братьев-священников оставшихся верными своему священническому долгу и продолжавших своё пастырское служение, была общей и трагической. Но они исполнили завет апостола Павла из его послания к жителям города Колоссы. Когда-то апостол, радуясь о твердости их веры во Христа, писал: Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходи́те в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением (Кол. 2, 6−7).
Теплов В. В. Твердость во Христе // Православная вера, № 21 (593), август, 2017. С. 8−9.
http://rusk.ru/st.php?idar=88329
|